Научная статья на тему 'Практика фостерного воспитания детей, оставшихся без попечения родителей в системе профилактики социального сиротства'

Практика фостерного воспитания детей, оставшихся без попечения родителей в системе профилактики социального сиротства Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
745
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОСТЕРНАЯ СЕМЬЯ / ПОПЕЧЕНИЕ / ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ / ПРОФИЛАКТИКА СОЦИАЛЬНОГО СИРОТСТВА / FOSTER FAMILY / CARE / UPBRINGING / PREVENTIVE MAINTENANCE OF SOCIAL ORPHANHOOD

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Маркина Ирина Владимировна

Изменить ситуацию, связанную с проблемами детского социального неблагополучия, возможно при условии целенаправленного развития практик фостерного родительства. Автором исследуется опыт семейной жизни детей, оставшихся без попечения родителей, в фостерных семьях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Practice of Foster Upbringing of Children Deprived of Parental Care in the System of Preventive Maintenance of Social Orphanhood

The situation connected with the problems of childrens social trouble may be improved under the condition of the purposeful development of the foster family practices. The author researches the foster family life experience of children deprived of parental care.

Текст научной работы на тему «Практика фостерного воспитания детей, оставшихся без попечения родителей в системе профилактики социального сиротства»

Библиографический список

1. О гражданском образовании учащихся общеобразовательных учреждений Российской Федерации: письмо Министерства образования РФ от 15 янв. 2003 г. № 13-08/13 // Вестн. образования России. 2003. № 7.

2. Модернизация образования - дело всего общества: из доклада министра образования РФ В. Филиппова на итоговой сессии Министерства образования // Вузовские вести. 2002. № 5.

3. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г.: приказ министра образования РФ № 393 от 11 февр. 2002 г. с объявлением распоряжения Правительства РФ от 29 дек. 2001 г. № 1756-р //Вестн. образования. 2002. № 6.

4. Президент России В.В. Путин. Вступительное слово на заседании Государственного совета Российской Федерации 29 августа 2001 г. М., 2001.

5. Информация о национально-культурных объединениях, зарегистрированных на территории Краснодарского края // Материалы ДОН Краснодарского края. Краснодар, 2000.

6. Программа «Культура сближает народы» // Текущий архив администрации Краснодарского края. Краснодар, 2006.

7. Информация о СМИ, издаваемых национально-культурными автономиями // Текущий архив администрации Краснодарского края. Краснодар, 2008.

8. Сводный отчет о распределении школ и учащихся по языку обучения // Текущий архив Новороссийского ЦРО. Краснодар, 2007.

I.V. Markina

The Practice of Foster Upbringing of Children Deprived of Parental Care in the System of Preventive Maintenance of Social Orphanhood

The situation connected with the problems of children's social trouble may be improved under the condition of the purposeful development of the foster family practices. The author researches the foster family life experience of children deprived of parental care.

Key words and word-combinations: foster femily, care, upbringing, preventive maintenance of social orphanhood.

Изменить ситуацию, связанную с проблемами детского социального неблагополучия, возможно при условии целенаправленного развития практик фостерного родительства. Автором исследуется опыт семейной жизни детей, оставшихся без попечения родителей, в фостерныгх семьях.

Ключевые слова и словосочетания: фостерная семья, попечение, воспитание детей, профилактика социального сиротства.

УДК 316.3 ББК 60.5

И.В. Маркина

ПРАКТИКА ФОСТЕРНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ

БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ В СИСТЕМЕ ПРОФИЛАКТИКИ СОЦИАЛЬНОГО СИРОТСТВА

егодня увеличивается количество беспризорных и безнадзорных детей, детей-си-рот, а также детей, совершивших административные правонарушения и преступления. Это указывает на масштабность проблемы детского неблагополучия и определяет необходимость принятия на государственном уровне комплекса мер по созданию системы социальной защиты и профилактики социального сиротства.

Исходя из официальных статистических данных, можно выделить основные регионы - рекордсмены по количеству детей, оставшихся без попечения родителей. Среди них Кемеровская, Свердловская, Иркутская, Челябинская области, Приморский край, где показатель увеличения детей-сирот варьируется от 1000 до 1700 человек в год [1]. В современных условиях все более актуальным становится процесс деинституциализации детей, оставшихся без попечения родителей, что предполагает проведение реформ, направленных на минимизацию закрытых институтов (интернатов, детских домов, исправительных колоний) и интеграцию клиентов этих учреждений в общество [2, с. 451].

