ПОЛИТИЧЕСКИЙ ДИСКУРС
УДК 341 DOI 10.26425/2309-3633-2020-8-4-109-115
Получено: 11.09.2020 Статья поступила после рецензирования: 19.10.2020 Принято: 09.11.2020
Права мигрантов: вопросы остаются Воронина Наталья Александровна
Канд. юр. наук, ст. научный сотрудник, ORCID: 0000-0001-5182-7532, e-mail: [email protected]
Институт государства и права Российской академии наук, 119019, ул. Знаменка, 10, Москва, Российская Федерация
Аннотация
В статье рассмотрен процесс нормативного развития с середины ХХ века прав человека и принятия государствами на себя социальной и юридической ответственности в отношении мигрантов. Проанализировано состояние правового положения мигрантов на территории Российской Федерации, в странах Европейского союза, США. Поднят широкий круг вопросов, касающихся предоставления социально-экономических прав и обеспечения доступа к медицине вернувшимся в Россию бывшим соотечественникам и их детям. Отмечено, что в последние годы в странах Запада происходит пересмотр подходов к государственному регулированию социальной сферы, носящий в некоторых случаях дискриминационный характер по отношению к беженцам и переселенцам из других стран. Оценено влияние мирового эпидемиологического кризиса, вызванного пандемией COVID-19, на социально-экономическое положение мигрантов, оказание медицинской и социальной помощи населению стран. Сделан вывод, что в условиях пандемии государства должны предоставлять мигрантам бесплатное медицинское обслуживание и находить действенные механизмы социальной поддержки. Пандемия не должна использоваться как оправдание подрыва гарантий соблюдения прав мигрантов.
Ключевые слова: беженцы, ксенофобия, лагеря беженцев, международные организации, мигранты, пандемия, права человека, социальная ответственность, COVID-19
Для цитирования: Воронина Н.А. Права мигрантов: вопросы остаются//Управление. 2020. Т. 8. № 4. С. 109-115. DOI: 10.26425/2309-3633-2020-8-4-109-115
© Воронина Н.А., 2020.
Статья доступна по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0. всемирная (http://creativecommons. org/licenses/by/4.0/)
POLITICAL DISCOURSE
Received: 11.09.2020 Revised: 19.10.2020 Accepted: 09.11.2020
Migrants' rights: problems remain Natalia A. Voronina
Cand. Sci. (Law), Senior researcher, ORCID: 0000-0001-5182-7532, e-mail: [email protected] Institute of State and Law of the Russian Academy of Sciences, 10, ul. Znamenka, Moscow, 119019 Russia
Abstract
The article considers the process of human rights regulatory development since the mid XXth century and adoption of social and legal responsibility by states in relation to migrants. The author analyses the legal status of migrants on the territory of the Russian Federation, European Union countries, the USA. The paper raises a wide range of issues related to granting socioeconomic rights and ensuring access to medicine to former compatriots, who returned to Russia and their children. The study notes that in recent years, Western countries have been reviewing approaches to state regulation of the social sphere, which in some cases discriminates towards refugees and displaced persons from other countries. The paper estimates the impact of the global epidemiological crisis caused by the COVID-19 pandemic on the socio-economic situation of migrants, the provision of medical and social assistance to the population of countries. The author concludes that in the context of COVID-19 pandemic states should provide migrants with free medical care and find effective social support mechanisms. The pandemic should not be used as a justification to undermine the guarantees of migrants' rights.
Keywords: COVID-19, human rights, international organizations, migrants, pandemic, refugees, refugee camps, social responsibility, xenophobia
For citation: Voronina N.A. (2020). Migrants' rights: problems remain. Upravlenie, 8 (4), pp. 109-115. DOI: 10.26425/2309-3633-2020-8-4-109-115
© Voronina N.A., 2020.
