РАЗВИТИЕ АПК
УДК 658.14:005.511:338.436.33
практика и проблемы защиты бизнес-планов инвестиционных проектов в сфере агропромышленного комплекса
е. в. губанова,
кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета и финансового контроля E-mail: el-gubanova@yandex. ш Государственный университет Министерства финансов российской Федерации, Калужский филиал
Статья посвящена определению основных проблем, возникающих у сельскохозяйственных организаций при оформлении долгосрочных кредитов в кредитных учреждениях на финансирование инвестиционных проектов в рамках государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008—2012 годы». Особое внимание уделяется специфическим особенностям, которые встречаются при экспертизе бизнес-планов инвестиционных проектов АПК в кредитных организациях.
Ключевые слова: бизнес-план, инвестиционный проект, АПК, кредитная организация, потенциальный кредитополучатель, кредит.
За последние годы особую значимость приобрели инновационные предпринимательские идеи. Картина российского бизнеса претерпела радикальные изменения. На первый план выдвигаются:
— привлечение денежных средств;
— поиск надежных деловых партнеров;
— обеспечение солидной финансовой базы, необходимой для ведения бизнеса.
Причем это касается как вновь создаваемых, так и уже работающих предприятий [3].
Проблема разработки эффективного инструментария бизнес-планирования сельскохозяйственных предприятий до сих пор стоит очень остро, так как качество применяемых методов и приемов зачастую не отвечает современным требованиям ведения хозяйственной деятельности. Многие инструменты имеют противоречивый характер и конфликтуют друг с другом. Некоторые применяемые в расчетах факторы не имеют научно обоснованной платформы. До сих пор не существуют алгоритмы формирования отдельных разделов бизнес-плана. Имеющиеся пакеты прикладных компьютерных программ представляют собой «инвестиционные калькуляторы», которые позволяют отлично решать математические задачи, но плохо реализуют аналитические функции [4].
Бизнес-план разрабатывается в следующих случаях:
— преобразование предприятия;
— обновление продукции;
— выбор и обоснование новой стратегии деятельности;
— совершение новой крупной сделки;
— создание нового субъекта бизнеса;
— освоение новой предпринимательской идеи технического новшества;
— изменение влияния окружающей среды.
Также бизнес-план разрабатывают для связи с инфраструктурой. Он предоставляется:
1) банкам и инвесторам — для рассмотрения целесообразности кредитов и инвестиций;
2) партнерам и клиентам — для принятия решений о сотрудничестве;
3) общественности — для открытого контроля за деятельностью фирмы;
4) прессе — для формирования имиджа предприятия либо идеи;
5) органам власти — для получения поддержки;
6) собственному коллективу — для объединения усилий в достижении поставленных целей.
Таким образом, бизнес-план становится средством делового общения в современном мире бизнеса, стандартной формой передачи деловой информации [2].
Бизнес-план может создаваться для:
— внутреннего использования. Он позволяет спланировать осуществление проекта и распределение ресурсов, а также воплотить общую стратегию и мобилизовать усилия персонала предприятия для работы над проектом;
— внешнего использования. Он позволяет привлечь дополнительный капитал, привлечь партнеров или финансирование для конкретного проекта.
По мнению Д. А. Беляева, все многообразие форм представления бизнес-планов можно представить комбинациями двух популярных подходов:
1) текстовое изложение проекта, иллюстрированное определенным количеством как взаимосвязанных, так и не связанных между собой статистических и расчетных таблиц. Это технико-экономическое обоснование целесообразности расходования ресурсов на планируемые мероприятия и возвратности привлекаемых средств;
2) построение финансовой модели предприятия в его существующем и ожидаемом в результате внедрения проекта состоянии. Финансовая модель представляется в виде:
— алгоритмически жестко связанных таблиц,
— текстового пояснения к ним,
— иллюстративных приложений по истории предприятия и результатам необходимых маркетинговых исследований.
Практически это не технико-экономическое обоснование, а стратегический план развития предприятия [1].
Каждый потенциальный кредитополучатель (ПКП) должен представить бизнес-план для получения кредита, что является обязательным условием банка. Банк, выдавая кредит под бизнес-план, должен знать, что инициатор (заказчик, заемщик) бизнес-плана трезво оценивает свои возможности по погашению кредита.
Бизнес-план для получения кредита отличается от бизнес-плана для инвестора несколькими моментами:
1. бизнес-план для получения кредита должен показать потребность ПКП в финансировании в определенный момент и на точно определенный срок;
2. кредитополучатель должен доказать банку выгодность использования заемных средств;
3. бизнес-план для получения кредита ориентирован на то, чтобы показать банку или другому кредитору уровень платежеспособности ПКП, достаточный для исполнения обязательств, предусматриваемых кредитным договором.
На начальной стадии банк, как правило, не будет интересоваться деталями бизнес-плана, не имеющими прямого отношения к платежеспособности и уровню ликвидности предприятия. Его заинтересует в первую очередь наличие у ПКП достаточной залоговой базы или поручителя.
Если первое условие выполняется, будут изучаться:
— кредитная история потенциального кредитополучателя;
— объем, структура и условия существующих финансовых обязательств.
