Научная статья на тему 'Право человека на объединение и его место в системе конституционных прав'

Право человека на объединение и его место в системе конституционных прав Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2057
227
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
КОНСТИТУЦИОННЫЕ ПРАВА ЧЕЛОВЕКА / ПРАВО НА ОБЪЕДИНЕНИЕ / СИСТЕМА КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ / СООТНОШЕНИЕ ПРАВ / ОБЪЕДИНЕНИЯ ГРАЖДАН / CONSTITUTIONAL RIGHTS' SYSTEM / CONSTITUTIONAL HUMAN RIGHTS / RIGHT OF ASSOCIATION / CORRELATION OF RIGHTS / ASSOCIATION OF CITIZENS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Войналович Максим Викторович

В статье рассматриваются основные аспекты конституционного права человека на объединение в аспекте необходимости выяснения его места в системе конституционных прав. Анализируются научные подходы к этому вопросу. Право на объединение называется одним из фундаментальных прав человека и гражданина. Делается акцент на том, что право на объединение имеет комплексную природу, так как охватывает различные сферы жизнедеятельности. Выясняется соотношение права на объединение с иными конституционными правами: на труд, на отдых, на свободу мысли и слова, на участие в управлении государственными делами и т.п. Сделан вывод, что право на объединение принадлежит одновременно к категории политических и социальных прав.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HUMAN RIGHT OF ASSOCIATION AND ITS PLACE IN THE CONSTITUTIONAL RIGHTS SYSTEM

The article analyses basic aspects of the constitutional right to assemble in view of the necessity to determine its place in the constitutional rights’ system. The scientific approaches to the issue have been analyzed. The right of association belongs to the fundamental human rights and freedoms. It is stressed that the right of association has a composite nature as it influences different spheres of life activity. The correlation between the right of association and other constitutional rights, such as the right to work, to rest, to freedom of thought and speech, to participate in the administration of state affairs, etc. has been established. The author concludes that the right to assemble belongs both to the political and social rights.

Текст научной работы на тему «Право человека на объединение и его место в системе конституционных прав»

УДК 342.727

М. В. Воиналович

соискатель

Институт законодательства Верховной Рады Украины, г. Киев, Украина

ПРАВО ЧЕЛОВЕКА НА ОБЪЕДИНЕНИЕ И ЕГО МЕСТО В СИСТЕМЕ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ

Аннотация. В статье рассматриваются основные аспекты конституционного права человека на объединение в аспекте необходимости выяснения его места в системе конституционных прав. Анализируются научные подходы к этому вопросу. Право на объединение называется одним из фундаментальных прав человека и гражданина. Делается акцент на том, что право на объединение имеет комплексную природу, так как охватывает различные сферы жизнедеятельности. Выясняется соотношение права на объединение с иными конституционными правами: на труд, на отдых, на свободу мысли и слова, на участие в управлении государственными делами и т.п. Сделан вывод, что право на объединение принадлежит одновременно к категории политических и социальных прав.

Ключевые слова: конституционные права человека, право на объединение, система конституционных прав, соотношение прав, объединения граждан.

M. V. Voynalovich

applicant

Legislation Institute of the Verkhovna Rada of Ukraine, Kyiv, Ukraine

HUMAN RIGHT OF ASSOCIATION AND ITS PLACE IN THE CONSTITUTIONAL RIGHTS SYSTEM

Abstract. The article analyses basic aspects of the constitutional right to assemble in view of the necessity to determine its place in the constitutional rights' system. The scientific approaches to the issue have been analyzed. The right of association belongs to the fundamental human rights and freedoms. It is stressed that the right of association has a composite nature as it influences different spheres of life activity. The correlation between the right of association and other constitutional rights, such as the right to work, to rest, to freedom of thought and speech, to participate in the administration of state affairs, etc. has been established. The author concludes that the right to assemble belongs both to the political and social rights.

Key words: constitutional human rights, right of association, constitutional rights' system, correlation of rights, association of citizens.

