Научная статья на тему 'Правда Русская и древнерусское летописание: к 250-летию первой публикации Краткой Правды'

Правда Русская и древнерусское летописание: к 250-летию первой публикации Краткой Правды Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
666
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НОВГОРОДСКАЯ ПЕРВАЯ ЛЕТОПИСЬ / РУСЬ В 1015-1019 ГГ / ПРАВДА РУССКАЯ / КРАТКАЯ ПРАВДА / THE NOVGOROD FIRST СHRONICLE / RUS' IN 1015-1019 / RUSSKAYA PRAVDA (THE RUSSIAN JUSTICE / THE RUSSIAN LAW) / KRATKAYA PRAVDA (THE BRIEF JUSTICE)

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Пашин Сергей Станиславович

Статья посвящена обстоятельствам появления Краткой Правды в Новгород-ской первой летописи. Автор считает, что Правда Ярослава (первая часть Краткой Правды) не могла быть издана в связи с волнениями в Новгороде и началом борьбы князя Ярослава за Киев в 1015-1016 годах. Появление Краткой Правды в Новгородской первой летописи под 1016 г. это проявление субъективного мнения новгородского летописца первой поло-вины XV века.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Russian Justice and the Old Russian Сhronicles: to the 250th Anniversary of the First Publication of Kratkaya Pravda

The article is devoted to the Circumstances of the Coping of Kratkaya Pravda (the Brief Justice) in the Novgorod First Chronicle. The author believes that the Law of Yaroslav (the First Part of Kratkaya Pravda) could not be issued in the Connection with the Unrest in Novgo-rod and the Beginning of the Struggle of the Prince Yaroslav for Kiev in 1015-1016. The emer-gence of Kratkaya Pravda in the Novgorod First Chronicle under 1016 is the Expression of the Subjective Opinion of the Novgorod chronicler of the First Half of the 15th Century.

Текст научной работы на тему «Правда Русская и древнерусское летописание: к 250-летию первой публикации Краткой Правды»

Древняя Русь: во времени, в личностях, в идеях

ПаХаюрыаю.: еп ХРошы, еп рроаыры, еп еьбеь

Выпуск 7

2017

страницы 102—106

оО^

Пашин С.С.

Правда Русская и древнерусское летописание: к 250-летию первой публикации Краткой Правды

Ровно 250 лет назад, в 1767 г., в Санкт-Петербурге стараниями небезызвестного А.Л. Шлецера был издан исторический источник, который ныне известен как Краткая редакция Правды Русской, или Краткая Правда (КП). В тоненькой книжке всего 32 страницы, включая 18 страниц посвящения директору Академии наук графу В.Г. Орлову. Она уже содержала критические комментарии и разделила текст на «Правду Ярославлю» и «Правду Изяславлю», однако статьи памятника еще не успели получить нумерации1.

За истекшую с тех времен четверть тысячелетия появилось немало изданий Правды Русской, включая увесистый академический трехтомник 1940-1963 гг. общим объемом более 1300 страниц. Опубликованы десятки монографий, сотни статей, однако немало источниковедческих проблем до сих пор остаются нерешенными. Пожалуй, одна из главных - это обстоятельства появления памятника.

Краткая Правда, как известно, читается только в двух списках - Комиссионном и Академическом - Новгородской первой летописи (НПЛ) младшего извода под 1016 годом. Собственно, именно благодаря этому у нас и появился повод отметить в 2016 г. 1000-летие Русской Правды. Стоит добавить, что список КП в Комиссионном списке НПЛ традиционно называют Археографическим, т.к. летопись хранилась в собрании Археографической комиссии. Оба списка датируются серединой XV в., восходят в одному протографу первой половины XV в. и очень близки по содержанию.

