они с большей вероятностью выберут новую управляющую компанию, чем организуют товарищество собственников жилья. Дело в том, что смена способа управления многоквартирным домом сопровождается большими трудностями и затратами, как морально-психологическими, так и материальными.
Именно поэтому реформа ЖКХ привела к сохранению вертикального способа управления многоквартирными домами. Большинство домов перешло от ЖЭУ к управляющим организациям, но не к товариществам.
Преодоление склонности к выбору вертикальных институтов - сложная задача для российского общества. Тенденция к увеличению товариществ-собственников жилья, то есть к самоорганизации в управлении жильем, не может идти вразрез с общими тенденциями гражданского общества. Поэтому по мере укрепления институтов гражданского общества будет расти число жилищных кооперативов и товариществ, повышаться эффективность управления жильем.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИМ СПИСОК
1. Жилищный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. № 188-ФЗ.
2. Федеральный закон о Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства от 21 июля 2007 г. № 185-ФЗ.
3. О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам: Постановление Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. № 307.
4. Об утверждении правил содержания общего имущества в многоквартирном доме: Постановление Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. № 491.
5. Нестеренко А. Н. Проблемы институционально-эволюционной теории // Экономика и институ-
циональная теория / под ред. Л. И. Абалкина. - М.: Эдиториал УРСС, 2002. - С. 73 - 88.
6. Норт Дуглас. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики: пер. с англ. / под ред. Б. З. Мильнера. - М.: Фонд экономической книги «Начала», 1997. - 180 с.
7. Пригожин И., Стингерс И. Порядок из хаоса: Новый диалог человека с природой: пер. с англ. / под ред. В. И. Аршинова, Ю. Л. Климонтовича, Ю. В. Сачкова. - М.: Прогресс, 1986. - 432 с.
8. Фомина Ю. А. Создание и развитие системы эффективного управления жильем на основе товариществ собственников жилья: метод. указания / Ю. А. Фомина, Э. В. Фомин, А. Т. Балакирева. - Омск: Русь, 2009. - 64 с.
Фомина Юлия Андреевна - кандидат экономических наук, доцент Омского государственного университета путей сообщения Фомин Эдуард Владимирович - аспирант Омского государственного университета путей сообщения
Статья поступила в редакцию 15 марта 2012 г.
© Э. В. Фомин, Ю. А. Фомина, 2012
ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ СТРАТЕГИИ ПРЕДПРИЯТИЯ НА ОСНОВЕ СЦЕНАРНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ
УДК 658
Б. П. Воловиков
Омский институт (филиал) Российского государственного торгово-экономического университета
В статье представлены результаты разработки производственной стратегии промышленного предприятия на основе финансового анализа проекта технического перевооружения. Анализ чувствительности проекта позволил ранжировать факторы, определяющие эффективность проекта и скорректировать стратегический план модернизации технологической базы предприятия.
Ключевые слова: производственная стратегия, управление проектом, техническое перевооружение промышленного предприятия, анализ чувствительности проекта, сценарное планирование, оптимальное управление проектом.
Введение
Актуальной и наболевшей темой, неоднократно поднимаемой правительством и отраслевыми министерствами, является модернизация морально и физически устаревшей технологической базы большинства российских промышленных предприятий. Особенно ярко эта проблема проявляется в высокотехнологичных производствах, для которых конкурентоспособность является основным и ключевым фактором успеха [6]. Значительные объемы инвестиций, а также сроки окупаемости, соизмеримые с периодом морального старения технологического оборудования, значительно влияют на степень риска и требуют особого подхода к проблеме технического перевооружения. Без наличия конкретной производственной стратегии, определяющей вектор дальнейшего развития предприятия, невозможно обеспечить выполнение поставленной задачи.
В качестве инструмента оценки эффективности модернизации технологической базы промышленного предприятия целесообразно применить проектный подход, позволяющий в первую очередь проанализировать наиболее важную финансовую сторону предлагаемых мероприятий [1, 7]. Бизнес-оценка проводимых изменений позволит ранжировать по степени значимости каждый этап модернизации предприятия, оптимально распределить ресурсы и сформировать план ее реализации.
