производства, учитывающего определенные выше показатели.
Построение динамической системы цикла заказов на предприятиях алюминиевой промышленности позволяет увидеть, что самое узкое место выполнения заказов - это производство. Нет смысла коммерсантам принимать большой объем заказов на продукцию, если производство не сможет произвести и половину из них в указанные сроки.
Портфель заказов в идеале должен совпадать с возможностями производства и формироваться в процентном соотношении в зависимости от видов заказов.
Для установления высокого уровня обслуживания потребителей необходимо, чтобы количество принятых заказов соответствовало количеству выполненных заказов. Данного условия можно добиться, если ввести для коммерсантов показатель портфеля заявок, т. е. количество заказов, принимаемых ежедневно (в количественном и/или стоимостном выражении).
Необходимо более эффективно управлять заказами на предприятии, ориентироваться на возможности производства и договариваться с заказчиками, не беря заказы, которые заведомо предприятие не сможет выполнить в срок, либо увеличивая срок исполнения заказов по согласованию с клиентами. При этом отношения с клиентами не будут испорчены и конкурентоспособность предприятия будет расти.
Данная модель отражает ситуацию, характерную для многих предприятий алюминиевой промышленности России. Стремясь «загрузить» производство, предприятия не осознают, сколько заказов выполняется не в срок и насколько это снижает их конкурентоспособность.
Реализация и практическое применение инструментов управления логистическим циклом заказов на промышленных предприятиях позволит обеспечить устойчиво высокий уровень обслуживания клиентов, увеличивая при этом конкурентоспособность предприятия.
Библиографические ссылки
1. Резанова Ю. С., Белякова Е. В. Особенности управления заказами на промышленном предприятии // Логистика и экономика ресурсосбережения в промышленности (МНПК «ЛЭРЭП-6-2012») : сб. науч. тр. по материалам Междунар. науч.-практ. конф. (11-13 декабря 2012, г. Саратов) / под общ. ред. А. А. Большакова ; Сарат. гос. техн. ун-т им. Ю. А. Гагарина. Саратов, 2012. С. 23-25.
2. Системы управления заказами. URL: http://fsoler.com/lekczii-na-russkom/24-tema-3-postroenie -logisticheskix-sistem/325-sistemy-upravleniya-zakazami.html (дата обращения: 08.04.2013).
References
1. Rezanova Yu. S., Belyakova E. V. Peculiarities order management at the industrial enterprise // Logistics and Economics of resource-saving in industry: proceedings of the materials of the International scientifically-practical conference (11-13 December 2012, Saratov). / under the General Ed. A. Bolshakova ; Saratov state technical University named after Yu. A. Gagarin. Saratov, 2012. Р. 23-25.
2. Системы управления заказами. URL: http://fsoler.com/lekczii-na-russkom/24-tema-3-postroenie -logisticheskix-sistem/325-sistemy-upravleniya-zakazami.html.
© Белякова Е. В., Ронжина Ю. В., 2013
УДК 339.564.2
ПРАКТИКА ОРГАНИЗАЦИИ ЭКСПОРТНЫХ ПОСТАВОК ПИЛОМАТЕРИАЛОВ НА ПРИМЕРЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЗАО «КРАСНОЯРСКЛЕСОМАТЕРИАЛЫ»: ТАМОЖЕННО-ЛОГИСТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
А. А. Даньшин, Л. Г. Чернова
Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Россия, 660014, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31
Е-таП: [email protected]
Объектом исследования выступает процесс организации экспортных поставок пиломатериалов на примере деятельности ЗАО «КрасноярскЛесоМатериалы»: проведение таможенных операций, связанных с помещением товаров под таможенную процедуру, транспортировка товаров до таможенной границы. Определяется круг проблем для компании, связанных с организацией вывоза пиломатериалов, а также рассматриваются основные пути их решения.
Ключевые слова: экспорт, пиломатериалы, таможенные операции, транспортировка.
Логистика и управление цепями постаеок^на предприятии
THE PRACTICE OF LUMBER EXPORTS ON THE EXAMPLE OF JSC "KRASNOYARSKLESOMATERIALY": CUSTOMS AND LOGISTICAL ASPECTS
A. A. Danshin, L. G. Chernova
Siberian State Aerospace University named after academician M. F. Reshetnev 31, "Krasnoyarsky Rabochy" Av., Krasnoyarsk, 660014, Russia. E-mail: [email protected]
The object of the study appears in the process of organizing the export of lumber on the example of JSC «KrasnoyarskLesoMaterialy». The research includes customs operations involving the placement of goods under the customs procedure, transportation of goods to the customs frontier. A range ofproblems for the company related to the organization of lumber export is determined, and possible solutions are discussed.
