DOI 10.15593/2224-9354/2017.1.21 УДК 614: 658.64
Ю.Ю. Швец
ПРАКТИКА ЭКОНОМИКО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ
Исследованы особенности государственного регулирования медицинской сферы через нормативно-правовое регулирование деятельности медицинских учреждений и предоставляемых ими медицинских услуг. Целью исследования определено изучение и сопоставление национальных нормативно-правовых актов регулирования предоставления медицинских услуг в таких странах, как Россия, Украина, Беларусь для определения положительных и отрицательных аспектов в таком регулировании, разработки оптимизационных путей по улучшению нормативно-правового регулирования деятельности рынка медицинских услуг. В статье проанализированы Конституции, основные законы, подзаконные нормативно-правовые акты Российской Федерации, Украины и Республики Беларусь, которые регулируют или непосредственно оказывают влияние на особенности предоставления медицинских услуг в этих странах. Дана оценка нормативно-правовым актам международного права, которые применяются в этих странах для урегулирования порядка и способа предоставления медицинских услуг. Основу исследования составили нормативно-правовые акты, действующие в России, Украине и Белоруссии по состоянию на 2016 год, которые регулируют или непосредственно влияют на порядок, способы обеспечения качества и конкурентоспособности медицинских услуг. Выявлены противоречия в нормативном регулировании предоставления медицинских услуг, которые способствуют возникновению проблем при деятельности медицинских учреждений и предоставлении качественных услуг. Определены сходные и противоположные моменты в правовом регулировании медицинской сферы исследуемых стран. Рассмотрены оптимизационные пути по улучшению нормативно-правового регулирования функционирования рынка медицинских услуг и обеспечения качества предоставляемых услуг. Выделены основные направления государственного регулирования рынка медицинских услуг, которых целесообразно придерживаться при его реформировании через внесение изменений в действующее законодательство.
Ключевые слова: законодательство; нормативно-правовой акт; нормативно-правовое регулирование; медицинская услуга; здравоохранение; качество; качество медицинской услуги.
Введение. Совершенствование деятельности медицинских учреждений в стране и обеспечение предоставления качественных услуг населению требует улучшения нормативно-правовой базы, которая регулирует порядок предоставления, объемы и виды медицинской помощи, а также порядок деятельности медицинских компаний на рынке здравоохранения государства. В частности, путем принятия нормативно-правовых актов осуществляется государственное регулирование рынка медицинских услуг, тем самым проводится социальная политика по обеспечению населения услугами медицинских учреждений. Кроме того, качественное нормативно-правовое регулирование деятельности в сфере здравоохранения обеспечивает достойную конку-
© Швец Ю.Ю. 2017
Швец Юрий Юрьевич - канд. экон. наук, доцент Департамента экономической теории ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», e-mail: jurijswets@yahoo.com.
ренцию на рынке медицинских услуг, совершенствует механизмы управления качеством предоставляемой медицинской помощи. Поэтому исследование и анализ нормативно-правовых основ регулирования деятельности на рынке медицинских услуг необходимы для совершенствования государственного регулирования, совершенствования системы организационно-правовых методов регулирования деятельности в сфере здравоохранения страны в рыночных условиях. Определить проблемы в правовом регулировании предоставления медицинских услуг на рынке страны возможно путем сравнения нормативно-правого регулирования других стран. Это позволит выявить и предложить пути по исправлению недостатков в правовом регулировании.
Результаты исследования. Поскольку исключительно с помощью рыночных механизмов не возможна регламентация социально-экономических процессов в сфере предоставления медицинских услуг (в частности, при обеспечении защиты уязвимых слоев населения, обеспечения населения в доступной и качественной медицинской помощи), государственное регулирование рынка медицинских услуг является необходимым и обоснованным. Именно государство, учитывая цели и задачи социальной политики, может обеспечить достойную конкуренцию в области частной медицины, одинаковые условия ведения основной деятельности медицинских учреждений во всех регионах страны, контроль качества медицинских услуг через специально созданные органы, а также принять регулирующие нормативно-правовые акты. Институциональное вмешательство в данной сфере является определяющим, поскольку как результат, так и процесс оказания услуг четко регламентирован без возможности использования любых иных механизмов при заботе о здоровье пациента.
Согласимся с Е.Е. Лихтарович [1] в том, что государственное регулирование представляет собой систему организационно-правовых методов, которые направлены на оптимизацию деятельности медицинских учреждений и максимизацию удовлетворения потребностей потребителей в медицинских услугах.
Анализируя существующие методы государственного регулирования рынка медицинских услуг, можно выделить три основные группы: административные, экономические и правовые.