В качестве объекта исследований было выбрано крупное промышленное предприятие радиоэлектронной отрасли, являющееся одним из лидеров на рынке радиорелейных систем связи и нуждающееся в техническом перевооружении производственной базы. Назревшая необходимость инвестирования в техническое перевооружение требует обоснования объемов инвестиций в каждое подразделение, оценки эффективности всего портфеля, а также сценарного планирования развития событий на рынке систем радиосвязи. Повысить эффективность процесса планирования технического перевооружения завода можно различными путями, в том числе и путем корректировки производственной стратегии [6, 8]. Без маркетинговых прогнозов и представления динамики развития рыночных процессов невозможно обеспечить эффективность процесса модернизации, так как это длительный процесс, во время которого и на рынке также могут происходить различные негативные и позитивные явления [2-5]. Правильно сформированная концепция
стратегического развития, включающая маркетинговую стратегию, без понимания которой, как показала практика, невозможны никакие преобразования, и в первую очередь технологические, а также обоснованный выбор технологического оборудования, являются главными факторами, определяющими успех процесса модернизации.
Целью исследований, результаты которых приведены в статье, является повышение эффективности технического перевооружения промышленного предприятия путем корректировки производственной и маркетинговой стратегий. Для достижения намеченной цели были поставлены и решены следующие задачи:
1) анализ факторов, определяющих производственную стратегию предприятия;
2) разработка бизнес-моделей всех основных производственных подразделений предприятия как самостоятельных бизнес-единиц;
3) формирование портфеля проектов технического перевооружения всего предприятия;
4) оценка инвестиционной привлекательности проекта каждого проекта и всего портфеля;
5) сценарный анализ процесса технического перевооружения и выбор приоритетов стратегического развития предприятия.
Анализ факторов, определяющих производственную стратегию
Перед принятием окончательного решения о техническом перевооружении необходимо взвесить все аргументы «за» и «против» и определить перечень проблем, возникающих в связи с намеченной задачей. В дальнейшем, в процессе модернизации, любой из нижеперечисленных факторов может сыграть решающую роль, желательно обсудить заранее вопрос о некоторых допущениях, принимаемых перед разработкой проекта. В частности, без определенного стратегического видения на структуру заказов выпускаемой продукции невозможно планировать монтаж нового технологического оборудования, а для этого необходимо определиться с выбором структуры портфеля заказов и целевого сегмента.
Выбор целевого сегмента, а также оценка конкурентоспособности продукта организации позволяют сформировать концепцию продукта, который в перспективе предприятие планирует предложить рынку, а на основании маркетинговых исследований формируются технические требования к вновь приобретаемому технологическому оборудованию. Очевидными являются также и такие факторы, как снижение себестоимости изделия на
новом оборудовании, обусловленное снижением трудоемкости и материалоемкости изделия за счет применения новых технологий. Увеличение производительности технологического оборудования не имеет смысла, если предприятие не планирует увеличения объема заказов. Здесь роль маркетинга трудно недооценить, поэтому требуется комплексный подход, учитывающий не только возможности нового технологического оборудования, но и динамику позиционирования предприятия на рынке.
В соответствии с конструктивным и технологическим обликом новых изделий, возможностями технологического оборудования и рыночными перспективами предприятия следует разрабатывать проект модернизации предприятия. В табл.1 представлены факторы, способствующие процессу принятия решения о модернизации и тормозящие его. Наиболее важным показателем является, безусловно, наличие у руководства стратегического видения того, что происходит на рынке, а также наличие и состояние ресурсов предприятия.
План проекта технического перевооружения, являющийся частью производственной стратегии и составленный в соответствии с намечающимися тенденциями на рынке и открывающимися перспективами, позволит уменьшить финансовую нагрузку на проект, распределить финансовые потоки по периодам рыночной активности, улучшить финансовые показатели проекта.
разработка бизнес-моделей основных подразделений
Разработка производственной стратегии предприятия сопровождается выбором основных финансовых и технологических показателей процесса модернизации. В статье предлагается оценку этих показателей осуществлять с применением бизнес-моделей, являющихся главным инструментом, определяющим экономическую эффективность каждого структурного подразделения предприятия.
