7. Nepreryvnoe vospitanie detei i uchashcheisya molodezhi v Respublike Belarus': kontseptsiya. Minsk, NIO, 2015. 64 p. (In Russian)
8. Laptenok A.S., Lugovtsova E.I., Pavil'ch A.A. Sushchnost' polikul'turnogo vospitaniya. In: "Podgotovka starsheklassnikov k zhizni v polikul'turnom mire", Minsk, NIO, 2012, pp. 5-24. (In Russian)
9. Pavil'ch A.A. Komparativnye issledovaniya kul'turnogo raznoobraziya : metodologicheskii opyt i kommunikativnaya proektsiya. Minsk, MGLU, 2017, 168 p. (In Russian)
Павильч Александр Александрович, заведующий кафедрой педагогики и психологии УО «Белорусский государственный экономический университет», доктор культурологии, профессор, Республика Беларусь, г. Минск, e-mail: [email protected]
Pavilch A. A., doctor of culturology, professor. Belarus State Economic University (BSEU), Belarus, e-mail: [email protected]
Сведения для цитирования: Сичинский, Е. П. Практико-ориентированное или дуальное образование : к вопросу о формировании понятийного аппарата [Текст] / Е. П. Сичинский // Инновационное развитие профессионального образования. — 2018. — № 1 (17). — С. 33-40.
УДК 377 ББК 74.57
ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ИЛИ ДУАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ ПОНЯТИЙНОГО АППАРАТА
Е. П. Сичинский
В последние годы в качестве ориентира развития отечественной системы профессионального образования предлагается немецкая дуальная модель обучения. В статье показано, что в документах органов управления профессиональным образованием отсутствует единая терминология, обозначающая данную модель, и продемонстрированы внутренние противоречия предлагаемого официального понятийного аппарата. На основе анализа классической немецкой дуальной модели сделаны выводы о ее несоответствии федеральному законодательству и предложены меры по его совершенствованию. Автор обосновывает необходимость использования применительно к российскому профессиональному образованию понятия «практико-ориентированное образование».
Ключевые слова: профессиональное образование, дуальное обучение, практико-ориенти-рованное образование.
Прочные связи между профессиональными образовательными организациями и предприятиями были одним из отличительных признаков советской системы подготовки кадров. Принцип сотрудничества между ними был закреплен в ряде статей закона РСФСР «О народном образовании» от 02.08.1974. В частности, статья 58 «Взаимоотношения средних профессионально-технических училищ с базовыми предприятиями» определяла, что СИТУ, специализирующиеся на подготовке квалифицированных рабочих кадров для соответствующих отраслей народного хозяйства, создают-
ся в установленном порядке на базе предприятий, объединений, организаций. Статья 60 закона подчеркивала, что производственная практика учащихся СПТУ является важной составной частью профессиональной подготовки квалифицированных рабочих кадров и проводится на передовых предприятиях, в объединениях, организациях, в цехах, на участках и рабочих местах, оснащенных современной техникой, с прогрессивной технологией и высоким уровнем организации труда.
Сотрудничество между производством и профессиональным образованием закреплялось
целым комплексом документов. Например, в соответствии с «Положением о базовом предприятии (объединении, организации) среднего профессионально-технического училища», утвержденным Постановлением Совета министров СССР от 22 февраля 1985 г. № 178, руководители предприятий должны были выделять инженерно-технических работников и квалифицированных рабочих для руководства производственной практикой и обучением учащихся СПТУ в условиях производства.
Организация образовательного процесса основывалась на рациональном чередовании теоретических занятий и производственного обучения, как правило, по схеме 4 + 2, т. е. четыре дня в неделю теория, два дня производственное обучение, а на старшем курсе — по схеме 3 + 3, или недельном чередовании теории и практики. Обучение в учебных мастерских строилось на выпуске полезной и сложной продукции, в основе лежал производительный труд, что позволяло обучающемуся на первом и втором курсах осваивать общепрофессиональные и специальные умения и навыки (читай — общекультурные и профессиональные компетенции) [1].
