Научная статья на тему '«Право двора» по Закону Хауэла Доброго'

«Право двора» по Закону Хауэла Доброго Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
511
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Лошкарева Мария Евгеньевна

Статья посвящена Закону Хауэла Доброго, сборнику валлийского средневекового права. Автор пытается установить роль Хауэла в формировании валлийского права. Анализ первого раздела Закона «Право двора» позволяет охарактеризовать особенности королевской власти в средневековом Уэльсе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

«Court law» under the Law of Howel Kind

The article is devoted to the native law of Wales The Law of Hywel Dda. Who was Hywel and what did he have to do with the law? «The laws of court» allows to describe features of regal authority in medieval Wales.

Текст научной работы на тему ««Право двора» по Закону Хауэла Доброго»

М.Е. Лошкарева

Лошкарева Мария Евгеньевна — доцент кафедры конституционного и административного права Нижегородского

филиала Государственного университета — Высшей школы экономики, кандидат исторических наук

E-mail: m [email protected]

«Право двора» по Закону Хауэла Доброго

Статья посвящена Закону Хауэла Доброго, сборнику валлийского средневекового права. Автор пытается установить роль Хауэла в формировании валлийского права. Анализ первого раздела Закона «Право двора» позволяет охарактеризовать особенности королевской власти в средневековом Уэльсе.

The article is devoted to the native law of Wales — The Law of Hywel Dda. Who was Hywel and what did he have to do with the law? «The laws of court» allows to describe features of regal authority in medieval Wales.

На протяжении всего Средневековья правовая система исконного Уэльса была связана с Законом Хауэла Доброго (по-валлийски — Cyfrait Hywel, по латыни — Leges Hoeli). Хроника принцев упоминает Хауэла лишь дважды: в 920 году по поводу его паломничества в Рим1 и в 949 году по поводу его смерти2. Следует заметить, что Хроника именует Хауэла «главой и честью всех бриттов». Анналы Камбрии содержат ту же информацию, но путешествие в Рим отмечено 928 годом, а смерть — 9503.

Однако правителем всего Уэльса Хауэла считать нельзя. До XIII века Уэльс не имел политического единства: фрагментарность является характерной чертой этого региона. Каждый из мелких валлийских правителей с правовой точки зрения был независимым сувереном, но фактически любое государственное образование в этот период было во многом зависимо от личных черт лидера и его связей. Возможности брака, наследства, внезапной смерти или нападения могли менять как границы государственных образований, так и их статус. Как правило, такие подъемы были кратковременны и заканчивались со смертью правителя. Так было и в случае с Хауэлом.

Дед Хауэла — Родри Маур сумел создать довольно крупное государственное объединение, включавшее почти весь Уэльс, за исключением Даведа и территорий юго-востока. После смерти Родри в 878 году (согласно Хронике принцев он вместе с братом Гвириадом погиб от рук саксов)4 его владения были поделены между сыновьями.

Сам Хауэл получил власть после смерти тестя Лливарха ап Хифайда в 904 году5, а в 942 году стал королем Даведа после смерти его отца Каделла, по свидетельству Хроники отравленного, и двух дядей Идвала и Элиседа ап Родри, убитых саксами6. Смерть кузена Кингена аб Элиседа в 945 году сделала Хауэла королем всего Уэльса, за исключением юго-востока. Смерть самого Хауэла привела к

распаду королевства. Данное объединение представляло собой скорее личную унию, нежели прочное государственное образование.

Исследователи отмечают относительное «спокойствие» при правлении Хауэла. Видимо, этот государь избегал любых провокаций английского вмешательства в его владения. Хауэл вынужденно или по убеждению не шел на открытую военную конфронтацию. Он приносил оммаж английским королям и был принят при их дворах, и, что важно, именовался «ипСег-ктд» в их хартиях. Он имел право чеканить монету. Часть исследователей утверждает, что Хауэл с почтением относился к королям Уэссекса. Паломничество Хауэла в Рим связывают с подражанием королю Альфреду. Не исключено, что и законодательная деятельность этого же правителя подтолкнула валлийского принца к началу кодификационных работ.

