УДК 378 147 Е.П. Александрова, К.Г. Носов, И.Д. Столбова
ВАК 05.01.01 ' ' "
РИНЦ 14.01.85
Практическая реализация проектно-ориентированной деятельности студентов в ходе графической подготовки
В рамках концепции развития образования на ближайшие годы обсуждаются вопросы использования метода проектов и потенциала современных компьютерных технологий при геометро-графической подготовке студентов в техническом вузе. Проведен анализ состояния современной проектно-конс-трукторской деятельности. Приводятся примеры практико-ориентированных задач геометрического моделирования и проектных заданий, выполняемых студентами при обучении инженерной графике.
Ключевые слова: геометро-графическая подготовка, метод проектов, практико-ориентированная деятельность, САПР.
PRACTICAL IMPLEMENTATION OF STUDENT'S PROJECT-ORIENTED ACTIVITIES DURING GRAPHICAL TRAINING
In range of the education development conception during coming years, discusses the use of a method of projects and the potential of modern computer technology in the geometric-graphic training of students in technical higher education. Made the analysis of current design activity. Represented examples ofpractical-oriented problems of geometric modeling and design tasks performed by students in engineering graphics learning.
Keywords: geometric-graphic training, projects approach, activities practice-oriented, CAD.
О концепции развития системы высшего образования
В декабре 2014 года утверждена Концепция федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы [1]. Целью Программы является обеспечение условий для эффективного развития российского образования, направленного на формирование конкурентоспособного человеческого потенциала. В числе задач, обеспечивающих достижение поставленной цели, утверждается создание и распространение структурных и технологических инноваций в профессиональном образовании, обеспечивающих высокую мобильность современной экономики и удовлетворение потребностей производственной сферы и сферы потребления.
В Программе подтверждается приверженность к личностно ориентированной модели образования в высшей школе, законодательно установленной с переходом на ФГОС ВПО и внедрением в образовательный процесс компетентност-ного подхода. Данная направленность учитывает внешние вызовы и тенденции, позволяет существенно повысить конкурентоспособность личности, образовательных институтов и в конечном итоге экономики и государства. Особое внимание предполагается уделять современным образовательным и информационно-коммуникационным технологиям, инновационным формам и методам обучения.
В Программе отмечается, что за последние годы для обеспечения требуемого качества образования утрачен важнейший инструмент -
проектно-целевой подход. Предлагаемый проектно-целевой подход позволит:
- обеспечить соответствие ожидаемых результатов образования новым реалиям социально-экономического развития страны;
- удовлетворять новым требованиям стратегических документов развития социальной сферы и сферы образования;
- в полной мере использовать возможности проектного управления при решении вопросов комплексной модернизации образования, программного проектирования образовательного процесса и использования инновационных образовательных технологий.
При действующих образовательных стандартах высшего профессионального образования до
Евгения Петровна Александрова, к.т.н., профессор Тел.: (342) 239-12-79 Кафедра дизайна графики и начертательной геометрии Пермский национальный исследовательский политехнический университет ■www.pstu.ru
Evgeniya P Aleksandrova,
Candidate of Technical Sciences, Professor Tel.: (342) 239-12-79 Perm National Research Polytechnical University www.pstu.ru
Константин Григорьевич Носов,
ассистент Тел.: (342) 239-12-79 Эл. почта: [email protected] Кафедра дизайна графики и начертательной геометрии Пермский национальный исследовательский политехнический университет ■www.pstu.ru
Konstantin G. Nosov,
assistant Tel.: (342) 239-12-79 E-mail: [email protected] Perm National Research Polytechnical University www.pstu.ru
сих пор сохраняется предметно-дисциплинарная структура реализуемых вузом образовательных программ [2]. Поэтому все вышесказанное должно найти свое отражение в рамках предметного обучения, в том числе базовой геометро-графической подготовки (ГГП), осуществляемой на младших курсах вуза при подготовке специалистов инженерного профиля.
В сегодняшних условиях на первый план выдвигается задача поиска новых технологий предметного обучения, соответствующих вызовам современной экономики и производства или даже опережающих их. В вузах внедряются программы, основанные на методах активного обучения, - как правило, проектно- или проблемно-ориентированных, в центре которых находится студент [3, 4]. Все чаще звучит тезис о том, что проблемно-ориентированное и проектно-организованное обучение является одной из наиболее эффективных инновационных форм обновления учебного процесса [5].
