ВЕСТНИК МОСКОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. СЕРИЯ 18. СОЦИОЛОГИЯ И ПОЛИТОЛОГИЯ. 2023. Т. 29. № 1
DOI: 10.24290/1029-3736-2023-29-1-110-126
ПРАКТИКИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ ШКОЛЕ: СОСТОЯНИЕ, ПРОБЛЕМЫ И ВЕКТОРЫ РАЗВИТИЯ
Т.Н. Самсонова, докт. полит. наук, проф., заведующий кафедрой политологии и социологии политических процессов социологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, Ленинские горы, МГУ, д. 1. стр. 33, г. Москва, Российская Федерация,119234*
В статье рассматриваются практики политической социализации в современной российской школе, происходящие изменения в организации учебно-воспитательного процесса. Проанализированы содержание и значение преподавания социально-гуманитарных дисциплин в формировании правовой, гражданской культуры и патриотизма подрастающего поколения. Выявлены особенности и проблемы учебно-воспитательного процесса в условиях масштабной цифровизации, широкого применения современных информационных технологий. Проанализировано значение развития цифровой грамотности школьников, реализации современных образовательных программ и внедрения актуальных форматов обучения. Раскрывается роль основных направлений внеклассной деятельности, мероприятий патриотической направленности в становлении политической субъектности молодых россиян как достойных граждан страны.
Ключевые слова: школа, российские школьники, политическая социализация, правовая культура, гражданственность, патриотизм.
PRACTICES OF POLITICAL SOCIALIZATION IN MODERN RUSSIAN SCHOOL: STATE, PROBLEMS AND VECTORS OF DEVELOPMENT
Samsonova Tatiana N., PhD in political science, professor, Head of the Department of Political Science and Sociology of Political Processes, Faculty of Sociology, Lomonosov Moscow State University, Moscow, Russian Federation, 119234, e-mail: [email protected]
The article deals with the practices of political socialization in the modern Russian school, the ongoing changes in the organization of the educational process. The content and significance of teaching social and humanitarian disciplines in the formation of legal, civil culture and patriotism of the younger generation are analyzed. The features and problems of the educational process in the conditions of large-scale digitalization, the widespread use of modern information technologies are revealed. The significance of the
* Самсонова Татьяна Николаевна, e-mail: [email protected]
development of digital literacy of schoolchildren, the implementation of modern educational programs and the introduction of relevant learning formats are analyzed. The role of the main directions of extracurricular activities, patriotic events in the formation of the political subjectivity of young Russians as worthy citizens of the country is revealed.
Key words: school, Russian schoolchildren, political socialization, legal culture, citizenship, patriotism.
"И воспитание, и образование нераздельны. Нельзя воспитывать, не передавая знания, всякое же знание действует воспитательно".
Л.Н. Толстой
Средняя шкода как важнейший институт политической
социализации подрастающего поколения
В обеспечении стабильности любого общества велика роль политической социализации подрастающего поколения. В ее осуществлении важнейшую роль играет школа. "Школа составляет громадную силу, определяющую быт и судьбу народов и государства, смотря по основным предметам и по принципам, вложенным в систему школьного образования" (Д.И. Менделеев).
В образовательном пространстве школы можно выделить целый ряд сред (пространственно-предметная, материальная, культурная и др.), которые оказывают самое непосредственное влияние на общую и политическую социализацию обучающегося. И от того, насколько благотворно их воздействие на развитие школьника, зависит его нравственно-психологическое здоровье, эффективность всей системы обучения и воспитания. В процессе общего среднего образования идет освоение культурных ценностей, образцов поведения, устоявшихся форм общественной жизни. К числу первостепенных задач относится подготовка школьника к самостоятельной жизни, содействие его самоопределению, профориентации, призванной помочь в условиях современного рынка труда и востребованных профессий. Поскольку преобразования в системе школьного образования происходят параллельно с экономическими, социальными, политическими трансформациями российского общества, то сопровождение профессиональной ориентации школьников, прежде всего старшеклассников, является актуальной социально-педагогической проблемой. Выбор области будущей профессиональной деятельности дает обучающемуся возможность проанализировать свои качества, ориентиры и предпочтения, выбрать нужные предметы для сдачи в 9-м классе — ОГЭ, в 11-м классе — ЕГЭ.
Образование и воспитание в школе обеспечивает социализацию человека, которая осуществляется с учетом преемственности поко-
лений. Другими словами, школа призвана выполнять не только образовательные, но и воспитательные функции, поскольку в ней осуществляется реализация повторяющихся практик по формированию политических взглядов и ориентаций обучающихся. Как показывают исследования, современная российская школа рассматривается родителями как институт, который призван создавать обучающимся возможности и условия получения знаний, необходимых для приобретения будущей профессии, сформировать их культурный кругозор, содействовать духовно-нравственному воспитанию1.