К административным методам влияния государства на рынок медицинских услуг, в частности, можно отнести определение государством стратегических целей развития в планах и целевых программах; государственные заказы и контракты на определенные виды услуг; государственную поддержку программ здравоохранения страны; административные требования к качеству медицинской помощи, а также административные ограничения по предоставлению медицинских услуг. Экономические методы государственного регулирования предусматривают использование финансовых рычагов влияния на деятельность участников рынка медицинских услуг (налого-
обложение, бюджетное дотационное финансирование), а также средства лицензирования, квотирования, применение штрафных санкций за нарушение правил работы на рынке.
Правовые методы реализуются при регулировании деятельности участников рынка медицинских услуг путем введения в действие нормативно-правовых актов. Для определения объема и условий применения государством правовых методов при регулировании деятельности на рынке медицинских услуг рассмотрим существующую нормативно-правовую базу, которая является основой деятельности сферы здравоохранения России, Украины и Беларуси.
В целом законодательное регулирование рынка медицинских услуг в этих странах осуществляется через такие типы нормативно-правовых документов, как международные документы, которые ратифицированы правительствами стран; конституции; общие законы и подзаконные нормативные акты в сфере предоставления медицинских услуг, а также отраслевые правовые нормы, которые регулируют отношения между работниками медицинских компаний и пациентами.
Среди международных актов, которые ратифицированы Россией, Украиной и Белоруссией и которые имеют отношение к регулированию рынка медицинских услуг, можем выделить: Всеобщую декларацию прав человека [2], Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах [3], Европейскую социальную хартию [4], Лиссабонскую декларацию о правах пациента [5].
Указанные международные правовые акты определяют общие правовые основы осуществления деятельности по предоставлению медицинской помощи и медицинских услуг, регламентируют права пациентов медицинских услуг в системе гражданских прав человека и гражданина.
Права человека, в том числе право на получения медицинской помощи, закреплены в основных законах стран: Конституции Российской Федерации [6], Конституции Украины [7] и Конституции Республики Беларусь [8]. Конституции являются основополагающими документами, которые имеют высшую юридическую силу и закрепляют нормы и принципы правового регулирования важных общественных отношений, в том числе формируют правовую базу обеспечения качества медицинской помощи.
В частности, ст. 49 Конституции Украины [7] устанавливает право на охрану здоровья, медицинскую помощь и медицинское страхование. Данная статья отображает требования всемирных и региональных международно-правовых стандартов в сфере здравоохранения.
Право граждан на охрану здоровья, в том числе на бесплатное лечение в государственных медицинских учреждениях, предусмотрено ст. 45 Конституции Республики Беларусь [8] (ст. 41 Конституции Российской Федерации [6]). Правовой базой обеспечения качества медицинской услуги, также
является норма ст. 60 Конституции Республики Беларусь, согласно которой каждому гарантируется защита его прав и свобод в судебном порядке, а также возможность взыскивать имущественный вред, материально возмещать моральный вред, причиненный, в частности, ненадлежащим качеством медицинской помощи. Аналогичные нормы предусмотрены ст. 45, 46 Конституции Российской Федерации [6]. Таким образом, в исследуемых странах на государственном уровне закреплены основные права и свободы человека и гражданина, которые обеспечивают предоставление качественной и доступной медицинской помощи.
В Украине правовые, организационные, экономические и социальные основы охраны здоровья устанавливаются и регулируются общественные отношения в этой сфере Основами законодательства Украины об охране здоровья от 19.11.1992 г. [9]; в Российской Федерации - Федеральным законом от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» [10]; в Республике Беларусь - законом «О здравоохранении» от 18 июня 1993 г. [11].
Указанные законодательные акты регулируют отношения в сфере здравоохранения, определяют уровень предоставляемых медицинских услуг населению.
Однако следует учесть, что анализ законодательства рассматриваемых стран показал существование неполных и противоречивых определений понятий «медицинская помощь», «медицинская услуга», «медицинская деятельность».
Такие противоречия, как верно указала О.Е. Жамкова [12], показывают несовершенство в правовом регулировании деятельности на рынке медицинских услуг и, тем самым, создают проблемы в регулировании и практической реализации медицинской деятельности.
