Научная статья на тему 'Практические аспекты организации посещения туристами монастырских комплексов в России'

Практические аспекты организации посещения туристами монастырских комплексов в России Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
583
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОНАСТЫРЬ / МУЗЕЙ-МОНАСТЫРЬ / ВНУТРЕННИЙ ТУРИЗМ В РФ / ЭКСКУРСИОННО-ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ТУРИЗМ В РФ / РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ / MONASTERY / MONASTERY MUSEUM / DOMESTIC TOURISM IN RUSSIA / EXCURSION AND CULTURAL TOURISM / RUSSIAN ORTHODOX CHURCH

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Бойко Т. В.

Статья посвящена одному из направлений внутреннего туризма в России организации посещения монастырей. Показаны основные монастырские комплексы, включенные в турпрограммы на маршруте «Золотое кольцо России», рассмотрены особенности сотрудничества турфирм и действующих монастырей, а также музеев-монастырей. Автор предлагает рекомендации по дальнейшему включению монастырских ансамблей в туристическую деятельность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Бойко Т. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Practical Aspects of Arranging for Tourists Visiting Monasteries Sites in Russia

The article investigates one of the types of domestic tourism in Russia organizing visits to monasteries. The author points out to the major monastery sites reflected in the itinerary «Russian Golden Ring», specifics of the collaboration between tour companies and existing monasteries and monastery museums. The author draws recommendations on monasteries ensembles entering tourism activity.

Текст научной работы на тему «Практические аспекты организации посещения туристами монастырских комплексов в России»

Практические аспекты организации посещения туристами монастырских комплексов в России

Бойко Т.В.,

к.и.н, доцент ИТиГ(филиал РГУТиС) tboiko2005@yandex.ru

Статья посвящена одному из направлений внутреннего туризма в России - организации посещения монастырей . Показаны основные монастырские комплексы, включенные в турпрограммы на маршруте «Золотое кольцо России», рассмотрены особенности сотрудничества турфирм и действующих монастырей, а также музеев-монастырей . Автор предлагает рекомендации по дальнейшему включению монастырских ансамблей в туристическую деятельность

Ключевые слова: монастырь, музей-монастырь, внутренний туризм в РФ, экскурсионнопознавательный туризм в РФ, Русская православная церковь.

The article investigates one of the types of domestic tourism in Russia - organizing visits to monasteries . The author points out to the major monastery sites reflected in the itinerary «Russian Golden Ring», specifics of the collaboration between tour companies and existing monasteries and monastery museums . The author draws recommendations on monasteries ensembles entering tourism activity

Key words: monastery, monastery museum, domestic tourism in Russia, excursion and cultural tourism, Russian Orthodox Church.

В современном мире туризм превратился в значимое социально-экономическое и политическое явление, оказывающее большое влияние на политику ряда государств и регионов мира. Не случайно XXI век провозглашен ООН веком туризма. Туризм способствует решению экономических и социальных проблем, оказывает существенное влияние на формирование и гармоничное развитие общества. Общемировой тенденцией, согласно данным ЮНВТО, является преобладание доли внутреннего рынка как в структуре мирового туристского потока и соответствующих денежных поступлений, так и в отдельных странах, в том числе лидерах на туристическом рынке. Так, в гостиницах Германии 88% всех ночевок приходится на внутренних туристов, в Финляндии — 79%, в США — 84%, во Франции и Голландии — 68% [1].

Россия обладает уникальными возможностями для развития внутреннего туризма. В последние годы на фоне сокращения въездного потока в Россию наблюдается увеличение числа внутренних путешественников. По данным Ростуризма, в 2006 г. внутренний турпоток составил порядка 26 млн человек, в 2007 — 28 млн человек, а в 2008 г. достиг 30,3 млн человек. Несмотря на кризис, в 2009 г. ожидается увеличение внутреннего

турпотока на 4—5%, в том числе и за счет сокращения выездного туризма [8].

Данные цифры говорят о росте интереса российских граждан к отдыху в родной стране. При этом преобладают следующие виды отдыха: в 2007 г. из общего числа внутренних туристов 45% выбирали пляжный отдых, 3040% — экскурсионно-познавательный туризм, 20—25% — природный туризм [4].

