Научная статья на тему 'Практика работы Европейского Комитета по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания'

Практика работы Европейского Комитета по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
324
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПЫТКИ / ЕКПП / НАКАЗАНИЕ / ЗАКРЫТЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / ОСУЖДЕННЫЕ / БЕСЧЕЛОВЕЧНОЕ ОБРАЩЕНИЕ / ПЕНИТЕНЦИАРНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / ТЮРЬМА / ПСИХИАТРИЧЕСКИЕ КЛИНИКИ / ДОМА ДЛЯ ПРЕСТАРЕЛЫХ / ЛИШЕНИЕ СВОБОДЫ / ПОДОЗРЕВАЕМЫЕ / ОБВИНЯЕМЫЕ / СОВЕТ ЕВРОПЫ / EUROPEAN COMMITTEE FOR THE PREVENTIONOFTORTUREANDINHUMANORDEGRADINGTREATMENT ORPUNISHMENT (CPT) / TORTURE / PUNISHMENT / CLOSED PENALINSTITUTION / CONVICTED PERSONS / INHUMANOR DEGRADING TREATMENT / PENAL ESTABLISHMENTS / PRISON / MENTALHEALTHCLINICS / SENIORCENTERS / DEPRIVATION OF LIBERTY / SUSPECTED PERSONS / ACCUSED PERSONS / COUNCIL OF EUROPE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Середа Елена Васильевна

в статье рассматривается практика работы Европейского комитета по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания; с позиции бывшего члена ЕКПП от Российской Федерации автор освещает его порядок и специфику работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Середа Елена Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACTIVITIES OF THE EUROPEAN COMMITTEE FOR THE PREVENTION OF TORTURE AND INHUMAN OR DEGRADING TREATMENT OR PUNISHMENT

this article is devoted to activities of the European Committee for the Prevention of Torture and Inhuman orDegrading Treatment or Punishment (CPT); from a position of the former member of CPT from the Russian Federation the author describes the order and particular features of its activities.

Текст научной работы на тему «Практика работы Европейского Комитета по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания»

Страничка Уполномоченного по правам человека

УДК 341.1 ББК 67.911.11 С32

E.V. SEREDA

ACTIVITIES OF THE EUROPEAN COMMITTEE FOR THE PREVENTION OF TORTURE AND INHUMAN OR DEGRADING TREATMENT OR PUNISHMENT

Аннотация: в статье рассматривается практика работы Европейскогокомитета по предупреждениюпы-ток и бесчеловечногоили унижающего достоинство обращения или наказания; с позиции бывшего члена ЕКПП от РоссийскойФедерации автор освещает его порядок и специфику работы.

Ключевые слова: пытки, ЕКПП, наказание, закрытые учрежденщ осужденные бесчеловечное обращение, пенитенциарныеучреждения, тюрьма, психиатрические клиники, дома для престарелых, лишение свободы, подозреваемы^ обвиняемые, Совет Европы.

ЕЛЕНА

ВАСИЛЬЕВНА

СЕРЕДА*

ПРАКТИКА РАБОТЫ ЕВРОПЕЙСКОГО КОМИТЕТА ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ

ПЫТОК И БЕСЧЕЛОВЕЧНОГО ИЛИ УНИЖАЮЩЕГО ДОСТОИНСТВО ОБРАЩЕНИЯ ИЛИ НАКАЗАНИЯ

Annotation: this article is devoted to activities of the European Committee for the Prevention of Torture and Inhuman or Degrading T reatment or Punishment (CPT); from a position of the former member of CPT from the Russian Federation the author describes the order and particular features of its activities.

Key words: torture, European Committee for the Prevention of Torture and Inhuman or Degrading Treatment or Punishment (CPT), punishment, closed penal institution, convicted persons, inhuman or degrading treatment, penal establishments, prison, mental health clinics, senior centers, deprivation of liberty, suspected persons, accused persons, Council of Europe.