Под 1016 г. в НПЛ младшего извода говорится о том, что нанятые Ярославом Мудрым варяги творили насилие в отношении новгородских женщин. Новгородцы, не желая этого терпеть, перебили варягов. Ярослав в отместку за это «исече» инициаторов избиения. В ту же ночь он получил из Киева известие о смерти отца и коварном убийстве братьев и утром повинился перед новгородцами на вече. Те его не только простили, но и собрали войско для борьбы со Свято-полком Окаянным. После трехмесячного стояния на противоположных берегах Днепра противники встретились в районе Любеча. «И бысть сеча зла, оже за руки емлющеся сечаху и по удолиемъ кровь течаше; мнозе верни видяху аггелы божиа помагающа Ярославу; и до света победиша Святополка. И бежа Свято-полк в Печенегы и бысть межи Чахы и Ляхы, никим же гоним пропаде окан-ныи, и тако зле живот свои сконча; яже дымъ и до сего дни есть; а Ярославъ идее къ Киеву, седее на столе отца своего Володимира; и абие нача вои свои делите, старостамъ по 10 гривенъ, а смердомъ по гривне, а новогородцомъ по 10 гривенъ всемъ, и отпусти ихъ всех домовъ, и давъ имъ правду, и уставъ списавъ, тако рекши имъ: "по се грамоте ходите, якоже списах вамъ, такоже держи-

1 Правда Руская, данная в одиннатцатом веке от великих князей Ярослава Владими-рича и сына его Изяслава Ярославича / Изд. А. Шлецер. СПб., 1767.

102

Пашин С. С.

-"^З^0"

те"». Далее в НПЛ читается заголовок: «А се есть правда рускаа» - в Комиссионном списке, «Правда роськая» - в Академическом, и следует текст Краткой Правды. Статья об уроке мостникам завершает не только КП, но и известие НПЛ под 1016 годом2.

Следует отметить, что Правда Ярослава, или Древнейшая Правда, в обоих списках отделена от Правды Ярославичей, которая начинается словами «Правда уставлена...»: в слове «Правда» первая буква написана киноварной краской, т.е. летописец понимал, что переписанный им под 1016 г. текст включает и статьи, принятые после смерти Ярослава Мудрого3.

Под 6525 (1017) г. в НПЛ обоих изводов практически дословно излагаются события, которые происходят уже после окончательного вокняжения Ярослава в Киеве: «Ярославъ иде къ Берестию. И заложена бысть святая София Кыеве»4.

В ПВЛ события, случившиеся после смерти Владимира Святого, а именно, злодеяния Святополка Окаянного и его борьба с Ярославом Мудрым, завершившаяся победой последнего и гибелью Святополка, датируются 1015-1019 годами. Согласно ПВЛ, история с варягами в Новгороде и смерть Владимира Святого произошли в 1015 г., в 1016 г. Святополк потерпел первое поражение в битве под Любечем и бежал «в Ляхы». В 1017 г. Ярослав не пошел к Берестью, а «вво-иде в Кыевъ, и погореша церкви». В 1018 г. Святополк вернулся на Русь с войсками польского короля Болеслава, Ярослав потерпел поражение от поляков на Волыни, едва убежал в Новгород и второй раз был поддержан новгородцами во главе с посадником Константином, которые собрали новое войско.

В год 6525 (1017). Ярослав вступил в Киев, и погорели церкви.

В конце 1018 г. оставшийся без польской поддержки Святополк бежал «вь Печенегы» и вернулся с ними в следующем, 1019, году. Противники встретились на реке Альта. «И бысть сеча зла, ака же не была в Руси, и за рукы емлюще сечахуся, и соступишася трижды, яко по удольемь кровь течаще. И кь вечеру одоле Ярославъ, а Святополкъ бежа» к Берестью. «И не можаше стерпети на единомъ месте и пробеже Лядьскую землю, гонимъ гневомъ Божиимъ, и пробе-же пустыню межи Чяхи и Ляхы, и ту испроверже животъ свой зле. Ярославъ же, пришедъ, седе в Кыеве, утеръ пота с дружиною своею, показавъ победу и трудъ великъ»5. Как видим, текст ПВЛ не содержит даже намека на дарование новгородцам каких-то документов или привилегий.

Однако вернемся к НПЛ. Нет сомнений, что новгородский летописец, во-первых, плохо ориентировался в перипетиях усобицы на юге Руси и, во-вторых, рассказал под 1016 г. о событиях, происходивших в течение нескольких лет. Сравнение с соответствующими известиями ПВЛ ясно показывает, что в 1016 г. борьба Ярослава со Святополком была очень далека от своего завершения. Это было очевидно не только нам, но и некоторым прямо и ли косвенно связанным с Новгородом русским летописцам второй половины ХУ-ХУТ веков.

