УДК 372.881.1
Адеева Д.Д. студентка
ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный университет»
Россия, Махачкала Рабаданов Г.М.
старший преподаватель кафедры английского языка ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный университет»
Россия, Махачкала
ПРАКТИЧЕСКАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА НА СТАРШЕМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ
УЧРЕЖДЕНИИ
Аннотация: В статье рассматривается практическая реализация проектной деятельности на уроках английского языка на старшем этапе обучения в общеобразовательном учреждении. Нами рассматриваются определенные обучающие действия учителя и учащихся в ходе проектной деятельности. Учитываются основные психолого-педагогические факторы и специфика иностранного языка как учебной дисциплины. Описаны содержание основных этапов работы над проектным заданием. Приведены примеры упражнений для учащихся для фонетической отработки и активизации грамматического материала.
Ключевые слова: проектная деятельность, проектное задание, грамматический материал, фонетическая отработка, старший этап.
Adeeva D.D.
Student
Dagestan State University Russia, Makhachkala Rabadanov G.M.
Senior Lecturer of the English Language Department
Dagestan State University Russia, Makhachkala
PRACTICAL IMPLEMENTATION OF PROJECT ACTIVITIES OF STUDENTS IN ENGLISH LESSONS AT THE SENIOR STAGE OF EDUCATION IN A GENERAL EDUCATION INSTITUTION
Abstract: The article discusses the practical implementation of project activities in English lessons at the senior stage of education in a general education institution. We consider certain educational actions of teachers and students in the
course of project activities. The main psychological and pedagogical factors and the specifics of a foreign language as an academic discipline are taken into account. The content of the main stages of work on the project assignment is described. Examples of exercises for students for phonetic development and activation of grammatical material are given.
Keywords: project activity, project assignment, grammatical material, phonetic development, senior stage.
Современное проектное обучение, по мнению доктора педагогических наук, профессора, заведующая лабораторией дистанционного обучения ИСМО РАО Е.С. Полат, основано на широком использовании проблемно-исследовательских методов, ориентированных на достижение реальных и значимых для учащихся практических результатов, а также на всестороннее рассмотрение проблемы с учетом различных факторов. Она подчеркивает важность того, чтобы дети учились самостоятельно мыслить, выявлять проблемы, находить их решения, используя знания из разных областей, умели прогнозировать результаты различных вариантов решений [Полат 2000:9].
При описании технологии использования проектного обучения иностранному языку на старшем уровне обучения в средней общеобразовательной школе следует рассматривать определенные обучающие действия учителя и учащихся в ходе проектной деятельности, учитывая основные психолого-педагогические факторы и специфики иностранного языка как учебной дисциплины.
Предлагаем рассмотреть работу над творческим проектом «Восстание декабристов 1825 года» ("The Decembrist Uprising of 1825"). В качестве основы для проектной работы был выбран учебник «История России. 9 класс» Арсентьева Н.М., Данилова А.А. и др., где интересно разобрана тема проекта "The social movement under Alexander I" (Общественное движение при Александре I).
Данная историческая тема была изучена, значит были созданы условия для работы над проектом, был наработан языковой и речевой материал, что обеспечило возможность создания проекта и презентации по данной теме на иностранном языке.
Несмотря на то, что тема «Восстание декабристов 1825 года» строится на основе пройденного учащимися раздела "Russia in the first quarter of the XIX century" (Россия в первой четверти XIX века) в учебнике, мы предполагаем, что она может быть сопряжена с лексико-грамматическими и фонетическими сложностями.
Работа по устранению указанных трудностей может проводиться как до, так и во время выполнения проекта учащимися. При анализе типичных ошибок, учащихся учитель может предложить дополнительные упражнения. Можно предложить следующие упражнения: 1. Прослушивание новых слов для фонетической отработки (названий тайных обществ, их программных документов): При прослушивании слов, учащиеся
под руководством учителя записывают их транскрипцию на доске и в тетрадях, а затем отрабатывают эти названия хором и индивидуально. 2. Для активизации грамматического материала (past tenses) выполняется следующее упражнение: Make up sentences using the table 1.
