С. А. Фивейский
д. э. н., первый заместитель Председателя Комитета экономического развития, промышленной политики и торговли Правительства Санкт-Петербурга
Практика поддержки инновационных проектов: пример Петербурга
В Санкт-Петербурге более двух лет все действия по поддержке и стимулированию инновационной деятельности объединены в Комплексную программу мероприятий по реализации инновационной политики. За это время городом были поддержаны десятки инновационных проектов, компаний и кластеров, а также создана эффективная среда для коммуникаций среди всех участников инновационного процесса, сформировалась инфраструктурная основа инновационной деятельности.
Понимание инноваций
Мероприятия Комплексной программы рассчитаны на стимулирование инновационной деятельности на всех ее этапах — от идеи до серийного выпуска продукции и распространения услуг. Кроме прямых мер поддержки инноваторов, город предпринял ряд мер по созданию и развитию инновационной инфраструктуры, активно сотрудничал и сотрудничает с федеральными институтами инновационного развития, бизнес-сообществом города и рядом международных институтов. В целом все мероприятия и действия города направлены на формирование на его территории полноценной инновационной экосистемы.
С точки зрения перспективного развития Санкт-Петербурга его инновационная политика ориентирована на достижение стратегической цели — сделать наш город инновационным центром мирового уровня. Главные критерии для этого — рост экспорта высокотехнологичной продукции и выработка инновационной продукции на одного занятого.
Идеология инновационной политики городского Правительства, которая нормативно оформлена в вышеупомянутой Программе, а также в принятых в 2007 году «Основах инновационной политики Санкт-Петербурга на 2007-
2011 годы», полностью согласуется с общемировым подходом к пониманию инноваций при формировании инновационных систем, наиболее полно закрепленном в так называемом «Руководстве Осло». Напомню, Руководством определены 4 типа инноваций: продуктовые, процессные, маркетинговые и организационные.
Разрабатывая инновационную политику нашего города, мы понимали, что каждый из перечисленных типов инноваций важен, специфичен и нуждается в соответствующей поддержке. Также мы отдавали себе отчет в том, что у власти есть (и обязательно должны быть) объективные ограничения степени вмешательства в деятельность хозяйствующих субъектов, осуществляющих инновации. Так, продуктовые и процессные инновации эффективно могут стимулироваться прямыми мерами государственной поддержки (субсидии, премии, гранты, госзаказ), маркетинговые и орга-
низационные — чаще косвенными (образовательные программы, содействие в формировании хозяйственных связей, популяризация инноваций и т. д.). Исходя из этих принципов, мы и формировали Комплексную программу.
Трехлетние результаты
Немного о том, каких результатов мы достигли за неполные три года реализации инновационной политики.
Сначала общие цифры. По результатам пилотного мониторинга инновационной деятельности в Санкт-Петербурге, который проводился Комитетом экономического развития, промышленной политики и торговли совместно с Петростатом, объем инновационной продукции крупных и средних предприятий с 2007 по 2009 год увеличился с 20635,1 млн. рублей до 61946 млн. рублей (т. е. в 3 раза), малых предприятий с 841,1 млн. рублей до 1175 млн. рублей. При
этом, затраты на исследования и разработку новых продуктов, услуг, новых производственных процессов, которые, как правило, имеют «отложенный эффект» и через 2-3 года дадут прирост инновационной продукции, увеличились за период по указанным группам хозяйствующих субъектов соответственно с 1062,6 млн. рублей до 22365,8 млн. рублей (в 21 раз) и с 70,9 млн. рублей до 393,5 млн. рублей (в 5,5 раз). Если комментировать результаты мониторинга в целом, то очевидно, что сектор малого предпринимательства, который во всем мире является основой инновационного развития, у нас нуждается в усиленном стимулировании, поскольку динамика его инновационных показателей, хотя и положительна, но не носит «опережающего» характера. Сделать малый бизнес «драйвером» инноваций — одна из главных задач сегодняшнего дня.
В целом, данные мониторинга говорят о росте инновационной активности на территории города. Не будем говорить, что это результат исключительно инновационной политики — факторов, безусловно, несколько. Это и желание самих хозяйствующих субъектов повысить свою конкурентоспособность на рынках, и воздействие кризиса, заставившего многих «инновационно» переосмыслить свою деятельность, и многие другие факторы. Но мы убеждены, что инновационная политика Санкт-Петербурга — это тот катализатор или сигнал, который, безусловно, приводит к результатам, показанным в вышеприведенных показателях.
