Научная статья на тему 'Права и свободы человека как одна из фундаментальных проблем современного мирового политического процесса'

Права и свободы человека как одна из фундаментальных проблем современного мирового политического процесса Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
587
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Мутагиров Д. З.

В статье права и свободы человека рассматриваются как одна из фундаментальных проблем мирового политического процесса. Автор показывает неразрывную связь между правами человека, политическими режимами в отдельных странах и международным порядком. Он полагает, что демократия, уважительное отношение к правам человека и фундаментальным свободам и мировое развитие взаимно зависимы и взаимно укрепляют друг друга, а демократия и гуманизм являются их обшей основой. В статье также названы причины, замедляющие процессы международной стандартизации прав и свобод человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Human rights and freedom as a fundamental problem of the modern world political process

The article shows a close connection between human rights, political systems in separate countries and international order. Observance of human rights and the world development are believed to be interdependent being both based on democracy and humanism. It is also shown what retards international standardization of human rights and freedom.

Текст научной работы на тему «Права и свободы человека как одна из фундаментальных проблем современного мирового политического процесса»

Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 6, 2006, вып. 3

Д.З. Мутагиров

ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА КАК ОДНА ИЗ ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ СОВРЕМЕННОГО МИРОВОГО ПОЛИТИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА

Среди выдающихся достижений человечества в XX в. одно из первых мест по нраву занимает международная кодификация прав и свобод человека. Практически она началась с принятия Устава ООП и учреждения Комиссии по правам человека. «Поддержание уважения прав человека и фундаментальных свобод для всех, без различий расы, пола, языка и религии», было провозглашено одной из главных целей международного сообщества. Согласно ст. 1 Устава ООП, призвание этой Организации состоит в осуществлении сотрудничества пародов в разрешении мировых проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера, поощрении и развитии уважения к правам человека и основным свободам всех, без различия расы, пола, языка и религии, и в согласовании действий наций в достижении этих общих целей. Всеобщее уважение и соблюдение прав и основных свобод всех людей на Земле, наряду с повышением уровня их жизни и полной занятостью населения, надобно для обеспечения условий стабильности и благополучия, необходимых для мирных и дружественных отношений между нациями, основанных на уважении принципа равноправия и самоопределения народов. Статья 73 Устава ООН обязывает все государства руководствоваться в своей деятельности принципом уважения прав и свобод человека.

Цели Устава ООН благородные, но, к величайшему сожалению, этой Организации не удалось стать действенным центром международного мира и сотрудничества. Однако в области разработки и принятия международных соглашений по правам человека и в формирования международных институтов (комитетов, комиссии и судов по правам человека) ее заслуги несомненны. Поле прав и свобод человека - одно из немногих, где ООН добилась весьма заметных результатов.

За принятием Генеральной Асамблеей ООП Всеобщей декларации прав человека (ВДГ1Ч) (10 декабря 1948 г.) последовали сотни региональных, континентальных и универсальных соглашений (деклараций, пактов, конвенций и хартий) о правах и свободах человека. Сегодня не осталось ни одного аспекта жизни человека, который ни находился бы под защитой какого-либо международного соглашения, а то и множества разноуровневых соглашений и международных институтов по контролю над реализацией провозглашенных в них прав и свобод. Можно считать, что общая философия прав и свобод человека уже выработана, и необходимость руководствоваться ею более не вызывает сомнений. Эта философия основана на признании существования неразрывной связи между правами человека, политическими режимами в отдельных странах и международным порядком. Общим знаменателем везде здесь выступают демократия и гуманизм. Все национальные и международные соглашения о правах человека исходят из того, что демократия, уважительное отношение к правам человека и фундаментальным свободам и мировое развитие взаимозависимы и взаимно укрепляют друг друга, а воля и интере-

