Том 156, кн. 6
УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ КАЗАНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
Гуманитарные науки
2014
УДК 159.95
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ СОСТОЯНИЯ В КОНТЕКСТЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ*
А.О. Прохоров, М.Г. Юсупов Аннотация
В статье рассматриваются познавательные состояния студентов, возникающие в процессе выполнения теста структуры интеллекта Р. Амтхауэра. По результатам факторного анализа выделены 10 факторов, лежащих в основании структуры типичного познавательного состояния - заинтересованности. Описан системообразующий фактор данного состояния - отношение к интеллектуальной деятельности в контексте общей смысловой направленности субъекта.
Ключевые слова: субъект, интеллектуальная активность, познавательные состояния, структура.
Введение
Познавательные состояния являются одним из видов психических состояний личности, интегрирующих те психические процессы и свойства, которые необходимы человеку в его жизнедеятельности для эффективного выполнения познавательных задач. Эти состояния сопутствуют процессу познания и переживаются как задумчивость, любознательность, удивление, сомнение, сосредоточенность и др., они тесно связаны с интеллектуальной деятельностью, вызываются потребностью в ориентировке (например, заинтересованность) или возникающими в ходе деятельности умственными затруднениями (например, умственное напряжение) [1].
Основанием для выделения класса познавательных состояний помимо доминирования когнитивного компонента (согласно Н.Д. Левитову) может являться также включённость определённых процессуальных и устойчивых качеств человека в структуру состояния. Теоретическим обоснованием таких представлений может служить выделенная и описанная нами «интегрирующая функция» психических состояний [2]. Эти представления подтверждены также исследованиями состояния психического выгорания [3, 4], утомления [5], хронической усталости [6], состояния потока [7] и т. п. Другой пример - исследованное нами повседневное трансовое состояние [8]. Ядром проявлений данного состояния являются когнитивные процессы субъекта. К числу центральных характеристик повседневного транса относятся: новизна в восприятии реальности, активность воображения, размышления философского характера на фоне снижения активности обыденного мышления, активность памяти и доступность личного опыта,
*
Исследование выполнено при поддержке РГНФ и Правительства Республики Татарстан, проект № 1516-16002 а(р).
высокий уровень сосредоточенности на внутренних переживаниях и ощущениях, а также ценностные характеристики (ценности познания, развития и продуктивной жизни).
Анализ современной литературы показывает, что место и роль познавательных состояний в процессе профессиональной подготовки будущих специалистов практически не учитываются, поэтому актуальными являются исследования познавательных состояний в «студенческом возрасте», ведь именно данный возрастной период характеризуется высоким потенциалом личностного и профессионального развития. В силу того что познавательные состояния - это целостные психические явления, необходимо раскрыть их структурную (системную) организацию. Решение этого вопроса и составляет цель настоящей статьи.
В исследовании приняли участие студенты 1-го года обучения Института математики и механики Казанского федерального университета (средний возраст 18.6 лет). Выборка состояла из 146 человек.
В течение учебного семестра были измерены следующие характеристики: метакогнитивная включённость в деятельность (опросник метакогнитивной включённости в деятельность MAI [9]), уровень рефлексивности (методика А.В. Карпова [10]), характеристики темперамента (тест Г. Айзенка EPI [11]), обучаемость (методика А.К. Марковой [12]), уровень вербальной креативности (тест С. Медника [13]), уровень способности к самоуправлению (опросник Н.М. Пейсахова ССУ [14]), стили общения и представления о реальном «Я» (методика Т. Лири [15]), уровень субъективного контроля (опросник Д. Роттера [15]), уровень эмоционального интеллекта (методика Н. Холла [16]), смысло-жизненные ориентации (тест Д.А. Леонтьева СЖО [17]), черты личности (методика 16 PF Р. Кеттелла [15]).
