5. Кобзарь Л. В., Аветисян М. М. Прогноз развития ассортимента препаратов для лечения бронхиальной астмы у детей. // «Новая аптека» - 2002 - № 8 - С. 66-70.
6. Прасолов А. В., Колбин А. С. О функции спроса на товары здравоохранения в РФ // Финансы и бизнес, 2013, СПб, № 3. С. 76-88.
7. Смит М. С., Коласс Е. М., Перкинс Г., Сикер Б., Фармацевтический маркетинг. Принципы, среда, практика. Пер. с англ. Н. Г. Мефодовской. Ред. рус. изд. Ю. А. Крестинский, В. А. Мефодовский. — М.: Литтерра, 2005. — 392 с.
8. Фролова Т. А., Туляков Д. С. Краткосрочное прогнозирование спроса на фармацевтическую продукцию. // «Вопросы современной науки и практики» -2011 - № 2 (33) - С. 78-82.
9. DSM Group: Аналитические отчеты. [Электронный ресурс]:
http://www.dsm.ru/marketing/free-information/analytic-reports/ (Дата обращения: 12.01.2016).
PR в сфере здравоохранения Домарева Е. В.
Домарева Екатерина Викторовна /Domareva Ekaterina Viktorovna - магистрант 2 курса,
направление «Маркетинг»,
Санкт-Петербургский государственный экономический университет, г. Санкт-Петербург
Аннотация: в данной статье рассмотрены особенности сферы здравоохранения, её составляющие элементы. Дано определение PR и описаны особенности его применения в изучаемой сфере.
Ключевые слова: медицина, PR, маркетинг, продвижение, медицинские услуги.
Здоровье - это важный аспект в жизни каждого человека, о котором задумываются ежедневно. Если раньше люди довольствовались немногочисленными статьями в газетах и журналах, то сегодня «информационно перенасыщенные» потребители имеют доступ к самым большим базам знаний. С каждым днем мы наблюдаем появление огромного количества частных клиник, пансионатов и стационаров. У людей появляется свобода выбора в области предоставления медицинских услуг. Можно сказать, что на рынке медицинских услуг твердо сформировалась политика свободной конкуренции, где доход предприятия во многом зависит от его маркетинговой стратегии. В связи с этим система здравоохранения населения нуждается в современных PR- технологиях.
Для наиболее точной оценки роли PR в области медицинских услуг необходимо проанализировать подходы к пониманию Public Relations. Изучая научную литературу в области маркетинга, можно подчеркнуть широту трактовки данного термина.
К примеру, Э.В. Кондратьев и Р.Н. Абрамов в своем учебном пособии по связям с общественностью отметили PR как сферу деятельности (коммуникации). Вебстерский словарь(Webster New International Dictionary) содержит следующее определение: «Паблик рилейшнз» - это возникновение определенного контакта (взаимопонимания и доброжелательности) между личностью, организацией и другими людьми, группами людей или обществом в целом посредством распространения разъяснительного материала, развития обмена (информацией) и оценки общественной реакции». По мнению Э. Бернейз, PR-деятельность имеет целевой характер:
«Паблик рилейшнз - это усилия, направленные на то, чтобы убедить общественность изменить свой подход или свои действия, а также на гармонизацию деятельности организации в соответствии с интересами общественности и наоборот». Структурное описание деятельности предлагает Френк Джефкинс: «PR состоит из
НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ № 1. 2015 | 44 |
всех форм планируемой коммуникации, вовне и внутри, между организацией и её общественностью для реализации специфических целей, направленных на достижение взаимопонимания».
Далее определим понятие и составляющие здравоохранения. Здравоохранение -совокупность государственных и общественных мер по организации медицинской помощи, предупреждению заболеваний, повышению уровня здоровья населения [2].
На данный момент в установленных современностью условиях одной из основных функций государства является здравоохранение. Здравоохранение имеет несколько основных составляющих:
1. Лечебно-профилактическая помощь при заболеваниях и травмах, при беременности и родах.
2.Охрана здоровья детей.
3.Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия страны.
Здравоохранение - это та сфера деятельности, которая позволяет свободно выбирать подходящие технологии продвижения.
PR в области здравоохранения имеет достаточно большой охват деятельности, который постоянно развивается с соответствующими изменениями в сфере здравоохранения. Пиар в данной области очень схож с финансовым пиаром. Это такие разновидности PR, где при использовании тех или иных технологий необходимо подчинятся и учитывать правила, определенные целым рядом регулирующих органов.