Согласно предисловию к валлийскому Закону Хауэл созывал представительное собрание от всех его владений в Уайтлэнде: «Хауэл, сын Каделла, правитель всего Уэльса, видя злоупотребления законом, созвал по шесть мужчин от каждого кантре-ва в Уэльсе в Белый Дом на реке Таф. Там должны были присутствовать мудрейшие люди королевства, четверо из них должны были быть мирянами, а двое — клириками. Клирики были приглашены с тем, чтобы не допустить внесения в закон того, что могло бы противоречить Священному Писанию. Их собрали во время Великого поста, ибо именно в этот период каждый должен быть честен. Прибывшие мудрейшие сообща изучили старые законы, и некоторые из них было решено сохранить, другие — исправить, третьи — полностью отменить, иные — написать заново. После того как они объявили законы, которые приняли, Хауэл утвердил их и приказал соблюдать их точно и неукоснительно. Хауэл и мудрейшие, бывшие вместе с ним, наложили проклятие на всех в Уэльсе, кто осмелится

нарушить закон, и на судью, принявшего присягу, и на лорда, принесшего ее, если он не знает трех разделов Закона, стоимости диких и домашних животных и того, что необходимо для ведения дел»7.

Информация, содержащаяся в преамбуле к Закону, вызывает некоторые сомнения, ибо ни в одной хронике информации о созыве представительства не содержится. Валлийские хроники вообще не упоминают Хауэла в связи с законодательной деятельностью. Однако традиция связывает валлийское право исключительно с Хауэлом Добрым. Почему? Самыми ранними упоминаниями об ассамблее являются предисловия к Закону (сохранившиеся тексты не могут быть датированы ранее начала XIII века). Для средневековых юридических текстов вообще характерны псевдоисторические прологи, призванные придать акту значимость и историчность. Классическим примером в данном случае может быть сборник ирландского права Senchas Mar, рисующий законодателем Святого Патрика.

Описание представительства, содержащееся в прологе к Закону Хауэла Доброго, скорее всего, не содержит описания исторического факта, а является примером мифа о политической унификации, произведенной, вероятно, в XII веке (в период первой валлийской консолидации). На XII век приходится подъем законодательной деятельности, и ряд элементов пролога подтверждают, что они относятся скорее к XII, чем к X веку. Так, например, сам Уайтлэнд (цистерианское аббатство, попавшее под патронат лорда Риса, правителя южного Уэльса во второй половине XII века) едва ли был значимым центром в период правления Хауэла. Хотя нельзя и утверждать, что королевский двор Хауэла не мог находиться в окрестностях.

Следует отметить, что валлийское право (так же как ирландское) — это право, созданное профессионалами, здесь не создавалось новых норм из конкретных судебных решений, прецедент источником права не являлся. Но, в отличие от ирландских, валлийские законы демонстрируют силу государственной власти. Несмотря на политическую фрагментарность региона в период Средневековья, в правовом отношении Уэльс выглядит вполне монолитно. Возможно, именно при Хауэле был установлен принцип единства валлийского права.

Вопрос о том, действительно ли при Хауэле Добром проводилась разработка свода законов, остается спорным для историков, но не для валлийской традиции. Еще только один валлийский король правил столь же долго — это Гриффит ап Лливе-лин (1055—1063), но его правление было слишком беспокойным для правовой реформы. И если даже предположить, что миф об ассамблее в Уай-тлэнде был создан в XII веке, то оснований утверждать, что кодификация не связана с правлением Хауэла Доброго, явно недостаточно.

Развитие валлийского права не закончилось в правление Хауэла и даже не началось в этот период. Теперь трудно сказать, какие из дошедших до нас норм относятся к периоду его правления. Вал-

лийские юридические тексты — компиляции сравнительно редкого для Средневековья типа: они содержат материалы из разных источников, доступных составителям, эти компиляции часто содержат явно устаревшие материалы. Было бы ошибкой считать, что нормы, содержащиеся в том или ином манускрипте, совершенно точно относятся к тому периоду, которым он датирован, и отражают реальную картину того времени.