На заключительном этапе исследования с целью измерения уровня интеллекта и активизации познавательных состояний студентов проводился тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра [18]. Сразу после его выполнения предлагалось оценить характеристики познавательных состояний по методике «Психические состояния в учебной деятельности студентов» (А.О. Прохоров, М.Г. Юсупов [19]).
Обработка результатов эмпирического исследования проводилась при помощи процедуры факторного анализа (программа SPSS 19.0), методом главных компонент с последующим косоугольным вращением Promax, которое позволяет выявлять взаимосвязи между факторами.
Результаты исследования
Анализ самоотчётов испытуемых показал, что возникающие в ходе выполнения интеллектуальных задач состояния имеют довольно сложную структуру. Так, студенты отмечали интенсивные эмоции негодования, азарта, тревоги, обиды, грусти, оживлённости, веселья, злости. Некоторые респонденты указывали на переживания, связанные с чувством ответственности. Наиболее часто описывались переживания азарта (16% испытуемых), скуки (11%) и познавательной активности (9%).
Кроме того, интеллектуальная активность сочеталась с такими функциональными состояниями, как усталость, апатия, безразличие, сонливость, умственное напряжение. Среди состояний студенты наиболее часто отмечали познавательное состояние заинтересованности (48%), некоторые испытуемые описывались состояния, выражающие качество целеустремлённости и состояние уверенности/неуверенности. Наиболее типичное сочетание (более 55% респондентов) образует комбинация заинтересованность - умственное напряжение, при этом в феноменологических описаниях центральное положение отводится переживаниям заинтересованности.
Таким образом, в ходе выполнения теста интеллекта Р. Амтхауэра типичными переживаниями являлись заинтересованность и умственное напряжение. Дальнейшей статистической обработке были подвергнуты данные только тех респондентов, у которых эти переживания доминировали над остальными (86 человек). В итоге корреляционная матрица, включающая 79 переменных, была факторизована методом главных компонент. Были извлечены 17 факторов с собственными значениями больше единицы.
В 1-й фактор вошли следующие переменные: общий показатель осмысленности жизни по тесту СЖО (0.980); процесс жизни по тесту СЖО (0.927); цели в жизни по тесту СЖО (0.926); локус-контроль «жизнь» по тесту СЖО (0.888); обучаемость по тесту Марковой (0.802); результативность жизни по тесту СЖО (0.786); локус-контроль «Я» по тесту СЖО (0.709); целеполагание по тесту ССУ Пейсахова (0.672). В целом данный фактор показывает зависимость интеллектуальной активности и сопровождающих её состояний от субъективной значимости решаемых задач в контексте общей смысловой направленности субъекта. Кроме того, актуализация и переживание познавательных состояний зависят от способности к обучению и процесса целеполагания - умственной деятельности, формирующей субъективную модель желаемого результата. Таким образом, 1-й фактор можно назвать фактором отношения субъекта интеллектуальной деятельности к решаемым задачам и процессу познания в целом. Благодаря действию данного фактора обеспечивается смысловая регуляция учебно-познавательной деятельности.
Во 2-й фактор вошли такие переменные, как: адекватность поведения по рельефу психических состояний (0.885); продуманность поведения по рельефу психических состояний (0.884); последовательность (целеустремлённость) поведения по рельефу психических состояний (0.763); осознанность восприятия (ясность) по рельефу психических состояний (0.749); улучшение координации движений во время письма по рельефу психических состояний (0.725); способность к прогнозированию по тесту ССУ Пейсахова (0.633); метакогнитивная включённость в деятельность (0.613). Данный фактор включает характеристики целенаправленного поведения, способность к прогнозированию и метакогни-тивному регулированию интеллектуальной активности. Исходя из психологического содержания этих показателей, 2-й фактор можно идентифицировать как включённость в интеллектуальную деятельность.
