Научная статья на тему 'ПРАВИЛА ПРИЕМА НА ГОСУДАРСТВЕННУЮ СЛУЖБУ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ'

ПРАВИЛА ПРИЕМА НА ГОСУДАРСТВЕННУЮ СЛУЖБУ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1691
336
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
кадры / подготовка / прием / кадровая работа / зарубежный опыт / государственная служба / personnel / training / recruitment / personnel work / foreign experience / public service

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Д С. Сариева

В статье рассматриваются пути эффективной организации кадровой деятельности в системе государственной службы в различных странах. Основу организации кадровой работы во многих государствах составляет политика управления человеческими ресурсами. Практика показывает, что работа с человеческими ресурсами становится решающим фактором роста эффективности как производства, так и государственного управления. Обращение к зарубежному опыту формирования кадрового потенциала государственной службы позволяет определить перспективные направления реформирования системы управления персоналом в государственных органах. За рубежом накоплен большой опыт обеспечения всех участков государственной службы подготовленными кадрами, а также карьерного продвижения государственных служащих. Применение данного опыта представляет для Кыргызстана значительный интерес и пользу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RULES FOR ADMISSION TO CIVIL SERVICE IN FOREIGN COUNTRIES

The article discusses the ways of effective organization of personnel activities in the civil service system in different countries. The basis for the organization of personnel work in many states is the policy of human resource management. Practice shows that working with human resources is becoming a decisive factor in increasing the efficiency of both production and public administration. Referring to foreign experience in the formation of the personnel potential of the civil service, it is possible to determine promising directions for reforming the personnel management system in government bodies. Abroad, a large experience has been accumulated in providing all sections of the civil service with trained personnel, as well as career advancement of civil servants. Application of this experience is of considerable interest and benefit for Kyrgyzstan.

Текст научной работы на тему «ПРАВИЛА ПРИЕМА НА ГОСУДАРСТВЕННУЮ СЛУЖБУ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ»

ПРАВИЛА ПРИЕМА НА ГОСУДАРСТВЕННУЮ СЛУЖБУ В ЗАРУБЕЖНЫХ

СТРАНАХ

Д.С. Сариева, преподаватель

Бишкекский государственный университет им. К. Карасаева (Кыргызстан, г. Бишкек)

DOI:10.24411/2500-1000-2021-1158

Аннотация. В статье рассматриваются пути эффективной организации кадровой деятельности в системе государственной службы в различных странах. Основу организации кадровой работы во многих государствах составляет политика управления человеческими ресурсами. Практика показывает, что работа с человеческими ресурсами становится решающим фактором роста эффективности как производства, так и государственного управления. Обращение к зарубежному опыту формирования кадрового потенциала государственной службы позволяет определить перспективные направления реформирования системы управления персоналом в государственных органах. За рубежом накоплен большой опыт обеспечения всех участков государственной службы подготовленными кадрами, а также карьерного продвижения государственных служащих. Применение данного опыта представляет для Кыргызстана значительный интерес и пользу.

Ключевые слова: кадры, подготовка, прием, кадровая работа, зарубежный опыт, государственная служба.

Мировая практика дает огромное разнообразие подходов к организации кадровой работы на государственной службе. Эти подходы формируются под воздействием различных исторических, культурных, политических, социально-экономических и иных особенностей развития страны [2].

Вопрос изучения и использования зарубежного опыта организации государственной службы и ее кадрового обеспечения является актуальным на данном этапе, так, как в дальнейшем есть вероятность их применения в совершенствовании государственной кадровой политики Кыргызстана.

За 29 лет независимости, государственная служба Кыргызской Республики прошла непростой путь становления и развития. На основе поэтапных реформ в сфере государственной службы, в стране сложилась собственная система подготовки кадров, которая к сожалению, имеет свои недостатки и нуждается в совершенствовании за счет опыта развитых зарубежных стран. Из всего многообразия можно выделить правила приема на государственную службу таких стран, как Великобри-

тания, Франция, Германия, США и Япония. Опыт этих стран представляет для Кыргызстана особый интерес и практическую значимость [3].

В законодательно-нормативных актах Великобритании отсутствует четкое определение понятия «государственный служащий». Оно употребляется в двух смыслах. В узком смысле слова под государственным служащим понимается лицо, осуществляющий профессиональную деятельность в административном органе государственного управления. К государственным служащим в широком смысле относятся все служащие публичного сектора, т.е. служащих министерств и ведомств, так и служащих вооруженных сил, полиции, а также публичных корпораций, местных органов власти, системы здравоохранения, школьного образования и т.п. Служащие публичного сектора называются-должностными лицами, а служащие мини-стерств-гражданскими служащими. Премьер-министр осуществляет общее руководство кадровой политики на государственной службе. Непосредственным управлением занимается Министерство по делам гражданской службы. В компетенцию

аппарата министра входит рассмотрение вопросов отбора и профессионального развития персонала, консультирование по стандартам государственной службы, реализация программ по реформированию государственной службы [5].

