3 МихайловскийН. К Сочинения. СПб., 1896-1897. С. 405.
4 Москвичи С. Век толпы. М., 1998. С. 449-450.
5 Михайловский Н. К. Герои и толпа // Социология в России XIX - начала ХХ веков. Общество. Законы истории. Прогресс. Цели и нормы жизни / под ред. В. И. Добренькова. М., 2001. С. 348.
удк 316.4
практика внедрения прикладного бакалавриата в систему спо
и. н. иванова, о. Л. Шарова
Саратовский государственный технический университет им. гагарина Ю. а.
E-mail:[email protected], [email protected]
в статье рассматриваются проблемы внедрения прикладного бакалавриата в систему среднего профессионального образования российской Федерации. особое внимание уделено результатам эмпирического исследования по данному вопросу, выполненного авторами среди студентов и преподавателей в учреждениях СПо Саратовской области.
Ключевые слова: прикладной бакалавриат, реформирование, среднее профессиональное образования, студенты, преподаватели.
Introduction Practice of Applied Baccalaureate AP into the system of secondary Professional Education
I. N. Ivanova, o. L. sharova
The problems of introduction of Applied Baccalaureate (AB) into the system of secondary professional education in the Russian Federation are reviewed in this article. The results of empirical analysis done by the authors among students and teachers in the institutions of secondary professional education in Saratov region are of special emphasis.
Key words: Applied Baccalaureate (AB), reformation, secondary professional education, students, teachers.
Развитие системы среднего профессионального образование и создание базы квалифицированных рабочих кадров являеются одними из приоритетов реформирования современной системы российского образования. В связи с возрастающим притоком неквалифицированной рабочей силы из Средней Азии лишь повышение качества выпускников системы среднего профессионального образования может создать возможности для реализации поставленных задач. Модернизация системы среднего профессионального образования (СПО) должна в ближайшее время стать основой национальной образовательной системы. Перед колледжами и техникумами поставлена задача создания новой рабочей интеллигенции, которая примет активное участие в модернизации экономики и развитии общества.
Среди направлений преобразования системы подготовки профессиональных кадров сред-
6 Кропотин П. А. Этика: Происхождение и развитие нравственности. С. 3. URL: // http://log-in.ru/books/etika-kropotkin-p-a-filosofiya (дата обращения: 05.01.2014).
7 Кропотин П. А. Справедливость и нравственность. С. 4. URL: // http://pagan.ru/lib/books//wera/kropotkin1. php (дата обращения: 05.01.2014).
него звена наиболее актуальными, на наш взгляд, являются два - вхождение учреждений СПО в состав высших учебных заведений и введение прикладного бакалавриата. Эти направления являются инновационными и способны при соответствующей реализации повысить значимость данной системы в глазах российского общества.
Процесс вхождения учреждений СПО в систему высшего профессионального образования (ВПО) в нашей стране начался в 90-х гг. ХХ в. В последующие годы была проведена определенная работа по модернизации и совершенствованию системы профессионального образования1. При этом все чаще система СПО рассматривалась не как отдельная образовательная подструктура, а в сочетании с системой ВПО. Возобновление действий по включению СПО в систему ВПО произошло в 2010 г., когда началась структурная перестройка системы среднего профессионального образования и большая часть учреждений СПО перешла в ведение учреждений ВПО.
Параллельно с этим процессом в структуре СПО проводится еще один эксперимент - открытие программ прикладного бакалавриата, обусловленный требованиями, предъявляемыми к выпускникам современным произ-водством2. Современные выпускники должны обладать не только суммой знаний и умений, но и иметь профессиональные компетенции, т. е. не только выполнять профессиональные операций, но и адекватно воспринимать инновации и быть готовыми и способными в течение профессиональной жизни к совершенствованию своих профессиональных навыков. Однако состояние, в котором находится система СПО в настоящее время, не способствует реализации данной задачи. Уровень подготовки специалистов среднего профессионального образования в России не соответствует требованиям производства, поэтому внедрение прикладного бакалавриата - насущная необходимость, продиктованная увеличивающимся спросом со стороны
© Иванова И. Н., Шарова О. Л., 2014
работодателей на комбинацию практических навыков и теоретических знаний у выпускников учреждений профобразования. Именно прикладные бакалавры должны обладать достаточной технологической культурой и достаточной мотивацией к работе на тех рабочих местах квалифицированных исполнителей, которые предприятия сегодня частично заполняют выпускниками вузов. Рассмотрим более подробно новое для российской системы образования понятие - «прикладной бакалавриат»3.