Теперь об основных прямых результатах действия Программы в 2008-2009 годах.
Одной из популярных мер стало субсидирование следующих видов инновационных затрат:
— на защиту прав интеллектуальной собственности;
— на аренду недвижимого имущества или пользование уникальным оборудованием;
— на участие в российских и международных выставках, ярмар-
ках, форумах, конференциях и семинарах;
— на производство и реализацию инновационной продукции на экспорт;
— на подготовку и переподготовку кадров для работы в высокотехнологичных отраслях промышленности.
Субъекты инновационной деятельности, обратившиеся за поддержкой, получили компенсацию 50% своих инновационных затрат на общую сумму 99,65 млн. рублей. Всего субсидии получили 55 инновационных организаций Санкт-Петербурга. Среди них такие компании как ЗАО «Диаконт»,
000 «Центр речевых технологий», ОАО «Климов», ОАО «НПО Стример», ООО «Вириал». Субсидии позволили инновационным компаниям покрыть часть затрат и активизировать в этот непростой кризисный период свои перспективные проекты.
В 2008-2009 годах Санкт-Петербургом проводились конкурсы среди инновационных компаний на лучший инновационный проект в рамках кластера. За два года премии общим объемом 16,5 млн рублей получили шесть проектов в таких отраслях как электроника, медицина, образование, лазерные технологии и др.
С 2008 года в городе проходит Петербургский международный инновационный Форум. В первых двух форумах приняло участие более 14000 специалистов из 38 государств мира и 233 городов России и зарубежья. В рамках второго по счету и наиболее масштабного Форума в 2009 году состоялось 47 конгрессных мероприятий, 96 мероприятий деловой программы, а в выставочной экспозиции приняло участие 427 компаний на площади свыше 12 000 м2. Общий объем соглашений, заключенных на этом мероприятии, превысил
1 млрд. рублей.
Сейчас уже можно констатировать, что традиция проведения Форума в Петербурге стала реальностью: 27 мая текущего года вице-премьер Правительства РФ Владимир Путин на I Российско-
европейском инновационном форуме в Лаппеенранте (Финляндия) пригласил его участников в сентябре 2010 года в Санкт-Петербург — на III Международный инновационный Форум.
Активно развивается сотрудничество Санкт-Петербурга с корпорацией «Роснано», закрепленное соответствующим соглашением
23 декабря 2008 года. Сегодня в его рамках реализуются 8 инновационных проектов, в результате которых будут созданы продукты для самых различных отраслей промышленности. В планах городского бизнеса создание нанотехнологических центров при участии корпорации.
Отдельный блок программы направлен на создание и развитие инфраструктурных проектов, финансируемых, в том числе, из федерального бюджета. Это Особая экономическая зона, резидентами которой являются 35 компаний, технопарк «Ингрия» с уже действующим бизнес-инкубатором, где находятся 25 резидентов, Венчурный фонд Санкт-Петербурга под управлением «ВТБ. Управление активами», бизнес-инкубатор «Кристалл» для малых предприятий, Наукоград в г. Петергоф. Кроме того, в городе действует 16 центров коллективного пользования и 12 инновационно-технологических центров.
Особо в инфраструктуре поддержки инновационной деятельности в Санкт-Петербурге отмечу роль Информационно-консультационного центра «Инновация», который работает с декабря 2008 года. Его миссия — содействие установлению тесных информационнокоммуникационных связей между субъектами инновационной системы города и их партнерами. В 2009 году в ИКЦ проведено
24 информационных семинара, 85 консультаций по реализации инновационной политики в Санкт-Петербурге, 96 презентаций инновационных проектов, 3 инвестиционные сессии, 10 обучающих программ по подготовке и переподготовке кадров. Всего мероприятия посетило более 2000 человек.
Конкурсная практика
Одной из задач при реализации Комплексной программы было ее периодическое обсуждение и совершенствование. В прошлом году на регулярной основе проходили заседания Рабочей группы для подготовки рекомендаций по реализации Комплексной программы. В ее работе мы старались учитывать мнение всех участников инновационного процесса в нашем городе и вовлечь их в содержательный диалог. В составе группы более половины ее участников представляли бизнес.
Так, в 2009 году мы впервые провели конкурс на премию Правительства Санкт-Петербурга за лучший инновационный проект. В дальнейшем мы опросили победителей конкурса с целью определить его практическое значение.
