И.А. Головина ПРАВИЛА ВТО, ПРИМЕНИМЫЕ К ТОРГОВЛЕ ЭНЕРГОРЕСУРСАМИ*
Одним из знаменательных событий в политической и экономической жизни нашей страны стало вступление Российской Федерации во Всемирную Торговую Организацию (далее -ВТО).
Длительное время1 Россия стремилась стать полноправным участником ВТО.
Официальная заявка на присоединение к ВТО была подана Россией в 1993 г. Однако переговорный процесс об условиях вступления начался только в 1995 г. При этом первые три года он носил лишь консультационный характер и сводился к предоставлению нашим государством данных о своей экономике и внешнеторговом режиме.
Для признания России членом ВТО необходимо было согласовать условия доступа импортных услуг на национальный рынок, определить ставки таможенных пошлин для ввозимых товаров и иные вопросы. Кроме того, Россия должна была принять обязательства по приведению российского законодательства в соответствие с требованиями ВТО.
Несмотря на то что с 2000 г. переговоры о членстве РФ в ВТО стали более результативными, сроки вступления многократно переносились. Первоначально сообщалось, что Россия станет членом ВТО в 2003 г.2, затем в 2006 г.3 и даже в
* Статья рекомендована к печати доктором юридических наук, профессором Р.А. Курбановым.
1 Процесс вступления РФ в ВТО насчитывает 18 лет.
2 См.: Майкл Мур назвал время и место вступления России в ВТО. 29.05.2002. URL: http://lenta.ru/economy/2002/05/29/wto/ (дата обращения: 16.10.2012).
3 См.: МЭРТ обещает завершить переговоры о вступлении в ВТО уже в этом году. 13.01.2005. URL: http://lenta.ru/economy/2005/01/13/wto/ (дата обращения: 16.10.2012).
Труды Института государства и права 155
Российской академии наук № 2/2013
2007 г.4 Наиболее сложными оказались переговоры с Европейским союзом (далее - ЕС), Китаем и США, а в последние годы -и с Грузией.
После успехов 2010 г., когда были устранены разногласия с США и ЕС, окончательно было объявлено, что Россия станет членом ВТО в 2011 г.
Протокол о присоединении РФ к Марракешскому соглашению5 об учреждении ВТО (далее - Протокол) был подписан главой Правительства РФ 16 декабря 2011 г. в Женеве, а 18 июля 2012 г. ратифицирован Советом Федерации РФ. Полноправным официальным участником ВТО Россия стала 22 августа 2012 г.
Необходимо отметить, что ратификация вышеназванного документа вызвала много острых дискуссий как среди парламентариев, так и в бизнес-сообществе и научных кругах.
Однако следует признать, что участие России в ВТО создает те основные преимущества, которые заключаются в следовании курсу рыночной экономики. В том числе эти преимущества проявляются и в вопросах привлечения инвестиций. Это объясняется тем, что инвестора привлекает прежде всего стабильность режима экономической деятельности и прогнозируемость действий органов государства по управлению экономикой. Указанные преимущества будут иметь место на практике только в том
4 См.: Россия станет членом ВТО в сентябре 2007 года. 16.11.2006. URL: http://lenta.ru/news/2006/11/16/wto/ (дата обращения: 16.10.2012); Греф: Вступление России в ВТО может затянуться до 2007 года. 16.11.2005. URL: http://lenta.ru/news/2005/11/16/wto/ (дата обращения: 16.10.2012); Греф отвел России три года на вступление в ВТО. 25.05.2004. URL: http://lenta.ru/economy/2004/05/25/wto/ (дата обращения: 16.10.2012).
5 Официально ВТО образована на конференции в Марракеше в апреле 1994 г. Соглашением об учреждении ВТО, известным также как Мар-ракешское соглашение.
6 См., например: Кашин В.И. «Мы не слышим ни одной цифры, ни одной логически обоснованной системы расчета по отраслям после вступления в ВТО». Острая дискуссия на парламентских слушаниях в Думе. URL: http://kprf.ru/content/106804.html (дата обращения: 16.10.2012).