Основными направлениями экскурсионно-познавательного туризма в нашей стране являются регионы маршрута «Золотое кольцо России», т.е. Владимирская, Ярославская, Костромская, Ивановская и Московская области, а также Санкт-Петербург и Ленинградская область, Новгородская и Псковская области. Особенностью организации экскурсионно-познавательных туров в эти области является обязательное включение в программы посещений религиозных памятников и, в частности, монастырских ком-

плексов. Причем, при анализе программ ведущих туроператоров по внутреннему туризму выяснилось, что большая часть объектов показа — это как раз религиозные памятники, т.е. церкви, храмы, соборы и монастыри. Это объясняется тем, что в данных областях сохранилось большое количество подобных объектов показа, относящихся к разным эпохам, архитектурным стилям, связанным с важнейшими историческими событиями и выдающимися людьми нашей страны.

Целью статьи является анализ организационных особенностей посещения именно монастырских комплексов. В таблице 1 представлены основные монастырские комплексы регионов маршрута «Золотое кольцо России», включенные в туристические программы ведущих туроператоров.

Несмотря на то, что паломнические маршруты пользуются значительным спросом на туристическом рынке, все больший

Таблица 1

Монастырские комплексы, включенные в экскурсионно-познавательные туры по маршруту «Золотое кольцо России»

Область Название монастырских комплексов

1. Московская — Троице-Сергиева лавра — Новый Иерусалим — Саввино-Сторожевский монастырь

2. Владимирская — Княгинин монастырь во Владимире — Рождественский монастырь в Боголюбово — Покровский монастырь в Суздале — Спасо-Евфимиев монастырь в Суздале — Александровский монастырь в Суздале — Васильевский монастырь в Суздале — Михайло-Архангельский монастырь в Юрьеве-Польском — Александровская слобода — Благовещенский монастырь в Муроме — Спасский монастырь в Муроме — Троицкий монастырь в Муроме — Воскресенский монастырь в Муроме

3. Ярославская —Спасо-Преображенский монастырь в Ярославле — Горицкий монастырь в Переславле-Залесском — Никитский монастырь в Переславле-Залесском — Спасо-Яковлевский монастырь в Ростове Великом — Алексеевский монастырь в Угличе — Воскресенский монастырь в Угличе

4. Костромская — Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь в Костроме — Богоявлено-Анастасьинский монастырь в Костроме

5. Ивановская — Свято-Введенский монастырь в Иваново

интерес приобретает организация именно религиозно-познавательных и культурных туров. Многие люди интересуются церковной культурой именно с познавательной точки зрения, как неотъемлемой частью истории страны. Опросы, регулярно проводимые социологами, свидетельствуют, что православных верующих в нашей стране не более 45—55%. Еще меньшее количество знает круг церковных праздников, порядок и смысл религиозных обрядов, более или менее регулярно посещает храмы и монастыри. В связи с этим актуальным становится усиление образовательного аспекта подобных туристических программ, который для большей части населения возможен только в рамках познавательных туров по монастырям. В большинстве случаев в подобных экскурсиях речь идет только об архитектурных и исторических характеристиках данных комплексов. Между тем в ходе проведения такой экскурсии целесообразно знакомить туристов и с особенностями религиозных обрядов, церковных праздников.

Как правило, в первую очередь технология сотрудничества зависит от того, кому принадлежит определенный религиозный памятник. Поэтому важную роль играет взаимодействие представителей туристического бизнеса с Русской православной церковью и другими собственниками памятников. Сегодня в рамках туристических программ в основном посещаются религиозные объекты, находящиеся в собственности:

1) Русской православной церкви (РПЦ);

2) музея;

3) двух организаций — РПЦ и музея.

Для первой группы памятников особенности организации посещений на сегодняшний день очень индивидуальны, и схема работы с ними для турфирм определяется конкретными местными обстоятельствами. В основном все зависит от того, как настоятель (или настоятельница) монастыря относится к включению памятника в туристические программы. В ряде случаев монастырские комплексы, принадлежащие сегодня РПЦ, либо вообще закрыты для светских

туристических групп, либо дают возможность осмотреть очень небольшую часть территории монастыря или даже один объект (например, икону). На территории некоторых монастырских комплексов проведение экскурсий возможно только после предварительного получения разрешения настоятеля. В подавляющем большинстве случаев экскурсии на территории таких монастырей имеют право проводить только представители общины. Заказ экскурсий происходит через экскурсионное бюро монастыря или паломническую службу при нем, которые часто занимаются и организацией экскурсий для светских туристов.

