РАЗДЕЛ 3 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
PART 3 PEDAGOGICAL SCIENCES
УДК 378.147
Е.В. Авдейчикова
Омский институт (филиал) Российского экономического университета
имени Г.В. Плеханова
ПРАКТИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИИ ПОРТФОЛИО В САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ СТУДЕНТОВ
Представлен процесс формирования учебного портфолио студента как технологии аутентичного оценивания, направленного на выявление положительных мотивов образовательной деятельности, повышения интереса к предмету, демонстрации достижений и навыков, приобретенных в результате освоения дисциплины.
Ключевые слова: учебный процесс, самостоятельная работа студентов, технология портфолио, достижения студентов, аутентичное оценивание.
В процессе модернизации российского образования выдвигается новая модель самостоятельной работы, которая организуется не для освоения содержания учебной дисциплины, а для того, чтобы использовать содержание дисциплины в формировании и развитии способности студента самостоятельно решать профессиональные задачи на основе своих интересов, склонностей, жизненного опыта.
Федеральные государственные образовательные стандарты третьего поколения (ФГОС-3) рассматривают самостоятельную работу студентов как ведущую форму организации учебного процесса.
Самостоятельная работа студентов (СРС) - это планируемая работа, выполняемая по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия [3, с. 123]. Однако активизация этого вида деятельности требует методического и организационного обеспечения. Методическое обеспечение предусматривает наличие необходимой литературы, образцов выполнения работ, базы заданий, алгоритмов, нормативов и т.д. Организационное обеспечение подразумевает наличие необходимого аппаратного и про-
граммного обеспечения, выхода в Internet, наличие оборудованных и доступных кабинетов, а также системы организации консультаций студентов с преподавателями.
Особые требования предъявляются к содержанию и форме заданий для самостоятельной работы студентов. Такие задания характеризуются следующими чертами:
- направленностью на формирование компетенций;
- дифференцированностью и вариантностью для более полного учета индивидуальных особенностей,
- внутрипредметной и межпредметной интеграцией.
В современном обществе идет обсуждение и апробация различных видов оценки, форм и технологий контроля результатов самостоятельной работы студентов. Например, Е.И. За-рипова приводит следующую группировку методик оценивания в зависимости от объекта оценивания:
• оценивание стандартных образовательных результатов - тестирование;
• оценивание профессиональной деятельности - учебные проекты и другие продукты учебной деятельности;
• оценивание развития рефлексивных и других умений - портфолио [1, с. 58].
Метод портфолио широко распространен в европейских странах и в США. Портфолио является технологией аутентичного оценивания образовательной и профессиональной деятельности. Это индивидуальный, персонально подобранный пакет материалов, которые, с одной стороны, представляют образовательные результаты в продуктном виде, с другой стороны, содержат информацию, которая характеризует способы анализа и планирования своей образовательной деятельности.
Портфолио не только является современной эффективной формой оценивания, но и помогает решать следующие важные педагогические задачи:
• поддержать и стимулировать учебную мотивацию;
• поощрять активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;
• развивать навыки рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности обучающихся;
• формировать и развивать умение учиться - ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность;
• содействовать индивидуализации образования;
• создавать дополнительные предпосылки и возможности для успешной социализции [2, с. 5].
Вот уже более трех лет в Омском институте (филиале) РЭУ им. Г.В. Плеханова в процессе изучения дисциплины «Товароведение и экспертиза товаров» для оценивания результативности обучения и самостоятельной работы студентов дополнительно к традиционным способам оценивания применяется технология Учебного портфолио.
Цель использования портфолио - показать прогресс в обучении каждого студента. Для этого студент по желанию формирует Учебный портфолио.
Учебный портфолио - это спланированная заранее, индивидуальная самостоятельная работа и подборка достижений студентов за семестр (курс), которая оценивается с точки зрения соответствия учебной программе и стандартам обучения. Учебный портфолио выступает в качестве рефлексии своего развития.
