Научная статья на тему 'Практико-ориентированная образовательная программа дополнительного профессионального образования, как средство формирования готовности педагога к обучению на дому детей с ограниченными возможностями здоровья'

Практико-ориентированная образовательная программа дополнительного профессионального образования, как средство формирования готовности педагога к обучению на дому детей с ограниченными возможностями здоровья Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
297
112
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ / ГОТОВНОСТЬ ПЕДАГОГА К ОБУЧЕНИЮ НА ДОМУ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА / КАК СРЕДСТВО ГОТОВНОСТИ ПЕДАГОГА К ОБУЧЕНИЮ НА ДОМУ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ / CHILDREN WITH LIMITED OPPORTUNITIES OF HEALTH / READINESS OF THE TEACHER FOR TRAINING AT HOME CHILDREN WITH LIMITED OPPORTUNITIES OF HEALTH / AN EDUCATIONAL PROGRAM / AS MEANS OF READINESS OF THE TEACHER TO TRAINING AT HOME CHILDREN WITH LIMITED OPPORTUNITIE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Коновалова Елена Юрьевна

В статье рассматриваются вопросы формирования готовности педагога к обучению на дому детей с ограниченными возможностями здоровья в системе дополнительного профессионального образования. Определено понятие «готовность педагога к обучению на дому детей с ограниченными возможностями здоровья». Представлена программа курса повышения квалификации «Обучение на дому детей с ограниченными возможностями здоровья» как средство формирования данного вида готовности. Целью исследования является обоснование и опытно-экспериментальная проверка процесса формирования готовности педагога к обучению на дому детей с ограниченными возможностями здоровья. В результате исследования выявлены особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья, определяющие специфику деятельности педагогов, обучающих на дому детей с ограниченными возможностями здоровья; выявлены и научно обоснованы структурные компоненты готовности педагога к обучению на дому детей с ограниченными возможностями здоровья; разработана модель процесса формирования готовности педагога к обучению на дому детей с ограниченными возможностями здоровья; разработано научно-методическое обеспечение процесса формирования готовности педагога к обучению на дому детей с ограниченными возможностями здоровья. Область применения результатов: разработанный автором учебно-методический комплекс (программа, средства мониторинга, учебно-методические пособия) могут быть использованы профессорско-преподавательским составом педагогических высших и средних специальных заведений для разработки спецкурсов; профессорско-преподавательским составом системы дополнительного профессионального образования педагогов с целью разработки учебных планов и образовательных программ, дидактических и методических материалов для организации процесса формирования готовности педагога к обучению на дому детей с ограниченными возможностями здоровья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Коновалова Елена Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRACTICE-BASED EDUCATION VOCFTIONAL EDUCATION PROGRAMS, AS A FORM OF READINESS OF TEACHERS TO STADY AT HOME CHILDREN WITH DISABILITIES

In article questions of formation of readiness of the teacher to training at home children with limited opportunities of health in system of additional professional education are considered. The concept "readiness of the teacher for training at home children with limited opportunities of health" is defined. The advanced training course program "Training at home children with limited opportunities of health" as means of formation of this type of readiness is submitted. Research objective is justification and skilled and experimental check of process of formation of readiness of the teacher to training at home children with limited opportunities of health. As a result of research special educational needs of children with limited opportunities of the health, defining specifics of activity of the teachers training at home children with limited opportunities of health are revealed; structural components of readiness of the teacher to training at home children with limited opportunities of health are revealed and scientifically proved; the model of process of formation of readiness of the teacher to training at home children with limited opportunities of health is developed; scientific and methodical ensuring process of formation of readiness of the teacher to training at home children with limited opportunities of health is developed. Scope of results: the educational and methodical complex developed by the author (the program, monitors, educational and methodical grants) can be used by the faculty of pedagogical highest and average special institutions for development of special courses; the faculty of system of additional professional education of teachers for the purpose of development of curricula and educational programs, didactic and methodical materials for the organization of process of formation of readiness of the teacher to training at home children with limited opportunities of health.