This is an open access article under the CC BY 4.0 license (http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/)
Введение [Introduction]
Говорить о наличии разработанной теории прав мигрантов, пожалуй, еще преждевременно. Несмотря на детально разработанную теорию прав человека, в которую входят и права мигрантов — этой специфической категории уязвимых лиц, нуждающихся в дополнительной правовой защите, не сложилось соответствующей четко структурированной отрасли знаний, предмета ведения.
Принятие ООН в 1948 г. Всеобщей декларации прав человека и гражданина1, содержащей перечень прав и свобод, который включает не только гражданские, политические, экономические, но и социальные права, запустило процесс их дальнейшего развития в международном и внутригосударственном праве. В ряде европейских государств социальные права были непосредственно закреплены в конституциях, провозглашающих принципы социального государства. В других государствах стали исходить из таких принципов в своей деятельности [Колотова, 2019, с. 47—53]. Можно утверждать, что социальные права за последние десятилетия все более развивались, диверсифицировались, охватывая не только граждан страны, но и мигрантов.
Социальным правам отводится особое место в международно-правовой системе. Это правовые акты международных и региональных организаций: Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Конвенция ООН 1951 г. о статусе беженцев, Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод и протоколы к ней, Европейская социальная хартия, конвенции Международной организации труда, которые в случае их ратификации становятся обязательными для государств, а также различные документы так называемого «мягкого права»: резолюции, решения международных конференций, съездов, выполняющие ориентирующую роль для внутригосударственного законодательства. В качестве примера можно привести Международную конвенцию 1990 г. о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей.
Вопросы защиты прав беженцев и мигрантов (права человека-мигранта) являются предметом многих других документов. Например, значимым в этой области явилось принятие на полях Генеральной Ассамблеи ООН в 2018 г. Глобального договора о безопасной, упорядоченной и легальной миграции. Российская Федерация (далее — РФ), поддержавшая
1 Всеобщая декларация прав человека (1999) // Международные акты о правах человека. Сборник документов. М.: НОРМА-ИНФРА. С. 39-43.
данный документ, «исходит из того, что подходы к преодолению сложных миграционных проблем, включая вопросы обеспечения и защиты прав мигрантов и беженцев, не могут противоречить базовым принципам гуманности, нейтральности, беспристрастности» и ответственности [Колесников, 2019, с. 40].
Социальная ответственность государств опосредуется через юридическую ответственность. Как отмечают юристы, «виды социальной ответственности основываются на принципах справедливости, гуманизма, необходимости. Юридическая ответственность как вид социальной ответственности трансформирует в себе идеи справедливости, гуманизма как общечеловеческие ценности и основывается на них» [Аверин и др., 2020, с. 394].
Иммиграционная политика является производной и во многом зависит от осуществляемой в стране социальной политики в целом, ее возможностей и приоритетов. Объем юридической ответственности — закрепленных на правовом уровне социально-экономических прав — в разных странах не одинаков и изменяется по мере развития ситуации.
Социальная ситуация по правам мигрантов в России [Social situation on the migrantsrights in Russia]
Согласно Конституции РФ2, Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ст. 7). Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации»3 (с изменениями и дополнениями) относит обеспечение проведения единой государственной миграционной политики к полномочиям Правительства РФ в социальной сфере (статья 16 ФКЗ). Идея социального государства — ответственность государства за обеспечение достойного уровня жизни каждому.
Россия, провозгласившая себя преемницей Советского Союза, не продемонстрировала в полной мере гуманизм и справедливость к бывшим соотечественникам, сумевшим сохранить на протяжении многих десятилетий русский культурный код и вернувшимся
2 Конституция Российской Федерации с изменениями, вынесенными на Общероссийское голосование 1 июля 2020 года. // Российская газета — Федеральный выпуск № 144 (8198). Режим доступа: https://rg.ru/2020/07/04/ konstituciya-site-dok.html (дата обращения: 03.09.2020).
3 Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» // Российская газета, 23 декабря. Режим доступа: https://rg.ru/1997/12/23/pravitelstvo-dok.html (дата обращения: 03.09.2020).
