Научная статья на тему 'Практики, исследователи, музееведы: о деятельности представителей медицинской профессуры РСФСР в музейной сфере, 1917–1930 годы'

Практики, исследователи, музееведы: о деятельности представителей медицинской профессуры РСФСР в музейной сфере, 1917–1930 годы Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
176
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЕЙНАЯ РАБОТА / ПРОФЕССОРА МЕДИЦИНЫ / ОТРАСЛЕВЫЕ МУЗЕИ / ВЫСТАВОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / АНАТОМИЧЕСКИЙ МУЗЕЙ / КАТАЛОГИЗАЦИЯ КОЛЛЕКЦИЙ / ЛЕКТОР-ОБЪЯСНИТЕЛЬ / ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ / MUSEUM WORK / PROFESSORS OF MEDICINE / BRANCH MUSEUMS / EXHIBITION ACTIVITY / AN ANATOMIC MUSEUM / CATALOGUING OF COLLECTIONS / LECTURER-EXPLAINER / CONTINUITY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Кузыбаева Мария Павловна

В исторической музеологии особое место занимает биографический словарь, в который занесены лица, чей вклад в музейную работу не вызывает сомнений. Среди хорошо известных всем сотрудникам музеев фамилий наших предшественников практически не упоминаются профессора медицины, посвятившие этой деятельности свою жизнь. В работе впервые предпринята попытка проанализировать вклад трех профессоров медицины первой трети XX в. в развитие медицинских музеев и определить значение их деятельности для данной профильной группы в настоящее время.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Experts, researchers, specialists in museum management: about activityof representatives of medical professorate of RSFSR in museum sphere, 1917–19301Scientific Research Institute of History of Medicine of Russian Academy of Medical Sciences (Moscow)

In historical museology the special place occupies the biographic dictionary in which persons are brought, whose contribution to museum work does not cause doubts. Among well-known to all employees of museums of surnames of our predecessors the professors of the medicine who has devoted to this activity the life practically are not mentioned. In work attempt to analyses the contribution of three professors of medicine of first third XX century to development of medical museums for the first time is undertaken and to define value of their activity for the given profile group now.

Текст научной работы на тему «Практики, исследователи, музееведы: о деятельности представителей медицинской профессуры РСФСР в музейной сфере, 1917–1930 годы»

УДК 069.1:61(47+57)"1917/1930"

М. П. Кузыбаева

Практики, исследователи, музееведы: о деятельности представителей медицинской профессуры РСФСР в музейной сфере, 1917-1930 гг.

В исторической музеологии особое место занимает биографический словарь, в который занесены лица, чей вклад в музейную работу не вызывает сомнений. Среди хорошо известных всем сотрудникам музеев фамилий наших предшественников практически не упоминаются профессора медицины, посвятившие этой деятельности свою жизнь. В работе впервые предпринята попытка проанализировать вклад трех профессоров медицины первой трети XX в. в развитие медицинских музеев и определить значение их деятельности для данной профильной группы в настоящее время.

Ключевые слова: музейная работа, профессора медицины, отраслевые музеи, выставочная деятельность, анатомический музей, каталогизация коллекций, лектор-объяснитель, преемственность

Maria P. Kuzybaeva

Experts, researchers, specialists in museum management: about activity of representatives of medical professorate of RSFSR in museum sphere, 1917-1930

In historical museology the special place occupies the biographic dictionary in which persons are brought, whose contribution to museum work does not cause doubts. Among well-known to all employees of museums of surnames of our predecessors the professors of the medicine who has devoted to this activity the life practically are not mentioned. In work attempt to analyses the contribution of three professors of medicine of first third XX century to development of medical museums for the first time is undertaken and to define value of their activity for the given profile group now.

Keywords: museum work, professors of medicine, branch museums, exhibition activity, an anatomic museum, cataloguing of collections, lecturer-explainer, continuity

Медицинские музеи в России теснейшим образом связаны с научными, образовательными и просветительными центрами - академиями, университетами, институтами, научно-медицинскими обществами. 1918-1930 гг. - важный этап в деятельности музеев данной профильной группы, к сожалению, недостаточно изученный специалистами.

К началу двадцатого столетия в практике отечественного музейного дела был накоплен значительный опыт. Музеи различного профиля работали в центральных городах страны и в регионах. Медицинские коллекции и музеи в рассматриваемый период составляли немалую часть общероссийских музейных структур, среди которых преобладали музеи местного края, художественные, сельскохозяйственные, торгово-промышленные, педагогические и др. Одни были созданы частными лицами и являлись их собственностью. Другие создавались при поддержке государственных органов (Земства, Думы и т. д.). Некоторые музеи принадлежали общественным организациям, например, научным обществам и профессиональным объединениям.