В городе и раньше проводились конкурсы на определение лучших компаний или проектов в совершенно разных отраслях, организаторами которых выступали как Правительство Петербурга, так и общественные организации. Но между собой они не были взаимосвязаны.
В идеологии нового конкурса лежал тезис о том, что инновации свойственны любому виду человеческой деятельности, они могут носить не только технический и технологический характер, но и относиться к сфере услуг, управлению и т. д. Было решено провести единый конкурс, охватывающий
11 номинаций, — 9 отраслевых и
2 специальных. В отраслевых номинациях лучшие инновационные проекты определялись в промышленности, медицине, энергетике, культуре, информационных технологиях, строительстве, образовании, туризме и сфере услуг. Две специальные номинации — для нужд городского хозяйства и для обеспечения интересов молодежи.
На конкурс принимались проекты, которые находились в высокой степени готовности к реализации. Это было принципиальным условием участия. Мы не рассматривали проекты на стадии идей или расширения, нам были интересны
компании с «упакованными» проектами, готовыми к выходу на рынок и выпуску серийной продукции в ближайшие 1-2 года.
В итоге на конкурс мы получили 293 заявки. Победители были определены не во всех номинациях. Жюри конкурса, состоявшее на 2/3 из представителей бизнеса, выдвигало жесткие, но реальные требования ко всем проектам, поэтому в трех номинациях было решено не присуждать первые места. Победителями стали восемь компаний, получившие премии на общую сумму 11,5 млн рублей.
Две компании, занявшие первые места, представляли крупный бизнес, который уже крепко занимает позиции на рынке, развивает новые проекты и, в том числе, экспортирует свою продукцию. Остальные победители находились в большинстве своем на start-up стадии.
Практическое значение премий
Через несколько месяцев после подведения итогов конкурса мы опросили его победителей и номинантов с целью изучения практической значимости полученных средств. Также руководители компаний ответили и на вопросы о том, какая помощь сегодня им необходима от городского правительства.
Два крупных промышленных предприятия — ЗАО «Вагонмаш» и ОАО «Климов» — намерены инвестировать в собственные проекты более 3 млрд рублей. Логично предположить, что полученные премии не составляли львиную долю от общего объема инвестиций в проект. Хотя, в компании «Вагонмаш» отмечают, что премия в размере 3 млн рублей (лучший инновационный проект для нужд городского хозяйства) наряду с имиджевой составляющей позволила частично компенсировать затраты, вложенные в течение прошлого года в проект. В ОАО «Климов» при объявлении старта собственного проекта — строительства конструкторско-производствен-ного комплекса — подчеркнули, что данный проект уже признан
как один из лучших со стороны Правительства Петербурга.
Совсем иная картина с остальными шестью победителями. Необходимые инвестиции в их проекты составляли от 4 до 40 млн рублей. В этом случае ответы на вопрос о значимости полученных денежных премий уже не ограничиваются только положительным имиджевым эффектом. Например, команда молодых предпринимателей из ООО «Технологический разум» рассказывает о том, что премия позволила создать опытный образец продукции (тестовая версия сервиса), а это, в свою очередь, дало возможность начать работу с каналами продвижения. В ООО «Объединенные волокна» (номинация «строительство») решили вложить полученные средства в разработку нового оборудования, которое позволит создавать новый продукт.
Братья Михаил и Федор Царевы выиграли в номинации «лучший инновационный проект для обеспечения интересов молодежи». Премия составила 2,5 млн рублей. Тогда как объем необходимых инвестиций в проект — 4 млн рублей. В результате уже разработаны новые программы и сервисы, которые являются продолжением проекта, проведены предварительные переговоры с одним из зарубежных вузов об использовании готовых программных продуктов.
40% победителей и призеров конкурса отметили, что, если выбирать среди тех затрат на инновационную деятельность, которые могут быть частично компенсированы за счет городского бюджета, то, в первую очередь, такая поддержка необходима при получении патентов на собственные изобретения. Например, в ООО «Медицинский реабилитационный центр» (победитель в номинации «медицина») уже направили полученные средства, в частности, на подготовку документов на исключительные права на интеллектуальную собственность.
Компании-победители, главным образом, инвестировали де-
нежные средства на доработку проектов, которые подавались на конкурс, и в развитие новых технологий и смежных проектов. Это оправдано, так как основным условием конкурса, как говорилось выше, была высокая степень готовности проектов к реализации. На этом этапе развития бизнеса как раз возрастает необходимость в привлечении дополнительных инвестиций для вывода продукта или услуги на рынок.