Таблица 1
They was the next emperor
An emperor were going to about Decembrist's uprising
It were for the cancellation of serfdom
The two societies found out organize an uprising
Nicholas I were arrested one of the most well-known uprisings of the 19th century
Many Decembrists had become the throne
Constantine abdicated after failed uprising
3. Для активизации лексического материала: Match words and their definitions (таблица 2). Таблица 2
serfdom dependence of the peasant on the landowner
autocracy the unlimited power of the king
secret society a community of like-minded people who held meetings and pursued common goals
liberal idea the self-sufficient value of human freedom in the life of society
decembrists participants in the anti-government movement of the 1810s and 1820s, who organized an uprising on Senate Square
Make up your own sentences with the following words: Decembrists, Senate Square, Southern secret Society, Northern secret Society, program document, abolition of serfdom, overthrow of autocracy, uprising, monarch и др. Работа над проектом включает в себя следующие этапы: Первый этап - погружение в проект, проблематизация, разработка проектного задания. Прежде чем начнётся работа над проектами, следует вначале обсудить с учащимися тему, заинтересовать их предстоящим проектом, стимулировать обсуждение темы. Тема данного проекта играет важную роль в патриотическом воспитании школьников. Учащиеся в ходе своей творческой работы над проектом знакомятся с большим количеством исторических фактов, свидетельствующих о драматических событиях в России, обрабатывая полученную информацию, они интерпретируют её в новых учебных условиях, а это в свою очередь воспитывает познавательную
самостоятельность. Чтобы обозначить тему будущего проекта, можно предложить учащимся выполнить следующие задание, выразить свою точку зрения:
If I were a military man...
If I were the emperor and found out about the Decembrists...
If I were one of the peasants who heard about this uprising.
If I could develop a program for the liberation ofpeasants from serfdom...
Now we will read about some famous participants of the Decembrist uprising. Which work is most interesting (from the text below)? Why?
1) Pavel Ivanovich Pestel (1793-1826)
The son of a senator, a member of the State Council and the Governor-General of Siberia, Ivan Borisovich Pestel, a Lutheran. He studied in Dresden with private teachers, then in the Page Corps. Participant in the war of 1812. He was the commander-in-chief of the 2nd army with headquarters in Tulchina, since 1821 commander of the Vyatka Infantry regiment. A member of the Salvation Union, one of the leading members of the Welfare Union, did not agree with its dissolution and founded the Southern Secret Society, was its leader. The author of the constitutional project "Russian Truth". He had a reputation as an intelligent, educated and talented officer. He was executed on July 13, 1826.
2) Kondraty Fyodorovich Ryleev (1795-1826)
The son of a small landowner, since 1801 he was educated in the First Cadet Corps, in February 1814 he was released as an ensign into the army, served in the Voronezh province, in 1818 he retired with the rank of second lieutenant. A famous poet, he collaborated with the best literary magazines. In 1823, he joined the Northern Secret Society and became an active member. The main inspirer and leader of the preparation of the uprising on December 14 on Senate Square. He was executed on July 13, 1826.
And others.
Во время дискуссии учащиеся смогут озвучить свои интересы, а по завершению смогут выбрать тему будущего проекта и объединиться в группы. Класс делится на группы по 4 человека в каждой с учетом психологической совместимости и уровня владения языком. Определяем оптимальное время презентации (7-8 минут), количество слайдов (8-9), сроки исполнения каждого этапа и дату презентации, критерии оценивания конечного продукта (самооценка, оценка одноклассников, максимальная демонстрация своих речевых навыков и умений, активность, креативность всех участников проекта, психологическая атмосфера в группе).