В советский период в стране последовательно реализовывалась модель политической социализации, в ходе которой шло формирование и воспроизводство сложившейся политической культуры. Этой модели был присущ функциональный характер с такими приоритетами, как фундаментальная подготовка и механизмы личностного развития. Реализовывалась довольно развитая система политического воспитания, в школах действовали октябрятская, пионерская и комсомольская организации. Вместе с тем нельзя не отметить проявлявшийся авторитарный характер советской системы образования.
Глубокие трансформации в современном российском обществе потребовали изменений и в системе образования, в том числе школьного. Процесс этот идет с определенными трудностями. Достаточно вспомнить, что в 1992 г. образование на законодательном уровне было провозглашено услугой. О последствиях такого "новаторства" хорошо не подумали. Однако с этим нововведением в культурную среду вековых традиций российского учительства вторгся рынок. Предполагалось, что школе совсем не обязательно заниматься воспитанием подрастающего поколения, ограничиваясь образованием. (Как не вспомнить в этой связи слова Д.И. Менделеева "Знание без воспитания — это меч в руках сумасшедшего"). Участились случаи "противостояния" родителей и педагогов. Как никогда актуально зазвучал старый школьный афоризм — "Самое сложное в работе с детьми — это работа с их родителями". Это не могло не сказаться на педагогической настойчивости и ответственности учителей. Потребовалось немало времени для осознания сделанной ошибки. В июле 2022 г. в Федеральный закон РФ "Об образовании в Российской Федерации" были внесены изменения, из статей 2, 36, 88, 99 исключено понятие "образовательная услуга"2.
1 Лемуткина М. Родители оценили качество школы // МК. 2018. 16 июля.
2 Федеральным законом установлено: образование — это не услуга, а учитель — это не обслуга. URL: https://eduinspector.ru/author/eduinspector/ (дата обращения: 22.09.2022).
Преподавание социально-гуманитарных дисциплин:
проблемы и пути совершенствования
В формировании личности школьника, его общей и политической социализации, в подготовке к будущей профессиональной деятельности важны учебные предметы социально-гуманитарного цикла. Требуется и совершенствование методов преподавания, выстраивание субъект-субъектных отношений и сотрудничества всех участников учебно-воспитательного процесса. Научное и педагогическое сообщество активно обсуждает стратегические приоритеты в развитии системы педагогического образования. Речь идет об обеспечении единого образовательного пространства; об инте-гративном подходе к обучению и воспитанию учащихся (духовное, эстетическое, гражданское, патриотическое); о совершенствовании профессиональной подготовки педагогических кадров; цифровиза-ции образовательного процесса; о формировании индивидуальных образовательных траекторий с учетом возрастных и психологических особенностей обучающихся; о внедрение новых форм (в том числе дистанционных и смешанных) и моделей образования; инклюзивной компетентности3.
В процессе обучения и воспитания важную роль играют практики политической социализации как реализуемые способы формирования политических представлений, моделей социально-политического поведения обучающихся. В школьные годы происходит процесс самоутверждения, идут напряженные поиски социально значимой деятельности, формирование гражданских качеств личности. Однако, как показывают результаты ряда исследований формирования гражданственности российских старшеклассников, многим из них присущи когнитивно бедные, а порой и противоречивые представления о России и ее социально-политическом устройстве, «смешанные» чувства относительно своего личного будущего и перспектив развития нашей страны, слабая заинтересованность в общественно-политической активности4.
3 См.: Садовничий В.А. Развитие педагогического образования в России. Из выступления на заседании Совета Российского союза ректоров 8 июня 2021 года // Садовничий В.А. Размышления математика и ректора. Избранные выступления. М., 2021. С. 385-386.
4 См.: Селезнева А.В. Гражданственность старшеклассников как политико-психологический феномен: концептуальный анализ // Гражданственность российских старшеклассников: взгляд молодых ученых / Под общ. ред. А.В. Селезневой. М., 2020. С.13-27; Селезнева А.В., Азарнова А.А. "Рождение гражданина": Полити-ко-психологически анализ гражданственности российских старшеклассников // Полис. Политические исследования. 2020. № 5.
«Гражданственность — талант нелегкий. / Давайте делаться умней. / Зачем тащить, как на веревке, / Надменно фыркающих — к ней?», — писал поэт Е.А. Евтушенко. В действительности, заниматься формированием гражданственности школьников необходимо. Ее состояние является результатом воздействия всех институтов политической социализации — не только школы, но и семьи, СМИ (прежде всего интернета) и др. Проблемы становления гражданских качеств школьников свидетельствуют об определенных недостатках проводимой в стране образовательной, культурной, информационной государственной политики, которая призвана решать задачи гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения. Следует преодолевать и встречающийся в системе школьного образования чрезмерный формализм и стандартизацию, находить четкие воспитательные ориентиры, повышать компетентность учи-телей5.