В украинском законодательстве противоречивость просматривается при применении закона Украины «О лицензировании видов хозяйственной деятельности» от 02.03.2015 г. [13], который определяет необходимость лицензирования всех видов деятельности, попадающих под категорию «медицинская практика» (укр.: «медична практика») (ст. 7, п. 15 закона). При этом для понимания понятия «медицинской практики» следует обратиться к подзаконным нормативно-правовым актам, в частности к Постановлению Кабинета министров Украины 2.03.2016 г. № 285 «Об утверждении Лицензионных условий осуществления хозяйственной деятельности по медицинской практике» [14] и Приказу Министерства охраны здоровья Украины от 09.02.11 г. № 171/18909 «Об утверждении Лицензионных условий осуществления хозяйственной деятельности по медицинской практике» [15], которые содержат узкое толкование этого понятия, объясняя его предоставлением учреждениями здравоохранения и физическими лицами - предпринимателями «видов
медицинской помощи» и/или «медицинского обслуживания» (п. 1.3. Приказа № 171/18909 [15]; п. 4 Постановления КМУ № 285 [14]). Разъяснение понятий «медицинская помощь» и «медицинское обслуживание» дается в Основах законодательства Украины об охране здоровья от 19.11.1992 г. (ст. 3) [9]. При этом четкое определение понятий «медицинская помощь», «медицинское обслуживание», а также понятия «медицинская услуга» отсутствует.
Следует отметить, что в Федеральном законе «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» [10] и в законе Республики Беларусь «О здравоохранении» [11] даны определения понятий «медицинская помощь», «медицинская услуга», «медицинское вмешательство», «диагностика», «лечение», «медицинская деятельность», «медицинская организация» («организация здравоохранения» в законе Республики Беларусь «О здравоохранении» [11]), «заболевание» и многие другие. Сформированный таким образом общий терминологический аппарат, позволяет определить единую правоприменительную практику. Как верно указали К.А. Егиазарян и Л.Ж. Аттае-ва [16], такой понятийный аппарат способствует взаимодействию экономики и медицины при предоставлении медицинских услуг.
В целом, как верно указывают И.В. Кучвальская и Е.В. Тозик [17], все меры медицинского характера, которые составляют содержание медицинской помощи (например, профилактика, диагностика, лечение, скорая медицинская помощь и т.п.) охватываются понятием «медицинская услуга». Поэтому во избежание неточностей в регулировании предоставления медицинских услуг, в нормативно-правовых актах, регулирующих отношения в области здравоохранения, следует использовать единую терминологию и оперировать именно термином «медицинская услуга», а не «медицинская помощь».
Правовые аспекты взаимодействия медицинских учреждений и пациентов в исследуемых странах регулирует гражданское законодательство, основу которого составляют: Гражданский кодекс Российской Федерации от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ (далее - ГКРФ) [18], Гражданский кодекс Украины от 16.01.2003 № 435-1У (далее - ГКУ) [19], Гражданский кодекс Республики Беларусь от 07.12.1998 г. № 218-З (далее - ГКБ) [20]. Также указанные нормативно-правовые акты определяют виды юридической ответственности за нарушения в сфере предоставления медицинской помощи и медицинских услуг.
Следует учесть, что в медицинской практике договорные отношения между пациентом и медицинской компанией или врачом - явление сравнительно новое, недостаточно укрепившееся и почти неисследованное. В законодательстве исследуемых стран отсутствует понятие договора об оказании медицинских услуг. По аналогии, при оформлении факта предоставления медицинских услуг пациентам применяются положения указанных кодексов о бытовом подряде (гл. 37 ГКРФ [18], § 2 гл. 37 ГКБ [20]; гл. 61 ГКУ [19]), о предоставлении услуг (гл. 30 ГКРФ [18], гл. 39 ГКБ [20], гл. 63 ГКУ [19]),
а также правила договора купли-продажи о правах покупателя в случае передачи ему товара ненадлежащего качества (ст. 500 ГКРФ [18], § 2 гл. 30 ГКБ [20], ст. 679 ГКУ [19]). Применение указанных норм по аналогии дает возможность урегулировать договорные отношения между медицинской компанией и потребителем по предоставлению медицинских услуг, однако не обеспечивает стабильности таких отношений.
Правоотношения между потребителем и исполнителем при неоказании услуг или оказании услуг ненадлежащего качества в части, которая не отрегулирована гражданскими кодексами исследуемых стран, регулируются законодательством по защите прав потребителей: закон Украины «О защите прав потребителей» от 12.05.1991 г. № 1023-Х11 [21], закон Республики Беларусь «О защите прав потребителей» от 9 января 2002 г. № 90-З [22], Закон Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» [23].