Очень важным в подобных экскурсиях является текст, который произносит экскурсовод — представитель общины монастыря. Безусловно, составляется этот текст и преподносится в соответствии с представлениями монастыря (и в первую очередь, настоятеля) о том, какая информация должна быть сообщена туристам. В этой связи в некоторых действующих монастырях экскурсия для светских туристов проводится по правилам паломнической экскурсии, которая, безусловно, является тоже очень важной и познавательной, но имеет совершенно другие цели. Туристам предлагается принять участие в некоторых религиозных обрядах, например, приложиться к иконе, прочитать молитву и др. Конечно, когда мы находимся на территории действующего монастыря, верующие или, как говорят в РПЦ, воцерков-ленные люди в свободное время (которое необходимо предусматривать в любой экскурсии) обязательно должны принять участие в таких обрядах.

Однако реальное количество прихожан РПЦ очень невелико. Например, число посетителей храмов в пасхальную ночь (традиционно — ежегодный пик посещаемости) составляет, по данным МВД, 3,3%. Регулярно посещают службы еще меньшее количество (около 0,5—0,7% населения), и до 7% населения эпизодически заходят в храм, чтобы поставить свечку и набрать святой воды, но не отстаивать службу [3].

Также важно учитывать, что в России 55— 60% населения на вопрос социолога об их религиозной принадлежности отвечают — «православный», а остальная часть населения принадлежит к другим религиозным конфессиям, однако им также интересны история, культура и традиции православной культуры, как и православным в подавляющем большинстве случаев интересно узнать о мусульманстве, католицизме или буддизме. Безусловно, для такой категории экскурсантов недопустимо проведение экскурсий в монастырях с элементами участия в православных ритуалах.

Учитывая указанные выше особенности, турфирмы, занимающиеся организацией экскурсий в действующие монастыри, должны с особой ответственностью подходить к включению тех или иных монастырей в свои программы. Обязательно предварительное ознакомление менеджеров турфирмы с теми экскурсиями, которые проводит монастырь (желательно побывать не на одной, а, по крайней мере, на двух-трех экскурсиях), и только после этого можно начинать формирование группы.

Важнейшим организационным моментом при посещении монастырей является предварительная подготовка туристов, ответственность за которую лежит на сотруднике турфирмы, работающем с туристами, отправляющимися на экскурсию в монастырь. Здесь стоит вспомнить всем известную пословицу: «В чужой монастырь со своим уставом не ходят». Турагентства должны хорошо понимать всю важность этого нюанса, так как от того, насколько тактичным будет поведение туристов в монастыре, во многом зависят будущие взаимоотношения турагентства и данного монастыря. Необходимо заранее напомнить туристам правила поведения на территории монастыря, и сопровождающий группы должен следить за их исполнением. Приведем некоторые из этих правил:

1) представительницам женского пола запрещено появляться на территории монастыря в брюках и с оголенными плечами. Во многих монастырях можно взять юбки напрокат;

2) представительницам женского пола не разрешается также входить в храм с непокрытой головой. Мужчинам необходимо снять головные уборы при входе в храм;

3) необходимо помнить, что жизнь в монастыре тихая, размеренная и направлена на уход от мирских сует, мирского шума. Поэтому, по мере возможности, стараться сохранить эту атмосферу покоя, не нарушая привычной жизни братии. Для того чтобы турист понял и прочувствовал это, его необходимо заранее познакомить с понятием «монастырь» и его историей;

4) многие помещения монастыря предназначены только для пользования братии, и вход туда для светских туристов запрещен, поэтому на территории монастыря надлежит четко следовать инструкциям экскурсовода и не отходить от группы. Сегодня очень распространено исторически обусловленное использование культового памятника совместно музеем и церковью. В России первые попытки музеефикации культовых памятников относятся к последней четверти XIX в. После 1917 г. процесс музеефикации принял насильственный характер. В 1920—1930-е гг. многие историкокультурные объекты были заброшены, использовались под склады, магазины, мастерские и пр. Единственным способом сохранения таких памятников представлялось в то время превращение их в музеи. В связи с этим возникла целая группа памятников, объединенных в музееведении в группу «музей-памятник». Однако чаще на практике используются более конкретные определения видов музеев, входящих в эту обширную группу: дом-музей, музей-квартира, дворец-музей, музей-усадьба, музей-монастырь.