Гражданское образование, вошедшее в политический дискурс в 1990-е гг., реализуется в рамках основной образовательной школьной программы, в процессе освоения социально-гуманитарных дисциплин, а также в ходе внеклассной деятельности. С 1994 г. в российских школах преподавался курс "Граждановедение", через десятилетие — "Обществознание". Задача — дать школьникам систематизированные знания о структуре и деятельности основных сфер жизнедеятельности общества — политической, экономической, финансовой, правовой и т.д. "Гражданское образование — комплексное направление учебно-воспитательной работы, сочетающее в себе правовое, политическое и нравственное воспитание"6. На когнитивном уровне идет формирование значимых политико-правовых знаний, на поведенческом — выработка навыков принятия коллективных решений, участия в общественно-политических практиках. Получаемые знания и навыки необходимы не только для сдачи ЕГЭ, оценки в аттестат, но, прежде всего, для применения в жизни. Это особенно важно, учитывая, что в молодежной среде довольно широко распространена политическая культура "наблюдателей".
Выпускникам школ, как показывают исследования, не достает практических правовых знаний, что в будущем может проявляться в неспособности защитить свои интересы. Это обусловлено, в том числе, недостаточной эффективностью правового образования и
5 См.: Селезнева A.B., Азарнова A.A. Указ. соч. C. 110.
6 Самсонова Т.Н. Проблемы гражданского образования в России // Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. 2007. № 4. C. 48-49.
воспитания, когда обучающимся передаются уже готовые знания, не происходит их должного закрепления, в то время как требуется формирование навыков делать сознательный выбор, нести ответственность за свои проступки. Проблему низкой правовой культуры подрастающего поколения следует решать путем привлечения педагогов, родителей, представителей правоохранительных органов, общественных объединений, которые занимаются правовым просвещением7.
В формировании гражданских качеств, наряду с Обществоз-нанием, очень важны такие школьные предметы, как История России и Литература. При изучении Истории России происходит становление политического сознания молодого поколения, формируется коллективный образ "мы" в историческом пространстве "прошлое — настоящее — будущее" России, что способствует преемственности поколений, пробуждает патриотическое сознание. Неоднозначность трактовки некоторых периодов российской истории, особенно XX в., острые дебаты по вопросам написания единого школьного учебника по Истории России обусловили разработку единого политико-культурного стандарта, на основе которого будут создаваться новые учебники и учебные пособия. Это понятно, поскольку учебник — это одно из ключевых звеньев школьного образования. В процессе гражданско-патриотического воспитания велико значение осмысления образцов гражданственности, на которые может ориентироваться подрастающее поколение, ознакомление с деятельностью россиян, которые в разные исторические периоды демонстрировали образцы общественного и государственного служения.
Преподавание литературы, как "одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни"8, также служит важным компонентом воспитания и формирования личности. В наши дни далеко не в полной мере формируются необходимые навыки работы со Словом, поэтому школьниками не без труда воспринимаются более-менее сложные тексты. Цифра все больше "наступает" на Слово. Между тем уровень знаний в немалой степени определяет масштаб личности, ее способности принимать решения, действовать. При всей сложности цифровых гад-
7 См.: Худойкина Т.В. Формирование правовой культуры школьников // Социально-политические науки. 2016. № 4. С. 249.
8 Приказ Министерства Образования и Науки РФ от 17.12.2010 г. № 1897 (ред. от 11.12.2020) "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования". URL: garant.ru>products/ipo/prime/ doc/55070507/ (дата обращения: 11.09.2022).
жетов человек цифры порой может оказаться более беспомощным, чем человек слова.
Учитывая, что современные школьники мало читают, не только в школе, но и в обществе в целом требуется целенаправленная деятельность государственных и общественных организаций по стимулированию читательской активности и литературной грамотности. Важно чтобы чтение было одним из приоритетных источников культурной информации. Перед педагогами стоит задача — делать уроки литературы интересными, помогать обучающимся не заучивать готовые интерпретации произведений, а размышлять, спорить. Немало учителей-новаторов успешно применяют интересные приемы преподавания — ведение страниц в соцсетях от лица известных литературных персонажей и писателей, создание буктрейлеров и др.9
О роли учителя в образовательно-
воспитательной системе
Несомненно, ключевая фигура в системе школьного образования и воспитания — учитель. "Учитель, образ его мыслей — вот что самое главное во всяком обучении и воспитании" (А. Дистервег, немецкий педагог XIX в.). Учитель — это не просто владеющий своим предметом специалист, а человек, умеющий заинтересовать, пробудить мысль. "Может быть архисовременная школа, с потрясающим дизайном, все в этой школе есть. Но если в школе нет учителя, это не школа" (С.С. Кравцов, министр просвещения РФ). Находясь в ходе образовательного и воспитательного процесса в повседневном контакте с учащимися, учителя выступают носителями определенного типа политической культуры, которая, осознанно и неосознанно, передается школьникам. Политическая культура — это та среда, в которой реализуются конкретные практики политической социализации. Учитывая атмосферу напряженности в обществе, педагоги так или иначе вырабатывают определенные механизмы самоконтроля/самоцензурирования при рассмотрении наиболее острых вопросов Отечественной истории, изложении и интерпретации текущих социально-политических событий.