Законодательство по защите прав потребителей регулирует в целом экономические отношения с участием потребителя любых товаров, работ и услуг. Указанные законы, как и гражданские кодексы, не учитывают специфику процесса оказания медицинской помощи и отношений предоставления медицинских услуг. Поэтому положения законов по защите прав потребителей и гражданских кодексов исследуемых стран могут применяться с рядом оговорок и учетом специфики медицинских услуг.
Виды уголовной ответственности за нарушения при оказании медицинской помощи и предоставлении медицинских услуг предусмотрены Уголовным кодексом Украины от 05.04.2001 г. № 2341-111 [24], Уголовным кодексом Российской Федерации от 13.06.1996 г. № 63-ФЗ [25], Уголовным кодексом Республики Беларусь от 9 июля 1999 г. № 275-З [26]. Содержащиеся в них нормы определяют уголовные преступления, в том числе преступления в сфере экономической деятельности, и виды наказаний, предусмотренные за их совершение.
Основы и механизмы бюджетных финансирований учреждений здравоохранения предусмотрены нормами Бюджетного кодекса Украины от 08.07.2010 г. № 2456-У1 [27]; Бюджетного кодекса Российской Федерации от 31.07.1998 г. № 145-ФЗ [28] и Бюджетного кодекса Республики Беларусь от 16.07.2008 г. № 412-З [29]. Налоговое законодательство, представленное налоговыми кодексами, регулирует фискальные аспекты налогообложения медицинских компаний [30-33].
Отметим, что указанные нормативно-правовые акты не являются полной нормативно-правовой базой государственного регулирования деятельности на рынке медицинских услуг. Существует значительное множество иных нормативно-правовых актов, которые используются государственными органами в процессе регулирования медицинской сферы и которые используются поставщиками и потребителями рынка медицинских услуг при урегулирова-
нии своих отношений. Исследуемые документы имеют определенную отраслевую специфику и в них наиболее часто вносятся изменения.
В целом нормы, которые содержатся в анализированных нормативно-правовых актах, по характеру законодательного влияния на медицинскую сферу, можем разделить на три категории:
1. Нормы, которые устанавливают и реализуют права потребителей медицинских услуг (содержащиеся в основах законодательства о здравоохранении, в законодательстве по защите прав потребителей).
2. Нормы, которые регулируют деятельность медицинских учреждений (содержащиеся в основах законодательства о здравоохранении, о лицензировании хозяйственной деятельности).
3. Нормы, которые регламентируют юридическую ответственность за нарушение правил взаимоотношения между медицинскими учреждениями и потребителями, между медицинскими учреждениями и органами власти (гражданское, хозяйственное, уголовное законодательство).
В заключение отметим, что если в целом охарактеризовать проблемы медицинского законодательства таких стран, как Украина, Россия и Беларусь, то можно выделить:
♦ Отсутствие четко регламентированных стандартов медицинского обслуживания, неточное и/или противоречивое толкование основного понятийного аппарата медицинской сферы (разные нормативные документы имеют спорные и взаимоисключающие нормы и положения). Важным является выделение понятия медицинской услуги из сферы медицинской помощи, как для возможности постановки задачи перед медицинским персоналом, так и снижения неопределенности перед пациентом.
♦ Низкий уровень защиты прав потребителей медицинских услуг, которые в большинстве случаев носят только декларативный характер. В законодательстве России, Украины и Белоруссии нет специального нормативно-правового акта, который бы четко определял права пациентов и механизмы их юридической защиты. Это притом, что пациент в рамках как страховой медицины, так и бесплатной оказываемого минимума медицинских услуг, является бенефициаром услуги, а следовательно, в полной мере не является клиентом.
♦ Отсутствие механизма урегулирования споров между медицинским персоналом и пациентами по причине неопределенности четких рамок ответственности за нарушение прав пациентов.
Несмотря на указанные несовершенства правового регулирования предоставления медицинских услуг в странах, в целом можем констатировать, что уровень правового регулирования деятельности рынка медицинских услуг, дает возможность предоставлять качественные медицинские услуги, в частности, путем правильной организации и усовершенствования своей деятельности медицинскими учреждениями.
В результате проведенного исследования можно заключить, что механизмы и методы влияния государства на рынок медицинских услуг с целью улучшения его деятельности должны базироваться на выборе государством оптимальной модели дальнейшего развития сферы медицинских услуг; поиска путей эффективной деятельности частной медицины; либерализации медицинского рынка с одновременным сохранением контроля государства над ключевыми показателями его функционирования. Именно с учетом таких аспектов должны вноситься изменения или дополнения в действующее законодательство стран, чтобы обеспечить тем самым высокоэффективную и продуктивную деятельность компаний, которые предоставят качественные и доступные медицинские услуги населению стран.