© Д.З. Мутагиров, 2006

сы народов являются их общей основой. Подчеркивается важность активного участия всех членов гражданского общества в процессах управления обществом и государством, затрагивающих жизнь всех людей. Считается, что демократию можно укреплять через содействие плюрализму, защиту прав человека и фундаментальных свобод, активизацию участия индивидуумов в принятии решении и в развитии институтов власти. Основными путями достижения этих целей, наряду с соблюдением прав человека и фундаментальных свобод, признаются осуждение мировым сообществом каждого случая нарушения прав человека в государствах с недемократическими режимами, присоединение всех государств к международным соглашениям о правах человека и безусловное их соблюдение, обеспечение внутри каждой страны последовательного правления закона. Для этого необходимо сделать общественные учреждения и методы осуществления политической власти прозрачными, усилить ответственность всех должностных лиц перед пародами, принять строгие правовые меры против коррупции, не оставлять не раскрытым п безнаказанным ни один случай коррупции. Власть па всех уровнях должна стать близкой и понятной людям, а общественность - обеспечена информацией относительно действий национальных и местных властей1.

Все, что происходит в отдельных странах и в мире I! целом, взаимосвязано, прогресс. и регресс обусловлены также и состоянием взаимоотношений между народами и странами. Если социальны/'! порядок определяется отношениями между членами гражданского и политического общссгн, степенью легитимности права и демократичности общественных отношении, то международный порядок отношениями между государствами и степенью приверженности их демократии, гуманизму, миру и безопасности как отдельных индивидуумов, так и человечества в целом.

В то же вред/я жизнь, свобода, равенство, безопасность, стремление к счастью разными народами понимаются не совсем одинаково. Чтобы международно-признанные права и свободы человека могли реализоваться наделе, а национальные и международные институты защиты прав человека с определенностью устанавливать и оценивать реальное состояние в этой области, необходимы единые, международные измерения признаваемых прав. Поэтому в каждом из таких соглашении четко говорится о том, что понимается под тем пли иным правом человека, каковы его, на сегодняшний день согласованные, международные измерения.

К началу третьего тысячелетия человечеству удалось выработать единое понимание примерно 60 прав человека и договориться об их международных измерениях. Пока что масштабы этих измерений сводятся к возможному минимуму. Особенно наглядно это видно на примере фундаментальных прав человека, основой которых является право на жизнь.

Признаваемое международными соглашениями право на жизнь сводится к тому, что никто не может и не должен произвольно, преднамеренно, по чьему бы то ни было усмотрению покушаться на жизнь другого человека, лишать его того, что безвозвратно дается каждому человеку лишь один раз при рождении, и ошибка никак не поправима. Закономерно считается, что виновниками нарушения этого «права», а соответственно и прекращения жизни человека, всегда являются общество и государство, которые установили у себя порядки, опасные для жизни живущих в них людей п не способные усовершенствовать их таким образом, чтобы исключить опасности для жизни для всех их членов. Провозгласив: «Каждый имеет право на жизнь», ВДПЧ ограничивает произвол государств в отношении отдельных лиц, предостерегает пх от практики узаконенных расправ с критиками и противниками существующих режимов путем вынесения им

смертных приговоров. Международные инструменты прав человека обязывают подписавшие их государства создавать все условия, необходимые для реализации прав и свобод человека, в том числе и права на жизнь.

Нарушением права человека на жизнь является лишение жизни не только самими властями и их институтами, но и индивидами и группами граждан - конкурентами, противниками, мафиозными группами. Государство песет полную ответственность и в случаях исчезновения людей, рассматриваемое международным сообществом как гибельное и скандальное нарушение прав человека и фундаментальных свобод2. Подобное становится возможным только потому, что государство оказалось не способным организовать общественно-политическую жизнь гак, чтобы она сама обеспечивала безопасность человека.