3-й фактор образуют следующие переменные: авторитарность по тесту Лири (0.907); эгоистичность по тесту Лири (0.733); доминирование по тесту Лири (0.700); независимость по 16-факторному опроснику Кеттелла (0.646);
вербальная креативность по тесту Медника (-0.521); зависимость по тесту Лири (-0.453). Этот фактор можно назвать фактором социальной регуляции познавательной деятельности. Организация переменных показывает, что активизация и протекание познавательных состояний связана с доминантным и независимым типом отношения к окружающим. В структурно-функциональной организации познавательных состояний данный фактор противоположен способности вербальная креативность.
4-й фактор включает такие показатели: управление эмоциями по тесту Холла (0.901); самомотивация по тесту Холла (0.736); увеличение глубины дыхания, учащение дыхания, не причиняющее беспокойства, по рельефу психических состояний (0.715); прямолинейность по 16-факторному опроснику Кет-телла (-0.664); нейротизм по тесту Айзенка (-0.654); тревожность (гипотимия) по 16-факторному опроснику Кеттелла (-0.647); трудность что-либо придумать, косность, «зажатость» (-0.625). Этот фактор имеет явное отношение к эмоциональной устойчивости, поэтому озаглавим его так: саморегуляция эмоций в процессе интеллектуальной активности субъекта.
В 5-й фактор вошли следующие переменные: эмоциональная стабильность по 16-факторному опроснику Кеттелла (0.868); планирование по тесту ССУ Пейсахова (0.823); общая способность к самоуправлению по тесту ССУ Пейса-хова (0.688); закрытость по 16-факторному опроснику Кеттелла (0.674); бодрость по рельефу психических состояний (0.636); принятие решений по тесту ССУ Пейсахова (0.624); анализ противоречий по тесту ССУ Пейсахова (0.571); высокая самооценка по тесту Кеттелла (0.542); рефлексивность по тесту Карпова (0.469). 5-й фактор можно назвать способностью к самоуправлению, поскольку его ядро составляют 4 показателя по тесту ССУ Пейсахова. При этом ведущее положение занимает процесс планирования, направленный на создание субъективной модели средств достижения цели и последовательности их применения.
6-й фактор составляют такие показатели, как: весёлость по рельефу психических состояний (0.839); задорность по рельефу психических состояний (0.731); оптимистичность по рельефу психических состояний (0.726); развитое мышление по 16-факторному опроснику Кеттелла (0.722); неуправляемость (бесконтрольность) по рельефу психических состояний (-0.597); зависимость от группы по 16-факторному опроснику Кеттелла (-0.588); ощущение усиления сердечной деятельности, не привлекающее особого внимания, не мешающее работе по рельефу психических состояний (0.557). Этот фактор формируют показатели переживаний. Интересно, что данный фактор интегрирует исключительно позитивные переживания (весёлость, задорность, оптимистичность), что ещё раз свидетельствует об однополярности познавательного состояния заинтересованность. Этот фактор можно назвать фактором активности переживаний.
В 7-й фактор вошли следующие переменные: экстраверсия по тесту Айзенка (0.791); коррекция по тесту ССУ Пейсахова (0.761); смелость по 16-факторному опроснику Кеттелла (0.721). Содержание фактора показывает, что познавательные состояния связаны со свойствами темперамента, функцией волевого контроля поведения (смелость), а также способностью корректировать деятельность, мышление и эмоции. Нелегко интерпретировать данный фактор, однако по смыслу входящих в него переменных назовём его фактором индивидуальности.
8-й фактор образуют такие переменные: доверчивость по 16-факторному опроснику Кеттелла (0.775); доброжелательный стиль отношения к окружающим по тесту Лири (0.671); эмпатия по тесту Холла (0.637); дружелюбие по тесту Лири (0.590); распознавание эмоций других людей по тесту эмоционального интеллекта Холла (0.557). Данный фактор назовём фактором дружелюбного отношения к окружающим.