Как известно, существует несколько видов устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Основными среди них являются помещение детей в интернатные учреждения и развитие альтернативных практик семейного воспитания. Одной из приоритетных форм семейного устройства детей в современных условиях становится фостерное устройство или семейно-воспитательные группы - более демократичные и цивилизованные формы опеки.

Фостерная (англ. «foster» - выхаживать, воспитывать) семья представляет собой профессиональную семью, воспитывающую ребенка на основании контракта с государственным учреждением, и отличается от других форм устройства детей временным характером и договорным способом оформления отношений [3, с. 78]. Для нас же более привычно понятие «приемная семья».

С позиций профилактики социального неблагополучия, поддержки детей, находящихся в сложных обстоятельствах, развитие фостерного семейного воспитания более предпочтительно. Оно содействует успешной социализации детей и заметно гуманнее, чем институциональные формы воспитания, такие как интернаты и детские дома. Подчеркнем, что именно замещающая семья является альтернативой институциальным формам устройства детей-сирот, поскольку способна привить ребенку семейные ценности.

В контексте исторического развития практик замещающего родительства, отметим, что пик фостерного воспитания в мире пришелся на окончание Второй мировой войны, когда в связи с военными действиями большое количество детей остались без родителей. В последние годы институт фостерных семей становится популярен во многих странах, и практики фостерного воспитания широко развиты в Великобритании, США, странах Западной Европы, где все сироты с рождения попадают в замещающие семьи [4].

В настоящее время фостерное воспитание получает развитие и в Российской Федерации. Так, например, на территории Саратовской области проживает около 500 тысяч детского населения, примерно 9906 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в возрасте до 18 лет, состоят на учете в органах опеки и попечительства, в интернатных учреждениях области проживает 2504 ребенка (24,7%). В Саратовской области действует 29 приемных семей (26 приемных семей в 2006 г.), в которых на воспитании находится 104 ребенка, в том числе 92 несовершеннолетних. В 2007 г. были созданы три новые приемные семьи в Кировском районе г. Саратова, в Татищевском и Советском районах области. Всего на семейных формах воспитания находятся 6538, или 66% детей (для сравнения - в 2005 г. 62%) [5]. Семейно-

воспитательные группы являются новыми формами для большинства российских регионов, и во многих из них находятся в стадии зарождения. К примеру, практику работы с названными семьями осуществляет одно из учреждений социального обслуживания г. Саратова, в котором фостерные семьи являются его структурным подразделением.

Нельзя не согласится с Н.И. Ловцовой, которая считает, что проживание в семье, даже временной, лучше подействует на психику ребенка, чем нахождение в интернатном учреждении. Хотя здесь можно говорить о таком негативном факторе, как кратковременность пребывания в семье - как только ребенок привыкнет и адаптируется, ему приходиться покидать семью, поскольку срок контракта вышел. Деятельность фостерной семьи имеет смысл лишь в том случае, когда за время пребывания ребенка в семье ему будут найдены усыновители [3, с. 86].

Очевидно, что наше общество нуждается в развитии семейных форм воспитания и создании необходимых условий для положительного опыта семейной жизни, так как нахождение ребенка в интернатном учреждении способствует депривации его развития во всех сферах [6, с. 67]. Подобного рода подходы и установки зафиксированы в официальных документах, принятых в целях сокращения масштабов социального сиротства [7, 8].

Нам представляется необходимым исследовать практический опыт фостер-ного воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, изучить проблемы, с которыми сталкиваются семейно-воспитательные группы при воспитании детей-сирот. Для достижения задач исследования в 2008 г. было проведено 13 глубинных интервью с фостерными родителями г. Саратова, преимущественно женщинами в возрасте от 30 до 55 лет. Отметим, что в рассматриваемом нами случае семейно-воспитательная группа является структурным подразделением социально-реабилитационного Центра для несовершеннолетних г. Саратова и осуществляет свою деятельность в составе отделения «Семья + Я».

Безусловно, воспитание является процессом, в котором родители закладывают систему ценностей детям, передают им свои убеждения, верования, формируют желательные поведенческие навыки. Для большинства семей главной задачей является вырастить детей здоровыми и воспитать их хорошими людьми. Можно сказать, что большинство семей имеют профессиональный подход к воспитанию ребенка и стараются регулярно принимать детей в свою семью до момента восстановления биологической семьи.