Правила приема на государственную службу и допуск к государственным должностям отличаются определенными особенностями. К кандидатам на государственные должности предъявляются определенные требования в соответствии законодательством. Один из требований гласит, что кандидаты должны быть британскими подданными - гражданами Британского Содружества Наций или гражданами Ирландской Республики. Отбор кандидатов на государственную службу Англии осуществляется четырьмя отделами Комиссии, каждый из которых специализируется на наборе в определенные группы: отдел по административным должностям, отдел по научным должностям, отдел по технологическим должностям, общий отдел. Процедура отбора кандидатов на государственные должности состоит из трех этапов. На первом этапе кандидаты должны написать доклад на заданную тему. На втором с успешно прошедшими первичный отбор проводятся тестирование и интервью. В настоящее время формы тестирования и интервью приобрели основное значение при оценке способностей кандидатов. На третьем представители отдела по окончательному отбору на основании совокупной оценки проводят заключительное собеседование, в результате чего решается вопрос о назначении на должность или зачислении в действующий резерв кадров. Помимо собственных оценок принимаются также во внимание рекомендации школ и университетов, где кандидаты прошли курсы повышения квалификации, переподготовки и т.д. [4].

Франция - это страна с давними традициями государственной службы. Как организационный институт государственная служба появилась там еще при короле Людовике ХЩ пройдя затем многие этапы развития. Современное французское законодательство достаточно полно регламентирует построение и организацию госу-

дарственной службы в стране. Ее основные принципы закреплены в Конституции 1988 г. и Законе о государственной службе от 13 июля 1983 г. Конституция закрепляет разделение компетенции парламента и правительства по отношению к чиновникам.

Во Франции функционирует два государственных органа, занимающиеся вопросами управления государственной службой: Генеральная дирекция и Генеральный совет. Генеральная дирекция государственной службы осуществляет следующие функции:

- регулирует численность личного состава государственной службы;

- реализовывает правовые нормы и принципы управления государственной службой,

- координирует назначения на государственные должности;

- занимается профессиональной подготовкой, переподготовкой и стажировкой государственных служащих.

Генеральный совет государственной службы является законотворческим и арбитражный органом, который состоит из равного числа представителей от государства и трех профсоюзов государственных служащих. Совет обсуждает проекты законов о государственной службе, решает вопросы правового регулирования государственной службы, вопросы подготовки и переподготовки кадров, рассматривает апелляции государственных служащих, проводит досудебное расследование споров, связанных с государственной службой, и т.д. Ответственность за проведение кадровой политики в области государственной службы несет премьер-министр. Он следит за исполнением положений Статута о государственных служащих. Министры наделены кадровыми полномочиями по руководству вверенной им администрации. Особая роль принадлежит министру финансов и экономики, который осуществляет контроль за всеми актами, затрагивающими финансовую сторону прохождения государственной службы [5]. Во многих странах создана строгая система подготовки кадров для государственных служащих. Примером в этом отноше-

нии может служить Франция, где система подготовки и повышения квалификации служащих включает в себя ряд требований [1].

Прием на государственную службу определяется принципом равенства, закрепленным в Декларации прав человека и гражданина, согласно которому все граждане в равной мере допускаются ко всем постам, публичным должностям и занятиям сообразно их способностям без каких-либо различий. На государственной службе Франции проводятся конкурсы трех типов: внешний, внутренний и открытый. Их отличия между собой состоят в следующем: к участию во «внешнем» конкурсе допускаются кандидаты, поступающие на государственную службу, во «внутреннем» - те, кто продвигается по службе, имеют некоторый опыт, в «открытом» -все желающие, отвечающие требованиям стандарта Конкурс предполагает проведение устного и письменного экзаменов. По результатам экзаменов составляется рейтинг претендентов. Если жюри не одобрило ни одного кандидата или же представлено недостаточное число претендентов, а должностных вакансий больше, возможно составление дополнительного списка [2].

Законодательно запрещается дискриминация при приеме на работу по признакам пола. Предпочтение мужчинам или женщинам отдается только исходя из специфики прохождения того или иного вида службы. Не допускаются также ограничения при приеме по политическим, религиозным или философским основаниям.

