развития у студентов вуза творческого потенциала их личности, общественно значимых личностных качеств у будущих специалистов и др. К условиям этой группы А.Ю. Парамонова относит: совершенствование онтологического и социального статуса студентов, формирование у них способностей к успешной адаптации к современным требованиям рынка труда т. д.
К инструментальным условиям автор относит владение педагогами высшей школы современными педагогическими технологиями, что предполагает должное использование преподавателями: методик организации и проведения учебных занятий в
Библиографический список
традиционных и инновационных формах, владение ими необходимым понятийно-категориальным аппаратом теории обучения и воспитания, а также методиками анализа эффективности педагогической деятельности и т. д. [11].
В целом в аспекте личностно-ориентированной образовательной парадигмы качество высшего образования должно определяться и обеспечиваться в контексте сформированности способностей, компетенций поступков, поведения, проявления нравственности и духовности каждого студента в конкретных жизненных и образовательных ситуациях.
1. Евдакова Л.Н. Проектирование инновационной системы качества образования в вузе. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Екатеринбург, 2005.
2. Лернер И.Я. Знания в составе содержания образования и их качества. Качество знаний учащихся и пути его совершенствования. Москва, 1978: 19 - 33.
3. Сериков В.В. Общая педагогика: Избранные лекции. Волгоград, 2004.
4. Управление качеством образования. Сборник методических материалов. Составитель О.Е. Лебедев. Москва, 2002.
5. Панасюк В.П. Школа и качество: выбор будущего. Санкт-Петербург, 2003.
6. Поташник М.М. Качество образования: Проблемы и технология управления. Москва, 2002.
7. Слонкова А.В. Организационно-педагогические условия управления качеством среднего общего образования на муниципальном уровне. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Томск, 2000.
8. Шабанов Г.А. Педагогическое обеспечение качества образования в вузе. Диссертация ... доктора педагогических наук. Москва, 2006.
9. Сахарчук Е.И. Организационный механизм управления качеством подготовки специалистов в вузе. Университетское управление: практика и анализ. 2004; 3 (31): 63 - 67.
10. Проблемы модернизации образования: региональный контекст: монография. Рук. авт. коллектива В.Н. Грузков. Отв. редакторы: В.Н. Грузков, Д.Е. Давыдянц. Ставрополь, 2003.
11. Парамонова А.Ю. Качество образования, его критериальные показатели. Составляющие педагогического успеха в условиях модернизации образования: Межвузовский сборник научных трудов. Москва - Чебоксары, 2006: 35 - 44.
References
1. Evdakova L.N. Proektirovanie innovacionnoj sistemy kachestva obrazovaniya v vuze. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Ekaterinburg, 2005.
2. Lerner I.Ya. Znaniya v sostave soderzhaniya obrazovaniya i ih kachestva. Kachestvo znanij uchaschihsya i puti ego sovershenstvovaniya. Moskva, 1978: 19 - 33.
3. Serikov V.V. Obschaya pedagogika: Izbrannye lekcii. Volgograd, 2004.
4. Upravlenie kachestvom obrazovaniya. Sbornik metodicheskih materialov. Sostavitel' O.E. Lebedev. Moskva, 2002.
5. Panasyuk V.P. Shkola ikachestvo: vyborbuduschego. Sankt-Peterburg, 2003.
6. Potashnik M.M. Kachestvo obrazovaniya: Problemy i tehnologiya upravleniya. Moskva, 2002.
7. Slonkova A.V. Organizacionno-pedagogicheskie usloviya upravleniya kachestvom srednego obschego obrazovaniya na municipal'nom urovne. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Tomsk, 2000.
8. Shabanov G.A. Pedagogicheskoe obespechenie kachestva obrazovaniya v vuze. Dissertaciya ... doktora pedagogicheskih nauk. Moskva, 2006.
9. Saharchuk E.I. Organizacionnyj mehanizm upravleniya kachestvom podgotovki specialistov v vuze. Universitetskoe upravlenie: praktika i analiz. 2004; 3 (31): 63 - 67.
10. Problemy modernizacii obrazovaniya: regional'nyj kontekst: monografiya. Ruk. avt. kollektiva V.N. Gruzkov. Otv. redaktory: V.N. Gruzkov, D.E. Davydyanc. Stavropol', 2003.
