УДК 347.214.2
ПРАКТИКА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММ ВНЕДРЕНИЯ НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБЛАСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО КАДАСТРОВОГО УЧЕТА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ ПРАВ НА ОБЪЕКТЫ НЕДВИЖИМОСТИ И СДЕЛОК С НИМИ
Александр Михайлович Косых
ИП «Косых А. М.», 143500, Россия, Московская область, г. Истра, пл. Урицкого, 1а, магистрант, тел. (903)575-95-91, e-mail: [email protected]
В статье описывается принцип работы ФГИС ЕГРН, инфраструктура, подсистемы, перечислены аппаратно-программные комплексы подсистем, цели и задачи. Представлена одна из унифицированных технологических схем по процедуре государственного кадастрового учёта и государственной регистрации права на объекты недвижимости. Так же описаны проблемы, с которыми пришлось столкнуться при реализации внедрения и запуска в эксплуатацию ФГИС ЕГРН.
Ключевые слова: внутриведомственная унифицированная схема технологического процесса, подсистемы ЕГРН, инфраструктура ФГИС ЕГРН, КУРП, аппаратно-программные комплексы, миграция, гармонизация, внедрение, проблемы внедрения ФГИС ЕГРН.
PRACTICE PROGRAMMES INTRODUCTION OF NEW TECHNOLOGIES IN THE FIELD OF STATE CADASTRAL REGISTRATION AND STATE REGISTRATION OF RIGHTS TO IMMOVABLES AND TRANSACTIONS WITH THEM
Alexander M. Kosykh
Individual entrepreneur «Косых A. M.», 143500, Russia, Moscow region, Istra town, Uritskogo square, 1a, magiatrant, tel. (903)575-95-91, e-mail: [email protected]
The article describes the principle of operation of the FGIS EGRN, infrastructure, subsystem, lists the hardware and software subsystems, aims and objectives. Represented one of the unified technological schemes according to the procedure of state cadastral registration and state registration of rights to real estate objects. Also describes the challenges faced during the introduction and commissioning of the FGIS EGRN.
Key words: unified interdepartmental flowchart, subsystem egrn infrastructure FGIS EGRN, KURP, hardware-software complexes, migration, harmonization, implementation, problems of implementation of the FGIS EGRN.
Государство, его субъекты, муниципальные образования, юридические лица и граждане заинтересованы в обеспечении гарантий своих прав на принадлежащие им объекты недвижимости, с учётом их правовых, количественных и качественных характеристик.
В связи с этим возникла необходимость в проведении централизованного государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, причем не только земельных участков и их частей, но и объектов капитального строительства, расположенных на них. Долгое время учет земельных участков
и объектов капитального строительства выполнялся различными ведомствами. Сейчас этим занимается федеральная служба регистрации, кадастра и картографии. Создание актуальной и информационно содержательной системы кадастра недвижимости невозможно без полной и достоверной информации обо всех объектах недвижимости, существующих и прекративших свое существование.
Для этого необходимо решить существенные проблемы в сфере кадастрового учета и регистрации прав на объекты недвижимости, т. к. именно земля земельные участки и объекты капитального строительства являются самыми дорогостоящими и сложными активами предприятий, граждан и государства и являются основой экономики страны.
Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра) от 09.09.2016 № П/0448 утверждены внутриведомственные унифицированные схемы технологических процессов предоставления государственных услуг по регистрации прав и кадастровому учету. Реализация документа позволяет организовать предоставление услуг в соответствии с федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости», который в свою очередь определил введение с 1 января 2017 года Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН) и единой учетно-регистрационной процедуры. Создание ЕГРН призвано повысить качество обслуживания заявителей и сократить сроки постановки на государственный кадастровый учет и государственной регистрации прав на объекты недвижимости.
Приказ утверждает унифицированные схемы для проведения единой учет-но-регистрационной процедуры, оказания этих по процедурам по отдельности, а также - для услуги по предоставлению сведений из ЕГРН. Для всех указанных услуг документ определяет порядок действий (в том числе в случае их получения по экстерриториальному признаку). Кроме того, приказ утверждает унифицированные технологические схемы для государственного кадастрового учёта и государственной регистрации линейных сооружений, единых недвижимых комплексов, расположенных на территории более одного регистрационного округа, а также регистрации прав на предприятия как имущественные комплексы.
Унифицированные технологические схемы детализируют каждый технологический процесс по выбранным процедурам и определяют действия его участников - Росреестра, Федеральной кадастровой палаты и многофункционального центра «Мои документы» (МФЦ). Порядок действий дифференцирован также в зависимости от способа подачи документов заявителем - в электронной форме или в бумажном виде при личном обращении в офис Росре-естра, Федеральной кадастровой палаты или МФЦ (рисунок).
Работу по вышеуказанным внутриведомственным схемам обеспечивает ФГИС ЕГРН, внедрение и промышленная эксплуатация, которого началась в рамках исполнения Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О государственной регистрации недвижимости» (с изм. и доп., вступ. в силу с 02.01.2017).