Keywords: export, lumber, customs operations, transportation.
Экспортные поставки пиломатериалов, предназначенных для вывоза из Российской Федерации за пределы Таможенного союза, в настоящее время освобождаются от применения различного рода инструментов таможенного администрирования. В частности, это реализуется в освобождении таких товаров от уплаты вывозной таможенной пошлины, завершении выпуска товаров таможенным органом в более короткие сроки, возможности подачи временной таможенной декларации с указанием планируемого объема товара [1].
Такими методами государство стимулирует вывоз в третьи страны готовой продукции, производство которой формирует добавленную стоимость товара.
Однако в современных условиях ведения внешней торговли пиломатериалами как для представителей бизнес-структур, так и для таможенных органов, осуществляющих контроль за перемещением товара, существует ряд проблем организационного характера, которые приводят к потере оперативности действий для таможенных органов и к образованию временных и финансовых затрат для участников внешнеэкономической деятельности.
Для выявления и устранения данных проблем в статье рассмотрена практика организации экспортных поставок закрытого акционерного общества «Красно-ярскЛесоМатериалы» (ЗАО «КЛМ и Ко») - крупнейшей компании по производству пиломатериалов в Красноярском крае, реализация которых производится не только на внутреннем рынке, но и на рынках Европы, Японии, Китая и стран Содружества независимых государств.
Заключив договор купли-продажи (контракт) с иностранным покупателем-контрагентом, ЗАО «КЛМ и Ко» как продавец формирует партию товара и передает его перевозчику, а также формирует внешнеторговую документацию, в том числе и для целей таможенного декларирования товаров. Таможенным законодательством в рамках коммерческого оборота предусмотрена подача в таможенный орган специального таможенного документа - декларации на товар, в которой указываются сведения, необходимые для выпуска товара таможенным органом. Вместе с декларацией декларант представляет пакет документов, на основании которых заполнена таможенная декларация [2]. Начиная с 2009 г. ЗАО «КЛМ и Ко» практикует электронное таможенное декларирование посредством сети Интернет. Таким образом, документы предоставляются в таможенный орган в электронной
форме, что делает процесс таможенного декларирования более удобным и надежным. После проверки декларации на товары должностное лицо таможенного органа присваивает ей номер, запрашивает при необходимости недостающие документы, уведомляет декларанта о досмотре и производит выпуск.
После выпуска товаров таможенным органом следующим действием для компании является организация перевозки товара до таможенной границы. Для этого необходимо, чтобы перевозчику были предоставлены транспортные документы с отметками таможни, свидетельствующие о правомерности вывоза в соответствии с таможенной процедурой экспорта, а также иные документы, включая экземпляр таможенной декларации для предоставления в месте убытия товаров. В настоящее время передача документов перевозчику является весьма затруднительной.
Данные трудности обусловлены тем, что завод по производству пиломатериалов ЗАО «КЛМ и Ко» находится в г. Кодинске, в 200 км от ближайшей железнодорожной станции. Готовая продукция автомобильным транспортом вывозится на железнодорожный тупик станции Новохайская и на момент таможенного декларирования находится в пунктах погрузки. В то же время управляющая компания и менеджмент находятся в городе Красноярске. Таким образом, перед компанией встает задача передачи документов перевозчику в пункт погрузки. К числу способов передачи документов, к примеру, относятся услуги железнодорожных пассажироперевозок: через служащих поездного состава документы передаются до станций, либо компания пользуется услугами экспресс-почты. Такая передача документов может занимать около 2-3 дней и, соответственно, компания оплачивает железной дороге простои транспортных средств и стоимость суточной аренды вагонов собственнику вагонного парка.
Возникают ситуации, когда в отношении пиломатериалов применяется таможенный досмотр, как правило, с целью профилактики соблюдения таможенного законодательства. В таком режиме работы с учетом проведения таможенного контроля документы для оформления товара могут быть подготовлены к отправке спустя 5-7 дней с момента подачи декларации. Соответственно, вышеупомянутые затраты увеличиваются в несколько раз.