Музей-монастырь охватывает замкнутый архитектурный ансамбль монастырских построек, которые используются, как правило, под различные исторические и художественные экспозиции, в той или иной степени связанные с данным монастырем [2].

При организации экскурсий в музей-монастырь необходимо учитывать ряд особенностей. Во многих монастырях сегодня

существуют паломническая служба для верующих и экскурсионное бюро, которое организует экскурсии для светских туристов. Для каждого отдельного музея-монастыря работа такого экскурсионного бюро сугубо индивидуальна. Так, многие из них работают напрямую со школами, предприятиями, другие предпочитают работать через туристические компании, но в основном при организации экскурсий используются оба метода.

Как и в первом случае, необходимо налаживать прочные связи, подкрепленные агентскими соглашениями или договорами. В результате музей-монастырь предоставляет турфирме возможность посещения отдельных объектов монастыря и экспозиций музея, а турфирма, в свою очередь, обеспечивает поток туристов, подготовленных к такого рода экскурсиям. Однако большинство существующих на сегодняшний день музеев-монастырей расположены на территории действующей общины. От того, какое у батюшки отношение к музею и светским туристам, во многом зависят успех будущей экскурсии и даже существование музея-монастыря. Это предопределяет возможные сложности в сосуществовании монастыря и экскурсионного бюро. Не всегда стороны приходят к взаимному согласию в данном вопросе. Очень часто светских туристов не допускают к осмотру каких-то отдельных объектов или территорий монастыря, а музейные работники ограничивают вход паломнических туристов на просмотр экспозиции музея. Наиболее оптимальное решение в такой ситуации — это соглашение о совместном использовании.

Например, в Новодевичьем монастыре музей возник в 1922 г. после закрытия действующей обители. С этого времени он находится в ведении городских властей и является федеральным памятником. Здесь размещается филиал Государственного исторического музея (ГИМ). В 1994 г. ГИМ предложил митрополиту Ювеналию заключить договор, по которому монастырь на 25 лет передавался бы в совместное пользование монахиням

и музею. Такой договор был заключен и основным пользователем монастыря, по условиям договора, является музей. Церковь получила в свое распоряжение больше зданий для использования в своих целях, но это значительно сократило экспозиционную сторону музея. В настоящее время Успенская церковь используется как приходской храм для проведения различных служб для светских граждан (венчание, крещение и др.), церковь св. Антония принадлежит только монастырю, Лопухинские палаты — официально закрепленная Синодом резиденция митрополита Московского и Коломенского, в Певческих палатах живут монахини, Смоленский собор является действующим храмом.

Поиск форм сотрудничества между туристическим бизнесом и монастырями постоянно продолжается и вызывает много дискуссий. Предлагаются различные способы вовлечения монастырей в туристические программы. В 1996 г. в Москве проходила конференция под название «Монастыри — культурные и духовные центры России», которая являлась составной частью программы Совета Европы «Культурные маршруты. Пути монашества». Основной целью данного проекта является поиск общего языка для возможного совместного решения проблем, связанных со всесторонним изучением монастырской культуры стран Европы в связи с организацией паломнических и туристических маршрутов общекультурного и межконфессионального общения. Одно из интересных предложений организации показа монастырских комплексов туристам было высказано участником конференции В.П. Столяровым [6].

Основная идея подразумевает создание вокруг монастырского комплекса охраняемой территории с особым статусом и регламентируемым режимом предпринимательской деятельности. Представляется необходимой организация вблизи действующих монастырей (при их участии, а также с привлечением персонала местных музеев) особых центров изучения монастырской культуры, предназначенных для паломников и туристов, независимо от вероисповеданий. Такие куль-

турные центры, включающие в себя гостиницы, библиотеки, залы, аудио- и видеоинформацию, подключенные к сети Интернет, могли бы стать своеобразным «переходным тамбуром» между светской и монастырской культурой, позволили бы снять существующие сейчас зоны культурных конфликтов, во многом определяемые психологическими факторами и недостатком информации.

