УДК 37
ПРАКТИКА НАСТАВНИЧЕСТВА В ЦЕНТРЕ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ДЕТЕЙ
Роман Александрович Чмир1
кандидат сельскохозяйственных наук, доцент
romanchmir3@mail. т Алексей Андреевич Привалов1 педагог дополнительного образования asher_satton@mail. т Виталий Михайлович Ситников2 Учитель технологии [email protected] Анастасия Михайловна Киркина1
студент Kitkina03@mail .т
1Мичуринский государственный аграрный университет 2МБОУ СОШ № 18 им. Э.Д. Потапова г. Мичуринска
г. Мичуринск, Россия
Аннотация. В статье рассматривается опыт работы Центра развития современных компетенций детей в реализации программы наставничества с образовательными организациями Тамбовкой области, и его роль в формировании профессиональных компетенций.
Ключевые слова: наставничество, система дополнительного образования, университет, проектная деятельность, национальный проект «Образование».
На протяжении столетий университеты являются оплотом не только передовых научных открытий и хранителями знаний, но и важным социальным институтом участвующий в жизни общества. Именно его научные и методические разработки становятся ядром всей системы образования. Быстро меняющийся мир науки, в связи с ростом информационных и цифровых технологий не всегда позволяет школе вовремя адаптироваться к новым веяньям, включиться в научно-исследовательскую и проектную деятельность как в рамках урочной, так и внеурочной деятельности [1, с. 4]. Реализация национального проекта «Образование» на территории региона однозначно показывает необходимость сотрудничества высшей школы со всеми ступенями системы образования: от дошкольных организаций до средних профессиональных. Данное взаимодействие возможно только через систему наставничества.
Многие авторы отмечают, что в большинстве случаев наставничество, как педагогическое явление, во многих вузах перестает существовать, но только через него можно воспитать достойного учителя, знающего и любящего свой предмет и работу [2, с. 17]. С момента основания ФГБОУ ВО Мичуринский ГАУ была выстроена многоуровневая работы с детьми и учителями Тамбовской области, которая в настоящее время смогла объединить все образовательные организации региона. Одно из важнейших направлений работы университета - развитие системы наставничества, которая с 2018 года стала стратегически необходимой. Это связано с появлением новой архитектурой взаимосвязи образовательных организаций между собой, с целью формирования у обучающихся комплекса важнейших компетенций на основе сетевого сотрудничества [7, с. 453].
Наставничество это наиболее эффективная стратегия взаимодействия с образовательными организациями региона, цель которого - существенно поднять уровень образования в Российской Федерации в рамках реализуемых национальных и федеральных проектах [3].
Тема наставничества является одной из центральных в национальном
проекте «Образование» и федеральном проекте «Успех каждого ребенка» [6, с. 195]. Центр развития современных компетенций детей Социально-педагогического института ФГБОУ ВО Мичуринский ГАУ на протяжении четырех лет работы активно внедряет практику наставничества и сопровождения проектных и исследовательских работ школьников как в городе Мичуринске, так и Мичуринской районе. Современное образовательное пространство требует от всех его участников компетентностного подхода при обучении в рамках образовательных программ, проведении исследовательских и проектных работ [8]. Структура Центра развития современных компетенций детей изначально подразумевала не только обучение по направлениям «Малая академия», «Детский университет», «Уроки технологии», но и реализацию курсов повышения квалификации «Педагог К-21», в рамках которого и были формированы основные направления наставнической работы, которые осуществляются, в том числе и на основе сетевого взаимодействия между организациями. Это позволило сформировать устойчивый вектор для реализации совместных, креативных проектов технической, естественнонаучной, социально-педагогической направленностей с привлечением ведущих учителей региона.
Опыт работы педагогического коллектива Центра развития современных компетенций детей в высшей школе, участие в научной и общественной жизни университета, позволило качественно трансформировать и адаптировать лучшие образовательные практики, через систему наставничества, для организаций начального, общего и среднего образования. Важное значение для совершенствования механизмов наставничества, является умение педагогов Центра развития современных компетенций детей работать на высокотехнологичном, инновационном оборудовании, а также использовать его в учебных целях, без которого качественная научно-исследовательская и проектная деятельность невозможна [8].
Для развития системы дополнительного образования наставническая работа нами также рассматривается как движущий фактор для успешного
функционирования новых образовательных структур, созданных в Тамбовской области в рамках национального проекта «Образование»: Кванториум-Тамбов, Агро-кубы, Точки роста, 1Т-кубы. Она позволяет решать комплекс задач, связанных и налаживанием и использованием нового оборудования, разработкой и сопровождением проектов различной направленности, проведением образовательных интенсивов по внедрению новых форм и методов обучения, совершенствование программ общего и дополнительного образования в свете новых педагогических теорий и разработок [7, с. 453].
На протяжении многих лет Центр развития современных компетенций детей реализует комплекс наставнических программ среди образовательных организаций города Мичуринска, которые включают в себя как детские сады, так и школы [8]. Таким образов создана система непрерывного наставничества на всех образовательных уровнях. Усиление роли дополнительного образования через внедрение в него лучших практик высшей школы качественно трансформирует весь учебный процесс, стержнем которого является наставничество [5].