случае, если страна будет следовать принципам рыночной экономики.
В рамках ВТО действует ряд соглашений, которые можно представить в виде следующей структуры.
1. Соглашение об учреждении ВТО.
2. В рамках Соглашения об учреждении ВТО принято четыре Приложения:
2.1. Приложение 1 А Многосторонние соглашения по торговле товарами, а именно:
Генеральное соглашение о тарифах и торговле 1994 г.;
Генеральное соглашение о тарифах и торговле 1947 г. (определяет основы режима торговли товарами, права и обязательства членов ВТО в этой сфере);
Соглашение по сельскому хозяйству (определяет особенности регулирования торговли сельскохозяйственными товарами и механизмы применения мер государственной поддержки производства и торговли в этом секторе);
Соглашение по текстилю и одежде (определяет особенности регулирования торговли текстилем и одеждой);
Соглашение по применению санитарных и фитосанитарных норм (определяет условия применения мер санитарного и фито-санитарного контроля);
Соглашение по техническим барьерам в торговле (определяет условия применения стандартов, технических регламентов, процедур сертификации);
Соглашение по инвестиционным мерам, связанным с торговлей (запрещает использовать ограниченный круг мер торговой политики, которые могут влиять на иностранные инвестиции и быть квалифицированы как противоречащие ст. III ГАТТ (национальный режим) и ст. XI (запрет количественных ограничений));
Соглашение по применению статьи VII ГАТТ 1994 г. (таможенная оценка товаров) (определяет правила оценки таможенной стоимости товаров);
Соглашение по предотгрузочной инспекции (определяет условия проведения предотгрузочных инспекций);
Соглашение по правилам происхождения (определяет, что под правилами происхождения понимается совокупность законов, нормативных актов и правил для определения страны происхождения товаров);
Соглашение по процедурам импортного лицензирования (устанавливает процедуры и формы лицензирования импорта);
Соглашение по субсидиям и компенсационным мерам (определяет условия и процедуры применения субсидий и мер, направленных на борьбу с субсидированием);
Соглашение по применению статьи VI ГАТТ 1994 г. (антидемпинг) (определяет условия и процедуры применения мер для противодействия демпингу);
Соглашение по защитным мерам (определяет условия и процедуры применения мер для противодействия растущему импорту).
2.1.1. Приложение 1В включает:
Генеральное соглашение по торговле услугами (определяет основы режима торговли услугами, права и обязательства членов ВТО в этой сфере).
2.1.2. Приложение 1С включает:
Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (определяет права и обязательства членов ВТО в области защиты интеллектуальной собственности).
2.2. Приложение 2 Понимание в отношении правил и процедур разрешения споров (устанавливает условия и процедуры разрешения споров между членами ВТО в связи с выполнением ими обязательств по всем соглашениям ВТО).
2.3. Приложение 3 Механизм обзоров торговой политики (определяет условия и общие параметры обзоров торговой политики членов ВТО).
2.4. Приложение 4 Необязательные для участия всех членов ВТО многосторонние торговые соглашения, такие как:
Соглашение по торговле гражданской авиатехникой (определяет обязательства сторон по либерализации торговли в этом секторе);
Соглашение по правительственным закупкам (устанавливает процедуры допуска иностранных компаний к национальным системам закупок для государственных нужд).
Главная цель Соглашений, заключенных в рамках ВТО, состоит в подчинении национально-правового регулирования инвестиций аналогичным требованиям в отношении правового режима, которые предъявлялись в случае принятия мер регулирования торговли.
Для настоящего исследования особый интерес представляют лишь некоторые из вышеперечисленных Соглашений ВТО. В частности, те Соглашения, которые связаны с торговлей таким видом товаров, как энергоресурсы. Однако следует отметить, что правила ВТО не вводят специальных механизмов регулирования такой торговли, но и не исключают ее.