Частично некоторые монастыри уже выполняют подобные функции. Так, на территории Покровского женского монастыря в Суздале есть гостиница и ресторан. Монастырские комплексы Соловецких островов, Валаама уже очень активно действуют в данном направлении. Однако сегодня подобные услуги предоставляются непосредственно на территории монастыря, что часто вызывает отрицательную реакцию среди верующих. В связи с этим и предлагается вынести данные формы обслуживания за пределы монастыря, сохраняя в то же время очень тесные связи подобных центров с монастырской жизнью.

Несмотря на то, что подобная идея кажется идеальным решением существующей сегодня проблемы взаимоотношений музеев-монастырей и РПЦ, возникает много вопросов. Так, часто можно услышать сомнения по поводу возможности изучения и полного понимания монастырской культуры вне стен монастыря. Эта идея была высказана еще в начале XX в. известным богословом П. Флоренским и с тех пор приобрела много сторонников. Основой его подхода была идея превращения храма или монастыря в «...своего рода опытную станцию и лабораторию для изучения существеннейших проблем современной эстетики, отчасти подобная, например, современным Афинам, так, чтобы теоретическое обсуждение проблем церковного искусства.» происходило «.не отвлеченно от действительности» [7].

У современных исследователей также можно встретить много интересных теорий и мнений по данному вопросу. Так, известный исследователь монастырской культуры и истории М.Е. Каулен в книге «Музейное дело России» на основании проведенных ис-

следований утверждает, что целый ряд важных характеристик интерьера (подлинность, древность, художественная ценность) не воспринимаются в действующем храме. Из этого она делает важный вывод о необходимости сохранения ценных с архитектурнохудожественной точки зрения памятников в качестве храмов-музеев. Если действительно ставить целью приобщение посетителей к ценностям православной культуры, то для большинства это возможно только в музейной экспозиции, и в данном случае, по мнению Каулена, аудитория музея-храма будет гораздо шире, а информационный потенциал значительнее и многограннее.

В то же время отмечается, что в процессе музеефикации памятник культовой архитектуры теряет по сравнению с действующим в эмоциональном восприятии интерьера, которое становится более холодным, рациональным. Для восполнения этих потерь при экспонировании необходимо реконструировать не только архитектурные формы и убранство интерьера, но хотя бы частично атмосферу его эмоционального воздействия. Это может быть сделано за счет привлечения видео-, аудиоматериалов, оформления части экспозиции как действующего храма (например свечи) и с помощью других средств. Визуальное и эмоциональное знакомство дает возможность почувствовать, что же такое православный храм — точно так же, как есть своя атмосфера и в мечети, и в буддистском храме, которую мы чувствуем, заходя в данные комплексы.

Таким образом, передача памятников монастыря какой-либо одной стороне — музею или монастырю — может привести к потере очень важных составляющих, без которых невозможно до конца понять и ощутить религиозную культуру. Вывод напрашивается сам собой и состоит в поисках путей совместного использования монастырского комплекса для достижения наилучшего результата.

Привлечение монастырей в качестве культурных образовательных центров является еще одной очень важной функцией дан-

ной группы памятников, которую они выполняли на протяжении всей своей истории. Примеры организации различных по тематике курсов, лекций, занятий можно встретить в католических монастырях, многие из которых активно включаются в социокультурную жизнь общества. Они осуществляют образовательные и благотворительные программы, ориентированные на взрослое население и детей, организуют семинары и лекции, а также семейные беседы [5].

Монахи Богоявленского монастыря в Москве, в частности, проводят лекции во Всероссийской академии живописи, ваяния и зодчества.

