Древняя Русь: во времени, в личностях, в идеях
ПаХаюрыаю.: еп ХРошы, еп рроаыры, еп еьбеь
Выпуск 7
2017
страницы 102—106
оО^
Пашин С.С.
Правда Русская и древнерусское летописание: к 250-летию первой публикации Краткой Правды
Ровно 250 лет назад, в 1767 г., в Санкт-Петербурге стараниями небезызвестного А.Л. Шлецера был издан исторический источник, который ныне известен как Краткая редакция Правды Русской, или Краткая Правда (КП). В тоненькой книжке всего 32 страницы, включая 18 страниц посвящения директору Академии наук графу В.Г. Орлову. Она уже содержала критические комментарии и разделила текст на «Правду Ярославлю» и «Правду Изяславлю», однако статьи памятника еще не успели получить нумерации1.
За истекшую с тех времен четверть тысячелетия появилось немало изданий Правды Русской, включая увесистый академический трехтомник 1940-1963 гг. общим объемом более 1300 страниц. Опубликованы десятки монографий, сотни статей, однако немало источниковедческих проблем до сих пор остаются нерешенными. Пожалуй, одна из главных - это обстоятельства появления памятника.
Краткая Правда, как известно, читается только в двух списках - Комиссионном и Академическом - Новгородской первой летописи (НПЛ) младшего извода под 1016 годом. Собственно, именно благодаря этому у нас и появился повод отметить в 2016 г. 1000-летие Русской Правды. Стоит добавить, что список КП в Комиссионном списке НПЛ традиционно называют Археографическим, т.к. летопись хранилась в собрании Археографической комиссии. Оба списка датируются серединой XV в., восходят в одному протографу первой половины XV в. и очень близки по содержанию.
Под 1016 г. в НПЛ младшего извода говорится о том, что нанятые Ярославом Мудрым варяги творили насилие в отношении новгородских женщин. Новгородцы, не желая этого терпеть, перебили варягов. Ярослав в отместку за это «исече» инициаторов избиения. В ту же ночь он получил из Киева известие о смерти отца и коварном убийстве братьев и утром повинился перед новгородцами на вече. Те его не только простили, но и собрали войско для борьбы со Свято-полком Окаянным. После трехмесячного стояния на противоположных берегах Днепра противники встретились в районе Любеча. «И бысть сеча зла, оже за руки емлющеся сечаху и по удолиемъ кровь течаше; мнозе верни видяху аггелы божиа помагающа Ярославу; и до света победиша Святополка. И бежа Свято-полк в Печенегы и бысть межи Чахы и Ляхы, никим же гоним пропаде окан-ныи, и тако зле живот свои сконча; яже дымъ и до сего дни есть; а Ярославъ идее къ Киеву, седее на столе отца своего Володимира; и абие нача вои свои делите, старостамъ по 10 гривенъ, а смердомъ по гривне, а новогородцомъ по 10 гривенъ всемъ, и отпусти ихъ всех домовъ, и давъ имъ правду, и уставъ списавъ, тако рекши имъ: "по се грамоте ходите, якоже списах вамъ, такоже держи-
1 Правда Руская, данная в одиннатцатом веке от великих князей Ярослава Владими-рича и сына его Изяслава Ярославича / Изд. А. Шлецер. СПб., 1767.
102
Пашин С. С.
-"^З^0"
те"». Далее в НПЛ читается заголовок: «А се есть правда рускаа» - в Комиссионном списке, «Правда роськая» - в Академическом, и следует текст Краткой Правды. Статья об уроке мостникам завершает не только КП, но и известие НПЛ под 1016 годом2.
Следует отметить, что Правда Ярослава, или Древнейшая Правда, в обоих списках отделена от Правды Ярославичей, которая начинается словами «Правда уставлена...»: в слове «Правда» первая буква написана киноварной краской, т.е. летописец понимал, что переписанный им под 1016 г. текст включает и статьи, принятые после смерти Ярослава Мудрого3.
Под 6525 (1017) г. в НПЛ обоих изводов практически дословно излагаются события, которые происходят уже после окончательного вокняжения Ярослава в Киеве: «Ярославъ иде къ Берестию. И заложена бысть святая София Кыеве»4.
В ПВЛ события, случившиеся после смерти Владимира Святого, а именно, злодеяния Святополка Окаянного и его борьба с Ярославом Мудрым, завершившаяся победой последнего и гибелью Святополка, датируются 1015-1019 годами. Согласно ПВЛ, история с варягами в Новгороде и смерть Владимира Святого произошли в 1015 г., в 1016 г. Святополк потерпел первое поражение в битве под Любечем и бежал «в Ляхы». В 1017 г. Ярослав не пошел к Берестью, а «вво-иде в Кыевъ, и погореша церкви». В 1018 г. Святополк вернулся на Русь с войсками польского короля Болеслава, Ярослав потерпел поражение от поляков на Волыни, едва убежал в Новгород и второй раз был поддержан новгородцами во главе с посадником Константином, которые собрали новое войско.
