З.Григорян Е.А. Основы композиции в прикладной графике: учеб.-метод. пособие. Ереван, 1986. 32 с.
4.Задачи при воспроизведении многоцветных штриховых оригиналов. Общие сведения о технологии треппинга: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.konspektov.net/question/1760009
5.Дизайн полиграфии.Правила и ошибки: [Электронный ресурс]. Режим доступа:Ы1р://ехрег1-ро^га-phy.com/dizajn-poligrafii-pravila-i-oshibki/
6. Тоновые оригиналы: [электронный ресурс]. Режим доступа: http: //maxbooks.ru/artbook/bookart75.htm
7.Штриховые оригиналы: [электронный ресурс]. Режим доступа: http://maxbooks.ru/artbook/bookart 74.htm
8. Энциклопедия книжного дела / Ю.Ф.Майсурадзе, А.Э.Мильчин, Н.П. Маковеев и др. изд.2-е, перераб. и доп. М.: Юристъ, 264. 634 с. (Книжное дело).
УДК 78.036 (470.56=512.145)
Э.М.Галимова
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПОЛЕВЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ В ОБЛАСТИ ТРАДИЦИОННОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ОРЕНБУРГСКИХ ТАТАР
Статья посвящена вопросам изучения традиционного музыкального фольклора орен-бургских татар. Интересен тот факт, что экспедиционные записи послужили материалом для выводов о сохранении диалектных особенностей в некоторых населённых пунктах, которые наложили отпечаток на этническую самобытность и музыкального фольклора в целом.
Ключевые слова. Оренбургские татары, музыкальный фольклор, песенная культура, инструментальная культура.
Elmira Galimova PRACTICAL RESULTS OF FIELD RESEARCH IN THE FIELD OF TRADITIONAL MUSICAL CULTURE ORENBURG TATARS
This article is devoted to studying the traditional folk music of Orenburg Tatars. An interesting fact is that the forwarding entries served as material for conclusions about the preservation of dialectal features in some localities, which have left their mark on the ethnic identity and folk music in general.
Keywords. Orenburg Tatars, folk music, song culture, instrumental culture.
В настоящее время в обществе и науке заметно активизировался интерес к этническому музыкально-эстетическому наследию, к проблемам исторической преемственности в культуре, а также к возрождению традиционных ценностей. В контексте этих задач нами была предпринята комплексная экспедиция к татарам Оренбургской области, в которой были посещены Шарлыкский район (д.Сарманаево, Новомусино, Зирекле, Мустафино); Александровский район (д.Султанаево, Тукай, Яфа-рово); Сакмарский район (д. Татарская Каргала, Верхние Чебеньки); Саракташский район (д. Кульчу-мово, Чишма, Кабан, Биктимирово, Никитино, Аблязово). В данных поселениях проживают потомки казанских татар, татар-мишар, а также башкиры и казахи. Интересен тот факт, что диалектные особенности языка, которые являются определяющим национальным фактором населения каждой деревни, накладывают отпечаток на этническую самобытность и музыкального фольклора в целом.
В ходе полевых исследований собран музыкально-фольклорный материал, состоящий из 267 напевов. Музыкальные записи сделаны от 73-х информантов 1925-1977 г. рождения. Необходимо отметить, что нами собраны образцы разных старинных жанров: деревенские напевы (авыл кое), лирические песни (озын кой, салмак кой), песни проводов солдата (солдат озату щырлары), колыбельные (бишек щырлары), игровые напевы и наигрыши (уен щырлары hэм койлэре), такмаки (такмак), жанры книжного интонирования (бэет, монэщэт), а также инструментальные наигрыши (бию кое, урам кое, авыл кое). Наибольшую популярность продолжают занимать песни казанских татар, ставшие, по существу, классикой, такие как: «Су буйлап», «Герман кое», «Ах, щаныем суларда», «Сарман буйларында», «Рэйхан», «Олы юлнъщ тузаны».
Полевые исследования показали определенную тенденцию к сохранению некоторых ритуалов, в частности традиций встречи с близкими, друзьями, родственниками. Например, обряды аграрного календаря - Карга боткасы, Яцгыр телэу, Майевка бэйрэме (праздник труда).
