Научная статья на тему 'Практические рекомендации учителям по формированию экспертной компетенции учащихся'

Практические рекомендации учителям по формированию экспертной компетенции учащихся Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
221
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Magister Dixit
Область наук
Ключевые слова
ЭКСПЕРТНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ДЕЯТЕЛЬНОСТНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЯ / EXPERT COMPETENCE / ACTIVITY-TRAINING EDUCATION / DECISION MAKING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Багрий Татьяна Викторовна

В данной статье автор предлагает практические рекомендации педагогам по организации деятельностного обучении с применением технологии принятия решения. Применение технологии принятия решения позволяет сформировать у личности готовность и способность к актуализации и идентификации проблем, ответственному и обоснованному их решению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Практические рекомендации учителям по формированию экспертной компетенции учащихся»

личности пересмотреть ценности, нормы и идеалы в профессиональном росте, а также прогнозировать и внутренне оценивать свою учебную деятельность.

В таком тандеме, как полагает И.И. Римарева, взаимодействие двух систем будет диктовать новые условия формирования нового образовательного пространства:

• на уровне человека возникнет необходимость формирования

индивидуальной исследовательской ментальности;

• на уровне образовательной системы - формирование инфраструктуры для развития исследовательских проектов и разработок;

• на уровне педагогической системы - формирование методов и способов моделирования и проектирования; мотивирования исследовательских навыков и умений у учащегося и педагога и ориентирование его на многопрофильное обучение;

• на уровне социума - формирование системы непрерывного образования как социальной ценности и средства актуализации социальных и индивидуальных потребностей и возможностей через научноисследовательскую деятельность [6, с. 58].

Библиографический список

1. Арнаутов, В. В. Развитие интереса к профессии учителя у студентов педколледжа в условиях учебно-научно-педагогического комплекса // автореф. дис: канд. пед. наук. Волгоград. 1995.

2. Коптаж, Г. Непрерывное образование: основные принципы // Alma mater. 1991. © 6. С. 52-62.

3. Кундозерова Л.И., Густяхина В.П., Редлих С.М. Непрерывное педагогическое образование, 2009. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: http://www.uni-altai.ru/Joumal/pedagog/ (дата обращения 12.11.11)

4. Кутырев, В. А. Образование как образ жизни // Alma mater. 1997. © 10. С. 14-19.

5. Навазова, Т. Г. Методология непрерывного профессионального образования // Человек и образование. 2005. © 3. С. 17-22. . [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: http://obrazovanie21.ru/ (дата обращения 13.11.11)

6. Римарева, И. И. Непрерывное образование - определение, структура, специфика, проблема / И. И. Римарева // Психология и соционика межличностных отношений. - 2004.-№4. - С.51-59. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: http://www.socionics.ibc.com.ua/ (дата обращения 13.11.11)

7. Сергеев Н.К., Арнаутов В.В. Профессиональное становление будущего учителя в условиях учебно-научно-педагогического комплекса (мотивационный аспект): Монография. Волгоград: Перемена, 1997.

Внимание: опыт Багрий Татьяна Викторовна

Старший преподаватель кафедры информационных технологий ФГБОУ ВПО «ИГЛУ», г. Иркутск, Россия

УДК 378.147 ББК 74.5

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ УЧИТЕЛЯМ ПО

ФОРМИРОВАНИЮ ЭКСПЕРТНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ

В данной статье автор предлагает практические рекомендации педагогам по организации деятельностного обучении с применением технологии принятия решения. Применение технологии принятия решения позволяет сформировать у личности готовность и способность к актуализации и идентификации проблем, ответственному и обоснованному их решению.

Ключевые слова: экспертная компетенция; деятельностное обучение; принятие решения.

PRACTICAL RECOMMENDATIONS FOR TEACHERS ON THE FORMATION OF STUDENTS’ EXPERT COMPETENCE

In this article the author offers practical advice to teachers on the organization of activity-training with application of technology of decision-making. Application of the technology of decision-making allows generating the person’s ability and willingness to mainstreaming and identifying of problems, responsible and well-founded decision.

Key words: expert competence; activity-training education; decision making.

Современные условия наращивают требования к качествам профессионала, нацеливают на формирование личности, характеризующейся творческим типом мышления, инициативой, самостоятельностью в принятии решений. Именно эти качества личности, объединённые в группу составляют экспертную компетенцию - комплекс знаний, умений качеств личности, мотиваций, необходимых для развития способности принимать решение в различных сферах деятельности [1, 2, 3, 4].