Введение эксперимента по внедрению прикладного бакалавриата началось в 2009 г.4 Основная цель введения бакалавриата - тестирование инновационных программ обучения, организация взаимодействия учебных заведений и работодателей, что должно в конечном итоге привести к повышению качества подготовки выпускников профессиональных заведений для рынка труда. Эксперимент продлится до 1 ноября 2014 г., и по его итогам планируется до 50% программ СПО преобразовать в программы прикладного бакалавриата. Об этом говорится в итоговом докладе о результатах экспертной работы по актуальным проблемам социально-экономической стратегии России на период до 2020 года (Стратегия-2020)5.
В настоящее время принято рассматривать прикладной бакалавриат не как ступень развития системы СПО, приближения ее к потребностям работодателя, а как адаптацию высшего профессионального образования к рынку труда. В. Мау полагает, что введение прикладного бакалавриата поможет «смягчить давление на университетское образование со стороны массового спроса»6. После принятия нового Закона об образовании7 прикладной бакалавриат становится частью вузовской программы, студенты могут определить вектор своего развития в профессии и перспективы повышения образования. Вопрос в другом: соответствует ли современная структура образования России требованиям, которые предъявляются к прикладному бакалавриату?
По Международной стандартной классификации образования (МСКО) ЮНЕСКО программы прикладного бакалавриата соответствуют уровню 5 В, который описан в МСКО как прак-тикоориентированные программы первого этапа третичного образования со сроком обучения от двух до четырех лет. В Европе прикладной бакалавриат распространен в колледжах профессионального образования Великобритании, Fachhochschulen Германии, государственных колледжах Норвегии, политехникумах Финляндии и иных подобных учебных заведениях, в Японии успешно функционируют технические колледжи «KOSEN»8.
Очевидно, что прикладной бакалавриат дает возможность реализовать образовательные программы подготовки для приоритетных направлений модернизации и технологического развития
экономики России. Однако до сих пор широкой общественности не предоставлена информация о результатах проведения эксперимента по внедрению прикладного бакалавриата в СПО. Несмотря на отсутствие информации об итогах слияния учреждений СПО с вузами и реализации программ прикладного бакалавриата, эти направления реализуются. Одной из целей нашего эмпирического исследования стало как раз изучение вопроса о том, насколько понимают и принимают студенты и преподаватели системы СПО происходящие в образовательных учреждениях процессы модернизации.
Исследование проводилось в 2012 г. в учреждениях СПО Саратовской области. Формировалась выборка на основании статистических данных, представленных Областным управлением статистики по Саратовской области. В опросе участвовали студенты и преподаватели как государственных, так и негосударственных учебных заведений. В целом репрезентативная выборка соответствует генеральной. Опрос был случайным, в нем участвовали более 300 студентов колледжей, техникумов и училищ Саратовской области и 112 работников системы СПО. Проанализируем полученные нами результаты.