на свою родину, некогда отправившую их поднимать новые земли, осваивать целину, возводить плотины и пр. Был принят ряд законов, направленных на их правовую поддержку: Закон о соотечественниках, Закон о вынужденных переселенцах, Закон о беженцах, внесены поправки в Закон о гражданстве; запущена государственная программа переселения соотечественников, проживающих за рубежом. Однако правовое и фактическое положение многих из них остается сложным.
Наиболее остро стоит проблема для лиц, которые длительное время проживают в России с неурегулированным правовым статусом. Как правило, это те, кто вернулся на историческую родину, но по объективным или субъективным причинам не урегулировал свой правовой статус. В «нелегалах» оказались и их дети, которые уже выросли и имеют своих детей, у которых так же, как и у их родителей нет документов, и они лишены всех прав. Опросы показывают, что дети из таких семей годами не проходят медицинские осмотры, не получают никакой медицинской помощи.
Зафиксированы случаи, когда лицам без правового статуса не оформляют надлежащим образом в родильных домах документы, что не позволяет получить свидетельство о рождении. Нередко органы ЗАГСа отказываются выдавать свидетельства о рождении детям, родившимся в семьях таких «нелегалов», и дети годами живут без свидетельств о рождении, оставаясь невидимыми для миграционного учета, социальных служб.
Возможности медицинского обеспечения детей мигрантов напрямую увязаны с их правовым статусом на территории России, а также зависят и от статуса их родителей. Это означает, что вывод из тени «нелегалов», миграционная амнистия, — один из важных элементов налаживания системы медицинской помощи детям.
Участники Государственной программы добровольного переселения соотечественников вплоть до получения разрешения на временное проживание (далее — РВП) также не имеют медицинских полисов ОМС. Членам семей участников Госпрограммы — в частности, детям, для получения российского гражданства РВП не требуется. После того, как родители получают РВП, они включают детей в свое заявление на получение российского гражданства. Поэтому у их детей вплоть до получения российского гражданства ничего, кроме миграционного учета в России не имеется: ни полиса ОМС, ни бесплатной медицинской помощи. При этом срок с даты приезда до получения гражданства может занимать от 7 месяцев до года.
К сожалению, потребовалась ситуация с коро-навирусом, чтобы урегулировать ряд сложных миграционных проблем, которые длительное время, несмотря на все усилия правозащитников, не удавалось решить4. Россия незамедлительно приступила к принятию необходимых мер для урегулирования правового положения иностранных граждан, оказавшихся в сложном положении в связи с ситуацией с коронавирусной инфекцией.
Социальная ситуация по правам мигрантов в странах Европейского союза и США [Social situation of migrants' rights in the European Union and the USA]
Государства Европейского союза (далее - ЕС), обеспечивавшие высокий уровень жизни и социальных пособий, всегда привлекали мигрантов со всего мира. Однако в современных условиях увеличение расходов на содержание, расселение, обустройство, социально-культурные и иные нужды и потребности значительного числа беженцев и вынужденных мигрантов, а также на функционирование институциональной составляющей интеграционной политики несут угрозу социально-политическому климату европейских стран [Воронина, с. 786]. Например, Германия — крупнейшее государство-реципиент мигрантов, тратит на социальные нужды примерно 1 трлн евро, что составляет примерно 30 % валового внутреннего продукта (по сравнению с 20 % в среднем по странам ОЭСР).
В настоящее время в Германии начинают осознавать, что распухшие социальные «блага», так притягивающие мигрантов со всего мира, в конечном счете, обернутся для страны жесточайшим кризисом5. Показательно в связи с этим, что резолюция, внесенная в феврале 2020 г. в Бундестаг партией «Зеленых» о принятии в Германии 5 тыс. детей-беженцев, скопившихся на греко-турецкой границе, была отклонена: против проголосовали даже социал-демократы.