По словам воспитателей, большая часть семей брали раньше детей на воспитание и в разном количестве: «Сначала взяли одного, адаптировались, потом -другого, потом - третьего. Мне это нравится, например, сейчас». Надо также отметить, что воспитатели берут детей на определенный срок: «Как статус ребенок получает, он уходит либо в родную семью, либо в детский дом -госучреждение, и мне дают других детей» (женщина, 42 года, взявшая на воспитание троих детей). Однако некоторые семьи рассматривают ребенка как своего собственного: «Детей с мужем мы очень любим, и они наши» (женщина, 52 года, замужем, взявшая на воспитание двоих детей).

Особо отметим, что уровень семейной адаптации напрямую связан с эмоциональным благополучием ребенка: «В воспитании ребенка для меня важнее

привить ему доброту, чувство доброты, дети сейчас озлобленные» (женщина, 54 года, замужем, взявшая на воспитание двоих детей). Естественно, что отрицательные стороны тоже присутствуют, в частности, эмоциональное неблагополучие ребенка, его агрессивность или замкнутость способны затруднить его адаптацию к семье. Однако позитивное отношение взрослых в течение первых дней совместной жизни помогает установить взаимодействие внутри семьи: «Нельзя, чтобы ребенок испытывал отрицательные эмоции, главное - дать ему спокойную жизнь» (женщина, 54 года, замужем, взявшая на воспитание двоих детей).

В процессе интервью было выяснено, что большинство фостерных родителей информацию о возможности взять ребенка на воспитание получили от своих знакомых, которые также занимаются данной деятельностью. Отвечая на вопрос: «Хотели бы Вы сменить форму устройства ребенка на другую?», все воспитатели единогласно выступили за то, что не имеют желания переходить на иную форму, аргументируя данный ответ тем, что испытывают удовлетворение от своей работы: «Я не согласна ни на приемную семью, ни на опекунство, а дети проживают до определения их статуса, то есть это для меня подошло. Я делаю то, что я умею делать» (женщина, 30 лет, замужем, взявшая на воспитание троих детей).

По словам информантов, с приходом ребенка в семью произошли некоторые изменения, в частности, появилась ответственность за его жизнедеятельность, увеличилась нагрузка на воспитателей, но в целом во всех семейновоспитательных группах сменился эмоциональный климат. Как утверждают воспитатели, «стало дружнее и интереснее жить». Некоторые из них забыли, что значит одиночество. По мере возможности семьи реализовывают то, чего не удалось и не получилось сделать с собственными детьми. Можно сказать, что в таких семьях в корне изменился уклад жизни.

Результаты исследования показывают, что практика фостерного воспитания является весьма сложным процессом, поскольку требуются постоянное внимание и достаточно много усилий со стороны родителей-воспитателей. Говоря о трудностях, с которыми приходится сталкиваться семейно-воспитательным группам, респонденты склонны считать, что к ним в основном относятся отсутствие культурно-гигиенических навыков (в частности, неумение следить за чистотой своей одежды, причесаться), неуважение интересов взрослых со стороны ребенка. Однако воспитатели стараются не унывать и справляются с возникшими проблемами, устанавливая доверительные отношения и контакт с ребенком.

Особое значение для родителей имеет стремление научить детей найти свое место в жизни, адаптироваться, потому что это необходимо для них в будущем, так как на помощь государства в настоящее время семьи не рассчитывают. Для многих семей самое главное - привить ребенку чувство доброты и порядочности, «чтобы ребенок мог за свой проступок ответить и сказать, да это я сделал плохо, а не свалить на другого», а также следить за психофизиологическими особенностями ребенка.

Анализируя ответы воспитателей, отметим, что наилучшим результатом при работе с ребенком является обучение, в частности, проведение познавательных бесед, игр, которые нормализуют поведение детей, прививают устойчивые на-

выки по самообслуживанию, к трудовой деятельности: «Вот у меня сейчас два мальчишки, одному и другому по 8 лет. Они мне каждое утро помогают делать уборку в доме, я одна уже не осилю, потому что нужно что-то готовить» (женщина, 40 лет взявшая на воспитание двоих детей).

Весьма интересным и немаловажным является вопрос о том, как происходит разделение обязанностей среди супругов. Все из опрошенных заявили, что основной источник накопления средств - зарплата мужа, жена также вносит свой вклад, организуя свою деятельность в качестве воспитателя. Воспитанием детей, по словам респондентов, занимаются как жена, так и муж: «Меня во всем поддерживает муж, и воспитанием детей занимаемся вместе» (женщина, 45 лет, взявшая на воспитание двоих детей).

Мнения семей о выполнении должностных обязанностей специалистами Центра выражены как вполне удовлетворительные, например: «По возможности, как я думаю, Центр делает то, что может, все то, что в их силах они выполняют, то есть работа проводится большая (женщина, 36 лет, замужем, взявшая на воспитание двоих детей).