В год 6525 (1017). Ярослав вступил в Киев, и погорели церкви.
В конце 1018 г. оставшийся без польской поддержки Святополк бежал «вь Печенегы» и вернулся с ними в следующем, 1019, году. Противники встретились на реке Альта. «И бысть сеча зла, ака же не была в Руси, и за рукы емлюще сечахуся, и соступишася трижды, яко по удольемь кровь течаще. И кь вечеру одоле Ярославъ, а Святополкъ бежа» к Берестью. «И не можаше стерпети на единомъ месте и пробеже Лядьскую землю, гонимъ гневомъ Божиимъ, и пробе-же пустыню межи Чяхи и Ляхы, и ту испроверже животъ свой зле. Ярославъ же, пришедъ, седе в Кыеве, утеръ пота с дружиною своею, показавъ победу и трудъ великъ»5. Как видим, текст ПВЛ не содержит даже намека на дарование новгородцам каких-то документов или привилегий.
Однако вернемся к НПЛ. Нет сомнений, что новгородский летописец, во-первых, плохо ориентировался в перипетиях усобицы на юге Руси и, во-вторых, рассказал под 1016 г. о событиях, происходивших в течение нескольких лет. Сравнение с соответствующими известиями ПВЛ ясно показывает, что в 1016 г. борьба Ярослава со Святополком была очень далека от своего завершения. Это было очевидно не только нам, но и некоторым прямо и ли косвенно связанным с Новгородом русским летописцам второй половины ХУ-ХУТ веков.
2 Новгородская первая летопись старшего и младшего изводов. М.; Л., 195° (далее -НПЛ). С. 15, 174-180. Курсивом выделены 3 вставки, отсутствующие в Синодальном списке ХШ-Х1У вв. - единственном списке НПЛ старшего извода.
3 Правда Русская. М., 1963. Т. 3. С. 16, 27.
4 НПЛ. С. 15, 180.
5 ПСРЛ. М., 2001. Т. 2. Стб. 127-133. Согласно Лавретьевской редакции ПВЛ, Святополк умер «межю Ляхы и Чехы». См.: ПСРЛ. М., 2001. Т. 1. Стб. 145. Курсивом в цитате отмечены совпадения с вставкой из НПЛ младшего извода под 1016 годом.
Правда Русская и древнерусское летописание
о®^*-
Возьмем Софийскую первую летопись (СПЛ) старшего извода. По мнению Б.М. Клосса, основные части ее обоих списков можно датировать 70-ми -началом 80-х годов XV в. Списки СПЛ младшего извода датируются как второй половиной XV в., так и XVI-XVII веками. Автор СПЛ или, скорее, автор ее протографа - по терминологии А.А. Шахматова, Новгородско-Софийского свода - при изложении событий 1015-1019 гг. широко использовал ПВЛ, однако не стал игнорировать и данные источника, близкого к НПЛ младшего извода.
В этой летописи рассказ о даровании Ярославом грамоты помещен под 1019 г.: «Нача Ярославъ вои делити, старостамъ своимъ по 10 гривенъ, а смер-домъ по гривне, а новогородцемъ по 10 гривенъ, и отпусти я вся домовъ, и давъ имъ пр(а)вду и уставъ, списав грамоту, рече: "По сему ходите и держите, яко же списахъ вамъ"»6. Далее следует текст. Пространной Правды: «Устав великаго князя Ярослава Владимерич(а) о судех. Судъ о д(у)шегубьстве. Правда Руская. Аще убиетъ кто мужа.»7. Впрочем, в некоторых поздних списках - например, СПЛ по списку И.Н. Царского - Правда Русская отсутствует8.
Автор имеющей общий источник с СПЛ Новгородской четвертой летописи (НЧЛ) поместил под 1016 г. рассказ о первом поражении Святополка. Известие заканчивается словами: «...Святополк же бежа в Ляхы, а Ярославъ же седе въ Киеве на столе отне и дедне. Бе бо тогда Ярославъ 28 летъ. О Правде. Правда Рускаа». Далее под 1018-1019 гг. повествуется о походе на Киев польского короля Болеслава, окончательном поражении и бегстве на запад Святополка, и все завершается текстом под 1020 г., практически дословно совпадающим с окончанием статьи из НПЛ младшего извода под 1016 г.: «В лето 6528. Нача Ярославъ вои свои делити: старостамъ по 10 гривенъ всемъ, а смердом по гривне, а Новго-родцемъ по 10 гривенъ всемъ, и отпусти а вся домовъ; и давъ правду имъ и оуставъ списавъ, глаголюще: "по сеи грамоте ходете; якоже списахъ вамъ, тако дрьжите"». Затем идет новый текст по сравнению с НПЛ: «Констянтинъ же тогда беше в Новегороде...»9. Текст любой редакции Правды Русской так и не появился, хотя автор НЧЛ явно очень интересовался грамотами Ярослава.