Для разъяснения правил ВТО, которые относятся к торговле энергоресурсами, Секретариатом Энергетической хартии был подготовлен документ «Правила ВТО, применимые по Договору к Энергетической хартии»7 (далее - Правила). В данном документе рассматриваются положения ВТО и принципы, применимые по Договору к Энергетической хартии (далее - ДЭХ), и в частности результаты применения этих правил к торговле энергетическими ресурсами. В нем также рассматриваются положения, не применимые в рамках ДЭХ, но которые имеют прямое отношение к торговле энергоресурсами. Важно отметить, что указанные Правила не являются официальным толкованием правил ВТО, а только проясняют основополагающие принципы и вопросы, подвергающиеся неоднозначному толкованию.
Обязательно следует сказать о том, что собой представляет ДЭХ. Он является региональным международным многосторонним договором, базирующимся на пяти ключевых элементах: поощрение капиталовложений в энергетику; государственный суверенитет над природными ресурсами; свобода доступа к энергетическим рынкам; свобода транзита энергоресурсов;
7 Торговля энергоресурсами: Правила ВТО, применимые по Договору к Энергетической хартии. Брюссель, 2002.
свобода движения капиталов, связанных с инвестированием в энергетику.
ДЭХ был разработан на основе Европейской Энергетической хартии 1991 г. и подписан европейскими государствами, в том числе и Россией, 17 декабря 1994 г.
Однако РФ не ратифицировала ДЭХ и долгие годы применяла его на временной основе. Впоследствии в силу ряда разногласий между нашей страной и ЕС, Председателем Правительства РФ было подписано распоряжение Правительства РФ от 30 июля 2009 г. № 1055-р «О намерении Российской Федерации не становиться участником Договора к Энергетической хартии, а также Протокола к Энергетической хартии по вопросам энергетической эффективности и соответствующим экологическим аспектам»8. 20 августа 2009 г. Россия официально уведомила о своем намерении не становиться договаривающейся стороной ДЭХ и Протокола по вопросам энергетической эффективности и соответствующим экологическим аспектам (далее - ПЭЭСЭА). В соответствии со ст. 45(3(а)) ДЭХ данное уведомление означало прекращение Российской Федерацией временного применения ДЭХ и ПЭЭСЭА по истечении 60 календарных дней с даты получения уведомления Депозитарием. Последним днем временного применения ДЭХ и ПЭЭСЭА Россией признано 18 октября 2009 г. Таким образом, РФ (наряду с Норвегией, Исландией и Австралией) стала страной, которая не ратифицировала ДЭХ и не применяет его на временной основе, оставшись при этом внутри договора и хартийного процесса.
Поскольку в настоящий момент РФ является полноправным членом ВТО, ряд положений, инкорпорированных в ДЭХ и затрагивающих торговлю энергоресурсами, заслуживают отдельного изучения и анализа.
Два особо важных правила применительно к торговле товарами, в том числе и торговле энергоресурсами, содержатся в ГАТТ 1947 г. В частности, речь идет о принципе режима наиболее благоприятствуемой нации (далее - РНБ) и принципе нацио-
8 СЗ РФ. 2009. № 32. Ст. 4053. 160
нального режима. Рассмотрим особенности каждого из этих режимов.
Согласно ст. I ГАТТ «в отношении таможенных пошлин и сборов всякого рода, налагаемых на ввоз и вывоз, или в связи с ними, или налагаемых на международный перевод платежей за импорт или экспорт, и в отношении метода взимания таких пошлин и сборов, и в отношении всех правил и формальностей в связи с ввозом и вывозом, и в отношении всех вопросов, указанных в пунктах 2 и 4 статьи III, любое преимущество, благоприятствование, привилегия или иммунитет, предоставляемые любой договаривающейся стороной любому товару, происходящему из, или предназначенному для любой другой страны, должны немедленно и безусловно предоставляться аналогичному товару, происходящему из, или предназначаемому для территорий всех других договаривающихся сторон».