В 1918-1920-е гг. в стране впервые начали

создавать государственную систему управления музейным делом и охраной памятников. Эту работу Совнарком поручил Народному комиссариату РСФСР по просвещению (Наркомпрос). Деятельность уже существовавших и создание новых музеев были взяты под контроль государства. Началось формирование отечественной музейной сети, частью которой стали музеи медицинского профиля. В 1918 г. I Всероссийский съезд медико-санитарных отделов Советов по докладу Н. А. Семашко поставил задачу: «немедленно развить самую широкую санитарно-просветительную деятельность среди населения (беседы, лекции, выставки и т.п.)»1. Большую роль в реализации поставленной государством задачи сыграли профессора медицины П. И. Карузин, З. Г. Френкель, А. В. Мольков, которые проявили себя не только в конкретной области медицины, но и как музейные деятели.

В различных городах страны в соответствии с принятым государственным решением открывались музеи, выставки, дома санитарного просвещения, вся работа которых была нацелена на воплощение в жизнь директивных установок. Создание в системе НКЗ РСФСР музейно-выставочного подотдела оказало влияние на развитие

медицинских музеев и выставок по всей стране, поскольку его сотрудники осуществляли и одновременно контролировали всю работу в этом направлении на местах и в регионах. Для более широкого развития музейно-выставочного дела в области медицины в РСФСР нужно было создать учреждение, в котором бы разрабатывались методические вопросы, изготавливались образцы наглядных пособий, готовились соответствующие кадры. Таким центром по решению НКЗ РСФСР должен был явиться Государственный музей социальной гигиены (ГМСГ) НКЗ. С момента учреждения ГМСГ он был центральным учреждением, которое представляло всю группу медицинских музеев этого времени в музейном сообществе страны. Взаимодействие и сотрудничество ГМСГ с музеями других ведомств советской России осуществлялось не только в практической сфере, но и в разработке общетеоретических вопросов. Эти контакты будут развиваться в деятельности музея на протяжении всего периода его недолгого существования. В 1919 г. в Петрограде состоялась Первая Всероссийская конференция по делам музеев, утвердившая основные положения и принципы государственной музейной политики, провозглашенные еще на Предварительном съезде музейных деятелей. Конференция, в которой приняли участие известные деятели науки и культуры, выработала программу развития музейного дела в стране2. НКЗ РСФСР поручил профессору А. В. Молькову выступить на петербургской конференции с докладами «ГМСГ и его значение» и «Выставочно-музейное дело и практические вопросы в этой области», которые были предварительно изучены руководством комиссариата3. Организаторы конференции проявили особое внимание к темам, затронутым А. В. Мольковым, и включили его доклады в программу секции «Научная и исследовательская роль музеев в жизни государства».

В декабре 1918 г. в НКЗ РСФСР под председательством Н. А. Семашко и З. П. Соловьева известные ученые-медики Л. А. Тарасевич,

A. Н. Сысин, В. М. Броннер, И. А. Добрейцер, С. И. Каплун, А. В. Мольков, Е. И. Марциновский,

B. Е. Игнатьев и др. обсуждали вопрос о создании Музея - первого публичного социально-гигиенического учреждения в стране. Комиссия разработала положение о музее, в котором были определены объем и направления его работы. Социальные болезни, гигиена жилища и населенных мест, общественное питание, санитарная статистика, гигиена воспитания и обучения, охрана материнства и раннего детства, санитарное просвещение - вот неполный круг вопросов, которыми должен был заниматься

Музей. Проект Музея, представленный 25 января 1919 г. на рассмотрение Коллегии НКЗ РСФСР, был утвержден4.

Возглавил Музей социальной гигиены в Москве крупный советский социал-гигиенист А. В. Мольков, имевший организаторские способности и большой опыт в деле санитарного просвещения, устройства выставок и музеев. Государственный музей социальной гигиены НКЗ РСФСР состоял из 19 отделений, мастерских наглядных пособий, консультативно-инструкторского аппарата, гигиенического музея с библиотекой. При создании ГМСГ А. В. Мольков широко использовал опыт популяризации медицинских и гигиенических знаний на международных и российских выставках. Коллегия Наркомздрава РСФСР, рассматривая 25 января 1919 г. проект музея социальной гигиены, разработанный А. В. Мольковым, подчеркивала, что «государственному центральному музею социальной гигиены необходимо придать музейный, а не выставочный характер, причем экспонаты отдельных учреждений должны носить, главным образом, исторический характер»5.