Финансовый анализ каждого подразделения как самостоятельной бизнес-единицы проводился с учетом налогов, постоянных расходов, изменения стоимости материалов и комплектующих, стоимости одного нормочаса, трудоемкости изготовления каждого изделия (в поле зрения приняты 15 изделий, обрабатываемых в каждом цехе по определенной технологии). Бизнес-модели были разработаны для 5 цехов, а результатами моделирования являлись показатели экономической эффективности хозяйственной деятельности каждого цеха. В качестве критериев оценки эффективности были применены стандартные показатели, широко применяемые в международной практике: чистый приведенный доход, коэффициент рентабельности чистой прибыли, выручка, себестоимость изделий и т. п. Все показатели были рассчитаны на основании данных прошедшего периода и с учетом значений макроэкономических показателей за рассматриваемый период1. В табл. 2 пред-
Таблица 1
Причины целесообразности технического перевооружения
Факторы способствующие аргументы Факторы препятствующие аргументы
Повышение конкурентоспособности предприятия 1. Снижается себестоимость изделия 2. Сокращается производственный цикл 3. Снижается ресурсоемкость производственного процесса Финансовые (большие объемы инвестиций и сроки окупаемости) Предприятие на длительный срок попадает в зависимость от инвесторов и вынуждено часть собственных средств тратить на возврат кредита
Уменьшение численности персонала основного производства Проблема нехватки квалифицированного рабочего персонала становится в последние годы все более значимой. Приобретение автоматизированного оборудования сократит долю ручного труда Организационные У ряда руководителей бытует мнение о нецелесообразности радикальных изменений, так как для традиционного сегмента потребителей предприятие выполняет заказы в полном объеме и в срок, а в случае нарушения технологического цикла достаточно ограничиться ремонтом отдельных технологических участков
Стратегические преимущества Повышение гибкости производственных структур, возможность быстрого внедрения новых изделий Отсутствие маркетинговой стратегии на предприятии Если руководство предприятия не знает, какие изделия будет производить предприятие и в каких количествах в стратегической перспективе, то и модернизация не имеет смысла
'Все расчеты проводились с применением программного продукта Alt-Invest.
Таблица 2
Основные финансовые показатели некоторых подразделений
Показатель Цех 1 Цех 2 Цех 3 Цех 4 Цех 5
Чистая ежемесячная прибыль, руб. 3 684 612,43 1 206 053,21 481 169,77 274 264,80 245 392,05
Прибыльность продаж, % 18,86 16,16 15,33 15,45 16,06
Коэффициент рентабельности чистой прибыли, % 24,68 20,25 18,97 19,15 20,09
Выручка за месяц, руб. 19 538 244,88 7 464 059,04 3 138 301,95 1 775677,46 1528330,64
Точка безубыточности, руб. 9 517619,26 5 851 734,91 2 637 687,24 1 469110,52 1221724,46
NPV, руб. (за 5 лет) 149972063,69р. 50 481786,35 20348897,60 11582179,77 10284014,8
ставлены основные экономические показатели некоторых цехов до модернизации, полученные в результате моделирования.
Значения чистого дисконтированного дохода для всех цехов представлены с учетом движения денежных потоков за 5 лет, а показатели чистой прибыли и выручки показаны за месяц. Финансовое состояние цехов может быть оценено как положительное: рентабельность и чистая прибыль находятся в допустимых пределах, хотя некоторые подразделения сильно отличаются друг от друга как по выручке, так и по чистой прибыли. В дальнейшем при распределении инвестиций этот фактор сыграет определяющую роль в разработке производственной стратегии. Кроме того, деятельность всех стратегических единиц бизнеса имеет достаточный «запас устойчивости», так как разница между выручкой и точкой безубыточности достаточна для того, чтобы демпфировать колебания, вызванные изменением цены и объемов продаж. Исключение составляют те цеха, при падении выручки в которых самоокупаемость может оказаться под вопросом.
Оценка инвестиционной привлекательности проекта модернизации
Перед реализацией проекта модернизации завода руководством предприятия было принято решение начать монтаж оборудования одновременно по всем цехам и без прекращения деятельности основного производства, так как замена старого оборудования не должна препятствовать производственным планам по выполнению ранее заключенных контрактов. У предприятия есть свободные производственные площади, и это во многом облегчает решение задачи модернизации. Сроки запуска нового технологического оборудования определяются поставщиками и с учетом сроков на организационные мероприятия составляют 8 месяцев. Первоначальные объемы инвестиций по каждому цеху определялись, исходя из потребностей каждого подразделения и с некоторым запасом по определенным единицам оборудования, поэтому первоочередной
задачей бизнес-анализа проекта было приведение желаний технологических и инженерных служб к реальным финансовым возможностям проекта. Допустимыми инвесторами сроки окупаемости определены равными не более 5 лет, поэтому объемы инвестиций должны соответствовать тем доходам, которые позволят вернуть затраченные на модернизацию средства именно за этот период.
