Я.Е. Каневская
ПРАГМАТИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ВОПРОСИТЕЛЬНЫХ КОНСТРУКЦИЙ В ЗАГОЛОВКЕ ПУБЛИЦИСТИЧЕСКОГО ТЕКСТА
(на материале интернет-СМИ)
В данной статье на материале электронных СМИ анализируется назначение вопросительных конструкций, включенных в заголовки публикаций. Автор выявляет высокий прагматический потенциал вопросительных предложений, выполняющих функции привлечения внимания, информирования, эмоционального воздействия, текстооб-разования и некоторые другие.
Ключевые слова: прагматический потенциал, вопросительные конструкции, заголовок, публицистический текст, интернет-СМИ, ТЭК.
Заголовок - особая часть журналистского материала, которая одновременно является частью и публикации, и полосы (в интернет-СМИ - веб-страницы), и всего издания (сайта, портала). При этом заголовок сохраняет относительную самостоятельность: он может быть прочитан вне связи с журналистским материалом и, взятый сам по себе, уже несет читателю определенную информацию1.
Как и журналистский материал в целом, заголовок направлен на достижение ряда прагматических целей, среди которых -информирование аудитории, формирование или изменение ее картины мира, влияние на общественное мнение. Цели достигаются при помощи различных языковых средств2. В данной статье анализируется прагматика использования в заголовках интернет-публикаций такого экспрессивного средства, как вопросительная конструкция.
Для проведения исследования методом сплошной выборки были отобраны вопросительные заголовки материалов, размещенных на сайтах, посвященных сфере ТЭК (топливно-энергетического комплекса). К анализу заголовков данных изданий было решено обратиться, так как топливно-энергетический комплекс -
© Каневская Я.Е., 2016
один из самых важных жизнеобеспечивающих экономических секторов страны. От положения в нем во многом зависит успешность проводимых экономических реформ. Нефть и торговля ею лежат в основе международных отношений, являются причиной конфликтов между странами и коалициями. Проблемы и тенденции развития рынка нефти - одна из самых актуальных тем.
Вопросительные конструкции, встречающиеся в анализируемых источниках, имеют риторический характер: журналист не рассчитывает на ответ со стороны адресата3. «Риторический вопрос -это стилистическая фигура, состоящая в том, что вопрос ставится не с целью получить на него ответ, а чтобы привлечь внимание читателя/слушателя к тому или иному явлению...»4.
Однако необходимо учитывать, что риторический вопрос в заголовке публицистического текста имеет существенную специфику. Например - один из исследуемых заголовков: «Зачем "Газпром" рвется в электроэнергетику?»5. Вопрос задается не только с целью привлечь внимание читателя к политике корпорации. Предполагается, что в тексте журналистского материала содержится ответ на вопрос, поставленный в заголовке. Выбор заголовка обусловлен стремлением редакции помочь аудитории сориентироваться в журналистском материале, настроить читателя на получение определенной информации.
В ходе исследования были выявлены несколько типов вопросительных конструкций, характерных для сайтов, посвященных сфере ТЭК.
К первому типу относятся вопросы, являющиеся частью
чужой речи: экономический обозреватель Сергей Черкасов: «Когда кончится нефть?»6; нефтяной эксперт Вячеслав Кулагин: «Что даст Кашаган России и Азербайджану?»1. В этих случаях вопросительные конструкции передают эмоции цитируемого автора, его отношение к тому, о чем говорится. Такой заголовок выполняет одновременно функции экспрессивной вопросительной конструкции и цитаты. Вопрос, заданный экспертом, интригует аудиторию и усиливает ее интерес к публикации.
Ко второму типу принадлежат вопросительные конструкции, включенные в журналистский текст. Как и вопросы, заданные от лица специалиста, они относятся к разряду «обещающих», то есть настраивают читателя на получение важной для него и, безусловно, достоверной информации: Заголовки-вопросы Что будет, если Украина не отдаст долг?8; Зачем США снимают запрет на экспорт нефти?9; Что принесет прокладка нефтепровода?10. Некоторые из подобных заголовков имитируют диалог с читателем (Нефть дешевая... подумайте, а надолго?11),
позволяя ему почувствовать себя равноправным участником коммуникации.