Организаторы международного фестиваля «Дягилев. Постскриптум», победившие в номинации «культура», вкладывают полученные средства в подготовку двух крупных фестивалей, которые пройдут в 2011 году всотрудни-честве с крупнейшими городскими учреждениями культуры. В ОАО «НПО Стример» инвестировали премиальные средства в доработку собственного проекта, что уже позволило привлечь новые контракты на поставку продукции — мультикамерный разрядник для грозозащиты.
Многие лауреаты конкурса отмечали — статус победителя позволяет привлекать новых клиен-
тов и повышать инвестиционную привлекательность проектов. Например, ЗАО «Вагонмаш» намеревается привлечь кредит в одном из банков на сумму, которая составляет более 50% инвестиций в проект. Статус победителя конкурса может укрепить уверенность банка при принятии положительного решения.
Меры поддержки инноваций: мнение бизнеса
Кроме практической значимости полученных денежных средств, нам хотелось узнать и мнение победителей и номинантов конкурса о том, какая дальнейшая поддержка им необходима.
Наиболее популярными мерами государственной поддержки среди опрошенных (предлагалось дать несколько вариантов ответов) стали необходимость участия в федеральных конкурсах, целевых программах, сотрудничество с федеральными институтами (70%), административная поддержка и помощь в привлечении заказов на продукцию, в том числе через систему госзаказа (по 65%), содействие при участии в Петербург-
ском международном инновационном Форуме (50%).
В рамках Комплексной программы одной из востребованных форм финансовой поддержки стало субсидирование части затрат инновационных компаний, связанных с бизнес-деятельностью. За два года субсидии получили порядка 50 инновационных компаний. Среди победителей и номинантов конкурса самыми актуальными считаются компенсация затрат на участие в выставках (70% ответов), аренда недвижимости (60%) и патентование (40%).
Из основных трудностей, которые возникают в ходе продвижения проектов, компании отметили реализацию продукта или услуги на рынке (40%), привлечение инвестора в проект (30%) и реализацию маркетинговой стратегии (25%).
35% опрошенных считают, что одной из эффективных форм дальнейшей реализации их проектов может стать участие в отраслевом кластере.
Многие из участников конкурса получали поддержку в рамках инфраструктурных проектов, направленных на стимулирование инновационной деятельности в Петербурге. Так, несколько номинантов активно взаимодействуют с информационно-консультационным центром «Инновация», участвуя в инвестиционных сессиях, в том числе, проводимых руководством Роснано, РВК, «ВТБ. Управление активами» и другими институтами развития. Некоторые из них успешно подготовили заявки на финансирование собственных проектов и направили их в Российскую корпорацию нанотехнологий.
Все восемь победителей конкурса, а также остальные номинанты, продолжают реализацию собственных проектов, первые результаты уже получены, компании готовы активно продвигать собственные проекты как в Петербурге, так и в других регионах, а также за рубежом.
Победители конкурса на премию Правительства Санкт-Петербурга за лучший городской инновационный проект
1. ОАО «Климов» — промышленность — создание конструкторско-произ-водственного комплекса инновационного типа.
2. ЗАО «Вагонмаш» — для нужд городского хозяйства — разработка электропоезда серии «Нева» и строительство нового Комплекса для производства вагонов метрополитена серии «Нева».
3. ООО «Медицинский Реабилитационный Центр» — медицина — создание Медицинского Реабилитационного Центра по методу Вагина А.А. и организация производства реабилитационных комплексов.
4. ОАО «НПО Стример» — энергетика — разработка разрядника мультика-мерного для грозозащиты высоковольтных линий электропередачи 20 кВ (РМК-20).
5. ООО «Объединенные волокна» — строительство — создание первого в Санкт-Петербурге и России производства по выпуску инновационных добавок для бетона и строительных растворов — высококачественных полипропиленовых волокон.
6. ООО «Технологический разум» — информационные технологии — «Мой Дозор».
7. АНО «Дягилев.Постскриптум. Международный фестиваль искусств в Санкт-Петербурге» — культура — «Фестиваль “ДЯГИЛЕВ.ПОСТСКРИПТУМ”».
8. ГОУ ВПО «СПБГУ ИТМО» — для обеспечения интересов молодежи — «Программирование и футбол для молодежи».