Как нетрудно заметить, содержание права человека на жизнь здесь весьма ограничено. В идеале оно включает в себя также гарантии возможности каждого человека жить в чести, в достоинстве, вести здоровую и счастливую жизнь, что, в свою очередь, предполагает наличие в обществе и в государстве ряда условий. В совокупности все они и образуют систему прав человека на жизнь. Исключительно важное место в этой системе занимает право на безопасность, которое означает отсутствие какой-либо угрозы жизни, свободе и счастью человека, уверенность в том, что так будет и впредь. Как правило, каждый человек сам справляется с большинством возникающих в его жизни проблем, использует в своих интересах благоприятствующие из них и стремится свести к минимуму последствия неблагоприятных для жизни факторов. Но со многими из них он может справиться только коллективными усилиями. Государство и учреждается гражданским обществом для обеспечения безопасности всех его членов. Когда возникает ка-кая-либо угроза, государство обязано предпринять меры по ее устранению или смягчению.

Полноценная жизнь немыслима без свободы индивида, а свобода человека предполагает отсутствие каких бы то ни было искусственных ограничений и запретов при выражении его суверенной воли, если при этом не ущемляются общественные интересы, не оскорбляется общественная мораль и не нарушаются права других людей. Человек разумен, он способен мыслить, оценивать, анализировать, обобщать и предвидеть. Отсюда - имманентное право человека мыслить, а соответственно, и свобода мнения, выражения и совести. Международные соглашения о правах человека пока что понимают свободу лишь как отсутствие ареста или задержания. А свобода от нужды, страха, от зависимости от других людей?

Истинная суть права на свободу и безопасность сводится к тому, что никакое ограничение свободы человека недопустимо, пока он живет в согласии с законами природы и общества. Только нарушение закона может повлечь за собой ограничение свободы нарушителя с тем, чтобы приостановить его противоправные действия и помочь ему вернуться в ряды добропорядочных граждан. Изоляция человека от общества, лишение его свободы или ограничение последней должны происходить в строгом соответствии с национальным правом, приведенным в полное соответствие с принятыми государством на себя международными обязательствами.

Трудно реализуемыми, в том числе и по причине их неверного понимания, остаются права человека на свободу слова, печати, на получение и распространение информации. Жизненная важность этих прав, как правило, ни у кого не вызывает сомнений. Спорят главным образом по поводу пределов дозволенного в этой области. Право на распространение информации - это право человека на правдивую, проникнутую уваже-

нием к каждому читателю пли слушателю, информацию1, ибо неверная информация таит в себе угрозу миру между людьми, народами и государствами.

ВДПЧ, работа над проектом которой шла в условиях победной эйфории, проникнута духом некоего романтизма. Она провозглашает право человека распространять информацию «всеми средствами». Многие работники СМИ стремятся руководствоваться в своей деятельности только этой формулировкой. Однако в международных соглашениях о правах человека, принятых после ВДПЧ, определения «свободы информации» стали более осторожными, формула «всеми средствами» исчезла, и появились ограничения, оговорки н оправдания для общественного вмешательства в процессы сбора и распространения информации. Так, Международный пакт о гражданских и политических правах исходит из того (ст. 19 п. 3), что пользование свободой информации «налагает особые обязанности и особую ответственность. Оно может быть, следовательно, сопряжено с некоторыми ограничениями, которые, однако, должны быть установлены законом и являться необходимыми», т.е. свободно честное, благородное, возвышенное, одухотворяющее слово, слово в защиту несправедливо обиженного и оскорбленного, в защиту бедных и слабых, в защиту добра и в осуждение зла. Слово же злое, клеветническое, оскорбительное, аморальное, бесчестное, унижающее человеческое достоинство, сеющее зло и вражду между людьми, оскорбляющее национальные, религиозные и иные чувства, общественную мораль, не может и не должно быть свободным1. Естественно, что многие международные соглашения о правах и свободах человека обязывают государства запрещать законом всякую пропаганду войны и всякое выступление в пользу национальной, расовой или религиозной ненависти, представляющей собой подс трекательство к дискриминации, вражде или насилию. Информация должна подаваться в форме, не оскорбляющей национальные, религиозные чувства людей, их честь и достоинство, культурные традиции и историческую память народов.