11. Paramonova A.Yu. Kachestvo obrazovaniya, ego kriterial'nye pokazateli. Sostavlyayuschie pedagogicheskogo uspeha v usloviyah modernizacii obrazovaniya: Mezhvuzovskij sbornik nauchnyh trudov. Moskva - Cheboksary, 2006: 35 - 44.
Статья поступила в редакцию 17.05.18
УДК 371
Klushina N.P., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Department of Social Technologies, North-Caucasian Federal
University (Stavropol, Russia), Е-mail: klnp13@mail.ru
PRACTICALLY ORIENTED TRAINING OF STUDENTS FOR TEAM WORK. The article proves the urgency of forming an ability of students to work in a team in the process of studying at a university. The interpretation of the terms "team", "effective and ineffective team" is offered. The contents and technologies of practice-oriented training of students for team work are opened through the implementation of a modular, elective course "Team building"; organization of team project activities; conducting training on the formation of readiness to work in a team. The author concludes that the practice-oriented training allows creating an ability of students to work in teams, taking into account the nature of professional activities in the context of reproducing a real professional environment.
Key words: team, effective and ineffective team, practice-oriented training, modular course, project activity, training.
Н.П. Клушина, проф., Северо-Кавказский федеральный университет, г. Ставрополь, E-mail: klnp13@mail.ru
ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ К РАБОТЕ В КОМАНДЕ
В статье обосновывается актуальность формирования способности студентов работать в команде в процессе обучения в вузе. Предлагается трактовка понятий «команда», «эффективная и неэффективная команда». Раскрывается содержание и технологии практико-ориентированной подготовки студентов к командной работе посредством реализации модульного, элективного курса «Формирование команды»; организации командной проектной деятельности; проведения тренинга по формированию готовности работать в команде. Автор делает вывод о том, что практико-ориентированная подготовка позволяет формировать способность студентов работать в команде с учетом характера профессиональной деятельности в контексте, воспроизводящем реальную профессиональную среду.
Ключевые слова: команда, эффективная и неэффективная команда, практико-ориентированная подготовка, модульный курс, проектная деятельность, тренинг.
Процессы глобализации и информатизации, охватившие современное общество, трансформировали профессиональную деятельность специалистов всех отраслей экономики. Современная деятельность использует виртуальные технологии, предполагающие коллаборацию творческих коллективов по реализации различных проектов. Востребованными на рынке труда становятся специалисты, работающие в команде, способные комплексно решать исследовательские, проектные, конструкторские, технологическиеидругиезадач и.Контекдтсовреденных требований к выпускнику вуза определяет значимость подготовки студенвов крабосе в га манде. По мнению многих ученых, команда предстдвляетсобой группу людей, имеющих общие цели, взаимодополняющие умения, высокий уровень взаимозависимости и разделяющих отвеоственноотьзс достиженив конечных результатов [1]. Следует подчеркнуть, что для нас важно определить не толькофеасмена команды, но сделать акцент на формирование способности работать в эффективной команде. Вслед за Д. Мак-грегором рассмотрив ссцитльто-психолввиахскивиараюттжихти-ки эффективных и неэффективных команд. Для эффективной команды характернысоедрющва четты(рвь.1):
- неформальная, комфортная рабочая атмосфера, способствующая снятию напряжения;
- дяскуссионныо еарвктср обсхждснио о обком с участины всех членов команды;
- еданые цеоикбадвси для ваедвлетовктманаы;
- постоянная генерация новых идей всеми членами команды;
- обсуждение членами команды спорных, конфликтных вопросов;
- свободное выражение своих чувств, предложений, идей, касающихся проблем и деятельности группы;
-пвкабквдании командного решений без доминирования решений руководителя;
- п-исутствиндомокоотрадя в гврпие К с
В экспериментальной работе принимали участие 112 студентов по направлению подготовки « Социальная работа».
В процессе экспериментальной работы студентам было предложено три модуля: «Роль командной работы в управлении организацией», «Управление процессом командообразования», «Методы формирования команд».