Новые материалы поступали в музейные собрания ГМСГ непосредственно из государственных исполнительных учреждений и комиссий. Подготовка каждой новой выставки по актуальной для текущего момента теме рассматривалась не только как способ популяризации и просветительства, но и как возможность пополнения фондовых коллекций ГМСГ дополнительными материалами и данными. Тщательный учет всех поступавших на выставки музея материалов и документов, составление проспектов и каталогов-описей экспонатов свидетельствуют о дальнейшем развитии форм научно-фондовой работы с медицинскими коллекциями.

Одним из основных видов деятельности ГМСГ оставалась в этот период выставочная работа. Она подразделялась на несколько направлений: международные контакты, передвижные выставки, показательные экспозиции и постоянно действующие выставки в центре и регионах. Постоянная показательная популярная выставка по охране здоровья в Москве, открытая по решению коллегии Наркомздрава РСФСР от 25 марта 1919 г., стала одной из первых среди аналогичных выставок. Функционировала выставка на постоянной основе в залах на Петровке 14, и потому может рассматриваться как филиал ГМСГ. Определение «показательная» часто встречается в источниках при характеристике выставок, организованных ГМСГ в Москве. В столице опробовали все то, что затем распространяли по регионам. И в этом смысле любая выставка могла считаться и считалась по-

казательной, так как на ней показывали приемы экспонирования, способы работы с публикой и т. д. Сложный материал медицинского характера был представлен на выставке просто и понятно для публики, что позволяет назвать ее популярной, доступной как специалисту, так и неподготовленному посетителю. Выставка выполняла также и методические функции - в задачи ее сотрудников входили разработка общих организационных и методических вопросов санитарного просвещения, подготовка справочников, каталогов и консультации по вопросам санитарного просвещения. Заведующей выставкой была назначена врач С. Г. Шифман. Сотрудники выставки составляли справочники, каталоги, проводили инструктирование и консультации, ежемесячно обновляли тематические разделы и создавали новые. «В конце сентября было приступлено к подготовке выставки по голоду. Общее руководство по голодной выставке взял на себя А. В. Мольков. Все получаемые экспонаты по голоду записываются в книгу, т. образом, при открытии этой выставки будет готов каталог, кроме этого, намечается к работе подробный проспект по этой голодной выставке. Работа по составлению пояснительных подписей на выставке по всем отделам поручена врачу-объ-яснителю Поповой»6.

Деятельность всего коллектива показательной выставки на Петровке 14 была четко организована. Она может быть определена как самостоятельная структура в составе ГМСГ. По сути это был первый филиал Музея социальной гигиены под руководством А. В. Молькова. В тот период времени еще не существовало четкого разграничения на основной музей и его филиалы. Приемы интерпретации медицинского материала в общении с публикой способствовали созданию, как тематических экскурсий, так и общих обзоров всей экспозиции. На выставке проводились исследования социального состава публики, велся общий учет посетителей. Разрабатывались экскурсионные маршруты, которые были рассчитаны на определенную категорию посетителей, их возраст. Информационный потенциал выставленных для обозрения экспонатов позволял трактовать их с различных позиций. Например, мумифицированные останки людей и животных наглядно иллюстрировали способы бальзамирования различных эпох и рассказывали о произвольном процессе мумифицирования биологического материала при определенных условиях хранения. Открытая демонстрация останков и научно обоснованных справочных материалов к ним трактовалась организаторами экспози-

ции также как возможность проведения антирелигиозной пропаганды.

В 1922 г. музей стал научной базой вновь созданной кафедры социальной гигиены при 1-м МГУ, а в 1923 г. при 2-м МГУ и оказал им помощь наглядными пособиями по различным проблемам социальной гигиены. Директор музея А. В. Мольков в 1922 г. стал одновременно старшим ассистентом на кафедре. В музее были организованы лекции и семинары для врачей и практические занятия для студентов по санитарной статистике, антропометрии и санитарному просвещению. Для разработки методических вопросов преподавания социальной гигиены Музеем созывались конференции, в которых принимали участие сотрудники кафедры социальной гигиены. Однако кафедры не могли решать многие сложные научные и организационные вопросы социальной гигиены. В связи с этим 2 апреля 1923 г. постановлением НКЗ РСФСР впервые в истории отечественной медицины и здравоохранения музей был преобразован в Государственный Институт социальной гигиены НКЗ РСФСР (ГИСГ).