Широкое применение в современном мире инновационных технологий, доступ к интернету, который, по сути, стал едва ли
9 Курс молодого поттеровца. Читающий ребенок в эпоху гаджетов // Рос -сийская газета. Федеральный выпуск № 288 (8342). 21.12.2020. URL: https:// rg.ru/2020/12/21/chto-chitaiut-sovremennye-podrostki.html (дата обращения: 07.07.2022).
не основным источником социально-политической информации, и в силу доступности и разнообразия его контента открывает широкие познавательные возможности, создали ситуацию, когда преподаватель уже не выступает в роли единственного источника знаний. Он призван помогать обучающимся умело ориентироваться в широком информационном пространстве. Можно с уверенностью сказать, что инновационно-педагогическая деятельность, способствующая развитию разнообразных видов совместного творчества в системе "учитель — ученик", является в настоящее время наиболее развитой и эффективной формой деятельности современного учителя. Центральная фигура такой деятельности - учитель-инноватор, призванный реализовывать инновационные процессы на самом разном материале в педагогической сфере. "Учитель будущего, — подчеркивает Ректор МГУ имени М.В. Ломоносова академик В.А. Садовничий, — это уже не ментор, а учитель-навигатор, учитель-воспитатель, учитель-мотиватор, обладающий системными знаниями о современном ребенке, о цифровых технологиях и о психологии"10. Тем самым в практико-педагогическом и социокультурном взаимодействии педагога и школьника прослеживается многоплановость миссии педагога-наставника: организационно-педагогическая, нацеленная на содействие становления творчески ориентированной личности; психолого-педагогическая, предполагающая создание атмосферы импровизационности; креативно-творческая, призванная пробуждать у обучающегося интерес и любознательность; исследовательская, нацеливающая на изучение возрастных, мировоззренческих особенностей развития школьников11.
Поскольку в интернет-пространстве немало недостоверной, а порой и небезопасной информации, материалов деструктивного характера, то школьникам зачастую приходится ориентироваться самостоятельно, что порой приводит к становлению весьма противоречивых представлений и поведенческих установок, сказывается на содержании и направленности ценностного сознания, приводит к формированию так называемого "клипового сознания". В этих условиях важна реализация воспитательного потенциала киберпространства, максимального учета потребностей и способностей формирующейся личности, использования возможностей киберсоциализации в контексте применения информационно-ком-
10 Садовничий В.А. Указ соч. С. 387.
11 См.: Общеобразовательная школа в России: проблемы и векторы развития. Коллективная монография / Отв. ред. А.Ю. Нагорнова. Ульяновск, 2022. С. 29.
муникационных, цифровых технологий. Поэтому остро стоит задача развития цифровой грамотности школьников, осуществления современных образовательных программ, внедрения актуальных форматов обучения12. Нельзя забывать и о рисках чрезмерного "цифрового погружения".
Практики, преимущества и проблемы использования интернет-ресурсов позволяют говорить о так называемом цифровом гражданстве. Его формирование служит важнейшим условием выстраивания эффективного взаимодействия между сетевыми пользователями. Поскольку школьники — ключевые акторы цифровой трансформации, именно они чаще всего являются и объектами воздействия негативных эффектов и ограничений. Поэтому вместе с развитием так называемой "цифровой гражданственности" возникают и риски для государства, обусловленные возможным вовлечением молодежи в деструктивные информационные потоки, приобщением к радикальным течениям и сообществам в силу открытости и низких барьеров входа в цифровое пространство13. Школьникам важно научиться критически осмысливать поступающую из разных источников информацию, чтобы не становиться жертвами фейковых новостей, а также научиться работать в команде, уметь вести дискуссии. Поскольку эти важные навыки формируются и совершенствуются постепенно, ясно, что система школьного образования призвана умело соединять теорию и практику.
Цифровизация, с одной стороны, ведет к демократизации школьного образовательного процесса, с другой — ослабляет государственный контроль над ходом политической социализации. Это говорит о необходимости применения новых образовательных практик и институциональных форм образовательного и воспитательного процесса, соединения идеологического, духовного и функционального аспекта образования14.
12 См.: Бродовская E.B. Цифровые граждане, цифровое гражданство и цифро-вая гражданственность // Власть. 2019. № 4; Волченкова Г.П., Винницкая С.А., Зубко-ва М.В., Никонова Ю.И. Цифровое гражданство учителя как условие продуктивной цифровой среды обучения // Непрерывное образование в Санкт-Петербурге. 2020. № 1.
13 См.: Бродовская E.B., Лукушин В.А., Синяков A.B. Формирование цифрового гражданства в школе: результаты социологического исследования в Ставропольском крае // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. 2022. № 2. С. 62.
14 См.: Самсонова Т.Н. Гражданское образование перед вызовами цифро-визации: новые возможности и риски // Информационное общество: пределы и риски — прошлое, настоящее, будущее: Материалы V Международной научной конференции Гуманитарные Губкинские чтения. М., 2020.