Что касается права человека на равенство, то современная концепция прав человека понимает его как «равенство перед законом», как конституционное равенство граждан: у всех у них одинаковые права и обязанности. Это - одно из самых трудно реализуемых прав человека. По мнению известных в мире экспертов по правам и свободам человека, добиться равенства людей даже перед законом на практике очень трудно, почти невозможно. Даже правовой закон, провозглашающий конституционное равенство «полноправных граждан», не обеспечивает действительного равенства людей. Известный правовед К. Парч считает, что и в самых демократических странах мира законы стремятся ограничивать равенство граждан перед исполнительной, судебной и даже законодательной властью, сохраняя его толI,ко перед Конституционным судом-'.

Провозглашать права и свободы человека и учреждать соответствующие институты гораздо легче, чем практически реализовать их. Поэтому многие права и свободы человека, даже фундаментальные, пока еще существуют только на бумаге - в международных пактах, конвенциях и декларациях. Реальная ситуация с правами человека в мире за последние десятилетия мало изменилась, почти во всех государствах они грубейшим образом нарушаются - в одних странах права и свободы одни, в других странах - другие. До сих пор в мире продолжается практика пыток, геноцида, унижающего человека обращения, приравненная к международным преступлениям, подлежащим наказанию вне зависимости от места и времени их совершения''. Случаи применения силы или угрозы силой для получения признательных показаний у задержанных отмечены почти во всех странах. По оценке ООП, серьезными причинами нарушения прав человека в начале третьего тысячелетия остаются организованная преступность, коррупция, тор-

говля людьми, нетерпимость, разжигание расовой, этнической, религиозной и другой ненависти7.

По-прежнему сохраняется, проявляясь в новых формах, неравноправие людей, обусловленное полом человека, - неравноправие женщины, ее низкий статус, зависимое и эксплуатируемое положение в обществе. Во многих странах еще сильны традиции, унижающие достоинство женщины. Политика планирования семьи, проводимая в Югтае, например, приводит к тому, что из-за традиционных предпочтений, отдаваемых рождению мальчиков, во многих случаях регистрируются только новорожденные мальчики, на которых, по традиции, лежит обязанность заботиться о престарелых родителях. А от девочек отказываются, их даже убивают пли оставляют не регистрированными, как бы не существующими с соответствующими последствиями в будущем - без права на образование, здравоохранение, социальную помощь. Как справедливо отмечает Комиссия по правам женщин ООП, таким образом, женщина оказывается жертвой насилия еще до своего рождения. В ряде стран-мира распространена практика уничтожения зародыша ребенка, если ожидается девочка, и сохранения его, когда ожидается сын. Так, в Индии в середине 1990-х годов многие женщины выступили с протестами, когда в клинике по установлению пола ребенка появилось объявление, гласившее: «Лучше тратить $ 38 сейчас, ч тобы удалить женский плод, чем $ 3800 позже в качестве ее приданого». К сожалению, подобная реклама имеет своп печальные последствия. Проверка в одной из клиник Бомбея показала, что 95,5% всех убитых во время абортов зародышей были женского рода4. Следствием подобных традиций в странах Юго-Восточной Азии является то, что женщин здесь значительно меньше мужчин (93 женщины на 100 мужчин, в то время как в мире это соотношение составляло в 2000 г. 106 к 100)".

Остается глобальным явление, когда женщины становятся первыми жертвами безработицы, а если даже они и имеют работу, то их труд оплачивается значи тельно ниже труда мужчин, они подвергаются так называемой «вторичной дискриминации». Почти во всех странах мира продолжается насилие над женщиной. По данным Комиссии по правам женщин, в США каждые 18 минут женщина подвергается насилию дома или на улице. В других странах ситуация не лучше.

Тяжелые жизненные условия во многих странах не оставляют женщине иного пути добывания средств существования, как торговля своим телом. Часто они принуждаются к этому другими людьми. Женщины вовлекаются в проституцию в огромном количестве так называемыми «брачными агентствами», которые обещают им богатых мужей или высокооплачиваемую работу за рубежом. Поверившие этим агентствам женщины оказываются в рабских условиях без всяких документов. Поскольку во многих странах проституция незаконна, вовлеченные в нее женщины не могут обращаться к полиции. Широко распространена международная торговля женщинами и девочками в Таиланде, где существует своего рода сексуальная коммерческая индустрия,0. Следствием этого является высокий уровень самоубийств и умственных болезней среди женщин. В последнее десятилетие серьезную «конкуренцию» Таиланду в этой области составляют Россия и другие республики распавшегося СССР.

