ОТ ПЕРВОГО ЛИЦА
ПРАКТИКА В ОСНОВЕ ПОДГОТОВКИ ВОЕННЫХЛЕТЧИКОВ
Геннадий Васильевич Зибров
родился 29 октября 1961 г в селе Борщево Панинского района Воронежской области почетный гражданин Воронежа и Воронежской обл.).
В 1983 г. окончил Воронежское высшее военное авиационное инженерное у чили ще.
В 1931 г. - помощник начальника штаба по кадрам и строевой части отдельной вертолетной эскадрильи, с 19®4 г. - помощник начальника штаба по строевой части и кадрам отдельного батальона аэродромно -технического обеспечения вертолетного полка, с 1985 г - помощник начальника штаба по строевой части и кадрам авиационно-технического полка, а с 1986 г - помощник начальника отделения кадров гвардейской истребительной авиационной дивизии в Группе советских войск в Германии.
В 19&9 г. служил помощником начальника отделения ка дров авиационной ди виз и и истребителей-бомбардировщиков воздушной армии, затем-офицер,а с 1991 г.-старший офицер отдела кадров воздушной армии в Дальневосточном военном округе.
В1992 г. - заместитель начальника отдела кадров^ а с 1993 г - начальник отдела кадров Воронежского ВВАИУ,
В 1998 г. окончил Военно-воздушную академию имени ЮА Гагарина {сотличием] и был назначен заместителем начальника Воронежского военного авиационного инженерного института по материальному обеспечению, а с 2000 г -заместитель начальника ВВАИИ по тылу - начальник тыла,
В 2001 г. - начальник Воронежского ВВАИУ, а с ноября 2008 г. -начальник Военного авиационного инженерногоуниверситета.
С13 декабря 2012 г. - начальник Воен но-воздуш н ой ака дем и и имени профессора Н. Е. Жуковского и ЮА Гагарина.
Начальник Военно-воздушной академии имени профессора Н,Е. Жуковского и Ю,А. Гагарина доктор педагогических наук, профессор, генерал-полковник Геннадий В а сильев нч ЗИБРОВ, кавалер орденов «За заслуги перед Отечеством» IV степей и, «Александра Невского» н «За военные заслуги» ответил на вопросы нашего журнала.
этих учебных заведений и учреждений?
- Вопрос правомерный и актуальный. И мне приятно на него отвечать как раз в связи с тем, что работа по сохранению наследия прославленных авиационных академий, других вузов, вошедших в наш состав, поставлена на достаточно высокий уровень, В этой связи я с благодарностью и понятной гордостью могу вспомнить слова прежнего начальника Военно-воздушной академии имени Гагарина генерал-полковника Бориса Федоровичи Королькова. Несколько лет назад с делегацией стол ь же близких к академии людей он принимал участие в мероприятиях, приуроченных к 95-летию вуза, и, убедившись в том, что по соответствующим направлениям подготовки в Воронеже налажен качественный учебный процесс, традиции академии сохраняются, и наставники прежней школы остаются примером для постоянного и переменного состава, открыто признался: «Мы ехали в гости, а попили домой! Тогда же в идрес коминдова-ния была выражена просьба, в которой нашли отражения самые искренние чувства и чаяния: все силы, знания и энергию направлять на процветание «нишей с вами», как было сказано, академии.
Встречи с ветеранами, которых мы помним, любим и ценим, проходят регулярно. Гости приезжают к нам из
— Геннадий Васильевич, Военный учебно-научный центр ВВС «Военно-воздушна я академия» включил в себя Военно-воздушную академию имени НУ.А. Гагарина и Военно-воздушную инженерную академию имени профессора Н.Е. Жуковского, Военный авиационный инженерный университет, Военный инстшпут радиоэлектроники, Иркутп-ское и Ставропольское высшие военные авиационные инженерные училища, Тамбовское ВВАИУ радиоэлектроники, а также Федеральный государственный науч-но-исследователъский испъппателъный центр радиоэлектронной борьбы и оценки эффективности снижения за метн ости. Как сохраняются и приумножаются исторические традиции и достижения
4
■2018 № 5
разных городов, где б прежние годы осуществлялась подготовка специалистов для Воен-но-воз душных сил, и в своих мнениях они не расходятся: современная академия является достойным правопреемником.