Важным, на наш взгляд, является вопрос о том, где обучались студенты СПО ранее, поскольку современные абитуриенты - это как раз та категория населения, которая прочувствовала на себе все модернизационные мероприятия, реализованные в ПНП «Образование». Так, по данным П. Н. Осипова, Д. Л. Константиновско-го, Г. А. Ключарева, абитуриентами и студентами среднего профессионального образования являются выпускники общеобразовательных школ9. Результаты нашего исследования подтверждают эту точку зрения: 80% опрошенных учились до момента поступления в СПО в общеобразовательных школах, что вполне предсказуемо, так как именно общеобразовательные школы являются основными «поставщиками студентов» для системы СПО. Только 2% респондентов - выпускники профессиональных лицеев или профессиональных училищ. Выпускников лицеев (в прошлом профессиональных училищ начального профессионального образования) становится с каждым годом все меньше. Этот факт говорит, с одной стороны, об уменьшении престижа системы СПО для выпускников НПО, а с другой стороны, что по новому Закону об образовании системы начальной профессиональной подготовки в нашей стране больше нет. Выпускники гимназий и школ с углубленным изучением ряда предметов составляют 18% респондентов. Это студенты из областного центра и крупных городов области, живущие в полных семьях и имеющие материальное благополучие, намеренные после окончания СПО учиться в вузе. Полученные нами данные аналогичны
показателям в целом по учебным заведениям и распределению поступления выпускников после окончания школы10.
Среди сотрудников учреждений СПО, принявших участие в опросе, женщины составляют 76%, мужчины -24%; 32,4% респондентов имеют стаж работы в системе СПО более 15 лет, 27% - до 10 лет. По 20,3% - сотрудники со стажем до 5 лет и от 10 до 15 лет. В целом такие данные соответствуют общероссийским показателям и подтверждают мнение о феминизации и старении педагогических коллективов учреждений СПО. Администрация образовательных учреждений состоит в основном из женщин, проработавших более 15 лет. Педагогический стаж свыше этого срока имеют 39%, стаж до десяти лет - 21,6%, свыше 15 лет - 20,3% и стаж до 5 лет имеют 18,9% опрошенных. Полученные нами результаты демонстрируют, что ротация педагогических кадров СПО происходит, как правило, за счет работников системы НПО и гораздо реже - ВПО.
Одним из основных был вопрос о причинах, побудивших выпускников основной и полной школы выбрать для продолжения образования структуру СПО. Ответы распределились следующим образом. Почти половина опрошенных (49%) указывают, что хотели и планировали учиться именно в СПО; 21% выбрали учреждения СПО, надеясь на то, что это позволит им в будущем устроиться на работу по приобретаемой профессии; 11% (это респонденты из числа выпускников 11-го класса) - абитуриенты, не поступившие в вуз на бюджетное отделение. Среди других причин, выбранных респондентами, были: за компанию с друзьями (7%), не хотели сдавать ЕГЭ (6%), расположено близко к дому (4%). Наименьший процент респондентов набрал вариант «Поступил в учебное заведение по совету родителей» - 2%. Полученные результаты подтверждают российскую тенденцию о самостоятельном выборе СПО для продолжения образования, описанную ранее М. Горшковым и Э. Шереги, П. Осиповым. По мнению этих авторов, 47,8% респондентов самостоятельно и сознательно выбрали профессию и, что самое важное, место обучения и тип учебного заведения11.
Анализ интервью сотрудников учреждений СПО также подтверждает факт возрастающего интереса абитуриентов-выпускников основной школы к обучению в колледжах и техникумах. Но причины интереса, по мнению экспертов из числа сотрудников системы СПО, находятся в плоскости социальных проблем. В частности, преподаватели ряда учреждений СПО Саратовской области говорили о новой проблеме - адаптации к обучению. В результате проводимых в средней школе реформ определенное количество учащихся было лишено возможности получать полноценное образование и исполнять роль уче-
ника. Педагоги утверждают, что вследствие нерегулярной учебы, обусловленной рядом объективных причин, а именно транспортной проблемой в сельской местности, слиянием малокомплектных школ, ориентацией школы на сдачу ЕГЭ, сформировался «слабо адаптированный к социуму тип личности». В учреждениях СПО, стараясь сохранить контингент обучающихся, стали организовывать группы адаптации к обучению и выравниванию базовых знаний, руководят которыми, как правило, социальные педагоги, психологи и кураторы групп. Подобный педагогический процесс, учитывающий индивидуальные потребности личности, организованный в стенах СПО, а также наличие кадров, способных помочь молодому человеку компенсировать упущенное, позволяет юноше или девушке стать более социализированным, а значит, и конкурентоспособным, предоставляет дальнейшую возможность повысить свой образовательный уровень, и это в конечном счете привлекает абитуриентов.