Деятельность музея, который возглавлял А. В. Мольков, способствовала развитию музейной и выставочной работы в стране. Просветительная функция медицинского музея реализовывалась в данный период в форме санитарно-гигиенического просвещения населения страны, одновременно государством проводилась ликвидация общей безграмотности и реализовывался план монументальной пропаганды, осуществлялась «культурная революция». Гигиенический музей НКЗ сыграл очень значимую роль не только в деле оздоровления условий труда и повышении культуры населения, но и в формировании культурного потенциала советского общества.

В Петрограде, в музее истории города возник и успешно функционировал до начала 1930-х гг. отдел коммунальной и социальной гигиены, которым руководил профессор З. Г. Френкель - известный ученый в области социальной гигиены, демографии и геронтологии. Деятельность этого отдела, располагавшегося в Аничковом дворце, позволяет определить его как филиал городского музея, а по сути, это был гигиенический музей, посвященный проблемам коммунального городского хозяйства, благоустройства и здоровья населения города. Аналогичный по своим целям и задачам коммунальный музей существовал в Москве, в здании Сухаревой башни до 1934 г. Впервые в музейной практике нашей страны в Петрограде был создан и активно работал узкоспециализированный, отраслевой музей медицинского профиля.

Чтобы облегчить неподготовленной публике восприятие медицинских экспонатов и коллекций З. Г. Френкель подготавливал из волонтеров будущих «объяснителей», выступавших интерпретаторами специфического материала. Зарождалась новая профессия - экскурсовод, который назывался тогда «объяснитель». Комментарии к материалам выставок «объяснители» давали на разных языках, в том числе и на западноевропейских, в соответствии с запросами посетителей. Научная деятельность З. Г. Френкеля и его частые командировки на съезды и конференции предоставляли возможность получения местных материалов из различных регионов страны и иностранных государств, которые пополняли фонды. Активная деятельность профессора З. Г. Френкеля на музейном поприще привела к тому, что «в отделе были собраны обширные материалы, отображавшие предпосылки возникновения в городах социальных болезней, мероприятия в области социальной профилактики и борьбы с ними», по благоустройству городов, улучшению условий труда и быта населения. Главным предметом изучения и представления публике стал город и его население как социально-экономическая и коммунально-хозяйственная организация. Гигиенический музей Губздравотдела Ленинграда и отдел социальной гигиены музея истории города, руководимый З. Г. Френкелем, составляли уникальный комплекс медицинских музеев гигиенического профиля, не имеющий до настоящего времени аналогов в музейной практике нашей страны.

Задача наладить профессиональную подготовку и ускоренный выпуск врачей также являлась в этот период одной из важнейших. Сохранение вузовских музеев и прочих учебно-вспомогательных структур для образовательного процесса стало частью работы по реформированию высшей медицинской школы. Постепенно шло формирование медицинских собраний и учебных музеев при кафедрах и клиниках вновь открытых и реорганизованных институтов. Деятельность профессора нормальной анатомии 1-го МГУ Петра Ивановича Карузина была нацелена на сохранение и расширение анатомического музея университета, без которого немыслима подготовка врачей. Анатомический музей медицинского факультета 1-го МГУ известен с середины XVIII в. К началу 1920-х гг. он не имел просторного помещения и вспомогательных комнат для работы студентов, прозекторов, профессоров. Резко возросшее количество студентов потребовало реорганизации музея в соответствии с новыми запросами и изменениями педагогического процесса. В 1926 г. состоялось торжественное заседание, посвя-

щенное закладке нового корпуса Анатомического Института 1-го МГУ. В выступлении на этом заседании профессор П. И. Карузин отмечал, что «в связи с быстрым ростом естествознания анатомия перестает уже быть чисто описательной наукой, служащей исключительно потребностям медицины; все более и более нарастает стремление к научному пониманию форм и строения человеческого тела, все более приходится как в анатомических исследованиях, так и в лекционном изложении, пользоваться данными сопредельных с анатомией дисциплин»7. Такой подход к изучению анатомии изменил отношение к составу и численности анатомических коллекций. В данный период закрепляется деление анатомических препаратов согласно известным системам человеческого организма. Системный подход к учебным анатомическим собраниям сохранился до настоящего времени. Коллекция позволяет раскрыть особенности физиологии человека и специфику функционирования отдельных органов в норме и патологии, опираясь на последние достижения естествознания и медицинской науки. Новым в подборе экспонатов анатомического музея стал системно-физиологический принцип. Такой подход позволял на качественно новом уровне изучить и описать не только особенности анатомического строения человека, но выявить закономерности взаимодействия отдельных органов друг с другом, их изменчивость, взаимосвязи целых систем человеческого организма. Для полноценного представления всего материала (в его составе появляются рентгеновские снимки) теперь требуются большие площади под музейные экспозиции. Благодаря настойчивости и принципиальности П. И. Карузина в 1926-1928 гг. был построен новый пятиэтажный анатомический корпус, в котором было выделено два больших зала для анатомического музея (200 и 400 кв. м.)8. Музей был устроен так, что плановые и самостоятельные занятия студентов никогда не мешали осмотру экспозиций посетителями. Многие препараты были отреставрированы, готовились новые. Наряду с мокрыми и сухими препаратами по основам анатомии, музей 1-го МГУ располагал обширной библиотекой. В составе книжного собрания сохранялись как особо ценные книги XVIII, XIX вв., в том числе иностранные издания, пережившие смутные времена войн и разрухи. Некоторые из них и в настоящее время являются украшением музея кафедры нормальной анатомии, которую возглавляет академик РАМН М. Р. Сапин. Основной контингент посетителей музея в начале XX в. составляли группы старшеклассников и студентов медицинских училищ, педагогических вузов Москвы.