Далее проводится анализ дебиторской задолженности ПКП.
Получить кредит под бизнес-план в банке — это обычно довольно длительная процедура, которая требует подготовки целого пакета документов, больших затрат времени и крепких нервов. Все это время банк требует один документ за другим, а требования к нужным документам могут меняться даже в процессе оформления сделки.
На основе обобщения опыта защиты бизнес-планов сельскохозяйственных инвестиционных проектов в банках приведем классификацию типичных замечаний к бизнес-плану со стороны кредитных инспекторов. Как правило, они делятся на три группы.
1. Вопросы и замечания, возникающие вследствие трудностей восприятия и анализа технологических аспектов проекта.
2. Замечания, продиктованные формальным подходом к рассмотрению документа. Это когда бизнес-план содержит в себе исчерпывающий комплекс необходимой информации, но кредитный инспектор «подловил» потенциального кредитополучателя на том, что форма, в которой изложена информация, имеет какие-либо отличия от той, которая содержится в рекомендациях данного банка, либо, по мнению инспектора, объем определенного раздела бизнес-плана должен быть больше и содержательнее.
3. Вопросы и замечания, возникающие опять же вследствие трудностей восприятия инспектором финансово-экономической части бизнес-плана, так как он не ориентируется в форматах расчетов, произведенных с помощью какого-либо специализированного программного продукта.
Для иллюстрации всего этого дадим некоторые комментарии.
О технологических аспектах, содержащихся в бизнес-плане. Зачастую процесс согласования данной части напоминает «общение слепого с глухонемым». При этом не стоит обижаться на рядовых работников банка. Даже со стороны понятно, что такая ситуация — больше их беда, чем вина. Нельзя ставить определенную задачу (в данном случае речь идет о проведении экспертной оценки бизнес-плана) перед человеком, не имеющим должного уровня подготовки для ее решения. Тем не менее подготовки нет, а задача ставится. А между тем, несмотря на то, что все классические учения в сфере бизнес-планирования содержат в себе положение о том, что бизнес-план должен быть изложен таким образом, чтобы он был понятен любому адресату, ныне это положение далеко не всегда реализуемо. Ведь одно дело, если речь идет о проекте, к примеру «Палатка по продаже куриц — гриль» или «Пончиковая». Но совсем другое — если описать сельскохозяйственный проект, как правило, предусматривающий целый ряд характерных особенностей:
а) длительность инвестиционной фазы — в среднем 2—3 года;
б) период выхода на проектную мощность — от 3 до 6 лет;
в) диверсифицированная структура производства (где далеко не все виды продукции идут на реализацию, а часть из них является материалом для производства другого продукта);
г) ярко выраженный фактор сезонности, оказывающий решающее влияние не только на цены реализации, но и на график продаж, график выпол-
нения многих технологических операций, график потребности в оборотных средствах;
д) определение целого ряда казалось бы элементарных показателей:
— тип цикла производства продукта,
— период оборачиваемости средств, вкладываемых в производство.
Даже корректно рассчитать себестоимость продукции — задача не из простых ввиду сложных схем распределения затрат по видам продукции.
В связи с этим возникает логичный вопрос: «Как можно все это изложить таким образом, чтобы было исчерпывающе понятно человеку с бухгалтерским (или в лучшем случае — экономическим) образованием, да чтобы он смог все проверить?».
О формальном подходе к рассмотрению бизнес-плана. Превалирует мнение, что абсолютно каждый бизнес-план должен точно соответствовать «болванке» приведенной в методическом пособии по разработке бизнес-плана инвестиционного проекта (приложение к порядку взаимодействия ОАО «Россельхозбанк» и аккредитованных лиц) и обязан включать совершенно все содержащиеся в нем разделы и подразделы. Особенно это касается следующих разделов:
1) «Влияние конкурентов на условия закупок сырья, материалов и комплектующих»;
2) «Сильные и слабые стороны основных конкурентов»;
3) «Цены конкурентной продукции и используемые конкурентами способы стимулирования сбыта»;
4) «Реакция конкурентов на появление на рынке продукта, производимого в рамках данного проекта»;
5) «Метод ценообразования» и т. д.
Автор не пытается поставить под сомнение актуальность данных разделов. Но в ситуации, когда речь идет о попытках выстроить взаимоотношения между типичным с точки зрения отраслевой принадлежности хозяйствующим субъектом и отраслевой же кредитной организацией (ОАО «Российский сельскохозяйственный банк») на предмет реализации опять же типового проекта, направленного на повышение экономической эффективности производства традиционных видов продукции, целесообразность требования буквального исполнения указанных требований сомнительна, а порой и ставит потенциального кредитополучателя в тупик.
В качестве примера ответим на следующие вопросы.
1. Как отреагирует колхоз «Неелово» на условия закупки колхозом «Горелово» необходимых ему семян, удобрений и горюче-смазочных материалов?
2. Как колхоз «Горелово» в свою очередь отреагирует на то, что сельхозартель «Неурожайка» намерена увеличить объем производства и реализации молока на целых 17 %?