Важно для нас и другое: чтобы с первых дней обучения нынешние курсанты и слушатели следовали главному правилу, а именно - все новые успехи и достижения академии должны связываться у них с собственными именами. Так и приумножаются исторические традиции. И на это настраивают наших военнослужащих, получающих на курсантских и слушательских факультетах соответствующий уровень подготовки, опытные преподаватели, многие из которых вышли из прежних вузов.
Преемственность должна быть перед глазами. И в этом плане сделано много. В фойе нового учебного корпуса в соответствующем оформлении выставлены все переданные нам исторические боевые знамена, награды вузов. Полностью переоборудован музей академии. Эстетически красиво и наглядно в музее, учебных корпусах, на факультетах и кафедрах оформлены наша общая история, достижения, фотографии и стенды о руководителях вузов, прославленных выпускниках. Библиотека хранит бесценное наследие трудов предшественников. Одним словом, хотя сегодня ВУЗ и один как юридическое лицо, но в нем живут и приумножаются все лучшие традиции и достижения расформированных образовательных организаций Министерства обороны.
— Для военных летчиков состояние учебкой материально-технической базы млеет очень большое значение. Это ведь не
только пгренажерные комплексы,но и самолеты, на которых практикуются курсанты и слушатели. Что можно сказать о сегодняшнем парке учебных машин? Какие инновационные программы внедряются для повышения практической подготовки будущих летчиков и инженеров с учетом новой авиатехники (с учетом филиалов)?
- Состоящая на вооружении в академии авиационная техника насчитывает более десяти типов и модификаций вертолетов и самолетов, среди которых есть как новая авиационная техника, так и проверенная временем и опытом эксплуатации в боевых условиях.
«Прогресс авиации обеспечивается коллективным трудом людейя.
А.Н. Туполев, генерал-пол ков ни к-инженер, доктор технических наук, академик. Трижды Герой Социали-
ста чес ко го Труд а
К примеру, для обучения курсантов по программе первоначальной летной подготовки используется современный вертолет АНСАТ-У, разработанный на Казанском вертолетном заводе. А для обучения курсантов старших курсов используются вертолеты типа Ми-8 и Ми-24. При этом доля современных образцов авиатехники постоянно у ве л ичи вается.
Большое значение имеет тренажная подготовка летчиков. Академия оснащена
современными тренажерными комплексами, позволяющими отрабатывать не только навыки в эксплуатации авиационной техники в стандартных условиях полета, но и моделирование особых случаев, которые могут возникнуть в реальном полете. Это тренажерные комплексы как для новейшей авиационной техники (СТВ-28, КТ-Ми- 8ИМТВ- 5), так и для техники, уже давно эксплуатирующейся в войсках (КТС-32 - Ил-76, КТС-15-1 - Ту-22МЗ и др.), которые проходят постоянную модернизацию и доработку. В процесс обучения как летчиков, так и инженерно-технического состава активно внедряется интерактивное обучение. В академии имеются учебные компьютерные классы с обучающими программами по всем типам воздушных судов, стоящих на вооружении ВКС.
Наряду с интерактивными формами обучения активно используются и традиционные методы. Учебно-материальная база академии располагает действующими стендами систем и агрегатов воздушных судов, учебными макетами, разрезными макетами авиапионных двигателей, позволяющими увидеть и понять принципы их функционирования.
Большое внимание при обучении уделяется практической составляющей. С этой целью на учебном аэродроме академии имеются все воздушные суда, стоящие на вооружении, в том числе и современные типы авиационной техники, такие, как самолеты Як-130, Су-34, вертолеты Ми-28Н, Ка-52. На учебном аэродроме проводятся комплексные занятия с обучаемыми всех специальностей, что позволяет курсантам не только получить навыки технической эксплуатации
авиационнои техники, но и понять порядок взаимодействия специалистов и служб при производстве полетов.
— Не секрет, что в Сирии наши летчики выполняют большой объел* разноплановых задач. Как используется опыт боевых действий авиации и инженерно-технических подразделений в САР при подготовке специалистов в академии и ее филиалах?
- Опыт участия Вооруженных Сил Российской Федерации и, в частности, авиации ВКС в локальных войнах и вооруженных конфликтах современности по свое!! сути является уникальным.