Воспитательный процесс в условиях дистанционного
образования: проблемы и возможности
Резкие изменения условий жизни всего мирового сообщества остро поставили вопрос о новых способах обучения и воспитания подрастающего поколения. Одной из самых современных и популярных форм обучения стало дистанционное образование, которое осуществляется с использованием новейших информационных технологий15. Международный рынок электронного обучения развивается быстрыми темпами, поскольку имеет ряд отличающих его от традиционных форм обучения преимуществ — это возможности применять индивидуальный подход к обучающимся; автоматизировать некоторые рутинные процессы (проверка домашних заданий, составление статистики и т.д.); осваивать новые технологиями (пользоваться различными интерактивными платформами, сервисами для видеоконференций и т.д.); внедрять инновационные игровые технологии (онлайн-игры, решение интерактивных задач и др.). Вместе с тем участники образовательного процесса сталкиваются с серьезными трудностями, которые мешают успешному получению знаний, умений и навыков (недостаточная компьютерная грамотность и техническое оснащение, слабая мотивация обучающихся, снижение глубины и эмоциональной насыщенности в подаче учебного материала, трудности в контроле хода учебного процесса и др.).
В контексте рассматриваемых практик политической социализации необходимо отметить отсутствие в дистанционном формате образования социального взаимодействия, "живого", непосредственного общения обучающихся и учителей, а также возникающие сложности в организации воспитательной работы со школьниками. Впрочем, по мнению педагогов, используя дистанционный формат обучения, можно даже улучшить качество проводимых воспитательных мероприятий, решая не только стандартные задачи, но и предоставляя новые возможности обучающимся с ограниченными возможностями здоровья и находящимся на семейном обучении; оперативно передавать информацию по итогам тестирований и т.д.16 Более того, возможна индивидуализация воспитательного процесса — для каждого обучающегося можно составить индивиду -альный план работы, учитывая его личностные особенности, спо-
15 См.: МуратоваЛ.В., Муратова А.С., Орлова К.С. Дистанционное обучение: первичный анализ данных оценки текущей ситуации // Мир науки, культуры, образования. 2021. № 1 (86).
16 См.: Общеобразовательная школа в России: проблемы и векторы развития. Коллективная монография / Отв. ред. А.Ю. Нагорнова. Ульяновск, 2022. С. 25.
собности, интересы. Контакты с обучающимися, которым порой проще общаться с преподавателями не лично, в образовательном учреждении, а дистанционно, могут реализовываться и в социальных сетях. Современные подростки очень много времени проводят в Сети; как показывают исследования, 45% находятся онлайн от 1 до 4 часов, а 39 % — более 4 часов17. Поэтому, выходя на контакт дистанционно, преподаватель "автоматически" попадает на "территорию" школьников.
В условиях дистанционного образования можно реализовывать такие важные для воспитательной работы мероприятия, как проведение классных часов, родительских собраний, мастер-классов и т.д. Поскольку учитель не может контролировать каждого ученика в классе, то нужна обратная связь от школьников. Эффективно, например, применение веб-квестов — технологии, посредством которой педагог нацеливает обучающихся на интерактивную поисковую деятельность, задавая ее параметры и контролируя ее осуществление. В ходе такой групповой работы развиваются коммуникативные качества участников, повышается мотивация к получению информации. Возможен совместный просмотр видеофильмов с последующим их обсуждением, посещение виртуального музея, организация выставок творческих работ одноклассников и др.18
Практики внеклассной деятельности
В формировании гражданственности школьников велика роль внеклассной деятельности, благоприятного "климата" школы. Выработке навыков участия в демократических процедурах в немалой степени содействует практика школьного самоуправления. Оно "моделирует местное самоуправление, является начальной ступенью и в перспективе нацелено на включение граждан в управление делами города и государства"19, способствует повышению уровня самооценки школьников, укоренению гражданской культуры, становлению их политической субъектности.
Немало мероприятий внеклассной деятельности отводится освещению государственных праздников, содействующих формированию коллективного политического сознания школьников,
17 Каждый третий подросток проводит онлайн треть своей жизни // RG. Российская газета. URL: https://rg.ru/2019/02/13/kaz (дата обращения: 12.09.2022).
18 См.: Общеобразовательная школа в России: проблемы и векторы развития.
С. 26.
19 Наумова М.С., Фардзинова З.А. Ученическое самоуправление как форма политической социализации молодежи // Проблемы современной науки и образования. 2016. № 27 (69). С. 96.
чувства гражданской и политической общности, воспитанию гражданственности и патриотизма, сохранению исторической памяти народа20. В Советском Союзе основным праздником было 7 ноября — годовщина Великой Октябрьской социалистической революции. Постепенно в массовом сознании молодежи происходило "обесценивание" прежних политических государственных праздников, поскольку она не понимала их смысл и значение. В 2000-е гг., учитывая высокий уровень социально-экономического неравенства и напряженности в обществе, наметился устойчивый тренд на обеспечение консолидации российского социума. Государственные праздники рассматривались как неотъемлемый элемент политического курса на общественное согласие. Отсюда и придание в 2005 г. статуса государственного празднику "День народного единства", который отмечается 4 ноября. Однако, как показывают исследования, молодые люди «не осознают в полной мере сакральное значение государственного праздника 4 ноября "День народного единства и согласия"... не понимают связь гражданской идентичности россиян с победой народного ополчения под руководством К. Минина и Д. Пожарского над польскими интервентами в XVII веке»21.