В качестве доказательства можно привести одно из известий ПВЛ под богатым на события 1036 г.: «Иде Ярославъ к Новугороду, посади сына своего Воло-димира в Новегороде, епископа постави Жидяту»10. Это важное для новгородцев
6 Использовавший СПЛ автор Тверского сборника XVI в., практически дословно повторив данную цитату, объяснил, почему он не стал копировать Пространную Правду: «Зде пишетъ судебникь великаго князя Ярослава Владимерича, и потомъ его детей: Изяслава, Святослава и Всеволода, и по нихь уставъ великого князя Владимира Всеволо-дича Манамаха, и потомъ царя Костантина великаго; язъ же сие преминухъ, множества ради». См.: ПСРЛ. М., 2000. Т. 15. Стб. 141-142.
7 ПСРЛ. М., 2000. Т. 6. Вып. 1. С. Ш-УП. Стб. 127-133. Насколько мне известно, как минимум, 6 списков ПП т.н. Карамзинской группы находятся в списках XV-XVI вв. СПЛ под 1019 годом. См.: Правда Русская. М.; Л., 1940. Т. 1. С. 58-59.
8 ПСРЛ. М., 1994. Т. 39. С. 42.
9 ПСРЛ. Т. 4. Ч. 1. 1915. С. 107-110. В считающейся одним из источников НЧЛ Новгородской Карамзинской летописи (первая выборка) есть только одно отличие от НЧЛ: в известии под 1016 г. отсутствуют слова «О Правде. Правда Рускаа». См.: ПСРЛ. СПб., 2002. Т. 42. С. 61-62. В составленной в 1539 г. Новгородской летописи по списку П.П. Дубровского (фактически - позднем списке НЧЛ) известие под 1016 г. заканчивается словами «О правди. Правда Руская земля» (ПСРЛ. М., 2004. Т. 43. С. 50-51).
10 ПСРЛ. Т. 2. Стб. 138.
Пашин С. С.
-"^З^0"
событие отсутствует в НПЛ обоих изводов. Зато в НЧЛ читаем: «Иде Ярославъ к Новугороду и посади сына своего в Новегороде Володимера, и епископа постави Жидяту; и людем написавъ грамоту, рекь: "по сеи грамоте даите дань"»11.
Однако пришло время вновь вернуться к известию НПЛ младшего извода под 1016 г. Вся первая вставка в нем - включая упоминание про помогающих Ярославу ангелов - это прямая цитата из парамейных чтений о Борисе и Глебе в составе созданного в Новгороде в 1271 г. «Захарьинского паремейника»12. Вторая вставка - с локализацией «межи Чахы и Ляхы», упоминанием «гонимого» Свя-тополка, его «зле живота» и могилы «до сего дни» - перекликается со «Сказанием о Борисе и Глебе» из Успенского сборника XII-XIII вв.13 Трудно что-либо сказать об источнике третьей вставки, однако нет сомнений, что им не была ПВЛ.
Все это дает весомые основания отвергнуть как несостоятельные встречающиеся даже в серьезной литературе рассуждения о том, что источником упомянутых первых вставок в известии НПЛ стала статья 1019 г. из ПВЛ, а третья вставка заимствована из гипотетических Новгородского (Начального) свода XI в. или свода 1167 г. Эти же своды якобы вполне могли включать в себя текст первой части КП - Правды Ярослава14.
Итак, для автора (протографа) НПЛ младшего извода при изложении событий 1015-1046 гг. единственным летописным источником был Синодальный список НПЛ15. Все вышеизложенное подводит к не слишком новому выводу, который сделали еще во второй половине XIX в., причем практически независимо друг от друга, сразу несколько проницательных знатоков древнерусского права. Например, Н.Л. Дювернуа в 1869 г. писал о том, что, «имея в руках старинный акт с именем Ярослава, летописец, мало вникая в его содержание, занес его в свою летопись под тот год, под который ему казалось более уместным». В подтверждение своей гипотезы Н.Л. Дювернуа ссылался на упоминание о «грамотах Ярославлих» в нескольких известиях НПЛ за первую половину XIII в.16, не зная об их упоминании в НПЛ под 1339 г. и в договорных грамотах Новгорода с великими князьми XIII-XIV вв.17
Таким образом, вывод о появлении Правды Ярослава, или Древнейшей Правды, в связи с волнениями в Новгороде и началом борьбы Ярослава Мудрого
11 Там же. Т. 4. Ч. 1. С. 114. Данное известие повторяется в СПЛ под 1034 годом. См.: Т. 6. Вып. 1. Стб. 177.
