Научная статья на тему 'Практика социальных педагогов как средство формирования готовности к здоровьесберегающей деятельности'

Практика социальных педагогов как средство формирования готовности к здоровьесберегающей деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
248
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЕ ПЕДАГОГИ / ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СТУДЕНЧЕСКАЯ ПРАКТИКА / STUDENTS' PRACTICE / SOCIAL EDUCATORS / HEALTH SAVING ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Москалева Анна Сергеевна

Обосновывается актуальность проблемы формирования готовности будущих социальных педагогов к здоровьесберегающей деятельности, описывается система их практической подготовки, раскрывается содержание основных видов практики и ее результаты с позиции формирования готовности к здоровьесберегающей деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Москалева Анна Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Practice of social educators as means of forming readiness to health saving activity

The author proves the actuality of the problem of development of readiness of future social educators for health activity and describes a system of their practical training, shows the content of the main types of practice and its results from a perspective of developing readiness for health saving activity.

Текст научной работы на тему «Практика социальных педагогов как средство формирования готовности к здоровьесберегающей деятельности»

УДК 378.147.88

А. С. Москалева

ПРАКТИКА СОЦИАЛЬНЫХ ПЕДАГОГОВ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ К ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: социальные педагоги; здоровьесберегающая деятельность; студенческая практика.

АННОТАЦИЯ. Обосновывается актуальность проблемы формирования готовности будущих социальных педагогов к здоровьесберегающей деятельности, описывается система их практической подготовки, раскрывается содержание основных видов практики и ее результаты с позиции формирования готовности к здоровьесберегающей деятельности.

A. S. Moskalyova

PRACTICE OF SOCIAL EDUCATORS AS MEANS OF FORMING READINESS TO HEALTH SAVING ACTIVITY

KEY WORDS: social educators; health saving activity; students’ practice.

ABSTRACT. The author proves the actuality of the problem of development of readiness of future social educators for health activity and describes a system of their practical training, shows the content of the main types of practice and its results from a perspective of developing readiness for health saving activity.

Выдвижение проблемы здоровья в число приоритетных задач общественного и социального развития в настоящее время обусловливают актуальность ее теоретического и практического изучения. В настоящее время данной проблеме посвящено большое количество публикаций педагогов, психологов, философов: Н. А. Агаджаняна,

В. А. Ананьева, В. В. Байлука, В. Ф. Базарного, М. М. Безруких, А. В. Бойко, О. С. Васильевой, Н. Е. Водопьяновой, Е. А. Дегтерева, В. И. Дубровского,

Л. Б. Дыхан, Г. К. Зайцева, А. Г. Зайцева, Э. М. Казина, В. И. Ковалько, Н. Н. Ку-инджи, В. В. Маркова, Г. С. Никифорова, Т. С. Овчинниковой, Н. К. Смирнова, Л. Г. Татрниковой, Б. М. Чумакова и др. Тем не менее, как показывает практика, несмотря на такое большое количество публикаций, состояние здоровья населения и особенно его детской части продолжает ухудшаться.

По данным НИИ гигиены и профилактики заболеваний детей, подростков и молодежи, около 90% всех школьников

имеют отклонения физического и психического здоровья [Цит. по: 3. С. 3]. При этом 60% учащихся страдают хроническими заболеваниями, а 30% нуждаются в постоянном лечении. Оставшиеся 10% — дети, находящиеся в «предболезненном состоянии». По структуре заболеваний на первом месте находятся нарушения опорно-двигательного аппарата, на втором — заболевания желудочно-кишечного тракта [1. С. 65]. За период обучения состояние здоровья школьников ухудшается в 4—5 раз, а 85% неуспевающих — это больные дети [5. С. 18].

Наряду с постоянным загрязнением окружающей среды, проблему представляет и тот факт, что специалисты, работающие с детьми в различных образовательных учреждениях в большинстве своем не готовы к данному виду деятельности. Не все до сих пор понимают необходимость комплексной работы по здоровьесбережению, признают ценность здоровья, владеют необходимыми методиками, технологиями. Помимо этого, состояние здоровья самих педагогов и их готовность к профессиональной деятельности также напрямую влияют на состояние здоровья школьников: негативно сказывается профессиональная неопытность педагогов, чувство психологического дискомфорта во время работы, нахождение в постоянном стрессовом состоянии [1. С. 73].