Наиболее значимым, несомненно, является празднование Дня Победы -поистине всенародного праздника. В школах проводятся различные мероприятия военно-патриотической направленности: военно-спортивные фестивали, встречи с ветеранами ВС РФ. Школьники принимают самое активное участие в масштабном движении "Бессмертный полк". Многие школы сотрудничают со Всероссийским военно-патриотическим движением "Юнармия"22. Нельзя не отметить эффективную практику военно-патриотического воспитания учащихся общеобразовательных школ, шефство над которыми осуществляет Международная Ассоциация ветеранов подразделения антитеррора "Альфа"23. Никоим образом не подвергая сомнению значение военно-патриотического воспитания подрастающего поколения, целесообразно усиливать и гражданскую составляющую патриотизма.
20 См.: Есина Т.А. Государственный праздник как компонент современной российской культуры // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. 2020. Вып. 1. С. 128.
21 Там же. С. 137.
22 См.: Самсонова Т.Н. Патриотами не рождаются — ими становятся (о патриотическом воспитании в современной российской школе) // Война и общество в XX веке: теоретико-методологический, общественно-политический и методический аспекты). Екатеринбург, 2020.
23 См.: Лучшие практики патриотического воспитания школьников / Под общ. ред. В.Е. Зиненко. М., 2021.
Консолидированные усилия всех институтов политической социализации, разработка концептуальной рамки гражданского образования и патриотического воспитания, четкое определение основных смысловых ориентиров этой деятельности — важнейшее условие становления ответственных граждан страны. Вместе с тем нельзя забывать, что успешная реализация этой задачи требует решения многих социально-экономических и политических проблем современного российского общества24.
Роль школы в процессе формирования достойных граждан России — в успешной реализации своей образовательной и воспитательной миссии, повышении уровня политических, правовых и исторических знаний школьников, содействие определению ими правильных жизненных ориентиров, сохранение нравственного императива, воспитание чувства гражданской ответственности и патриотизма молодых россиян. "В школе все будущее России" (С.Н. Трубецкой, ректор Московского университета, 1905 г.).
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Бродовская E.B. Цифровые граждане, цифровое гражданство и цифровая гражданственность // Власть. 2019. № 4.
Бродовская E.B., Лукушин B.A., Синяков A.B. Формирование цифрового гражданства в школе: результаты социологического исследования в Ставропольском крае // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. 2022. № 2.
Bолченкова Г.П., Bинницкая СЛ., Зубкова M.B., Никонова Ю.И. Цифровое гражданство учителя как условие продуктивной цифровой среды обучения // Непрерывное образование в Санкт-Петербурге. 2020. № 1.
Гуляева B.И., Коптяева A.С. Потенциал ученического самоуправления как средства интеграции и социализации // Международный студенческий научный вестник. 2017. № 2. URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=17147
Есина T.A. Государственный праздник как компонент современной российской культуры // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. 2020. Вып. 1.
Каждый третий подросток проводит онлайн треть своей жизни // RG. Российская газета. URL: https://rg.ru/2019/02/13/kaz.
Концепция преподавания учебного курса "История России" в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы // Сайт Министерства Просвещения РФ. URL: https://docs.edu.gov.ru/document/b12aa655a39f6016af3974a98620bc34/ download/3243/
24 См.: Самсонова Т.Н. Когда же взойдет "заря гражданственности новой" над Россией? (О формировании гражданской политической культуры в современной России) // Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. 2020. № 3.
Концепция преподавания учебного предмета "Обществознание" в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы // Сайт Министерства Просвещения РФ. URL: https://docs.edu.gov.ru/document/9906056a57059c4266eaa78bff1f0bbe/
Курс молодого поттеровца. Читающий ребенок в эпоху гаджетов // Российская газета. Федеральный выпуск. 2020.21.12. № 288 (8342). URL: https:// rg.ru/2020/12/21/chto-chitaiut-sovremennye-podrostki.html
Лемуткина М. Родители оценили качество школы // МК. 2018. 16 июля.
Лучшие практики патриотического воспитания школьников / Под общ. ред. В.Е. Зиненко. М., 2021.
Муратова Л.В., Муратова А.С., Орлова К.С. Дистанционное обучение: первичный анализ данных оценки текущей ситуации // Мир науки, культуры, образования. 2021. № 1 (86).
Наумова М.С., Фардзинова З.А. Ученическое самоуправление как форма политической социализации молодежи // Проблемы современной науки и образования. 2016. № 27 (69).
Общеобразовательная школа в России: проблемы и векторы развития: коллективная монография / Отв. ред. А.Ю. Нагорнова. Ульяновск, 2022.
