СОВРЕМЕННЫЕ ПРАКТИКИ ВОСПИТАНИЯ
УДК 348.046.4
ПРАКТИКИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ЦИФРОВОМ МИРЕ
Статья посвящена проблеме развития педагогов в системе дополнительного профессионального образования в условиях цифровизации. Описаны практики применения интерактивных технологий при организации образовательного процесса. В статье рассматриваются программы повышения квалификации в формате смешанного обучения. Предлагается описание практики профессионального развития специалистов в формате квест-игры. Рассматривается организация системной инновационной деятельности на базе учреждений как условие профессионального развития специалистов.
Ключевые слова: образование, дополнительное профессиональное развитие педагога, цифровизация.
Нами был проведен анализ научных статей, посвященных профессиональному развитию специалистов в условиях становления цифровой экономики. Мы выявили, что в них особое внимание уделяется развитию новых компетенций для цифровой экономики [6], цифровых навыков и цифровой грамотности [4], ИКТ-компетенций [3], возможности цифровизации образовательной среды в учебных заведениях [2], [1]. В системе профессионального образования исследуются вопросы применения онлайн-образования, персонализированного и адаптивного обучения, проблемы моти-
Как цитировать статью: Дичина Н. Ю., Переломова Н. А. Практики дополнительного профессионального образования в цифровом мире // Отечественная и зарубежная педагогика. 2019. Т. 2, № 1 (58). С. 99-110.
Н. Ю. Дичина
Кандидат педагогических наук, доцент, заместитель директора Центра профилактики, реабилитации и коррекции, г Иркутск E-mal: [email protected]
Natalia U. Dichina
PhD(Pedagogy), associate Professor, Deputy Director of the center for prevention, rehabilitation and correction, Irkutsk
Н. А. Переломова
Доктор педагогических наук, профессор, заместитель директора по научной и инновационной деятельности учебно-методического центра развития социального обслуживания, г Иркутск E-mail: [email protected]
Natalia A. Perelomova
PhD(Pedagogy), Professor, Deputy Director for research and innovation of the educational and methodical center for the development of social services, Irkutsk
вации и стимулирования работы студентов в онлайн-среде. В системе дополнительного профессионального образования описаны такие формы работы как стажировка [5], опыт использования симуляционных технологий обучения [7].
При определении путей развития системы повышения квалификации специалистов, работающих с детьми-сиротами и детьми, оставшихся без попечения родителей, с приемными семьями, с семьями в тяжелой жизненной ситуации, с семьями, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, мы поставили перед собой следующие вопросы: зачем нужна система дополнительного профессионального образования для этих специалистов? Чему учить, особенно если курсы рассчитаны на 16-24 часа? Как определить содержание обучения? Какие выбрать методы обучения? Как слушатели применяют новые знания и умения?
Ответы необходимо было искать с учетом вызовов современному образованию:
- неограниченный доступ всех слушателей к информации;
- наличие клипового мышления;
- повсеместная цифровизация жизни.
Кроме этого, необходимо было учитывать развитие мобильного интернета, искусственного интеллекта, больших данных и машинного обучения, УЯ/ЛЯ-технологий, интернета вещей и распространение автоматизации в промышленности и экономике. Все это влияет на деятельность наших слушателей, на условия создания образовательной среды на курсах повышения квалификации и повышает потребность формирования цифровых навыков.
Мы определили, что для эффективного развития личностно-профес-сиональных компетенций слушателей в контексте требований времени необходимо отказаться от преподавания в формате лекций и перейти к иному формату подачи материала — в виде комбинации различных видов деятельности слушателей под руководством преподавателя.
Развитие ИКТ- технологий привело к распространению в сети Интренет курсов повышения квалификации в дистанционном режиме. Самостоятельно освоить дистанционный курс способны не более 15% слушателей. Поэтому чрезвычайно важным становится сопровождение дистанционного обучения преподавателями.