В данном случае в статье говорится о том, что в отношении любой политики, затрагивающей торговлю, запрещается устанавливать дискриминацию между импортируемыми товарами по признаку их происхождения или между экспортными товарами по признаку их назначения. При этом все продукты независимо от их происхождения или назначения должны пользоваться одинаковым режимом. Кроме того, такой одинаковый режим должен предоставляться «немедленно и безусловно».
Таким образом, РНБ применительно к торговле энергоресурсами означает, что все государства - участники ВТО во всех областях своей энергетической политики не могут устанавливать дискриминационный режим в отношении энергетических продуктов по признаку происхождения и назначения этих продуктов.
Принцип национального режима закреплен в ст. III ГАТТ. Его главное назначение состоит в стремлении не допустить, чтобы государства отрицательно влияли на возможности конкуренции со стороны импортируемых товаров в пользу отечественных товаров. Конечный результат конкуренции между импортируемыми и отечественными товарами должны определять рыночные силы, а не вмешательство государств. Прежде всего, это
должно гарантировать честную конкуренцию, экономическую эффективность и снижать потребительские цены.
Обязательство предоставлять «национальный режим» импортируемым товарам означает, что в отношении импортных товаров не может осуществляться дискриминация по сравнению с отечественными товарами.
Речь идет о том, что для импортных товаров в рамках положения о РНБ применяется наилучший возможный режим, предоставляемый любому другому импорту, в то время как для режима импорта в рамках принципа национального режима применяется наилучший возможный режим, предоставляемый отечественным товарам.
Как известно, торговля энергоресурсами ведется в основном через трубопроводы. Поэтому помимо двух вышеуказанных принципов особый интерес представляет принцип свободы транзита, закрепленный в ст. V ГАТТ. Данная статья также содержит двойное обязательство по РНБ.
В соответствии со ст. V:2 «существует свобода транзита через территорию каждого (члена) по путям, наиболее подходящим для международного транзита, для транзитных перевозок на или из территорий других (членов)».
Таким образом, государство не может отказать в пересечении своей территории товарами, если эти товары отправляются из другой или в другую страну, являющуюся членом ВТО. Для применения принципа свободы транзита достаточно, чтобы было выполнено хотя бы одно из этих условий.
Статьей V:2 также установлено, что равный режим должен предоставляться транзитным перевозкам без какого бы то ни было различия, основанного на «флаге судов, месте происхождения, отправления, захода, выхода или назначения или каких-либо обстоятельств, относящихся к собственности на товар, суда или другие транспортные средства».
Транзитные перевозки в одну из стран - участниц ВТО или из нее не могут пользоваться менее благоприятным режимом, чем режим, предоставляемый для транзитных перевозок в любую другую страну или из нее.
Таким образом, не разрешается устанавливать за использование своих трубопроводов или сетей для транзитной транспортировки, например, более высокие сборы, чем сборы, которые установлены в отношении транзитной транспортировки в любую другую страну или из нее.
Еще одним основополагающим принципом ВТО является общий запрет на установление количественных ограничений на импорт или экспорт (энергетических) товаров. Данный принцип закреплен в ст. XI ГАТТ и гласит: «Ни одна из договаривающихся сторон не устанавливает или не сохраняет на ввоз любого товара из территории другой договаривающейся стороны или вывоз или продажу для экспорта любого товара, предназначаемого для территории другой договаривающейся стороны, никаких запрещений или ограничений, будь то в форме квот, импортных или экспортных лицензий или других мер, кроме пошлин, налогов или других сборов».
Под рассматриваемым принципом понимается следующее: статья XI ставит вне закона все «запрещения или ограничения, будь то в форме квот, импортных или экспортных лицензий или других мер»;
статья XI неприменима к ценовым ограничениям, а именно к «пошлинам, налогам или прочим сборам».