2 Новгородская первая летопись старшего и младшего изводов. М.; Л., 195° (далее -НПЛ). С. 15, 174-180. Курсивом выделены 3 вставки, отсутствующие в Синодальном списке ХШ-Х1У вв. - единственном списке НПЛ старшего извода.

3 Правда Русская. М., 1963. Т. 3. С. 16, 27.

4 НПЛ. С. 15, 180.

5 ПСРЛ. М., 2001. Т. 2. Стб. 127-133. Согласно Лавретьевской редакции ПВЛ, Святополк умер «межю Ляхы и Чехы». См.: ПСРЛ. М., 2001. Т. 1. Стб. 145. Курсивом в цитате отмечены совпадения с вставкой из НПЛ младшего извода под 1016 годом.

Правда Русская и древнерусское летописание

о®^*-

Возьмем Софийскую первую летопись (СПЛ) старшего извода. По мнению Б.М. Клосса, основные части ее обоих списков можно датировать 70-ми -началом 80-х годов XV в. Списки СПЛ младшего извода датируются как второй половиной XV в., так и XVI-XVII веками. Автор СПЛ или, скорее, автор ее протографа - по терминологии А.А. Шахматова, Новгородско-Софийского свода - при изложении событий 1015-1019 гг. широко использовал ПВЛ, однако не стал игнорировать и данные источника, близкого к НПЛ младшего извода.

В этой летописи рассказ о даровании Ярославом грамоты помещен под 1019 г.: «Нача Ярославъ вои делити, старостамъ своимъ по 10 гривенъ, а смер-домъ по гривне, а новогородцемъ по 10 гривенъ, и отпусти я вся домовъ, и давъ имъ пр(а)вду и уставъ, списав грамоту, рече: "По сему ходите и держите, яко же списахъ вамъ"»6. Далее следует текст. Пространной Правды: «Устав великаго князя Ярослава Владимерич(а) о судех. Судъ о д(у)шегубьстве. Правда Руская. Аще убиетъ кто мужа.»7. Впрочем, в некоторых поздних списках - например, СПЛ по списку И.Н. Царского - Правда Русская отсутствует8.

Автор имеющей общий источник с СПЛ Новгородской четвертой летописи (НЧЛ) поместил под 1016 г. рассказ о первом поражении Святополка. Известие заканчивается словами: «...Святополк же бежа в Ляхы, а Ярославъ же седе въ Киеве на столе отне и дедне. Бе бо тогда Ярославъ 28 летъ. О Правде. Правда Рускаа». Далее под 1018-1019 гг. повествуется о походе на Киев польского короля Болеслава, окончательном поражении и бегстве на запад Святополка, и все завершается текстом под 1020 г., практически дословно совпадающим с окончанием статьи из НПЛ младшего извода под 1016 г.: «В лето 6528. Нача Ярославъ вои свои делити: старостамъ по 10 гривенъ всемъ, а смердом по гривне, а Новго-родцемъ по 10 гривенъ всемъ, и отпусти а вся домовъ; и давъ правду имъ и оуставъ списавъ, глаголюще: "по сеи грамоте ходете; якоже списахъ вамъ, тако дрьжите"». Затем идет новый текст по сравнению с НПЛ: «Констянтинъ же тогда беше в Новегороде...»9. Текст любой редакции Правды Русской так и не появился, хотя автор НЧЛ явно очень интересовался грамотами Ярослава.

В качестве доказательства можно привести одно из известий ПВЛ под богатым на события 1036 г.: «Иде Ярославъ к Новугороду, посади сына своего Воло-димира в Новегороде, епископа постави Жидяту»10. Это важное для новгородцев

6 Использовавший СПЛ автор Тверского сборника XVI в., практически дословно повторив данную цитату, объяснил, почему он не стал копировать Пространную Правду: «Зде пишетъ судебникь великаго князя Ярослава Владимерича, и потомъ его детей: Изяслава, Святослава и Всеволода, и по нихь уставъ великого князя Владимира Всеволо-дича Манамаха, и потомъ царя Костантина великаго; язъ же сие преминухъ, множества ради». См.: ПСРЛ. М., 2000. Т. 15. Стб. 141-142.