Приказ Министерства Образования и Науки РФ от 17.12.2010 г. № 1897 (ред. от 11.12.2020) "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования". URL: garant.ru>products/ ipo/prime/doc/55070507/
Садовничий В.А. Развитие педагогического образования в России. Из выступления на заседании Совета Российского союза ректоров 8 июня 2021 года // Садовничий В.А. Размышления математика и ректора. Избранные выступления. М., 2021.
Самсонова Т.Н. Проблемы гражданского образования в России // Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. 2007. № 4.
Самсонова Т.Н. Гражданское образование перед вызовами цифровизации: новые возможности и риски // Информационное общество: пределы и риски — прошлое, настоящее, будущее. Мат-лы V Междунар. науч. конф. Гуманитарные Губкинские чтения. М., 2020.
Самсонова Т.Н. Когда же взойдет "заря гражданственности новой" над Россией? (О формировании гражданской политической культуры в современной России) // Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. 2020. № 3.
Самсонова Т.Н. Патриотами не рождаются — ими становятся (о патриотическом воспитании в современной российской школе) // Война и общество в XX веке: теоретико-методологический, общественно-политический и методический аспекты). Екатеринбург, 2020.
Селезнева А.В. Гражданственность старшеклассников как политико-психологический феномен: концептуальный анализ // Гражданственность российских старшеклассников: взгляд молодых ученых / Под общ. ред. А.В. Селезневой. М., 2020.
Селезнева А.В., Азарнова А.А. "Рождение гражданина": политико-психоло-гический анализ гражданственности российских старшеклассников // Полис. Политические исследования. 2020. № 5.
Худойкина Т.В. Формирование правовой культуры школьников // Социально-политические науки. 2016. № 4.
Федеральным законом установлено: образование — это не услуга, а учитель — это не обслуга. URL: https://eduinspector.ru/author/eduinspector/
REFERENCES
Brodovskaya Ye. V. Tsifrovyye grazhdane, tsifrovoye grazhdanstvo i tsifrovaya grazhdanstvennost' [Digital citizens, digital citizenship and digital citizenship] // Vlast'. 2019. N 4 (in Russian).
Brodovskaya Ye. V., Lukushin V.A., Sinyakov A. V. Formirovaniye tsifrovogo grazhdanstva v shkole: rezul'taty sotsiologicheskogo issledovaniya v Stavropol'skom kraye [Formation of digital citizenship at school: the results of a sociological study in the Stavropol Territory] // Izvestiya Tul'skogo gosudarstvennogo universiteta. Gumanitarnyye nauki. 2022. N 2 (in Russian).
Federal'nym zakonom ustanovleno: obrazovaniye — eto ne usluga, a uchitel' — eto ne obsluga [The federal law establishes that education is not a service, and a teacher is not a servant]. URL: https://eduinspector.ru/author/eduinspector/ (in Russian).
Gulyayeva V.I., Koptyayeva A.S. Potentsial uchenicheskogo samoupravleniya kak sredstva integratsii i sotsializatsii [The potential of student self-government as a means of integration and socialization] // Mezhdunarodnyy studencheskiy nauchnyy vestnik. 2017. N 2. URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=171 (in Russian).
Kazhdyy tretiy podrostok provodit onlayn tret' svoyey zhizni [Every third teenager spends a third of his life online] // RG Rossiyskaya gazeta. URL: https:// rg.ru/2019/02/13/kaz (in Russian).
Khudoykina T.V. Formirovaniye pravovoy kul'tury shkol'nikov [Formation of legal culture of schoolchildren] // Sotsial'no-politicheskiye nauki. 2016. N 4 (in Russian).
Kontseptsiya prepodavaniya uchebnogo kursa "Istoriya Rossii" v obrazovatel'nykh organizatsiyakh Rossiyskoy Federatsii, realizuyushchikh osnovnyye obshcheobrazovatel'nyye programmy [The concept of teaching the educational course "History of Russia" in educational institutions of the Russian Federation implementing the main general educational programs] // Ministerstvo Prosveshcheniya RF. URL: https://docs.edu.gov.ru/document/b12aa655a39f6016af3 974a98620bc34/download/3243/ (in Russian).
Kontseptsiya prepodavaniya uchebnogo predmeta "Obshchestvoznaniye" v obrazovatel'nykh organizatsiyakh Rossiyskoy Federatsii, realizuyushchikh osnovnyye obshcheobrazovatel'nyye programmy [The concept of teaching the subject "Social Science" in educational institutions of the Russian Federation implementing the main general educational programs] // Ministerstvo Prosveshcheniya RF. URL: https:// docs.edu.gov.ru/document/9906056a57059c4266eaa78bff1f0bbe/ (in Russian).
Kurs molodogo potterovtsa. Chitayushchiy rebenok v epokhu gadzhetov [Young Potter Course. Reading child in the era of gadgets] // Rossiyskaya gazeta. Federal'nyy vypusk. 2020.21.12. N 288(8342). URL: https://rg.ru/2020/12/21/chto-chitaiut-sovremennye-podrostki.html (in Russian).
Lemutkina M. Roditeli otsenili kachestvo shkoly [Parents rated the quality of the school] // MK. 2018. 16 iyulya (in Russian).