Таким образом, назревшая необходимость реализации в системе профессионального образования проектно-целевого подхода, разработки и внедрения технологий проектного обучения актуализирует использование в образовательной деятельности метода проектов [6]. Однако на пути повсеместного внедрения данного метода есть целый ряд проблем, решение которых концептуально не прописано, и сегодня каждый разработчик учебных предметных программ может наметить собственную траекторию их решения.
Целью данной работы является обсуждение вопросов практической реализации метода проектов в рамках графической подготовки студентов в Пермском национальном исследовательском политехническом университете и организации в ходе образовательного процесса проектно-ориенти-рованной деятельности студентов на основе использования современных информационных технологий.
Инновации в современной проектно-конструкторской деятельности
Бурное развитие компьютерной техники способствует активному продвижению современных информационных технологий во все сферы жизнедеятельности и производства. Цифровые технологии 3d-печати, 3d-сканирования, 3d-моделирования и 3d-визуали-зации становятся основой высокотехнологичного производства, они позволяют сократить производственные затраты и сроки проектирования, обойти технологические ограничения и повысить качество и конкурентоспособность выпускаемой продукции. Необходимо отметить также, что информационные технологии принципиально изменили и проектно-конструкторскую деятельность, внесли значительные коррективы в разработку проектно-конструкторской документации, включая ее создание и контроль. Взамен бумажным чертежам и традиционной форме конструкторской документации появился электронный формат представления - электронные чертежи и 3d-модели, на смену технологии графического проектирования в 2d-формате пришли 3d-технологии геометрического моделирования [7,8]. Стандартами установлена новая терминология: электронная модель детали (ЭМД), электронная модель сборочной единицы (ЭМСЕ), электронная структура изделия (ЭСИ) и др. [9]. Электронные прототипы и 3d-печать пришли на смену физическим макетам, значительно ускорив этап создания и анализа проектно-конструкторской документации [10].
Сегодня использование систем автоматизированного проектирования в проектных и образовательных учреждениях стало массовым и обыденным. САПР находится в постоянном и очень динамичном развитии. Ежегодно выпускают новые версии существующих продуктов, появляются новые решения и целые классы систем. САПР воспринимается теперь не только как среда проектирования, но и как средство взаимодействия всех участников со-
Ирина Дмитриевна Столбова,
д.т.н., зав. кафедрой Тел.: (342) 239-10-53 E-mail: [email protected] Кафедра дизайна графики и начертательной геометрии Пермский национальный исследовательский политехнический университет ■www.pstu.ru
Irina D. Stolbova,
Doctor of Engineering Science, Head of Department Tel.: (342) 239-10-53 E-mail: [email protected] Perm National Research Polytechnical University www.pstu.ru
здания новых изделий и даже будущих потребителей [11].
Среди моделей, используемых в конструкторских САПР в настоящее время, можно выделить модели пространственных объектов и модели чертежей. Более эффективные модели объектов (твердотельные) используются в современных системах трехмерного проектирования.
Огромным преимуществом современных САПР является возможность параметризации создаваемых объектов. Наличие условий для создания параметрической модели заложено в возможности системы проектирования, а параметрическое описание объекта становится идеологической базой современных конструкторских разработок. Можно выделить следующие преимущества проектирования с параметризацией на этапе 3d-моделиро-вания [12]:
1. При пошаговом построении модели сохраняется последовательность выполнения операций, а соответственно и логика построения, подразумевающая наличие иерархии родитель - потомок.
2. На каждом этапе добавления операции не требуется знать или помнить большую часть параметров предыдущих операций, достаточно лишь выработать концепцию построения модели и следовать ей, задавая взаимосвязи между параметрами.
3. При необходимости изменения или редактирования модели, в пределах общей концепции построения, процесс, по большей части, сводится к изменению численных значений параметров модели, замене операций в дереве построения и добавлению/удалению взаимосвязей. При этом процесс перестраивания модели и обнаружение ошибок или конфликтов происходит автоматически.
Данный подход, кроме рационализации процесса создания объекта и использования его в дальнейшем в качестве прототипа, позволяет проектировщику за короткое время производить очень большое количество итераций при поиске оптимальной формы модели, а с применением современных рас-
четных модулей также получить и оптимальные значения таких физических (и не только) параметров как вес, прочность, обтекаемость, гибкость, долговечность, экологич-ность, эргономичность и др. [13].
Учитывая мировые тенденции в сфере проектной деятельности и исходя из вышесказанного, можно констатировать, что обучение сегодняшних студентов инженерного профиля методам моделирования, основанных на параметризации, просто необходимо для повышения уровня конкурентоспособности будущих выпускников.