Второй этап - планирование и организация действий по реализации проекта. После того как выбрана тема, определена цель проектной работы, учащиеся переходят к работе в группах. На этом этапе в отличие от начального возрастает автономность учащихся. Здесь руководящая роль учителя снижается, но при этом он становится советником, помощником, консультантом, вдохновителем, который будет направлять учащихся,
создавать условия для раскрытия их творческого потенциала [Полат 2000:10]. Ведущая роль в консультации и координации преподавателя помогает преподавателю отстранится от позиции лидера и перейти в позицию советника, куратора, в свою очередь учащиеся получают автономность и способны проявить свою инициативу и самостоятельность во время работы над проектом [Фомин, URL].
Учащимся необходимо составить план дальнейшей проектной работы. Выполнение проекта потребовало от обучающихся ряда задач.
Для начала учащиеся должные были определить, сколько слайдов будет в презентации, будут ли интегрированы видео и аудио файлы, как распределится фокус внимания между историческими личностями и их действиями. Когда вся предварительная работа была выполнена, можно переходить к поиску материала.
Презентация должна содержать исторические события, программные документы, имена декабристов, даты событий, что это значило для страны в то время. Работа должна была иметь последовательную логическую структуру (события должны быть представлены в хронологическом порядке).
Второй этап самый продолжительный и трудоемкий, это этап сбора и анализа информации из разных источников. Следует отметить важность умений и навыков работы с различными источниками. В современной действительности электронный ресурс более доступный, чем печатный, современным ученикам привычнее работать с интернет ресурсами, нежели со справочными и/или архивными и материалами. Еще на первом этапе можно запланировать обязательную часть материала из исторических источников школьной или городской библиотек. Часть работы по подбору источников информации остается на усмотрение учащихся, это могут быть документальные фильмы, образовательные программы, научно-популярная литература, официальные сайты по истории России.
Третий этап - технологический. На третьем этапе выполнения проекта работа группы становится более консолидированной, здесь становится ясно, что общий успех проекта зависит от успеха и усилий каждого члена группы. Участники творческих групп сами определяют, кто из них будет проводить презентацию, кто будет отвечать за техническое обеспечение, какие функции будут выполнять остальные участники группы.
Четвертый этап - презентация и оценка проекта. Детям следует порекомендовать провести репетиции презентаций, так как устное выступление перед аудиторией для многих участников будет сопряжено с дополнительным волнением. При работе на четверном этапе проекта приобретается опыт публичных выступлений, становится очевидным, насколько важна работа в команде, насколько важна сложившаяся психоэмоциональная атмосфера в рабочей группе.
Чтобы мероприятие осталось в памяти учащихся приятным воспоминанием, не следует слишком его затягивать, поэтому нужно строго придерживаться регламента: 7-8 минут на презентацию и 5-6 минут на
обсуждение. Во время обсуждения следующая творческая группа готовится к презентации своего проекта.
Оценивать проектную творческую работу учащихся нужно в целом положительно - это является залогом дальнейшей успешной творческой работы. Большое значение имеет дальнейшее использование продукта творческих усилий, в нашем случае презентации, она может использоваться в качестве наглядных пособий, докладов на других уроках, а также во внешкольных мероприятиях, стать частью других более сложных творческих проектов, либо после завершения одного проекта можно дать идеи для новых.
Таким образом, эффективность применения метода проектов в решающей степени зависит от правильной организации работы и постоянной самоотдачи каждого из участников проекта, качества владения учениками навыками и умениями, которые могут потребоваться для выполнения проекта. Иностранный язык выступает в роли одного из средств получения конечного продукта (презентации, статьи, буклета), в ходе увлекательной творческой деятельности трудности использования грамматики отходят на второй план и дети более свободно пользуются языком.
Использованные источники:
1. Фомин А.В. Календарно-тематическое планирование по второму иностранному языку (немецкому) для 10 класса / [Электронный ресурс]. -URL: https://infourok.ru/metodicheskie-rekomendacii-po-ispolzovaniyu-tvorcheskih-proektov-v-obuchemi-nemeckomu-yaziku-kak-vtoromu-inostrannomu-544413.html.
2. Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка / Е.С. Полат // Иностр. языки в школе. 2000. - № 2, 3. - 11-14 с., 9-12 с.