Анализируя специфику профессиональной деятельности социального педагога, необходимо отметить, что он как никто другой из специалистов группы профессий «Человек-человек» подвержен негативному влиянию профессиональных обязанностей, режима работы на состояние своего здоровья, что, в свою очередь, оказывает воздействие и на здоровье детей, с которыми он осуществляет работу.

Спецификой профессионально-педагогической деятельности социального педагога является работа с особой группой населения — детьми, находящимися

в трудной жизненной ситуации, «трудными» подростками, неблагополучными семьями, которые нуждаются в постоянном оказании им различных видов помощи. Это требует от социального педагога постоянно быть готовым к оказанию помощи, повышенной ответственности за своих подопечных, что обусловливает ненормированность рабочего дня и постоянные стрессы. Если к тому же он не умеет переключаться с одного вида деятельности на другой, организовывать полноценный отдых, не желает вести здоровый образ жизни, то у него наблюдаются серьезные нарушения физического, психического и социального здоровья. Следствием этого является раннее эмоциональное выгорание, различные заболевания психосоматического характера, проблемы в личной жизни.

Важной проблемой последнего времени является эмоциональное выгорание социальных педагогов — молодых специалистов. Как правило, основными факторами, способствующими этому процессу, являются ежедневные психические перегрузки, самоотверженность в работе, высокая ответственность, дисбаланс между интеллектуально-энергетическими затратами и морально-материальным вознаграждением, ролевые конфликты, постоянный дефицит времени для своей семьи, желание специалиста решить сразу все имеющиеся проблемы, неумение планировать свою деятельность, незнание возможных опасностей и путей профилактики и преодоления подобных состояний.

Следствиями эмоционального выгорания являются не только ухудшение физического здоровья специалиста, но и утрата им способностей к выражению эмоций, сопереживанию, а также потеряй желания к самосовершенствованию, снижение или полное прекращение социальных контактов специалиста.

Все вышеперечисленное обусловливает необходимость такого направления

профессиональной подготовки специалистов — социальных педагогов, как формирование готовности к здоровьесберегающей деятельности.

Готовность к здоровьесберегающей деятельности представляет собой сознательно формируемое личностью состояние, при котором она обладает всеми необходимыми качествами, знаниями, умениями и навыками, позволяющими ей настроиться, мобилизоваться на деятельность по сохранению и укреплению, как своего собственного здоровья, так и здоровья окружающих.

Выпускника вуза можно назвать готовым к здоровьесберегающей деятельности тогда, когда он демонстрирует наличие шести основных компонентов готовности: аксиологического, мотивационно-потребностного, когнитивного, технологического, оценочного, управленческого. Иными словами, он:

— признает ценность здоровья для себя и других, включая профессиональную деятельность; испытывает позитивные эмоции по отношению к здоровьесберегающей деятельности; обладает развитой волей; в системе его мотивов мотивация на здоровье, ЗОЖ является одной из ведущих;

— не только обладает необходимыми знаниями о способах, технологиях создания здоровьесберегающей среды, сохранения здоровья (своего собственного и окружающих), но и применяет их в своей обычной жизнедеятельности и профессиональной деятельности;

— владеет методами, методиками, технологиями сбережения своего собственного здоровья и здоровья окружающих; умеет планировать здоровьесберегающую деятельность по отношению к себе и к своим подопечным; способен составить программу, организовать и провести мероприятия оздоровительного, профилактического характера;

— умеет и способен анализировать деятельность субъектов образовательного процесса в области здо-ровьесбережения;

— обладает такими качествами, как настойчивость, упорство, твердость в достижении цели.

Для формирования всех этих личностных качеств, умений и навыков одним из наиболее эффективных средств является практика студентов.