Логика организации процесса повышения квалификации слушателей:
1. получение знаний —> 2. оценка знаний —> 3. применение знаний —> 4. возвращение к забытому
1
5. дообучение по проблемным вопросам 6. контроль усвоения -ф 7. закрепление —> 8. результат обучения
Рисунок 1. Процесс повышения квалификации (Professional development procès)
До обучения
•Подготовьте меня: краткий обзор курса (аннотация); вводное чтение; обзоры используемых технологий
Обучение
После обучения
•Расскажите мне:
концептуальные основы;
•Подскажите мне:
демонстрация процессов •Позвольте мне:
упражнения по формированию компетенций
V_У
•Помогите мне:
поддержка преподавателем
онлайн
Рисунок 2. Последовательность обучения (Learning sequence)
Это потребовало внесения изменений в оценку эффективности курсов по трем уровням модели Д. Киркпатрика: 1) удовлетворенность участниковобучения, 2)прогресс в знанияхи навыкахслушателей, 3)применениезнание инавыковнарабочем месте.
Вкачестве форматов реализациипрограммдополнительного про-фессиональногообразования нами была выбрана модель смешанного обучения. Этот формат предполагает сочетание очного и заочного обучения и самостоятельной работы. Заочное обучение организуется с применением дистанционных технологий. Внедрение форматов электронного обучения не уменьшает важность очных сессий. Очные занятия подходят для групповых обсуждений, для встречс успешными профессионалами, дляпанельныхдискуссийученых, практикови чиновников по актуальнойтематике,и других видоввзаимодействий.
Проиллюстрируем данный формат на примере разработки и реализации программы подготовки кадрового резерва руководителей системы социального обслуживания в формате смешанного обучения.
Смешанное обучение состояло из этапоо осного и зоосного обучения в Виртуеоьоой школ е.
Рисунок3.Составляющиепрограммыподготовки кадровогорезерва (Componentsoftheprogram of preparationof a personnelreserve)
При организацииочныхсессий:нами были предусмотреныустано-вочные/обзорные лекциипоизучаемымдисциплинам, панельноеинтер-вью-обсуждение содержания модуля с преподавателем, интерактивные занятияи интегральное занятие — групповоеобсуждение результатов интерактивного мероприятия.
Работа в виртуальной школе включает: 1) самостоятельное изучение материала(текст, видеоролики, презентации); 2) вебинар; 3) консультации преподавателя.
Стажировка организуетсядляизученияроссийского и зарубежного передовогоопыта, приобретенияорганизаторских навыков для выполнения работником новых должностных обязанностей.
Программа стажировки составляется индивидуально с учетом профессиональных навыков, опыта работы, личных качеств резервиста. Она состоит из двух частей: 1) очная стажировка в своем учреждении социального обслуживания/в других организациях на должностях, способствующих выработке специальных практических навыков и умений слушателя; участие в мероприятиях разового и периодического характера: конференциях, выставках, семинарах, наблюдениях и т.п.; 2)
виртуальная стажировка по изучению зарубежного опыта.
Подготовка выпускной квал ификационной работы (ВКР) направлена на выявление пробоем, влияющих на эффективное функционирование системы рароеы с персоналомучреощенпя социальногообслужования и на резралотку пулей ришенкяпроблвм в чистеме работз1 с пермоналом (разраоотоа модели методической работы; опрндтнение р>еоомендаций по ее совлршенттвовению ).
Мы резрлбол аои во велели изченемия к^срчсрочоыт куроы (16-24ч). Это было соязано споиском и реани зоций фтомаров обучения , способствовавшие актуализации йичнoеснoсПpчфeccпoнaльсoгo роста слушатвлен.
Рисунок4.Схемаорганизациикраткосрочных курсов (Theorganisationof shortcourses)
Проведениезанятий натаких краткосрочных курсах обязательно включает в себя: 1) традиционные лекционно-семинарские занятия; 2) (сторителлинг) встречи с профессионалами и лидерами; 3) обмен опытом в группе слушателей (мастер-классы самих слушателей, обсуждения, описание опыта и т.д.).