Однако в 1990-е гг. существовавшая десятилетия связь между производством и образованием оказалась разрушенной. Только по прошествии времени образовавшийся дефицит в квалифицированных рабочих кадрах и специалистах среднего звена заставил задуматься о ее восстановлении. Как это нередко бывало на Руси, «пророков» стали искать не в своем отечестве, а за границей, обратив внимание на дуальную систему подготовки кадров в Германии, в которой задействовано 65 % выпускников базовых форм среднего образования. Ознакомившись с ней, мы вдруг обнаружили, что она во многом напоминает нашу советскую систему, но созданную не на основе общественной собственности на средства производства, а в условиях рыночной экономики. В результате родилась идея о проведении эксперимента по внедрению
дуальной системы подготовки кадров в российском профессиональном образовании.
В конце 2013 г. автономной некоммерческой организацией «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов» был дан старт системному проекту «Подготовка рабочих кадров, соответствующих требованиям высокотехнологичных отраслей промышленности, на основе дуального образования». В качестве пилотных регионов отобрано десять областей. В 2015 г. к реализации проекта присоединилось еще три региона. Всего подготовку в рамках проекта проходило порядка 17 тысяч студентов, за которыми на предприятиях было закреплено более 5500 наставников. Правда, при этом 11 500 студентов обучались в Белгородской области, 1 400 — в Татарстане и почти тысяча — в Московской области. На долю оставшихся десяти регионов приходилось всего три тысячи студентов. Результатом проекта стали методические рекомендации по реализации дуальной модели подготовки высококвалифицированных рабочих кадров [2].
Несмотря на то что в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ и приказах Министерства образования и науки РФ, регулирующих деятельность профессиональных образовательных организаций, понятие «дуальность» отсутствует, оно стало повсеместно в различных вариациях применяться в документах, определяющих развитие профессионального образования (табл. 1). Причем оно априори стало рассматриваться как способ решения задач «по повышению уровня профориентации молодежи, обеспечению привлекательности подготовки специалистов среднего звена, а также рабочих профессий, созданию инструментов информационного обеспечения интеграции образовательных организаций и предприятий, заинтересованных в квалифицированных кадрах, и стимулирующих механизмов вовлечения бизнеса в систему подготовки специалистов, развитию кооперации учебных заведений и бизнеса» [3].
Таблица 1
№ Документ Используемое понятие
1 Системный проект «Подготовка рабочих кадров, соответствующих требованиям высокотехнологичных отраслей промышленности, на основе дуального образования» Дуальное образование
2 План мероприятий, направленных на популяризацию рабочих и инженерных профессий (утвержден распоряжением Правительства РФ от 5 марта 2015 г. № 366-р)
3 Информация Министерства экономического развития РФ «Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов»
Окончание таблицы 1
№ Документ Используемое понятие
4 Письмо Минобрнауки РФ от 24 апреля 2015 г. № 06-456 «Об изменениях в федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования» Дуальное обучение
5 Комплекс мер, направленных на совершенствование системы среднего профессионального образования, на 2015-2020 годы (утвержден распоряжением Правительства РФ от 3 марта 2015 г. № 349-р) Практико-ориентированная (дуальная) модель обучения
6 Система критериев и показателей мониторинга качества подготовки кадров 2017 года (утверждена Министерством образования и науки РФ 5 апреля 2017 г. № ЛО-46/06вн) 1. Элементы дуального обучения. 2. Практико-ориентированная (дуальная) модель обучения
7 Методические указания по заполнению формы «Мониторинг по основным направлениям деятельности образовательной организации, реализующей программы среднего профессионального образования, за 2016 г. (форма № СПО-Мониторинг)» (утверждены Министерством образования и науки РФ 5 апреля 2017 г. № ЛО-47/06вн) 1. Практико-ориентированная (дуальная) модель обучения. 2. Дуальная модель обучения
В апреле 2017 г. в Методических указаниях по заполнению формы «Мониторинг по основным направлениям деятельности образовательной организации, реализующей программы среднего профессионального образования, за 2016 г. (форма № СПО-Мониторинг)» впервые сделана попытка дать определение понятию дуальной модели обучения, определяя ее как форму организации и реализации образовательного процесса, которая подразумевает теоретическое обучение в образовательной организации, а практическое — в организации работодателя с применением института наставничества. К признакам практико-ориентирован-ной (дуальной) модели было отнесено:
1) наличие договора о сотрудничестве между образовательной организацией и предприятием-работодателем, который подразумевает сетевую форму реализации образовательных программ;
2) наличие договора между предприятием-работодателем и студентами, обучающимися по профессии/специальности СПО с присвоением статуса «ученик» или «практикант».