4 Указ Президента Российской Федерации от 18 апреля 2020 г. № 274 «О временных мерах по урегулированию правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации в связи с угрозой дальнейшего распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» // Справочно-правовая система «Гарант». Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/73813348/ (дата обращения: 04.09.2020).
5 Никифоров О. (2020). Почему немецкая экономика утратила конкурентоспособность // Независимая газета. 6 марта. Режим доступа: https://yandex.rU/turbo/ng.ru/s/columnist/2020-03-05/6_7811_vision. html. (дата обращения: 06.09.2020).
Многие политики и в Германии, и в других странах ЕС в последнее время стали утверждать, что экономические и социокультурные издержки политики приема «гуманитарных мигрантов» непомерны для принимающего общества, и ставить под сомнение саму идею социального государства европейского образца. Выдвигались предложения о том, что разделять бремя интеграционных программ (обучение языку, основам правовых знаний, нормам и культуре поведения, начальная профессиональная подготовка) вместе с правительствами стран-реципиентов должны также и различные сегменты общества, в первую очередь, крупный бизнес.
Исследователи отмечают, что «в настоящее время в западных странах происходит интенсивный процесс переосмысления традиционных подходов к государственному регулированию социальной сферы, что зачастую приводит к передаче отдельных функций социальной защиты в сектор социального страхования. Ввиду экономических трудностей, большинство стран стараются по возможности избегать реализации у себя социальной функции» [Батеева и др., 2019, с. 248].
Нарастание миграционных потоков настоятельно ставят перед странами-реципиентами вопрос о выработке новых подходов к решению миграционных проблем. Обсуждение этих вопросов происходит как на международных площадках (в рамках Генеральной Ассамблеи ООН, Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев, Международной организации по миграции и других международных организаций), так и на национальном уровне.
В США активно насаждается ксенофобия и подозрительность в отношении «понаехавших» в страну иммигрантов, прививается утверждение, что преступность и нехватка рабочих мест обусловлены наплывом нелегальных мигрантов. Вместо реформы архаичной системы здравоохранения, при которой заботу о людях государство переложило на частные страховые фонды и работодателей, стремящихся всячески избежать расходов на медицинские страхование, власти заняты идеей сооружения стены на границе с Мексикой.
Влияние пандемии COVID-19 на социальную ситуацию с мигрантами [Impact of the COVID-19 pandemic on the social situation of migrants]
Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) 11 марта 2020 г. объявила, что новое вирусное заболевание COVID-19 достигло уровня глобальной пандемии. Смертоносный вирус, сметая все национальные, социальные, расовые, географические, гендерные,
возрастные и иные различия, наглядно продемонстрировал хрупкость главной ценности из каталога прав человека — права на жизнь и здоровье.
Чтобы остановить распространение вируса, охваченная эпидемией Европа закрыла свои внешние и внутренние границы и ввела жесткие меры по борьбе с инфекцией. Италия, Испания, США, Чехия, Венгрия, Швейцария и другие страны ввели режим чрезвычайной ситуации (далее — ЧС). И, «как показывает практика, самые серьезные угрозы правам человека возникают именно в ЧС»6. Мигранты и лица, ищущие убежище, стали одной из наиболее уязвимых групп, пострадавших от введенных на фоне пандемии мер.
Согласно международному праву прав человека, меры, вводимые правительствами по защите населения при чрезвычайных ситуациях по соображениям общественного здоровья (здоровья нации), ограничивающие определенные права и свободы, должны быть законными, обоснованными, необходимыми и оправданными, и исходить из того, что любое ограничение прав может особо негативно сказаться на отдельных группах населения (в частности, мигрантах).
В Германии на фоне эпидемии коронавируса были приостановлены государственные программы приема беженцев и слушания по делам лиц, ищущих убежище, закрыты отделы по сбору и изучению информации. Во Франции закрыты пункты, производящие регистрацию ходатайств, хотя в начале эпидемии правительство заявляло о намерении их сохранить. В Париже с закрытием в префектурах пунктов обработки ходатайств о предоставлении убежища иммигранты оказались на улице без какой бы то ни было помощи. Квитанция о регистрации ходатайства давала лицам, ищущим убежище, право на жилье7.