При освоении первого модуля фокус проблемных задач, предложенных студентам, был связан с осмыслением того, что объеринсеитлюдсП в коыооду рада рососжения общей цели еще не гарантирует того, что они будут работать как команда. Процесс превращения рабочей группы в команду требует реализации ряда принципов: добровольного включения в команду; коллективного исполнения работы; коллективной ответственно-ста; ндикойтля комендв! ротмы адекжатхогтстимулирования деятельности; автономного самоуправления команды; повышенной исполнительской дисциплины [3].
Второй модуль предусматривал знакомство студентов с Карвилевсевпр оцессом командообразования [4]. При этом акцент делался на организационно-культурный контекст су-ществовится оовков^^в^м внешней и внутренней сторон. К внешней стороне относились такие характеристики команды, как: организационный климат; компетентность руководящих дтательностью; структурированность внешнего окружения; наличие системы контроля; частонди иилатсрессовыввоздейсовийит. о. Внутренняя сторона культурного контекста команды рассматривалась через призму следующих индикаторов: принятые и разделенные всеми участниками нормы команды; способы распределения воссти; cдлoчёы^ocтьидвявaнноcть чдтнов^с^л^^ды; характерные способы организации и протекания командного взаимодействия (командных процессов - координации, коммуникации, деятельности по разрешению конфликтов и принятию решений, налаживанию внешних связей); организация роле-внгор аспределения.
Рис. 1. Характеристика эффективнрй команды
В отличие от эффективной команды неэффективная команда и меет другие характеристики:
- недружеский психологический климат;
- ттоитотвое дспосвбов решс-ния задач, преобладание авторитарного стиля руководства;
- отсутствие общей командной цели;
- не оониотание значимости учета мнения всех членов группы;
- пяисттвдвиа дflнфдсктноlоcититLеы,дpeвоaщвющиxвя о открытые войны;
- длитольно1о аартквео вринооит решетит, ствия единого мнения в команде;
- гlpeдДлaддтитaвтооитиpнoге вткаиflьоовa;
- отсутствие коллегиального обсуждения поведения членов команды [2].
С целтю фо^иртвтниясптсобнтотвсвудтнтоь [эи^тать в эффективной команде была разработана программа экспери-ментальяоTтaбттЫ;PflBflсоя вкдючaдо нeокflдькх дaпвaвдeнт;Ы
- разработка и апробация элективного курса «Формирование комаядь^оо
- организация командная проектной деятельности ;
- пяовед^н^итирен^^н^га по фдрфитиванию гстовиодтитабд-тать в команде.
Третий модуль был связан с освоением знаний по методам формирования команд. Студентам предлагалось изучить стадии формирования команд:
- вхддврабдчую группу (сборданных);
- диагностика групповых проблем;
- подготовка решений и составление плана действий (активное планирование);
- выполнение плана действий (активный процесс);
- мониторинг и оценивание результатов [4].
При изучении методов формирования команд акцент делал-дя на длуду ющих аупертахпаВотываоуанде:
- контентный аспект (цели и задачи, ориентированные на результат, принятые членами команды);
- методологический аспект (взаимодействие в команде: лидерство, командные роли);
- ресурсный аспект (время, бюджет, средства обучения и административная поддержка)
Вналяуфовмдрдвания способности работать в команде для студентов были разработаны конкурсы командных проектов. Среди победителе й былвронвт«Кавкауа - наш общий дом», направленный на формирование толерантного отношения к людям дазличныннмнионддьноатед.Проукт «Удуапдмощи» был нацелен на благотворительную помощь детям, оказавшимся в
Рис. 2. Обратная связь в тренинге
трудной жизненной ситуации, основными задачами данного проекта было: организация благотворительных акций и концертов; составление ирассылка п исемоспонсорской помощи , ор га ни-зация личных вртрсчсаотенртально1мвопенсорсмо ыы т. д. Следующий проект «Мы ваши друзья» был нацелен на проведение социмльне^мебипитыфюррого похода для ьрндоымпос росопов. Участие команд в проектной деятельности способствовало формированию ум енмй:
- участвовать в дискуссиях по решению проблем;
- испелмзсооты евоймпытв решмрпигюмтвооенмыоыарач;
- формулировать и отстаивать свою точку зрения в фор-мальнооинефюрмальноооМстановке;
- воспринимать культурные и языковые различия;
-вмаиморсйсхвдвать с равымчной кавегооьей людей;
- мотивировать членов команды, делегировать полномочия;
- понять проблему и ситуацию, проявить деликатность, чувствотмкоо;
ркомтеконе экспериментальной работы для
студентов были разработаны и апробированы тренинги. В процессе трениндалтэденты имсхивмзможнхсыь ю-тивнсыовсаило-действия с высокореалистичными моделями профессиональной деятельности, которое протекает на фоне значительного моти-вационного напряжения, связанного с групповым характером работы. Были подобраны упражнения «Согласование ритма», «Скала» «Стыковка», «Поздороваться с комплиментом», «Лабиринт» «Перечень обязанностей руководителя» «Бег ассоциаций», «Слалом», «Спираль» Фокусировка», «Зеркало», «Передача чувства по кругу», «Групповая картина», Запретный плод», «Дискуссия» «Шеренга», которые были направлены на объективацию поведения в командной деятельности., на осуществления обратной связи (рис. 2).