В процессе экспедиции, мы старались уделить наибольшее внимание жанрам книжного интонирования - мунаджатам и байтам. К сожалению, удельный вес этих древнейших жанров значительно уменьшился. Новые произведения с мирским содержанием вообще не создаются, а исполнение религиозных мунаджатов является большой редкостью. Стал исчезать в быту и жанр баита (бэет). В свое время, он являлся, как известно, самобытным и национальным достоянием музыкально-поэтического творчества татар-мусульман. Сохранилось лишь создание баитов на семейно-быто-вые темы, ограничивающихся преимущественно темой трагической гибели героя. Совершенно угас-
ла и традиция интонирования произведений в этом жанре: этнофоры интонируют их на напев му-наджатов. На сегодняшний день создание и бытование этого жанра наблюдается лишь в письменной форме.
Рекрутские песни (солдат озату жырлары) всегда вызывают научный интерес у исследователей. Нами было замечено, что в Оренбургской области данный жанр не пользуется в настоящее время особой популярностью. Однако в некоторых деревнях существует поверье, что от смыслового контекста песни зависит дальнейшая судьба рекрута, когда от тематики песни зависит дальнейшая судьба будущего солдата.
Свадебный обряд оренбургских татар в плане музыкального сопровождения не отличается какой-либо оригинальностью. Во время данного ритуала обычно исполняют песни преимущественно в жанрах: кыска кой и такмак. Нами отмечено бытование свадебного обряда Су юлы курсэту йоласы, визитной карточкой которого является популярный напев казанских татар «Су юлы». Нас удивило трепетное отношение татар рассматриваемой области к данному обряду. Помимо быта он активно продолжает жить в виде фольклоризма: его фольклорно-этнографические ансамбли показывают в сценической интерпретации для всех приезжих гостей с обязательным исполнением напева «Су юлы» чаще всего в многоголосии.
В Оренбургской области, на наше удивление, нам удалось зафиксировать много лирических песен казанских татар в жанрах: озын кой и салмак кой, особенно самых популярных образцов как «Олы юлнын тузаны», Сарман буйларында», «Шахта кое», «Су буйлап», «Мэдинэ-голкэем», «Янбикзм», и т.д. Если в республике эти песни звучат все реже и реже, то здесь наблюдается массовое исполнение. Особенного внимания заслуживает факт активного бытования таких (почти забытых у нас) песен, как «Тэрэзэ тобендэ»1( д.Тукай); «Кул буена килсэц»2, «Ашказар щыры», «Асылъяр», «Булмый яшэп»3 ( д. Яфарово); «Пар юкэ», «Тошемдэ куреп», «Аккош кайтты»4 (с. Кульчумово); «Ага сулар», «Нинди матур безнец тын бакчалар», «Тамчылар тамар чаклар», «Хатлар язам», «Яннарыца барам», «Киек казлар», «Вэгъдэ», «Ак пароход», «Бик сагындым Ык буйларын»5 (д. Кабан); «Энщекэй»6 (с. Никитино); «Утырып ла тышка чыксам», «Су буйлары»7, «Иртэ торам»8, «Вакыт»9 (д. Аблязово). В некоторых образцах записанных нами лирических песен в интонационном плане заметно влияние традиционной музыкальной культуры башкир, что несомненно связано с историей заселения казанских татар в Оренбургской области. Наиболее ощутимо это проявляется в песенной и инструментальной культуре некоторых деревень Саракташскго района, которые основали башкиры.
Довольно редкие образцы колыбельных песен (бишек жырлары) нами записаны в д.Тукай, Яфарово - «Элли-бэлли-бэу», «Толке-толке»; в д.Татарская Каргала; с. Верхние Чебеньки; д.Кабан -«Толке-толэйман»; д.Биктимирово «Аллаhу-аллаhу». Во многих колыбельных песнях мы можем отметить факт влияния казахских интонаций на данный жанр, получивший широкое бытование среди татар Оренбургской области. Например, в песни «Аллаhу-Аллаhу» и «Толке-толке» исполняяются на мотив речитативного плана и выполняют функцию не убаюкивания, а как некого магического заклинания для крепкого и здорового сна малыша.