До нас дошло около сорока манускриптов, содержащих части текста Закона Хауэла. Все они написаны в XIII—XVI веках, то есть в период, когда Закон был действующим. Шесть из них — на латыни, остальные — на валлийском. Все они имеют разный формат, часть — карманный (эти написаны явно непрофессиональным переписчиком, и состояние их говорит о частом использовании), что свидетельствует о широком применении Закона в судебной практике.

Самым известным из списков Закона является латинский Решаг1И 28 из Абериствита.

Хотя материалы манускриптов взяты из разных источников, структура их имеет довольно строгую систему. Тексты выстроены вокруг разделов, связанных с определенными предметами, как, например, в разделе о правах женщин. Разделы и подразделы Закона могут достаточно серьезно отличаться в разных рукописях. Так, раздел о преступлениях против животных выглядит одинаково во всех манускриптах, тогда как более длинные разделы имеют разный внутренний порядок. О привлечении переписчиками разных документов свидетельствует и появление одних и тех же норм в разных разделах.

Дошедшие до нас манускрипты принято делить на три редакции: Су^еЬ:!!, Ввду^гуС и 1огмег:Ь. Наиболее развитое валлийское право отражено в редакции Су^ег^. ВвдушгуС наиболее подвержена влиянию церкви и отчасти английского права, это, видимо, перевод латинского текста, созданного в Южном Уэльсе в первой четверти XII века, в период правления Риса ап Гриффита. Редакция Iогшег№ была создана в Гвинеде в начале XIII века, когда политические и дипломатические успехи Лливели-на Великого создали благоприятные условия для развития национального права.

Закон Хауэла имеет своеобразную структуру и весьма интересную логику изложения материала (сохраняющуюся в большей части списков). Закон Хауэла распадается на три книги: «Право двора», «Законы страны», «Книга для судей». Каждый из разделов распадается на подразделы (различающиеся между собой в редакциях). «Право двора» содержит шесть подразделов: Члены двора; Королевская семья; Чиновники короля; Чиновники королевы; Дополнительные служащие; Разное. Книга вторая «Законы страны» имеет девять подразделов: О правах женщин; Девять языков, посвященный формальной оценке доказательств; Об ущербе, наносимом животным; Поручительство и договор (заметим, что этот раздел Закона был самым живу-

чим, ибо введение в действие «Валлийского статута» Эдуарда I не изменило валлийского обязательственного права); Защита церкви; Земельное право; Иноземцы; Королевские права и администрация; Семейное право.

Закон Хауэла имеет целый ряд характерных черт, ярчайшей из которых является сочетание варварства и изощренности норм. Это хорошо заметно в разделе о правах женщин: здесь мы можем найти описание процедуры доказывания изнасилования (доказывание факта совершения этого преступления заключается в присяге потерпевшей в присутствии обвиняемого и при непосредственном контакте с ним8), с одной стороны, а с другой — изнасилование порождает необходимость, кроме компенсации за оскорбление,выплатить потерпевшей все платежи, следующие за созданием и прекращением брака, ибо данный акт, с точки зрения валлийского права, создает брачный союз, который немедленно прекращается.

В средневековой юридической литературе трудно найти нечто похожее на Закон Хауэла, ибо частью его является книга третья — «Книга для судей» (своеобразное пособие). «Книга для судей», в свою очередь, делится на десять разделов: Убийство; Кража; Пожар; Стоимость диких и домашнихживотных; Деревья; Дома; Утварь; Человеческое тело; Пахотная земля; Зерно. Таким образом, Закон рисует весьма своеобразную, не вполне характерную для средневекового общества систему преступлений.

Примечательно, что Закон требует выплаты компенсации в случае убийства и сурового наказания — в случае кражи. Кража карается более сурово, чем грабеж. Эти феномены характерны для ранних обществ, что объясняется приматом силы. Если в английском праве наказание превалирует над компенсацией, то в валлийском компенсации никогда не теряют приоритета. Правитель мог смягчить наказание или отказаться от него, но это не влияло на право потерпевшего получить компенсацию. Следует заметить, что компенсации за причинение вреда в валлийском праве вообще превалируют над наказаниями. Это может объясняться относительной слабостью государственной власти, но усиление власти валлийских принцев в XII—XIII веках не привело к умалению роли компенсаций.