Новым в нашей деятельности стало применение геймификации как условия профессионального развития специалистов. Нами была разработана длительная региональная дистанционная Квест-игра «Семейное благополучие», которая будет реализовываться в течении 2019 года. Участниками квест-игры стали команды, состоящие из работников территориальных органов опеки и попечительства и организаций социального обслуживания семей и детей в Иркутской области. Всего было сформировано 29 команд по территориальному признаку.
В качестве цели проведения квест-игры как конкурсного соревнования мы определили внедрение инновационных форм работы специалистов учреждений социального обслуживания, повышения имиджа и профессиональных компетенций сотрудников органов опеки и попечительства и организаций социального обслуживания семей и детей в Иркутской области.
Основными задачами квест-игры являются: 1) внедрение и распространение инновационного опыта работы территориальных органов опеки и попечительства Иркутской области и учреждений социального обслуживания, подведомственных министерству социального развития, опеки и попечительства Иркутской области; 2) совершенствование порядка взаимодействия органов опеки и попечительства и организаций социального обслуживания семей и детей в Иркутской области.
Для организации квест-игры нами был разработан сюжет: Вспомните себя. Как вы, будучи совсем молодым человеком, пришли работать в систему социального обслуживания. Вы пришли с желанием помогать людям, в том числе помогать семьям обрести семейное благополучие. Ведь благополучная семья — это основа благополучного государства.
Но мир стремительно меняется. И уже появились новые вызовы, угрожающие институту семьи, и новые возможности современного общества, помогающего сохранить и приумножить семейное благополучие.
Поэтому нас ждет путешествие «Семья в джунглях современного общества». Наша задача в процессе квеста: определить в чем секрет семейного благополучия и можно ли помочь семьям его обрести в джунглях современного общества?
На этом пути нас ждут различные задания. Выполнения каждого задания будет приближать нас к созданию карты-навигации помощи семьям.
Так вперед, друзья!»
Все команды проходят маршрут, состоящий из 7 основных этапов. Каждый этап подразумевает творческое выполнение заданий, связанных с профессиональной деятельностью. Команды выполняют каждое задание в течении месяца, свои решения предоставляют в электронном виде экспертному совету. Только после этого команда получает следующее задание.
Всего предусмотрено 7 заданий (локаций): Локация 1:. Социологическая лаборатория «Азбука семейного благополучия»; Локация 2:
Диспетчерская маршрутов Добра и Помощи; Локация 3: Школа социального сопровождения; Локация 4: Event club «Событие»; Локация 5: Дом писателя; Локация 6: Фотовыставка; Локация 7: Мастерская лучших практик.
Каждое задание было разработано на основе творческого исследовательского подхода к организации профессиональной деятельности по сопровождению приемных семей, семей, находящихся в тяжелой жизненной ситуации или социально-опасном положении.
Локация 1: Социологическая лаборатория «Азбука семейного благополучия» содержала следующее задание:
1. Соберите информацию о теории семейного благополучия. выясните: по каким показателям можно определить семейное благополучие.
2. «Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему» Л. Н. Толстой. Выясните, что помогает семьям обрести счастье и семейное благополучие? Проведите социологическое исследование об особенностях семейного благополучия в вашем муниципалитете.
3. Выясните какие новые форматы работы с семьей помогут им стабилизировать или обрести семейное благополучие?
4. Обобщите собранные материалы
5. Сделайте презентацию с отчетом своего исследования и информацией о семейном благополучии для родителей.
6. Проведите межведомственную переговорную площадку «Семейное благополучие» в своем муниципалитете. Представить презентацию, материалы исследования, фотоотчет о выступлении (5-10 фотографий)
Локация 2: «Диспетчерская маршрутов Добра и Помощи» включала такие задания:
1. разработайте путевой лист по маршруту «Оказание комплексной помощи семье, состоящей на адаптационном учете»; путевой лист должен содержать названия остановок и описание действий на этих остановках;
2. окажите комплексную помощь конкретной семье, стоящей на адаптационном учете,
3. представьте отчет об оказании комплексной помощи конкретной семье, стоящей на адаптационном учете, в виде карты с остано-
вочными пунктами и фотографиями о проделанной работе на каждой остановке.
