МИКРОЭКОНОМИКА / MICROECONOMICS
ОРИГИНАЛЬНАЯ СТАТЬЯ
УДК 070(045) © Катеренчук Е. Е., 2024
PR в ресторанном бизнесе
Екатерина Евгеньевна Катеренчук, бакалавр, студентка направления «Реклама и связи с общественностью», Финансовый университет, Москва, Россия
Ekaterina E. Katerenchuk, Bachelor, student of the "PR and Public Relation" program, Financial University, Moscow, Russia [email protected]
АННОТАЦИЯ
В научной статье представлены результаты исследования роли и влияния публичных отношений (РЯ) в контексте ресторанных предприятий. Автором рассматриваются современные тенденции и вызовы, с которыми сталкиваются рестораны в области формирования и управления своим образом в глазах потребителя. Статья основывается на анализе практик РЯ в ресторанной индустрии, выделяя ключевые стратегии и инструменты, способствующие формированию позитивного имиджа и привлечению целевой аудитории. Также обсуждается влияние социальных медиа и онлайн-плат-форм на эффективность РЯ-кампаний в ресторанном бизнесе. В ходе исследования подчеркивается важность и необходимость создания уникального бренда, разработка качественного контента и взаимодействия с общественностью для успешной реализации стратегий РЯ. Представленные выводы и рекомендации полезны для рестораторов, маркетологов и пиарщиков, заинтересованных в повышении конкурентоспособности и репутации ресторанного бизнеса в современной среде. Ключевые слова: РЯ; пиар; продвижение; ресторанный бизнес; общественное мнение; репутация; конкуренция
Для цитирования: Катеренчук Е. Е. РР в ресторанном бизнесе. Научные записки молодых исследователей. 2024;12(3):5-11.
ORIGINAL PAPER
PR in the Restaurant Business
ABSTRACT
The research presents a study of the role and influence of public relations (PR) in restaurant businesses. The author examines current trends and challenges that restaurants face in forming and managing their image in the eyes of consumers. This paper examines PR practices in the restaurant industry, emphasizing key strategies and tools that help build a positive image and attract the target audience. It also discusses the influence of social media and online platforms on the effectiveness of PR campaigns in the restaurant business. The author emphasizes the importance and necessity of creating a unique brand, developing high-quality content and interacting with the public for the successful implementation of PR strategies. The findings and recommendations presented are useful
Научный руководитель: Рогов И.И., кандидат философских наук, доцент кафедры массовых коммуникаций и медиабизнеса, Финансовый университет, Москва, Россия / Scientific supervisor: Rogov 1.1., Cand. Sci. (Philosophy), Associate Professor, Department of Mass Communications and Media Business, Financial University, Moscow, Russia.
for restaurateurs, marketers and PR specialists interested in increasing the competitiveness and reputation of the restaurant business in the modern ambience.
Keywords: PR; public relations; promotion; restaurant business; public opinion; reputation; competition
For citation: Katerenchuk E. E. PR in the restaurant business. Nauchnye zapiski molodykh issledovatelei = Scientific notes of young researchers. 2024;12(3):5-11.
Введение: PR-технологии в ресторанном бизнесе
На сегодняшний день индустрия общественного питания занимает лидирующее место в сфере обслуживания, а также считается одной из самых быстроразвивающихся в данном сегменте. Благодаря активному участию игроков рынка с каждым годом наблюдается открытие новых заведений и рост их конкурентоспособности. Перед рестораторами появляются новые трудности и задачи, которые требуют от них инновационных решений и взглядов, а именно, умение сохранять свою актуальность и поддерживать коммуникацию со своим потребителем. Тут и появляется проблема в выборе наиболее релевантного метода продвижения и выстраивания стратегии развития.