С начала специальной операции в Сирийской Арабской Республике в ней приняли непосредственное участие более 200 офицеров профессорско-преподавательского и инструкторского состава академии и ее филиалов. Специалисты в области планирования и применения авиации, средств радиоэлектронной борьбы и разведки, применения беспилотных летательных аппаратов, материал ьно-тех нического обеспечения и многие другие выполняли весь спектр боевых и
специальных задач на самом высоком уровне профессионализма.
Этот опыт не может быть утерян и должен быть максимально использован во всех направлениях деятельности каждой воинской части, а в стенах нашей академии особенно.
Система подготовки специалистов требует накопления, изучения, систематизации и безусловного использования имеющегося боевого опыта. Эта огромная и важная работа является составной частью как образовательной деятельности академии (учебной, научной, методической деятельности и в воспитательной работе), так и составной частью боевой подготовки и повседневной деятельности ее структурных подразделений, реализуя принцип: «Учить тому, что нужно на войне
С целью оказания помощи руководителям структурных подразделений в данном вопросе разработаны рекомендации и пособия, помогающие им систематизировать свою деятельность. Дополнены или переработаны все учебно-методические материалы с наполнением их информацией опыта боевых действий,
проводятся совещания и конференции по обмену опытом, округл ые столы разработаны предложения по дополнению компетенций квалификационных требований к выпускникам академии с учетом современных условий и действий в боевой обстановке. Внедрение боевого опыта осуществляется с учетом учебных и повседневных задач, стоящих перед личным составом, военно-политической обстановки в регионе, а также физико-географических и климатических условий базирования структурных подразделений академии.
— Было время, когда в войска приходила молодые офицеры с недостаточным налетом. Тогда говорили, что не хватает топлива для самолетов и вертолетов, недостаточен учебный авиапарк... Как обстоят дела на сегодняшний день?
- Не секрет, что еще в начале 2000-х годов, в условиях старения парка учебных самолетов и вертолетов, отсутствия поступлений нов ой авиационной техники и острого дефицита топлива, средний налет на выпускников летных вузов составлял 50-60 часов. В настоящее время укомплектованность и исправность авиационной техники, а также обеспеченность авиационным топливом позволяют обеспечить средний налет до 50 часов ежегодно, а на выпуске 150—160 часов. То есть, уровень подготовки выпускника практически соответствует уровню подготовки летчика 3-го класса, как это и было в летных ВУЗах до реформирования системы военного образования.
Это в полной мере позволяет готовить высококвалифицированные летные кадры, отвечающие требованиям,
предъявляемым уровнем современного технического оснащения Вооруженных Сил.
— Масштабы учебно-научной работы в вузе впечатляют. А как складывается дальнейшая профессиональная карьера вчерашних выпускников? Как оценивают ваших воспитанников в войсках?
- Масштабы учебной и научной деятельности определены задачами, возложенными на преподавательский и научный состав вуза. Академия ведет подготовку по практически всем специальностям авиационного профиля и РЭБ для МО и других силовых ведомств по всем уровням образования: среднее профессиональное образование; высшее образование по программам специалитета, магистратуры; подготовка кадров высшей квалификации «адъюнктурам.
Профессиональная карьера выпускника академии, собственно, как и выпускника любого другого учебного учреждения, полностью зависит от качества полученного образования, приобретенных профессиональных компетенций, багажа знаний, навыков и умений. Это тот фундамент, на котором строится будущая карьерная траектория. Нельзя человека заставить учиться, но можно и даже крайне необходимо привить стремление к развитию личности. Мотивированное отношение к овладению будущей профессией обуславливает высокий уровень знаний, поэтому научить учиться - основная задача педагогического коллектива. Кто смог это сделать, у кого появилось стремление к самосовершенствованию, тот сможет достичь самых больших высот служебного роста.
Что касается оценки выпускников академии в вой-
сках. Руководство и весь коллектив академии достаточно трепетно относятся к престижу учебного заведения. Независимая и объективная оценка на выпускника поступает в академию после года его профессиональной деятельности. Полученные отзывы анализируются, обсуждаются, принимаются решения о внесении изменений в учебные планы дисциплин. Если говорить о статистике данного вопроса, то свыше 96% отзывов на выпускников пол о ж. и тел ьные.
- Недавно в вузе прошел выпуск офицеров, сейчас в разгаре новый набор будущих курсантов. Каковы особенностит чем примечательны выпуск и набор этого года?