В 9-й фактор вошли 2 переменные: общий балл по тесту интеллекта Амтхау-эра (0.754) и критерии оценки качества по тесту ССУ Пейсахова (0.680). Этот фактор объединяет переменные, относящиеся к когнитивной составляющей познавательных состояний, следовательно, его можно определить как фактор общего интеллекта. По роли данного фактора в факторной структуре можно утверждать, что уровень развития общего интеллекта не является основополагающим в структуре познавательных психических состояний студентов.
10-й фактор связан с такими показателями: радикализм по 16-факторному опроснику Кеттелла (0.864); твёрдость по 16-факторному опроснику Кеттелла (0.796); числовые ряды по тесту структуры интеллекта Амтхауэра (0.631); пространственное воображение по тесту структуры интеллекта Амтхауэра (0.611). Этот фактор объединил интеллектуальные и личностные характеристики, его можно интерпретировать как фактор личностной регуляции познавательных способностей.
В 11-й фактор вошли 2 переменные: улучшение памяти, лёгкость запоминания (0.827); высокая находчивость, логичность мысли по рельефу психических состояний (0.703). Данный фактор образуют два показателя интенсивности когнитивных процессов (память и мышление), поэтому его можно назвать фактором активности когнитивных процессов.
12-й фактор интегрирует следующие варианты: альтруистичность по тесту Лири (0.790); беспечность по 16-факторному опроснику Кеттелла (0.671); подчиняемый стиль по тесту Лири (0.649). Этот фактор презентирует зависимый стиль поведения, так как он группирует показатели, демонстрирующие преобладание конформных установок, конгруэнтность в контактах с окружающими, неуверенность в себе, восприимчивость к мнению окружающих и склонность к компромиссам.
13-й фактор состоит из 2 показателей: практичность по 16-факторному опроснику Кеттелла (0.856); эмоциональная осведомлённость по тесту эмоционального интеллекта Холла (0.610). Этот фактор можно озаглавить практичность.
В 14-й фактор вошли такие переменные: повышение двигательной активности по рельефу психических состояний (0.742); бойкость переживаний по рельефу психических состояний (0.669); сознательность по 16-факторному опроснику Кеттелла (0.602). Данный фактор в первую очередь объединяет характеристики переживаний и двигательной активности, его можно обозначить активность психического состояния.
15-й фактор включает 2 показателя: радикализм по 16-факторному опроснику Кеттелла (0.764) и самоконтроль по тесту ССУ Пейсахова (0.727). Радикализм как черта личности характеризуется в том числе наличием интеллектуальных интересов, развитым аналитическим мышлением, направленностью
на теоретическую деятельность. Тем самым данный фактор имеет отношение к личностной регуляции интеллектуальной активности, однако целесообразно назвать его фактором радикализма.
В 16-й фактор вошли следующие переменные: агрессивность по тесту Лири (0.706); недостаточность самоконтроля по 16-факторному опроснику Кеттелла (0.686); подозрительность по тесту Лири (0.674); экстраверсия по тесту Айзенка (0.609); чёткость, ясность представлений, лёгкость возникновения образов по рельефу состояний (0.519). Этот фактор характеризуется агрессивным отношением к окружающим и ослабленным самоконтролем, его можно интерпретировать как внешний локус контроля.
17-й фактор состоит из таких показателей: исключение понятий по тесту структуры интеллекта Амтхауэра (0.722); внутренняя напряжённость по тесту Кеттелла (0.621). Его можно назвать фактором активности вербально-логиче-ского мышления.
По результатам статистической обработки можно выделить десять базовых факторов, которые объясняют 81.3% общей дисперсии исходных переменных и определяют структуру познавательных состояний:
• отношение к интеллектуальной деятельности (18.295%);
• включённость в интеллектуальную деятельность (11.519%);
• социальная регуляция познавательной активности (9.853%);
• саморегуляция эмоций (8.939%);
• способность к самоуправлению (6.898%);
• активность переживаний (6.065%);
• фактор индивидуальности (5.900%);
• дружелюбное отношение к окружающим (5.099%);
• общий интеллект (4.848%);
• фактор личностной регуляции познавательных способностей (3.855%).
