УДК 378.147.88
А. С. Москалева
ПРАКТИКА СОЦИАЛЬНЫХ ПЕДАГОГОВ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ К ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: социальные педагоги; здоровьесберегающая деятельность; студенческая практика.
АННОТАЦИЯ. Обосновывается актуальность проблемы формирования готовности будущих социальных педагогов к здоровьесберегающей деятельности, описывается система их практической подготовки, раскрывается содержание основных видов практики и ее результаты с позиции формирования готовности к здоровьесберегающей деятельности.
A. S. Moskalyova
PRACTICE OF SOCIAL EDUCATORS AS MEANS OF FORMING READINESS TO HEALTH SAVING ACTIVITY
KEY WORDS: social educators; health saving activity; students’ practice.
ABSTRACT. The author proves the actuality of the problem of development of readiness of future social educators for health activity and describes a system of their practical training, shows the content of the main types of practice and its results from a perspective of developing readiness for health saving activity.
Выдвижение проблемы здоровья в число приоритетных задач общественного и социального развития в настоящее время обусловливают актуальность ее теоретического и практического изучения. В настоящее время данной проблеме посвящено большое количество публикаций педагогов, психологов, философов: Н. А. Агаджаняна,
В. А. Ананьева, В. В. Байлука, В. Ф. Базарного, М. М. Безруких, А. В. Бойко, О. С. Васильевой, Н. Е. Водопьяновой, Е. А. Дегтерева, В. И. Дубровского,
Л. Б. Дыхан, Г. К. Зайцева, А. Г. Зайцева, Э. М. Казина, В. И. Ковалько, Н. Н. Ку-инджи, В. В. Маркова, Г. С. Никифорова, Т. С. Овчинниковой, Н. К. Смирнова, Л. Г. Татрниковой, Б. М. Чумакова и др. Тем не менее, как показывает практика, несмотря на такое большое количество публикаций, состояние здоровья населения и особенно его детской части продолжает ухудшаться.
По данным НИИ гигиены и профилактики заболеваний детей, подростков и молодежи, около 90% всех школьников
имеют отклонения физического и психического здоровья [Цит. по: 3. С. 3]. При этом 60% учащихся страдают хроническими заболеваниями, а 30% нуждаются в постоянном лечении. Оставшиеся 10% — дети, находящиеся в «предболезненном состоянии». По структуре заболеваний на первом месте находятся нарушения опорно-двигательного аппарата, на втором — заболевания желудочно-кишечного тракта [1. С. 65]. За период обучения состояние здоровья школьников ухудшается в 4—5 раз, а 85% неуспевающих — это больные дети [5. С. 18].
Наряду с постоянным загрязнением окружающей среды, проблему представляет и тот факт, что специалисты, работающие с детьми в различных образовательных учреждениях в большинстве своем не готовы к данному виду деятельности. Не все до сих пор понимают необходимость комплексной работы по здоровьесбережению, признают ценность здоровья, владеют необходимыми методиками, технологиями. Помимо этого, состояние здоровья самих педагогов и их готовность к профессиональной деятельности также напрямую влияют на состояние здоровья школьников: негативно сказывается профессиональная неопытность педагогов, чувство психологического дискомфорта во время работы, нахождение в постоянном стрессовом состоянии [1. С. 73].
Анализируя специфику профессиональной деятельности социального педагога, необходимо отметить, что он как никто другой из специалистов группы профессий «Человек-человек» подвержен негативному влиянию профессиональных обязанностей, режима работы на состояние своего здоровья, что, в свою очередь, оказывает воздействие и на здоровье детей, с которыми он осуществляет работу.
Спецификой профессионально-педагогической деятельности социального педагога является работа с особой группой населения — детьми, находящимися
в трудной жизненной ситуации, «трудными» подростками, неблагополучными семьями, которые нуждаются в постоянном оказании им различных видов помощи. Это требует от социального педагога постоянно быть готовым к оказанию помощи, повышенной ответственности за своих подопечных, что обусловливает ненормированность рабочего дня и постоянные стрессы. Если к тому же он не умеет переключаться с одного вида деятельности на другой, организовывать полноценный отдых, не желает вести здоровый образ жизни, то у него наблюдаются серьезные нарушения физического, психического и социального здоровья. Следствием этого является раннее эмоциональное выгорание, различные заболевания психосоматического характера, проблемы в личной жизни.
Важной проблемой последнего времени является эмоциональное выгорание социальных педагогов — молодых специалистов. Как правило, основными факторами, способствующими этому процессу, являются ежедневные психические перегрузки, самоотверженность в работе, высокая ответственность, дисбаланс между интеллектуально-энергетическими затратами и морально-материальным вознаграждением, ролевые конфликты, постоянный дефицит времени для своей семьи, желание специалиста решить сразу все имеющиеся проблемы, неумение планировать свою деятельность, незнание возможных опасностей и путей профилактики и преодоления подобных состояний.
Следствиями эмоционального выгорания являются не только ухудшение физического здоровья специалиста, но и утрата им способностей к выражению эмоций, сопереживанию, а также потеряй желания к самосовершенствованию, снижение или полное прекращение социальных контактов специалиста.
Все вышеперечисленное обусловливает необходимость такого направления
профессиональной подготовки специалистов — социальных педагогов, как формирование готовности к здоровьесберегающей деятельности.
Готовность к здоровьесберегающей деятельности представляет собой сознательно формируемое личностью состояние, при котором она обладает всеми необходимыми качествами, знаниями, умениями и навыками, позволяющими ей настроиться, мобилизоваться на деятельность по сохранению и укреплению, как своего собственного здоровья, так и здоровья окружающих.