Подчинение всех музеев и медицинских вузов Наркомздраву СССР, согласно решению от 1930 г., создало исключительные условия для функционирования музейных структур в виде обособленной и замкнутой ведомственной музейной сети. Такое решение, с одной стороны, способствовало превращению кафедральных музеев медицинских вузов в главные центры по сохранению историко-медицинского наследия страны, с другой стороны, тормозило создание общедоступного музея истории медицины, предпосылки для учреждения которого сложились еще на рубеже XIX-XX вв. Известные профессора медицины П. И. Карузин, З. Г. Френкель и А. В. Мольков воплотили в своей музейной работе прогрессивные достижения предшествовавшего периода и решили актуальные задачи санитарно-гигиенического и научно-образовательного характера, поставленные временем и советским государством, используя для этого возможности музеев и выставок. Деятельность медицинских музеев и выставок в первой трети XX в. под руководством медицинской профессуры одновременно с разработкой научных задач была ориентирована также и на решение социальных проблем. Это является важной особенностью, характерной только для медицинских музеев и не встречается ни в какой другой профильной группе музеев. Работа учреждений ведомственной медицинской музейной сети была направлена на решение задач социалистического строительства, осуществление реформы высшего медицинского образования, формирование новой системы здравоохранения населения СССР. Музеи медицины в России с момента возникновения и на протяжении всего исследованного периода их деятельности были и остаются музеями науки. Они отражают развитие научного познания окружающего нас мира, роль человека в его изучении, место медицины среди других наук. Опыт работы наших пред-

шественников на музейном поприще очень важен для специалистов, музейных работников, историков науки начала XXI в. Комплексное исследование медицинских коллекций и музеев в России 1918-1930 гг., проведенное впервые, позволило обобщить разрозненные источники и рассмотреть этот процесс во взаимосвязи с историей медицины и музейным делом. Даны объективные оценки динамики взаимодействия музеев медицины с музеями других профильных групп, изучены наиболее значимые музейные собрания медицинского характера, прослежены источники формирования и особенности функционирования коллекций по истории медицины. Выявлена роль представителей профессорско-преподавательского корпуса П. И. Карузина, З. Г. Френкеля и А. В. Молькова в развитии музейной деятельности, что будет востребовано нашими современниками при создании аналогичных структур на постсоветском пространстве.

Примечания

1 Постановления I Всероссийского съезда медикосанитарных отделов Советов // Изв. совет. медицины. 1918. № 5/6. С. 13.

2 Основы музееведения: учеб. пособие / отв. ред. Э. А. Шулепова. М.: Едиториал УРСС, 2005. С. 176.

3 ГАРФ. Ф. 1571. Оп. 1. Ед. хр. 3. Л. 191.

4 Шишкин А. П. Государственный институт социальной гигиены НКЗ РСФСР и его роль в развитии социальной гигиены, 1919-1934 гг.: дис. ... канд. мед. наук / науч. рук. чл.-корр. АМН СССР, проф. Б. Д. Петров. М., 1970. С. 18.

5 ГАРФ. Ф. 482. Оп. 1. Д. 116. Л. 28.

6 ГАРФ. Ф. 1571. Оп. 1. Ед. хр. 14. Л. 7.

7 Карузин П. И. Краткая история анатомических институтов при 1-м МГУ. М.: Изд-во 1-го МГУ, 1927. С. 462-463.

8 Сапин М. Р. Профессора-анатомы и анатомический музей ММА им. И. М. Сеченова // Медицинская профессура Российской империи: крат. содерж. и тез. докл. науч. конф., 3 мар. 2006 г. М.: Рус. врач, 2006. С. 183.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.