Текст научной работы на тему «Практико-ориентированная образовательная программа дополнительного профессионального образования, как средство формирования готовности педагога к обучению на дому детей с ограниченными возможностями здоровья»

DOI: 10.12731/2218-7405-2013-4-21 УДК 378.046.4+376.1

ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ ПЕДАГОГА К ОБУЧЕНИЮ НА ДОМУ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ

ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Коновалова Е.Ю.

В статье рассматриваются вопросы формирования готовности педагога к обучению на дому детей с ограниченными возможностями здоровья в системе дополнительного профессионального образования. Определено понятие «готовность педагога к обучению на дому детей с ограниченными возможностями здоровья». Представлена программа курса повышения квалификации «Обучение на дому детей с ограниченными возможностями здоровья» как средство формирования данного вида готовности.

Целью исследования является обоснование и опытно-экспериментальная проверка процесса формирования готовности педагога к обучению на дому детей с ограниченными возможностями здоровья.

В результате исследования выявлены особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья, определяющие специфику деятельности педагогов, обучающих на дому детей с ограниченными возможностями здоровья; выявлены и научно обоснованы структурные компоненты готовности педагога к обучению на дому детей с ограниченными возможностями здоровья; разработана модель процесса формирования готовности педагога к обучению на дому детей с ограниченными возможностями здоровья; разработано научно-методическое

обеспечение процесса формирования готовности педагога к обучению на дому детей с ограниченными возможностями здоровья.

Область применения результатов: разработанный автором учебно-методический комплекс (программа, средства мониторинга, учебно-методические пособия) могут быть использованы профессорско-преподавательским составом педагогических высших и средних специальных заведений для разработки спецкурсов; профессорско-преподавательским составом системы дополнительного профессионального образования педагогов с целью разработки учебных планов и образовательных программ, дидактических и методических материалов для организации процесса формирования готовности педагога к обучению на дому детей с ограниченными возможностями здоровья.

Ключевые слова: Дети с ограниченными возможностями здоровья, готовность педагога к обучению на дому детей с ограниченными возможностями здоровья, образовательная программа, как средство формирования готовности педагога к обучению на дому детей с ограниченными возможностями здоровья.

PRACTICE-BASED EDUCATION VOCFTIONAL EDUCATION PROGRAMS, AS A FORM OF READINESS OF TEACHERS TO STADY AT HOME CHILDREN WITH DISABILITIES

Konovalova E.Y.

In article questions of formation of readiness of the teacher to training at home children with limited opportunities of health in system of additional professional education are considered. The concept "readiness of the teacher for training at home children with limited opportunities of health" is defined. The advanced training

course program "Training at home children with limited opportunities of health" as means of formation of this type of readiness is submitted.

Research objective is justification and skilled and experimental check of process of formation of readiness of the teacher to training at home children with limited opportunities of health.

As a result of research special educational needs of children with limited opportunities of the health, defining specifics of activity of the teachers training at home children with limited opportunities of health are revealed; structural components of readiness of the teacher to training at home children with limited opportunities of health are revealed and scientifically proved; the model of process of formation of readiness of the teacher to training at home children with limited opportunities of health is developed; scientific and methodical ensuring process of formation of readiness of the teacher to training at home children with limited opportunities of health is developed.

Scope of results: the educational and methodical complex developed by the author (the program, monitors, educational and methodical grants) can be used by the faculty of pedagogical highest and average special institutions for development of special courses; the faculty of system of additional professional education of teachers for the purpose of development of curricula and educational programs, didactic and methodical materials for the organization of process of formation of readiness of the teacher to training at home children with limited opportunities of health.

Keywords: Children with limited opportunities of health, readiness of the teacher for training at home children with limited opportunities of health, an educational program, as means of formation of readiness of the teacher to training at home children with limited opportunities of health.

Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни

общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности. Анализ практики образования показывает, что компетентность педагога, уровень его профессионального мастерства обеспечивает не только качество образования, но и сохранность здоровья детей. Отсюда можно с уверенностью говорить, что на сегодняшний день увеличивается потребность в специалистах, готовых к обучению детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе способных квалифицированно работать с детьми, обучающимися на дому по состоянию здоровья.

Качество и результативность педагогической деятельности при обучении детей данной категории зависят от многих факторов, одним из которых является готовность педагога к данному виду деятельности.

Для определения понятия «готовность педагога к обучению на дому детей с ограниченными возможностями здоровья», мы опирались на исследования В.А. Сластенина, В.А. Адольфа, Н.Ф. Ильиной, И.Ю. Степановой и др. которые рассматривают готовность к педагогической деятельности как единство теоретической и практической готовности, как сформированный потенциал педагога. Отсюда готовность педагога к обучению на дому детей с ограниченными возможностями здоровья мы рассматриваем как частное проявление общей готовности к профессиональной деятельности, которая выражается в сформированности компетентностей (знаний, умений и личностных качеств), необходимых для создания условий обучения на дому детей с ограниченными возможностями здоровья с учётом их образовательных потребностей.

Подготовку педагогов к решению новых педагогических задач в рамках обучения детей с ограниченными возможностями здоровья на дому можно осуществлять в системе дополнительного профессионального образования.

Считаем нужным отметить, что в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» оформлен заказ на деятельность системы

повышения квалификации, так образовательные программы повышения квалификации педагогов должны быть ориентированы на запросы педагогов и изменяться в зависимости от их интересов [1]. Отсюда основным принципом организации повышения квалификации выступает формирование умений педагогов для решения конкретных педагогических задач. Это означает, что результатом обеспечения готовности к новому виду деятельности в системе повышения квалификации работников образования выступают сформированные умения.

Есть определённые требования к совокупности знаний и умений, которые закладываются в предметный компонент деятельностного содержания обучения в условиях дополнительного профессионального образования. Они должны быть личностно значимыми, соответствовать современным разработкам в сфере профессиональной деятельности, пригодными к применению в конкретной профессиональной практике, интегративными, обеспечивающими необходимое соотношение фундаментальных и оперативных знаний [3].

Для формирования умений педагогов в работе на дому с детьми с ограниченными возможностями здоровья мы разработали дополнительную профессиональную образовательную программу «Обучение на дому детей с ограниченными возможностями здоровья».

В основу предметного содержания программы повышения квалификации «Обучение на дому детей с ограниченными возможностями здоровья», выстроенного согласно перечисленным требованиям, и совокупности действий, для его освоения мы будем исходить из особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся на дому. Овладение компетенциями и способами деятельности, необходимыми для создания условий обучения на дому детей с ограниченными возможностями здоровья, становится основной целью и результатом процесса обучения. Логика выстраивания содержания программы представлена на схеме 1.

Схема 1. Логика выстраивания содержания программы.

Как показано на схеме 2 особенностью дополнительной образовательной программы «Обучение на дому детей с ограниченными возможностями здоровья» является то, что её проектирование было нами выстроено «от результата». Сначала определены образовательные результаты обучения по данной программе с учётом разрешения образовательных дефицитов педагогов обучающих на дому детей с ограниченными возможностями здоровья, выявленных в ходе констатирующего эксперимента и методы их контроля и оценки результатов обучения, затем тематический план, учебно-тематический план, содержание обучения и методы обучения (учения), затем условия реализации программы.

Схема 2. Проектирование образовательной программы «Обучение на дому детей с ограниченными возможностями здоровья»

Нами была выбрана следующая структура образовательных результатов: знание и понимание теории вопроса, интеллектуальные и практические навыки. Основные требования к планируемым результатам их конкретность и диагностичность (измеряемость). Образовательные результаты программы представлены на схеме 3.

Уровень освоения педагогами программы определяется способностью решать педагогические задачи, возникающие при обучении на дому детей с ограниченными возможностями здоровья на основе полученных знаний.

