Научная статья на тему 'Право граждан на проведение публичных мероприятий: понятие, содержание и перспективы правового регулирования'

Право граждан на проведение публичных мероприятий: понятие, содержание и перспективы правового регулирования Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
5128
871
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
правовое регулирование / права граждан / публичные мероприятия / митинг / демонстрация / legal regulation / the rights of citizens / public meetings / rallies / demonstrations.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Антонова Л. Б., Каширина Ю. П.

В статье рассматриваются проблемы реализации прав граждан на проведение публичных мероприятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Антонова Л. Б., Каширина Ю. П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article considers the problems of realization of the rights of citizens to hold public events.

Текст научной работы на тему «Право граждан на проведение публичных мероприятий: понятие, содержание и перспективы правового регулирования»

постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации [от 11 января 2007 года (ред. от 02.04.2013 г.) № 2] // БВС РФ. 2007. № 4.

4. Михайлов В.И. Свод законов 1832 г. и Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1845г.: общая характеристика / В.И. Михайлов // История государства и права. 2010. № 24. С. 16-21.

5. Савельева В.С. Основы квалификации преступлений: учебное пособие. В.С. Савельева 2-е изд., перераб. и доп. М.: Проспект, 2011. 356 с.

6. Уголовное право Российской Федерации. Общая и Особенная части: учебник / Т.Б. Басова, Е.В. Благов, П.В. Головненков и др.; под ред. А.И. Чучаева. М.: КОНТРАКТ, ИНФРА-М, 2013. 652 с.

Антонова Л. Б., Каширина Ю.П.

ПРАВО ГРАЖДАН НА ПРОВЕДЕНИЕ ПУБЛИЧНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ: ПОНЯТИЕ, СОДЕРЖАНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

Воронежский институт МВД России, Воронежский экономико-правовой институт

Ключевые слова: правовое регулирование, права граждан, публичные мероприятия, митинг, демонстрация.

Аннотация: в статье рассматриваются проблемы реализации прав граждан на проведение публичных мероприятий.

Keywords: legal regulation, the rights of citizens, public meetings, rallies, demonstrations.

Abstract: The article considers the problems of realization of the rights of citizens to hold public events.

Право на проведение публичных мероприятий является неотъемлемым элементом конституционно-правового статуса гражданина России в политической сфере. Нормативно закреплено это право в статье 31 Конституции РФ [1]: «граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование».

Свобода мирных собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований была и остается базовым элементом конституционно -правового статуса гражданина и инструментом непосредственной демократии независимо от того, выражается ли в рамках мероприятия согласие или протест проводимой государственной политике.

Ограничение рассматриваемой свободы может допускаться в строго определенных Конституцией случаях, а основания ограничения должны быть понятны и допустимы для граждан страны. В противном случае, возникает вероятность политического кризиса, обусловленного разочарованностью граждан властью. Иногда под сомнение может быть поставлена сама легитимность государственно-властных структур. Как и у любого социально-правового явления, у свободы публичных мероприятий есть и «обратная сторона», связанная со злоупотреблением права на проведение мирных собраний. Формы проявления противоправного использования свободы собраний многообразны: от дезорганизации транспортного и иного сообщения до распространения в ходе мероприятия сведений экстремистского характера.

В отечественном законодательстве до сих пор не существует легального определения права на проведение публичных мероприятий.

Так же и в юридической литературе в настоящее время нет единого подхода к тому, как называть рассматриваемое право личности. Право граждан на проведение публичных мероприятий может рассматриваться как «право собраний и свобода манифестаций»[4]. Под правом собраний понимается одно из основных прав граждан, согласно которому граждане имеют неограниченную возможность собираться в закрытых помещениях, доступ в которые в принципе может быть ограничен устроителями собрания.[5] Свобода манифестаций - это «одна из основных конституционных политических свобод граждан. Представляет собой возможность проводить демонстрации, шествия, митинги, пикеты и осуществлять любые другие выступления под открытым небом». [6]

Указанное право непременно состоит из правомочий по его реализации через формы, перечисленные в Федеральном законе от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях»[3].