7 ПСРЛ. М., 2000. Т. 6. Вып. 1. С. Ш-УП. Стб. 127-133. Насколько мне известно, как минимум, 6 списков ПП т.н. Карамзинской группы находятся в списках XV-XVI вв. СПЛ под 1019 годом. См.: Правда Русская. М.; Л., 1940. Т. 1. С. 58-59.

8 ПСРЛ. М., 1994. Т. 39. С. 42.

9 ПСРЛ. Т. 4. Ч. 1. 1915. С. 107-110. В считающейся одним из источников НЧЛ Новгородской Карамзинской летописи (первая выборка) есть только одно отличие от НЧЛ: в известии под 1016 г. отсутствуют слова «О Правде. Правда Рускаа». См.: ПСРЛ. СПб., 2002. Т. 42. С. 61-62. В составленной в 1539 г. Новгородской летописи по списку П.П. Дубровского (фактически - позднем списке НЧЛ) известие под 1016 г. заканчивается словами «О правди. Правда Руская земля» (ПСРЛ. М., 2004. Т. 43. С. 50-51).

10 ПСРЛ. Т. 2. Стб. 138.

Пашин С. С.

-"^З^0"

событие отсутствует в НПЛ обоих изводов. Зато в НЧЛ читаем: «Иде Ярославъ к Новугороду и посади сына своего в Новегороде Володимера, и епископа постави Жидяту; и людем написавъ грамоту, рекь: "по сеи грамоте даите дань"»11.

Однако пришло время вновь вернуться к известию НПЛ младшего извода под 1016 г. Вся первая вставка в нем - включая упоминание про помогающих Ярославу ангелов - это прямая цитата из парамейных чтений о Борисе и Глебе в составе созданного в Новгороде в 1271 г. «Захарьинского паремейника»12. Вторая вставка - с локализацией «межи Чахы и Ляхы», упоминанием «гонимого» Свя-тополка, его «зле живота» и могилы «до сего дни» - перекликается со «Сказанием о Борисе и Глебе» из Успенского сборника XII-XIII вв.13 Трудно что-либо сказать об источнике третьей вставки, однако нет сомнений, что им не была ПВЛ.

Все это дает весомые основания отвергнуть как несостоятельные встречающиеся даже в серьезной литературе рассуждения о том, что источником упомянутых первых вставок в известии НПЛ стала статья 1019 г. из ПВЛ, а третья вставка заимствована из гипотетических Новгородского (Начального) свода XI в. или свода 1167 г. Эти же своды якобы вполне могли включать в себя текст первой части КП - Правды Ярослава14.

Итак, для автора (протографа) НПЛ младшего извода при изложении событий 1015-1046 гг. единственным летописным источником был Синодальный список НПЛ15. Все вышеизложенное подводит к не слишком новому выводу, который сделали еще во второй половине XIX в., причем практически независимо друг от друга, сразу несколько проницательных знатоков древнерусского права. Например, Н.Л. Дювернуа в 1869 г. писал о том, что, «имея в руках старинный акт с именем Ярослава, летописец, мало вникая в его содержание, занес его в свою летопись под тот год, под который ему казалось более уместным». В подтверждение своей гипотезы Н.Л. Дювернуа ссылался на упоминание о «грамотах Ярославлих» в нескольких известиях НПЛ за первую половину XIII в.16, не зная об их упоминании в НПЛ под 1339 г. и в договорных грамотах Новгорода с великими князьми XIII-XIV вв.17

Таким образом, вывод о появлении Правды Ярослава, или Древнейшей Правды, в связи с волнениями в Новгороде и началом борьбы Ярослава Мудрого

11 Там же. Т. 4. Ч. 1. С. 114. Данное известие повторяется в СПЛ под 1034 годом. См.: Т. 6. Вып. 1. Стб. 177.

12 Успенский БА. Борис и Глеб: Восприятие истории в Древней Руси. М., 2000. С. 8-9, 117.

13 БЛДР. СПб., 1997. Т. 1. С. 344, 346.

14 См., напр.: Гиппиус А.А. К истории сложения текста Новгородской первой летописи // Новгородский исторический сборник. СПб., 1997- Вып. 6(16). С. 59-70.