12 Успенский БА. Борис и Глеб: Восприятие истории в Древней Руси. М., 2000. С. 8-9, 117.
13 БЛДР. СПб., 1997. Т. 1. С. 344, 346.
14 См., напр.: Гиппиус А.А. К истории сложения текста Новгородской первой летописи // Новгородский исторический сборник. СПб., 1997- Вып. 6(16). С. 59-70.
15 Самое раннее основанное на ПВЛ известие - о походе Ярослава на мазовшан - датируется 1047 годом. Бросается в глаза, что в НПЛ младшего извода отсутствуют 4 (т.е. добрая половина) погодные записи Синодального списка НПЛ, имеющие своим источником ПВЛ: под 1039, 1042, 1043 и 1044 годами. См.: НПЛ. С. 16, 180-181. Ср.: ПСРЛ. Т. 2. 142-143.
16 Дювернуа Н. Источники права и суд в Древней России. М., 1869. С. 57-58. Жирный шрифт - мой (С.П.).
17 НПЛ. С. 67, 68, 70, 273, 274, 278, 350; Грамоты Великого Новгорода и Пскова. М.; Л., 1949. С. 10-12, 15, 20, 22, 27, 29-30. № 1-3, 6, 9-10, 14-15. Самый обстоятельный обзор литературы и источников о «грамотах Ярославлих» см. в кн.: Петров А.В. От язычества к Святой Руси. Новгородские усобицы (к изучению древнерусского вечевого уклада). СПб., 2003. С. 63-108.
Правда Русская и древнерусское летописание
-^J^0"
за Киев в 1015-1016 гг. - это всего лишь субъективное мнение автора протографа НПЛ младшего извода; новгородца, жившего в первой половине XV в. и стремившегося донести до читателей свое представление о том, какие события должны были произойти в Новгороде и под Киевом 4 столетия тому назад «на самом деле». Это субъективное мнение средневекового хрониста до сих пор некритически воспринимается многими историками, тиражируется в учебной и справочной литературе - несмотря на то, что гораздо больше аргументирована гипотеза о появлении Правды Ярослава в 30-х годах XI века18.
Напрашивается вопрос: почему автор протографа Новгородской первой летописи, а также использовавшие НПЛ более поздние летописцы интересовались Правдой Русской? Думается, что автора (протографа) НПЛ младшего извода привлекла не столько Правда Русская как таковая, сколько неизвестно как попавший ему в руки документ, связанный с именем князя Ярослава. Почему же ошибочно предположение В.О. Ключевского, что «краткая редакция есть сокращение пространной, сделанное тем или другим составителем летописного свода»19? Точно ли с Ярославом Мудрым следует связывать «грамоты Ярославли»? Почему Правду Русскую нельзя называть Русской Правдой? Как следует относиться к текстам Пространной Правды - как к официальному документу или частному сборнику? Почему большинство списков Пространной Правды находится в составе Кормчих книг и Мерил Праведных? Ответы на эти вопросы будут даны автором этих строк в других статьях о Правде Русской.
Источники и литература
1. Библиотека литературы Древней Руси. СПб., 1997. Т. 1.
2. Гиппиус АА. К истории сложения текста Новгородской первой летописи // Новгородский исторический сборник. СПб., 1997. Вып. 6(16). С. 3-72.
3. Грамоты Великого Новгорода и Пскова / Под ред. С.Н. Валка. М.; Л., 1949.
4. Дювернуа Н. Источники права и суд в Древней России. М., 1869.
5. Ключевский В.О. Сочинения: В 9 т. М., 1989. Т. 7.
6. Новгородская первая летопись старшего и младшего изводов. М.; Л., 1950.
7. Петров А.В. От язычества к Святой Руси. Новгородские усобицы (к изучению древнерусского вечевого уклада). СПб., 2003.
8. Полное собрание русских летописей. М., 1915-2004. Т. 1-43.
9. Правда Руская, данная в одиннатцатом веке от великих князей Ярослава Владимирича и сына его Изяслава Ярославича / Изд. А. Шлецер. СПб., 1767.
10. Правда Русская. М.; Л., 1940-1963. Т. 1-3.
11. Толочко А.П. Краткая редакция Правды Руской: происхождение текста. Киев, 2009.
12. Успенский БА. Борис и Глеб: Восприятие истории в Древней Руси. М., 2000.
13. Юшков С.В. Русская Правда. Происхождение, источники, ее значение. М., 1950.
18 См., напр.: Юшков С.В. Русская Правда. Происхождение, источники, ее значение. М., 1950. С. 292-293, 342 и др.
19 Ключевский В.О. Сочинения: В 9 т. М., 1989. Т. 7. С. 84. См. также: Толочко А.П. Краткая редакция Правды Руской: происхождение текста. Киев, 2009. С. 109-110.