На сегодняшний день, актуальны в исследуемых районах Оренбургской области игровые напевы (уен койлэре), которые исполняют в зависимости от формы игры в среде молодёжного общения. Как правило, молодёжные игры и увеселения начинались ранней весной с праздника ледохода. Затем приурочивались к праздникам Сабантуй (Майевка бэйрэме) и Щыен. В праздничные дни игры проводились на открытом воздухе с участием большого количества приезжих гостей. Более скромно игровое общение проходило в будни. Юноши и девушки собирались на вечерние посиделки (кич утыру). Летом это, как правило, происходило на лугу, на берегу речки. А осенью и зимой, когда родители уходили в гости, молодёжь собиралась в одном из свободных домов на аулак ой. Сюда приходили только с разрешения старших и для проведения времени с пользой девушки брали с собой ручную работу (пряли, вязали, вышивали). Именно во время вечерних посиделок (кич утыру и аулак ой) юноши и девушки проводили разные игры и исполняли игровые напевы.
1 Записано от Рахматуллиной Дины Фазлыевны, 1933 г.р. (д. Тукай, Александровский района).
2 Записано от Гиниятуллиной Гульнур Абдулловны, 1940 г.р. (д. Тукай, Александровский района).
3 Записано от Мурзакаевой Наили Гыйлемзяновны, 1929 г.р. (д. Тукай, Александровский района).
4 Записано от Асяевой Гульсум Динатовны, 1959 г.р. (д. Яфарово, Александровский района).
5 Записано от Амировой Каусарии Галиевны, 1950 г.р. (с. Кульчумово, Саракташский район).
6 Записано от Мусиной Анузы Хуснулловны, 1935 г.р. (д. Кабан, Саракташский район).
7 Записано от Макаевой Факии Галяувны, 1933 г.р. (с. Никитино, Саракташский район).
8 Записано от Ураевой Фариды Абдулловны, 1948 г.р. (д. Аблязово, Саракташский район).
9 Записано от Апакаевой Альфии Абдулловны, 1953 г.р. (д. Аблязово, Саракташский район).
Этнофоры Оренбургской области отмечают, что авыл те чаще всего исполняют во время застолья, когда песня как проявление яркого всплеска коллективных эмоций, выполняет функцию духовного единения. Таким образом, в этом жанре заложена изначальная многофункциональность «деревенских напевов» в рамках конкретной локальной традиции, необходимость их звучания в различных ситуациях. Довольно небольшое количество деревенских напевов (авыл квйлзре) мы зафиксировали как в вокальной, так и инструментальной трактовке в поселениях: д.Новомусино, Мус-тафино, Тукай, Яфарово, Чишма.
В музыкальной культуре оренбургских татар наряду с песенным фольклором представлена также инструментальная музыка. Во время полевых исследований нам удалось зафиксировать наигрыши, исполненные на саратовской, тульской гармони, баяне и хромке. В исполнении бию те, в интонационном плане очень ярко выражены черты традиционной музыкальной культуры башкир. Очень жаль, что нам не удалось зафиксировать этнофоров - исполнителей народных мелодий и наигрышей на скрипке и мандолине. Буквально в каждой деревне нам говорили, что в свое время этих музыкантов было много.
На сегодняшний день развитие традиций музыкального и устного фольклора представляет собой огромный научный интерес. Необходимо отметить, что в интонировании некоторых обрядовых и книжных напевов явно проступают черты нового времени, чему способствует поток трансляции музыки татарского радио и телевидения. Это сказалось не только в откровенной переориентации традиционных ритмов «тюркского аруза» в жанры песенной лирики, но и в использовании в мелодии традиционных жанров современных бытовых интонаций. Невозможно не отметить влияние музыкальных традиций башкир и казахов на песенную и инструментальную культуру оренбургских татар. В первую очередь, это связано с этническим формированием поселений, в которых сейчас уже проживают татары. В семейно-обрядовом фольклоре оренбургских татар нашла своё отражение также и традиционная культура татар-мишарей, например, в некоторых моментах проведения свадебного обряда.
Музыкальные записи, сделанные в Оренбургской области, позволяют расширить рамки познания, связанные с традициями музыкального фольклора, выраженные в жанрах песенного творчества и инструментального исполнительства татар данной местности.