- Эти два события неразрывно связаны между собой. От организации качественного проведения мероприятий по отбору кандидатов для обучения в академии зависят качество выпускников, их мотивация к военной службе, готовность к исполнению обязанностей в войсках на должностях по предназначению.
Основной особенностью выпуска 2018 года является количественный состав выпускников по всем уровням и специальностям высшего
образования. И здесь необходимо напомнить, что в 20082012 годах в Министерстве обороны происходило «формирование» нового облика Вооруженных Сил. И важное место в этой реформе занимала оптимизация сети военных образовательных организаций, что стало одной из причин малочисленности наборов курсантов и, как следствие малочисленности, выпусков. Так выпуск 2014 года составил 180 лейтенантов, в 2015 году выпуска по программам специалитета вообще не было, но был произведен первый выпуск из академии слушателей в количестве 05 человек. И, начиная с 2015 года, академия ежегодно осуществляет выпуски слушателей - магистров воеиного управления.В 2016 и 2017 годах выпуск по программам специалитета составил 110 и 228 лейтенантов соответс твенно.
И только с 2013 года академия приступила к полночисленным наборам обучающихся по всем уровням и специальностям высшего образования. В этом году из академии выпусти лось 1408 офицеров: 176 офицеров слушателей, 1109 лейтенантов, обучавшихся по программам специалитета, 32 офицера адъюнкта, обучавшихся
по программам подготовки кадров высшей квалификации. Из общего количества выпускников 102 выпускника подготовлено для вооруженных сил 17 стран дальнего и ближнего зарубежья. Также в торжественной церемонии выпуска, проходившей на главной площади города Воронежа - площади Ленина, принимали участие 35 выпускников кадетского инженерного корпуса, созданного при академии в 2015 году.
Окончили академию с отличием и медалью Министерства обороны Российской Федерации «За отличное окончание военного образовательного учреждения* 58 человек, получили диплом с отличием 185 человек. Средний балл по сдаче государственного междисциплинарного экзамена, защите выпускной квалификационной работы и государственного экзамена по физической подготовке составил 4,5 балла. По сравнению с прошлыми выпусками, когда по отдел ьн ы м специальностя м обучалось от 4 до 10 человек и по сути осуществлялось индивидуальное обучение по итогам работы государственной экзаменационной комиссии, можно сделать вывод, что в этом году более чем семикратное увеличение численности
набора не повлияло на качество подготовки выпускников. Все выпускники востребованы в войсках и различных органах исполнительной власти Российской Федерации. Считаю важнейшей задачей командиров, к которым уже завтра придут выпускники, сохранить заложенную в академии высокую мотивацию к военной службе и гордость за принадлежность к офицерскому корпусу России.
Также особенностью выпуска этого года является досрочный в марте-месяце выпуск лейтенантов, обучавшихся по летным специальностям в филиалах академии. Успешно завершили обучение по индивидуальным учебным планам и программам 297 летчиков армейской авиации и 143 штурмана.
Военно-воздушная академия является единственным вузом Министерства обороны Российской Федерации, который в соответствии с расчетом комплектования ежегодно набирает около 2800 человек на 45 военных специальностей. И без организации профори-ентационной и агитационной работы выполнить с хорошим качеством задачу набора невозможно.
В условиях высокой конкуренции с гражданскими
вузами требуются не просто объявления, а действенная и грамотно организованная рекламная кампания, чтобы в военный вуз был мощный приток кандидатов, сознательно стремящихся стать офицерами.
Информационно-агитационные мероприятия для поступления в академию проводились в ходе дней открытых дверей, агитационных перелетов и целевых агитационных поездок постоянного состава в 77 субъектах Российской Федерации, Благодаря проведенным мероприятиям, в настоящее время конкурс на отдельные специальности составляет от 3 до 10 человек на место. Показательным является то, что приехали поступать в академию юноши из 82 субъектов Российской Федерации, а также граждане России из республик Молдова и Кыргызстан.
- В современном образовательном процессе многие делают ставку на инновационные программы, современные технологии в образовании... На Ваш взгляд, достаточно ли технократического подхода в подготовке специалистов или необходимо учитывать и гуманитарную составляющую, имеются ли в академии специфические особенности работы с людьми?