Первоочередной задачей был расчет прибыльности и, главное, сроков окупаемости проекта модернизации в результате замены оборудования, т. е. была решена обратная задача управления проектом: по допустимому заданному сроку окупаемости определить перечень оборудования для технического перевооружения завода. При расчете снижения трудоемкости за счет модернизации величина трудоемкости на новом оборудовании принята меньше на 40 % по сравнению с использованием старого оборудования. Такое предположение было сделано, исходя из самых реалистичных прогнозов, несмотря на заверения и обещания поставщиков оборудования сократить трудоемкость в 2,5 - 10 раз. Первоначальный объем инвестиций для некоторых цехов представлен в табл. 3.
Таблица 3
Первоначальные объемы инвестиций
Цех Объем инвестиций в оборудование, руб.
1 160 000 000,00
2 410 000 000,00
3 150 000 000,00
4 300 000 000,00
5 150 000 000,00
Итого 1 170 000 000,00.
В результате модернизации через пять лет от начала перевооружения за счет высоких амортизационных отчислений финансовые показатели некоторых подразделений не достигнут положительных значений (табл. 4).
Такой отрицательный прогноз объясняется тем, что суммарная за период прибыль цеха после модернизации не позволит покрыть те затраты на первоначальные инвестиции за установленный срок возврата (равный 5 годам). Только цех 1 окупает инвестиции за
Таблица 4
Финансовые показатели цехов после модернизации
Показатель Цех 1 Цеха 2 Цех 3 Цех 4 Цех 5
Чистая прибыль в месяц, руб. 4 278 278,57 161 002,56 6 092,70 -1125825,10 -410636,22
Прибыльность продаж, % 21,82 2,15 0,19 -63,19 -26,78
Рентабельность, % 30,26 2,40 0,21 -45,82 -23,89
Выручка в месяц, руб. 19603318,21 7 488 918,55 3148754,26 1 781591,47 1533420,84
Точка безубыточности, руб. 9 221 792,20 6 981 565,05 3023660,7 2 605928,29 1863677,22
NPV (за 5 лет проекта), руб. 1 379 079,08 -326760225 -125185205 -267119414,48 -130647249,03
Простой срок окупаемости 3,27 Во много раз превышающий допустимый
Дисконтированный срок окупаемости 4,94
4,94 года, все остальные подразделения во многом превышают заданный срок. Для того чтобы определить, можно ли при данных инвестициях снизить срок окупаемости, были проведены расчеты с применением моделей цехов с различными значениями трудоемкости, включая и нулевое значение. Было установлено, что при таких первоначальных объемах инвестиций никогда не удастся выдержать поставленные сроки окупаемости при любых минимальных значениях трудоемкости. Поэтому в первую очередь необходимо пересмотреть весь план технического перевооружения и секвестировать его до той величины, которая будет соответствовать заданному допустимому сроку окупаемости проекта. В табл. 5 приведены значения инвестиций, полученные в результате секвестирования бюджета проекта.
Таблица 5
Оценка инвестиций проекта
Цех Рекомендуемый объем инвестиций, руб. Первоначальный объем инвестиций, руб. Разница
1 161 586 414,00 160 000 000,00 1 586 414,00
2 39 308 441,00 410 000 000,00 -370 691 559,00
3 8 181 031,00 150 000 000,00 -141 818 969,00
4 2 204 949,00 300 000 000,00 -297 795 051,00
5 3 700 242,00 150 000 000,00 -146 299 758,00
Итого 214 981 077 1 170 000 000,00 -1 041 239 327,00
Огромная разница между желаемыми и рекомендуемыми инвестициями объясняется чаще всего разночтением поставленных задач конструкторско-технологическими и экономическими службами предприятия, поэтому одной из важных задач стратегического управления является передача инженерно-техническому персоналу экономических знаний. Проектная команда должна иметь одинаковые взгляды и единый подход к достижению поставленных в проекте целей. Некоторые позиции в перечне оборудования были представлены с некоторым запасом по количеству, некоторые технологии требуют пересмотра и замену на менее дорогие. Для эффективного решения этой проблемы
с применением методов имитационного моделирования были проведены исследования проекта на чувствительность и выбраны пути повышения эффективности проекта в целом.