Выпускника вуза можно назвать готовым к здоровьесберегающей деятельности тогда, когда он демонстрирует наличие шести основных компонентов готовности: аксиологического, мотивационно-потребностного, когнитивного, технологического, оценочного, управленческого. Иными словами, он:
— признает ценность здоровья для себя и других, включая профессиональную деятельность; испытывает позитивные эмоции по отношению к здоровьесберегающей деятельности; обладает развитой волей; в системе его мотивов мотивация на здоровье, ЗОЖ является одной из ведущих;
— не только обладает необходимыми знаниями о способах, технологиях создания здоровьесберегающей среды, сохранения здоровья (своего собственного и окружающих), но и применяет их в своей обычной жизнедеятельности и профессиональной деятельности;
— владеет методами, методиками, технологиями сбережения своего собственного здоровья и здоровья окружающих; умеет планировать здоровьесберегающую деятельность по отношению к себе и к своим подопечным; способен составить программу, организовать и провести мероприятия оздоровительного, профилактического характера;
— умеет и способен анализировать деятельность субъектов образовательного процесса в области здо-ровьесбережения;
— обладает такими качествами, как настойчивость, упорство, твердость в достижении цели.
Для формирования всех этих личностных качеств, умений и навыков одним из наиболее эффективных средств является практика студентов.
Педагогическая практика, наряду с формами теоретического обучения, является обязательной составной частью учебного процесса, самостоятельной организационной формой обучения будущих специалистов в вузе [4. С. 3]. Согласно ГОС ВПО по специальности «050711 — Социальная педагогика», будущие специалисты во время обучения в вузе должны пройти следующие виды практик:
— учебную практику (инструктивнометодический лагерь);
— педагогическую практику, включающую в себя: летнюю педагогическую; практику в школе; социальнопедагогическую и комплексную практики [2].
Все эти виды практики направлены не только на формирование у студентов системы определенных знаний и умений, но и на профессиональную ориентацию, развитие личностных качеств, осознание ими общественной ценности выполняемой деятельности, становление модели профессионального поведения.
Система практической подготовки студентов к здоровьесберегающей деятельности включает в себя следующие компоненты:
• Учебная практика с элементами волонтерской деятельности. Во время данного вида практики студенты, помимо знакомства с содержанием и видами деятельности социального педагога, под руководством группового руководителя участвуют в разработке небольших социальных про-
ектов, направленных на сохранение здоровья учащихся образовательных учреждений. Студенты проводят различные воспитательные мероприятия; совместно с учащимися школ, воспитанниками детских домов снимают видеоролики социальной рекламы, направленной на пропаганду здорового образа жизни, профилактику вредных привычек. Эта работа позволяет им не только формировать ценность здоровья, но и получать позитивные эмоции от осуществления здоровьесберегающей деятельности, что, в свою очередь, будет оказывать влияние на развитие мотивации к данному виду деятельности. Таким образом, формируются аксиологический и мотиваци-онно-потребностный компоненты готовности.
• Во время летней педагогической практики студенты учатся не только организовывать и управлять жизнедеятельностью детского коллектива, но и напрямую занимаются здоровьесберегающей деятельностью, применяя известные им к этому времени медицинские, педагогические, экологические и другие здоровьесберегающие технологии. Данный вид деятельности позволяет студентам сформировать когнитивный и начальный уровень технологического компонентов готовности к здоровьесберегающей деятельности.
• Во время практики в школе студенты получают диагностические умения, в том числе, умения проводить диагностику и самодиагностику состояния здоровья, определять факторы, на него влияющие (продолжает формироваться технологический компонент готовности).
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
• Социально-педагогическая практика, которая по своей сущности является проектной, предоставляет студентам возможность самостоятельно участвовать в разработке и реализации различных проектов, направленных на сохранение здоровья подростков, молодежи, трудоспособного населения, пожилых людей и др. Здесь у студентов — будущих социальных педагогов формируются технологический, оценочный и начальный уровень управленческого компонентов готовности;
• Комплексная практика направлена на формирование целостной картины будущей профессиональной деятельности, важнейших практических навыков в различных видах социально-педагогической и психологической работы с ребенком, подростком и семьей. У студентов формируются управленческие навыки (анализ, прогноз, планирование, контроль своей деятельности и деятельности других специалистов). Студенты анализируют организацию в учреждении системы здоровьесбережения, вносят в нее коррективы, составляют планы по совершенствованию данного вида деятельности. Таким образом, осуществляется формирование оценочного, управленческого компонентов готовности.
Подобная система организации практики студентов позволяет сформировать у них готовность к здоровьесберегающей деятельности в образовательном учреждении в направлении от развития мотивации к данному виду деятельности до умений управлять данным процессом в образовательном учреждении.
1. АНАНЬЕВ, В. А. Психология здоровья. — Кн. 1 : Концептуальные основы психологии здоровья / В. А. Ананьев. — СПб. : Речь, 2006.
2. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности «050711 — Социальная педагогика». — М., 2005.
3. КАЗИН, Э. М. Основы индивидуального здоровья человека : введение в общую и прикладную валеологию : учеб. пособие для студентов высших учебных заведений / Э. М. Казин, Н. Г. Блинова, Н. А. Литвинова. — М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.
4. ОГАНЕСЯН, Е. В. Культурологическая модель педагогической практики студентов (опыт построения) / Е. В. Оганесян. — М. : Педагогическое общество России, 2004.
5. ПСИХОЛОГИЯ здоровья : учебник для вузов / под ред. Г. С. Никифорова. — СПб. : Питер, 2003.
Получено 19.03.09 © Москалева А. С., 2010