В Германии государственная служба появилась одной из первых в Европе. Она строилась на основе принципов верности службе, законности, единства, профессионализма и стабильности.

«Государственная служба» - понятие, которое после Второй мировой войны было вытеснено в Германии понятием «публичная служба». В настоящее время «публичная служба» в функциональном плане понимается как деятельность в целях выполнения общегосударственных задач управления. В институциональном плане под ней подразумевается определенный круг лиц и должностей, выполнение пуб-

личных функций которых составляет содержание их деятельности.

В юридическом плане публичная служба охватывает две основные группы, которые включают в себя: отношения с чиновниками и отношения с наемными лицами -служащими и рабочими государственных учреждений [2].

Критерии при отборе на государственную службу ФРГ следующие. Государственным служащим может стать только тот, кто имеет гражданство Германии, дает гарантию выступать в поддержку свободного демократического порядка, имеет необходимый уровень специального образования. Претенденты подбираются с учетом способностей и уровня профессиональной подготовки. Особое внимание уделяется информированию граждан при отборе на государственную службу. Претенденты на государственную должность определяются самостоятельно через оповещение в СМИ. Их отбор должен проводиться в соответствии с пригодностью, способностями, профессиональной подготовкой, без учета пола, происхождения, расы, вероисповедания, религиозных или политических взглядов. Как показывает практика работы с руководящими административными кадрами Германии, их подготовка осуществляется на основе специальной федеральной программы, предполагающей их профессиональную переподготовку, повышение квалификации и формирование кадрового резерва.

Интересна структура управления государственной службой США. Высшим органом государственной власти в США считается Конгресс, который состоит из двух палат [4]. Конгресс США является высшим контролирующим органом американской государственной службы и осуществляет контрольно-финансовое управление в этой сфере. Основные обязанности главы государства и исполнительной власти представляет президент США. Вопросы кадровой политики в сфере государственной службы находятся в компетенции президента, а также специальных структурных подразделений, министров и кадровых служб министерств. Специальными органами по управлению государственной

службой США являются Управление по делам государственной службы и Совет по вопросам защиты системы заслуг. Во главе Управления по делам государственной службы стоит директор, назначаемый президентом с согласия Сената на четыре года. Совет по вопросам защиты системы заслуг состоит из трех членов, назначаемых президентом с согласия Сената на семь лет. Совет рассматривает жалобы и принимает решения по трудовым спорам и по вопросам системы заслуг в организациях государственной службы США, проводит специальные расследования и докладывает президенту и Конгрессу о необходимых мерах. При этом решения Совета обязательны для выполнения всеми органами исполнительной власти и государственными служащими.

Процедура приема на государственную службу США включает: прием личного заявления и проверку анкеты кандидата, проведение собеседования и конкурсного экзамена, проверку деловых и профессиональных качеств и проверку благонадежности. Существует обязательный испытательный срок. Конкурсные экзамены проводятся в письменной или устной форме, сами экзаменационные требования согласовываются с Управлением по делам государственной службы. Основными методами проведения экзаменов являются письменные или устные тесты.

Важным условием является гласность -опубликование в СМИ перечня вакансий должностей государственной службы, по которым проводятся экзамены, что формально дает право каждому человеку участвовать в конкурсе. С этой целью допускается выплата компенсаций соискателям, прибывшим из других районов, на конкурсный экзамен.

Лица, успешно выдержавшие конкурсное испытание, назначаются на должность государственной службы условно - находясь на должности, они пребывают в течение обязательного испытательного срока как бы в действующем резерве. Испытательный срок не должен превышать одного года, по истечении которого кандидат-резервист окончательно зачисляется в штат государственного органа.

В большинстве стран, как показывает анализ зарубежной литературы, штаты на государственной службе комплектуются на основе оценки профессиональных, деловых качеств кандидатов. К числу таких качеств обычно относятся опыт работы, образование и квалификация, черты характера и те свойства личности, которые имеют отношение к предстоящей деятельности. В большинстве стран повышение квалификации кадров осуществляется на конкурсной основе. В США центры подготовки административной элиты созданы при крупных университетах, в качестве таковых выступают Школа имени Дж. Кеннеди, Флетчеровская школа права и др. [1]. В США занятие должностей, помимо «патронажного» метода, «проводится в «открытой» и «закрытой» формах и основывается на «системе заслуг».