Европейский комитет по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания (далее -ЕКПП либо Комитет) образован в соответствии с одноименной Конвенцией Совета Европы, принятой в 1987 г. Статья 1 Конвенции говорит о том, что «учреждается Европейский Комитет по предупреждению пыток или унижающего достоинство обращения или наказания. Комитет посредством посещений изучает обращение с лицами, лишенными свободы, в целях усиления, в случае необходимости, защиты их от пыток и от бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания».

В Совет Европы входят 47 стран, расположенных на Европейском континенте. Заявка Белоруссии на вступление в Совет Европы подана 12 марта 1993 г., но до сих пор это государство не является членом Совета Европы.

Все государства, являющиеся членами Совета Европы, подписали и ратифицировали Европейскую конвенцию по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания. Россия подписала Конвенцию 28 февраля 1996 г., ратифицировала ее 5 мая 1998 г., а вступила в силу Конвенция 1 сентября 1998 г. С этого времени наше государство имеет право направлять своего представителя для участия в работе Комитета. Члены Комитета избираются Комитетом

* Доктор юридических наук, профессор, начальник организационного управления (Аппарат Уполномоченногопо правам человека в Российской Федерации).

E-mail: [email protected].

министров Совета Европы абсолютным большинством голосов из списка, который составляется бюро Консультативной ассамблеи Совета Европы. Национальная делегация каждого государства выдвигает трех кандидатов, из которых Комитет министров выбирает одну. Таким образом, каждое государство участвует в работе ЕКПП через своего представителя, которого избирает Комитет министров Совета Европы.

Представляя Российскую Федерацию в течение двух сроков подряд, я принимала участие в работе Комитета с 2006 по 2011 год включительно. В соответствии со ст. 2 упомянутой Конвенции члены Комитета избираются сроком на 4 года. Что касается России, то с учетом того обстоятельства, что наша страна в течение четырех лет (с 2002 по 2006 год) не могла представить кандидатов для избрания в члены Комитета, Комитет министров Совета Европы первый срок, в течение которого должен был работать представитель от России, определил всего в 2 года. Следует подчеркнуть, что такое решение не было дискриминационным по отношению к нашей стране. Часто такое сокращение срока пребывания в ЕКПП применялось и к другим государствам Европы, представители которых по тем или иным причинам не входили в Комитет в течение длительного времени.

Европейский комитет по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания, по сути, является несудебным механизмом защиты прав человека, причем наименее защищенной категории граждан - тех, которые имеют меньше возможностей по защите своих прав и свобод, так как находятся в закрытых изолированных от общества учреждениях: тюрьмах, полицейских участках, исправительных центрах для несовершеннолетних, гауптвахтах, центрах временного содержания, психиатрических лечебницах, домах для престарелых и т. д.

Основной формой работы Комитета является посещение указанных учреждений и выявление случаев нарушений прав лиц, содержащихся в них, со стороны сотрудников. Посещения могут быть двух видов: периодические и ad hoc. Периодические посещения осуществляются во все страны - участницы Конвенции на регулярной основе. Периода, через который планируется следующий визит в ту или иную страну, в Конвенции не определено. Частота посещений страны зависит от количества жалоб, которые получает Комитет от тех, кто на-

ходится в закрытых спецучреждениях, от ситуации с правами человека, освещаемой в средствах массовой информации, и в итоге от количества таких учреждений в стране. Понятно, что чем больше страна и чем большее количество закрытых учреждений находится в ней, тем чаще члены Комитета ее посещают.

Посещение ad hoc обычно организуется в те страны, которые сочтет необходимым посетить Комитет Если плановые посещения обычно утверждаются Комитетом в конце года на весь следующий год, то ad hoc визиты не планируются, так как диктуются оперативной обстановкой в том или ином государстве.