Закон Хауэла не упоминает ордалий и судебного поединка. Трудно сказать, почему, но, возможно, на землях, принявших христианство в столь ранний период, не было традиционным обращаться к такому виду божьего суда. Зато активно применялась присяга, в том числе очистительная. Присяга в средневековом обществе выглядит вполне надежным доказательством, ибо в среде, где все друг друга знают, откровенная публичная ложь едва ли была возможной.

Одним из интереснейших разделов Закона является «Право двора», ибо именно здесь отражена претензия на усиление власти валлийского правителя. В первом подразделе перечисляются двадцать четыре придворные должности: управляющий

королевского двора, священник, стюард, сокольничий, придворный судья, главный конюший, казначей, придворный бард, церемонимейстер, главный егерь, медовар, врач, дворецкий, привратник, повар, осветитель, стюард королевы, исповедник королевы, конюший королевы, казначей королевы, горничная королевы, привратник королевы, повар королевы, осветитель королевы. Трижды в год (на Рождество, Пасху и праздник Святой Троицы) указанные придворные жалуются королем шерстяной одеждой, а королевой — льняной.

Особый подраздел посвящен королевской семье. Закон устанавливает правило, по которому король отдает королеве треть доходов с домена. Король получает компенсацию за оскорбление в трех предусмотренных Законом случаях: если его покровительство нарушено (если человек короля был убит), если его подданный был убит подданным другого короля при встрече королей на границе и если оскорбление было нанесено его жене. Размер компенсации королю установлен следующий: сотня коров от каждого кантрева9 с красно-ухим быком на каждую сотню, золотой прут в рост короля и толщиной в его мизинец, золотая тарелка, размером с его лицо и толщиной с ноготь пахаря (бывшего пахарем не менее семи лет). Выплата компенсации золотом возможна только королю10. И это еще один пример «изящества» валлийского права. Компенсация королеве выплачивается в следующих случаях: если нарушено ее покровительство, если ей был нанесен удар или что-то было выхвачено из ее рук. Королеве выплачивается треть от компенсации короля, но не золотом или серебром.

Особо урегулирован в Законе статус наследника престола. Специально указано, что он имеет самое высокое положение при дворе после короля и королевы. Право наследовать престол имеет сын или племянник короля. Заметим, Закон не требует законнорожденности наследника: в Уэльсе бастарды и законнорожденные дети имели равные права. Наследником, согласно Закону, считается тот член семьи короля, кому король «дал надежду», требование старшинства не указано. Наследник не имеет права оставить короля без соизволения последнего. Он не ограничивается в еде и напитках, все его расходы оплачиваются из казны. Но распоряжение имуществом наследника ограничено волей короля. Имущество наследника составляет третью часть от имущества короля, компенсация за оскорбление — треть от компенсации короля, но не в золоте11.

«Порядок при дворе» — особый подраздел «Права двора», регламентирующий местоположение каждого из придворных относительно короля и друг друга. Столь подробная регламентация места каждого из придворных является особенностью Закона и обусловлена традиционными для Средневековья постоянными перемещениями короля. Места для сидения при дворе имеют только четырнадцать человек: король, королева, наследник, уп-

равляющий, сокольничий, врач, священник, цере-монимейстер, придворный судья, придворный бард, придворный кузнец, конюший, егерь. Причем, среди перечисленных лиц указан «оупдИеПог» — название трудно перевести (традиционно — «канцлер»), этот человек придворным не являлся, но имел место при дворе, когда кочующий двор посещал управляемый им от имени короля коммот12.

Далее в Законе следует перечисление указанных двадцати четырех чиновников с подробным описанием их прав, включая доходы, размер компенсации в случае убийства или оскорбления, жилище (включая его размер и расположение), охрану, лошадей, рацион питания и напитки. Значительно меньшее место Закон уделяет их обязанностям при дворе и содержит совсем мало указаний на возможные взыскания в случае их невыполнения.