В новых реалиях использование PR-техноло-гий становится необходимым инструментом для успешного продвижения и укрепления позиций на рынке. В 2019 г. COVID-19 показал, что успешность ресторана зависит не только от качества блюд и высокого уровня сервиса, но и от умения эффективно принимать решения в рамках кризисных ситуаций и продвигать свой бренд [1, с. 109]. В этом контексте использование публичных отношений (PR) становится ключевым инструментом для привлечения внимания потенциальных клиентов и укрепления позиций на рынке.
За последние десятилетия понятие «паблик рилэйшнз» прочно вошло в словарь современного делового языка. Обращаясь к словарю, пиар (PR, от англ. Public relations - связи с общественностью) - это комплекс мероприятий и инструментов, направленных на управление общественными отношениями и коммуникацию с различными целевыми аудиториями [2, с. 11]. Целью PR является формирование и поддержание положительного имиджа организации, установление доверительных отношений с общественностью, а также управление репутацией. Основной задачей PR является формирование позитивного восприятия бренда, продукта или услуги в глазах
целевой аудитории [3, с. 20]. Благодаря данному инструменту компании обладают возможностью рассказывать свою историю, акцентировать внимание на преимуществах, а недостатки незаметно и аккуратно скрывать. Данный процесс включает в себя различные методы и инструменты: ме-диакоммуникации, организация мероприятий, взаимодействие с общественностью через социальные сети, публикации в прессе, управление кризисными ситуациями, сотрудничество с лидерами мнений и другие средства для формирования и укрепления целостной картины вокруг организации. Самое важное, что Р1к помогает выстраивать открытую коммуникацию на долгосрочной перспективе, улучшать восприятие своих ценностей и целей, а также благополучно решать коммуникационные задачи на различных этапах своего развития [4, с. 420].
Ресторанный бизнес - это не только искусство приготовления вкусной еды, но и построение уникального образа, способного привлечь внимание и создать предпосылки для долгосрочного успеха. В этом контексте публичные отношения становятся неотъемлемой частью стратегии продвижения, играя ключевую роль в формировании позитивного восприятия ресторана и привлечении новых посетителей.
Использование Р^стратегий в формировании целевых аудиторий
Один из ключевых аспектов успешных Р1к-стра-тегий ресторанов - это создание уникального бренда. Здесь подразумевается: разработка узнаваемого логотипа, создание уникальной атмосферы, истории заведения, его ценностей [5, с. 20]. Многие считают, что брендинг - это задача дизайнера, но именно специалист по связям с общественностью дает техническое задание дизайнеру, продумывая весь креатив и анализируя его соответствие заведению. Также стоит подметить, что сегодня зачастую потребитель - это не только тот человек, который пришел просто поесть. Он
хочет окунуться в гастрономическое путешествие, получить эмоции, поэтому PR помогает рассказать свою уникальную историю, делая ресторан не просто местом для удовлетворения базовых потребностей.
Эффективное использование Р1} позволяет ресторанам выйти за пределы своей обычной аудитории. Существует базовый трафик гостей, которые приходят с улицы, увидев вывеску и фасад, услышав от друзей [6, с. 105]. Но привлекая журналистов и редакторов, рестораторы получают возможность наработать новую клиентскую базу, которая услышит о них из медиасферы. Подключая к работе опытного пиарщика, имеющего свой пул СМИ (список контактов), с которыми он ранее работал, зачастую публикации обходятся бизнесу абсолютно бесплатно, не считая заработную плату специалиста. Но стоит учитывать, что редакция также может потребовать плату за публикацию пресс-релиза, все зависит от внутреннего устава. Помимо привлечения новых посетителей, публикации в СМИ выстраивают деловой образ вокруг ресторана. Когда потенциальный посетитель находит какое-либо заведение, в большинстве случаев он первоначально ищет информацию в интернете, чтобы узнать подробнее о выбранном месте, почитать отзывы. Поэтому, когда в первых строках появляются упоминания в публикациях средств массовой информации - это автоматически выстраивает на подсознательном уровне доверие и повышает вероятность, что он пойдет в тот самый ресторан.