Общие вопросы с частицей ли требуют утвердительного или отрицательного ответа: Слезет ли Россия с нефтяной иглы?12; Слезем ли мы с нефтяной иглы?13; Будет ли альтернатива российской трубе?и. Читатель вправе ожидать от следующих далее материалов четкости и определенности ответа. Дополнительную экспрессию эти заголовки приобретают благодаря использованию метафор и метонимии.
Наряду с общевопросительными журналисты применяют част-новопросительные конструкции. В изученных источниках среди вопросительных слов количественно преобладает наречие зачем и синонимичное ему словосочетание с какой целью: Зачем России нужен договор ЕАЭС?15; Зачем государству нефтепровод?16; Зачем нам море, пахнущее нефтью?17; С какой целью Россия скупает золото?18.
Особенность вопросительного предложения со словом зачем заключается в том, что оно нередко используется как средство не постановки вопроса, а возражения и проявления негативного отношения к каким-либо действиям. Так, заголовок Зачем нам море, пахнущее нефтью? сигнализирует об уверенности автора в том, что рассматриваемый проект не просто не нужен России - он, по мнению автора материала, опасен (в статье журналист ссылается именно на такое экспертное мнение).
Наряду с названными выше вопросительные конструкции выполняют текстообразующую функцию. Так, отвечая на поставленный в заголовке вопрос Какой нефтепровод лучше для Иркутской области?19, журналист анализирует и сопоставляет проекты строительства нефтепроводов компаниями «Транснефть» и «ЮКОС».
Вопрос К чему приведет снижение цены на нефть ?20 заставляет автора привести мнения финансистов Financial Times из России, Ирана, Шотландии и Саудовской Аравии относительно возможных итогов падения цены на «черное золото». Заголовки со словом как в значении каким образом? (Как стоимость нефти влияет на цены в магазинах?21; Как связана стоимость нефти и цена на бензин?22) также нацеливают читателя на получение необходимой информации, привлекают внимание к материалу, выполняют текс-тообразующую функцию.
Однократно встретившийся в изучаемом источнике вопрос с местоимением что и частицей же: Что же будет с нефтью, Родиной и с нами?23 - представляет собой трансформированный прецедентный текст и в силу повышенной эмоциональности передает
озабоченность и даже внушает страх. Это вполне соответствует содержанию статьи, в которой эксперты рисуют страшную для россиян экономическую картину (один из разделов публикации называется «Ой, что будет!»). Другой пример эмоционально заряженного вопросительного заголовка: Неужели газ стал позицией свободной торговли в СНГ?24
Из всех рассмотренных в данной статье вопросительных заголовков риторический вопрос в строгом смысле представляет собой лишь один - Зачем нам море, пахнущее нефтью? Остальные вопросы ставятся для того, чтобы стимулировать поиск ответа на них, а значит - подтолкнуть аудиторию к прочтению публикации в целом. Фактически тот же вопрос, как следует из содержания статей, ставится журналистом перед экспертами, которые предлагают на него ответ, преподносимый интернет-изданием как не вызывающий сомнений.
Таким образом, вопросительные предложения - заголовки интернет-СМИ служат для достижения следующих прагматических целей:
- привлечение внимания;
- формирование читательского интереса к журналистскому материалу;
- информирование аудитории о существовании той или иной проблемы;
- указание на ненужность/нецелесообразность какого-либо процесса;
- воздействие на эмоции читателя;
- организация текста публикации.
Проведенное исследование позволяет сделать вывод о том, что прагматический потенциал вопросительных конструкций в позиции заголовка достаточно велик. Это, как ни странно, не учитывается рядом таких ведущих интернет-ресурсов, как «КоммерсантЪ», «Огонек», «КП», в заголовках которых вопросительных конструкций обнаружено не было.
Примечания
1 Накорякова К.М. Литературное редактирование. М.: ИКАР, 2004. С. 102.
2 См.: Каневская Я.Е. Прагматический потенциал отрицательных конструкций в публицистическом тексте (на материале журнала «КоммерсантЪ - Власть») // Вестник РГГУ. Сер. «История. Филология. Культурология. Востоковедение». 2015. № 4. С. 117-122.