Профессор международного права, прав человека и права беженцев Л. Л. Юбилут (Бразилия), указывая на отсутствие у государств политической воли для защиты беженцев, отмечает нарушения прав мигрантов не только в процессе их перемещений, но и когда они достигли «безопасных» территорий и даже когда они нашли убежище8. Лица, находящиеся в перенаселенных лагерях, пересыльных пунктах и приютах,
6 Мухаметшина Е. (2020). Десять стран ограничили права человека из-за коронавируса // Ведомости. 19 апреля. Режим доступа: Ьйрв:// www.vedomosti.ru/society/articles/2020/04/19/828403-ogranichenii-prav (дата обращения: 09.09.2020).
7 (2020). «У меня нет никакого права» Режим доступа: https:// www.ouest-france.fr/societe/immigration/je-n-ai-droit-rien-en-plein-confinement-la-detresse-des-demandeurs-d-asile-6822106 (дата обращения: 03.09.2020).
8 Юбилут Л.Л. (2017). Беженцы — жертвы кризиса, а не создатели.
Режим доступа: https://www.weforum.org/agenda/2017/11/the-refugee-crisis-or-a-crisis-for-refugees/ (дата обращения: 03.09.2020).
подвергаются повышенному риску заражения коро-навирусом из-за ограниченного доступа к здравоохранению, воде, санитарным средствам, продовольствию и адекватному жилью.
Значительно ухудшились и без того плохие условия в лагерях беженцев на островах в Греции, где тысячи прибывших из Турции мигрантов скученно проживают в лагерях без доступа к основным средствам гигиены. Уже произошли столкновения на национальной и религиозной почве в местах проживания беженцев в Германии. В немецком г. Зуль двумстам полицейским пришлось утихомиривать более пятисот дерущихся в переведенном на карантин лагере беженцев.
Из-за введенных ограничений в связи с распространением коронавирусной инфекции в Германии у иммигрантов сократилась возможность остаться в стране: прекращена деятельность языковых курсов, резко сокращены образовательные программы и курсы профессионального обучения для мигрантов.
В г. Кале на севере Франции меры по локализации мигрантов и страх заразиться привели к сокращению числа добровольцев, работающих с двумя тысячами мигрантов, раздача еды была прекращена9.
Сегодня, в условиях второй волны коронавиру-са страны Европы и американского континента вынуждены вновь принимать жесткие ограничительные меры, в том числе ограничение на передвижение. С ноября 2020 г. Франция, Бельгия, Швейцария, Германия расширяют карантинные ограничения. Продляет действующие жесткие ан-тикоронавирусные меры Чехия. Повсеместно вводится удаленный формат работы.
Экономический спад в развитых странах особенно сильно затронул области, где были трудоустроены мигранты. При этом доля зараженных новой вирусной инфекцией у мигрантов оказывается выше, чем у местного населения.
Европа испытывает тяжелые времена, и причиной тому не только коронавирус. Политика ЕС по неограниченному и слабо контролируемому приему фанатичных мусульман-мигрантов, а также предоставление Францией в предыдущие годы политического убежища так называемым «чеченским беженцам», способствовали тому, что вместе с многотысячными потоками беженцев и мигрантов в европейские страны попали агенты международного криминала и исламистских террористических структур. Свидетельство тому — новая террористическая волна, накрывшая европейские страны.
9 (2020). Коронавирус угрожает жизням тысяч мигрантов в Европе Режим доступа: https:vestikavkaza.ru/articles/koronavirus-ugrozhaet-zhiznyam-tysyach-migrantov-v-evrope.html (дата обращения: 01.09.2020).