Отдельные нормы, касающиеся торговли, закреплены в ряде других Соглашений ВТО, таких как: Соглашение по техническим барьерам в торговле (далее - Соглашение по ТБТ); Соглашение ВТО по защитным мерам; Соглашение ВТО по применению статьи VI ГАТТ; Соглашение ВТО по субсидиям и компенсационным мерам; Соглашение по правилам происхождения; Соглашение по процедурам импортного лицензирования; Соглашение по применению статьи VII ГАТТ 1994 г. (таможенная оценка товаров); Соглашение по предотгрузочной инспекции.
Соглашение по ТБТ посвящено снижению и ликвидации технических барьеров, которые в действительности не направлены на охрану здоровья или обеспечение безопасности или установление объективных характеристик товаров, но введены для достижения целей протекционизма (например, вводятся высокие нормы чистоты импортируемого бензина для защиты
окружающей среды, но фактически устанавливаются для недопущения импортируемого бензина в целях защиты отечественных производителей бензина).
Правила ВТО признают право членов ВТО устанавливать собственный уровень защиты, который они считают подходящим.
В Соглашении по ТБТ также содержится требование об использовании членами ВТО международных стандартов «в качестве основы» для своих технических регламентов, «за исключением случаев, когда (они) были бы неэффективными или неподходящими средствами для достижения законно преследуемых целей, например, вследствие существенных климатических или географических факторов или существенных технических проблем».
Отдельные положения Соглашения по ТБТ посвящены принципу открытости. Так, первая группа этих положений требует, чтобы государства-участники информировали другие государства (путем уведомления) об определенных новых мерах ТБТ, которые они планируют ввести, а также предоставляли возможность другим государствам представить замечания по этим планам. При этом такое уведомление требуется только в том случае, когда вновь введенная мера может оказать значительное влияние на торговлю.
Вторая группа положений требует, чтобы государства-участники представляли обоснования определенных мер ТБТ. Вне зависимости от того, находятся ли они в подготовительной стадии или приняты и уже применяются .
Несмотря на ряд правил ВТО, обязывающих государства-участников открывать свои рынки для торговли с иностранными государствами, могут возникать ситуации, когда введение торговых ограничений, помимо разрешенных в порядке исключения по ВТО, является допустимым.
Существуют три вида ситуаций, когда допускается применение так называемых средств защиты торговых прав. Все они охватываются конкретными положениями ВТО и более подроб-
9 Торговля энергоресурсами: Правила ВТО, применимые по Договору к
Энергетической хартии. С. 73.
164
но проработаны в Соглашениях, содержащихся в Приложении 1А к Марракешскому соглашению об учреждении ВТО. Стоит отметить, что государства-участники не обязаны, а вправе устанавливать какие-либо из этих «средств защиты торговых прав» (т.е. вводить антидемпинговые или компенсационные пошлины или принимать защитные меры). Однако когда стороны принимают решение об установлении таких мер, они должны делать это с соблюдением правил ВТО.
Защитные меры рассматриваются в ст. XIX ГАТТ и в Соглашении ВТО по защитным мерам.
Так, в отдельных случаях могут возникать ситуации, когда в результате непредвиденных событий и выполнения обязательств ВТО по либерализации торговли рынок одного из государств-участников переполнен отдельными импортируемыми товарами в такой степени, что это наносит серьезный ущерб отечественным производителям. В таких случаях «средство защиты торговых прав» предусматривает право установления так называемых защитных мер в отношении конкретного товара, импортируемого в повышенных количествах. Эти защитные меры могут носить характер количественных ограничений на импорт соответствующего товара (например, квоты) или ценовые меры (например, повышенные пошлины).
Вопросы антидемпинговых пошлин рассматриваются в ст. VI ГАТТ и в Соглашении ВТО по применению статьи VI ГАТТ, которое также называется «Антидемпинговым соглашением».
Очень часто отдельные производители экспортируют свои товары в другие государства по ценам ниже их «нормальной стоимости».