Процесс повышения квалификации с основной целью формирования готовности педагога к обучению на дому детей с ограниченными возможностями здоровья требует проектирования деятельностного содержания обучения в виде системы педагогических задач. Педагогические задачи позволяют «проживать» педагогу, обучающему на дому детей с ограниченными возможностями здоровья, различные виды взаимодействия с учеником с последующим осмыслением и рефлексией своей педагогической деятельности. Для этого особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся на дому (потребность в индивидуальном образовательном маршруте; потребность в индивидуальной образовательной программе; потребность в использовании специфических

средств и методов обучения; потребность в организации образовательной среды в соответствии с реальными возможностями ребёнка; потребность в увеличении сроков освоения образовательных программ выход за рамки школьного возраста (основанием для увеличения сроков освоения образовательных программ могут быть рекомендации психолого-медико-педагогической комиссии); потребность в дистанционном обучении) были переведены в педагогические задачи, которые призван уметь разрешать педагог при обучении детей данной категории.

Решение задачи первой - проектирование индивидуального образовательного маршрута ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, обучающегося на дому позволяет формировать аналитические умения определять особенности развития длительно болеющих детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся на дому; видеть проблемы организации обучения и воспитания на дому ребёнка с ограниченными возможностями здоровья и находить способы их оптимального решения; предвидеть результаты обучения на дому ребёнка с ограниченными возможностями здоровья; прогнозировать развитие ребёнка и его личностных качеств, планировать коррекционную работу с ребёнком с ограниченными возможностями здоровья, обучающимся на дому, с целью преодоления имеющихся недостатков развития. Основными обучающими действиями выступает деятельностная игра «Психолого-медико-педагогический консилиум» и работа с кейсами.

Образовательные результаты

Теоретический блок: Знание и понимание:

1.Особенностей развития длительно болеющих детей с ОВЗ, обучающихся на дому.

2.Особых образовательных потребностей длительно болеющих детей с ОВЗ.

3.Нормативных документов, регламентирующих организацию обучения на дому длительно болеющих детей с ОВЗ.

4.Принципов разработки индивидуального образовательного маршрута длительно болеющих детей с ОВЗ, обучающихся на дому.

5.Логики проектирования индивидуальной образовательной программы длительно болеющих детей с ОВЗ, обучающихся на дому и сценариев уроков.

Практический блок: Интеллектуальные умения и навыки:

1.Анализировать результаты диагностики психофизического развития длительно болеющего ребёнка с ОВЗ, обучающегося на дому.

2.Применять способы, приёмы, процедуры проектной деятельности для проектирования индивидуальной образовательной программы для длительно болеющего ребёнка с ОВЗ, обучающегося на дому.

3. Разрабатывать критериальную базу для отслеживания динамики развития длительно болеющего ребёнка с ОВЗ, обучающегося на дому. 4.Оформлять продукты и результаты проектной деятельности. 5.Развитие рефлексии. Практические умения и навыки:

1.Выбирает адекватные объекту методы, способы, приёмы осуществления проектной деятельности при проектировании индивидуальной образовательной программы длительно болеющего ребёнка с ОВЗ, обучающегося на дому.

2.Приобретает опыт написания индивидуальной образовательной программы длительно болеющего ребёнка с ОВЗ, обучающегося на дому и разработки сценария урока для него.