В России эпидемия коронавируса также отрицательно сказалась на положении трудовых мигрантов, около 40 % из них потеряли работу и заработок. В условиях невозможности выехать на родину из-за закрытия границ и прекращения международного транспортного сообщения у многих заканчивались не только финансовые средства, но и срок разрешительных документов на пребывание в стране и работу.
В этих условиях РФ проявила высокую степень гуманности по отношению ко всем находящимся в стране иностранным гражданам и незамедлительно приступила к принятию необходимых мер для урегулирования правового положения мигрантов, оказавшихся в сложном положении в связи с эпидемией.
В соответствии с указами Президента РФ10 с 19 марта 2020 г. всем иностранным гражданам, находящимся на территории России, была предоставлена возможность обратиться с заявлением о продлении срока действия разрешительных документов (включая продление виз). Для всех иностранных граждан, прибывших в Россию как в визовом, так и в безвизовом порядке, было приостановлено течение сроков временного пребывания, временного или постоянного проживания, а также сроков, на которые иностранные граждане поставлены на миграционный учет.
С 16 сентября 2020 г. приостановлено течение сроков добровольного выезда из РФ иностранных граждан и лиц без гражданства, в отношении которых принято решение об административном выдворении за пределы РФ в форме контролируемого самостоятельного выезда. С этой же даты в отношении иностранных граждан не принимаются решения о принудительном административном выдворении за пределы РФ, а также: о депортации; лишении статуса беженца, временного убежища; об аннулировании ранее выданных виз, разрешений на работу, патентов, разрешений на временное проживание и видов на жительство. Работодателям предоставлено право при соблюдении ограничений, направленных на санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, продолжать привлекать к трудовой деятельности иностранных граждан без необходимости оформления им разрешений на работу или патентов.
Заключение [Conclusion]
Современная пандемия проверяет на прочность базовые принципы европейской цивилизации. Сложившаяся ситуация с коронавирусом продемонстрировала провал коммерческого подхода к социальной сфере и политики минимизации социальных услуг.
10 (2020). Указы президента РФ. Март. Режим доступа: http:// prezident.org/articles/2020-god/mart (дата обращения: 03.09.2020).
В этих условиях государства должны обеспечивать, чтобы все услуги здравоохранения, предоставляемые в связи с коронавирусом, оказывались всему населению и всем находящимся на их территории лицам
без какой-либо дискриминации. Ответственность, стоящая сегодня перед государствами, — не допустить, чтобы кризис в здравоохранении и социальной сфере перерос в кризис с правами человека.
Список литературы
Аверин А.В., Гобозов И.А., Гузнов А.Г. [и др.] (2020). Философия права. Курс лекций: учебное пособие. Т. 2; отв. ред. М.Н. Марченко. М.: РГ-Пресс. 394 с.
Батеева Е.В., Алексеев А.А., Юрьев С.А. (2019). Трансформация концепции социального государства в Российской Федерации // Россия и мир: развитие цивилизаций. Трансформация политических ландшафтов за период 1999— 2019 гг. Материалы IX Международной научно-практической конференции (3—4 апреля 2019 г.). Ч. 2. М.: Институт мировых цивилизаций. 248 с.
Воронина Н.А. (2020). Политика интеграции мигрантов и беженцев в странах ЕС // Вопросы политологии. Т. 10. № 3 (55). С. 781—789.
Колесников Ю.А. (2019). Разработка нового Глобального договора о миграции // Глобальные и региональные аспекты миграционных процессов: [сб. статей] / [отв. ред. Ал. А. Громыко]; Ин-т Европы РАН, Ин-т лингвоцивили-зационных и миграционных процессов при фонде «Русский мир». М.: ИЕ РАН. 40 с.
Колотова Н.А. (2019). Социализация конституций: сравнительно-правовой анализ // Образование и право. № 3. С. 47—53.
References
Averin A.V., Gobozov I. A. and Guznov A. G. [et al.] (2020), Philosophy of law, Course of lectures: tutorial, vol. 2, resp. ed. M. N. Marchenko, RG-Press, Moscow, Russia. (In Russ.).