В процессе интервью мы попытались выяснить, как же оценивают оказываемую финансовую помощь семьи. Большинство воспитателей сообщили, что средств, выданных отделением «Семья + Я» вполне хватает на карманные расходы, питание. Среди видов помощи, которую получают семьи, следует отметить: распределение продуктов питания, одежды, обуви, медикаментов, канцелярских товаров и других предметов вещевого довольствия в соответствии с нормами. Полученные данные свидетельствуют о том, что фостерные семьи чувствуют поддержку Центра и взаимный контакт с ним, поэтому их оценки являются вполне оптимистичными.

Особо, на наш взгляд, следует остановиться на такой проблеме, как дефицит кадровых ресурсов. Безусловно, мощным фактором остается нехватка специалистов (дефектологов, логопедов), и в целом наблюдается недостаточная психологическая помощь семьям, то есть слабо налажена работа служб сопровождения. Что же касается информационного обмена между учреждениями и регионами, то оно осуществляется позитивно, так как представители многих учреждений из различных субъектов проявляют интерес к деятельности Центра с целью обмена опытом.

Полученные данные позволяют констатировать, что специалисты и воспитатели положительно относятся к перспективе развития данной формы семейного устройства, поскольку ребенок является полноценной личностью в семье, где происходит развитие познавательной и эмоционально-волевой сферы, межличностных и внутрисемейных отношений. Интервью, проведенное с фостерными семьями, позволило выяснить, что удовлетворенность семей при данной форме устройства в целом высокая и имеет положительный результат.

Важным вопросом выступает эффективность деятельности семейно-воспитательных групп, которая оценивается в большинстве случаев по количественным показателям устроенных детей в семьи, наличию положительной динамики развития ребенка (детей) в фостерной семье, устойчивости размещений, а также по степени удовлетворенности нужд и потребностей ребенка. Проведенное

А.М. Стельмах

исследование показало, что ребенок должен воспитываться в семье, так как проблема социального сиротства по своему масштабу близка к настоящему бедствию.

Для того чтобы семьи брали детей на воспитание, требуется определенная мотивация, поэтому необходимо стимулировать общество. Матери должны получать зарплату, а не пособия, поэтому данную практику нужно признать экономически значимым трудом. Гораздо эффективнее проводить профилактику социального сиротства, чем бороться с его последствиями.

Библиографический список

1. Данные официального сайта Министерства образования и науки РФ. URL: http:// www.usinovite.ru

2. Шмидт В. Либерализация: единственный путь деинституциализации или одна из возможных стратегий // Журнал исследований социальной политики. 200S. Т. 3, № 4.

3. Ловцова НИ. Анализ практик фостерного воспитания детей, оставшихся без попечения родителей // Социальная политика и социология. 200б. № 1.

4. Агаева И. Ребенок должен жить в семье. URL: http://www.cirota.ru

5. О развитии семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставщихся без попечения родителей, в Саратовской области. URL: www.edu.seun.ru

6. Ослон В.Н. Жизнеустройство детей-сирот: профессиональная замещающая семья. М., 200б.

7. Об основах профилактики безнадзорности и правонарущений несоверщеннолетних: Фе-дер. закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ. URL: http://www.mun-nizh.ru

S. Концепция семейной политики Саратовской области на 200б-2010 гг. URL: www.economy.gov.ru

A.M. Stelmakh

Representation of the Common Law Marriage Phenomenon in Russian Press

Interpretations of the common law marriage phenomenon in mass media are presented. The author connects the spread of the common law marriage and “guest marriage” with the market relations settlement.

Key words and word-combinations: common law marriage, student youth, mass media.

Представлены интерпретации феномена гражданского брака в средствах массовой информации. Распространение гражданского и «гостевого брака» связывается с утверждением рыночных отнощений.

Ключевые слова и словосочетания: гражданский брак, студенческая молодежь, средства массовой информации.

УДК 316:36 ББК 67.404

А.М. Стельмах

РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ ФЕНОМЕНА

ГРАЖДАНСКОГО БРАКА

В РОССИЙСКОЙ ПРЕССЕ

I I арушение процесса социализации, воспроизводство девиантных форм поведения меняют представления молодежи о семье, приводя к появлению новых брачно-семейных стратегий, одной из которых является гражданский брак. Под гражданским браком сегодня понимается создание семьи без официальной регистрации брака государством. Распространенность таких союзов, на

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.