Права человека являются фундаментом конституционализма, а институт конституционных прав человека и гражданина -центральным в системе конституционного права Украины. Важное место в системе конституционных прав занимает право на объединение. Проблема состоит в том, что нет единства среди ученых к какой группе прав относится право на объединение: социальным или политическим. Также проблемным вопросом остается соотношение права на объединение с иными конституционными правами. Решение этих проблемных вопросов, на наш взгляд, обуславливает актуальность исследуемой темы.

Целью статьи является выяснить основные научные подходы к тому, какое место в системе конституционных прав занимает право на объединение, предложить собственное мнение по этому вопросу, исследовать соотношение права на объединение с иными группами конституционных прав.

Значимыми научными работами по изучению проблем, которые мы указали выше, являются следующие: В.И. Козлов «Ко-лективш полггичш права i свободи громадян Украши: конститу-цшно-правовий анал!з», О.Н. Ващук «Конституцшно-правовий статус громадських оргашзацш Украши», П.М. Рабинович «Про-блеми юридичного забезпечення прав людини (загальнотеоре-тичний аспект)», Т.В. Шаповал «Конституцшний шститут полтичних прав i свобод в УкрашЬ и др. В тоже время, исследуя те или иные группы конституционных прав, ученые не сошлись в едином мнении о том, к какой группе конституционных прав следует относить право на объединение и каким образом оно соотносится с иными правами человека.

Согласно части второй статьи 3 Конституции Украины утверждение и обеспечение прав и свобод человека является главной обязанностью государства. В правовом государстве создаются условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина, в том числе и юридическими средствами [1].

Право на объединение в общественные организации заключается в возможности совместной реализации совместных культурных, экономических, региональных, социальных и других интересов субъектов права. По мнению С. Шевчука, свобода объединений содержит одну особенность: будучи свободой индивидуальной, она, тем не менее, касается объединения, то есть

коллектива или группы лиц, который формируется для совместного достижения определенных целей или реализации интересов, или удовлетворении потребностей, общих для его членов [2, с. 585].

Право на объединение имеет комплексную природу, так как охватывает различные сферы жизнедеятельности. На законодательном уровне специальными законами регулируются некоторые вопросы создания и деятельности отдельных видов общественных организаций.

Теория и практика функционирования общественных организаций является важным элементом процесса становления гражданского общества в Украине. От эффективности правового регулирования деятельности общественных организаций и защиты их прав зависит развитие нашего государства как демократического, социального и правового.

Учитывая вышесказанное, важным вопросом в исследовании конституционного права на свободу объединения является выяснение его места в системе конституционных прав.

Как показывают исследования, в правовой науке отсутствуют единственно определенные подходы к классификации прав и свобод человека и гражданина. Основания такой классификации различны. Вместе с тем наиболее употребляемым является основание классификации прав и свобод - сфера общественной жизни. По такому основанию конституционные права человека и гражданина традиционно классифицируются на личные (гражданские), политические, социальные, экономические, культурные и т.д. Подобной позиции придерживаются многие ученые [3, с. 68; 4, с. 62-89]. В этой когорте групп конституционных прав право на свободу объединения может выступать как политическое и как социальное (социально-экономическое) право гражданина.

Как политическое право, право на свободу объединения закрепляет возможность объединений граждан участвовать в политической жизни нашего государства. Согласно статье 15 Конституции Украины общественная жизнь в Украине основывается на принципах политического, экономического и идеологического многообразия. Эта норма нашла свою более детальную конкретизацию в статьях 36 и 37 Конституции Украины, а также в некоторых действующих законодательных актах.

Действующее законодательство предусматривает для объединений граждан достаточно широкий выбор форм участия в политической жизни государства. Прежде всего, среди таких форм следует назвать участие граждан Украины в политических

партиях. Именно они способствуют формированию и выражению воли граждан путем принятия участия в выборах Президента и депутатов, представительстве в местных органах самоуправления, в Верховной Раде Украины, в правительстве Украины [1].