О степени реализации нрав человека на жизнь и свободу в мире можно судить по таким обобщенным показателям. В 2003 г. в 18 странах мира с общим населением в 460 млн человек индекс человеческого развития (совокупный показатель, выводимый па основе ВВП надушу населения, средней продолжительности жизни и образовательного уровня) был ниже, чем в 1990 г. Каждый год умирают 10,7 млн детей в возрасте до пяти лет. Более 1 млрд людей живут в крайней нищете, имея менее 1 доллара надень".

Более 500 млн человек, живущих в абсолютной бедности, приходятся на страны Юго-Восточной Азии. Здесь проживают 29% всего населения планеты и почти 43% всего ее беднейшего населения. По данным Комиссии по социальному развитию ООП, в

2000 г. школу посещали менее 50% детей школьного возраста12. 50 млн детей Юго-Восточной Азии лишены возможности учиться, причем ежегодно это число увеличивается на 2,2 млн. Неграмотны 395 млн взрослого населения этого региона, 60% из которого составляют женщины11.

В 80-90-е годы XX в. начало формироваться новое «поколение» прав человека. Получили международное признание права человека на чистую окружающую среду, на чистую питьевую воду, чистый воздух и т.д. Однако это было сделано только тогда, когда «гром уже грянул» и дальнейшая оттяжка была смерти подобна. Сотни миллионов, если не миллиарды людей не могут реализовать этого права. 'Гак, в докладе Всемирной организации здравоохранения, приуроченном к международному дню воды (22 марта

2001 г.), с тревогой отмечалось, что более миллиарда человек по всему миру пьют загрязненную воду (в 2005 г. - 2,6 млрд), а около ЗА млн жителей нашей планеты, главным образом детей, умирают ежегодно от заболеваний, связанных с некачественной питьевой водой.

Среди прав человека важное место занимает его право па такой национальный и международный порядок, при котором легко решить многие гуманистические проблемы в мире. Это: избавление людей от страха, утверждение веры в основные права и свободы человека, в достоинство и ценность человеческой личности, в равноправие мужчин п женщин, в равенство народов и наций, независимо от их численности и уровня развития. Только такой порядок создаст условия, необходимые для содействия социальному прогрессу и улучшения условий жизни при большей свободе, и будет способствовать экономическому и социальному прогрессу всех людей планеты. Отношения между государствами должны развиваться на основе уважения принципов равноправия, самоопределения народов и поощрения уважения к правам человека и основным свободам для всех, без различия расы, пола, языка и религии.

Многие говорят о новом международном порядке и правах человека, по при этом забывают про условия, при которых только и возможно гармоничное развитие. Международное право основано на принципе «суверенного равенства» всех государств. 11о это только на словах. Наделе по-прежнему одни из них «более равны», чем другие. Первые не только более развиты, богаты, влиятельны в мире, но и обладают всеми видами современного оружия, включая ракетно-ядерное. Другие же и бедны и отстали в своем экономическом развитии, и слабы для защиты своих национально-государственных интересов. Многие действия пятерки постоянных членов Совета Безопаснос ти направлены на консервацию и увековечение фактического неравенства между пародами в пользу наиболее сильных, т.е. самих себя. 11аглядно это можно видеть на примере отношения к запрещению производства, распространения и применения термоядерного оружия. В принципе это разумно и должно в одинаковой мере распространяться на все государства. Те из них, которые уже имели его к моменту достижения согласия о запрещении, обязаны прекратить дальнейшую работу над совершенствованием этого оружия п ответственно отнестись к безопасному хранению уже имеющегося. Еще лучше и справедливее, если оно будет уничтожено. Однако, требуя от неядерных государств отказа от попыток его производства, сами ядерные державы продолжают рабо ту в этом направлении. Так, в апреле 2002 г. в США возобновилась работа над совершенствованием ядерного оружия с тем, чтобы оно оказалось способным проникнуть под землю. А 1А мар-

