Научная статья на тему 'Познавательные процессы у людей с социально-значимым заболеванием'

Познавательные процессы у людей с социально-значимым заболеванием Текст научной статьи по специальности «Клиническая медицина»

CC BY
160
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Журнал МедиАль
Область наук
Ключевые слова
ТУБЕРКУЛЕЗ / ХИМИОТЕРАПИЯ / ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ / ПАМЯТЬ / ВНИМАНИЕ / ИНТЕЛЛЕКТ / TUBERCULOSIS / CHEMOTHERAPY / COGNITIVE FUNCTIONS / MEMORY / ATTENTION / INTELLECT

Аннотация научной статьи по клинической медицине, автор научной работы — Удалова Татьяна Юрьевна, Багишева Наталья Викторовна, Мордык Анна Владимировна, Иванова Ольга Георгиевна, Кондря Анастасия Валерьевна

Цель исследования: выявление изменения в познавательных процессах (памяти, внимания, мышления) пациентов под воздействием химиотерапии туберкулеза. Материалы и методы. Исследование простое проспективное. Проведена психодиагностика пациентов с впервые выявленных туберкулезом, находящихся на лечении в противотуберкулезном диспансере в начале курса химиотерапии и через 3 месяца по окончании интенсивной фазы. Проанкетировано 50 пациентов (муж/жен) от 20 до 47 лет с использованием психодиагностических методик для оценки внимания, словесной и зрительной памяти и интеллекта. Результаты исследования. Анализ результатов снижение категории «внимание» со среднего и высокого уровня у большинства пациентов в начале лечения до низкого через 3 месяца, «словесная и зрительная память» со среднего до низкого и очень низкого уровня, «интеллект» со среднего до ниже среднего уровня или даже дефектного. Следовательно, при работе с данной категорией пациентов для увеличения приверженности к лечению и достижения комплаенса, медицинскому персоналу необходимо знать возможные изменения познавательной сферы больных, происходящее под действием противотуберкулезных препаратов и осуществлять ведение пациентов, наблюдение и контроль с учетом имеющихся особенностей в познавательной сфере на различных этапах химиотерапии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по клинической медицине , автор научной работы — Удалова Татьяна Юрьевна, Багишева Наталья Викторовна, Мордык Анна Владимировна, Иванова Ольга Георгиевна, Кондря Анастасия Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Cognitive processes in people with socially significant diseases

The aim of the study: to identify changes in cognitive processes (memory, attention, thinking) of patients under the influence of chemotherapy for tuberculosis. Materials and methods. Simple prospective study. Psychodiagnostics of patients with newly diagnosed tuberculosis, being treated at an antituberculosis dispensary at the beginning of the course of chemotherapy and 3 months after the end of the intensive phase, was carried out. 50 patients (men / women) were examined from 20 to 47 years old using psychodiagnostic techniques to assess attention, verbal and visual memory and intelligence. Results of the study. Analysis of the results of the decrease in the «attention» category from the middle and high levels in the majority of patients at the beginning of treatment to low after 3 months, «verbal and visual memory» from medium to low and very low, «intellect» from medium to below average level or even defective. Therefore, when working with this category of patients to increase adherence to treatment and to achieve compliance, medical personnel need to know the possible changes in the cognitive area of patients that occurs under the influence of antituberculosis drugs and maintain patients, observe and control, taking into account the existing characteristics in the cognitive area at various stages chemotherapy.

Текст научной работы на тему «Познавательные процессы у людей с социально-значимым заболеванием»

НЕВРОЛОГИЯ И ПСИХИАТРИЯ

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ У ЛЮДЕЙ С СОЦИАЛЬНО-ЗНАЧИМЫМ ЗАБОЛЕВАНИЕМ

Дата поступления 07.08.2018

Т.Ю. Удалова1, Н.В. Багишева2, А.В. Мордык2, О.Г. Иванова2, А.В. Кондря2, М.В. Моисеева2, Д.И. Мордык3, И.И. Магнушевская3, 1ФГБОУ ВО «Омский

2

государственный педагогический университет», "ФГБОУ ВО «Омский государственный медицинский университет», 3ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Омской области» Министерства труда и социальной зашиты Российской Федерации, г. Омск

Удалова Татьяна Юрьевна -e-mail: udalova [email protected]