В соответствии со ст. 2 Соглашения по применению статьи VI ГАТТ 1994 г. под товаром, являющимся предметом демпинга, понимается товар, поступивший на рынок другой страны по цене ниже его нормальной стоимости, если экспортная цена данного товара, экспортированного из одной страны в другую, ниже сравнимой цены, устанавливаемой в рамках обычного хода торговли на аналогичный товар, предназначенный для потребления в экспортирующей стране.
В связи с тем, что такая практика может нанести ущерб местным производителям в стране-импортере, при определенных обстоятельствах им разрешается устанавливать «антидемпинговые пошлины» на товары, импортируемые по заниженным ценам. Право на установление этих дополнительных пошлин представляет собой «средство защиты торговых прав», которое служит целью борьбы с демпингом.
В качестве еще одной из защитных мер признаются субсидии и компенсационные пошлины, которые рассматриваются в ст. VI и XVI ГАТТ и в Соглашении ВТО по субсидиям и компенсационным мерам.
При определенных обстоятельствах субсидии однозначно запрещены. Вместе с тем в отдельных случаях они дают безусловные основания для введения компенсационных пошлин. Так, экспортные субсидии и субсидии, обусловленные предпочтительным использованием отечественных товаров вместо импортных, запрещены («красные субсидии») и являются предметом мер противодействия. Однако имеются другие субсидии («дающие основание для введения компенсационных пошлин»), которые могут сохраняться государствами-участниками. Если будет установлено, что такие субсидии позволяют производителям продавать свои товары на местном или мировом рынке по значительно низким ценам, порождая отрицательные последствия для интересов других сторон, то они могут быть оспоре-
10 ны .
На этом основании государства-участники наделены правом устанавливать «средства защиты торговых прав» против таких, так называемых дающих право на предъявление иска субсидий. Эти «средства защиты торговых прав» могут иметь форму процедуры разрешения спора в ВТО, в рамках которой субсидирующая страна, если иск принимается, может либо отменить субсидию, либо ликвидировать отрицательные последствия, вызванные этой субсидией11.
10 Торговля энергоресурсами: Правила ВТО, применимые по Договору к Энергетической хартии. С. 73.
11 Там же. 166
Важное практическое значение имеют отдельные положения еще нескольких специальных Соглашений ВТО, затрагивающие вопросы технического регулирования.
Так, вопросы определения страны происхождения товара содержатся в Соглашении по правилам происхождения.
Согласно ст. 1 Соглашения «под правилами происхождения понимается совокупность законов, нормативных актов и решений административных органов для общего применения, используемых любым членом для определения страны происхождения товаров, при условии, что такие правила происхождения не связаны предоставлением на договорной или автономной основе тарифных преференций, выходящих за пределы применения пункта 1 статьи I ГАТТ 1994».
Таким образом, применительно к торговле энергоресурсами правила происхождения представляют собой критерии, используемые для определения того, в каком месте (энергетический) продукт был произведен. Данные правила являются неотъемлемой частью торговых правил, поскольку целый ряд видов торговой политики законно предусматривает дискриминацию между странами: квоты, преференциальные тарифы, антидемпинговые действия.
Соглашение ВТО по правилам происхождения применяется только к правилам происхождения, используемым в непреференциальных средствах коммерческой политики. Странам, создающим таможенный союз или зону свободной торговли, разрешается использовать различные правила происхождения товаров, имеющих оборот в пределах этого союза в рамках их соглашения о свободной торговле.
Кроме того, Соглашение по правилам происхождения предусматривает общие («гармонизированные») правила происхождения для всех членов ВТО.
Отдельно следует сказать о процедурах и формах лицензирования импортных товаров. Данные вопросы регулируются Соглашением по процедурам импортного лицензирования.
Суть этого Соглашения заключается в установлении для государств-участников требования о том, чтобы их процедуры лицензирования для импорта энергетических продуктов были
простыми, открытыми и предсказуемыми. Данное Соглашение применяется только к процедурам лицензирования. Обычно такие процедуры существуют для того, чтобы обеспечить соблюдение существенных ограничений торговли, например квот.