Список литературы
1. Лихтарович Е.Е. Государственное регулирование качества медицинской помощи (услуги): нормативно-правовые аспекты // Экономика и управление. - 2009. - № 4. - С. 150-154.
2. Всеобщая декларация прав человека [Электронный ресурс]: принята Генеральной ассамблеей ООН 10.12.1948. - URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_120805 (дата обращения: 21.09.2016).
3. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах [Электронный ресурс]: принят Генеральной ассамблеей ООН 16.12.1966. -URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/pactecon.shtml (дата обращения: 21.09.2016).
4. Европейская социальная хартия (пересмотренная) [Электронный ресурс]: принята в г. Страсбурге 03.05.1996. - URL: http://www.consul-tant.ru/document/cons_doc_LAW_120807/ (дата обращения: 21.09.2016).
5. Лиссабонская декларация о правах пациента [Электронный ресурс]: принята Всемирной медицинской ассамблеей, сентябрь-октябрь 1981 г. -URL: http://www.e-stomatology.ru/star/info/2010/lissabon_declaration.htm (дата обращения: 21.09.2016).
6. Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс]: принята 12 дек. 1993 г. - URL: http://www.constitution.ru/ (дата обращения: 21.09.2016).
7. Конститущя Укра!ни вщ 28.06.1996 р. // Вщомосп Верховно! Ради Укра!ни (ВВР), 1996, № 30, ст. 141.
8. Конституция Республики Беларусь [Электронный ресурс]: с изм. и доп., принята на республ. референдумах 24.11.1996 и 17.10.2004. - URL: http://www.pravo.by/main.aspx? guid=14551 (дата обращения: 21.09.2016).
9. Основи законодавства Украши про охорону здоровя вщ 19.11.1992 № 2801-XII // Вщомосп Верховно! Ради Укра!ни, 1993, № 4 (26.01.93), ст. 19.
10. Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации: Федер. закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ // Рос. газета. - 2011. - 23 нояб. - № 263.
11. О здравоохранении: Закон Республики Беларусь от 18 июня 1993 г. № 2435-XII // Газета «Звязда». - 06.08.1993.
12. Жамкова О.Е. Правовое регулирование оказания медицинских услуг по законодательству Российской Федерации: автореф. дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.03 / Моск. ун-т МВД РФ. - М., 2007. - 25 с.
13. Про лщензування вцщв господарсько! дiяльностi: Закон Укра!ни вщ
02.03.2015 № 222-VIII // Офщ. вюник Укра!ни. - 2015. - № 25 (07.04.2015). -Ст. 722.
14. Про затвердження Лщензшних умов провадження господарсько! дь яльносп з медично! практики: Постанова Кабiнету Мшс^в Укра!ни вiд
02.03.2016 № 285 // Офщ. вюник Укра!ни. - 2016. - № 30 (22.04.2016). - Ст. 1184.
15. Про затвердження Лщензшних умов провадження господарсько! дь яльносп з медично! практики: Наказ Мшютерства охорони здоров'я Укра!ни вщ 09.02.2011 р. № 171/18909 // Офщ. вюник Украши. - 2011. - № 13 (28.02.2011). - Ст. 551;
16. Егиазарян К.А., Аттаева Л.Ж. Нормативно-правовое регулирование оказания платных медицинских услуг в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения // Медицинский альманах. - 2013. - № 2. - С. 24-26.
17. Кучвальская И.В., Тозик Е.В. О правовом регулировании договора возмездного оказания медицинских услуг в Республике Беларусь и Российской Федерации // Менталитет славян и интеграционные процессы: история, современность, перспективы: материалы VI междунар. науч. конф. - Гомель, 2009.- С. 235-237.
18. Гражданский кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]: принят 30.11.1994 г. № 51-ФЗ. - URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_5142/ (дата обращения: 21.09.2016).
19. Цившьний кодекс Укра!ни вщ 16.01.2003 р. № 435-IV // Офщ. вюник Украши. - 2003. - № 11 (28.03.2003). - Ст. 461.
20. Гражданский кодекс Республики Беларусь от 07.12.1998 г. № 218-З // Ведамасщ Нацыянальнага сходу РэспублЫ Беларусь. - 1999. - № 7-9. - Ст. 10.
21. Про захист прав споживачiв: закон Укра!ни вщ 12.05.1991 р. 1023-XII // Вщомосп Верховно! Ради УРСР. - 1991. - № 30 (23.07.91). - Ст. 379.