Таким образом, в правовом поле встречается четыре понятия: «дуальное обучение», «дуальное образование», «практико-ориентирован-ное (дуальное) обучение», «элементы дуального обучения». Подобное использование терминов как синонимов создает известную путаницу для управления системой профессионального образования в целом и профессиональной образовательной организацией в частности.
Во-первых, мы не можем поставить знак равенства между образованием и обучением, так как образование есть не только обучение, но
и воспитание (ст. 2 ФЗ № 273). В связи с этим возникает вопрос: как быть с воспитанием? Если дуальность предполагает только обучение профессии, то в российских условиях это неприменимо, так как большинство студентов ПОО — это вчерашние выпускники уровня основного общего образования из соответствующих слоев общества, нуждающиеся в воспитательном воздействии со стороны профессиональных педагогов.
Дуальная форма предполагает теоретическое обучение в образовательной организации, а практическое — в организации работодателя с применением института наставничества. Если в профессиональной образовательной организации воспитанием занимаются профессиональные педагоги, то на предприятии студенты закреплены за наставником и контролируются руководителем практики. Наставники, будучи высококвалифицированными работниками предприятия, лишь помогают студентам овладеть профессиональными навыками. Для проведения воспитательной работы у них нет соответствующего образования, и это не прописано в их обязанностях. Таким образом, воспитательная функция остается за представителем ПОО, но полноценно он ее может осуществлять только в случае, если вся группа проходит практику на одном предприятии, что сегодня является большой редкостью. То есть в наших условиях наблюдается серьезное противоречие между обязанностью воспитывать и отсутствием на предприятиях условий для этой работы. Одним из вариантов выхода из указанного противоречия может служить опыт Тюменской области, где перед ПОО поставлена задача принимать на
обучение студентов исключительно на базе полного среднего образования. Таким образом, вся воспитательная работа ложится исключительно на школу.
Во-вторых, можно ли использовать как синонимы понятия «дуальное» и «практико-ори-ентированно е»?
В апрельских Методических указаниях по заполнению формы мониторинга от 2017 г. эти два понятия равнозначны и их сущность заключается в разделении учебного процесса на проведение занятий на площадках учебного заведения и предприятия с участием в последнем случае наставника. Исходя из того, что наставники на предприятиях были всегда, главным в определении смысла содержания становится вопрос о пропорциях теоретического и практического обучения. Поэтому ответ на поставленный вопрос очевиден: синонимичность понятий зависит от того, что мы понимаем под дуальным. Если мы понимаем под этим классическую немецкую модель, то сегодня исследователи немецкого феномена «дуальное обучение» (duales Studium) пришли к заключению, что оно формировалось в Германии и Австрии под влиянием комплекса факторов на протяжении более ста лет, и ни в одной стране мира попытки механического переноса дуального образования не принесли ожидаемого результата [4]. Идея модернизации социальных систем в стиле вестернизации была раскритикована еще в 5060-х гг. ХХ в.