Готовность педагога к обучению на дому детей с ограниченными возможностями здоровья

Схема 3. Образовательные результаты освоения дополнительной профессиональной образовательной программы «Обучение на дому детей с ограниченными возможностями

здоровья (пропедевтический курс)»

Решение задачи второй - разработка индивидуальной образовательной программы ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, обучающегося на дому, предполагает разрешение ситуаций, связанных с определением идей и ценностей образования ребёнка с ограниченными возможностями здоровья на дому, целеполагание и определение содержания его индивидуальной образовательной программы. Данная задача позволяет формировать прогностические и проективные умения педагога, обучающего на дому детей, с ограниченными возможностями здоровья, которые проявляются в способности определять цели и задачи обучения на дому ребёнка с ограниченными возможностями здоровья; определять объём содержания учебного материала по предметам; распределять время на освоение образовательной программы ученика с ограниченными возможностями здоровья, обучающегося на дому. Базовым обучающим действием будет анализ нормативно-правовых документов, регламентирующих обучение на дому детей с ограниченными возможностями здоровья, и ряда документов, относящихся к реализации условий обучения на дому детей с ограниченными возможностями здоровья, которые носят методический и консультативный характер, а также разработка индивидуальной образовательной программы ребёнка с ограниченными возможностями, обучающимся на дому и её презентация.

Решение задачи третьей - организация образовательной среды в соответствии с реальными возможностями ребёнка, позволяет сформировать у педагогов проективные умения: переводить цели и содержание образования в конкретные педагогические задачи; отбирать виды деятельности, адекватные поставленным задачам обучения на дому ребёнка; выбирать формы, методы, приёмы работы с ребёнком; отбирать содержание деятельности ребёнка в соответствии поставленным задачам; создавать ситуации для развития познавательной деятельности ребёнка; взаимодействовать с родителями ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, обучающегося на дому, для организации образовательной среды.

При таком подходе цель и задачи образовательной программы мы прописали в терминах, отражающих новые возможности слушателей курса повышения квалификации, рост их личностных результатов, которые можно достичь за счёт получения опыта самостоятельного решения педагогических задач. Отсюда способ самостоятельного решения задач рассматривается как смысл образовательной деятельности.

При отборе содержания программы повышения квалификации педагогов, обучающих на дому детей с ограниченными возможностями здоровья, мы опирались на признаки, предложенные Д.Ф. Ильясовым [2] для разработки программ повышения квалификации: полезность, информативность и многоаспектность отражаемого в содержании социального опыта. Причём полезность как признак отбора содержания программы повышения квалификации педагогов, обучающих на дому детей с ограниченными возможностями здоровья, заключается в востребованности как с точки зрения общества, так и самого педагога. Информативность проявляется в понимании педагогом предложенного содержания повышения квалификации, в осознании его как нового для себя и видении его целесообразности при обучении на дому детей с ограниченными возможностями здоровья. Многоаспектность отражаемого в содержании программы повышения квалификации социального опыта состоит в единстве представления теоретических знаний и способов их применения на практике.

Опора на эти признаки позволила определить стержневую функцию содержания, которая выражается в способах деятельности педагогов, которые они должны освоить в рамках формирования готовности к обучению на дому детей с ограниченными возможностями здоровья.

Согласно компетентностному и деятельностному подходам, целям и задачам содержание программы «Обучение на дому детей с ограниченными возможностями здоровья (пропедевтический курс)» представлено пятью модулями. Каждый модуль имеет целевое назначение предметного

содержания, которое формирует определённый круг компетенций, необходимых для решения педагогических задач при обучении на дому детей с ограниченными возможностями здоровья. Содержание и организация работы в модулях представлена в таблице №1.

Таблица 1

Содержание и организация работы в модулях программы «Обучение на дому детей с ограниченными возможностями здоровья

(пропедевтический курс)»

№ Модуль Цель Практическая Контроль

работа

1 Дети с Формировать умение Изучение и анализ Составление

ограниченными определять особые результатов психолого-

возможностями образовательные диагностики педагогической

здоровья и их потребности детей с психофизического характеристики

особые ограниченными развития длительно ребёнка с

образовательные возможностями болеющего ребёнка ограниченными

потребности здоровья, с ограниченными возможностями

обучающихся на возможностями здоровья,

дому здоровья, обучающегося на

обучающегося на дому

дому (письменная

работа)