Наши данные о популярности учреждений СПО подтверждаются данными исследования рынка профессий Саратовской области, проведенного под руководством А. Н. Кочетова. Так, в своей работе автор утверждает, что вопреки распространенному мнению о ненужности и невостребованности среднего профессионального образования в период роста престижности высшего профессионального образования с 1990 по 2008 г. оно, по крайней мере в Саратовской области, утратило свои позиции незначительно и резкого сокращения набора в учреждения СПО не произошло даже на фоне демографического спада. Учреждения СПО и НПО в связи с утратой своего назначения по воспроизводству кадров соответствующего профиля стали функционировать как «социальная база пополнения высшего образования»12.
По данным нашего опроса, продолжить образование в вузе планируют 65% респондентов, остальные или не решили (20%), или не хотят учиться дальше (15%). Среди тех, кто планирует дальнейшее обучение, - студенты выпускных курсов. Не планируют продолжать учиться студенты из областного центра и жители крупных городов, в основном юноши. Эти данные подтверждают мнение о феминизации высшего образования и постепенном понимании того, что оно не является гарантией трудоустройства. Юноши, тем более те, для кого неактуальна отсрочка от службы в рядах Российской армии, начинают относиться к образованию прагматично. Наши данные соответствуют общероссийской тенденции выбора учреждения СПО как промежуточного звена в получении высшего образования. По словам И. В. Абанкиной, для многих студентов училищ, колледжей и техникумов рассматриваемая нами ступень образования лишь «трамплин в вуз»: «И половина ребят, окончивших учреждения среднего профессионального образования, не
34
Научный отдел
выходят сразу на рынок труда. Минуя ЕГЭ, они поступают на второй, а иногда и на третий курс в вуз. Сейчас их становится все больше». Многие родители в маленьких городах и селах отправляют детей учиться в техникумы и училища, чтобы они уезжали в крупные города, где находятся университеты, не в 17 лет, а после 2013.
Поскольку процесс вхождения учреждений СПО в состав вузов уже завершен и некоторые учреждения СПО уже несколько лет работают в их составе, мы попросили студентов высказать свое мнение по этому вопросу. Положительно высказались 35,5%. Это студенты из малых городов и областного центра, основная часть опрошенных - те, кто выбрал вариант обучения в системе СПО для получения специальности: «Конечно, хорошо, нам гарантировано поступление в вуз...» (студентка СПО, 19 лет, обл. центр). Отрицательно относящихся к вхождению СПО в состав вузов 20% - это студенты из сел и деревень: «Отношусь отрицательно, зачем вузам мы нужны? Будут ли у нас льготы или нет, еще неизвестно» (студентка СПО, 17 лет, обл. центр). Не определившихся по этому вопросу 30%.
Сравним мнение студентов с мнением преподавателей системы СПО. Те, кто противится вхождению учреждений СПО в состав вузов (40,5% опрошенных), объясняют это, например, следующим: «К нам пришли, когда мы присоединялись, комиссия из университета и говорят, а зачем вам мастерские, у нас в университете их нет. Мы говорим, что нам без мастерских никак нельзя, у нас другое, мы учим больше руками работать. Да эти мастерские сдали в аренду, что-то там теперь производит кто-то. Нам чуть-чуть оставили помещений и оборудования для ознакомительной учебной практики» (преподаватель, муж., 62 года, обл. центр). Объяснения этой позиции практически одинаковы -представители вузов не в полной мере понимают специфику обучения в СПО, кроме того, преподавателей «пугает неизвестность», касающаяся будущего учебного заведения. В этой группе -практически все члены администрации и преподаватели с большим педагогическим стажем.