Поскольку возможно создание объединения граждан в зависимости от политических или социальных интересов участников, то право на объединение можно относить к соответствующей группе прав человека и гражданина: группы политических прав или группы социальных прав.

Подобную позицию поддерживала и О.Н. Ващук. «Сегодня, - отмечает ученая, - не существует единого мнения, относительно отнесения права на объединение в группу политических прав и характеристики его как субъективного права с политическим характером и содержанием. Для решения данной проблемы необходимо рассматривать суть права на объединение в контексте возможных вариантов его реализации. Объединения граждан могут способствовать реализации как собственно политических прав, так и личных, социально-экономических и культурных» [5, с. 17-18]. Так, по мнению отдельных ученых, и мы с ними солидарны, право на объединение в профессиональные союзы, которое происходит от общего права на объединение, следует относить к группе социальных прав и свобод.

Также О.Н. Ващук верно отмечает, что основным критерием при принятии решения об отнесении права на объединение в группу политических прав, должен быть сам факт объединения людей, независимо от воли государства, для достижения собственных личных целей в различных областях жизни при обязательном условии политического и идеологического плюрализма. Тем самым, основанием для рассмотрения права на объединение как права политического будет допустимое отграничение коллективных интересов участников определенного объединения интересов государства или общества и вместе с тем участие в общественных, в отдельных случаях в государственных, делах. Вместе с тем, чрезмерная политизация права на объединение, под которой понимается сведение его как в науке, так и в законодательстве исключительно к созданию политических объединений, может привести к неверному толкованию не только конституционной нормы, но и сути права на объединение как общесоциальной и естественно-правовой категории [5, с. 18].

П.М. Рабинович право на объединение относил к политическим правам и свобод, поскольку оно дает возможность участвовать в государственной и общественной жизни, влиять на де-

ятельность различных государственных органов, а также общественных объединений политического направления [6, с. 19]. Подобное видение высказывала и Т.В. Шаповал, подчеркивая, что право на свободу объединения в политические партии и общественные организации относится к группе политических прав [7, с. 71]. По нашему мнению, такая позиция является верной в части отнесения права на объединение, собственно, к группе политических прав. В то же время мы отстаиваем позицию, согласно которой право на объединение имеет признаки и социально-экономических прав. Поэтому такое уточнение следует делать, определяя место рассматриваемого нами права в системе конституционных прав.

Отдельные ученые, исследуя группу политических конституционных прав, право на объединение среди них называют коллективным политическим правом [8, с. 36]. Мы согласны, что это конституционное право носит коллективный характер, то есть может быть реализовано определенной группой лиц.

Кроме указанного выше, важным вопросом в исследовании места права на объединение в системе конституционных прав, остается выяснение того, как это право соотносится с другими основными правами и свободами человека и гражданина.

Сначала следует рассмотреть соотношение права на объединение с таким социальным правом, как право на труд и отдых. Целью развития Украины как цивилизованного государства является обеспечение благосостояния человека и свободного развития его личности. Право на труд закреплено в статье 23 Всеобщей декларации прав человека, которая указывает, что каждый человек имеет право на труд, на справедливые и благоприятные условия труда и на защиту от безработицы [9].

Согласно части первой статьи 6 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, это право включает возможность человека зарабатывать себе на жизнь трудом, который он свободно выбирает или на который он свободно соглашается [10].

Каждый имеет право на безопасные и здоровые условия труда, на заработную плату не ниже определенной законодательством. Запрещается использование труда женщин и несовершеннолетних на опасных и вредных для их здоровья работах, гарантируется защита граждан от незаконного увольнения. Право на своевременное получение вознаграждения за труд защищается законом.

Согласно статье 44 Конституции Украины те, кто работает, имеют право на забастовку для защиты своих экономических и

социальных интересов. Конституцией провозглашается право не только на труд, но и на отдых. Так, в статье 45 указывается, что каждый, кто работает, имеет право на отдых. Детальная регламентация права граждан на труд, на забастовку, на отдых осуществляется Кодексом законов о труде Украины.