Говоря про отзывы, которые играют огромную роль в выборе потребителя, нельзя не упомянуть социальные сети. Удобный формат просмотра контента занял лидирующее место в медиапро-странстве. Приложение, в котором собраны все необходимые информационные ресурсы (акка-унты) и виды контента (фото/видео/лонгриды/ аудио) обошел формат интернет-СМИ, так как нет необходимости переходить с одного сайта на другой, чтобы найти необходимую информацию [7, с. 40]. Повседневная лента облегчила жизнь людей, сократив время поиска и увеличив количество потребляемого контента. Сегодня пользователи интернета все больше полагаются на рекомендации блогеров и обзорщиков при выборе места для посещения. Благодаря постоянной трансляции своей жизни блогеры получили огромное влияние на мнение общественности,
так как стали им как друзья, теми кто близок и похож на них самих. Если рассмотреть данный феномен с психологической точки зрения, то люди привыкли смотреть фильмы и сериалы, но всегда каждая история заканчивается, а сейчас они могут наблюдать за чей-то жизнью в режиме онлайн, которая не имеет конца. Блогеры, имея такую власть, зарабатывают на доверии, продавая рекламу или получая бартер. Данная история является взаимовыгодной для обеих сторон - для владельцев ресторанов и селебрити социальных сетей. Специалисты по связям с общественностью зачастую приглашают блогеров и обзорщиков на дегустации, где рассказывают о ценностях, истории, преимуществах ресторана, его меню и шеф-поваре. Помимо дегустаций, существует и формат мероприятий, когда приглашают блогеров на закрытые вечеринки, мастер-классы от шефов и многое другое, тут все зависит от фантазии организаторов. Не исключены ситуации, когда обозреватель отказывается приезжать в ресторан, но не против сделать публикацию за денежное вознаграждение.
Работа с блогерами и журналистами не имеет ограничений в форматах сотрудничества. Сегодня активно практикуются пиар-рассылки, когда отправляются подарки от компании, например мерч (фирменная одежда ресторана) или доставка блюд на дом. Важно грамотно подойти к выбору обозревателя, так как могут различаться тематики блога, аудитория преимущественно должна быть платежеспособной, репутация должна вызывать доверие. Конечно, применяя данный инструмент, самое главное запомниться, потому что как было сказано ранее, конкуренция на рынке возрастает с каждым годом и каждый хочет, чтобы о нем рассказали, и информация была подана в лучшем виде. Представители медиасферы ежедневно получают десятки приглашений посетить тот или иной ресторан, но на деле посещают они далеко не все.
Говоря про социальные сети, ресторанам необходимо быть постоянно на связи, активно рассказывать о себе и поддерживать связь с аудиторией [8, с. 78]. В данном аспекте пиарщик работает в связке с SMM-специалистом, который занимается оформлением и ведением страницы. Многие считают, что зачастую достаточно нанять лишь SMM-специалиста, так как его заработная плата меньше и он может выполнить все функции,
которые необходимы для продвижения. Да, он может, но это не будет тем комплексом эффективных мер, которые нужны для большего охвата и коммуникации. PR помогает SMM выстроить правильную коммуникационную стратегию, прогрев аудиторию, превращая обычного подписчика в посетителя. Обычной красивой картинки уже просто не хватает, контент нуждается в смыслах, ценностях. Потенциальному потребителю нужно показывать жизнь заведения: работу команды, гостей, интерьер, кухню, атмосферу и многое другое - тем самым создавая ощущения в подсознании, что гость уже был там и все ему родное.
Эффективное использование PR в ресторанном бизнесе не только привлекает клиентов, но и создает устойчивый и позитивный имидж заведения. Комплексный подход к организации PR-стратегии, включающий в себя сотрудничество с блогера-ми, активное присутствие в социальных сетях и участие в мероприятиях, способен значительно увеличить конкурентоспособность ресторана. Постоянное внимание к репутации и внешнему восприятию создает основу для успешного развития и процветания в индустрии ресторанного бизнеса, рассмотрим подробнее на реальных кейсах российских игроков рынка.