С древних времен монастыри играли роль крупнейших ремесленных и промысловых центров и возрождают эту традицию сегодня, что дает возможность также организовать практические мастер-классы по различным ремеслам, практиковавшимся или практикующимся в том или ином монастыре. Другой возможной формой участия монастырских ансамблей в туристических программах может быть организация тематических туров для профессионалов. Так, в рамках международной конференции «Монастыри — культурные и духовные центры России» [5] специализированных маршрутов для обеспечения туристической деятельности, ориентированных в том числе на различные профессиональные группы населения (историки, журналисты, архитекторы, искусствоведы и др.) в разных регионах страны (Подмосковье и Москва, Владимир, Оптина Пустынь, Русский Север и т.д.). Кроме того, во многих монастырях есть в планах восстановить реставрационную практику студентов архитектурных и строительных специальностей, существовавшую в предыдущие десятилетия, а также практику по живописи и рисунку в обителях с целью передачи в дар монастырям акварелей, графики, что может стать составной частью будущих монастырских выставочных и музейных коллекций. В такой деятельности следует опираться на тесное взаимодействие с музеями, архивами, учреждениями культуры и образования,

которые могут выступить партнерами в деле восстановления традиционных ремесел, в организации рекламы экскурсий и пр. Однако этот вопрос должен быть рассмотрен отдельно и в рамках данной статьи не представляется возможным останавливаться на нем подробно.

Очевидной является культурная и духовная роль монастырских комплексов, особенно важной представляется сегодня их социальная роль. В связи с этим вопросы привлечения посетителей в монастырь становятся все более актуальными. Важно дать возможность каждому приобщиться к духовной культуре, не навязывая обязательных канонов и формул, что на сегодняшний день является уже очень значительным шагом вперед. Дороги в этом направлении должны быть открыты для всех желающих. Организаторам же подобных программ необходимо особенно тщательно прорабатывать все возможные пути сотрудничества для достижения положительных результатов по отношению к каждой из задействованных сторон и, в первую очередь, таких как музей, монастырь, турфирма, посетитель.

Подводя итог, можно выделить следующие основные рекомендации для сотрудников турфирм, занимающихся этим видом деятельности:

1) необходимо прежде всего определить, кому принадлежит монастырский комплекс (РПЦ или музей);

2) если это действующий монастырь — для определения схем сотрудничества нужно связаться с паломнической службой монастыря или напрямую с настоятелем;

3) выяснить, какие объекты, экспозиции монастыря доступны для осмотра светскими туристами;

4) узнать, какие типы экскурсий проводит монастырь (обзорные, тематические, интерактивные экскурсии);

5) выяснить, кто имеет право проводить экскурсии на территории монастыря;

6) посетить экскурсии монастыря;

7) для посещения каждого монастыря сформулировать возможную целевую ауди-

торию, которой будет интересен именно этот монастырь. В дальнейшем возможно проведение корректировки маршрута и объектов показа в зависимости от состава экскурсантов;

8) предварительно подготовить целевую аудиторию к посещению монастыря, познакомив экскурсантов с правилами поведения на его территории;

9) совместно с экскурсионным бюро или паломнической службой монастыря возможна разработка новых интерактивных

Литература

1. Быкасов Д.С. Организационно-экономические основы рекреационного туризма в регионе// Диссертация на соискание степени к. э . н . М . , 2008 .

2 . Каулен М.Е. Музейное дело России . М . : ВК, 2003.

3 . Митрохин Н. Церковь после кризиса // Жур-

нальный клуб интерлос «Неприкосновенный запас» . 2007. № 6 (50) . (http://www . intelros . ru/ index . php?newsid=294) .

4 . РосБизнесКонсалтинг «Российский рынок вну-

треннего туризма . Инвестиционные площадки в регионах Российской Федерации (аналитический обзор)» М , 2007

экскурсий, позволяющих экскурсантам знакомиться с народными промыслами, архитектурой, живописью, обрядами, традициями и другими аспектами монастырской культурой;

10) совместно с экскурсионным бюро или паломнической службой монастыря возможна разработка специализированных экскурсий для профессионалов в той или иной области (историки, искусствоведы, архитекторы, писатели, художники и др.).

5 . Севан О.Г Монастыри — культурные и духов-

ные центры России и Европы . История и современность . М . : М-во культуры РФ, 2003 .

6 . Столяров В.П. Становление архетипа Право-

славного монастыря . Проблемы использования монастырских комплексов и трансляции наследия//Материальная база сферы культуры . Вып . 1. М . , 1997.

7. Флоренский П.А. Храмовое действо как синтез искусства // Архитектура и строительство Москвы .№ 6.1996 .

8 . Туринфо . 10—16 . 02 . 2009. № 5 (630) .

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.