3. Как проанализировать сильные и слабые стороны основных конкурентов колхоза «Неелово» при том, что ими являются 300—400 таких же сельскохозяйственных предприятий региона, которые и представления не имеют о таком понятии, как «способы стимулирования сбыта», потому что все актуальные для них условия сбыта диктуются 2—3 расположенными вблизи молоко- и мясоперерабатывающими предприятиями?
Напомним, что бизнес-план предназначен для предоставления в ОАО «Россельхозбанк», где имеют (или должны иметь) достаточное представление по данной тематике. Но часто сотрудник банка в ответ на эти вопросы говорит что-то типа: «Мне все равно, что вы там напишите, главное — хоть по одной строчке, но во всех указанных в методическом пособии подразделах...». Квалифицировать такое отношение иначе как формальное нельзя.
Если кому-то показалось, что автор ратует за отмену стандартов формы и содержания бизнес-плана, то это не так. Напротив 100 %-ная регламентация по идее дает возможность, выполнив на 100 % все имеющиеся в регламентах требования, обоснованно надеяться, что предоставляемый бизнес-план будет принят банком.
На практике регламент в виде пресловутого методического пособия есть. Однако выполненные с его учетом бизнес-планы то принимаются без сучка и задоринки, то решительно отвергаются.
Порой непросто понять, какие на самом деле роль и место отводятся банком бизнес-плану:
— один потенциальный кредитополучатель годами безрезультатно бегает с документом, имеющим довольно серьезную степень проработки,
— другой кредитополучатель относительно быстро «выбивает» кредиты, предъявив в качестве бизнес-плана откровенную «филькину грамоту».
Отсюда следуют выводы:
— либо наличие бизнес-плана есть формальное требование к пакету документов на предоставление
инвестиционного кредита. Тогда и процедура его рассмотрения должна быть соответствующей;
— либо кредитное учреждение действительно рассматривает бизнес-план как обоснование экономической целесообразности финансовых вложений в реализацию конкретной бизнес-идеи. Тогда к анализу его достоверности нужно подходить гораздо более серьезно.
Рассмотрим, как в настоящее время выглядят давно назревшие меры в системе кредитных организаций, направленные на повышение «уровня цивилизованности» в сфере финансирования инвестиционных проектов.
Учитывая тот факт, что банки не имеют (и не обязаны иметь) в своем штате экспертов во всех отраслях экономики, проблемы, встающие перед сотрудниками банков при попытке дать оценку производственно-технологической составляющей бизнес-плана, закономерны. Тем более, когда речь идет о проектах в сфере сельскохозяйственного производства, где эта составляющая вопреки обывательскому мнению имеет одну из наиболее высших степеней сложности. Почему бы тогда не использовать опыт, давно практикуемый отдельными регионами?
При региональных органах государственной власти, ответственных за управление АПК (министерства, департаменты, управления сельского хозяйства), создается некий коллегиальный орган (инвестиционный совет, комитет, комиссия и т. д.), в компетенцию которого входит экспертная оценка бизнес-планов инвестиционных проектов в сфере АПК на предмет актуальности использованных в них технологических решений и реальности производственных программ. Соответствующее положительное заключение на бизнес-план служит для банка определенной гарантией корректной разработки производственно-технологической составляющей бизнес-плана. Таким образом, в результате данного нововведения получаются следующие положительные результаты:
— ускоряется процесс экспертизы проекта, и повышается ее качество;
— происходит экономия времени сотрудников банка;
— снижается риск ошибки при проведении данной процедуры и т. д.
Отдельная тема — специализированное программное обеспечение кредитных организаций. Иной разработчик бизнес-плана, использующий в своей работе различные специализированные
программы и программные приложения (ИНЭК, Project Expert и т. д.), по уровню соответствующего оснащения по сравнению с сотрудниками региональных филиалов некоторых кредитных организаций выглядит как инопланетный пришелец рядом с неандертальцами.
А каким образом ведется мониторинг хода реализации инвестиционных проектов? Для банков это — больная тема.
Возникает вопрос: почему среди постоянных статей затрат кредитного учреждения нет статьи для закупки специализированного программного обеспечения? Ведь решение данной проблемы даст возможность вывести на иной качественный уровень процедуру проверки, производить корректировки в случае необходимости финансово-экономической составляющей бизнес-плана. Теоретически это должно быть выгодно обеим сторонам данного процесса.
Вероятно, есть и другие подходы к обозначенным проблемам. Но совершенно очевидно, что решать их необходимо.
Список литературы
1. Беляев Д. А. Бизнес-планирование с использованием информационных технологий. Сактывкар. 2007.
2. Голяков С. М. Сборник практических заданий по изучению учебной дисциплины «Бизнес-планирование в менеджменте». СПб.: изд. СПбГУЭФ. 2010.
3. Лудольф Ф., Лихтенберг С. Бизнес-план. Профессиональное составление и убедительная презентация. М.: ОЛМА-ПРЕСС. 2004.
4. Сорокина Т. Н. Развитие эффективных инструментов и методов бизнес-планирования на малых промышленных предприятиях. Орел. 2007.