Определению правил оценки таможенной стоимости товаров посвящено Соглашение по применению статьи VII ГАТТ 1994 г. (таможенная оценка товаров).
Целью данного Соглашения является создание справедливой, единообразной и беспристрастной системы для оценки товаров в таможенных целях, а именно системы, которая соответствует коммерческим реалиям и которая предотвращает использование произвольной или фиктивной таможенной стоимости.
Согласно Соглашению первоосновой таможенной стоимости энергетических продуктов является «стоимость сделки» в отношении товара, т.е. «цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за товары, проданные на экспорт в страну импорта» (ст. 1.1 Соглашения по таможенной оценке).
В рамках настоящей статьи следует упомянуть и о Соглашении по предотгрузочной инспекции.
Предотгрузочная инспекция представляет собой практику использования специализированных частных компаний для проверки параметров отгружаемой партии: главным образом цены, количества и качества товаров, заказанных за границей.
Главная цель инспекции состоит в защите национальных финансовых интересов и компенсации недостатков административной инфраструктуры.
Обязательства, возлагаемые на правительства, которые используют предотгрузочные инспекции, включают недискриминацию, открытость, защиту конфиденциальной коммерческой информации, избежание неоправданных задержек, использование конкретных рекомендаций для осуществления проверки цен и избежание коллизии интересов инспекционными органами12.
В отношении торговли энергоресурсами представляется, что предотгрузочная инспекция, проведенная в стране проис-
12 Торговля энергоресурсами: Правила ВТО, применимые по Договору к Энергетической хартии. С 82. 168
хождения энергетического продукта, будет касаться главным образом отгрузок угля, нефти и нефтепродуктов.
В заключение следует отметить, что все правила ВТО, касающиеся торговли, в том числе и торговли энергоресурсами, базируются на одном общем принципе, суть которого в том, что государства-участники должны устранять искажающие торговлю правительственные меры, особенно торговые барьеры, устанавливающие дискриминацию между членами ВТО или между
отечественными и импортными товарами.
***
Вступление России в ВТО не является столь положительным, как это подчеркивается многими исследователями13. Прежде всего членство РФ в ВТО не позволяет решить одну из важнейших проблем инвестиционного климата - неразвитость институциональной среды. В этом и заключается основная причина сдерживания инвестиций в экономику нашей страны.
В рейтинге стран, составленном организацией World Economic Forum, по уровню развития институциональной среды Россия находится на 128-м месте, притом что по общему уровню конкурентоспособности (Global Competitiveness Index) - на 66-м, а по емкости рынка (включающего доступность экспортных каналов продаж) - на 8-м14.
Согласно проведенному World Economic Forum опросу ключевыми факторами, препятствующими ведению бизнеса в России, являются коррупция, бюрократия и уровень налогов. До тех пор, пока эти проблемы не будут решены, рассчитывать на масштабные иностранные инвестиции в российскую экономику бессмысленно.
Важнейшей задачей для нашего государства после присоединения к ВТО должно стать ускорение процесса самооргани-
13 См., например: Вступление России в ВТО (Всемирная торговая организация). Плюсы и минусы. URL: http://mygeog.ru/vstuplenie-rossn-v-vto-vsemirnaya-torgovaya-orgamzaciya-plyusy-i-minusy/ (дата обращения: 16.10.2012).
14 Последствия присоединения России к Всемирной торговой организации. URL: http:// wtoinform.ru /upload / brochure / brochure_wto.pdf (дата обращения: 16.10.2012).
зации производителей, без которого невозможно обеспечить эффективную защиту как отдельных производителей, так и национальной экономики в целом. Государству следует оказывать поддержку различным ассоциациям производителей, которые могут и должны выступать по нормам ВТО в качестве инициаторов антидемпинговых и иных защитных мер по отношению к зарубежным конкурентам.
Россия как новый член ВТО обязана соблюдать правила ВТО, применяемые к торговле товарами, а кроме того, привести свое законодательство в соответствие с ними в целях улучшения общего благосостояния нашей страны.