По результатам посещений указанных учреждений члены делегации готовят доклад, который после обсуждения и утверждения Комитетом на его сессии в Страсбурге направляется правительству той страны, в которой побывала делегация. Обычно для ответа правительству на замечания, высказанные в докладе, дается три месяца. Ответы также анализируются членами Комитета, обсуждаются и утверждаются на сессии Комитета.

Следует подчеркнуть, что замечания, которые высказывает Комитет в отношении учреждений той или иной страны, носят рекомендатель ный характер и не обязательны к исполнению правительствами этих государств Однако, как показывает практика, доклады, которые готовит Комитет, содержат заинтересованные предложения по реальному улучшению ситуации в закрытых учреждениях и их реализация действительно позволяет изменить к лучшему положение тех, кто находится в таких учреждениях.

Членами Комитета чаще всего избирают юристов и врачей. Дело в том, что оценить реально применение пыток либо иных бесчеловечных видов обращения и наказания невозможно без наличия врачебных навыков, с одной стороны, и знания законодательства - с другой. Кроме того, в состав Комитета могут входить психиатры, судебные медики, социологи, бывшие сотрудники пенитенциарных учреждений, адвокаты, педагоги, социальные работники, то есть люди, которые могут определить, применялись ли к лицам, содержащимся в учреждениях закрытого типа, пытки либо бесчеловечное или унижающее достоинство обращение или наказание. При этом комиссии для выезда в государства с визитами для изучения обстановки в закрытых учреждениях обычно составляются таким образом, чтобы в них в равной степени присутствовали специалисты разных областей. Это позволяет получить наи-

Страничка Уполномоченного по правам человека

Страничка Уполномоченного по правам человека

более объективную картину, которая сложилась в учреждениях этой страны.

Запрещается избирать членами Комитета действующих сотрудниковучреждений, которые в дальнейшем могут быть объектом посещений, а также министерств и ведомств, в подчинении которых они находятся. Однако бывшие сотрудники этих ведомств могут быть избраны в Комитет. Причем такая практика даже приветствуется, поскольку эти члены Комитета обычно бывают чрезвычайно полезны и эффективны. Большинство членов Комитета -люди в возрасте, обладающие знаниями и опытом работы по защите прав человека.

Перед очередным посещением той или иной страны ее правительство уведомляется о таком визите, однако конкретные учреждения, которые планируется посетить, заранее не сообщаются. Члены Комитета вправе посетить любые интересующие его заведения. При этом принимающая сторона должна предоставить для выполнения его задач доступ на свою территорию, право передвижения по ней, полную информацию об интересующих Комитет учреждениях, а также неограниченный доступ в эти учреждения, в том числе право передвижения внутри таких мест и всю иную информацию, которая необходима Комитету для выполнения его задач.

Во время изучения ситуации по применению пыток либо насилия в отношении лиц, содержащихся в учреждениях закрытого типа, члены Комитета имеют право осматривать все, без исключения, помещения таких учреждений, беседовать наедине с осужденными, задержанными и иными лицами, вступать в контакт со всеми, кто может дать им интересующую информацию. В целях обеспечения своей независимости во время посещения той или иной страны члены Комитета не могут пользоваться различной помощью со стороны правительства этой страны. При поездке в страну заказ отеля для проживания, транспортное обеспечение, питание осуществляется членами Комитета самостоятельно и за свой счет.

В экстренных ситуациях, требующих незамедлительной реакции правительства государства, которое посещает Комитет, замечания могут быть доведены до сведения правительства незамедлительно. Речь идет о случаях, когда сложившаяся ситуация угрожает жизни, здоровью содержащихся в закрытых учреждениях лиц. Кроме того, иногда приходится действовать еще более оперативно. За время моей работы в Комитете такая ситуация складыва-

лась довольно часто: несколько раз приходилось вызывать скорую помощь и осужденных доставляли в медицинские учреждения; в двух случаях требовалась незамедлительная консультация врача-психиатра, несколько раз пришлось собирать консилиум и обращаться к администрации тюрьмы с просьбой взять дополнительные медицинские анализы для того, чтобы поставить правильный диагноз. Во время одного из посещений в следственном изоляторе потребовалась помощь врача-педиатра для ребенка, который находился в следственном изоляторе вместе с мамой.