Bateeva E.V., Alekseev A.A. and Yur'ev S.A. (2019), Transformation of the concept of the social state in the Russian Federation, Russia and the world: development of civilizations. The transformation of the political landscape during the period 1999—2019. Proceedings of the IX International scientific and practical conference (April 3-4, 2019). Part 2, Institute of world civilizations, Moscow, Russia. (In Russ.).
Kolesnikov Yu.A. (2019), Development ofa new global agreement on migration, Global and regional aspects of migration processes: collection of articles, resp. ed. Al. A. Gromyko, The Institute of Europe of the Russian Academy of Sciences, The Institute of Linguocivilization and Migration Processes at the "Russkii Mir" Foundation, IE RAN, Moscow, Russia. (In Russ.).
Kolotova N.A. (2019), "Socialization of constitutions: comparative legal analysis", Education and Law, no. 3, pp. 47—53. (In Russ.).
Voronina N.A. (2020), "Integration policy of migrants and refugees in the EU countries", Political Science Issues, vol. 10, no. 3 (55), pp. 781-789. (In Russ.).
Translation of front references
1 Universal Declaration of Human Rights (1999), International Instruments on Human Rights, Collection of Documents, NORMA-INFRA, Moscow, Russia, pp. 39-43. (In Russ.).
2 Constitution of the Russian Federation with amendments submitted to the all-Russian vote on July 1, 2020, Rossiyskaya Gazeta-Federal Issue, no. 144 (8198). Available at: https://rg.ru/2020/07/04/konstituciya-site-dok.html (accessed 03.09.2020).
3 Federal constitutional law "On the Government of the Russian Federation" No. 2-FKZ, dated on December 17, 1997, Rossiiskaya Gazeta, December 23. Available at: https://rg.ru/1997/12/23/pravitelstvo-dok.html (accessed 03.09.2020). (In Russ.).
4 Decree of the President of the Russian Federation "On Temporary Measures to Regulate the Legal Status of Foreign Citizens and Stateless Persons in the Russian Federation in Connection with the Threat of Further Spread of a New Coronavirus Infection (COVID-19)", no. 274 dated on April 18, 2020, Legal reference system "Garant". Available at: https://www.garant.ru/products/ ipo/prime/doc/73813348/ (accessed 04.09.2020). (In Russ.).
5 Nikiforov O. (2020), Why the German economy has lost its competitiveness, Nezavisimaya gazeta, March 6. Available at: https://yandex.ru/turbo/ng.ru/s/columnist/2020-03-05/6_7811_vision.html (accessed 06.09.2020). (In Russ.).
6 Mukhametshina E. (2020), Ten countries restricted human rights due to coronavirus, Vedomosti, April 19. Available at: https://www.vedomosti.ru/society/articles/2020/04/19/828403-ogranichenii-prav (accessed 09.09.2020). (In Russ.).
7 "Idon't have any rights" (2020), Available at: https://www.ouest-france.fr/societe/immigration/je-n-ai-droit-rien-en-plein-con-finement-la-detresse-des-demandeurs-d-asile-6822106 (accessed: 03.09.2020). (In Russ.).
8 Yubilut L.L. (2020), Refugees are victims of the crisis and not the creators. Available at: https://www.weforum.org/agenda/2017/11/ the-refugee-crisis-or-a-crisis-for-refugees (accessed 03.09.2020). (In Russ.).
9 (2020), Coronavirus threatens the lives of thousands of migrants in Europe. Available at: https:vestikavkaza.ru/articles/korona-virus-ugrozhaet-zhiznyam-tysyach-migrantov-v-evrope.html (accessed 01.09.2020). (In Russ.).
10 (2020), Decrees of the President of the Russian Federation, March. Available at: http://prezident.org/articles/2020-god/mart (accessed 03.09.2020). (In Russ.).