Научная статья на тему 'Практический аспект комплекса мер по обеспечению конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду'

Практический аспект комплекса мер по обеспечению конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
309
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАВ / ПРИРОДОПОЛЬЗОВАТЕЛЬ / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / НЕГАТИВНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ / НОРМАТИВЫ КАЧЕСТВА / RIGHTS / NATURE / ENVIRONMENTAL SAFETY / ADVERSE IMPACT / AIR QUALITY STANDARDS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Хаданович Анастасия Николаевна

В статье анализируются проблемы практической реализации конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду. Рассмотрены принципы государственной экологической политики и пробелы в области определения приоритетов экологической безопасности в Российской Федерации. Автором определены основные объекты охраны окружающей природной среды, а также проанализированы составляющие системы мер по охране и повышению качества окружающей природной среды и обеспечению экологической безопасности. На основе сложившейся для природопользователей практики обоснована необходимость принятия кардинальных мер, направленных на снижение негативного влияния на окружающую среду и здоровье граждан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Практический аспект комплекса мер по обеспечению конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду»

ПРАКТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ КОМПЛЕКСА МЕР ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА ГРАЖДАН НА БЛАГОПРИЯТНУЮ ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ Хаданович А.Н. Email: [email protected]

Хаданович Анастасия Николаевна - студент магистратуры, Институт государственного и международного права Уральский государственный юридический университет, г. Екатеринбург

Аннотация: в статье анализируются проблемы практической реализации конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду. Рассмотрены принципы государственной экологической политики и пробелы в области определения приоритетов экологической безопасности в Российской Федерации. Автором определены основные объекты охраны окружающей природной среды, а также проанализированы составляющие системы мер по охране и повышению качества окружающей природной среды и обеспечению экологической безопасности. На основе сложившейся для природопользователей практики обоснована необходимость принятия кардинальных мер, направленных на снижение негативного влияния на окружающую среду и здоровье граждан.

Ключевые слова: реализация прав, природопользователь, экологическая безопасность, негативное воздействие, нормативы качества.

THE PRACTICAL ASPECT OF THE COMPLEX OF MEASURES ON ENSURING THE CONSTITUTIONAL RIGHTS OF CITIZENS TO FAVORABLE ENVIRONMENT Khadanovich A.N.

Khadanovich Anastasia Nikolaevna - Master's Student, INSTITUTE OF PUBLIC AND INTERNATIONAL LA W URAL STATE LAW UNIVERSITY, EKATERINBURG

Abstract: the article analyzes the problems ofpractical realization of the constitutional right of citizens to a favorable environment. The principles of the state environmental policy and the gaps in determining the priorities of environmental safety in the Russian Federation are considered. The author defines the main objects of environmental protection, as well as analyzes the components of the system of measures to protect and improve the quality of the environment and ensure environmental safety. On the basis of the established practice for nature users the necessity of taking drastic measures aimed at reducing the negative impact on the environment and the health of citizens is justified.

Keywords: rights, nature, environmental safety, adverse impact, air quality standards.

УДК 349.6

Обеспечение экологической безопасности на территории Российской Федерации, а также реализация права гражданина на благоприятную окружающую среду основаны на действии Конституции Российской Федерации [1] и Федерального закона «Об охране окружающей среды» [2] от 10.01.2002 № 7-ФЗ (ред. от 29.07.2018), которые способны обеспечить комплекс мер правового, организационного, экономического и воспитательного воздействия, а также законодательно закрепляют понятия и определения, имеющие отношение к качеству окружающей природной среды.

В соответствии с действующим законодательством к объектам охраны окружающей природной среды можно отнести:

1) земли, недра, почвы;

2) поверхностные и подземные воды;

3 ) леса и иная растительность, животные и иные организмы;

4) атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство.

Охрана природной среды и улучшение её качества реализуются через систему мер по обеспечению благоприятной окружающей среды и образуют своеобразную триаду, которая включает в себя:

- нормативы качества окружающей среды,

- экологические требования к хозяйственной и другой деятельности, оказывающей воздействие на окружающую среду,

- контроль за исполнением предъявляемых экологических требований.