Безусловно, что право на объединение тесно взаимодействует с обозначенными выше социальными правами. В частности, по предписаниям части третьей статьи 36 Основного Закона Украины граждане имеют право на участие в профессиональных союзах с целью защиты своих трудовых и социально-экономических прав и интересов. Профессиональные союзы являются общественными организациями, объединяющими граждан, связанных общими интересами по роду их профессиональной деятельности.

Право на объединение тесно взаимодействует с правом на свободу мысли и слова. Статья 34 Конституции Украины гласит: «Каждому гарантируется право на свободу мысли и слова, на свободное выражение своих взглядов и убеждений».

Содержание свободы мысли и слова заключается в том, что никто не может запретить человеку придерживаться своих мнений, определенным образом отражать объективную действительность в своих представлениях и публично выражать эти материализованные в языке отображения, в том числе взгляды и убеждения. Последние могут при этом касаться любых сфер: внешней политики, государственной власти, экономических процессов, образования и культуры, развития законодательства и т.п. Свобода слова создает значительную гарантию общественного контроля над государственной властью [11].

Конституционной гарантией права на свободу мысли и слова, на свободное выражение своих взглядов и убеждений, прямо предусмотренной статьей 34 Основного Закона, является право каждого «свободно собирать, хранить, использовать и распространять информацию устно, письменно или иным способом -по своему выбору».

Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод гарантирует каждому право на свободу выражения взглядов [12]. Это право включает свободу придерживаться своего мнения, получать и распространять информацию и идеи без вмешательства органов государственной власти и независимо от границ.

Подытоживая вышесказанное, следует отметить, что реализация определенных прав на свободу мысли и слова и т.д., довольно часто происходит посредством реализации права на

свободу объединения в общественные организации. Именно общественные организации являются выразителями общественного мнения.

В соответствии со статьей 38 Конституции Украины граждане имеют право принимать участие в управлении государственными делами, во всеукраинском и местных референдумах, свободно избирать и быть избранными в органы государственной власти и органов местного самоуправления. Согласно статье 39 Конституции Украины граждане имеют право собираться мирно, без оружия и проводить собрания, митинги, походы и демонстрации, о проведении которых заблаговременно уведомляются органы исполнительной власти или органы местного самоуправления.

Как усматривается, указанные выше конституционные права граждан также тесно связаны с исследуемым нами правом на объединение. Это следует, в частности, из следующего. В соответствии с пунктом 1 части первой статьи 12 Закона Украины «О выборах народных депутатов Украины» субъектом избирательного процесса, помимо прочих, есть партия, выдвинувшая кандидата в депутаты. Кроме того, общественные организации наделены правом проводить мирные собрания.

Статья 40 Конституции Украины закрепляет право всех направлять индивидуальные или коллективные письменные обращения или лично обращаться в органы государственной власти, органы местного самоуправления и к должностным и служебным лицам этих органов, которые обязаны рассмотреть обращение и дать обоснованный ответ в установленный законом срок. Представляется, что данное право также тесно соотносится с правом на объединение. В частности, по предписаниям пункта 5 части первой статьи 21 Закона «Об общественных объединениях» общественные организации имеют право обращаться в порядке, определенном законом, в органы государственной власти, органы власти Автономной Республики Крым, органы местного самоуправления, к их должностным и служебным лицам с предложениями (замечаниями), заявлениями (ходатайствами), жалобами.

Право на объединение взаимодействует с правом на информацию. Право личности на информацию относится к личным неимущественным правам, которые обеспечивают социальное бытие физического лица. Согласно статье 50 Конституции Украины, каждому гарантируется право свободного доступа к информации о состоянии окружающей среды, о качестве пищевых продуктов и предметов быта, а также право на ее

распространение. Такая информация никем не должна засекречиваться.

Следует отметить, что по предписаниям пунктов 1, 3 части первой статьи 21 Закона «Об общественных объединениях» общественные организации имеют право свободно распространять информацию о своей деятельности, пропагандировать свои цели, а также получать в порядке, определенном законом, публичную информацию, находящуюся во владении субъектов властных полномочий, других распорядителей публичной информации.