Положительно относятся к присоединению учреждений СПО к вузам 27%, не определились 32,5% респондентов. Среди тех, кто приветствует присоединение к вузу, - сотрудники со стажем работы в СПО менее 10 лет. Очевидно, что данная группа опрошенных еще не имеет устоявшегося мнения, открыта реформам и изменениям. Мы сравнили мнения студентов и преподавателей по этому вопросу и выяснили, что в целом студенты относятся более положительно к вхождению СПО в состав вуза, чем преподаватели.
В связи с реформированием системы профессионального образования в нашем опросе речь шла и о введении прикладного бакалавриата. Мы задали студентам СПО вопрос: «Является ли введение прикладного бакалавриата возможностью
для СПО стать конкурентоспособной структурой на рынке образования?». Полученные данные говорят, что 44% не знают, что это такое (в том числе это и студенты того образовательного учреждения, где реализуется программа прикладного бакалавриата); 22% ответили, что прикладной бакалавриат является возможностью повысить престиж образования в СПО.
Среди тех, кто положительно относится к введению бакалавриата, - респонденты, надеющиеся после окончания СПО устроиться на работу. Наибольшее количество пропущенных ответов дали опрошенные, выбравшие учебу в СПО за компанию с друзьями. Отрицательное отношение к бакалавриату демонстрируют те, кто «хотел учиться именно в СПО». Сторонниками прикладного бакалавриата являются юноши в возрасте от 18 до 20 лет, которые оценивают материальное положение своих семей как высокое. Интересен факт, что среди тех, кто не знает, что такое прикладной бакалавриат, в основном девушки в возрасте от 15 до 17 лет.
Неоднозначно относятся к идее введения в СПО прикладного бакалавриата и сотрудники системы СПО Саратовской области. Получены следующие данные: прикладной бакалавриат поможет СПО стать конкурентоспособной структурой на рынке труда - 41,9%; отрицательно относятся к введению бакалавриата на базе СПО 29% опрошенных нами сотрудников СПО; не определились по этому вопросу 29,1 %.
Среди тех, кто «за» прикладной бакалавриат, - преподаватели, проработавшие не более 10 лет в учреждениях СПО, имеющие высшее и послевузовской образование. Среди активных противников - администрация и проработавшие более 15 лет преподаватели, а их в образовательных учреждениях подавляющее большинство. В целом сотрудники более осведомлены о том, что такое прикладной бакалавриат, но мнения и у студентов, и у тех, кто их обучает, распределились примерно поровну между отрицанием и принятием. Таким образом, процесс введения прикладного бакалавриата будет тормозиться сверху и снизу.
Итак, данные нашего исследования соответствуют российской тенденции, аналогичны результатам социологического исследования, проведенного в ряде областей Центрального Черноземья. Исследование было направлено на выявление противоречий в ходе реализации инновационной деятельности, и один из выводов, сделанных исследователями, состоит как раз в том, что многие сотрудники и студенты не понимают того, для чего нужны инновации, а прикладной бакалавриат и включение учреждений СПО в систему ВПО, безусловно, являются тако-выми14. В результате непонимания сути инициированных правительством процессов на местах при реализации поставленных задач произошла подмена понятий, при которой инновации, ори-
ентированные на экономическим или социальный эффект, не воспринимаются как значимые для человека, требующие осмысления, принятия и руководства к действию для каждого участника образовательного процесса.
Примечания
1 См.: О введении в действие государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования : приказ Министерства образования РФ от 16.05.2002 г. № 1799 // Официальные документы в образовании. 2002. № 22.
2 См.: Иваненко И. А. Подготовка специалистов в условиях социального заказа в формате социального партнерства // Университетское управление. 2011. № 1. С. 53
3 См.: Блинов В. Выпускник прикладного бакалавриата - мечта работодателя. URL: http://www.vashidengi.info/ news /chto_takoe_prikladnoj_bakalavriat/2012-01-06-4399 (дата обращения: 19.12.2013).