Делегированные гражданам Конституцией правомочия в рассматриваемой сфере могут быть реализованы путем использования:

• права проводить собрания;

• права проводить митинги;

• права проводить демонстрации;

• права проводить шествия;

• права проводить пикетирования.

Право на проведение публичного мероприятия может быть реализовано в активной и пассивной форме. Следовательно, и субъектов этого права можно разделить на активистов-организаторов и

пассивных участников, пришедших специально или оказавшихся случайно на территории, где проводится манифестация.

Наряду с отраслевым федеральным законом от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» право на проведение массовых акций регулируется также региональным законодательством и подзаконными нормативными правовыми актами органов исполнительной власти субъектов РФ.

Достаточно спорна, на наш взгляд, практика определения на региональном уровне исчерпывающего перечня мест вероятного проведения массовых мероприятий. Так, Постановлением Правительства Воронежской области от 19 декабря 2012 года определен Перечень единых специально отведенных мест проведения публичных мероприятий на территориях муниципальных районов и городских округов Воронежской области.

Основным способом взаимодействия органа власти с организатором публичного мероприятия до его проведения выступает процедура приема уведомления. Согласно части 1 статьи 7 Закона № 54-ФЗ организатор публичной акции обязан не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения мероприятия подать в письменной форме уведомление, содержащее базовую информацию о планируемой манифестации. Исключение составляет групповое пикетирование, уведомление о котором подается не позднее, чем за три дня до его проведения. Аналогичные сроки подачи уведомлений прописаны и в соответствующих региональных нормативных правовых актах. Многолетняя практика применения этой нормы подтверждает разумность и достаточность зафиксированных сроков подачи уведомления, которые с одной стороны, несущественно обременяют организаторов акции, а с другой позволяют компетентным органам власти полноценно подготовиться к обеспечению порядка во время ее проведения.

Направляемое в орган власти уведомление должно содержать полные сведения о цели, форме, месте проведения и маршрутах движения участников, а в случае, если акция будет проводиться с использованием транспортных средств, информацию об их использовании, о дате, времени начала и окончания мероприятия иные установленные законом требования.

Примечательно, что орган власти не имеет права отказать в принятии уведомления, даже если нарушены процедурные или содержательные требования к подаче уведомления. При получении уведомления, уполномоченное должностное лицо органа власти

обязано документально подтвердить факт его получения, указав при этом дату и время. Далее в течение трех дней орган передает организатору акции обоснованные предложения по изменению места, даты и времени проведения публичного мероприятия, а при выявлении несоответствия целей, форм и иных условий проведения публичной акции требованиям нормативных правовых актов - предложения об устранении обнаруженных недостатков.

Итак, в условиях становления гражданского общества в России, крайне важным представляется решение гражданским обществом и органами власти задачи по строгому и единообразному соблюдению нормы действующего Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях». Основным направлением этой деятельности является организация взаимного конструктивного диалога между общественными институтами, выступающими инициаторами и организаторами акций, и уполномоченными на санкционирование и обеспечение публичного мероприятия органами государственной власти и местного самоуправления. Злоупотребление предоставленными правами, как первой, так и второй стороной, ведет исключительно к нарастанию конфликта в обществе и критике государственной власти.

Анализ практики применения Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» показывает, что при всей своей прогрессивности он, к сожалению, недостаточно технологичен. Так, в силу некоторой недоговоренности отдельных формулировок он наделяет органы власти излишне широкими дискреционными полномочиями в рамках процедуры согласования планируемого публичного мероприятия.

Высказанные замечания позволяют говорить о необходимости закрепления в указанном законе:

- обязанности органа исполнительной власти субъекта РФ или органа местного самоуправления по отслеживанию информации о готовящихся публичных мероприятий с целью доведения до сведения их организаторов информации об установленной норме предельной заполняемости территории (помещения) в месте проведения акции;

- определение терминов «непосредственно прилегающая территория» и «стихийный митинг».