Завершающая Локация 7: «Мастерская лучших практик» была направлена на выявление лучших практик:
1. Ответьте на вопрос: какой интересной практикой по работе с семьей вы готовы поделиться?
2. Выберите на ваш взгляд наиболее интересные 2-3 практики и обобщите их по предложенному алгоритму.
3. Представьте описание данных практик.
4. Приложите ссылки на отзывы о данной практике в СМИ.
5. Подготовьте мастер-класс по передачи лучшей практики другим муниципалитетам.
Лучшие практики будут представлены на турнире-бенчмаркинге в финале квест-игры с целью обобщения, распространения и популяризации опыта работы специалистов учреждений социальной обслуживания в Иркутской области.
Одним из значимых направлений профессионального развития является организация инновационного поиска. Нами — преподавателями учебно-методического центра развития социального обслуживания был разработан региональный инновационный проект «Институт полиформатного образования участников социального сопровождения семей с детьми». В рамках данного проекта были запущены Универсариум для специалистов, организующих социальное сопровождение семей с детьми. Деятельность в Универсариуме была направлена на создание условий для личностно-профессионального роста специалистов, работающих с семьями. Для этого организовывались семинары, такие как «Проектная мастерская ландшафтного дизайна территории социального сопровождения трудного подростка «Трудный ребенок — ребенок, которому трудно», методический семинар-вебинар «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, семинар в формате коворкинг-площадки по теме «Роль отделений сопровождения в профилактике возвратов детей из замещающих семей в госучреждения» для специалистов учреждений, осуществляющих сопровождение приемных семей.
В региональном проекте предусмотрена семейная лаборатория «Разговор с будущим». Ее деятельность была направлена на обучение родителей и детей. В рамках лаборатории рабочая группа создавала образ желаемого будущего семьи, разрабатывала систему помощи для
коррекции детско-родительских отношений в разных семьях, разрабатывала программу работы с семьями. В качестве продукта были разработаны пособие «Как скорректировать детско-родительские отношения. Методическая тетрадь для родителей» и пособие «Психолого-педагогическая копилка для родителей», содержащая ответы на вопросы: как вырастить детей, которые будут независимы от гаджетов; ошибки родителей, из-за которых дети начинают врать; памятка по информационной безопасности для родителей и т.д. Мы считаем, что работа в такой рабочей группе способствует личностно-профессиональному развитию специалистов.
Основным компонентом в системе регионального проекта «Институт полиформатного образования» стала Проектная мастерская для региональных инновационных площадок (РИПов). Направления инновационной деятельности были сформулированы на форсайт-семинаре: 1 направление «Работа с замещающими семьями»; 2 направление «Работа с семьями, находящимися в социально-опасном положении и тяжелой жизненной ситуации»; 3 направление «Работа с семьями, имеющих детей с ОВЗ». Каждое направление имело своего научного руководителя в лице преподавателя учебно-методического центра.
Прежде чем запустить региональный инновационный проект нами были подготовлены учебно-методические ресурсы (цикл семинаров и курсов повышения квалификации) и научно-методические ресурсы (методические пособие, методические разработки) по направлениям инновационной работы.
Система работы на региональных инновационных площадках строилась следующим образом: 1. Определение инновационного поля научным руководителем; 2. Разработка инновационного проекта на проектировочных семинарах совместно с научным руководителем; 3. Реализация инновационного проекта с промежуточными консультациями и экспертизой процесса и результатов инновационной деятельности; 4. Трансфер инноваций: описание инновационного опыта и проведение диссеминаци-онных семинаров; 5. Проведение стажировок в рамках дополнительных профессиональных программ повышения квалификации.
В 2018 году в этой логике были организована система проектировочных семинаров с рабочими группами инновационных площадок. Кроме этого была организована презентационная площадка «Инновационные процессы в социальной сфере на современном этапе»; проведен обуча-
ющий семинар «Бенчмаркинг: презентация инновационных проектов» и экспертиза разработанных материалов.