3 «Вопросительными называют предложения, в которых специальными языковыми средствами выражается стремление говорящего узнать что-либо или удостовериться в чем-либо» (Русская грамматика / Гл. ред. Н.Ю. Шведова: В 2 т. Т. 2: Синтаксис. М.: Наука, 1982. С. 386).
4 Розенталь Д.Э. Русский язык: Справочник-практикум. М: ОНИКС 21 век; Мир и образование, 2005. С. 702.
5 Neftegaz.ru. [Электронный ресурс] URL: http://neftegaz.ru/analisis/view/7422 (дата обращения: 15.03.2016).
6 Политическая Россия: Общественно-политический интернет-журнал. [Электронный ресурс] URL: http://politrussia.com/ekonomika/kogda-konchitsya-neft-781/ (дата обращения: 15.03.2016).
7 Rubaltic.ru: Аналитический портал. URL: http://ia-centr.ru/expert/16565/ (дата обращения: 15.03.2016).
8 Major-expert.ru: Аналитический портал. URL: http://yablor.ru/blogs/chto-budet-esli-ukraina-ne-otdast-d/5299270 (дата обращения: 17.03.2016).
9 Правда.ТВ: Свободная социальная аналитическая площадка. URL: http://www. pravda-tv.ru/2015/12/16/195191/zachem-ssha-snimayut-zapret-na-eksport-nefti (дата обращения: 17.03.2016).
10 Neftegaz.ru. [Электронный ресурс] URL.: http://neftegaz.ru/news/view/26029 (дата обращения: 15.03.2016).
11 Pikabu: Российский информационный портал. URL.: http://pikabu.ru/story/ neft_deshevayapodumayte_a_nadolgo_4023169 (дата обращения: 15.03.2016).
12 Аналитик. Политика и экономика: Военно-политический интернет-журнал. [Электронный ресурс] URL: http://www.news-usa.ru/slezet-li-rossiya-s-neftyanoj-igly.html (дата обращения: 18.03.2016).
13 Столетие: Информационно-аналитическое издание фонда исторической перспективы. [Электронный ресурс] URL: http://www.stoletie.ru/fakty_i_kommentarii/ slezem_li_my_s_neftanoj_igly_499.htm (дата обращения: 18.03.2016).
14 Информационно-аналитический портал компании «Миррико». URL: http:// www.mirrico.ru/press/articles/index.php7ID-840 (дата обращения: 18.03.2016).
15 Аналитик. Политика и экономика: Военно-политический интернет-журнал. [Электронный ресурс] URL: http://www.news-usa.ru/zachem-rossii-nuzhen-dogovor-eaes.html (дата обращения: 18.03.2016).
16 Сайт информационного агентства «Au92». URL: http://au92.ru/msg/20030303_ rtmjxym.html (дата обращения: 19.03.2016).
17 Око планеты: Информационно-аналитический портал. URL: http://oko-planet. su/finances/financescrisis/270273-s-kakoy-celyu-rossiya-skupaet-zoloto.html (дата обращения: 19.03.2016).
18 Ежедневные новости. [Электронный ресурс] URL: http://daily.novostivl.ru/ archive/?f=lf&t=050304c07 (дата обращения: 20.03.2016).
19 Сайт информационного агентства «Байкал Инфо». [Электронный ресурс] URL: http://baikal-info.ru/sm/2004/14/003002.html (дата обращения: 20.03.2016).
20 Ведомости. [Электронный ресурс] URL: http://www.vedomosti.ru/finance/ articles/2014/09/22/k-kakim-politicheskim-posledstviyam-privedet-snizhenie-ceny (дата обращения: 20.03.2016).
21 Медуза: Независимое общественно-политическое сетевое издание. [Электронный ресурс] URL: https://meduza.io/cards/kak-tseny-na-neft-vliyayut-na-nashu-zhizn (дата обращения: 21.03.2016).
22 Там же.
23 Сайт информационно-аналитического агентства «Посольский приказ». [Электронный ресурс] URL: http://www.posprikaz.ru/2012/07/chto-zhe-budet-s-neftyu-rodinoj-i-s-nami/ (дата обращения: 21.03.2016).
24 Сайт «Политика и деньги». [Электронный ресурс] URL: http://politdengi.com. ua/v-mire/22620.html (дата обращения: 21.03.2016).