2 Обучение на дому Формировать Моделирование Презентация

как условие умение организации модели

получения организовывать надомного организации

образования обучение на дому обучения в надомного

детей с ОВЗ образовательном обучения в

учреждении. образовательном

учреждении

3 Психолого- Формировать Определение Защита проекта

медико- умение особенностей индивидуальной

педагогическое и разрабатывать психофизического коррекционно-

социальное индивидуальный развития развивающей

сопровождение образовательный длительно программы

детей с ОВЗ маршрут и болеющего длительно

обучающихся на индивидуальную ребёнка с ОВЗ, болеющего

дому коррекционно- обучающегося на ребёнка с ОВЗ,

развивающую дому (работа с обучающегося на

программу ребёнка кейсами). дому или его

с ОВЗ, Деятельностная индивидуального

обучающегося на игра «Заседание образовательного

дому ПМПк маршрута

образовательного

учреждения»

4 Разработка УМК Формировать Практические Презентация

для обучения на умение занятия по проекта

дому детей с ОВЗ разрабатывать материалам, индивидуальной

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

УМК для ребёнка подготовленным образовательной

с ОВЗ, слушателями программы,

обучающегося на рабочей

дому программы по

предмету,

сценария урока

для ребёнка с

ограниченными

возможностями

здоровья,

обучающегося на

дому

5 Тренинг Развивать Тренинг Зачёт по

эффективного коммуникативные эффективного вопросам

взаимодействия с умения педагогов, взаимодействия

детьми с ОВЗ, обучающих на

обучающимися на дому детей с

дому и их ограниченными

родителями возможностями

здоровья

Таким образом, каждый модуль включает в себя элементы учебного процесса: цель обучения, формы, методы, средства, систему контроля. Текущая оценка образовательных результатов слушателей курса повышения квалификации производится на основе их учебной и учебно-проектировочной деятельности.

Обучение деятельности, в отличие от передачи объёма знаний, требует специальных методов и приёмов, способа оценивания уровня освоения компетенций. Естественно, знаниевая составляющая является обязательной, но выступает как ресурс, а не конечный результат обучения. В процессе обучения акцент ставился на сокращение репродуктивных форм занятий и усиление роли таких форм работы, которые позволяют не просто произвести полученные знания, но и использовать их в практико-ориентированной деятельности. Мы использовали методы и приёмы обучения взрослых, которые отвечают требованиям конструктивной помощи педагогам, обучающим на дому детей с

ограниченными возможностями здоровья, позволяющие в трансформировать имеющийся профессиональный опыт в новое качество.

Методы организации аудиторных занятий: интерактивные лекции; проблемные семинары на основе реализации дискуссионных методов, методов формирования критического мышления; проблемно-ситуативный анализ на основе case-stydy; семинары на основе самостоятельного анализа различных источников информации (тексты, документы, программы, видеоматериалы и т.д.); разработка и анализ индивидуальных образовательных маршрутов и индивидуальных образовательных программ детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся на дому; тестовый контроль; контроль через решение педагогических задач; самооценка и оценка преподавателя.

Средствами обучения при реализации программы «Обучение на дому детей с ограниченными возможностями здоровья (пропедевтический курс)» являются обучающие, обучающиеся, дидактические материалы, тематические глоссарии, тексты кейсов, материалы, подготовленные обучающимися (слушателями).

Учебно-методический комплект для педагогов, обучающих на дому детей с ограниченными возможностями здоровья (учебно-методическое пособие «Обучение на дому детей с ограниченными возможностями здоровья», методические пособия «Планирование уроков для детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся на дому» и «Взаимодействие с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся на дому», разрабатывался с учётом следующих принципов:

• направленность содержания на формирование конкретных умений;

• сочетания определённости, краткости, доступности, структурированности;

• ориентация на реализацию дидактических функций процесса формирования готовности педагога к обучению на дому детей с ограниченными возможностями здоровья.