Анализ взаимосвязи факторов
Рассмотрим наиболее устойчивые взаимосвязи (р < 0.001 и р < 0.01) между выделенными факторами (см. табл. 1). На уровне р < 0.001 выявлены следующие связи:
• фактор социальной регуляции познавательной активности коррелирует с фактором активности когнитивных процессов (0.521);
• фактор саморегуляции эмоций связан со способностью к самоуправлению (0.432) и индивидуальностью (0.368);
• фактор способности к самоуправлению связан с фактором индивидуальности (0.420);
• фактор индивидуальности связан с фактором активности психических состояний (0.440);
• фактор социальной регуляции познавательной активности связан с фактором активности психических состояний (0.385).
Табл. 1
Матрица интеркорреляций между факторами, лежащими в основании структуры состояния заинтересованность /умственное напряжение
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17
1 1.00 0.212 0.101 0.269 0.254 -0.004 0.183 0.092 -0.070 -0.011 -0.295 0.169 0.147 -0.066 -0.040 -0.266 -0.319
2 0.212 1.00 0.062 0.172 0.190 -0.158 0.147 -0.064 -0.137 -0.202 -0.017 0.166 0.234 -0.097 -0.005 -0.250 -0.116
3 0.101 0.062 1.00 0.093 0.011 -0.026 0.064 -0.039 -0.085 -0.012 -0.521 0.001 0.125 -0.105 -0.099 0.191 0.153
4 0.269 0.172 0.093 1.00 0.432 0.287 0.368 0.286 -0.161 0.059 -0.003 -0.061 -0.145 0.263 -0.112 -0.062 -0.055
5 0.254 0.190 0.011 0.432 1.00 -0.016 0.420 0.196 -0.099 0.034 -0.019 0.114 -0.036 0.314 -0.105 -0.198 0.269
6 -0.004 -0.158 -0.026 0.287 -0.016 1.00 -0.015 -0.043 -0.300 0.263 0.057 -0.056 -0.219 -0.173 -0.162 0.067 -0.232
7 0.183 0.147 0.064 0.368 0.420 -0.015 1.00 0.319 0.023 0.102 -0.008 0.213 0.002 0.440 -0.011 -0.118 0.107
8 0.092 -0.064 -0.039 0.286 0.196 -0.043 0.319 1.00 0.114 0.070 -0.109 -0.012 -0.051 0.385 -0.040 -0.057 0.037
9 -0.070 -0.137 -0.085 -0.161 -0.099 -0.300 0.023 0.114 1.00 0.016 0.143 -0.172 0.135 0.167 0.301 0.241 0.000
10 -0.011 -0.202 -0.012 0.059 0.034 0.263 0.102 0.070 0.016 1.00 -0.045 0.056 0.135 -0.094 -0.057 0.135 0.172
11 -0.295 -0.017 -0.521 -0.003 -0.019 0.057 -0.008 -0.109 0.143 -0.045 1.00 -0.183 -0.247 0.259 0.162 0.015 -0.089
12 0.169 0.166 0.001 -0.061 0.114 -0.056 0.213 -0.012 -0.172 0.056 -0.183 1.00 0.138 -0.109 -0.056 -0.172 0.028
13 0.147 0.234 0.125 -0.145 -0.036 -0.219 0.002 -0.051 0.135 0.135 -0.247 0.138 1.00 -0.141 -0.157 -0.127 -0.003
14 -0.066 -0.097 -0.105 0.263 0.314 -0.173 0.440 0.385 0.167 -0.094 0.259 -0.109 -0.141 1.00 0.170 -0.093 0.066
15 -0.040 -0.005 -0.099 -0.112 -0.105 -0.162 -0.011 -0.040 0.301 -0.057 0.162 -0.056 -0.157 0.170 1.00 0.129 -0.127
16 -0.266 -0.250 0.191 -0.062 -0.198 0.067 -0.118 -0.057 0.241 0.135 0.015 -0.172 -0.127 -0.093 0.129 1.00 0.179
17 -0.319 -0.116 0.153 -0.055 0.269 -0.232 0.107 0.037 0.000 0.172 -0.089 0.028 -0.003 0.066 -0.127 0.179 1.00
Я О
со К
>
Н §
К №
Н о о о н о
со
я §
н и я о н и
ЧО
(Л
Таким образом, на уровне р < 0.001 имеется в общей сложности 6 связей. Самая сильная из них - корреляция факторов социальной регуляции познавательной активности и активности когнитивных процессов (0.521). Фактор индивидуальности имеет наибольшее количество сильных связей (с 3 факторами): очевидно, индивидуальные особенности личности в структурно-функциональной организации познавательных состояний играют заметную роль.