22. О защите прав потребителей: закон Республики Беларусь от 9 янв. 2002 г. № 90-З // Газета «Звязда». - 20.03.2002. - № 55-56.
23. О защите прав потребителей: Закон Рос. Федерации от 7 фев. 1992 г. № 2300-I // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации от 9 апреля 1992. - № 15. - Ст. 766.
24. Кримшальний кодекс Укра!ни вщ 05.04.2001 № 2341-III //Офщ. вюник Украши. - 2001. - № 21 (08.06.2001). - Ст. 920.
25. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 г. № 63-ФЗ (ред. от 06.07.2016) // Собр. законодательства Рос. Федерации от 17 июня 1996 г. - № 25. - Ст. 2954.
26. Уголовный кодекс Республики Беларусь от 9 июля 1999 г. № 275-З // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2/50.
27. Бюджетний кодекс Укра!ни вщ 08.07.2010 р. № 2456-VI // Вщомосп Верховно! Ради Украши. - 2010. - № 50-51 (24.12.2010). - Ст. 572.
28. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ // Рос. газета. - 1998. - 12 авг. - № 153-154.
29. Бюджетный кодекс Республики Беларусь от 16 июля 2008 г. № 412-З // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. - 01.08.2008. -№ 183, 2/1509.
30. Налоговый кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ // Рос. газета. - 1998. - 6 авг. - № 148-149.
31. Налоговый кодекс (Общая часть) от 19 декабря 2002 г. № 166-З // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. - 13.01.2003. -№ 4. - 2/920.
32. Налоговый кодекс (Особенная часть) Республики Беларусь от 29 декабря 2009 г. № 71-З // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. - 07.01.2010. - № 4. - 2/1623.
33. Податковий кодекс Укра!ни вщ 02.12.2010 № 2755-VI // Голос Укра!ни. - 2010. - 12, 04.12.2010 № 229-230.
References
1. Likhtarovich E.E. Gosudarstvennoe regulirovanie kachestva meditsinskoi pomoshchi (uslugi): normativno-pravovye aspekty [State regulation of the healthcare quality (services): regulatory and legal aspects]. Ekonomika i upravlenie, 2009, no. 4, pp. 150-154.
2. Vseobshchaia Deklaratsiia prav cheloveka, priniata General'noi Assam -bleei OON 10.12.1948 [The Universal Declaration of Human Rights, adopted by the UN General Assembly on 10.12.1948]. Available at: http://www.consul-tant.ru/document/cons_doc_LAW_120805/ (accessed 21 September 2016).
3. Mezhdunarodnyi pakt ob ekonomicheskikh, sotsial'nykh i kul'turnykh pravakh, priniat General'noi Assambleei OON ot 16.12.1966 g. [International Covenant on economic, social and cultural rights, adopted by the UN General Assembly on 16.12.1966]. Available at: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/con-ventions/pactecon.shtml (accessed 21 September 2016).
4. Evropeiskaia sotsial'naia khartiia (peresmotrennaia), priniata v g. Strasburge 03.05.1996 [The European Social Charter (revised), adopted in Strasbourg on May 3, 1996]. Available at: http://www.consultant.ru/docu-ment/cons_doc_LAW_120807/ (accessed 21 September 2016).
5. Lissabonskaia deklaratsiia o pravakh patsienta, priniata Vsemirnoi Med-itsinskoi Assambleei sentiabr'-oktiabr' 1981 goda [Lisbon Declaration on patient rights, adopted by the World Medical Assembly in September-October 1981].
Available at: http://www.e-stomatology.ru/star/info/2010/lissabon_declaration.htm (accessed 21 September 2016).
6. Konstitutsiia Rossiiskoi Federatsii ot 12 dekabria 1993 goda [Constitution of the Russian Federation of December 12, 1993]. Available at: http://www.constitu-tion.ru/ (accessed 21 September 2016).
7. Konstitutsiya Ukraini vid 28.06.1996 r. Vidomosti Verkhovnoi Radi Ukraini (VVR), 1996, № 30, st. 141.
8. Konstitutsiia Respubliki Belarus' 1994 goda (s izmeneniiami i dopolneni-iami, priniatymi na respublikanskikh referendumakh 24 noiabria 1996 g. i 17 ok-tiabria 2004 g.) [Constitution of the Republic of Belarus of 1994 (with amendments and additions adopted at the republican referendums on November 24, 1996 and October 17, 2004)]. Available at: http://www.pravo.by/main.aspx?guid=14551 (accessed 21 September 2016).