Закон указывает, что три человека не имеют право оставить короля ни при каких обстоятельствах: охранник, священник и судья13. Управляющим королевского двора, как правило, был сын или племянник короля. Происхождение должно было соответствовать статусу, ибо человек из среднего слоя не мог занять эту должность. Компенсация за вред составляла треть компенсации короля (как и у наследника). Управляющий являлся начальником охраны, что делало его постоянное присутствие обязательным. Исходя из текста Закона, священник являлся одним из «трех необходимых» не только из-за отправления конфессиональных обязанностей, а по весьма прозаичной причине его непременной грамотности. Священнику вменялось в обязанность вести записи при судебных разбирательствах, а также всегда быть готовым прочесть или написать письмо короля14. Присутствие судьи объясняется тем, что правосудие в этот период было одной из важнейших функций королевского двора. Именно эти три придворных сохраняли свой статус даже в отсутствие короля.

Согласно Закону компенсация в случае убийства или причинения вреда у всех придворных составляет шесть коров. Исключениями являются стюард (его компенсация составляет девять коров), священник (размер его компенсации назначается духовными властями) и горничная королевы (размер ее компенсации определяется ее социальным статусом, точнее статусом ее отца или супруга, согласно разделу «О правах женщин»).

Каждый из перечисленных придворных имел право владеть землей, а также получать из королевской казны все необходимое для отправления служебных обязанностей. Особо оговаривается право на защиту каждого из них.

Весьма интересна роль барда при дворе. Патронируемые принцами, барды выполняли роль историков, генеалогов и пророков. Их обязанностью было сочинение панегириков в честь патронов и песен, воздающих хвалу Богу и святым. Закон устанавливает даже порядок исполнения песен при дворе: сначала хвала Господу, затем правящему королю, затем иным королям15. Валлийская при-

дворная поэзия сохраняла архаичные традиции, восходящие к мабиноги и триадам16. Этим объясняется обязательное упоминание имен героев (или их анималистических символов), определенных топонимов, псевдоисторических событий. Поэты были носителями политической идеологии, в центре которой стояла гордость за свое прошлое и противостояние Англии. Бард обязан был присутствовать при дележе военной добычи, исполняя «Независимость Британии»17.

Придворные и охрана имели право на бесплатную медицинскую помощь. Врач мог требовать платы (причем твердой, зафиксированной Законом) только в случаях тяжелых увечий (исчерпывающий перечень которых дан в Законе: черепно-мозговые травмы, повреждения внутренних органов и переломы конечностей). В части, касающейся прав и обязанностей врача, есть указание, что он обязан получить от родственников раненого заверение, что пациент не умрет во время лечения, в противном случае ответственность за смерть ложилась на врача18. Столь тонкий момент свидетельствует о довольно высоком уровне развития валлийского права.

Каждый из придворных был наделен профессиональными обязанностями, указанными в Законе. Заметим, что случай ненадлежащего исполнения обязанностей Закон предусматривает только один раз: если судья вынес неверное решение и этот факт был доказан пострадавшим, он лишается языка19.

К дополнительным служащим при дворе Закон относит: стременного, держателя скамеечки для ног управляющего землей, сержанта, привратника, дозорного, истопника, пекаршу, кузнеца, музыканта, прачку. Размер компенсации этих служащих установлен в три или шесть коров (исключение составляют женщины). Количество прав, которыми наделены дополнительные служащие, значительно меньше, чем у придворных: право на защиту, владение землей (не относится к женщинам) и право питаться при дворе. Кроме того, часть служащих довольно сурово наказывается за ненадлежащее исполнение обязанностей: дозорный, застигнутый спящим, наказывался штрафом или мог быть побит20.