Назовём связи, выявленные на уровне р < 0.01:
• фактор отношения к интеллектуальной деятельности коррелирует обратной связью с активностью когнитивных процессов (-0.295) и активностью вер-бально-логического мышления (-0.313);
• фактор саморегуляции эмоций связан с факторами активности состояния (0.287) и дружелюбного отношения к окружающим (0.286);
• фактор индивидуальности коррелирует с фактором дружелюбного отношения к окружающим (0.313);
• фактор способности к самоуправлению связан с фактором активности психических состояний (0.314).
Наибольшее количество устойчивых корреляций имеет фактор саморегуляции эмоций - со способностью к самоуправлению (р < 0.001), активностью переживаний (р < 0.01), индивидуальностью (р < 0.001), дружелюбным отношением к окружающим (р < 0.01). Кроме того, дополнительный фактор № 14 (активность психического состояния) коррелирует с факторами способности к самоуправлению (р < 0.01), индивидуальности (р < 0.001) и дружелюбного отношения к окружающим (р < 0.001).
Таким образом, ведущими факторами в структуре познавательных состояний являются фактор № 4 (саморегуляция эмоций), фактор № 7 (индивидуальность) и дополнительный фактор № 14 (активность психического состояния).
Заключение
Феноменологический анализ познавательных состояний, возникающих в процессе решения интеллектуальных задач, показал, что в их структуру входят как эмоции (являющиеся индикатором непосредственного отношения испытуемых к предлагаемым заданиям и ситуации исследования в целом), так и состояния интеллекта (которые характеризуют интеллектуальную активность с точки зрения меры сложности решаемых задач и умственных затруднений при реализации деятельности).
Анализ самоотчётов испытуемых указывает на то, что довольно сложно выделить познавательные состояния в «чистом» виде. В представленных описаниях познавательные состояния являлись процессом и результатом взаимодействия эмоций (например, азарта), когнитивных состояний (умственного напряжения, активности внимания и пр.), имеющих отношение к уровню функционирования интеллектуальных способностей, а также социальных чувств (чувства долга, ответственности и т. п.). Наиболее типичным познавательным состоянием студентов в ходе выполнения интеллектуальных тестов является состояние заинтересованности в сочетании с умственной напряжённостью (которое отметили более 55% респондентов).
По результатам статистической обработки данных выделены 10 базовых факторов (которые объясняют 81.3% общей дисперсии переменных), лежащих в основании структуры типичных познавательных состояний. Это отношение к интеллектуальной деятельности, включённость в интеллектуальную деятельность, социальная регуляция познавательной активности, саморегуляция эмоций, способность к самоуправлению, активность переживаний, индивидуальность, дружелюбное отношение к окружающим, общий интеллект и личностная регуляция познавательных способностей.
Системообразующим для типичных познавательных состояний является фактор отношения к задачам деятельности в контексте общей смысловой направленности субъекта. Данный фактор имеет обратные корреляции (p < 0.01) с факторами активности когнитивных процессов и вербально-логического мышления. Ведущими факторами в структуре познавательных состояний выступают саморегуляция эмоций, индивидуальность и дополнительный фактор активности психического состояния.