Педагогическая практика, наряду с формами теоретического обучения, является обязательной составной частью учебного процесса, самостоятельной организационной формой обучения будущих специалистов в вузе [4. С. 3]. Согласно ГОС ВПО по специальности «050711 — Социальная педагогика», будущие специалисты во время обучения в вузе должны пройти следующие виды практик:

— учебную практику (инструктивнометодический лагерь);

— педагогическую практику, включающую в себя: летнюю педагогическую; практику в школе; социальнопедагогическую и комплексную практики [2].

Все эти виды практики направлены не только на формирование у студентов системы определенных знаний и умений, но и на профессиональную ориентацию, развитие личностных качеств, осознание ими общественной ценности выполняемой деятельности, становление модели профессионального поведения.

Система практической подготовки студентов к здоровьесберегающей деятельности включает в себя следующие компоненты:

• Учебная практика с элементами волонтерской деятельности. Во время данного вида практики студенты, помимо знакомства с содержанием и видами деятельности социального педагога, под руководством группового руководителя участвуют в разработке небольших социальных про-

ектов, направленных на сохранение здоровья учащихся образовательных учреждений. Студенты проводят различные воспитательные мероприятия; совместно с учащимися школ, воспитанниками детских домов снимают видеоролики социальной рекламы, направленной на пропаганду здорового образа жизни, профилактику вредных привычек. Эта работа позволяет им не только формировать ценность здоровья, но и получать позитивные эмоции от осуществления здоровьесберегающей деятельности, что, в свою очередь, будет оказывать влияние на развитие мотивации к данному виду деятельности. Таким образом, формируются аксиологический и мотиваци-онно-потребностный компоненты готовности.

• Во время летней педагогической практики студенты учатся не только организовывать и управлять жизнедеятельностью детского коллектива, но и напрямую занимаются здоровьесберегающей деятельностью, применяя известные им к этому времени медицинские, педагогические, экологические и другие здоровьесберегающие технологии. Данный вид деятельности позволяет студентам сформировать когнитивный и начальный уровень технологического компонентов готовности к здоровьесберегающей деятельности.

• Во время практики в школе студенты получают диагностические умения, в том числе, умения проводить диагностику и самодиагностику состояния здоровья, определять факторы, на него влияющие (продолжает формироваться технологический компонент готовности).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

• Социально-педагогическая практика, которая по своей сущности является проектной, предоставляет студентам возможность самостоятельно участвовать в разработке и реализации различных проектов, направленных на сохранение здоровья подростков, молодежи, трудоспособного населения, пожилых людей и др. Здесь у студентов — будущих социальных педагогов формируются технологический, оценочный и начальный уровень управленческого компонентов готовности;

• Комплексная практика направлена на формирование целостной картины будущей профессиональной деятельности, важнейших практических навыков в различных видах социально-педагогической и психологической работы с ребенком, подростком и семьей. У студентов формируются управленческие навыки (анализ, прогноз, планирование, контроль своей деятельности и деятельности других специалистов). Студенты анализируют организацию в учреждении системы здоровьесбережения, вносят в нее коррективы, составляют планы по совершенствованию данного вида деятельности. Таким образом, осуществляется формирование оценочного, управленческого компонентов готовности.

Подобная система организации практики студентов позволяет сформировать у них готовность к здоровьесберегающей деятельности в образовательном учреждении в направлении от развития мотивации к данному виду деятельности до умений управлять данным процессом в образовательном учреждении.

1. АНАНЬЕВ, В. А. Психология здоровья. — Кн. 1 : Концептуальные основы психологии здоровья / В. А. Ананьев. — СПб. : Речь, 2006.

2. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности «050711 — Социальная педагогика». — М., 2005.

3. КАЗИН, Э. М. Основы индивидуального здоровья человека : введение в общую и прикладную валеологию : учеб. пособие для студентов высших учебных заведений / Э. М. Казин, Н. Г. Блинова, Н. А. Литвинова. — М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.

4. ОГАНЕСЯН, Е. В. Культурологическая модель педагогической практики студентов (опыт построения) / Е. В. Оганесян. — М. : Педагогическое общество России, 2004.

5. ПСИХОЛОГИЯ здоровья : учебник для вузов / под ред. Г. С. Никифорова. — СПб. : Питер, 2003.

Получено 19.03.09 © Москалева А. С., 2010

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.