Обычно, выделяют следующую типологию PR в области здравоохранения:
1.Этический PR. Это означает, что любая маркетинговая деятельность в данной области регламентируется строгими ограничениями. В этическом PR, в сфере здравоохранения, имеются свои задачи, которые могут изменяться. Например, это может быть подготовка аудитории к созданию новых лекарственных препаратов или же просветительская программа, которая будет посвящена какому-либо заболеванию.
2. Медицинское просвещение. Лекции и семинары для врачей и пациентов.
3. Потребительский PR. Направлен на стимулирование сбыта медицинских товаров.
Таким образом, PR в здравоохранении может включать:
• PR медицинских услуг
• PR медицинских технологий
• PR лекарственных препаратов
• PR научных идей
• PR медицинской техники
• PR медицинских организаций
Определим функции PR-службы:
В первую очередь, PR в области здравоохранения, направлен на учет тех особенностей, которые существуют в медицинской сфере. Однако здесь не стоит акцентировать внимание на имиджевые составляющие. В большинстве случаях, люди прибегают к медицинской помощи лишь тогда, когда это уже крайне необходимо. Из этого следует главнейшая задача пиара в здравоохранении: донести до аудитории (местного населения), что существует необходимость заблаговременного, профилактического обращения к врачу. Также специалисты по связям с общественностью должны, в свою очередь, предложить аудитории наиболее удачный образ врачей, который будет внушать доверие [1]. PR в сфере здравоохранения, как и в других государственных учреждениях, не терпит халатности и требует серьезности и рациональности в работе. Можем отметить, что такие технологии PR, как шутки и конкурсные акции в данной сфере зачастую могут быть неуместны. Если организация хочет добиться успешного продвижения, то нужно принимать к сведению особенности медицинской деятельности. PR в области здравоохранения эффективен будет только при взаимодействии маркетологов и врачей. Для того чтобы быть в
| 45 | НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ № 1. 2015
медицинском дискурсе, пиар специалисты ссылаются на опыт медиков и вовлекают их в разработанные мероприятия и во всевозможные акции. Отметим, что часто врачи не желают идти на контакт, в связи с чем, растет количество случаев нарушения этических норм в рекламе и проводимых акциях, а также предоставления недостоверной информации потребителям.
Литература
1. [Электронный ресурс]: Особенности pr-сопровождения на рынке здравоохранительных услуг. Режим доступа:
http://main.isuct.ru/files/publ/vgf/2008/147.pdf (дата обращения 26.01.2016).
2. [Электронный ресурс]: Связь с общественностью в государственных организациях и местных органах власти: западный опыт. Режим доступа: http://vasilievaa.narod.ru/8_4_03.htm (дата обращения 26.01.2016).
Разработка и важность маркетинговой стратегии предприятия для обеспечения конкурентоспособности на рынке Кохнюк Д. В.
Кохнюк Дмитрий Васильевич /Kokhnyuk Dmitriy Vasilievich - магистрант, кафедра маркетинга и муниципального управления,
Институт менеджмента и бизнеса,
Тюменский государственный нефтегазовый университет, г. Тюмень
Аннотация: в статье рассматриваются актуальные вопросы о необходимости и важности разработки маркетинговой стратегии предприятия, поскольку существенное количество субъектов мелкого и среднего бизнеса ею попросту пренебрегают. Даны основные понятия и вектор по самостоятельной разработке стратегии осуществления деятельности и ведения бизнеса на предприятии. Ключевые слова: конкуренция, маркетинг, стратегический маркетинг, разработка маркетинговой стратегии.
Существующие и вновь образующиеся предприятия, осуществляя свою деятельность в том или ином секторе бизнеса, рано или поздно сталкиваются с таким явлением в экономике как конкуренция. Степень конкуренции может существенно отличаться в зависимости от сферы ведения бизнеса, ассортимента производимого товара или оказываемой услуги. Однако «теснота» на рынке рано или поздно наступает для любой фирмы.
В современной справочной экономической литературе конкуренция (от лат. concurrere - сталкиваться) определяется как борьба независимых экономических субъектов за ограниченные экономические ресурсы [1]. Конкуренция выступает как процесс взаимодействия субъектов предпринимательской деятельности, выраженная во взаимосвязи и борьбы между ними в целях реализации своего товара, выполняемых работ и оказываемых услуг. Она представляет собой соперничество между отдельными лицами и хозяйствующими субъектами, заинтересованными в достижении одной и той же цели [2]. Говоря предпринимательским языком, конкуренцией называется борьба фирм за ограниченный объем платежеспособного спроса потребителей, ведущаяся фирмами на доступных им сегментах рынка [3].
Основной целью любого коммерческого предприятия является извлечение прибыли, получение ее в процессе деятельности организации. Чтобы получать хорошую прибыль и иметь не плохую рентабельность, не обязательно быть крупной
НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ № 1. 2015 | 46 |