Свои разработки рабочие группы региональных инновационных площадок представили в конце года в виде пособий, которые содержали как теоретические модели, так и описание практики реализации инноваций.
Для нас является важными трансфер разработанных и апробированных практик. Прежде всего, рабочие группы демонстрировали свои разработки экспертам и широкой общественности на областных десси-минационных семинарах. Марафон представления практик закончился определением лучших практик. Учреждения, на базе которых была реализована лучшая практика, становились стажировочными площадками. Научные руководители совместно с рабочими группами инновационных площадок разрабатывали программу стажировочной площадки, которая затем становилась составной частью курсов повышения квалификации.
Так, на базе ОГКУСО «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, Ленинского района г. Иркутск» разрабатывалась идея постинтернатного сопровождения детей-сирот. Технология работы с учреждением была построена в логике: разработка инновации на проектировочных семинарах, изучение теоретических аспектов на обучающих семинарах, презентация разработанной практики. В процесса совместной деятельности было проведено картирование процесса постинтернатного сопровождения и апробировано социального сопровождение выпускников на трех уровнях: наблюдательном, активном и оперативном. Для изучения новой практики был разработан и предложен методический квест как новый формат профессионального взаимодействия специалистов.
Методический квест включает следующие этапы: мотивационный, конструктивный, практический, рефлексивный, которые являются станциями в проведении квеста.
Мотивационный этап (начало квеста) — очный методический диалог, цель которого обсудить современные проблемы постинтернатного сопровождения, познакомиться с форматом деятельности и наметить программу работы над квестом.
Конструктивный этап (станция «Поехали!») — моделирование условного пространства деятельности отделения в квесте.
Практический этап (станция «Начало начал», станция «Рабочий лад») — получение и освоение информации по организации постинтер-
натного сопровождения, применение и отработка полученных знаний на практических задачах.
Рефлексивный этап (станция «Себя не похвалишь — никто не похвалит», завершение методического квеста) — обобщение и систематизация полученной информации и практического опыта, определение соответствия результата первоначальному замыслу, осмысление перспективы использования полученного опыта в работе.
В результате такой игры специалисты не только познакомились с моделями постинернатного сопровождения, но внимательно изучили нормативно-правовую документацию, сами попробовали выступить в роли организаторов и ответственных за постинтернатное сопровождение.
Литература
1. Блинов В. И. Есенина Е. Ю. Сатдыков А. И. Развитие квалификации педагогических кадров профессионального образования в условиях цифровой экономики. Журнал дополнительное профессиональное образование в стране и мире / № 1 (37) 2018
2. ELearning Stakeholders and Researchers Summit 2018: материалы междунар. конф.: Proc. of the Intern. Conf., Москва, 5-6 декабря 2018 г. / Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики»— М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2018. URL: https://elearning.hse.ru/news/229257621.html (дата обращения: 10.03.2019).
3. Картукова А. А. Цифровая образовательная среда как фактор профессионального развития педагога Цифровая образовательная среда: новые компетенции педагога.: Сб. материалов участников конф. [Электронный ресурс].— Электрон.текстовые дан. (1 файл pdf: 133 с.).— СПб.: Из-во «Международные образовательные проекты», 2019. URL: https://xtern.ru/sites/default/files/ wysiwyg/user19009/sbornik_cos_2018.pdf (дата обращения: 10.03.2019).
4. Колыхматов В. И. Основные направления развития системы дополнительного профессионального образования в условиях становления цифровой экономики. Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта.— 2018.— № 10 (164). URL: http://lesgaft-notes.spb.ru/files/10-164-2018/ p132-136.pdf (дата обращения: 10.03.2019).
5. Лалаева З. А. Малинина Т. В. Стажировка — форма реализации дополнительных профессиональных программ. Журнал дополнительное профессиональное образование в стране и мире / № 1 (37) 2018
6. Малгаров И. И. Профессиональные требования к педагогу в условиях цифровой экономики Проблема наставничества в непрерывной подготовке обучающихся к профессиональной карьере: традиции и инновации [Электронный ресурс]: сборник статей участников Всероссийской научно-практической конференции (25 октября 2018 г., г. Якутск). URL: https:// mcito.ru/publishing/teleconf/svfu_15/submitted.html (дата обращения: 10.03.2019).