Основной единицей содержания учебного «портфеля» по дисциплине «Товароведение и экспертиза товаров» является самостоятельная работа и результаты текущего опроса студента. В соответствии с учебной программой курса преподавателем кафедры разработаны задания для самостоятельной работы. Задания поделены на четыре типа, принятые в педагогической практике:
- воспроизводящие - работы по образцу, решение типовых задач на воспроизведение знаний и умений. Эти задания способствуют накоплению опорных фактов и способов деятельности, закрепляют умения;
- реконструктивные - задания, требующие соотнесения решения с другими, известными, подобными заданиями, это частично самостоятельный поиск решения. В этих заданиях сообщается общая идея решения, но надо сделать обоснованный выбор из нескольких решений одного. Выполнение этого типа самостоятельных работ актуализирует усвоенные ранее знания и умения;
- эвристические - задания, связанные с поиском решения в частном случае и по фрагментам общего задания. В них выполняется самостоятельный выбор действий для решения в конкретной ситуации. Этот тип самостоятельной работы направлен на развитие проектных умений студента;
- творческие - работы, в которых выявляются проблемы в незнакомой ситуации и осуществляется поиск нового способа решения для конкретных условий на основе нескольких известных. Выполнение студентом заданий этого типа демонстрирует его высокий уровень самостоятельной и познавательной активности.
На практических занятиях преподаватель предлагает ситуационные задачи разной степени сложности, представленные в учебно-методическом пособии, разработанном автором статьи. Результаты самостоятельной работы студент размещает в портфолио. Умения студента, требующиеся для выполнения этих заданий, являются критериями оценивания его прогресса в обучении.
Учебный «портфель» студента, как правило, состоит из четырех частей:
«Портрет» - раскрывает личность студента. Этот раздел выполняется в форме резюме, в котором отражены: опыт практической деятельности, черты характера студента, хобби и увлечения и т.д.
«Коллектор» - содержит работы, выполненные студентами совместно с кем-либо или самостоятельно. Работы должны быть структурированы по типу заданий (воспроизводящие, реконструктивные, эвристические, творческие).
«Рабочие материалы» - материалы по «Товароведению и экспертизе товаров», собранные из разных источников и личностно значимые. Каждый элемент портфолио желательно датировать, чтобы можно было проследить динамику прогресса студента. На каждой самостоятельной работе при размещении ее в коллектор необходимо надписать, к какому типу она относится, и выставить две оценки в баллах - самооценку и оценку, данную преподавателем (сокурсником).
«Достижения» - раздел содержит:
- перечень самостоятельных работ студента, содержащихся в коллекторе портфолио, с датой выполнения, типом задания, полученными баллами;
- листы самооценки и оценок каждой самостоятельной работы сокурсниками;
- документы, отзывы, подтверждающие достижения;
- таблицу оценивания портфолио в целом с самоанализом;
- сводную таблицу для пересчета баллов оценивания в отметку.
Для количественной оценки достижений студента применяется балльная система оценивания. Максимальная оценка за каждую работу дифференцируется в зависимости от типа задания, например:
- воспроизводящие - 6 баллов;
- реконструктивные - 8 баллов;
- эвристические - 9 баллов;
- творческие - 10 баллов.
При подведении итогов освоения курса преподаватель составляет таблицу результатов самостоятельной работы и текущего контроля.