По нашему мнению, роль и значение права на свободу объединения в системе конституционных прав состоит в том, что путем объединения в различные общественные организации граждане, таким образом, имеют возможность более эффективно реализовывать значительный спектр определенных Конституцией Украины прав.

Таким образом, право на объединение является главным средством обеспечения совместной защиты прав, свобод и законных интересов участников общественных организаций. Такие права как свобода мирных собраний, свобода слова и т.д. приобретают практическое значение благодаря именно праву на объединение. Как и общественные отношения, право на объединение находится в постоянном развитии.

Можно сделать вывод, что право на объединение в общественные организации является одним из тех субъективных прав, которые существенно влияют на реализацию прав и свобод человека и является одним из фундаментальных в конституционном праве. Право на объединение по такому критерию, как сфера общественных отношений, принадлежит одновременно к категории политических и социальных прав. В системе конституционных прав оно занимает одно из ведущих мест. Соотношение между правом на объединение и другими правами человека и гражданина выражается в тесной связи между ними, а также взаимообусловленностью одного права другим. Конституционные нормы, касающиеся права на объединение, дают возможность закрепить различные варианты достижения единства интересов граждан.

Библиографический список

1. Слшько Т.М. Конституцшно-правовий статус об'еднань гро-мадян в Укршш: навч. пос1бник / Т.М. Слiнько, О.Г. Кушшренко. -Харк1в: Apcic, 1998. - 176 с.

2. Шевчук С. Судовий захист прав людини: Практика Свро-пейського Суду з прав людини у контекст захщно! правово! традицй' / Станiслав Шевчук. - Вид. 2-е, випр., допов. - К.: Реферат, 2007. -848 с.

3. Белякович Н.Н. Права человека и политика: философско-правовые основы / Н.Н. Белякович. - Минск: Амалфея, 2009. - 412 с.

4. Пушкша О.В. Система прав i свобод людини та громадяни-на в Укршш: теоретичт i практичнi аспекти забезпечення / О.В. Пушкша. - К.: Логос, 2006. - 416 с.

5. Ващук О.М. Конституцшно-правовий статус громадських оргашзацш Украши: дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.02 / Ващук Оксана Микола!вна. - К.: 2004. - 207 с.

6. Рабшович П. Проблеми юридичного забезпечення прав людини (загальнотеоретичний аспект) / П. Рабшович // Украшський часопис прав людини. - 1995. - № 2. - С. 16-23.

7. Шаповал Т.В. Конституцшний шститут полггичних прав i свобод в Укрш'т: дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.02 / Шаповал Тетя-на Вггалпвна. - К.: 2009. - 193 с.

8. Козлов В.1. Колективт полтичт права i свободи громадян Укра!ни: конституцiйно-правовий анал1з : дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.02 / Козлов Володимир 1ванович. - Харшв: 2008. - 224 с.

9. Загальна декларацш прав людини. Прийнята i проголошена резолюцieю 217 A (III) Генерально! Асамбле! ООН вщ 10 грудня 1948 року [Електронний ресурс]: [сайт]. Режим доступу: http://zakon2. rada.gov.ua/ laws / show/995_015

10. Мгжнароний пакт про громадянськ та полiтичнi права. Прийнято 16 грудня 1966 року Генеральною Асамблеею ООН [Електронний ресурс]: [сайт]. Режим доступу: http://zakon1.rada. gov.ua /laws /show /995_0 43

11. Римаренко Ю. Приватне життя i полщш. Теорш i практика / Ю. Римаренко. - К.: КНТ, 2006. - 740 с.

12. Свропейська конвенцш про захист прав людини та основ-них свобод вщ 4 листопада 1950 року та протоколи до не!. Украшський переклад. [Електронний ресурс]. Режим доступу: http://www.ecдhr.coe.int/Documents/Convention_UKR.pdf

Referenses

1. Slin'ko T.M. Konstitutsiino-pravovii status ob'ednan' gromadian v Ukraini: navch.. posibnik [Constitutional and legal status of associations of citizens in Ukraine. Textbook]. Kharkov, Arsis Publ., 1998, 176 p.