15 Самое раннее основанное на ПВЛ известие - о походе Ярослава на мазовшан - датируется 1047 годом. Бросается в глаза, что в НПЛ младшего извода отсутствуют 4 (т.е. добрая половина) погодные записи Синодального списка НПЛ, имеющие своим источником ПВЛ: под 1039, 1042, 1043 и 1044 годами. См.: НПЛ. С. 16, 180-181. Ср.: ПСРЛ. Т. 2. 142-143.

16 Дювернуа Н. Источники права и суд в Древней России. М., 1869. С. 57-58. Жирный шрифт - мой (С.П.).

17 НПЛ. С. 67, 68, 70, 273, 274, 278, 350; Грамоты Великого Новгорода и Пскова. М.; Л., 1949. С. 10-12, 15, 20, 22, 27, 29-30. № 1-3, 6, 9-10, 14-15. Самый обстоятельный обзор литературы и источников о «грамотах Ярославлих» см. в кн.: Петров А.В. От язычества к Святой Руси. Новгородские усобицы (к изучению древнерусского вечевого уклада). СПб., 2003. С. 63-108.

Правда Русская и древнерусское летописание

-^J^0"

за Киев в 1015-1016 гг. - это всего лишь субъективное мнение автора протографа НПЛ младшего извода; новгородца, жившего в первой половине XV в. и стремившегося донести до читателей свое представление о том, какие события должны были произойти в Новгороде и под Киевом 4 столетия тому назад «на самом деле». Это субъективное мнение средневекового хрониста до сих пор некритически воспринимается многими историками, тиражируется в учебной и справочной литературе - несмотря на то, что гораздо больше аргументирована гипотеза о появлении Правды Ярослава в 30-х годах XI века18.

Напрашивается вопрос: почему автор протографа Новгородской первой летописи, а также использовавшие НПЛ более поздние летописцы интересовались Правдой Русской? Думается, что автора (протографа) НПЛ младшего извода привлекла не столько Правда Русская как таковая, сколько неизвестно как попавший ему в руки документ, связанный с именем князя Ярослава. Почему же ошибочно предположение В.О. Ключевского, что «краткая редакция есть сокращение пространной, сделанное тем или другим составителем летописного свода»19? Точно ли с Ярославом Мудрым следует связывать «грамоты Ярославли»? Почему Правду Русскую нельзя называть Русской Правдой? Как следует относиться к текстам Пространной Правды - как к официальному документу или частному сборнику? Почему большинство списков Пространной Правды находится в составе Кормчих книг и Мерил Праведных? Ответы на эти вопросы будут даны автором этих строк в других статьях о Правде Русской.

Источники и литература

1. Библиотека литературы Древней Руси. СПб., 1997. Т. 1.

2. Гиппиус АА. К истории сложения текста Новгородской первой летописи // Новгородский исторический сборник. СПб., 1997. Вып. 6(16). С. 3-72.

3. Грамоты Великого Новгорода и Пскова / Под ред. С.Н. Валка. М.; Л., 1949.

4. Дювернуа Н. Источники права и суд в Древней России. М., 1869.

5. Ключевский В.О. Сочинения: В 9 т. М., 1989. Т. 7.

6. Новгородская первая летопись старшего и младшего изводов. М.; Л., 1950.

7. Петров А.В. От язычества к Святой Руси. Новгородские усобицы (к изучению древнерусского вечевого уклада). СПб., 2003.

8. Полное собрание русских летописей. М., 1915-2004. Т. 1-43.

9. Правда Руская, данная в одиннатцатом веке от великих князей Ярослава Владимирича и сына его Изяслава Ярославича / Изд. А. Шлецер. СПб., 1767.

10. Правда Русская. М.; Л., 1940-1963. Т. 1-3.

11. Толочко А.П. Краткая редакция Правды Руской: происхождение текста. Киев, 2009.

12. Успенский БА. Борис и Глеб: Восприятие истории в Древней Руси. М., 2000.

13. Юшков С.В. Русская Правда. Происхождение, источники, ее значение. М., 1950.

18 См., напр.: Юшков С.В. Русская Правда. Происхождение, источники, ее значение. М., 1950. С. 292-293, 342 и др.

19 Ключевский В.О. Сочинения: В 9 т. М., 1989. Т. 7. С. 84. См. также: Толочко А.П. Краткая редакция Правды Руской: происхождение текста. Киев, 2009. С. 109-110.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.