Поэтому прежде чем что-то заимствовать, необходимо задаться вопросом о том, что мы заимствуем и как это новшество приживется на новой почве. Модель немецкой дуальной системы выглядит следующим образом. Выпускник школы для того, чтобы получить профессию, сначала приходит на предприятие и заключает с ним ученический договор на время подготовки. Предприятие через торгово-промышленную палату или министерство образования федеральной земли заключает договор с профессиональной образовательной организацией на обучение своего ученика. Причем примерно 20 % учебного времени в неделю обучение проходит на территории профессиональной школы, где примерно две трети часов отводится специальным предметам и одна треть — общетеоретическим дисциплинам, а остальные 80 % в неделю посвящены профессиональной подготовке, организованной на предприятии. Практическая подготовка на предприятии проходит под руководством наставников, которые, прежде чем быть допущены к работе со студентом, должны в соответ-
ствии с профессиональным стандартом пройти специальную программу подготовки. Крупные компании для освоения обучающимися первоначальных навыков создают специальные учебные мастерские и лаборатории. Мелкие компании, которые не имеют возможности выделять специальные учебные участки, кооперируются и создают в рамках ремесленной палаты межзаводские центры обучения. И наконец, независимый промежуточный и итоговый контроль качества подготовки специалиста осуществляется не образовательным учреждением или предприятием, где он обучался, а ремесленной или торгово-промышленной палатами, которые и выдают документ о квалификации. После получения документа предприятие принимает решение о переводе ученика в штат в зависимости от его успехов [5]. Таким образом, классическая немецкая дуальная модель обучения не вписывается в российское законодательство. Закон «Об образовании в РФ» и все последующие приказы Минобра РФ, регулирующие профессиональное образование, юридически закрепляют иную траекторию образовательного процесса. Если в немецкой модели образовательной организации отводится вспомогательная роль по изучению теоретических дисциплин, а посему ее не интересуют вопросы профориентации, трудоустройства, воспитания, то в российской модели основной центр тяжести по подготовке рабочих и специалистов лежит на профессиональной образовательной организации.
Уже в ходе реализации проекта «Подготовка рабочих кадров, соответствующих требованиям высокотехнологичных отраслей промышленности, на основе дуального образования» прозвучали первые критические высказывания о возможности в кратчайшие сроки внедрения дуального образования в России. В частности, директор Каменск-Уральского агропромышленного техникума С. И. Некрасов в соавторстве со своими коллегами опубликовал в журнале «Профессиональное образование. Столица» статью с говорящим названием «Пилотный проект "Дуальное обучение": критический взгляд специалистов». В статье наряду с высокой оценкой немецкой дуальной модели приводились системные, экономические, кадровые, ментальные причины неготовности профобразования России немедленно перевести его в дуальный режим [6].
Кроме того, несмотря на высокую эффективность дуального обучения, исследователи неоднократно указывали на следующие ее слабые стороны:
- увеличение объема профессиональной и практической подготовки проводится за счет ослабления общетеоретической, что негативно сказывается на возможностях дальнейшего переобучения, переподготовки;
- возможности профессионального развития во многом ограничены отраслевой спецификой региона, в котором проживает ученик;
- недостаток высококвалифицированных рабочих на многих предприятиях затрудняет реализацию потенциала наставничества;
- узкая профессиональная специализация повышает корпоративную и территориальную закрепощенность выпускников;
- включение в реальный производственный процесс снижает учебную мотивацию в образовательной организации;
- высокие физические и психологические нагрузки студентов;
- трудность подготовки кадров для предприятий «неорганизованного» малого и среднего бизнеса [4].
Сегодня в научно-педагогической мысли формируется понимание, что дуальное обучение в узком смысле слова неприменимо к российским условиям, однако использование основных принципов и отдельных компонентов немецкой дуальной системы может стать полезным для развития профессионального образования России [1; 5].