При помощи данных учебно-методических пособий были выстроены следующие форматы организации образовательного процесса:

- самостоятельное освоение текстов (учебно-методического пособия «Обучение на дому детей с ограниченными возможностями здоровья», «Взаимодействие с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся на дому») обучающимися в соответствии с поставленными целями и задачами;

- выполнение репродуктивных и продуктивных заданий в соответствии с целями и задачами программы;

- анализ нормативно-правовых документов, регламентирующих организацию обучения на дому детей с ограниченными возможностями здоровья;

- анализ алгоритмов разработки и проектирования индивидуального образовательного маршрута и индивидуальной образовательной программы ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, обучающегося на дому;

- решение педагогических задач, возникающих при планировании уроков для ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, обучающегося на дому.

Таким образом, УМК к образовательной программе «Обучение на дому детей с ограниченными возможностями здоровья (пропедевтический курс)» включает в себя документы, модели, алгоритмы, описание конкретных приёмов и методов, которые могут быть использованы педагогом при решении педагогических задач, возникающих при обучении на дому детей с ограниченными возможностями здоровья.

Такая организация программы позволяет:

• выстроить мобильную организацию образовательной деятельности;

• включить в организацию процесса обучения слушателя;

• эффективно использовать ресурсы сети Интернет;

• компьютерные обучающие, справочные, диагностирующие программы,

издания массовой периодической печати;

• собственные материалы слушателей курсов повышения квалификации

(сценарии уроков, проекты, модели образовательной среды и т.д.).

В результате педагог умеет самостоятельно анализировать изучаемые явления, делать выводы, сопоставлять свой опыт с полученными новыми знаниями, умениями, проектировать и разрешать проблемные педагогические ситуации, связанные с обучением на дому детей с ограниченными возможностями здоровья.

Таким образом, готовность педагога к данной профессиональной деятельности выражается через сформированные умения и способы владения определенной педагогической деятельностью, связанной с обучением на дому детей с ограниченными возможностями здоровья.

Список литературы

1. Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа" [Электронный ресурс]. URL: http://nasha-novaya-shkola.ru/ (дата обращения 05.08.11)

2. Ильясов Д. Ф. Единство объективных и субъективных факторов в управлении повышением квалификации руководителей образовательных учреждений: Автореф. дис. док. пед. наук. Челябинск, 2005. 42 с.

3. Формирование инновационного ресурса педагогических кадров системы образования через развитие системы повышения квалификации: сборник методических рекомендаций. М.: Университетская книга, 2007. 288 с.

References

1. Natsional'naya obrazovatel'naya initsiativa "Nasha novaya shkola" [National educational initiative "Our new school"]. http://nasha-novaya-shkola.ru/

2. Ilyasov D. F. Edinstvo obektivnykh i subektivnykh faktorov v upravlenii povysheniem kvalifikatsii rukovoditeley obrazovatel'nykh uchrezhdeniy [Unity of objective and subjective factors in management of professional development of heads of educational institutions]. Chelyabinsk, 2005. 42 p.

3. Formirovanie innovatsionnogo resursa pedagogicheskikh kadrov sistemy obrazovaniya cherez razvitie sistemy povysheniya kvalifikatsii: sbornik metodicheskikh rekomendatsiy [Formation of an innovative resource of pedagogical shots of an education system through development of system of professional development: collection of methodical recommendations]. M: University book, 2007. 288 p.

ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ

Коновалова Елена Юрьевна, заведующая кафедрой коррекционной педагогики и психологии

Красноярский краевой институт повышения квалификации и

профессиональной переподготовки работников образования

ул. Матросова, 19, г. Красноярск, 660079, Россия

e-mail: list_60@mail. ru

DATA ABOUT THE AUTHOR

Konovalova Elena Yurevna, Head of the Department for Special Education and Psychology

Krasnoyarsk Regional Institute of Professional Development and Retraining of Education

19, Matrosov str., Krasnoyarsk, 660079, Russia

e-mail: list_60@mail. ru

Рецензент:

Ильина Н.Ф., заведующая научно-методическим отделом, кандидат педагогических наук, доцент, Красноярский краевой институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.