Определенных изменений требует и формулировка статьи 20.2 КоАП РФ. [2] Во-первых, для Воронежской области, на территории которой расположена Нововоронежская атомная станция, крайне важно получить разъяснение относительно содержания словосочетания «несанкционированное публичное мероприятие в

непосредственной близости от ядерной установки», которое используется в части 7 рассматриваемой статьи КоАП РФ.

Во-вторых, в диспозиции статьи 20.2 КоАП РФ используется словосочетание «несанкционированное мероприятие». Изучение семантического значения слова «санкция» позволяет говорить, что его использование прямо противоречит замыслу Федерального закона № 54-ФЗ, что требует внесения изменений в часть 7 статьи 20.2. КоАП РФ, где слово «несанкционированных» следует заменить на «несогласованных».

В-третьих, определенные трудности возникают в привлечении к административной ответственности участников мероприятий, изначально не являющихся публичными. Отсутствие умысла на нарушение установленного порядка проведения публичного мероприятия делает невозможным установление организатора и правовую квалификацию действий участников мероприятия. На наш взгляд, выходом из сложившейся ситуации может стать изменение редакции части 5 статьи 20.2 КоАП РФ, и изложение ее в следующей редакции: «...5. Нарушение участником публичного мероприятия установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, а равно участие в несогласованном или стихийном проведении собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования.».

В-четвертых, совершаемые в ходе публичных мероприятий административные правонарушения требуют адекватной реакции государства. На наш взгляд, статью 4.3 КоАП РФ необходимо дополнить, отнеся к числу отягчающим административную ответственность обстоятельств «совершение административного правонарушения в ходе собрания, митинга, демонстрации, шествия и пикетирования».

Список литературы

1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ)// Рос.газ. - 2009. -21 янв.

2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (в ред. от 02.11.2013) // Собр.законодательства Рос.Федер. - 2002. - № 1 (ч. 1).

3. О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях : федер. закон от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ (ред. от 8

июня 2012 г.) // Собр. законодательства Рос. Федер. - 2012. - №24. - Ст. 3082.

4. Баглай М.В. Конституционное право Рос. Фед.. - М., 2005. -С.238.

Белоусов И.В., Покаместов А.В.

УГОЛОВНО-ПРАВОВОЙ ОПЫТ БОРЬБЫ С

ОРГАНИЗОВАННОЙ ПРЕСТУПНОСТЬЮ В НЕКОТОРЫХ ГОСУДАРСТВАХ МИРА

Воронежский экономико-правовой институт

Ключевые слова: уголовное право, организованная преступность, зарубежный опыт.

Аннотация: в статье рассматривается зарубежный опыт уголовно-правовой борьбы с организованной преступностью.

Keywords: criminal law, organized crime, international experience.

Abstract: This article examines the international experience of the criminal law to combat organized crime.

Российская Федерация - далеко не первая и не единственная страна, столкнувшаяся с проявлениями организованной преступности. Практически все страны мира в той или иной степени поражены этим отрицательным явлением. В этой связи, думается, полезно обратиться к опыту противодействия проявлениям организованной преступности некоторых государств. Особенно это относится к странам, столкнувшимся с такими проявлениями в их массовой форме и имеющим довольно богатый опыт борьбы с ними.

Представляется, что наиболее разработанным законодательством, направленным на противодействие организованной преступности обладают Соединенные Штаты Америки. Законодательство США определяет организованную преступность как «противоправную деятельность членов высокоорганизованной ассоциации, поставляющей незаконные товары и оказывающей незаконные услуги, что включает (но не ограничивается этим) игорный бизнес, проституцию, ростовщичество, продажу наркотиков, рэкет в области трудовых отношений и другие»[1].

На федеральном уровне в США действует Закон о борьбе с организованной преступностью (Закон об организациях, связанных с рэкетом и коррупцией - the Racketeer Influenced and Corrupt Organizations Act - Закон RICO), который содержит перечень

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.