УДК 377.5
Чибаков А. С. Яранский технологический техникум DOI: 10.24411/2520-6990-2019-10196
ПРАКТИКА ЛОГИКО-ИНФОРМАЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ
РАБОЧИХ И СЛУЖАЩИХ
Chibakov A.S.
Yaransk technological College
PRACTICE LOGIC-TRAINING OF SKILLED WORKERS AND EMPLOYEES
Аннотация.
Статья посвящена практическим аспектам логико-информационного подхода в подготовке квалифицированных рабочих и служащих технического профиля в учреждении среднего профессионального образования. В качестве ведущего фактора достижения качества профессионального образования рассматривается вопросно-ответная диалоговая коммуникация. Автор анализирует основные положения логико-информационной технологии обучения и описывает разработанную и применяемую в учебном процессе электронную обучающе-контролирующую программу по основам законодательства в сфере дорожного для подготовки водителей транспортных средств. Диалог с программой осуществляется циклами, включающими описательные, объяснительные и прогностические вопросы.
Abstract.
The article is devoted to the practical aspects of the logical and information approach in the training of skilled workers and employees of technical profile in the institution of secondary vocational education. Question-and-answer dialogue communication is considered as a leading factor in achieving the quality of professional education. The author analyzes the main provisions of the logic and information technology of training and describes the developed and used in the educational process of e-learning and control program on the basics of legislation in the field of road training for drivers of vehicles. The dialogue with the program is carried out in cycles including descriptive, explanatory and prognostic questions.
Ключевые слова: профессиональное образование, развивающее обучение, логико-информационная технология обучения, учебный диалог, элементарный акт диалога, виды, типы и режимы учебного диалога.
Key words: vocational education, developmental education, logical-information technology-learning, the educational dialogue, the elementary act of dialogue, types, types and modes of the educational dialogue.
Система российского среднего профессионального образования (СПО) переживает переход к новому уровню функционирования, гарантирующего результаты подготовки квалифицированных рабочих, служащих и специалистов. Насущность проблемы овладения компетенциями и опытом творческого применения знаний в самоорганизованной и коллективной деятельности, обусловлена актуальными запросами общества и конъюнктурой рынка труда. Не случайно Указ Президента РФ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» (май 2018 г.) предусматривает продолжение модернизации сферы профессионального образования, в том числе с помощью адаптивных, практико-ориентированных и гибких образовательных программ.
Реализация современных требований в реальном педагогическом процессе определяется степенью технологичности обучения. К настоящему времени зарубежными (М. Кларк, П.Д. Митчелл, Ф. Персиваль, Т. Сакамото, Г. Эллингтон и др.) и отечественными учеными (В.П. Беспалько, Л.В. Занков, М.В. Кларин, Б.Т. Лихачев, М.И. Ма-хмутов, В.М. Монахов, Г.К. Селевко, М.А. Чоша-нов, В.Д. Шадриков, П.М. Эрдниев и др.) разработаны основы и классификации педагогических технологий. Однако их поиск продолжается. Только за последнее десятилетие вышли диссертационные работы по технологизации СПО, непрерывного и
дополнительного профессионального образовании, что указывает на актуальность освещаемой темы:
- тестовые технологии (Т.В. Лазарева), технологии экспертизы качества тестовых материалов (О.А. Максимова), технология мониторинга качества освоения образовательной программы (А.Х. Полихрониди), инновационная сквозная технология оценивания (О.Б. Русскова);
- адаптивные компьютерные (П.Р. Егоров), облачные (Г.А. Алексанян, М.В. Ступина), телекоммуникационные (Е.В. Иванов), дистанционные (С.Р. Усманов), мобильные и сетевые (Д.О. Королева) технологии;
- редуктивная (Е.С. Лукьяненко) и контекстно-проектная технология (Е.А. Косорукова), программно-целевые технологии управления (В.Л. Сады-кова);
- технологии подготовки конкурентоспособных выпускников (М.С. Емельянова), компетент-ностно ориентированная (Т.С. Калиновская) и мо-дульно-компетентностная технология (Н.А. Ку-торго);
- оптимизация педагогических технологий (Н.В. Титова) и др.
Научный интерес вызывают исследования информационно-развивающей функции обучения (Д.Н. Богоявленский, А.В. Брушлинский, М.А. Данилов, Л.Б. Ительсон, Н.А. Менчинская, М.Н. Скат-кин, Н.Ф. Талызина, Д.Б. Эльконин и др.). Она
предполагает отбор и логическое структурирование учебного материала для формирования умений работать с информацией и повышения эффективности обучения.
Представители научной школы Б.И. Федорова и З.О. Джалиашвили (Ф.А. Абдюшева, Е.Н. Овчинникова, И.В. Серебрякова и др.) исследовали принципы логико-информационного обучения. Следуя им, формы информации - термины, высказывания, рассуждения, вопросно-ответные процедуры, научные концепции - представляют инварианты и необходимые условия любого обучения. Поэтому в разработанной и внедренной в учебный процесс логико-информационной технологии обучения (далее ЛИТО) информация выступает в качестве и предмета освоения и средства развития компетенций учащихся [4, с. 17; 5, с. 127].