- Наш выпускник, особенно молодой лейтенант, должен представлять собой личность, которой присущи такие качества, как всесторонняя образованность, эрудированность, высокая культура поведения. И здесь, как вы правильно заметили, чрезвычайно актуально включение в общий цикл подготовки гуманитарной составляющей, направленной на передачу тех знаний,
которые необходимы всем людям и каждому человеку. В определенном смысле задача эта творческая, не признающая стандартных решений. Тем не менее, в Военно-воздушной академии успешно реализуется целый комплекс мероприятий, предусматривающих, прежде всего, усиление влияния: дисциплин гуманитарного никла, улучшение качества их преподавания, а также рассмотрение новых способов их интеграции с естественнонаучными и техническими учебными дисциплинами.
Для достижения наибольшей эффективности военного образования и для его гуманитаризации огромное значение имеет создание гуманитарной среды вуза, в которой реализуются поставленные цели и задачи. В нашем случае широко используется практика проведения внеаудиторных занятий на базе собственных учреждений культуры, библиотек, музеев, комнат боевой славы, православных воинских храмов, И во главе угла стоит, конечно же, воспитательная работа.
Военно-воздушная академия - многопрофильное образовательное учреждение. Мы готовим разных специалистов, профессиональная деятельность которых, естественно, будет отличаться, иметь свои специфические особенности. Учитываются и эти нюансы в воспитании будущих офицеров. Ведь все они должны понимать, что, несмотря на разность характера предстоящего дела, задачи по обеспечению надежной защиты государства выполняются сообща.
- В академии существуют несколько докторских советов. Расскажите подробнее, чем они занимаются и каковы результаты их работы?
- Хотел бы обратить внимание на то, что эффективность подготовки военных специалистов в вузах Министерства обороны Российской Федерации напрямую зависит от квалификации научно-педагогического состава и, прежде всего, от укомплектованности сотрудниками с ученой степенью доктора наук и кандидата наук.
В академии созданы все необходимые условия для постоянного роста числа дипломированных ученых: функционируют докторантура, адъюнктура и 8 диссертационных советов по 18 научным специальностям. Такое количество диссертационных советов и, соответственно, научных специальностей, создает максимальные возможности для защиты диссертаций докторантам, адъюнктам и соискателям ученых степеней по всем направлениям научной деятельности академии. Отмечу, что Военно-воздушная академия занимает лидирующие позиции среди вузов Министерства обороны Российской Федерации по количеству диссертационных советов, представленных в них научных специальностей и по количеству защищаемых диссертаций.
Для подтверждения вышесказанного предлагаю перейти к количественным данным защит диссертаций. За последние два года в академии защищено 104 диссертации: 8 диссертаций на соискание ученой степени доктора наук и 96 диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, что позволило существенно повысить уровень научного потенциала академии. На сегодняшний день научный потенциал составляет: 160 докторов наук и профессоров, 1149 кандидатов наук и 606 доцентов.
По результатам проведенного мониторинга сети специальных диссертационных советов и результативности их деятельности в 2017 году экспертные советы ВАК России в лучшую сторону отмечали 6 диссоветов, из которых 4 диссовета Военно-воздушной академии.
Замечу также, что диссертационными советами академии предоставляется возможность защиты диссертаций представителям других организаций.
— Академия в свое время стала первой, кому было поручено начать эксперимент с так называемыми научными ротами. Можно ли сегодня
подвести некоторые итоги эксперимента, стал ли он удачным и что привнес в жизнедеятельность академии?
- Да, именно Военно-воздушной академии было поручено в мае 2013 года сформировать новое в Вооруженных Силах структурное подразделение - научную роту.
Эта задача была выполнена в максимально короткий срок. Всего за три месяца в академии была создана необходимая инфраструктура - это и социально-бытовые условия, и лабораторно-ис-следовательская база, и, что самое главное, - проведен отбор лучших выпускников из ведущих вузов страны по закрепленным за научной ротой направлениям научных исследований. И уже 5 июля 2013 года научная рота начала функционировать, а 30 операторов первого призыва приступили к научным исс ледова ния м.
Сегодня мы отмечаем первый юбилей - 5 лет со дня формирования научной роты Военно-воздушной академии.