Тренинг использовался нами с целью операционализации возможностей переноса приобретаемых результатов в реальный профессиональныйконтекст.
После проведения экспериментальной работы нами было проведено исследование уровня сформированности способности студентов к командной работе. Анализ результатов анкетирования, тестирования, экспертной оценки, контент-анализа выполненных проектов показал, что студенты овладели следующими умениями, которые были выделены нами в качестве крите-риевсформированности способностиработатьвкоманде:
- находить нужные ответы и решения выдвигать новые за-дачи(54%);
- быть коммуникабельным, общительным, контактным (74%);
- быть нужным, для команды, направляя на это свои личностный опыт(78%);
- обеспечивать субъективную позицию членов команды (48%);
- строить взаимоотношения в команде на основе диалога (81%);
- осуществлять рефлексию собственного вклада в команду (68%);
- проектировать стратегию совершенствования своей командной деятельности (47%).
Таким образом, практико-ориентированная подготовка, предложенная нами в экспериментальной работе, позволяет формировать способность студентов работать в команде с учетом характера профессиональной деятельности в контексте, воспроизводящем реальную профессиональную среду и с системным использованием: модульных элективных курсов; командной проектной деятельности; тренинга по формированию готовности работать в команде.
Библиографический список
1. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Фролов Д.Ф., Грабенко Т.М. Теория и практика командообразования. Современная технология создания команд. Санкт-Петербург, 2004.
2. Ленсиони Патрик М. Пять пороков команды: притчи о лидерстве. Москва, 2005.
3. Анкона Д., Бресман Х. Команды прорыва. Источники инноваций и лидерства в отрасли. Москва, 2013.
4. Бронштейн М. Управление командами для «чайников». Перевод с английского. Москва, 2004.
References
1. Zinkevich-Evstigneeva T.D., Frolov D.F., Grabenko T.M. Teoriya i praktika komandoobrazovaniya. Sovremennaya tehnologiya sozdaniya komand. Sankt-Peterburg, 2004.
2. Lensioni Patrik M. Pyat'porokovkomandy: pritchi o liderstve. Moskva, 2005.
3. Ankona D., Bresman H. Komandyproryva. Istochnikiinnovacijiliderstva votrasli. Moskva, 2013.
4. Bronshtejn M. Upravlenie komandami dlya «chajnikov». Perevod s anglijskogo. Moskva, 2004.
Статья поступила в редакцию 07.05.18
УДК 37.01
Logvinova O.K., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, RUDN University (Moscow, Russia), E-mail: olga-gg@yandex.ru Zelenov V.I., postgraduate, RUDN University (Moscow, Russia), E-mail: zelenovovk@yandex.ru
MULTICULTURAL AND ETHNO-CULTURAL EDUCATION IN MODERN PEDAGOGY: THE RELATIONSHIP BETWEEN THE CONCEPTS. The article deals with a problem of relationship between the concepts of multicultural and ethno-cultural education. Scientific interest to this theme is caused by the need to address the challenges of educating the younger generation in culturally diverse environment and globalized world. The authors substantiate the importance of multicultural and ethno-cultural education