В ст. 9 Конвенции устанавливается, что в исключительных случаях правительство государства, с визитом в которое планируется поездка членов Комитета, может просить изменить время и место посещения. Однако это происходит только «по соображениям, связанным с вопросами национальной обороны, общественной безопасности, или из-за серьезных беспорядков в местах содержания лиц, лишенных свободы, медицинского состояния лица, или в случае проведения неотложного допроса в связи с совершением тяжкого уголовного преступления». При возникновении такого случая представители Комитета и заинтересованное государство проводят консультации с целью выйти из создавшегося положения и утвердить новые временные рамки посещения.

Одной из мер, призванных побудить сторону к выполнению рекомендаций Комитета, в случае если страна упорно их не исправляет и не пытается это сделать, является публичное заявление по данному вопросу (ч. 2 ст. 10 Конвенции). За такую публикацию должны проголосовать не менее двух третей членов комитета. За время, прошедшее с момента подписания Россией Конвенции, публичные заявления в отношении России были сделаны в 2001, 2003 и в 2007 гг. Что касается других стран, то два раза такие заявления принимались в отношении Турции и один раз - Греции. В отношении России все три публичных заявления были сделаны относительно исправительных учреждений Чеченской Республики.

После обсуждения и утверждения докладов на Комитете Совет Европы должен его опубликовать.

Российская Федерация до этого года оставалась единственной страной из Совета Европы, которая не давала согласия на такую публикацию. Мотивировка отказа от публикации сводилась, главным образом, к нежеланию поднять завесу секретности. Однако 24 января

2013 г. доклад Правительству Российской Федерации, подготовленный Европейским комитетом по предотвращению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания по итогам посещения Северо-Кавказского региона Российской Федерации с 27 апреля по 6 мая 2011 г. был опубликован, как и ответ на него Правительства РФ.

Для решения всех организационных вопросов по функционированию Комитета образовывается секретариат Комитета, он работает в штате Совета Европы и состоит примерно из 20-25 человек. Секретариат подразделяется на три сектора: первый занимается организационными вопросами, связанными с подготовкой визитов и докладов по их результатам в следующие страны: Албанию, Австрию, Бельгию, Эстонию, Францию, Германию, Латвию, Лихтенштейн, Литву, Люксембург Монако, Норвегию, Румынию, Швейцарию, Турцию. Второй сектор организует работу в отношении Армении, Азербайджана, Болгарии, Хорватии, Финляндии, Грузии, Венгрии, Исландии, Молдавии, Польши, Российской Федерации, Сербии, Словении, Швеции и Украины. Третий занимается Андоррой, Боснией и Герцеговиной, Кипром, Чешской Республикой, Данией, Грецией, Ирландией, Италией,

Мальтой, Нидерландами, Португалией, Сан-Марино, Словакией, Испанией, Македонией, Великобританией.

Анализируя работу Комитета, нельзя не отметить высокий профессионализм и искреннюю заинтересованность его членов в достижении позитивных результатов своей работы независимо от того, какую профессию и страну они представляют. Несомненно, что высокое качество изучения ситуации с правами человека в закрытых учреждениях разных видов того или иного государства обеспечивалось также широким мандатом, которым наделен Комитет Конвенцией по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания. Возможность посещения всех интересующих Комитет учреждений, индивидуальные беседы с лицами, находящимися в закрытых учреждениях, доступ к их личным делам, беседы с сотрудниками учреждений - все это обеспечивает создание реальной картины, складывающейся с защитой лиц, находящихся в таких учреждениях, от пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания, и дает возможность выработать рекомендации по их предотвращению правительствам государств, входящих в Совет Европы.

Страничка Уполномоченного по правам человека

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.