Luchshiye praktiki patrioticheskogo vospitaniya shkol'nikov [Best practices of patriotic education of schoolchildren] / Pod obshch. red. V. Ye. Zinenko. M., 2021 (in Russian).
Muratova L.V., Muratova A.S., Orlova K.S. Distantsionnoye obucheniye: pervichnyy analiz dannykh otsenki tekushchey situatsii [Distance learning: primary data analysis of the assessment of the current situation] // Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2021. N 1 (86) (in Russian).
Naumova M.S., Fardzinova Z.A. Uchenicheskoye samoupravleniye kak forma politicheskoy sotsializatsii molodezhi [Student self-government as a form of political socialization of youth] // Problemy sovremennoy nauki i obrazovaniya. 2016. N 27 (69) (in Russian).
Obshcheobrazovatel'naya shkola v Rossii: problemy i vektory razvitiya: kollektivnaya monografiya [General education school in Russia: problems and vectors of development: a collective monograph] / Otv. red. A. Yu. Nagornova. Ul'yanovsk, 2022 (in Russian).
Prikaz Ministerstva Obrazovaniya i Nauki RF ot 17.12.2010 g. N 1897 (red. ot 11.12.2020) "Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta osnovnogo obshchego obrazovaniya" [Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation dated December 17, 2010 N 1897 (as amended on December 11, 2020) "On approval of the federal state educational standard for basic general education"]. URL: garant.ru>products/ipo/prime/doc/55070507/ (in Russian).
Sadovnichiy V.A. Razvitiye pedagogicheskogo obrazovaniya v Rossii. Iz vystupleniya na zasedanii Soveta Rossiyskogo soyuza rektorov 8 iyunya 2021 goda [Development of teacher education in Russia. From a speech at a meeting of the Council of the Russian Union of Rectors on June 8, 2021] // Sadovnichiy V.A. Razmyshleniya matematika i rektora. Izbrannyye vystupleniya. M., 2021 (in Russian).
Samsonova T.N. Problemy grazhdanskogo obrazovaniya v Rossii [Problems of civic education in Russia] // Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 18. Sotsiologiya i politologiya. 2007. N 4 (in Russian).
Samsonova T.N. Grazhdanskoye obrazovaniye pered vyzovami tsifrovizatsii: novyye vozmozhnosti i riski [Civic Education Facing the Challenges of Digitalization: New Opportunities and Risks] // Informatsionnoye obshchestvo: predely i riski — proshloye, nastoyashcheye, budushcheye: Materialy V Mezhdunarodnoy nauchnoy konferentsii Gumanitarnyye Gubkinskiye chteniya. M., 2020 (in Russian).
Samsonova T.N. Kogda zhe vzoydet "zarya grazhdanstvennosti novoy" nad Rossiyey? (O formirovanii grazhdanskoy politicheskoy kul'tury v sovremennoy Rossii) [When will the "dawn of a new citizenship" rise over Russia? (On the formation of civil political culture in modern Russia)] // Vestnik Moskovskogo universiteta: Seriya 18. Sotsiologiya i politologiya. 2020. N 3 (in Russian).
Samsonova T.N. Patriotami ne rozhdayutsya — imi stanovyatsya (o patrioticheskom vospitanii v sovremennoy rossiyskoy shkole) [Patriots are not born - they become (on patriotic education in the modern Russian school)] // Voyna i obshchestvo v XX veke: teoretiko-metodologicheskiy, obshchestvenno-politicheskiy i metodicheskiy aspekty). Yekaterinburg, 2020 (in Russian).
Selezneva A.V. Grazhdanstvennost' starsheklassnikov kak politiko-psikhologicheskiy fenomen: kontseptual'nyy analiz [Citizenship of high school students as a political and psychological phenomenon: a conceptual analysis] // Grazhdanstvennost' rossiyskikh starsheklassnikov: vzglyad molodykh uchenykh / Pod obshch. red. A.V. Seleznevoy. M., 2020 (in Russian).
Selezneva A.V., Azarnova A.A. "Rozhdeniye grazhdanina": Politiko-psikhologicheski analiz grazhdanstvennosti rossiyskikh starsheklassnikov ["The Birth of a Citizen": Political and Psychological Analysis of the Citizenship of Russian High School Students] // Polis. Politicheskiye issledovaniya. 2020. N 5 (in Russian).
Volchenkova G.P., Vinnitskaya S.A., Zubkova M.V., Nikonova YU.I. Tsifrovoye grazhdanstvo uchitelya kak usloviye produktivnoy tsifrovoy sredy obucheniya [Teacher's Digital Citizenship as a Condition for a Productive Digital Learning Environment] // Nepreryvnoye obrazovaniye v Sankt-Peterburge. 2020. N 1 (in Russian).
Yesina T.A. Gosudarstvennyy prazdnik kak komponent sovremennoy rossiyskoy kul'tury [State holiday as a component of modern Russian culture] // Izvestiya Tul'skogo gosudarstvennogo universitete. Gumanitarnyye nauki. 2020. Vyp. 1 (in Russian).