Использование PR-стратегий: опыт Pinskiy&Co и White Rabbit
Одним из успешных примеров грамотного PR в ресторанном бизнесе является ресторан White Rabbit, который был признан одним из лучших в мире, заняв 23-е место в рейтинге The World's 50 Best Restaurants в 2015 г.1 Несмотря на награду девятилетней давности, заведение занимает лидирующие места и по сей день. Конечно, грамотная работа шеф-повара и его команды является неотъемлемой частью успеха, но грамотно продуманная стратегия продвижения играет ключевую роль в любой истории. Ресторан был основан в 2010 г., когда старый приятель Бориса Зарькова Александр Затуринский предложил ему помещение на верхнем этаже «Смоленского пассажа». На тот момент многие отказывались от него, потому что досягаемость была не из легких.
1 Московский ресторан White Rabbit признан одним из лучших в мире. Ведомости. URL: https://www.vedomosti.ru/ lifestyle/articles/2015/06/02/594802-moskovskii-restoran-white-rabbit-priznan-odnim-iz-luchshih-v-mire (дата обращения: 14.02.2024).
Чтобы добраться до будущего заведения, нужно было подниматься через несколько лифтов на самый высокий этаж, но Бориса это не смутило, он, наоборот, увидел в этом свою изюминку. 7 октября 2011 г. состоялось официальное открытие White Rabbit. Концепция основана на сказочной истории Льюиса Кэролла «Алиса в стране чудес». Владелец вдохновился знаменитой фразой -«Следуй за белым кроликом», увидев в этом загадочность и тайный смысл, который стал основоположником всей концепции - следуй за своей интуицией, а уже потом анализируй информацию2.
Один из используемых PR инструментов ресторана White Rabbit является продвижение шеф-повара Владимира Мухина. На их примере доказано, что визитной карточкой любого ресторана можно считать его шефа. Владимир начал свою работу с Борисом в 2012 г., спустя год после открытия. До него кухню возглавлял знаменитый шоумен и повар Константин Ивлев, но несмотря на свою популярность, отношения с владельцем у него не сложились, из-за чего их общая работа прекратилась. Борис Зарьков нашел Владимира молодым, амбициозным шеф-поваром в четвертом поколении, работавшим на тот момент в кафе «Булошная» на «Курской» и неделю уговаривал его перейти к нему на работу. Сегодня можно с уверенностью сказать, что данный тандем увенчался колоссальным успехом, заполучив уйму наград и высокий статус в профессиональном мире.
В 2015 г. White Rabbit победил в номинации Highest New Entry, или «Самый успешный дебют года», ежегодный международной премии The World's 50 Best Restaurants, поднявшись с 71-го на 23-е место списка лучших ресторанов мира и став первым российским рестораном, высоко оцененным The World's 50 Best Restaurants Academy, всего лишь за год. А Владимир Мухин стал самым молодым шеф-поваром среди лауреатов премии. Также в 2017 г. в первом российском выпуске путеводителя по ресторанам и отелям Gault & Millau, основного конкурента и гида Michelin, куда были включены 50 ресторанов с авторской кухней и 80 заведений, White Rabbit был оценен наивысшим уровнем - 4 колпаками и отметкой
2 11 главных фактов о ресторане White Rabbit ко дню рождения проекта. Афиша. URL: https://www.afisha.ru/ restaurant-news/11-glavnih-faktov-o-restorane-white-rabbit-ko-dnyu-rozhdeniya-proekta/ (дата обращения: 14.02.2024).
«Wow!». На этом награды не заканчиваются, с 2015 по 2021 г. ресторан шесть раз входил в число победителей The World's 50 Best Restaurants, заняв 25-е место в списке лучших ресторанов мира. Самой главной наградой считается звезда Michelin 2022, став одними из первых ресторанов России, которые удостоились данного мирового статуса, означающего высокий уровень сервиса и кухни. Данные награды и заслуги повара и команды пиар-специалистов позволили White Rabbit прозвучать на всю страну, стать узнаваемыми по всему миру. Участие в профессиональных конкурсах и мероприятиях позволяет ресторану набрать популярность не только среди любителей, но и среди профессионального общества.