«Закрытая форма» предусмотрена для комплектования высших должностей государственного аппарата, как министров, их заместителей и помощников, ряда министерств и ведомств государственного департамента, ФБР, ЦРУ, служб здравоохранения и лесного хозяйства [2]. Система работы с кадрами в государственном аппарате США складывалась, развивалась и совершенствовалась в течение длительного времени, следовательно, опыт кадровой работы в государственном аппарате США представляет большой интерес для Кыргызстана, ищущей пути формирования и развития кадрового потенциала аппарата государственного управления.

Система организации кадровой работы Японии построена на «принципе заслуг». Назначение на государственную службу производится на основе конкурсных экзаменов, которые проводятся по принципу «открытых дверей», введенному в Японии еще в конце XIX века и действующему до настоящего времени. В категорию государственных служащих Японии входят не только чиновники, осуществляющие профессиональную деятельность в государственных органах, но и лица, работающие:

- в государственных предприятиях;

- в государственных железных дорогах;

- в телевидении;

- в учебных заведениях.

а также сотрудники полиции и военнослужащие. Организацией кадровой работы на государственной службе занимается Совет по делам персонала. Правовая основа государственной службы Японии регулируется Законом о государственных служащих, принятый 21октября 1947 г., который впоследствии прошел через многочисленные изменения и дополнения. Проведением мероприятий, связанных с конкурсом на государственную службу на уровне центральных административных органов, занимается Экзаменационный центр государственных служащих при Министерстве кадров Японии. На уровне народных правительств провинций, автономных районов и городов центрального подчинения существуют аналогичные ведомства [3]. Экзамены для впервые поступающих на государственную службу проводятся для граждан:

- окончивших высшие учебные заведения;

- имеющих неполное высшее образование;

- окончивших средние учебные заведения.

Система «пожизненного найма», действующая в Японии, предполагает длительную, вплоть до ухода на пенсию службу работающего по найму в одной организации, где должность и размер его жалованья ставятся в прямую зависимость от

продолжительности непрерывного стажа. Вместе с тем данная система предопределяет практическое отсутствие межведомственной мобильности чиновников, что стало одной из наиболее характерных черт государственной службы в Японии. В Японии хорошо развит институт наставничества. Каждый молодой специалист имеет закрепленного за ним наставника, на которого возлагается оказание помощи в освоении профессии, решении возникающих проблем. Наставник назначается также тем лицам, кому выставлено предупреждение о понижении карьеры, и по инициативе самих государственных служащих, желающих поучиться у более опытного или успешного коллеги. При принятии решения о карьерном продвижении служащего определяющее мнение принадлежит наставнику [2].

В данный момент существуют три наиболее развитые системы кадрового управления, имеющий успех и наибольшие результаты в последние годы. Это - американская система, основой которой выступает индивидуализм как главный механизм социальной связи американцев; японская система, построенная на коллективизме и признании авторитета групповых ценностей над индивидуальными; западноевропейская система, сочетающая основные черты как американской, так и японской систем.

Библиографический список

1. Вечер Л.С. Государственная кадровая политика и государственная служба. - Минск: АУППРБ, 2012. - 260 с.

Кульжамбекова А.Е. Система кадровой работы в государственных органах 2. Республики Казахстан / А.Е. Кульжамбекова, Г.К. Сулейменова. - Астана: ТОО «Дэме», 2014. - 209 с.

3. Новокрещенов А.В. Государственная кадровая политика. - Новосибирск: СИУ РАН-ХиГС, 2014. - 223 с.

4. Островская В.Н. Эволюция государственного управления в зарубежных странах / В.Н. Островская, Е.Б. Дорина, Г.В. Воронцова, О.Н. Момотова. - Ставрополь: СКФУ, 2014. - 123 с.

5. Черепанов В.В. Основы государственной службы и кадровой политики. - М: ЮНИ-ТИ-ДАНА, 2012. - 679 с.

RULES FOR ADMISSION TO CIVIL SERVICE IN FOREIGN COUNTRIES D.S. Sarieva, Lecturer

Bishkek State University named after K. Karasaev (Kyrgyzstan, Bishkek)

Abstract. The article discusses the ways of effective organization of personnel activities in the civil service system in different countries. The basis for the organization of personnel work in many states is the policy of human resource management. Practice shows that working with human resources is becoming a decisive factor in increasing the efficiency of both production and public administration. Referring to foreign experience in the formation of the personnel potential of the civil service, it is possible to determine promising directions for reforming the personnel management system in government bodies. Abroad, a large experience has been accumulated in providing all sections of the civil service with trained personnel, as well as career advancement of civil servants. Application of this experience is of considerable interest and benefit for Kyr-gyzstan.

Keywords: personnel, training, recruitment, personnel work, foreign experience, public service.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.