Эксперимент, как Вы его назвали «научная рота», вне всякого сомнения, успешный, и подтверждают это полученные результаты. Назову только самые значимые: операторами научной роты,
начиная с 2013 года, подано 22 заявки на выдачу патента Российской Федерации на изобретения, разработано 131 рационализаторское предложение, подано 127 заявок на получение свидетельств о регистрации программ для ЭВМ, опубликовано 505 статей в научных журналах и сборниках; успешно решается задача подготовки научных кадров для Вооруженных Сил и оборон но-про-мышленного комплекса, 97 операторов научной роты заключили контракт о прохождении военной службы и назначены на первичную офицерскую должность с присвоением воинского звания «лейтенант*.
Операторы научной роты активно участвуют в научных конференциях, военно-технических форумах и выставках, таких, как: Международный военно-технический форум «Армия», Международный салон изобретений и инновационных технологий «Архимед*, Международных выставках «День инноваций Министерства обороны Российской Федерации» и «Интерполитех», на которых было представлено 20 инновационных проектов и разработок.
Важно отметить, что перечисленные достижения - это
результат совместного напряженного труда операторов и их научных руководителей: преподавателей и научных сотрудников академии. Относительно того, каков вклад операторов в научную деятельность академии, следует отметить, что они активно участвуют в научно-исследовательской работе, являясь соисполнителями более 20 НИР ежегодно, и создают уникальные разработки: «Способ и устройство определения дальности и радиальной скорости цели в РЛС с непрерывным излучением», «Устройство для отбора проб жидкости», авторы которых операторы и научные руководители удостоены золотой медали Международного салона «Архимед» в этом году.
Как Вы знаете, 2018 год станет годом развития научных рот в новом формате. Во исполнение решения Президента Российской Федерации от 25 января 2018 г. «О порядке создания и функционирования Военного инновационного технополиса «ЭРА» на фондах Военного учебно-научного центра Воен но-возд ушных сил «Воен но-возд ушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Воронеж) сформированы две научные роты ВИТ «ЭРА».
Цель создания Военного инновационного технополиса «ЭРА* - обеспечить поиск, развитие и внедрение прорывных технологий в оборонной сфере.
Операторы научной роты ВИТ «ЭРА» будут разрабатывать цифровую систему, обеспечивающую формирование и обработку радиолокационных сигналов в реальном времени. Результатом разработок станут малогабаритные системы радиолокационной, радиотехнической разведки.
— Воронежский кадетский корпус (инженерная школа) входит в состав академии. Какие существуют нюансы подготовки ребят в корпусе, и не является ли организация довузовского обучения излишней нагрузкой для вас?
- 1 сентября 2015 года на основании решения Министра обороны Российской Федерации был открыт кадетский корпус (инженерная школа) в качестве структурного подразделения ВУНЦ ВВС оВВАо.
Обучение воспитанников осуществляется по программам среднего общего образования (10 и 11 классы) с интегрированными программами, направленными на развитие творческих способностей и формирование научных интересов одаренных детей, вовлечение их в исследовательскую деятельность, с учетом военно-профессиональной ориентации обучения.
Существует значительная категория молодых людей, для которых служение Отечеству и военная карьера являются единственным до-
стойным делом. Среди них есть особо одаренные мальчишки по физике, математике и информатике. Вот для их обучения и создан корпус.
Ежегодно мы набираем 40 мальчишек, окончивших 9 классов, годных по состоянию здоровья, психологически готовых к обучению и выдержавших сложные вступительные испытания. География проживания кандидатов самая обширная - от Калининграда до Сахалина и Чукотки, от Архангельска до республик Северного Кавказа.
Подтверждением устойчивого интереса кандидатов и их родителей к обучению в кадетском корпусе является стабильно высокий конкурс -от 6 до 8 человек на место, один из самых высоких в системе довузовских образовательных организаций Министерства обороны России.
Безусловно, задачей создания кадетского корпуса являлась не только подготовка всесторонне образованных молодых людей, но и формирование и развитие у кадет чувства верности долгу, патриотизма, стремления стать защитни-
ком Отечества, воспитание любви к военной службе.
В процессе обучения реализуется обширная программа военно-профессиональной ориентации воспитанников, направленная на формирование у детей к моменту выпуска из учебного заведения устойчивой мотивации к выбору профессии офицера, в первую очередь, офицера Воздушно-космических сил России,
Кадетская инженерная школа, по сути, является той образовательной организацией, которая представляет собой начальное звено профессионального военного образования, эффективно и органично встроенного в систему подготовки офицера в стенах Военно-воздушной академии. И это не просто общеобразовательная организация, выпускающая ребенка в большой мир, а учреждение, выполняющее конкретную государственную задачу, связанную с обеспечением четкой ориентации воспитанника на дальнейшую военную службу, реализацию военной карьеры путем поступления в военные учебные заведения Мини-
стерства обороны Российской Федерации. Этим обусловлен и специфический подход к системе воспитания и организации воспитательной работы в кадетском корпусе (инженерной школе).