Изучение опыта профессионального образования в Словацкой Республике показывает, что для дуального образования необходимо создать прежде всего юридические условия. В частности, наши бывшие партнеры по социалистическому лагерю в 2015 г. приняли новый закон о профессиональном образовании и подготовке, на основе которого часть предприятий, прежде всего с немецким капиталом, заинтересованные в подготовке высококвалифицированных кадров для себя, заключили с местными образовательными организациями договоры об обучении студентов на основе дуальной модели. Применительно к Российской Федерации такие условия могут быть созданы через расширительное толкование статьи 15 ФЗ № 273 «О сетевом взаимодействии», предоставление учреждениям, реализующим программы профессионального обучения (в первую очередь это учебные центры предприятий) права получать лицензии на программы СПО и упрощение лицензионной процедуры для ПОО.
Однако юридические препятствия, на наш взгляд, являются не основными. Учитывая продолжительность законотворческой процедуры,
они могут быть преодолены в течении одного-двух лет. На пути внедрения duales Studium возникает целый комплекс иных препятствий.
Как уже упоминалось, 80 % учебного времени обучающийся проводит вместе с наставником, прошедшим специальную подготовку, на производстве, где должна быть создана соответствующая учебно-материальная база. Но это главное условие дуального обучения потребует перестройки сознания работодателей, которые должны осознавать свою ответственность за подготовку кадров. В России такое понимание (за исключением единичных случаев) не сформировалось как на индивидуальном уровне, так и на уровне коллективного подсознательного. Предпринимательские сообщества и торгово-промышленные палаты не рассматривают подготовку кадров как свою прямую обязанность, в отличие от немецких коллег. Во многом такое отношение связано с высокой затратностью дуальной модели (например, в части отвлечения от производства наставников, оплаты их труда), экономической неопределенностью будущего предприятий и ментально стью наших предпринимателей, которые являются бизнесменами в первом поколении. Поэтому сегодня готовы к внедрению дуального обучения в первую очередь экономически сильные, высокотехнологичные компании, имеющие длительные перспективы развития.
О готовности предприятия к сотрудничеству с ПОО, которая зависит от его масштабов, свидетельствует проведенный АНО АСИ опрос работодателей (табл. 2).
Таблица 2
Крупные Малые и средние
предприятия предприятия
Активно 55 % 13 %
сотрудничает
по многим
направлениям
Сотрудничает по 41 % 40 %
направлениям
Не сотрудничает, 3 % 10 %
но хочет
Не сотрудничает 3 % 37 %
Таким образом, у внедрения немецкой дуальной модели обучения ленинскими методами «красногвардейской атаки на капитал» нет широких перспектив в ближайшие годы. Поэтому, создавая юридические условия для внедрения дуального обучения, предоставляя экономические преференции работодателям, вкладывающимся в образование, необходимо с учетом
советского опыта базовых предприятий, но в новых экономических и правовых условиях развивать отечественную модель взаимодействия ПОО с работодателями, которая по форме отличается от немецкой дуальной модели, но, по сути, ориентирована на обеспечение кадрами потребностей российской экономики. В зависимости от региона страны эта модель обладает вариативностью, но, тем не менее, она формируется как отечественный продукт в конкретных условиях. Чтобы не вводить никого в заблуждение подменой понятий и отличать немецкий продукт от отечественного, необходимо разграничить понятия.
В отечественных исследованиях система подготовки кадров все чаще начинает характеризоваться как практико-ориентированная, без упоминания о дуальности. В частности, специалисты ФГАУ ФИРО считают, что пра-ктико-ориентированное профессиональное образование (!) — это тип профессионального образования, целью реализации программ которого является подготовка обучающихся к конкретной профессиональной деятельности, в процессе которого практические формы обучения являются первичными, а программы разрабатываются и реализуются при непосредственном участии представителей социальных партнеров — работодателей [7].