Выбор оптимальной производственной стратегии на основе сценарного анализа
Целью проекта является повышение эффективности производства путем замены технологического оборудования в установленные инвестором сроки. Определить, насколько удастся повысить эффективность производства и как повлияют изменения на рынке на финансовую устойчивость проекта - задачи проектного менеджера на этапе аналитических исследований. Выбор оптимальной маркетинговой стратегии проводится на основе анализа результатов моделирования следующих ситуаций:
1) при различных значениях трудоемкости (предполагая, что на рынке технологий имеются варианты с различными соотношениями показателей цена/качество, обеспечивающие разные снижения трудоемкости);
2) при различных объемах продаж (разные варианты развития рыночных ситуаций);
3) при различных ценах продаж (маловероятно, но следует также учитывать и возможное снижение цен из-за усиления конкурентной напряженности на рынке).
В табл. 6 - 8 представлены финансовые показатели проекта технического перевооружения завода при различных значениях трудоемкости и объемов продаж.
Таблица 6
Финансовые показатели проекта при снижении трудоемкости на 40 %
Показатель 100% объема продаж 150% объема продаж 200% объема продаж
Чистая прибыль в месяц, руб. 8 783 105,55 17 021 283,81 21 214 562,34
NPV(за 5 лет), руб. 12 854 875,85 266 077 066,36 393 119 220,96
Срок окупаемости, год 4,72 2,44 2,04
Таблица 7
Финансовые показатели проекта при снижении трудоемкости на 50 %
Показатель 100 % объема продаж 150 % объема продаж 200 % объема продаж
Чистая прибыль в месяц, руб. 9 297 655,05 17 777 608,90 22 660 927,33
NPV (за 5 лет), руб. 28 406 315,41 288 736 494,76 436 785 578,90.
Срок окупаемости, год 4,43 2,36 1,94
Таблица 8
Финансовые показатели проекта при снижении трудоемкости на 60 %
Как видно из таблиц, намного более чувствительным проект оказался к изменению объема продаж, чем к снижению трудоемкости. Увеличение объема продаж в 1,5 раза позволяет сократить срок окупаемости в 1,9 раза и повысить во столько же раз чистую прибыль. Снижение трудоемкости на 10 % снизит срок окупаемости в 1,07 раза, обеспечивая рост чистой прибыли всего лишь в 1,05 раза.
В результате анализа результатов сценарного планирования можно сделать следующий вывод: проект нуждается в большей степени в маркетинговой поддержке, чем в тщательном выборе технологического оборудования: как бы мы ни снижали трудоемкость подбором новых линий и станков, эффект будет меньшим, чем при увеличении объемов продаж. Поиск оптимального варианта технологического оборудования, отвечающего критериям окупаемости в заданные сроки и снижения себестоимости изделий, определяет технические условия проекта. Учитывая, что цена качественных технологий мирового уровня может отличаться в несколько раз от среднего значения стоимости, а затраты на маркетинговое продвижение новой продукции будут намного меньше этой суммы, целесообразно формировать концепцию стратегического развития предприятия, акцентируя внимание на маркетинговой составляющей. Данный проект без маркетинговой поддержки вообще не имеет смысла: только рассчитывая на захват дополнительной доли рынка, можно приступать к техническому перевооружению
завода. Активизация предприятия на рынке с новой маркетинговой стратегией, расширение номенклатуры продукции, освоение выпуска инновационных продуктов, по технико-экономическим характеристикам отвечающим требованиям заказчика, совместно с рекламной кампанией - мероприятия, позволяющие увеличить товарооборот предприятия.
В результате сравнительного анализа удалось определить те показатели, которые обеспечат максимально допустимый положительный эффект от реализации производственной стратегии - снижение трудоемкости рекомендуется на 60 % (следует подбирать новое оборудование, удовлетворяющее этому требованию), увеличение продаж должно быть не меньше, чем в 1,5 раза (план продаж на таком уровне должен быть согласован с маркетологами и принят к исполнению, и это главное условие успешности проекта), объем инвестиций не должен превышать 573 млн руб. В результате предложен проект технического перевооружения, результаты моделирования которого представлены в табл. 9 с учетом маркетинговой и технологической составляющей проекта.
Таблица 9
Результаты оптимального портфеля проектов
Показатель Оптимальный сценарий Первоначальный вариант модернизации Экономический эффект, руб.