Интересен тот факт, что исключительные права короля резюмируются в последнем подразделе «Право двора». Здесь указывается имущество, которым может владеть только он (сюда относится золото, одежда с золотыми украшениями, кубки для вина из рога буйвола), право короля на все бесхозяйное и выморочное имущество, право формировать войска из вилланов и даже список из девяти помещений (включая часовню, трапезную, спальню, парадный зал и прочее), которые должны быть в распоряжении короля21. Закон накладывает некоторые ограничения и на главу государства: он имел право выводить войска из страны не более раза в год (передвижения внутри королевства ограничены не были). В этом же подразделе содержится норма об увеличении вдвое штрафа за

правонарушение, если оно совершено в церкви или при дворе22.

Следует особо отметить, что «проанглийская» политика Хауэла, «подражание» королям Уэссекса Альфреду и Алтестану не нашли серьезного отражения в Законе, связанном с именем крупнейшего из валлийских правителей X века. Закон Хауэла Доброго совершенно уникален по структуре, объему и предметам регулирования.

Хауэлу Доброму (кстати, единственному из принцев, получившему такое прозвище) удалось в значительной мере усилить государственную власть, заменить старую племенную систему относительно строгой административной, а главное,упорядочить правовую систему Уэльса, утвердив принцип единства закона.

Примечания

1. See: Brut Y. Tywysogyon or The Chronicle of the Princes. Peniarth MS. 20 Version / Translated with introduction and notes by Thomas Jones. — Cardiff: University of Wales Press, 1952. — P. 6.

2. See ibid. — P. 7.

3. See: The Annales Cambriae 447—954 // www.fordham.edu/halsall/sbook.html

4. See: Brut Y. Op. cit. — P. 5.

5. See ibid. — P. 6.

6. See ibid. — P. 7.

7. The Law Of Hywel Dda. Jenkins D., Gomer Press, Llandysul, Ceredigion, 2000. — P. 1.

8. See ibid. — P. 51.

9. Административная единица в исконном Уэльсе.

10. See: The Law Of Hywel Dda. Jenkins D., Gomer Press, Llandysul, Ceredigion, 2000. — P. 6.

11. See ibid. — P. 7.

12. Административная единица в исконном Уэльсе.

13. See: The Law Of Hywel Dda. Jenkins D., Gomer Press, Llandysul, Ceredigion, 2000. — P. 11.

14. See ibid. — P. 12.

15. See ibid. — P. 20.

16. Жанры средневековой валлийской литературы.

17. The Law Of Hywel Dda. Jenkins D., Gomer Press, Llandysul, Ceredigion, 2000. — P. 20.

18. See ibid. — P. 24.

19. See ibid. — P. 17.

20. See ibid. — P. 36.

21. See ibid. — P. 41.

22. See ibid.

H.A. Пономарева

Пономарева Наиля Абдуллаевна — старший преподаватель кафедры государственного права Нефтекамского

филиала Башкирского государственного университета

E-mail: [email protected]

Соотношение религии, политики и государства в представлениях А. Валидова

В статье раскрываются представления одного из лидеров башкирского национального движения А. Валидова о модели светского государства, о соотношении религии и политики. В работе также отражается процесс становления его религиозных и политических воззрений.

The present article exposes the ideas of one of the leaders of Bashkir national movement A.Validov concerning the model of a secular state, the religion and politics relationship. The development of his religious views and political opinion is also presented in the paper.

Российская Федерация — светское государство, в котором, согласно Конституции РФ, никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной (ч. 1, ст. 14 Конституции РФ). Вместе с тем, религия — это неотъемлемая часть современного многополярного мира и, наряду с правом, является важным социальным регулятором поведения не только отдельных людей, но и народных масс. Для того чтобы обеспечить устойчивое существование общества и государства, необходимо учитывать, что неуважение религи-

озных чувств неизбежно ведет к формированию негативного отношения и недоверия со стороны населения к государственной власти. Поэтому, вопрос о более подробном изучении взаимодействия и соотношения религии и политики не снимается с повестки дня.

Этой проблеме посвящено немало работ, в том числе остаются актуальными идеи прошлого, поскольку содержат в себе потенциал для развития новых воззрений на российское общество и государство, ибо создать современную оптимальную

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.