Рис. Внутриведомственная унифицированная схема технологического процесса «Осуществление государственного кадастрового учёта и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»
Основными целями и задачами ФГИС ЕГРН является:
• Объединение ГКН и ЕГРП в единый информационный ресурс. Это обеспечит более качественное наполнение информацией базы по объектам недвижимости. Исключит возможные разночтения и несоответствия между государственными кадастровым учётом и государственной регистрацией прав на объекты недвижимости.
• Проведение одновременной учётно-регистрационной процедуры. Что обеспечит исполнение действующего законодательства и избавит от необходимости отдельной регистрации прав на объекты недвижимости. Это существенно сократит время и материальные затраты на осуществление действий, направленных на оформление недвижимости.
• Совершенствование и повышение качества предоставляемых государственных услуг. Будь то получение сведений из ЕГРН или учётно-регистра-ционные процедуры. Отпала необходимость получения сведений из разных информационных баз (ГКН и ЕГРП), которые были упразднены.
• Повышение качества и достоверности сведений ЕГРН. Достигается путём верификации данных, исправление ошибок в сведениях. Таких, например, как неверное указание категорий и видов разрешённого использования земельных участков и приведение их в соответствие с утверждёнными классификаторами.
Технологическая инфраструктура ФГИС ЕГРН такова, что пользователи (физические и юридические лица) могут посредством МФЦ, территориальных отделов Росреестра, Портала Росреестра, Единого портала государственных услуг могут пользоваться сведениями ЕГРН. Это происходит путём прямого взаимодействия между указанными структурами и Центром обработки данных ФГИС ЕГРН (существует основной и резервный центры обработки данных).
В рамках гармонизации и унификации информационных ресурсов, в соответствии с учётом интересов государственных структур и ведомств, Росимуще-ство и ФНС России имеют прямой доступ к пользованию информацией содержащейся в ЕГРН путём установления защищённых каналов связи. Это должно привести к оптимизации налоговой базы и получать самую актуальную и качественную информацию об объектах налогообложения и субъектах прав.
ФГИС ЕГРН состоит из ряда подсистем. Таких как: единая система управления нормативно-справочной информацией (ЕС УНСИ), подсистема приёма и обработки запросов, подсистема кадастрового учета и регистрации, подсистема миграции АРМ, подсистема обработки пространственных данных, подсистема мониторинга и отчетности. Как видно из приведённого выше, кадастровый учёт и регистрация, являются лишь подсистемой большой и сложной информационной системы, работающей на федеральном уровне, обеспечивающим экстерриториальный принцип использования информационных ресурсов и пользования госуслугами.
Работу каждой из подсистем, обеспечивают сложные аппаратно-программные комплексы. Среди них, серверы приложений: Сервер REST сервисов, Сер-
вер форм RubyonRaiLs, Сервер процессов Сатина, Шина RMQ (для обеспечения миграции данных), ГИС-сервер QGIS, В1 сервер Pentaho (для обеспечения работы подсистемы мониторинга и отчётности, а так же базы данных, работающие под управлением вышеуказанных серверов и СУБД, описание которых -тема для отдельной статьи.
При введении в промышленную эксплуатацию ФГИС ЕГРН возникли проблемы. Ниже опишем эти проблемы и попытаемся понять, какие пути их решения существуют.
Как известно, приказы Минэкономразвития об утверждении форм межевого плана и технического плана изменились. Теперь это Приказ Минэкономразвития России от 08.12.2015 № 921 (ред. от 23.11.2016) «Об утверждении формы и состава сведений межевого плана, требований к его подготовке» и Приказ Минэкономразвития России от 18.12.2015 № 953 (ред. от 01.11.2016) «Об утверждении формы технического плана и требований к его подготовке...»
Вышеуказанными нормативными актами, обусловлена необходимость получения сведений из ЕГРН в виде выписки, на основании которой и проводятся кадастровые работы по подготовке межевого или технического планов.
В первые рабочие дни 2017 года, при попытке запросить сведения из ЕГРН, оказалось, что на портале Росреестра нет соответствующих разделов, а доступ к сервисам портала не работает. На экране красуется надпись «Извините, раздел временно недоступен. Проводится актуализация контента подразделов в связи со вступлением в силу с 01.01.2017 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» и подзаконных нормативных правовых актов». Федеральный информационный ресурс (посредством которого, выписки из ГКН и ЕГРП до 2017 года получали за 2 минуты по стоимости, равной 1 рублю 00 копеек) не функционирует тоже. Его просто нет. Не понятно, куда делись денежные депозиты специалистов и других лиц, пользующихся ФИР.