Чистая прибыль в мес., руб. 19 989 902,27 7 173 507,22 12 816 395,05
NPV (за 5 лет), руб. 355 257 992,37 294 211 749,93 61 046 242,45
Срок окупаемости, год 2,15 Во много раз превышающий допустимый
Стремление выдержать оптимальный сценарий во многом зависит от эффективности системы поддержки принятия решений. Любые непредвиденные изменения во внешней среде, вызванные активизацией конкурентов или какими-то другими факторами, требуют быстрого принятия решений на основе тех прогнозов, которые может предоставить бизнес-модель проекта. Совместно с маркетинговыми исследованиями и бизнес-аналитикой разработанная модель позволит принять эффективные и своевременные решения по корректировке производственной стратегии.
Показатель 100 % объема продаж 150 % объема продаж 200 % объема продаж
Чистая прибыль в месяц, руб. 10 584 028,80 19 989 902,27 23 261 089,03
NPV (за 5 лет), руб. 67 228 075,47 355 257 992,37 454 308 033,29
Срок окупаемости, год 3,86 2,15 1,91
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Андерсен Э. Сфокусированное управление проектом / Э. Андерсен, К. Груде, Т. Хауг; пер. с англ. В.Егорова. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2006. - 296 с.
2. Воловиков Б. П. Функциональный анализ факторов внешней среды на примере промышленного предприятия / Воловиков Б. П., Ушакова Т. В., Жаворонков С. А. // Налоги и финансовое право: ежемес. журн., рек. ВАК. - Екатеринбург, 2008. - № 11. - С. 208-213.
3. Воловиков Б. П. Применение комплексного подхода к формированию корпоративной стратегии // Практический маркетинг. - 2010. - № 9 (163). - С. 32-36.
4. Воловиков Б. П. Корректировка маркетинговой стратегии предприятия на основании результатов
исследований рынка // Маркетинг в России и за рубежом. - 2010. - № 6. - С. 62-63.
5. Дюков И. И. Стратегии развития бизнеса. Практический подход. - СПб.: Питер, 2008. - 236 с.
- (Владельцы бизнеса).
6. Ивахник Д. Е. Оптимизация производственной программы предприятия в условиях рыночных отношений / Д. Е. Ивахник, В. З. Григорьева// Маркетинг в России и за рубежом. - 2004. - № 1.
7. Кужева С. Н. Управление проектами изменений в организации / Управление проектами. - 2007.
- № 9. - С. 26-35.
8. Управление проектами /Данроуз Д. ; пер. с англ. - М.: Эксмо, 2008. - 240 с. - (Высокий старт).
Воловиков Борис Петрович - кандидат технических наук, доцент кафед- Дата поступления статьи в редакцию
ры «Менеджмент и маркетинг» Омского института (филиала) Российского 9 июня 2012 г.
государственного торгово-экономического университета
© Б. П. Воловиков, 2012
Новые книги
Инновационный вектор экономики знания. - Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2011.- 279 c. ISBN 978-5-7692-1197-3
В монографии рассмотрены методологические и методические проблемы исследования феномена экономики знания. Особое внимание уделено инновационной составляющей экономики знания на макро-, мезо- и микроуровнях. Приведены результаты качественного и количественного анализа индекса экономики знания и отдельных показателей, характеризующих систему элементов экономики знания. Рассмотрены продукция и услуги рынка знаний. Показаны причины невосприимчивости к инновациям, приведены взгляды и рекомендации известных ученых и экспертов по ускорению построения экономики знаний в России.
Монография рассчитана на специалистов в области планирования инновационной деятельности на национальном, региональном и фирменном уровнях управления, а также на аспирантов и преподавателей экономических и технических вузов.
Проблемы и перспективы устойчивого экономического развития в XXI веке: глобальные, макроэкономические и региональные аспекты. - Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2011. - 298 c. ISBN 978-5-7692-1196-6
Монография посвящена вопросам устойчивого социально-экономического развития. Теоретические глобальные аспекты рассмотрены на основе миросистемного анализа. Освещены макроэкономические проблемы устойчивого развития российской экономики, функционирования олигополитических рынков, формирования экономики знаний, а также вопросы обеспечения экономической безопасности и управления эколого- экономическими рисками в регионе.
Книга рассчитана на студентов, аспирантов, преподавателей и специалистов различных отраслей знаний.