Можно выделить несколько направлений в реализации и программ наставничества в Центре развития современных компетенций детей ФГБОУ ВО Мичуринский ГАУ:
1. Реализация программ наставничества модели «педагог-обучающийся»;
2. Реализация программ наставничества «обучающийся -обучающийся»;
3. Программа наставничества «работодатель - педагог - обучающийся»;
4. Проведение курсов повышения квалификации для педагогических работников Тамбовской области;
5. Реализация программ наставничества «педагог-педагог» в рамках национального проекта «Образование» с инновационными площадками для совершенствования системы дополнительного образования в Тамбовской области.
Необходимость наставничества связана также и с тем, что большинство образовательных организаций не в состоянии приблизиться к выполнению целей и задач национального проекта по причине отсутствия опыта работы в новых реалиях, требующих от педагогов разбираться не только в цифровых технологиях и новом высокотехнологичном оборудовании, но и умело интегрировать эти знания в учебный процесс. Многочисленные показатели образовательных организаций, которые в последние годы стали критерием их работы, без развития системы наставничества становятся невыполнимыми.
Как показал наш опыт, не только университет является ведущим элементом системы наставничества, школа в свою очередь так же является активным участником данного процесса. Школьные учителя, взаимодействия с педагогами дополнительного образования Центра развития современных компетенций детей, делятся своим профессиональным опытом, показывают новые горизонты и значимость работы с детьми - будущего нашей страны.
Наставническая работа по созданию нового образовательного пространства между организациями является важнейшим элементом их успешной деятельности [4, с. 352]. Собственный опыт, приходящий с годами, в наше динамичное время не всегда способен создать ситуацию «успеха» и раскрыть в короткий период все возможности образовательного пространства организации. Наставничество является той динамичной силой, катализатором, который заставляет каждого участника образовательного процесса мгновенно «включаться» в решении важных проблем и быстро наладить продуктивную работу, как организации, так и педагога. Центр развития современных компетенций детей Социально-педагогического института в своей работе актуализирует лучшие практика наставничества и создает новые подходы к совершенствованию данного направления для достижения целей и задач национального проекта «Образование».
Список литературы:
1. Блинов В.И., Есенина Е.Ю., Сергеев И.С. Наставничество в
образовании: нужен хорошо заточенный инструмент // Профессиональное образование и рынок труда. 2019. № 3. С. 4-18.
2. Блинов В.И. Наставничество // Профессиональное образование и рынок труда. 2020. № 4. С. 17-24.
3. Бондаренко Н. Пять главных приемов наставничества. Как обучать и мотивировать взрослых людей [Электронный ресурс] https://blogtrenera.ru/blog/pyat-glavnyx-priemov-nastavnichestva-kak-obuchat-imotivirovat-vzro slyx-lyudej .html
4. Методические материалы по дополнительному естественнонаучному образованию (из опыта работы Центра развития современных компетенций детей ФГБОУ ВО «Мичуринский государственный аграрный университет» / сост.: Р.А. Чмир, С.В. Тарасова, Е.Б. Рожкова, С.Н. Свидерская; ТОГБОУ ДО «Центр развития творчества детей и юношества». Тамбов. 2021. 352 с.
5. Сулейманова Н. Как сделать наставничество эффективным // Кадровик. Кадровый менеджмент (управление персоналом). 2012. № 9.
6. Чмир Р.А., Панфилов К.Ю., Привалов А.А. Реализация национального проекта «Образование» в ФГБОУ ВО Мичуринский ГАУ // Актуальные проблемы образования и воспитания: интеграция теории и практики. Материалы Национальной контент-платформы (г. Мичуринск, 12 декабря 2019 года). Мичуринск. 2019. с. 195-198.
7. Чмир Р.А., Привалов А.А., Копцев П.Ю. Практика наставничества и сопровождения проектных и исследовательских работ школьников в Центре развития современных компетенций детей ФГБОУ ВО «Мичуринский государственный аграрный университет» Наука и практика - 2020 Всероссийская междисциплинарная научная конференция Астрахань. 19-30 октября 2020 года, материалы. Астрахань Издательство АГТУ 2020. С. 453-459.
8. Чмир Р.А., Привалов А.А., Привалова С.С. Модель агрообразования: триада «Детский Сад-школа-Вуз» // Наука и Образование. Том 4. № 3. 2021
UDC 37
MENTORING PRACTICES AT THE CENTER FOR THE
DEVELOPMENT OF CHILDREN'S MODERN COMPETENCIES
Roman A. Chmir1
Candidate of Agricultural Sciences, Associate Professor
romanchmir3 @mail .ru Aleksey A. Privalov1 teacher of additional education asher_satton@mail .ru Vitaly M. Sitnikov2 Teacher of technology [email protected] Anastasia M. Kirkina1
student Kitkina03@mail .ru 1Michurinsk State Agrarian University 2MBOU secondary school № 18 named after. E.D. Potapov, Michurinsk
Michurinsk, Russia
Abstract. The article discusses the experience of the Center for Development of Children's Modern Competences in implementing a mentoring program with educational organizations in Tambov region, and its role in the formation of professional competencies.
Key words: mentoring, additional education system, university, project activities, national project "Education".
Статья поступила в редакцию 02.09.2022; одобрена после рецензирования 03.10.2022; принята к публикации 20.10.2022. The article was submitted 02.09.2022; approved after reviewing 03.10.2022; accepted for publication 20.10.2022.