К нормативам качества окружающей природной среды относятся предельно допустимые нормы воздействия (химического, физического, биологического): ПДК (Предельно Допустимые Концентрации) вредных веществ, ПДВ (Предельно Допустимые Выбросы), НДС (Нормативы Допустимых Сбросов), нормы радиационного воздействия, нормы остаточных химических веществ в продуктах питания и иные категории норм, затрагивающие все сферы жизнедеятельности человека.

Нормативы утверждаются уполномоченными Государственными органами, обязательны для всех природопользователей и предоставляются индивидуально для каждого хозяйствующего субъекта путем согласования соответствующей проектной документации в контролирующих организациях.

Экологические требования к хозяйственной и другой деятельности, оказывающей воздействие на окружающую среду, регламентируются Главой VII Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ (ред. от 29.07.2018) «Об охране окружающей среды». Важно понимать, что любая хозяйственная и иная деятельность связанная с природопользованием является потенциально опасной для окружающей природной среды и она должна осуществляться в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды, а также иметь разрешения и согласования на осуществляемые виды деятельности в соответствующих профильных государственных организациях, осуществляющих мониторинг и отвечающих за безопасность окружающей среды. Нарушение установленных к намечаемой деятельности нормативов, которые согласованы в проектной документации, влечет приостановление по решению суда данной деятельности.

Важным звеном в системе мер механизме реализации и защиты права человека и гражданина на благоприятную окружающую среду является контроль за исполнением предъявляемых экологических требований, который осуществляется не только ответственными государственными органами, но и общественными объединениями и некоммерческими организациями.

Можно утверждать, что обеспечение благоприятной окружающей среды является осуществимой задачей, которая может быть разрешима благодаря усилиям не только органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, но также и активной помощи от граждан, общественных и иных некоммерческих объединений, в реализации их конституционных прав на благоприятную окружающую среду.

Необходимо отметить, что допустимый уровень негативного воздействия определяется согласованной в различных инстанциях (Федеральной службе по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор), Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации (Минприрод России), Федеральной служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) проектной документацией, которая разрабатывается в соответствии с нормативно-правовыми актами регулирующими защиту компонентов природной среды, природных объектов и природных комплексов.

Резюмируя изложенное, следует отметить, что в настоящее время на территории Российской Федерации осуществляется защита прав человека и гражданина на благоприятную окружающую среду при помощи внедрения комплекса мер по установлению, проверке и систематическому контролю нормативов качества окружающей среды. От природопользователей требуют не только разработать проектную документацию, определяющую нормативы допустимого уровня негативного воздействия на окружающую среду и разрешающую намечаемую деятельность, но и осуществлять сдачу статистической отчетности, содержащей указание исчерпывающего перечня загрязняющих веществ, образующихся на предприятии, а также отходов в зависимости от компонентного состава и в соответствии с классом опасности.

Однако необходимо учитывать важный аспект, с которым можно столкнуться на практике, каждый природопользователь внося плату за негативное воздействие на окружающую среду, уплачивая экологические сборы и разрабатывая и согласовывая дорогостоящую разрешительную документацию, делает выбор не в сторону повышения экологичности производств путем реконструкции очистных сооружений или снижения экологической нагрузки от отходов производства, а в сторону внесения оплаты денежных средств в бюджет Российской Федерации по месту нахождения стационарного источника и продолжению выбросов и сбросов загрязняющих веществ, загрязняющих веществ в пределах нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, временно разрешенных выбросов, временно разрешенных сбросов, превышающие такие нормативы, выбросы и сбросы, а также учитываются лимиты на размещение отходов производства и потребления и их превышение.

Подобная ситуация требует кардинальных перемен, поскольку для реализации конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду необходимо, в первую очередь, добиваться снижения сбросов и выбросов загрязняющих веществ, повышения эффективности работы очистных сооружений на предприятиях и вложения денежных средств непосредственно в экологичность существующих производств, путем модернизации устаревшего и неэффективного оборудования, а также при запуске новых производств делать акцент на их экологичность и условия труда рабочих, чтобы избежать негативного влияния на окружающую среду и здоровье граждан.

Список литературы /References

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ).

2. Федеральный закон «Об охране окружающей природной среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ (ред. от 29.07.2018).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.