Таблица 1
Задания для самостоятельной работы студентов 2-го курса по дисциплине «Товароведение и экспертиза товаров»
№ п/п Дата выполнения Название работы Тип задания (по сложности) Вид работы и форма представления Оценка (по сложности, макс.: 6, 8, 9, 10)
1 15.02.12 Текущий опрос: «Методики измерительных методов, применяемых в товароведении» Воспроизводящий Устный опрос и конспект (из 6)
2 28.02.12 Изучение общероссийских классификаторов Реконструктивный Конспект с примерами объектов классификации (из 8)
3 05.02.12 Схема классификации одной из товарных групп Реконструктивный Презентация (из 8)
4 14.03.12 Задачи: «Расчет показателей ассортимента как основа его управления» Воспроизводящий Решение ситуационных задач с самостоятельной интерпретацией выводов по КД предприятий (из 6)
5 13.03.12 Текущий опрос Воспроизводящий Тест (из 6)
6 19.03.12 Конъюнктурный обзор мирового и российского рынка текстильных товаров Эвристический Сообщение (из 6)
7 19.03.12 «Идентификация ткани по волокнистому составу» Эвристический Практика идентификации предложенных образцов ткани (из 9)
8 28.03.12 «Анализ ассортимента двух предприятий-конкурентов» Эвристический Сравнительный анализ и интерпретация выводов по КД предприятий (из 9)
9 02.04.12 «Оценка обуви экспертно-социологическим методом» Эвристический Деловая игра: решение в таблицах с выводами (из 9)
10 10.04.12 Текущий опрос Воспроизводящий Тест (из 6)
11 16.04.12 «Изучение видов и средств информации о товаре» Реконструктивный Решение ситуационных задач (из 8)
12 24.04.12 «Оценка эстетических показателей потребительских товаров» Эвристический Практика проведения экспертизы эстетических свойств СМС (из 9)
13 25.04.12 Характеристика основных стилей в общественной жизни Эвристический Сообщение с презентацией (из 9)
14 30.04.12 «Анализ современного ассортимента СМС, представленных на рынке» Реконструктивный Таблица с исследуемым ассортиментом СМС и выводы (из 8)
15 09.05.12 «Экспертная оценка молочных продуктов» Эвристический Практика проведения экспертизы молока по орга-нолептическим показателям (из 9)
16 14.05.12 «Экспертная оценка фальсифицированных товаров» Эвристический Практика выявления признаков фальсификации ПКТ (из 9)
17 28.05.12 Семинар: «Штриховое кодирование товаров» Творческий Подготовка реферата с презентацией (из 10)
18 06.06.12 Составление портфолио Творческий Оформленное портфолио и СБ (10)
Сумма набранных баллов 155
Пример перечня результатов самостоятельной деятельности и текущего контроля, содержащихся в коллекторе учебного портфолио студента второго курса по дисциплине «Товароведение и экспертиза товаров» (специальность 080301 «Коммерция (торговое дело)») представлен в табл.1.
Сводная таблица пересчета баллов в отметку применяется для перевода в пятибалльную систему оценивания (табл. 2).
Таблица 2
Соответствие баллов отметке
Баллы Менее 40 баллов От 65 до 84 От 85 до 120 121 и более
Отметка Неудовлетвор. Удовлетвор. Хорошо Отлично
Цель портфолио будет достигнута:
- если общая отметка за портфолио не ниже «удовлетворительно»;
- если в представленном самоанализе портфолио будет дана оценка качеств личности студента, способствующих решению образовательных задач, и будут выявлены качества личности, которые необходимо формировать для дальнейшего прогресса в учебно-профессиональной деятельности.
Учебный портфолио сопровождает студента при изучении курса и остается после его завершения.
Таким образом, технология портфолио в учебном процессе - это организация оценивания студента в решении учебно-профессиональных задач, преодолении образовательных трудностей, что соответствует целям инновационного развития современного образования.
Необходимо отметить, что представлен один вариант составления «Учебного портфолио», дальнейшее совершенствование методических материалов по использованию технологии «Учебного портфолио» будет протекать в трех направлениях:
- разработка и совершенствование заданий разных типов, предлагаемых бакалаврам, обучающимся по направлению «Торговое дело»;
- написание методических рекомендаций по формированию портфолио;
- изучение возможностей формирования электронного портфолио по курсу «Логистика».
Библиографический список
1. Зарипова, Е.И. Инновации в организации самостоятельной работы студентов экономического вуза : учеб.-методич. пособие / Е.И. Зарипова. - Омск : Омский институт (филиал) РГТЭУ, 2010. - 124 с.
2. Зарипова, Е.И. Аутентичное оценивание. Технология портфолио : учеб.-методич. пособие / Е.И. Зарипова, Е.Н. Котенко. - Омск : Альбион, 2006. - 122 с.