4 См.: О проведении эксперимента по созданию прикладного бакалавриата в образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования : постановление Правительства РФ от 19.08.2009 г. № 667 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2010. № 1.
5 См.: Стратегия-2020 : Новая модель роста - новая социальная политика. Итоговый доклад о результатах экспертной работы по актуальным проблемам социально-экономической стратегии России на период до 2020 года. URL: http://2020strategy.ru/2020 (дата обращения: 19.12.2013).
6 Мау В. Человеческий капитал : вызовы для России // Вопр. экономики. 2012. № 7. C. 121.
7 Об образовании в Российской Федерации : федер. закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ. URL: http://www.
удк 316.613
zakomf.info/zakon-ob-obrazovanii-v-rfy (дата обращения: 19.12.2013).
8 См.: Европейский фонд образовании. URL: http://www. minedu.fi/vet2006/Copenhagen_process.html?lang=en-(дата обращения: 23.04.2012) ; Пакшина Н. А., Пак-шин П. В. Технические колледжи : опыт Японии // Профессиональное образование. Столица. 2012. № 8. C. 44-45.
9 См.: Осипов П. Н. Студент средней профессиональной школы // Социс. 1998. № 11. C. 103 ; Константинов-ский Д. Л. Молодежь 90-х : самоопределение в новой реальности. Профессиональные ориентации российских старшеклассников 90-х годов : планы и их реализация. М. : Центр социологии образования РАО, 2000. С. 187-188 ; Ключарев Г. А. Человеческий капитал и проблема неравенства в модернизирующемся образовании // Вестн. Ин-та социологии. 2011. № 3. С. 92.
10 См.: КонстантиновскийД. Л. Неравенство и образование : опыт социологических исследований жизненного старта российской молодежи (1960-е годы - начало 2000-х). М. : ЦСП, 2008.
11 См.: ГоршковМ. К., Шереги Ф. Э. Молодежь России : социологический портрет : 2-е изд., доп. и испр. М. : Ин-т социологии РАН, 2010.
12 Кочетов А. Н. Профессиональное образование и рынок труда : проблемы взаимодействия // Социс. 2011. № 5. С. 89.
13 Башарова С., Колесниченко А. Образование не работает // Новые известия. 27.06.2012. URL: http://demoscope. ru/weekly/2012/0517/gazeta044.php (дата обращения: 19.12.2013).
14 См.: Аналитический отчет по результатам социологического исследования «Изучение объективных и субъективных противоречий в процессе управления инновациями в системе высшего и среднего профессионального образования в регионах Российской Федерации». URL: http://sokrat.region48.m/menu_projects/ files/sokrat2009.pdf (дата обращения: 19.12.2013).
азиатские связи японской социологии
Ю. В. ставропольский
Энгельсский технологический институт (филиал) Саратовского государственного технического университета им. гагарина Ю. а. E-mail: [email protected]
в статье рассматриваются основные причины, по которым японская социология не поддерживает значимых плодотворных связей с азиатскими социологами и не ведёт исследований, направленных на Азию.
Ключевые слова: социология, японский, исследования, общество, азиатский, группа.
Asian Connections of the Japanese sociology Yu. V. stavropolsky
This feature deals with the main reasons due to which the Japanese sociology does not maintain any significant fruitful connections to the Asian sociologists and carries out no research targeting at Asia.
Key words: sociology, Japanese, research, society, Asian, group.
В 2010 г. в издательстве Токийского университета увидела свет монография профессора японского Азиатского университета Т. Окуи (Okui) под названием «История социологии» (Shakaigaku no Rekishi). В рецензиях на эту монографию подчеркивалось, что она представляет собой «стабильное учебное пособие по социологической истории», а также «добротное введение в социологию». Книга профессора Т. Окуи составлена из двенадцати глав, посвященных за-
© Ставропольский Ю. В., 2014