На наш взгляд, данное определение рассматривает практико-ориентированное образование как систему, которая не должна ограничиваться только организацией производственной и преддипломной практик, как нередко это понимают. Оно должно включать все элементы образовательного процесса, влияющие на подготовку обучающихся к конкретной профессиональной деятельности. В их числе:
1) выявление количественных и качественных потребностей предприятий в подготовке рабочих и специалистов;
2) привлечение работодателей к разработке основных профессиональных образовательных программ и учебно-методической документации;
3) привлечение ведущих специалистов работодателей к проведению занятий теоретического и практического блока;
4) планирование и реализация производственной практики;
5) организация стажировок педагогических работников и мастеров производственного обучения на предприятиях;
6) участие работодателей в процедуре оценки качества (ГИА, демонстрационный экзамен);
7) трудоустройство и адаптация на рабочем месте выпускников;
8) организация воспитательной работы.
Челябинская область не входила в качестве
пилота в проект «Подготовка рабочих кадров, соответствующих требованиям высокотехнологичных отраслей промышленности, на основе дуального образования». Но в 2016 г. губернатором области было подписано с АСИ и Союзом WS соглашение об апробации в регионе Регионального стандарта кадрового обеспечения промышленного роста, Положение 7 которого формулируется как «Реализация механизмов практико-ориенти-рованного (дуального) образования».
Исследование, проведенное ГБУ ДПО «ЧИРПО» по проблеме взаимодействия опорных профессиональных образовательных организаций с работодателями (стейкхолдерами), показало, что в целом можно говорить о наличии в области системы практико-ориентирован-ного образования. Вместе с тем ее наполнение конкретным содержанием у разных опорных организаций и предприятий различается.
В профессиональных образовательных организациях Челябинской области накоплен опыт взаимодействия с работодателями по разработке ФГОС, открытию новых специальностей и введению новых дисциплин, внедрению элементов сетевого взаимодействия, проведению профессионально-общественной аккредитации образовательных программ. Для проведения практик на ряде предприятий созданы учебные полигоны. На время прохождения производственной практики со студентами заключаются трудовые договоры, а также осуществляется их трудоустройство на период летних каникул и в свободное от учебы время на неполный рабочий день. Реализуются программы профессионально-педагогической подготовки наставников, создаются механизмы их мотивации и стимулирования. Создаются системы непрерывного образования педагогических работников на базе предприятий. Разработаны механизмы независимой оценки квалификаций и качества подготовки выпускников, в том числе на базе совместных структурных подразделений на базе предприятия с целью оценки квалификаций. Развивается практика проведения корпоративных чемпионатов профессионального мастерства для предприятий-партнеров. Таким образом, региональный опыт свидетельствует о развивающемся процессе преодоления разобщенности предшествующего десятилетия между профессиональным образованием и предприятиями, хотя говорить о его завершении рано.
Подводя итог, необходимо напомнить об одной из аксиом управленческой деятельности: для того чтобы эффективно достичь цели, она должна быть ясной и определенной, а движение к ней должно отвечать интересам участников процесса. Поэтому понятийный
аппарат, который используется для описания целей развития системы профессионального образования, должен отражать конкретные практические реалии и быть понятен для всех, кто живет в их условиях и работает по их преобразованию.
Библиографический список
1. Листвин, А. А. Дуальное обучение в России : от концепции к практике [Текст] / А. А. Ли-ствин // Образование и наука. — 2016. — № 3 (132). — С. 44-56.
2. Методические рекомендации по реализации дуальной модели подготовки высококвалифицированных рабочих кадров : Версия 2.00 [Текст]. — М., 2016.
3. Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов [Электронный ресурс]. — Режим доступа: Ийр://есопоту. регткга1.ги/ир1оа^1-Прогноз+на+2016-2018+годы%20РФ^1:.
4. Дуальное образование : Перспективы внедрения практики профессионального образования на принципах дуального обучения в России [Текст]. — М. : Институт фондового рынка и управления,2015. — С. 3; 9.