Формирование экспертной компетенции требует новых подходов в обучении. Обучение должно основываться не на передаче готовых знаний, а на создании условий для творческой активности. В качестве средств, реализующих такой подход, все большее признание находят активные методы обучения, в частности деловые игры. Их строение отражает логику практической деятельности, и поэтому они являются эффективным средством усвоения знаний и формирования умений и играют большую роль в подготовке кадров.

Деловая игра — это модель процесса принятия управленческого или хозяйственного решения, в ней синтезируются характерные признаки метода анализа конкретных ситуаций, игрового проектирования решения и ситуационно-ролевых игр. При определении основных этапов проведения и подготовки деловой игры должна быть разработана такая линия ее развертывания, которая обеспечивает быстрое вхождение студентов в роль и освобождение от условностей традиционного учебного процесса.

Тема: «Офис как объект автоматизации»

Сюжет игры основан на презентациях группы, представляющих свою версию автоматизации офиса.

Цель — представление офиса с использованием информационных технологий (сканирование, электронные презентации, гиперссылки).

В представление офиса входит: создание модели деятельности офиса; предлагаемые отделы и услуги, кадровый состав (директор, бухгалтер, товаровед), программное обеспечение для каждого сотрудника, конфигурация персонального компьютера и дополнительное оборудование.

Студенты делятся на три группы по 4 - 5 человек, каждая из которых стремится наилучшим образом представить свой вариант автоматизации офиса и показать, как использование информационных технологий совершенствует офисную деятельность.

На подготовительном этапе ставится цель игры, происходит знакомство с демонстрационными вариантами презентаций, определяются этапы процесса принятия решения, когда происходит интеллектуальная деятельность студентов, критерии оценки, по которым будет оцениваться презентация и выступление студентов.

На первом этапе участники самостоятельно определяют сферу деятельности своего офиса, определяют название, выбирают директора, специалистов для работы. Каждое действующее лицо выполняет определенную функцию. Особую роль играет директор, который руководит созданием презентации: готовит сценарий, распределяет обязанности, ведет публичное представление предприятия с демонстрацией работ участников своей группы.

На втором этапе учащиеся приступают к выполнению своих обязанностей.

Студентам предлагается кейс. В офисе торговой фирмы трудятся три человека: директор, главный бухгалтер, товаровед.

Деятельность сотрудников: директор осуществляет общее руководство, главный бухгалтер занимается работой с поставщиками и клиентами, финансовыми потоками, товаровед — учётом товаров, оформлением накладных, выпиской счетов и т.д. Объём выполняемой работы постоянно возрастает, сотрудники не справляются со своими должностными обязанностями. Что делать? Пригласить ещё сотрудников? Им нужно платить, доходы у фирмы небольшие, для фирмы это будет накладно. Как найти выход из этой ситуации? Как можно сформулировать проблему? Чтобы найти ответы на эти вопросы, деятельность студентов необходимо организовать по алгоритму принятия решения, который соответствует строго определённым шагам процесса принятия решения.

На первом шаге процесса принятия решения происходит идентификация проблемы, её определение: как автоматизировать работу офиса?

Чтобы автоматизировать работу сотрудников офиса, необходимо проанализировать деятельность фирмы и построить модель её работы.

В процессе анализа модели деятельности фирмы необходимо выяснить, какие технические средства и какое программное обеспечение помогут автоматизировать работу сотрудников офиса фирмы.

На втором шаге процесса принятия решения происходит анализ проблемной ситуации. В ходе дискуссии обсуждается ситуация выбора оборудования и программного обеспечения, выясняется необходимость постановки дополнительных вопросов: какое современное оборудование следует покупать в соответствии с основными направлениями деятельности фирмы, какими техническими характеристиками оно должно обладать, его достоинства и недостатки и т.д. В результате у студентов активизируются знания, которые были получены ранее — классификация программного обеспечения комплектующих и их технические характеристики и т.д.

На третьем шаге процесса принятия решения производится поиск дополнительной информации, постановка новых уточняющих вопросов, осмысление дополнительной информации.

Четвёртый шаг процесса принятия решения — структурирование информации. Найденная и осмысленная информация помещается в таблицу.