Все перечисленное говорит о необходимости разработки новых технологий обучения, которые смогут обеспечить гарантированное качество графической подготовки студентов и будут соответствовать развитию современного производства и автоматизированных цифровых технологий проектирования. Инновационные программы должны быть практико-ориентирован-ными и проектно-направленными, организовывать среду, приближенную к реальной конструкторской деятельности, и создавать условия для формирования у студентов востребованных компетенций проект-но-конструкторской деятельности [14,15].
Проектно-ориентированная деятельность в ходе графической подготовки
Для геометро-графического обучения студентов в рамках базовой инженерной подготовки на младших курсах вуза вопросы внедрения метода проекта особенно актуальны. Во-первых, сам профиль такой подготовки предполагает практи-ко-направленную профессиональную деятельность. Во-вторых, использование этого метода позволит приблизить образовательные технологии к профессиональной деятельности конструктора-проектанта, которые в последнее время претерпели значительные инновационные изменения. Заметим, что проект-но-ориентированная деятельность студентов в данной предметной области невозможна без применения пакетов САПР.
В ходе графической подготовки студентов ПНИПУ практико-ори-ентированные и проектные задания для студентов опираются на технологию 3d-проектирования, когда на основе геометрического моделирования в СЛВ-системе создаются виртуальные 3d-модели геометрических объектов, деталей или сборочных единиц, что соответствует потребностям и перспективным тенденциям развития процессов проектирования и производства. В качестве основного инструментария моделирования виртуальных объектов в учебном процессе используется САПР Ком-пас-3Б, широко известная и достаточно развитая. Она удовлетворяет всем требованиям геометрического моделирования, необходимым для выполнения заданий в рамках базовой графической подготовки студентов.
При разработке программы реализации графической подготовки и создании методического сопровождения предусмотренных форм обучения студентов системно и последовательно увеличивается доля проектной составляющей в учебных задачах и заданиях по мере освоения разделов образовательной программы. В табл. 1 приведена системная последовательность применения проектных технологий с учетом уровня пог-
ружения студентов в проектную деятельность.
Теоретической базой графической подготовки является изучение разделов начертательной геометрии. Здесь за основу концепции проектно-ориентированного обучения взято положение о возможности включения основополагающих геометрических алгоритмов в технологию создания абстрактных трехмерных объектов методами визуально-образного 3d-моделиро-вания. Речь идет о синтезе основ начертательной геометрии и современного инструментария виртуального 3d-моделирования [16]. Такой синтез стимулирует мыслительную деятельность обучаемого и одновременно прививает навыки работы с 3d-моделью, обеспечивая тем самым первоначальную подготовку студента к реальной профессиональной деятельности. Кроме того, в проектном подходе учитывается и личностная составляющая. В зависимости от индивидуальной готовности и собственных амбиций, мотивации к саморазвитию и потребности в величине рейтинговой оценки учебных достижений студент может выбрать уровень сложности задания, вариативность постановки задачи, алгоритм ее реализации.
В табл. 2 приведены примеры постановки и перечень требований
к реализации тематических задач дисциплины с учетом уровня проектной составляющей в алгоритме выполнения.
В большей же степени образовательные технологии, приближающиеся к реальным условиям проектных разработок, необходимо внедрять в раздел дисциплины «Инженерная графика», отвечающий за развитие профессиональных навыков конструирования и проектирования. Ниже представлены примеры постановки и этапы выполнения проектных заданий профессиональной направленности. Задания предусматривают вариативную часть, выполняемую студентами в зависимости от уровня личностной готовности и собственного желания. В качестве примеров приведены два промежуточных учебных задания: проектирование коробки контактного реле (пример 1) и разработка комплекта конструкторской документации на изделие - соединение опрессовкой (коллективная работа студентов над учебным проектом - пример 2). Пример 3 демонстрирует материал для вариативной постановки специализированного проекта, являющегося заключительным этапом программы базовой геометро-графической подготовки студентов.
Таблица 1
Применение образовательных технологий с различным уровнем погружения в проектную деятельность
Уровни погружения Типы решаемых задач (практическая реализация) Постановка задачи (преподаватель) Методика решения (студент)
1 Проблемно-ориентированные задачи Геометрические задачи на основе 3d-моделирования. Ситуационные задачи, требующие базовых знаний пространственной геометрии. Рекомендации с пошаговым алгоритмом решения поставленной задачи.