та того же года президент США Дж. Буш подтвердил, что переработанная Пентагоном ядерная доктрина позволяет применить ядерное оружие против любой страны, замышляющей акт агрессии против США, имелись в виду Иран, Ирак и КНДР. «Смысл ядерного арсенала в том, чтобы использовать его как фактор сдерживания», - заявляет Дж. Буш11. Но он же, поддерживаемый лидерами других ядерных держав, выступает с угрозами в адрес других государств, занимающихся ядерными исследованиями.

К сожалению, от постоянных членов Совета Безопасности исходит ныне угроза и правам человека и народов в мире. Многое связано с искусственным подталкиванием процессов глобализации, усилением диктата ТНК и стоящих на защите их интересов государств в мире, попытками по своему усмотрению определять, какие системы являются демократическими и имеющими право на существование, а какие - то талитарными, недемократическими и не имеющими такого права. Это способствует формированию определенного образа врагов человечества, врагов суверенитета народов, который многими людьми на земле олицетворяется с США и их союзниками. Америка, в свою очередь, стремится перенести этот непривлекательный образ на своих истинных или воображаемых противников, многие из которых были в свое время ею же выпестованы (С. Хусейн, Бен Ладен). Так появляется «пугало» международного терроризма, подкрепленное событиями 11 сентября 2001 г., используемое как оправдание для ограничения нрав человека и нарушения норм демократии.

Новый мировой порядок должен строиться на действительном равенстве всех государств мира и на равной их ответственности за все, что происходит в мире. Необходима и реорганизация ООН таким образом, чтобы ее главным органом стала Генеральная Ассамблея (ГА), решения которой, принимаемые конституционным большинством государств после всестороннего обсуждения, стали обязательными для всех. Совет Безопасности в качестве некого бюро Генеральной Ассамблеи следует формировать из нейтральных и миролюбивых стран (по два-три государства от каждого континента). Государства, уклоняющиеся от соблюдения рекомендаций ГА, нарушающие Устав ООН, а также международные соглашения прав человека, должны автоматически выводиться из состава Совета Безопасности после первого или второго предупреждения Ге н е р а л ы I о й Ассамблеей.

Безусловно, одним из важных моментов нового мирового порядка должна стать универсализация стандартов нрав и свобод человека и институтов их защиты, что, в свою очередь, окажет активное обратное влияние и на политические системы в мире.

Все эти проблемы связаны с общим уровнем развития человечества в целом и отдельных народов. Они могут быть решены только на путях всеобщего прогресса. Справедливо полагают, что проблема прав и свобод человека может быть реализована постепенно путем решения нескольких разноуровневых задач. Во-первых, путем уничтожения бедности и тем самым реализации экономических, социальных и культурных прав человека. Во-вторых, путем обеспечения жизнеспособного развития человека, что поставит его в центр всех процессов развития. Главная цель здесь состоит в том, чтобы поставить человека в такую окружающую среду, в которой все люди ведут безопасную и творческую жизнь. Жизнеспособное человеческое развитие направлено, таким образом, на содействие возвышению человеческого достоинства и реализации всех прав человека. В-гретьих, обеспечением хорошего управления государственными и общественными делами, совершенствованием институтов власти, обеспечением правления закона, активизацией участия граждан в принятии решений на всех уровнях15.

Однако эти шаги окажутся малоэффективными без непосредственного участия самих людей в деле реализации своих прав и свобод. Наилучшим и самым действенным

защитником прав, свобод, чести и достоинства человека может стать только он сам, но при условии, если он будет знать о всех своих правах и свободах, о нормах и правилах взаимоотношений свободных индивидов, являющихся основой как гражданского, так и политического общества.