Если в обычной общеобразовательной школе целью воспитательного процесса является создание самых широких условий для социализации ребенка и подготовки его к будущей профессиональной деятельности, то в кадетском корпусе основная цель воспитания - формирование набора специальных профессионально ценных качеств защитника Родины, то есть профессиональная деятельность уже начинается.
В 2018 году произведен уже второй выпуск в истории нашего кадетского корпуса. В едином строю с молодыми лейтенантами на главной площади города Воронежа стояли и 35 выпускников -кадет, в том числе шестеро, награжденных медалью «За особые успехи в учении*.
Как и в прошлом году, все выпускники изъявили твердое и осознанное желание связать свою жизнь с военной службой и подал и документы для поступления в военные вузы Министерства обороны России, при этом абсолютное большинство стремится стать курсантами ставшей уже родной для них академии.
— Министерством обороны России ежегодно проводится международная олимпиада курсантов. В чем Вы видите пользу соревнований на олимпиаде и существуют ли в академии какие-то методические секреты подготовки курсантов к состязаниям по различным дисциплинам?
- Проведение олимпиад по различным учебным дисциплинам уже 11 лет как стало
общероссийским движением. Сегодня олимпиады проводятся и среди школьников, учащихся кадетских корпусов, курсантов военных учебных заведений и студентов практически всех вузов страны. Яркой особенностью олимпиад, организуемых и проводимых Министерством обороны, является участие в состязаниях не только курсантов военных вузов, вузов других силовых ведомств, но и студенческой молодежи, что позволяет выйти за ведомственные рамки системы военного образования и рассмотреть вопрос изучения дисциплины в целом.
Кроме того, олимпийское движение в армии несколько лет назад вышло за национальные рамки: олимпиады курсантов стали международными, в них принимают участие курсанты вузов практически всех стран СНГ. А это уже возможность ознакомиться с методиками преподавания учебных дисциплин в других странах, сравнить передовые технологии обучения. Международные состязания способствуют укреплению военного сотрудничества государств.
Каждое соревнование - это, в первую очередь, независимая экспертная оценка собственных сил, возможность увидеть и оценить уровень знаний участников, сопоставить освоение предметной области в различных вузах страны. Естественно, для участия в таких мероприятиях отбираются лучшие и это своего рода соревнование талантов, талантов самих участников, таланта и компетентности педагогического коллектива, осуществлявшего подготовку олимпийцев. Отбор талантливой молодежи - это всегда перспектива развития. Кроме собственно соревновательных туров, планами проведения меропри-
ятий в рамках олимпиады предусмотрены семинары, «круглые столы», дискуссии по проблемным вопросам развития и совершенствования преподавания учебных дисциплин. И, конечно, для всех участников олимпиады весьма полезна информация о вузе-организаторе: состояние учебно-материальной базы, оснащенность учебных аудиторий образцами вооружения и военной техники, использование в процессе обучения передовых технологий, тренажерная и полевая учебная базы, специализированные объекты для выполнения научных исследований.
Кроме того, нельзя сбрасывать со щитов и тот факт, что, помимо соревновательной части, есть простое общение участников. Собравшись вместе, есть уникальная возможность найти общие интересы, рассмотреть перспективы взаимовыгодного сотрудничества, да в итоге просто подружиться, поскольку, попав в команду на младшем курсе, как правило, участвуют в олимпиаде до выпуска.
А что касается методических секретов, на то они и секреты. У Во енно-воздушной академии есть достаточно весомые результаты в олимпийском движении. Команды академии не раз становились победителями и призерами в соревнованиях по математике, информатике, военной истории, иностранному языку. Имя Военно-воздушной академии неоднократно вписано в историю Кубка Министерства обороны. А если без шуток, то трудолюбие, упорство, стремление и желание в достижении поставленной цели являются залогом результата и успеха.
Беседу вели Алекса ндр ДРОБЫШЕВСКНП и Анатолий СТАСОВСКИЙ
п
■2018 № S