2 Проблемные задачи Комплексные геометрические задачи на основе 3d-модели-рования. Комплексные задачи, требующие получения промежуточных выводов и решений, для перехода к основному решению. Выбор рационального алгоритма решения задачи из рекомендованных или представление собственного.
3 Проектные задания Проектирование простой детали (изделия) с реальным назначением. Проектное задание на выполнение 3d-модели изделия. Тренажная технология выполнения по разработанному алгоритму с упором на оптимизацию выполнения и параметризацию.
4 Учебные проекты Учебный проект на создание 3d-модели сборочной единицы. Вариативное задание на проектирование простой сборочной единицы. Описаны все параметры изделия. Рекомендации с пошаговым алгоритмом реализации модели сборочной единицы.
5 Специализированные проекты Разработка комплекта конструкторской документации с применением САПР. Задание на проектирование сборочной единицы специального назначения. Описаны лишь выходные параметры изделия. Самостоятельная реализация проекта.
Таблица 2
Условия для реализации геометрических задач
Условие задачи 1:
Создать модель пирамиды, основание которой правильный треугольник с заданной стороной, а одна из боковых граней (равнобедренный треугольник) перпендикулярна основанию. Дополнительные условия:
а) известна величина большего бокового ребра с ;
б) известна величина линейного угла ф, определяющего двугранный угол между наклоненными боковыми гранями.
Реализация:
Вариант «а»:
- 1 уровень погружения в «метод проектов»;
- знания по теме «Прямые и плоскости, их взаимное расположение» используются в нестандартной ситуации;
- 3D-моделирование осуществляется по заданному алгоритму.
Вариант «б»:
- 2 уровень погружения в «метод проектов»;
- знания по теме «Методы преобразования чертежа» косвенно используются при решении геометрической задачи с проблемной постановкой;
- 3Б-моделирование осуществляется путем выбора наиболее рационального алгоритма.
Условие задачи 2:
Создать модель прямого кругового конуса с заданными параметрами, рассеченного плоскостью по эллипсу. Дополнительные условия:
а) известны величина большой оси эллипса и удаление его центра от основания конуса;
б) известны величины большой и малой осей эллипса.
Реализация:
Вариант «а»:
- 1 уровень погружения в «метод проектов»;
- геометрические знания по теме «Сечение конуса плоскостями» используются при решении проблемно-ориентированной задачи;
- 3D-моделирование осуществляется по заданному алгоритму.
Вариант «б»:
- 2 уровень погружения в «метод проектов»;
- знания по теме «Способ вспомогательных секущих плоскостей-посредников» используются при поиске варианта решения проблемной задачи;
- алгоритм 3Б-моделирования строится самостоятельно.
*
Условие задачи 3:
Создать модель композиции из пересекающихся поверхностей, одна из которых - прямой круговой конус с заданными параметрами, а место расположения и параметры других поверхностей неизвестны. Дополнительные условия:
а) конус пересекается со сферой по двум окружностям с заданными диаметрами;
б) конус пересекается с прямой треугольной призмой по кривой - параболе с заданным параметром.
Реализация:
Вариант «а»:
- 1 уровень погружения в «метод проектов»;
- знания по теме «Пересечение соосных поверхностей вращения» в нестандартной ситуации;
- 3Б-моделирование осуществляется по заданному алгоритму. Вариант «б»:
- 2 уровень погружения в «метод проектов»;
- комплексные знания по темам «Сечение конуса плоскостями» и «Пересечение поверхностей» используются в нестандартной ситуации;
- алгоритм 3Б-моделирования строится самостоятельно.
а
б
а
б
а
б
Пример 1. Проектируемый объект - коробка реле.
Составные части - детали Корпус и Крышка (рис.1). Задание выполняется по готовому алгоритму. Размеры детали Корпус заданы и являются параметрическими. Деталь Крышка проектируется путем контекстного моделирования в сборке и имеет параметрическую связь с деталью Корпус.
Часть 1. Создание детали — Корпус
Порядок выполнения:
1. В одной из базовых плоскостей создать эскиз основания Корпуса. Согласно заданию в эскизе вычертить плоский контур основания детали, задать необходимые параметрические связи и размеры. Выделить центры окружностей.
2. Выдавливанием создать основание детали.
3. Выдавливанием создать выступ над основанием.
4. Задать скругления для наружных кромок и граней детали.
5. Операцией «Оболочка» создать тонкостенный объект.
6. Выдавливанием контура вырезать отверстие. Создать массив отверстий.
7. Дополнительное задание. Добавить на любую боковую грань детали выступ с отверстиями для крепежа кабельного соединителя/ разъема.