Также команда White Rabbit делает акцент на проведение светских мероприятий, используя весь свой креатив. Одним из ярчайших событий, которое освещалось во всех СМИ, был спектакль «Алиса в Стране чудес». Гастрономическое представление было посвящено 150-летию выхода книги Льюса Кэролла, вдохновителя ресторанной концепции. Здесь как раз идеально вписался инструмент сторителла, который так активно использует команда White Rabbit в своей работе. Вечер можно было поистине назвать аутентичным, атмосфера сказки была передана в каждой детали. На столах стояли колбочки с надписью «Выпей меня», с ингредиентами для коктейля «Счастье», маски на официантах и многое другое. Данный спектакль посетили многие звезды шоу-бизнеса, а билеты раскупались в первые же часы. Они были первыми, кто провел гастрономический спектакль, вдохновив в дальнейшем своих коллег в ресторанном бизнесе. Например, идею подхватил новый ресторан SVET, открывшийся в 2023 г. Его концепция основывается на объединении искусства и гастрономии: еда подается в сопровождении аудио- и видеовизуализации, которые повествуют историю каждого блюда, а также передают задумку и созданную историю шеф-повара.
Возвращаясь к шеф-повару Владимиру Мухину, им была создана профессиональная поварская лаборатория White Rabbit Lab при поддержке команды White Rabbit, а годом позже и первый самый известный в России Chef's Table («шефский стол»). Chef's Table представляет из себя большой стол с несколькими посадочными местами, где проводятся закрытые ужины в сопровождении
шеф-повара. Такой формат ужинов пришел в Россию из США и Европы, где повара просто общаются с посетителями во время готовки, раскрывая секреты рецептов и рассказывая об ингредиентах. А в иных случаях гостей даже приглашают присоединиться к процессу приготовления блюд. Тем самым White Rabbit стал настоящим местом светской силы, где на знаменитых ужинах от Владимира Мухина дегустировали блюда Ксения Собчак, Полина Киценко, Оксана Лаврентьева, Михаил Друяне и многие другие.
Рассмотрим еще один пример успешного кейса в ресторанном бизнесе - холдинг Pinskiy&Co. Основатель компании Антон Пинский - один из самых известных российских рестораторов, известный благодаря своим успешным проектам, сотрудничествам с Тимати, Ксенией Собчак, заведениям за рубежом и это только часть его достижений за свою карьеру. Набравшись опыта в роли ресторатора, он открыл ресторанный холдинг Pinskiy&CO, насчитывающий такие проекты, как: Ava bistro, Queens Bar & Restaurant, Loona Moscow, № 13 Restaurant, «Магадан», The Greeks, Rocky 2, Simach3.
Данный пример особенно интересен своими креативными подходами к выстраиванию коммуникации и продвижению. Существование холдинга завязано полностью вокруг именитой личности Антона Пинского. Выстроив сильный и узнаваемый бренд вокруг себя, Антон применяет доверие к своему профессионализму, привлекая интерес общественности к своим новым проектам. Имея сильный личный бренд, предприниматель получает заведомое доверие к своей работе, так как хорошая репутация зачастую означает высокий уровень качества и экспертность в той или иной сфере. Поэтому стоит гостю услышать автора концепции, большой процент вероятности того, что он доверится и пойдет в ресторан. Также иметь сильный личный бренд полезен и в деловых отношениях, ведь без своего имени и знакомств Антон Пинский, вероятно, мог бы и не заполучить российских звезд в качестве партнеров.