Таким образом, познавательные состояния, активизирующиеся в ходе интеллектуальной деятельности, проявляются как полисостояния с множественными проявлениями психики (смысловыми, когнитивными, эмоциональными, социально-психологическими, субъектно-личностными, индивидуально-психологическими) и многокомпонентностью структуры. При этом уровень развития общего интеллекта и отдельных когнитивных способностей играет второстепенную роль в организации познавательных состояний, которые в большей степени связаны со способностью студентов к обучению («обучаемостью» по А.К. Марковой).
Summary
A.O. Prokhorov, M.G. Yusupov. Cognitive States in the Context of Intellectual Activity of Students.
The article examines the cognitive states of students, arising in the process of performing the Amthauer intelligence test. According to the results of a factor analysis, the authors specify ten factors underlying the structure of a typical cognitive state - interest. The key factor of this state is described, which is an attitude to intellectual activity in terms of the general conceptual orientation of the subject.
Keywords: subject, intellectual activity, cognitive states, structure.
Литература
1. Левитов Н.Д. О психических состояниях человека. - М.: Просвещение, 1964. -344 с.
2. Прохоров А.О. Психические состояния и их функции. - Казань: КГПИ, 1994. -168 с.
3. Орёл В.Е. Синдром психического выгорания. - М.: ИП РАН, 2005. - 330 с.
4. Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания. - СПб.: Питер, 2008. -336 с.
5. Леонова А.Б., Величковская С.Б. Дифференциальная диагностика состояний сниженной работоспособности // Психология психических состояний. - Казань: Центр инновац. технологий, 2002. - Вып. 4. - С. 326-343.
6. Арцимович Н.Г., Галушина Т.С. Синдром хронической усталости. - М.: Науч. мир, 2001. - 221 с.
7. Чиксентмихайи М. Поток: психология оптимального переживания. - М.: Смысл; Альпина нон-фикшн, 2011. - 461 с.
8. Прохоров А.О., Юсупов М.Г. Повседневное трансовое состояние. - М.: ИП РАН, 2013. - 176 с.
9. Карпов А.В., Скитяева И.М. Психология метакогнитивных процессов личности. -М.: ИП РАН, 2005. - 356 с.
10. Карпов А.В. Психология рефлексивных механизмов деятельности. - М.: ИП РАН, 2004. - 424 с.
11. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии. - СПб.: Питер, 2006. - 560 с.
12. МарковаА.К. Психология труда учителя. - М.: Просвещение, 1993. - 192 с.
13. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. - СПб.: Питер, 2007. - 342 с.
14. Габдреева Г.Ш., Юсупов М.Г. Саморегуляция психических состояний: психологические технологии и диагностика. - Казань: Отечество, 2013. - 154 с.
15. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. - Самара: БАХРАХ-М, 2004. -672 с.
16. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. - М.: Ин-т психотерапии, 2002. - 490 с.
17. Леонтьев Д.А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО). Психодиагностическая серия. - М.: Смысл, 2006. - 18 с.
18. Болотова А.К., Макарова И.В. Прикладная психология. - М.: Аспект Пресс, 2002. -383 с.
19. Прохоров А.О., Юсупов М.Г. Методика измерения психического состояния в учебной деятельности студентов // Психология психических состояний. - Казань: Казан. ун-т, 2011. - Вып. 8. - С. 277-288.
Поступила в редакцию 03.09.14
Прохоров Александр Октябринович - доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой общей психологии, Казанский (Приволжский) федеральный университет, г. Казань, Россия.
E-mail: ALProkhor1011 @gmail.com
Юсупов Марк Геннадьевич - кандидат психологических наук, доцент кафедры общей психологии, Казанский (Приволжский) федеральный университет, г. Казань, Россия. E-mail: [email protected]