Часть 2. Создание детали — Крышка
Порядок выполнения:
1. Во вновь созданную сборку добавить деталь Корпус.
2. На нижней грани детали Корпус создать контекстную деталь Крышка.
3. Создать в плоскости эскиза проекцию внутренней кромки нижней грани детали Корпус.
4. Выдавливанием создать основание крышки.
5. Создать бобышки, используя проекции кромок отверстий в детали Корпус.
6. Дополнительное задание: а) создать сквозные отверстия в центре бобышек; б) создать аналогичные бобышки для крепления платы без сквозных отверстий.
Результаты выполненного проекта изделия представлены на рис. 1в.
Рис. 1. Результаты проектирования коробки реле: а - модель корпуса; б - модель крышки; в - модель изделия в сборе
Рис. 2. Результаты проектирования соединения опрессовкой: а - модель армирующей детали;
б - 3d-модель изделия; в - фрагмент ассоциативного чертежа
Пример 2. Проектируемый объект - типовое соединение опрессовкой.
Техническое задание: разработать комплект конструкторских документов на сборочную единицу «Соединение опрессовкой», включая пресс-форму, необходимую для изготовления изделия. Составные части сборочной единицы: армирующая металлическая деталь, неметаллическая составляющая.
Состав проектной документации:
1. 3d-модели составных частей изделия: а) армирующей детали; б) неметаллической основы изделия.
2. Ассоциативный чертеж армирующей детали.
3. Виртуальная 3d-сборка изделия.
4. Ассоциативный чертеж сборочной единицы.
5. 3d-модель пресс-формы.
6. 3d-печать структурных составляющих проекта.
Полнота реализации проекта зависит от трудоемкости, запланированной в учебной программе, выделяемой на этот этап обучения, количества участников проектной группы, уровня подготовленности студентов. Пример проектной документации (в минимальной комплектности) приведен на рис. 2.
Пример 3. Проектируемый объект - блок роликовый.
Техническое задание: разработать комплект конструкторской документации на сборочную единицу «Блок роликовый». Составные части сборочной единицы: основание, прижим, валик, ролик, фиксатор. Также требуется выполнить подбор стандартных деталей из библиотеки -крепежных деталей и подшипников. Вариант выполнения специализированного проекта приведен на рис. 3.
Состав проектной документации:
1. 3d-модели составных частей изделия.
2. Ассоциативные чертежи деталей.
3. 3d-сборка изделия.
4. Ассоциативный чертеж сборочной единицы.
5. 3d-печать структурных составляющих проекта.
Подобные проекты являются практически универсальными для целей геометро-графической подготовки студентов за счет своей вариативности. Например, некоторые из возможностей постановки проекта:
1. Изменение под любой уровень сложности моделирования - от простого, 3-х деталей по отдельности, до контекстного (гибридного) моделирования непосредственно в сборке, до 5 и более деталей. Добавление в сборку стандартных изделий из библиотек.
2. Изменение под объем выделенных часов на выполнение - количество решаемых задач можно как уменьшить, так и увеличить. Можно выдать готовые параметры
а б
Рис. 3. Результат проектирования блока роликового: а - модель сборочной единицы; б - модель сборочной единицы в разнесенном виде
крепежных изделий и подшипников или дать задание на их подбор в справочной литературе.
3. Изменение последовательности выполнения, а также возможность использования прототипов. В силу того, что решение некоторых задач контекстного моделирования требует достаточных знаний в области геометрии, соответственно, могут быть предложены типовые алгоритмы решения или исключены некоторые этапы из процесса моделирования.
4. Изменение требований к комплекту конструкторской документации на выходе. Например, введение подсборок для усложнения процесса подготовки КД при создании спецификации и ассоциативных чертежей.
5. Изменение количества участников выполнения проекта - от одиночного исполнения до коллективного (в составе двух-трех студентов).
Приведенные в работе примеры постановки учебных проектно-ориентированных задач и проектных заданий, выполнение которых основано на синтезе конструкторской практики и инструментария геометрического моделирования, сближают технологии обучения с
современной проектно-конструк-торской деятельностью. Использование опробованной методики особенно перспективно при оптимизации процесса обучения в условиях дефицита временных ресурсов. Как показывают результаты, методика и модель реализации метода проектов позволяют изменить характер учебной деятельности учащихся, усиливают их мотивацию, учитывают индивидуальные возможности и потребности, а также приобщают к решению практических задач, приближенных к будущей профессиональной деятельности выпускников.