9. Osnovi zakonodavstva Ukrai'ni pro okhoronu zdorovya vid 19.11.1992 № 2801-XII // Vidomosti Verkhovnoi Radi Ukrai'ni, 1993, № 4 (26.01.93), st. 19.
10. Federal'nyi zakon "Ob osnovakh okhrany zdorov'ia grazhdan v Rossiiskoi Federatsii" ot 21.11.2011 № 323-FZ [Federal law "On the fundamentals of protecting the health of the Russian Federation citizens" of November 21, 2011 No. 323-FZ]. Rossiiskaia gazeta, November 23, 2011, no. 263.
11. Zakon Respubliki Belarus' "O zdravookhranenii" ot 18 iiunia 1993 g. № 2435-XII [Law of the Republic of Belarus "On health care" of June 18, 1993 No. 2435-XII]. Gazeta «Zviazda», August 6, 1993.
12. Zhamkova O.E. Pravovoe regulirovanie okazaniia meditsinskikh uslug po zakonodatel'stvu Rossiiskoi Federatsii [Legal regulation of medical services provision under the laws of the Russian Federation]. Abstract of Ph. D. thesis. Moscow, 2007, 25 p.
13. Zakon Ukrai'ni "Pro litsenzuvannya vidiv gospodars'koi diyal'nosti" vid 02.03.2015 № 222-VIII. Ofitsiyniy visnik Ukraini, 2015, № 25 (07.04.2015), st. 722.
14. Postanova Kabinetu Ministriv Ukrai'ni vid 02.03.2016 № 285 "Pro zat-verdzhennya Litsenziynikh umov provadzhennya gospodars'koi diyal'nosti z medi-chnoi praktiki". Ofitsiyniy visnik Ukraini, 2016, № 30 (22.04.2016), st. 1184.
15. Nakaz Ministerstva okhoroni zdorovya Ukraini vid 09.02.2011 r. № 171/18909 "Pro zatverdzhennya Litsenziynikh umov provadzhennya gospo-dars'koi diyal'nosti z medichnoi praktiki". Ofitsiyniy visnik Ukraini, 2011, № 13 (28.02.2011), st. 551.
16. Egiazarian K.A., Attaeva L.Zh. Normativno-pravovoe regulirovanie okazaniia platnykh meditsinskikh uslug v gosudasrtvennykh i munitsipal'nykh uchrezhdeniiakh zdravookhraneniia [Legal and regulatory control of paid medical services in state and municipal health institutions]. Meditsinskii al'manakh, 2013, no. 2, pp. 24-26.
17. Kuchval'skaia I.V., Tozik E.V. O pravovom regulirovanii dogovora vozmezdnogo okazaniia meditsinskikh uslug v Respublike Belarus' i Rossiiskoi Federatsii [On legal regulation of paid medical services agreement in the Republic of Belarus and the Russian Federation]. Mentalitet slavian i integratsionnye prot-sessy: istoriia, sovremennost', perspektivy: materialy VI mezhdunar. nauch. konf. [Proc. of the 6th Int. Conf. "The mentality and integration processes of the Slavs: history, modernity, prospects"]. Gomel, 2009, pp. 235—237.
18. Grazhdanskii kodeks Rossiiskoi Federatsii ot 30.11.1994 g. № 51-FZ [The Civil Code of the Russian Federation of November 30, 1994 No. 51-FZ]. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142/ (accessed 21 September 2016).
19. Tsivil'niy kodeks Ukraini vid 16.01.2003 r. № 435-IV. Oftsiyniy visnik Ukraini, 2003, № 11 (28.03.2003), st. 461.
20. Grazhdanskiy kodeks Respubliki Belarus' ot 07.12.1998 g. № 218-Z. Vedamastsi Natsyyanal'naga skhodu Respubliki Belarus', 1999, № 7-9, st. 10.
21. Zakon Ukraini "Pro zakhist prav spozhivachiv" vid 12.05.1991 r. 1023-XII. Vidomosti Verkhovnoi Radi URSR, 1991, № 30 (23.07.91), st. 3790.
22. Zakon Respubliki Belarus' "O zashchite prav potrebitelei" ot 9 ianvaria 2002 g. № 90-Z [Law of the Republic of Belarus "Concerning Consumer Rights Protection" of January 9, 2002 No. 90-3]. Gazeta "Zviazda", March 20, 2002, no. 55-56.
23. Zakon Rossiiskoi Federatsii ot 7 fevralia 1992 g. № 2300-I "O zashchite prav potrebitelei" [Law of the Russian Federation of February 7, 1992 No. 2300-I "Concerning Consumers' Rights Protection"]. Vedomosti S"ezda narodnykh depu-tatov Rossiiskoi Federatsii i Verkhovnogo Soveta Rossiiskoi Federatsii, April 9, 1992, no. 15, p. 766.