1 См., напр.: CN.4/2000/L.45; E/CN.4/2000/L.45/Rcv. 1.18 April 2000; F/CN.4/RES/2000/47 25 April 2000.

2 Declaration oil the Protection of all Persons from Enforced Disappearance. GA resolution 47/133 of 18 December 1992. Art.l.

5 Вот как это noun мал Б. Франклин, издавая п Филадельфии «Пенсильванскую газету » и «Альманах бедного Ричарда»: «Я взял за принцип тщательно исключит!, всякие ярлыки и персональные выпады, которые к концу иска станут позорными в нашей стране. Всяким раз, когда меня просили вставить в альманах что-нибудь подобное, говоря о свободе печати, и что газета подобна почтовому дилижансу, в котором любой, кто оплатит, имеет право на место, я отвечал: "Я буду печатать этот материал отдельно, если желаете. И автор может иметь столько копим, сколько он пожелает, чтобы распределить их самому". Но я не буду брать па себя ответственность за распространенно умаляющей человека информации. Обязавшись пород моими подписчиками снабдить их тем, что могло бы быть для них полезно пли интересно, я не мот заполнять их газеты частными препирательствами, к которым они по имели никакого отношения» (Autobiography, 244 -245).

' К чему может привести оскорбление религиозных чувств людей, свидетельствует история с публикацией в датской печати карикатур на основателя ислама Мухаммада и последующая перепечатка их в январе-феврале 2006 г. в газетах ряда других стран. За этим последовало закономерное возмущение сотен миллионов приверженцев ислама во всех странах мира с осажденном посольств п консульств стран, где публиковались карикатуры, и бойкотом их товаров. Ссылки на свободу слова, исходившие от разных лиц, начиная от журналистов, кончая главами правительств и государств, свидетельствовали, к сожалению, о некорректном понимании ими сути проблемы. Границей нрав любого человека, в том числе и па свободу слова, являются права других людей, включая и право па уважение его религиозных верований. Государства ие только вправе, по и обязаны контролировать все институты на своей территории с том, чтобы они но допускали действий, ущемляющих общественные интересы, оскорбляющих общественную мораль, религиозные верования людей и нарушающих права других людей (ст. 19 МПГПП).

5 Partsch K.J. Fundamental Principles of Human Rights: self-determination // The European System for the Protection of Human Rights. Martinns Nijhoff Publisher, 1996. P. 70.

* Представители Международного Красного Креста видели татуировки с номерами па руках десятков палестинцев, содержащихся в лагере Тулкарп в Израиле (http://lonta.rn/mideast/2002/03/13/tattoo).

7 A/S-24/8/Rov. 1. Para 9.

* United Nations Department of Public Information DPI/1772/HR-February 1996. Kinds of Violence Against Women.

II A/AC.253/13 - E/CN.5/2000/2, Para 617.

III Official Records of the General Assembly, Fifty-fourth Session, Supplement No. 38 (A/54/38). Report of the Committee on the Elimination of Discrimination against Women. Twentieth session. Para 240.

11 Human Development Report 2005. New York, 2005. P. 3.

12 General Assembly Official Records Twontv-fonrtli special session Supplement No. 3 (A/S-24/8/Rev.l). Para 7.

,:i A/S-24/8/Rev. 1. Para 9.

H http://lenta.ru/world/2002/03/14/bush

13 «Мы знаем, что демократия и права человека окажутся иллюзорными без социальной справедливости и жизнеспособного развития, - писала Верховный комиссар ООН по правам человека М. Робинсон в январе 1998 г. в обращении к Комиссии ООН но развитию. - Бедность лишает миллионы людей их фундаментальных прав. Общества, в свою очередь, лишаются вклада этихлюлей. Достижение жизнеспособного развития требует признания взаимозависимости между уваженном к правам человека, жизнеспособным развитием и демократией» (Integrating human rights with sustainable human development. A UNDP policy document United Nations Development Programme. January 1998. Forward).

Статья поступила в редакцию 15 марта 2006 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.