Заключение
В работе затронуты вопросы реализации инновационной методики преподавания геометро-графических дисциплин на основе метода проектов. Предлагаемые технологии образовательной деятельности направлены на сближение современных технологий проектно-конс-трукторских работ с методикой предметного обучения.
Авторы считают, что в данной работе наиболее важными являются следующие положения и результаты:
1. Разработанная методика и содержание учебных заданий учитывают положения Концепции федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы, а также тенденции развития современных технологий проект-но-конструкорской деятельности.
2. Приведены примеры разработанных практико-ориенти-рованных геометрических задач, учебных заданий и проектов, использующие современные возможности компьютерного моделирования и приближающие учебную среду к реальной профессиональной деятельности.
3. Новая методика позволяет оптимизировать процесс обучения. Появляется возможность дифференцированного подхода, позволяющая варьировать сложность учебных заданий с учетом индивидуальных способностей студентов и их заинтересованности в развитии компетенций в области геометрического моделирования.
4. Апробирование представленной методики показало, что обновленные технологии с интересом воспринимаются студентами и успешно способствуют формированию проектно-конструкторских компетенций.
Литература
1. Концепция федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы. URL: http:// government.ru/docs/16479/ (Дата обращения: 25.06.2015).
2. Лобов Н.В., Столбова И.Д., Столбов В.Ю., Данилов А.Н. Компетентностная модель выпускника: опыт проектирования // Высшее образование сегодня. 2013. № 6. С. 25-33.
3. Эльяш Н.Н. Модель контекстного обучения при выполнении практикума по общетехническим дисциплинам // Образование и наука. 2015. № 1 . С. 166-174.
4. Зеленченко В.М., Ларионов В.В., Пак В.В. Совместная деятельность студентов на практических занятиях по физике: формирование идей на уровне проекта // Вестник ТГПУ 2012. №2 (117) . С. 147-151.
5. Захарова А.А., МининМ.Г. Проектно-ориентированное обучение студентов с использованием 3d-моделиро-вания // Высшее образование в России. 2011. № 1. С. 96-101.
6. Вербицкий А.А. Проблемы проектно-контекстной подготовки специалиста // Высшее образование сегодня. 2015. № 4. С. 2-8.
7. Рукавишников В.А., Халуева В.В. Информационно-технологическая основа формирования проектно-конс-трукторской компетентности специалиста в вузе. В сборнике: Информатизация инженерного образования ИНФ0РИН0-2014. Труды международной научно-методической конференции. 2014. Стр. 129-130.
8. Тельной В.И., Рычкова А.В. Выполнение чертежей деталей в электронной форме. В сборнике: Информатизация инженерного образования ИНФОРИНО-2014. Труды международной научно-методической конференции. 2014. Стр. 161-164.
9. Шахова А.Б., Столбова И.Д. Качество графической подготовки студентов технических вузов в соответствии с современным состоянием единой системы конструкторской документации // Геометрия и графика. 2014. Т. 2. № 2. С. 27-31.
10. Александрова В.В., Зайцева А.А. 3D моделирование и 3D прототипирование сложных пространственных форм в рамках технологии когнитивного программирования. //Тр. СПИИРАН, 27 (2013)/C. 81-92.
11. МалюхВ.Н. Введение в современные САПР: Курс лекций. - М.: ДМК Пресс, 2010. 192 с.
12. Копорорушкин П.А., Партин А.С., Куреннов Д.В. Алгоритм расчёта параметризованных объектов в системе геометрического моделирования машиностроительных изделий // Автоматизация. Современные технологии. 2008. №7. С. 7-12.
13. S. Pant, G. Limbert, N. Curzen. Multiobjective design optimisation of coronary stents // Biomaterials. 2011. № 31. Pages: 7755-7773. DOI: 10.1016/j.
14. Михелькевич В.Н., Москалева Т.С., Пузанкова А.Б. Инженерно-графическая подготовка студентов на базе электронного учебно-методического комплекса // Вектор науки ТГУ 2014. №3. С. 314-317.
15. Минин М.Г., Захарова А.А., Сафьянников И.А., Вехтер Е.В. Организация процесса подготовки бакалавров техники и технологии к проектно-конструкторской деятельности // Высшее образование в России. 2013. № 5. С. 106-113.
16. Александрова Е.П., Носов К.Г., Столбова И.Д. Геометрическое моделирование как инструмент повышения качества графической подготовки студентов // Открытое образование. 2014. № 5 (106). С. 20-27.