7. Павлов А. В. Иванова И. В. Жбанников П. С. Опыт использования симуляционных образовательных технологий при изучении вопросов бережливого производства в медицине: «фабрика процессов поликлиника». Журнал дополнительное профессиональное образование в стране и мире / № 1 (37) 2018
PRACTICE OF ADDITIONAL PROFESSIONAL EDUCATION IN THE DIGITAL WORLD
The article is devoted to the problem of teachers ' development in the system of additional professional education in the conditions of digitalization. The practice of using interactive technologies in the organization of the educational process is described. The article deals with
training programs in the format of blended learning. A description of the practice of professional development of specialists in the format of a quest game. The organization of system innovation activity on the basis of institutions as a condition of professional development of specialists is considered.
Keywords: education, additional professional development educator, digitalization
References
• Blinov V. I. Esenina E. YU. Satdykov A. I. Razvitie kvalifikacii pedagogicheskih kadrov professional'nogo obrazovaniya v usloviyah cifrovoj ehkonomiki. ZHurnal dopolnitel'noe professional'noe obrazovanie v strane i mire / № 1 (37) 2018. [In Rus].
• ELearning Stakeholders and Researchers Summit 2018: materialy mezhdunar. konf.: Proc. of the Intern. Conf., Moskva, 5-6 dekabrya 2018 g. / Nac. issled. un-t «Vysshaya shkola ehkonomiki»— M.: Izd. dom Vysshej shkoly ehkonomiki, 2018. URL: https://elearning.hse.ru/news/229257621.html (data obrashcheniya: 10.03.2019).
• Kartukova A. A. Cifrovaya obrazovatel'naya sreda kak faktor professional'nogo razvitiya pedagoga Cifrovaya obrazovatel'naya sreda: novye kompetencii pedagoga.: Cb. materialov uchastnikov konf. [EHlektronnyj resurs].— EHlektron.tekstovye dan. (1 fajl pdf: 133 s.).— SPb.: Iz-vo «Mezhdunarodnye obrazovatel'nye proekty», 2019. URL: https://xtern.ru/sites/default/files/wysiwyg/user19009/sbornik_ cos_2018.pdf (data obrashcheniya: 10.03.2019).
• Kolyhmatov V. I. Osnovnye napravleniya razvitiya sistemy dopolnitel'nogo professional'nogo ob-razovaniya v usloviyah stanovleniya cifrovoj ehkonomiki. Uchenye zapiski universiteta imeni P. F. Lesgafta.— 2018.— № 10 (164). URL: http://lesgaft-notes.spb.ru/files/10-164-2018/p132-136.pdf (data obrashcheniya: 10.03.2019).
• Lalaeva Z. A. Malinina T. V. Stazhirovka — forma realizacii dopolnitel'nyh professional'nyh programm. ZHurnal dopolnitel'noe professional'noe obrazovanie v strane i mire / № 1 (37) 2018. [In Rus].
• Malgarov 1.1. Professional'nye trebovaniya k pedagogu v usloviyah cifrovoj ehkonomiki Problema nastavnichestva v nepreryvnoj podgotovke obuchayushchihsya k professional'noj kar'ere: tradicii i innovacii [EHlektronnyj resurs]: sbornik statej uchastnikov Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii (25 oktyabrya 2018 g., g. YAkutsk). URL: https://mcito.ru/publishing/teleconf/svfu_15/ submitted.html (data obrashcheniya: 10.03.2019).
• Pavlov A. V. Ivanova I. V. ZHbannikov P. S. Opyt ispol'zovaniya simulyacionnyh obrazovatel'nyh tekh-nologij pri izuchenii voprosov berezhlivogo proizvodstva v medicine: «fabrika processov poleanklini-ka». ZHurnal dopolnitel'noe professional'noe obrazovanie v strane i mire / № 1 (37) 2018. [In Rus].