Почти до конца января 2017 года подавать запросы на выдачу выписок из ЕГРН можно было только через территориальные отделы Росреестра. Но на этом проблемы не закончились. Запросы на выдачу сведений, поданные 19.01.2017 не обработаны по 20.02.2017 и неизвестно, когда будут обработаны. Работа специалистов в области кадастровой деятельности практически полностью остановлена. Ведомственный центр телефонного обслуживания (ВЦТО) Росреестра отвечает «.сервер обобщённой обработки прав (СООП) не функционирует с 16.01.2017 по настоящее время. С учетом изложенного, обращаем Ваше внимание о возможном нарушении Филиалом сроков предоставления сведений, содержащихся в ЕГРН, выгрузки портальных Запросов в ПК ИС ЕГРП, а также выгрузки выходных документов на СООП...».
При многократном нарушении Росреестром сроков предоставления сведений из ЕГРН были сформированы несколько отложенных запросов через ВЦТО. Ответ ведомственного центра всегда был одинаковым «. СООП не функционирует с 16.01.2017. возможны нарушения филиалом сроков.».
Из открытых источников удалось выяснить, что в числе проблем, предположительно не позволяющих запустить ФГИС ЕГРН в промышленную эксплуатацию является ряд факторов:
- недостаточной оснащенностью каналами передачи данных способных обеспечить корректное функционирование ЕГРН, как централизованной федеральной системы.
- недостаточное количество государственных регистраторов (должностных лиц) принимающих решения по проведению процедур
- недостаточная оснащённость работников (должностных лиц) усиленными квалифицированными электронными подписями
- подсистема приема и обработки документов (ППОЗ) призванная автоматизировать и управлять процессом приёма и распределения документов среди работников Росреестра, а т.ж. проверять в автоматическом режиме оплату гос. пошлин, посредством взаимодействия с ГИС ГМП (государственной информационной системой государственных и муниципальных платежей) в ходе тестирования и ввода в эксплуатацию в пилотных регионах очень часто давала сбой, что не позволяло произвести проверку оплаты за предоставление услуги или оплаты гос. пошлины, а так же рассчитать размер оплаты. Для временного решения возникшей при обкатке подсистемы были использованы программные эмуляторы платежей
- для обеспечения работоспособности подсистемы КУРП не был решён вопрос об усовершенствовании межведомственного взаимодействия, что зачастую приводило к тому, что на межведомственные запросы, приходили ответы по иным объектам недвижимости
- при запуске подсистемы миграции возникли сложности с переносом сведений ЕГРП и ГКН в ЕГРН. При переносе сведений данные ЕГРП просто перезаписывались данными ГКН, а ряд характеристик объектов попросту терялись. С сентября 2016 года процесс миграции перешёл в стадию хаотичного исправления ранее допущенных ошибок и допущения новых
- произошло частичное размытие призванного повысить качество данных ЕГРН понятия Гармонизации, которое было подменено понятием Миграция. В наследуемых данных ГКН и ЕГРП содержится масса ошибок, не только технических, но и кадастровых, многие из которых невозможно исправить без заявления собственника недвижимости, т.к. это процедура учёта изменений
- при приёме заявителей, до настоящего момента используется старая версия ПК ПВД, что не позволяет вести приём по новым процедурам. Таким образом, при выборе процедуры КУРП, необходимо подавать два заявления, одно на кадастровый учёт, а другое на регистрационные действия.
Список недостатков новой системы можно продолжать ещё очень долго. Но в целом можно с уверенностью заявить, что ФГИС ЕГРН оказалась не готова к реализации принятого и вступившего в силу законодательства. Рынок кадастровых услуг остановился. Сделки по объектам недвижимости не осуществляются. Сведения ЕГРН не доступны и не предоставляются. Бизнес, граждане и государство несут большие издержки.
Возможно, для реализации законодательства, вступившего в силу с 01.01.2017 нужно было предусмотреть переходный период, в ходе которого постепенно переводить регион за регионом на ФГИС ЕГРН, как в своё время это было сделано с АИС ГКН и АИС ЕГРП (региональные системы).
Нужно было обеспечить должный контроль выполнения реализации заложенных программ по переходу к ФГИС ЕГРН со стороны государства. Более тщательно проверять и дорабатывать каждый информационный сервис, каждую подсистему. Более качественно расходовать денежные ресурсы, выделяемые государством на реализацию запланированных программ. В конце концов, прибегнуть к зарубежному опыту, где в настоящее время реализованы программы по переходу на электронное правительство и систему одного окна в полной мере. Страны Балтии, Германия, Австрия или Сингапур (как пример самого эффективного государства с точки зрения работы государственных сервисов).
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Варламов А.А., Гальченко С.А., Аврунев Е.И. Кадастровая деятельность. - М.: Издательство «Форум», 2015. - 256 с.
2. Варламов А.А., Гальченко С.А., Антропов Д.В. Информационные системы кадастра и мониторинга. - М.: ГУЗ, 2014. - 148 с.
3. Информационный ресурс. - URL: http://rovego.livejournal.com/7252719.html?utm_source= vksharing&utm_medium=soci al
4. Материалы и презентации по внедрению ФГИС ЕГРН от компании AT Consulting.
© А. М. Косых, 2017