Еще один уникальный инструмент, используемый командой холдинга Pinskiy&Co, - это розыгрыши. В декабре 2023 г., в преддверии нового года в 6 ресторанах холдинга была проведена беспроигрышная лотерея «Ново-
3 Pinskiy. URL: https://pinskiy.co (дата обращения: 14.02.2024).
МИКРОЭКОНОМИКА / MICROECONOMICS
годнее чудо». Гостям необходимо было прийти в рестораны участников акции и заказать специальный новогодний десерт. Гостей ждали подарки от 12 брендов-партнеров,«звездопад подарков» и 6 суперпризов от онлайн-бутика дизайнерской одежды и аксессуаров ElytS.ru: сумки Celine, Tom Ford, Jacquemus, Gucci и аксессуары Zilli, Stefano Ricci. Каждая девушка в Москве мечтала поучаствовать в беспроигрышной лотерее и получить заветный подарок на Новый год. Но команда подошла к лотерее хитро. Акция действовала только после 18:00 и количество десертов было всегда ограничено. Из-за созданного ажиотажа в ресторанах всегда была полная бронь на целый день, так как ограничения по времени не были нигде указаны, как и про ограниченное количество десертов. Видео с десертом разлетелось по всему интернету, что увеличило охват и повысило интерес к заведениям. Здесь отлично сыграл такой инструмент в PR, как UGC (usergenerated content).
User-generated content или, иными словами, контент созданный потребителем, отличный способ продвижения без никаких вложений. Потребитель сам создает контент для бренда, рассказывая о нем свои впечатления и рекомендуя его другим. Главное, чтобы мнение гостя осталось положительным, а не наоборот, потому испортить репутацию можно в один миг. Очень важно соблюдать уровень качества внутри ресторана, чтобы быть уверенным в том, что человек захочет вернуться обратно и тем более рассказать о нем друзьям и знакомым. Для того чтобы людям захотелось больше показывать и рассказывать о заведении, стоит учитывать интерьер, поведение персонала, эстетичность блюд, чтобы их хотелось больше фотографировать и снимать, проведение акций, мероприятий. Важно создавать ту самую отличающуюся изюминку, которая станет визитной карточкой заведения. Так, в ресторане № 13 все всегда восхищаются украшенным входом под сезон, в The Greeks знаменитые десерты в виде богов, Ava Bistro ассоциируются с патриаршими прудами.
Выводы: ресторанный бизнес — PR и перспективы
Оба примера доказывают, что PR не ограничен в своих возможностях и инструментах, а самое
главное - это креативный и нестандартный подход, смотреть на возможности во все 360°. Уровень рынка ресторанного бизнеса значительно растет, как и количество его игроков. Каждый хочет быть лучшим, каждый хочет быть услышанным, увиденным, но лишь находчивые и предприимчивые удерживаются на плаву и остаются в информационном поле надолго. При правильном подходе к коммуникационной стратегии возможно спрогнозировать и реализовать желаемые цели. Грамотный пиар-специалист в своей работе должен чувствовать заведение, в котором работает и его аудиторию. Ведь понимание того, какие боли и нужды потребителя необходимо закрыть, делает рабочий процесс в разы легче и понятнее. Условно, нужно стать тем самым будущим гостем, который захочет прийти в заведение, так еще и вернуться обратно, поделившись с друзьями своей находкой. В Р1к существует уйма инструментов, которые можно адоптировать под любой проект. Одним из главных - это работа со средствами массовой информации и блогерами. При написании пресс-релизов стоит помнить, что информация должна быть сжатой, без потери смысла, в каждом слове должна отражаться концепция ресторана, передавая атмосферу, ценности и идеологию заведения. У человека по ту сторону экрана таких писем приходит ежедневно миллион, поэтому важно цеплять внимание каждого читающего. С блогерами ситуация такая же, предложение по рекламе должно быть выгодным для них, ведь просто так на энтузиазме мало кто захочет работать. Мероприятия, лотереи, интеграции в фильмах, дегустации, сотрудничество с брендами и звездами - все эти способы являются возможностью заявить о себе. Одним из важнейших плюсов коммуникационного продвижения в том, что он не имеет лимита в своих инструментах. Сколько уже придумано различных видов продвижения, а сколько еще предстоит открыть. Р1к - это про долгосрочную игру с аудиторией, умение общаться в одностороннем порядке, при этом слыша общественное мнение. Грамотный подход и терпение Р1к в совокупности с маркетингом и SMM приводит к эффективному продвижению ресторана, к умению справляться с кризисными ситуациями и расширять познание потенциальных гостей.