Ситуация такова, что ближайшим таможенным органом по отношению к станции Новохайская, способным провести таможенный досмотр, является Канский
таможенный пост (180 км). Как только Красноярская таможня уведомляет таможенный пост о необходимости проведения досмотра, инспектору таможенного органа выписывается командировка и он направляется на пункт погрузки. Таким образом, значительное время уходит на поездку инспектора до места проведения контроля, проведение досмотра (осмотра, наблюдения), возвращение инспектора на пост, оформление акта досмотра и его дальнейшей передачи в Красноярскую таможню для принятия окончательного решения.
Анализируя изложенные сведения, можно предложить ряд возможных вариантов решения проблемы. Первым возможным вариантом было бы перенесение пункта погрузки ближе к таможенным органам. Однако в этом случае, ликвидируя простои товаров в пункте погрузки, у компании возникнут новые финансовые затраты, связанные с транспортными расходами в связи с доставкой груза ближе к городу Канску или Красноярску. Пункт погрузки выбран компанией неслучайно и обусловлен непосредственной близостью к деревоперерабатывающему заводу.
Вторым вариантом является организация электронной связи между таможенным органом и железной дорогой, которая существует между декларантом и таможней. Наличие такой связи позволило бы увеличить грузооборот, полностью устранить временные и финансовые затраты компании, связанные с передачей товаросопроводительных документов, и в значительной степени сократить их при проведении таможенного досмотра.
Наличие такой проблемы в настоящее время в определенной степени нейтрализует эффект концепции электронного таможенного декларирования, которая предполагает удаленное взаимодействие декларанта с таможенным органом и направлена на упрощение, совершенствование и гармонизацию совершения таможенных операций. 2013 г. ознаменован Правительством Российской Федерации как год перехода на электронный межведомственный документооборот, однако к настоящему моменту таможенные органы не имеют данной связи с железнодорожным перевозчи-
ком по причине несоответствия программного обеспечения ведомств [3].
Также устранить время простоя груза в случае проведения таможенного контроля позволила бы организация дополнительного таможенного поста, который отсутствует в таком масштабном лесозаготовительном районе, как Богучанский район и всей железнодорожной ветки от станции Решоты до станции Карабула.
Библиографические ссылки
1. Таможенный кодекс Таможенного союза : в ред. от 16.04.2010 // Собрание законодательства РФ. 13.12.2010, № 50, ст. 6615.
2. О таможенном регулировании в Российской Федерации : федер. закон от 27.11.2010 № 311-ФЗ ; в ред. от 23.07.2013 // Российская газета. № 269. 29.11.2010.
3. Таможня и железная дорога отказываются от бумаги [Электронный ресурс] // Официальный сайт Федеральной таможенной службы Российской Федерации. URL: http://www.customs.ru/index.php?option= com_content&view=article&id=15070:2011-10-19-09-32-41&catid=40:2011-01-24-15-02-45&Itemid=2094 &Itemid=1835.
References
1. Tamozhennyj kodeks Tamozhennogo sojuza // Sobranie zakonodatel'stva RF, 13.12.2010, N 50, st. 6615; v red. ot 16.04.2010.
2. Federal'nyj zakon ot 27.11.2010 N 311-FZ «O tamozhennom regulirovanii v Rossijskoj Federacii» // Rossijskaja gazeta, N 269, 29.11.2010; v red. ot 23.07.2013.
3. Oficial'nyj sajt Federal'noj tamozhennoj sluzhby Rossijskoj Federacii. Tamozhnja i zheleznaja doroga otkazyvajutsja ot bumagi [Jelektronnyj resurs]. URL: http://www.customs.ru/index.php?option= com_content&view = article&id = 15070:2011-10-19-09-32-41&catid=40:2011-01-24-15-02-45&Itemid=2094 &Itemid = 1835.
© Даньшин А. А., Чернова Л. Г., 2013
УДК 65.011.8
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ СИСТЕМЫ КОНТРОЛЛИНГА ПРОИЗВОДСТВА ГРАЖДАНСКОЙ ПРОДУКЦИИ НА МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ ОПК
Л. В. Ерыгина, Н. Е. Гильц
Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Россия, 660014, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31
E-mail: [email protected]
Предложен и обоснован концептуальный подход к формированию системы контроллинга производства гражданской продукции на машиностроительных предприятиях ОПК, заключающийся во взаимосвязи учета влияния факторов, выделения уровней контроллинга и выработки инструментов контроллинга.
Ключевые слова: система контроллинга производства гражданской продукции; предприятие ОПК.