Концепция ЛИТО создавалась на рубеже XX и XXI веков. При академии постдипломного педагогического образования в Санкт-Петербурге была организована одноименная кафедра. Результаты исследований апробировались в школьном [2], а затем в высшем профессиональном образовании.
Наше внимание к ЛИТО связано с целью повышения эффективности учебной коммуникации и показателей обучения в учреждении СПО. Поскольку, освоение учащимися дисциплин и курсов, прохождение практик, выполнение квалификационных работ невозможна без информационно-коммуникативного взаимодействия, а коммуникация участников образовательного процесса в форме диалога выступает предметной областью ЛИТО, то наши профессиональные интересы пересекаются с существующим научным потенциалом.
Диалог в концепции ЛИТО представляет совокупность последовательных вопросно-ответных пар в определенном контексте. В свою очередь пара, включающая вопрос и соответствующий ответ, является элементарным актом диалога. Вопросом считается высказывание, в котором наряду с известным (тема), ставится требование назвать в запрашиваемую информацию (рема). Поэтому тема и рема составляют полный ответ. На корректный вопрос можно ожидать ясного, точного и недвусмысленного ответа [1].
Информационно-содержательная адекватность в диалоге достигается однозначным толкованием терминов, а также полнотой информации вопроса относительно ответа. В учебно-познавательных диалогах вопрос должен быть сформулирован так, чтобы за один элементарный акт в ответе можно было бы ожидать необходимую информацию. Процедурная сторона диалога также важна. В силу того, что одна и та же информация может быть выражена по-разному, то ответы в элементарных актах можно свести к открытому, ограниченному и закрытому режимам. Кроме того, характер познавательных функций коммуникации позволяет судить о принадлежности диалога к описательному, объяснительному или прогностическому типу [3].
На основе ЛИТО нами разработана и используется в обучении электронная программа по основам законодательства в сфере дорожного движения для подготовки водителей транспортных средств.
Приложение выполняет обучающе-контролирую-щую функцию и предусматривает восхождение от описательного к объяснительному и прогностическому уровню. Соответствующие вопросы составляют цикл учебного диалога.
Первый вопрос цикла задается в альтернативном режиме описательного акта. Например, по изображению с движением транспортных средств на пересечении дорог спрашивается: «Вы проедете перекресток первым?». Альтернативность подразумевает ответы - «да» и «нет». Если обучающийся останавливается на правильном варианте, то следует переход к ограниченному выборочно-альтернативному режиму объяснительного типа.
Для той же ситуации нужно выполнить второе задание, которые начинается с констатации факта первого ответа. К примеру, «Вы проедете перекресток первым, потому что ...» Выбор правильного ответа из трех-четырех отображенных на мониторе переводит учащегося к третьему вопросу блока, теперь прогностического характера с правом выбора ответа на экране.
Анализ ситуации продолжает новый, который вопрос может быть таким: «Вы проехали бы перекресток вторым (последним), если ...» или «Легковой автомобиль проехал бы перекресток первым, если .» На этом цикл диалога заканчивается и компьютер переходит к следующему циклу.
Ошибка в первом или втором ответе влечет прекращение работы с циклом. При этом правильный второй ответ подтверждает осознанность первого ответа и указывает на достижение обучающимся уровня понимания. А верный третий ответ свидетельствует об усвоении учебного материала и проявлении интеллектуального умения.
В целом, применение ЛИТО гарантирует объективность оценки учебных результатов. Разработанные Б.И. Федоровым аналитические показатели в совокупности с предложенными нами критериями [6] позволяют выстраивать и корректировать траекторию профессионально становления личности.
Список литературы
1. Логика: учебник для бакалавров / С. С. Гусев, Э.Ф. Караваев, Г.В. Карпов [и др.]; под ред. А.И. Мигунова, И.Б. Микиртумова, Б.И. Федорова. М.: Проспект, 2015. 680 с.
2. Логико-информационная теория обучения. URL: http://litolab. narod.ru/Index. htm
3. Федоров Б.И. Алгоритмы обучения. СПб.: Просвещение, 2004. 181 с.
4. Федоров Б.И. Курс повышения квалификации учителей «Логико-информационные технологии обучения» ЛИТО. СПб.: СПбАППО, 2010. 278 с.
5. Федоров Б.И. Школа интеллекта. Логико -информационный подход в школьном образовании // Философские науки. 2009. № 5. С. 120-135.
6. Чибаков А. С. Текущая оценка результатов учебной деятельности обучающихся учреждений среднего профессионального образования на основе электронной системы ЛИТО-контроль // Перспективы науки и образования. 2018. № 6 (36). С. 224-234. doi: 10.32744/pse.2018.6.25