Список источников
1. Котляров И.Д. (б) Проблемы адаптации моделей монетизации ресторанов к цифровому формату организации деятельности. Реализация приоритетных программ развития АПК. Нальчик; 2022:108-111.
2. Ачкасова В. А. и др. Связи с общественностью в органах власти: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры. Ачкасова В. А., И. А. Быков, ред. М.: Юрайт; 2018.
3. Воронова О. В., Харева В. А., Хныкина Т. С. Современные тенденции развития рынка услуг Российской Федерации в условиях цифровой трансформации (на примере индустрии гостеприимства). Международный научный журнал. 2019;(1):19-25.
4. Полюшкевич О. А. Еда в социально-психологическом и социокультурном пространстве городов. Инновационные технологии в фармации. Иркутск; 2022:417-422.
5. Лустина Т. Н., Султаева Н. Л., Тыгер Л. М. Приоритетные направления использования персонал-технологий в ресторанном бизнесе. Сервис Plus. 2020;14(2):18-29.
6. Бахарев В. В., Митяшин Г Ю., Чаргазия Г. Г. Стратегии цифровизации ресторанов true cost. Научный результат. Технологии бизнеса и сервиса. 2023;9(2):104-121.
7. Каталевский Д. Ю. Цифровая трансформация: как сеть ресторанов быстрого питания стала лидером на рынке благодаря цифровым технологиям. Инновации и инвестиции. 2022;(8):36-43.
8. Гусев А. А., Коршикова А. П., Покровская Т. И. Цифровые технологии и «этичное потребление» в ресторанном бизнесе. Проблемы теории и практики управления. 2021;(4):76-89.
References
1. KotLyarov I. D. (b) Problems of adaptation of restaurant monetization models to the digital format of organizing activities. Implementation of priority programs for the development of the agro-industrial complex. Nalchik; 2022:108-111. (In Russ.).
2. Achkasova V. A., et al. Public Relations in Government Bodies: Textbook and Workshop for Bachelor's and Master's Degrees. Achkasova V. A., Bykov I. A., eds. Moscow: Yurait; 2018. (In Russ.).
3. Voronova O. V., Khareva V.A., Khnykina T. S. Modern Trends in the Development of the Services Market of the Russian Federation in the Context of Digital Transformation (using the hospitality industry as an example). Mezhdunarodnyj nauchnyj zhurnal = International Scientific Journal. 2019;(1):19-25. (In Russ.).
4. Polyushkevich O. A. Food in the Socio-Psychological and Socio-Cultural Space of Cities. Innovative Technologies in Pharmacy. Irkutsk; 2022:417-422. (In Russ.).
5. Lustina T. N., Sultaeva N. L., Tyger L. M. Priority areas for using HR technologies in the restaurant business. Servis Plus = Service Plus. 2020;14(2):18-29. (In Russ.).
6. Bakharev V. V., Mityashin G. U., Chargazia G. G. Digitalization strategies for true cost restaurants. Nauchnyj rezul'tat. Tekhnologii biznesa i servisa = Scientific result. Business and service technologies. 2023;9(2):104-121. (In Russ.).
7. Katalevsky D.Y. Digital transformation: How a fast food restaurant chain became a market leader thanks to digital technologies. Innovacii i investicii = Innovations and investments. 2022;(8):36-43. (In Russ.).
8. Gusev A. A., Korshikova A. P., Pokrovskaya T. I. Digital technologies and "ethical consumption" in the restaurant business. Problemy teorii i praktiki upravleniya = Problems of Theory and Practice of Management. 2021;(4):76-89. (In Russ.).