ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ В ОРГАНИЗАЦИИ ПРЕДПРИЯТИЙ СФЕРЫ ТУРИЗМА И ГОСТЕПРИИМСТВА
УДК 64О:331
ПРАКТИКА МОТИВАЦИИ ПЕРСОНАЛА В ГОСТИНИЧНОМ КОМПЛЕКСЕ «АВРОРА»
Г. КУРСК
Авилова Наталья Леонидовна, доктор исторических наук,
профессор кафедры технологий и организации туристической деятельности,
avilova [email protected].
ФГБОУ ВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса»,
Москва, Россия
В статье рассматриваются вопросы, связанные с использованием инновационных методик по совершенствованию системы мотивации персонала предприятий индустрии гостеприимства. В статье анализируется система мотивации персонала, применяемая в ГК «Аврора», одном из крупнейших и современных отелей Курской области, и её влияние на повышение эффективности деятельности данного предприятия.
Ключевые слова: гостиничный комплекс, система мотивации, потребности человека, персонал гостиницы, стимулирование работников.
THE PRACTICE IN STAFF MOTIVATION AT THE HOTEL COMPLEX "AURORA" KURSK
Avilova Natalia, PhD, Professor of "Technology and organization of tourism»,
FGBOU Institution "Russian State University of Tourism and Service",
Moscow, Russia
The questions related to the use of innovative methods improve the motivation in Hospitality Industry are studied in the article. The paper analyzes the motivation system, used in the CC "Aurora", one of the largest and most modern in the Kursk region, the impact of incentive schemes used in GC "Aurora", to improve the efficiency of the enterprise.
Keywords: hotel, the system of motivation, human needs, the staff, the promotion of workers.
Мотивация труда - важнейший фактор результативности работы, и в этом качестве она составляет основу трудового потенциала работника, т.е. всей совокупности свойств, влияющих на производственную деятельность [1].
В данной статье авторы постараются проанализировать влияние системы мотивации, применяемой в ГК «Аврора» (г. Курск), на повышение эффективности деятельности данной организации.
Гостиничный комплекс «Аврора» - это один из крупнейших и современных отелей Курской области, построенный в 2007 году в г. Курске. В гостинице 95 номеров: одноместные и двухместные стандартные номера, номера категории «Семейный», «Студия», «Люкс», «Сюит». Инженерно-техническое оснащение гостиницы соответствует всем современным международным стандартам.
Гостиничный комплекс «Аврора» пользуется заслуженной популярностью среди организаторов конференций, семинаров, спортивных соревнований, концертов, у туристических групп, а также специалистов, приезжающих в командировки [2].
Для стимулирования труда работников ГК «Аврора» использует экономические, социальные и административные ресурсы мотивации. Кроме того, администрация ГК «Аврора» изучает передовой опыт известных гостиничных комплексов регионов и пытается использовать его в работе своего предприятия, учитывая при этом особенности Курской области и ЦЧР.
Основными компонентами мотивации труда персонала гостиничного предприятия являются давно известные экономические факторы. Первый - это комфортные условия труда, способствующие формированию стабильных коллективов. Второй - один из важнейших экономических факторов - это система оплаты труда, применяемая в гостиничном предприятии. Прогрессивная система оплаты труда может сделать работу каждого сотрудника творческой, по принципу «лучшему лучшее». Следующим необходимым экономическим фактором является открытость экономических процессов в гостиничном предприятии: каждый работник должен видеть свой вклад в получение прибыли предприятием.
Для совершенствования мотивации персонала эффективным является «сопричастный» стиль управления, и в ГК «Аврора» он применяется на практике. Особенность данного стиль управления - общение с сотрудниками. Руководитель каждого подразделения гостиницы формирует график для индивидуального общения с каждым подчиненным, при этом изучает достоинства и недостатки каждого работника. Такой вид общения позволяет в непринужденной форме сделать замечание, выразить благодарность, получить информацию о потребностях и желаниях подчиненных.
Важно учитывать «русский фактор» - человек работает не только ради денег, но и хочет получить моральное удовлетворение, ощутить полезность своего труда. Человеку важно чувствовать себя на своем месте, иметь возможность развиваться и получать положительный опыт. В любой работе важен фактор «сохранения чувства собственного достоинства».