5. Есенина, Е. Ю. Что такое дуальная система обучения? [Электронный ресурс] / Е. Ю. Есенина. — Режим доступа: http://www.firo.ru/wp-content/uploads/2014/02/Esenina.pdf.
6. Некрасов С. И. Пилотный проект «Дуальное обучение» : критический взгляд специалистов [Текст] / С. И. Некрасов, Л. В. Захарченко, Ю. А. Некрасова // Профессиональное образование. Столица. — 2015. — № 4. — С. 9-15.
7. Актуальные вопросы развития среднего профессионального образования [Текст] : практич. пособие / В. И. Блинов, Е. Ю. Есенина, О. Ф. Клинк, А. И. Сатдыков, И. С. Сергеев, А. А. Факторович ; под общ. ред. А. Н. Лейбовича. — М. : Федеральный институт развития образования, 2016. — 256 с.
For citation: Sichinskiy, E. P. Practice-oriented or dual education : to the question of conceptual apparatus formation [Text] / E. P. Sichinskiy // Innovative development of vocational education. — 2018. — № 1 (17). — P. 33-40.
PRACTICE-ORIENTED OR DUAL EDUCATION: TO THE QUESTION OF CONCEPTUAL APPARATUS FORMATION
E. P. Sichinskiy
Recently the German dual model of education is offered as a guidance for our country system of vocational education development. The paper points out that the documents of the vocational education authorities lack the uniform terminology, describing this model, and demonstrate the internal contradictions of the offered official conceptual apparatus. On the basis of the classic German dual model analysis the author makes conclusion about its incompatibility with the Federal legislation and offers the improvement measures. The author proves the necessity to use the conception 'practice-oriented education' in conformity with respect to the Russian vocational education.
Key words: vocational education, dual education, practice-oriented education.
References
1. Listvin A.A. Dual'noe obuchenie v Rossii: ot kontseptsii k praktike. Obrazovanie i nauka, 2016, no. 3, i. 132, pp. 44-56. (In Russian)
2. Metodicheskie rekomendatsii po realizatsii dual'noi modeli podgotovki vysokokvalifitsiro-vannykh rabochikh kadrov: Versiya 2.00. Moscow, 2016. (In Russian)
3. Prognoz sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya Rossiiskoi Federatsii na 2016 god i na planovyi period 2017 i 2018 godov, available at: http://economy.permkrai.ru/upload/1-Prognoz+na+2016-2018+gody%20RF.pdf.
4. Dual'noe obrazovanie : Perspektivy vnedreniya praktiki professional'nogo obrazovaniya na printsipakh dual'nogo obucheniya v Rossii. Moscow, Institut fondovogo rynka i upravleniya, 2015, pp. 3-9. (In Russian)
5. Esenina E.Yu. Chto takoe dual'naya sistema obucheniya? Available at: http://www.firo.ru/wp-content/uploads/2014/02/Esenina.pdf.
6. Nekrasov Srol., Zakharchenko L.V., Nekrasova Yu.A. Pilotnyi proekt «Dual'noe obuchenie» : kriticheskii vzglyad spetsialistov. Professional'noe obrazovanie. Stolitsa, 2015, no. 4, pp. 9-15. (In Russian)
7. Blinov V.l., Esenina E.Yu., Klink O.F., Satdykov A.I., Sergeev I.S., Faktorovich A.A. Aktual'nye voprosy razvitiya srednego professional'nogo obrazovaniya. Moscow, Federal'nyi institut razvitiya obrazovaniya, 2016. 256 p. (In Russian)
Сичинский Евгений Павлович, ректор Sichinskiy E. P., doctor of historical sciences,
ГБУ ДПО «Челябинский институт развития associate professor, rector, Chelyabinsk institute of
профессионального образования», доктор исто- the vocational education development, Chelyabinsk,
рических наук, доцент, г. Челябинск, e-mail: e-mail: [email protected] [email protected]