2. Shevchuk S. Sudovii zakhist prav Uudini: Praktika Cvro-peis'kogo Sudu z prav liudini u konteksti zakhidnoi pravovoi traditsii. Vid. 2-e, vipr., dopov. [Judicial remedy: European Court of Human Rights praxis in the context of western standards of jurisprudence. 2nd edition]. Kyiv, Referat Publ., 2007, 848 p.

3. Beliakovich N.N. Prava cheloveka i politika: filosofsko-pravovye osnovy [Human rights and politics: philosophic and legal basis]. Minsk, Amalfeia Publ., 2009, 412 p.

4. Pushkina O.V. Sistema prav i svobod liudini ta gromadianina v Ukraini: teoretichni i praktichni aspekti zabezpechennia [Theoretical and practical aspects of human rights and freedoms system in Ukraine].Kyiv, Logos Publ., 2006, 416 p.

5. Vashchuk O.M. Konstitutsiino-pravovii status gromads'kikh or-ganizatsii Ukraini: dis. ... kand. iurid. nauk: 12.00.02. [Constitutional and legal status of public organizations of Ukraine: Cand. of law sci. diss.: 12.00.02.]. Kyiv, 2004, 207 p.

6. Rabinovich P. Problemi iuridichnogo zabezpechennia prav liudini (zagal'noteoretichnii aspekt) [Theoretical aspects of legal footwork of human rights]. Ukrains'kii chasopis prav liudini - Law journal of Ukraine, 1995, no.2, pp. 16-23.

7. Shapoval T.V. Konstitutsiinii institut politichnikh prav i svobod v Ukraini: dis. ... kand. iurid. nauk: 12.00.02. [Constitutional institute of political rights and freedoms in Ukraine. Cand. of law diss. 12.00.02.].Kyiv, 2009, 193 p.

8. Kozlov V.l. Kolektivni politichni prava i svobodi gromadian Ukraini: konstitutsiino-pravovii analiz: dis. ... kand. iurid. nauk : 12.00.02. [Group political rights and freedoms of Ukrainian citizens: constitutional and legal analysis. Cand. of law diss. 12.00.02.]. Kharkov, 2008, 224 p.

9. Zagal'na deklaratsiia prav liudini. Priiniata i progoloshena rezoli-utsieiu 217 A (III) General'noi Asamblei OON vid 10 grudnia 1948 roku (The Universal Declaration of Human Rights adopted by the United Nations General Assembly on 10 December 1948). Available at: http: // zakon2.rada. gov.ua/ laws / show/995_015

10. Mizhnarodnii pakt pro gromadians'ki ta politichni prava. Priiniato 16 grudnia 1966 roku General'noiu Asambleeiu OON (The International Covenant on Civil and Political Rights adopted by the United Nations General Assembly on 16 December 1966). Available at: http://zakon1. rada.gov.ua/laws/show/995_043

11. Rimarenko Iu. Privatne zhittia i politsiia. Teoriia i praktika [Private life and police. Theoretical and practical aspects]. Kyiv, KNT Publ., 2006, 740 p.

12. Cvropeis'ka konventsiia pro zakhist prav liudini ta osnovnikh svobod vid 4 listopada 1950 roku ta protokoli do nei. Ukrains'kii pereklad (European convention on human rights and fundamental freedoms with protocols of 4 November 1950. Ukrainian translation). Available at: http: //www.echr.coe.int/Documents/Convention_UKR.pdf.

Информация об авторе

Войналович Максим Викторович - соискатель, Институт законодательства Верховной Рады Украины, 04053, г. Киев, Нестеровский переулок 4, Украина, e-mail: mr-yuriy@mail.ru.

Author

Voynalovich Maxim Viktorovich - applicant, Legislation Institute of the Verkhovna Rada of Ukraine, 4 Nestorivsky Lane, Kyiv, 04053, Ukraine, e-mail: mr-yuriy@mail.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.