Для лучшей мотивации труда администрация ГК «Аврора» проводит ряд тренингов, которые способствуют повышению мотивации и производительности труда. В настоящее время имеется достаточное количество фирм и организаций, которые профессионально выполнят работу по проведению тренингов. ГК «Аврора» взяла на себя руководящую роль по координации тренингов для всех гостиничных комплексов г. Курска, что позволило сэкономить значительные финансовые ресурсы.
Среди моральных стимулов для повышения производительности труда работников ГК «Аврора» основное место занимает поощрение лучших сотрудников. В гостинице с учетом разработанных методов была введена программа стимулирования труда через присвоение определенных званий: «отличник труда», «лучший работник месяца, квартала» и т.д. Порождая соревнования между сотрудниками путем применения такой методики, руководство ГК «Аврора» формируется у работников желание иметь высокие показатели в труде.
Во многих гостиничных комплексах страны внедрена «система корпоративных тарифов». Данная методика применятся и ГК «Аврора». Сотрудники гостиничного комплекса могут пользоваться фиксированными тарифами при поселении в гостиницу не только для себя, но и для своих родственников. Очень популярной является скидка до 20% в ресторанах, барах, относящихся к гостиничному комплексу «Аврора».
Оправдывает себя и метод обмена между гостиничными комплексами города «корпоративными договорами» о применении скидок в гостиницах-партнерах, ресторанах, барах, клубах и т. д.
Значительный эффект дает методика, позволяющая сотруднику гостиничного комплекса побывать в роли гостя. Его поселяют в номер гостиницы, он пользуется всему доступными услугами, в результате чего сотрудник с учетом полученного опыта отмечает хорошие и плохие стороны обслуживания, что позволяет намного улучшить обслуживание гостей и совершенствовать работу сотрудников гостиницы.
Работа менеджеров ГК «Аврора» довольно сложна и многообразна. Большую помощь им оказывает администрация гостиничного комплекса, когда приглашает всех сотрудников на совещания и собрания руководства, где каждый из присутствующих имеет возможность получить информация об успехах и проблемах ГК, перспективах дальнейшего развития, а также может высказать свою точку зрения.
Наряду с моральными, социальными и нематериальными стимулами большую роль играет материальное стимулирование. Администрация гостиничного комплекса «Аврора» разработала целую систему финансовых поощрений, надбавок к зарплате, выплат
одноразовых пособий. Это очень эффективно стимулирует трудовую деятельность и способствует повышению прибыли ГК «Аврора».
Большое внимание администрация ГК «Аврора» уделяет качественному обслуживанию посетителей, в связи с этим заработная плата сотрудников состоит из нескольких частей. Сотруднику выдается описание его должностных обязанностей и их оплаты, также указываются бонусы, доплаты за быстроту, количество обслуженных гостей и высокий уровень выполнения работы.
Администрация гостиницы «Аврора» для работников различных подразделений применяет свою систему формирования заработной платы, которая состоит из основной части - 60%, и ряда надбавок. Надбавки включают в себя следующие выплаты: за выработку - 30%, за выслугу лет - 10% и корпоративные премии - 10%.
Директор гостиничного комплекса «Аврора» имеет свой «директорский фонд», который может использоваться для поощрения сотрудников и выплаты премий.
Очень важными стимулами мотивации труда сотрудников гостиницы «Аврора» также являются мероприятия, направленные на удовлетворение личных потребностей человека (отдых детей, путевки больным родителям, кредиты на социальные нужды и т.д.). Кроме того, сотрудник может рассчитывать на страховку - профессиональные заболевания, сокращение штатов, производственные травмы. Профсоюз ГК «Аврора» имеет «кассу взаимной помощи», из которой член профсоюза может получить материальную помощь на различные непредвиденные нужды.
В данной статье автору удалось, только частично, показать опыт гостиничного комплекса «Аврора» г. Курска по улучшению мотивации деятельности своих сотрудников. Автор сделал вывод о том, что изучение передового опыта гостиничных комплексов регионов, разработка своей системы материального и морального стимулирования труда является очень эффективной формой повышения прибыли гостиничного предприятия и роста производительности труда. В результате проводимых мероприятий, создана система стимулирования добросовестного отношения к труду. Сотрудники гостиницы проявляют заинтересованность в реализации перспективных планов развития предприятия, формировании системы качественного обслуживания, повышении эффективности работы гостиничного комплекса «Аврора».
Литература
1. Менеджмент организации: учеб. пособие / под ред. З.П. Румянцевой и Н.А. Саламатина. - М.: Инфа-М, 2010. - С. 427.
2. http://[email protected]. (Дата обращения 10.02.2013).