24. Kriminal'niy kodeks Ukraini vid 05.04.2001 № 2341-III. Oftsiyniy visnik Ukraini, 2001, № 21 (08.06.2001), st. 920.
25. Ugolovnyi kodeks Rossiiskoi Federatsii ot 13.06.1996 g. № 63-FZ (red. ot 06.07.2016) [The Criminal Code of the Russian Federation of June 13, 1996, No. 63-FZ (as amended on 06.07.2016)]. Sobranie zakonodatel'stva Rossiiskoi Federatsii, June 17, 1996, no. 25, p. 2954.
26. Ugolovnyi kodeks Respubliki Belarus' ot 9 iiulia 1999 g. № 275-Z [The Criminal Code of the Republic of Belarus of July 9, 1999 No. 275-3]. Natsional'nyi reestr pravovykh aktov Respubliki Belarus', 2/50.
27. Byudzhetniy kodeks Ukraini vid 08.07.2010r. № 2456-VI. Vidomosti Verkhovnoi Radi Ukraini, 2010, № 50-51 (24.12.2010), st. 572.
28. Biudzhetnyi kodeks Rossiiskoi Federatsii ot 31 iiulia 1998 g. № 145-FZ [The Budget Code of the Russian Federation of July 31, 1998 No. 145-FZ]. Ros-siiskaia gazeta, August 12, 1998, no. 153-154.
29. Biudzhetnyi kodeks Respubliki Belarus' ot 16 iiulia 2008 g. № 412-Z [The Budget Code of the Republic of Belarus of July 16, 2008 No. 412-З]. Natsional'nyi reestr pravovykh aktov Respubliki Belarus', August 1, 2008, no. 183, 2/1509.
30. Nalogovyi kodeks Rossiiskoi Federatsii ot 31 iiulia 1998 g. № 146-FZ [The Tax code of the Russian Federation of July 31, 1998 No. 146-FZ]. Rossiiskaia gazeta, August 6, 1998, no. 148-149.
31. Nalogovyi kodeks (Obshchaia chast') ot 19 dekabria 2002 g. № 166-Z [The Tax Code (General part) of December 19, 2002 No. 166-З]. Natsional'nyi reestr pravovykh aktov Respubliki Belarus', January 13, 2003, no. 4, 2/920.
32. Nalogovyi kodeks (Osobennaia chast') Respubliki Belarus' ot 29 dekabria 2009 g. № 71-Z [The Tax code (special part) of the Republic of Belarus of December 29, 2009 No. 71-З]. Natsional'nyi reestr pravovykh aktov Respubliki Belarus', January 7, 2010, no. 4, 2/1623.
33. Podatkoviy kodeks Ukraini vid 02.12.2010 № 2755-VI. Golos Ukraini, 2010, 12, 04.12.2010 № 229-230.
Получено 14.10.2016
Yu.Yu. Shvets
ECONOMIC AND LEGAL REGULATION PRACTICES OF MEDICAL SERVICES DELIVERY
The article investigates the features of state regulation in the medical sphere through legal regulation of healthcare services provided by medical institutions. The purpose of the study is to analyze and compare the state legal regulations of medical services delivery in such countries as Russia, Ukraine and Belarus in order to consider the positive and negative aspects of such regulation, so as to improve the mechanisms of the medical services market legal regulation. The article analyzes the Constitution, as well as the main laws and by-laws of the Russian Federation, Ukraine and the Republic of Belarus. These documents regulate and dictate the particularities of healthcare services provision in these countries. The paper also evaluates the international legal regulations applied in these countries for regulation of procedures and modes of the services provision. The basis of the research is the legal regulations of Russia, Ukraine and Belarus as of the year 2016 regulating or directly influencing quality operations and marketability of medical services. The paper defines the inconsistencies in medical services legal regulation, which results in problematic issues of medical institutions' performance and the quality of healthcare services. The research presents common and opposite issues of legal regulation in the medical sphere of the countries under study. The authors consider optimization paths for the improvement of legal regulation mechanisms to establish a higher quality of medical services provision. The paper reveals four major state regulation policies that the government should follow in the process of healthcare market reformation through making amendments into current legislation.
Keywords: legislation, legal act, legal regulation, medical service, health care, quality, the quality of medical services.
Yury Yu. Shvets - Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Dept. of Economic Theory, Financial University under the Government of the Russian Federation, e-mail: juri-jswets@yahoo.com.