3. Титова, Г.Ю. О технологии организации самостоятельной работе студентов / Г.Ю. Титова // Вести ТГПУ. - 2010. - Вып. 1(91). - С. 123.
E. V. Avdeichikova
Plekhanov Russian University of Economics, Omsk Institute (branch)
PRACTICE USING TECHNOLOGY PORTFOLIO IN INDEPENDENT WORK OF STUDENTS
The paper presents the formation process of the student's educational technology portfolio as an authentic evaluation aimed on identifying positive motives of the educational activity, increasing interest in the subject, showcasing his achievements and skills acquired as a result of the development of the discipline.
Key words: educational process, students' independent work, technology portfolio, student achievement, authentic assessment.
References
1. Saripova E.I. Innovation in organisazii samostoaitelnoi rabotiy studentov economic VUSa [Innovation in the organization of independent work of students of economic university]. Omsk, Omsk Institute (Branch) RGTEU, 2010. 124 p.
2. Saripova E.I., Kotenko E.N. Autentichnoe ozenivanie. Tehnologia portfolio [Authentic assessment. Technology portfolio]. Omsk, Albion, 2006. 122 p.
3. Titova G.U. On the technology of the organization of independent work of students, Vesti TGPU, 2010, no. 1 (91), p. 123.
© Авдейчикова Е.В., 2014
Автор статьи - Елена Викторовна Авдейчикова, кандидат технических наук, доцент, профессор кафедры «Торговое дело», Омский институт (филиал) Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова, email: [email protected].
Рецензенты:
Е.О. Зарипова, кандидат педагогических наук, доцент, Омский педагогический университет;
С.М. Хаирова, доктор экономических наук, Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия.
УДК 37
А.В. Кандаурова Тарский филиал Омского государственного аграрного университета имени П.А. Столыпина
ПАРАМЕТРЫ РИСКА СОЦИАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Рассматриваются риски социального взаимодействия в педагогической деятельности, обусловленные социальными изменениями настоящего времени. Любые социальные изменения нарушают равновесие системы взаимодействия в педагогической деятельности, вызывают риски, ломают устоявшиеся стереотипы социального поведения. Необходимость анализа параметров риска социального взаимодействия обусловлена потребностью подготовки педагогов к социальному взаимодействию в новых условиях.
Ключевые слова: социальные изменения, социальное взаимодействие, педагогическая деятельность, педагогические риски, социальные риски, параметры социального риска, готовность педагогов к рискам.
Вопросы риска и его значения в жизнедеятельности современного человека обсуждаются на самых разных уровнях - в научных публикациях, в учебной литературе, в бытовом сознании людей. Убеждение, что современный мир является генератором риска, а человек своей деятельностью порождает все большее количество рисков, твердо укрепляется в обществе. «Эту уверенность подкрепляют известные отечественные и зарубежные исследователи рискогенных процессов, утверждающие, что современный мир структурируется главным образом рисками, созданными человеком. Выступая одновременно сценаристом и актером рис-когенных ситуаций, человек все чаще оказывается в пространстве вызовов и ответов, инициированных его практическими действиями, социально ориентированными в убыстряющихся ритмах жизни», - пишет В.Б. Устьянцев [1, с. 229-230]. В меняющемся мире человек выступает ведущим субъектом, изменяя мир, человек изменяется сам, тем самым связывает свою, практически любую, деятельность с риском. Как отмечают социологи и философы, сегодня успешным, социально адаптивным может быть лишь человек, который не просто готов к рискам, но и понимает их природу, может ими управлять. Иными словами, на современном этапе вопрос звучит уже не о минимизации или элиминировании рисков, а об управлении ими, подчинении энергии риска творческой, конструктивной деятельности.
Долгое время риск как предмет исследования изучался в математических, экономических научных дисциплинах. Современное прочтение проблемы риска связано с его социальным контекстом, что подтверждается значительным ростом числа исследований в современном социогуманитарном научном пространстве. К настоящему времени в науке накопилось