Пятый шаг процесса принятия решения — построение концептуальной и функциональной схемы предметной области. Происходит разработка неформального описания знаний о предметной области в виде графа, диаграммы, схемы и т.д., определяется рейтинг весовых коэффициентов для критерия выбора. Определяются входные и выходные факторы, устанавливаются иерархии понятий для объектов, участвующих в рассуждениях, определяются свойства объектов и их значения.

Шестой шаг принятия решения — принятие решения, происходит создание модели рассуждений и принятия решения — какое оборудование и программное обеспечение выбрать для автоматизации работы сотрудников офиса.

Здесь используется весь спектр имеющихся в наличии прикладных программ с учетом поставленных перед студентом целей.

Третий этап включает объединение работы сотрудников всех ведущих специалистов офиса и подготовку сценария презентации.

На четвертом этапе директора рассказывают о своём офисе и демонстрируют выполненные работы.

На заключительном этапе обсуждаются результаты игры.

Директора всех офисов представляют своих сотрудников, их работу, рассказывают о проблемах, которые им пришлось решать в процессе создания презентации, о перспективах внедрения информационных технологий в деятельность своего офиса, отвечают на вопросы присутствующих. Отмечаются интересные решения, творческие находки. Для обсуждения обыкновенно предлагается ответить на следующие вопросы:

Что из увиденного вам понравилось? Что захотелось внедрить в «своём офисе»? Выступление директора какого офиса было наиболее грамотным, артистичным, убедительным? Какие из предложенных новаций вас заинтересовали?

Практика проведения занятий по принятию решения с использованием деловой игры способствует совершенствованию и активизации учебного процесса, стимулирует познавательную активность и развивает творчество, формирует экспертную компетенцию.

Описанная деловая игра может быть применена на самых разных дисциплинах для решения разнообразных профессиональных и социальных проблем там, где необходимо выбрать одну из нескольких имеющихся альтернатив. Достаточно на первом этапе выбрать проблему и по технологии формирования экспертной компетенции её решить. Подробно расписанные упражнения представлены в пособии [5].

Библиографический список

1. Багрий, Т. В. Формирование экспертной компетенции студента в процессе разработки экспертной системы [Текст] / Т. В. Багрий // Всероссийская научно-практическая конференция «Научный поиск: парадигмы, проекции, практики» : сб. материалов. — Иркутск : изд-во Иркут. гос. ун-та, 2007. — С. 418-422.

2. Багрий, Т. В. Формирование экспертной компетенции студентов с применением кейс - технологии [Текст] / Т. В. Багрий // Межрегиональная научнопрактическая конференция «Образовательные ресурсы Восточной Сибири» : сб. материалов / под ред. А. С. Косоговой, О. В. Шелеховой. — Иркутск : изд-во Иркут. гос. пед. ун-та, 2007. — С. 27-32 .

3. Багрий, Т. В. Технология формирования экспертной компетентности у студентов в процессе обучения в университете [Текст] / Т. В. Багрий // Сибирский педагогический журнал. — 2008. — № 14. — С. 106-113.

4. Багрий, Т. В. Организация учебного процесса по формированию экспертных компетенций [Текст] / Т .В. Багрий // Вестник Бурятского Государственного Университета. — 2009. — №1. — С. 198-203.

5. Большедворская, М. В. Методические рекомендации по формированию ключевых компетенций бакалавра [Текст] : метод. пособие / М. В. Большедвор-ская, Т. В. Багрий. - Иркутск : изд-во ИГЛУ, 2011. - 68 с.

6. Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии [Текст] : учеб. пособие / Г. К. Селевко. — М. : Народное образование, 1998. — 256 с.

7. Куминова, Л. А. Внедрение инновационных технологий в процессе обучения [Текст] / Л. А. Куминова // Инновационные технологии повышения качества подготовки специалистов в сфере художественных и информационных ресурсов: теоретико-методологические подходы и практика вузов культ. и искусств : материалы VII всерос. науч.- практ. конф. (Барнаул, 12 апр. 2007 г.). — Барнаул : изд-во АлтГАКИ, 2007. — С. 131-134.

Теоретические вопросы обучения иностранным языкам Пасховер Ирина Леонидовна

Старший преподаватель кафедры иностранных языков ФГБОУ ВПО «Ир-ГУПС», Иркутск, Россия

УДК 37:005.6 ББК 74.00

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.