Цель исследования: выявление изменения в познавательных процессах (памяти, внимания, мышления) пациентов под воздействием химиотерапии туберкулеза. Материалы и методы. Исследование простое проспективное. Проведена психодиагностика пациентов с впервые выявленным туберкулезом, находящихся на лечении в противотуберкулезном диспансере в начале курса химиотерапии и через 3 месяца по окончании интенсивной фазы. Проанкетировано 50 пациентов (муж/жен) от 20 до 47 лет с использованием психодиагностических методик для оценки внимания, словесной и зрительной памяти и интеллекта. Результаты исследования. Снижение категории «внимание» со среднего и высокого уровней у большинства пациентов в начале лечения до низкого через 3 месяца, «словесная и зрительная память» - со среднего до низкого и очень низкого уровня, «интеллект» - со среднего до ниже среднего уровня или даже дефектного. Следовательно, при работе с данной категорией пациентов для увеличения приверженности к лечению и достижения комплаенса, медицинскому персоналу необходимо знать возможные изменения познавательной сферы больных, происходящие под действием противотуберкулезных препаратов, и осуществлять ведение пациентов, наблюдение и контроль с учетом имеющихся особенностей в познавательной сфере на различных этапах химиотерапии.

Ключевые слова: туберкулез, химиотерапия, познавательные функции, память, внимание, интеллект.

The aim of the study: to identify changes in cognitive processes (memory, attention, thinking) of patients under the influence of chemotherapy for tuberculosis. Materials and methods. Simple prospective study. Psychodiagnostics of patients with newly diagnosed tuberculosis, being treated at an antituberculosis dispensary at the beginning of the course of chemotherapy and 3 months after the end of the intensive phase, was carried out. 50 patients (men / women) were examined from 20 to 47 years old using psychodiagnostic techniques to assess attention, verbal and visual memory and intelligence. Results of the study. Analysis of the results of the decrease in the «attention» category from the middle and high levels in the majority of patients at the beginning of treatment to low after 3 months, «verbal and visual memory» from medium to low and very low, «intellect» - from medium to below average level or even defective. Therefore, when working with this category of patients to increase adherence to treatment and to achieve compliance, medical personnel need to know the possible changes in the cognitive area of patients that occurs under the influence of antituberculosis drugs and maintain patients, observe and control, taking into account the existing characteristics in the cognitive area at various stages chemotherapy.

Key words: tuberculosis, chemotherapy, cognitive functions, memory, attention, intellect.

Проблема туберкулеза не теряет своей актуальности, однако на фоне повсеместного снижения заболеваемости туберкулезом (ТБ) [1, 2, 3] можно сдвинуть основные ее акценты на повышение эффективности лечения впервые выявленных больных туберкулезом как наиболее приоритетной категории пациентов [4, 5]. Лечение ТБ отличается четкими схемами терапии с определенным количеством лекарственных препаратов и продолжительностью лечения [6]. Соблюдение этих схем определяет эффективность терапии. Однако каждый режим терапии может содержать от четырех до шести противотуберкулезных препаратов, каждый из которых имеет определенные побочные эффекты на те

или иные органы и системы, а суммация их и длительный прием усугубляют неблагоприятное воздействие, в том числе и на нервную систему [7, 8, 9]. Результаты исследований указывают на развитие пограничных психических расстройств у больных туберкулезом после постановки диагноза, коррекция которых будет способствовать повышению эффективности комплексного противотуберкулезного лечения [4, 10, 11]. Пациенты в общении друг с другом способны передавать негативную и порой искаженную информацию о вреде противотуберкулезной химиотерапии, в результате чего может значительно снижаться приверженность к противотуберкулезной терапии.

НЕВРОЛОГИЯ И ПСИХИАТРИЯ

Работа с группами риска по туберкулезу является приоритетным направлением для совершенствования профилактики его развития и своевременного выявления [12, 13]. Коморбидность и мультиморбидность могут препятствовать полноценному излечению впервые выявленных больных туберкулезом [12, 13, 14]. Приверженность к длительной противотуберкулезной терапии зависит от многих факторов, в том числе и от психологического состояния пациента [15], следовательно, информация о влиянии противотуберкулезных препаратов на познавательные процессы пациентов и их психологическое состояние может стать весьма актуальной для повышения ком-плайнса с пациентами.

ЦЕЛЬ РАБОТЫ: выявить изменения в познавательных процессах (памяти, внимания, мышления) пациентов под воздействием химиотерапии туберкулеза.

МАТЕРИАЛ И МЕТОДЫ

Исследование проведено на базе Омского областного противотуберкулезного диспансера. В нем принимали участие 50 пациентов (31 мужчина и 19 женщин) в возрасте от 20 до 47 лет с впервые выявленным инфильтратив-ным туберкулезом легких (ИТЛ). Первичная психодиагностика была проведена после постановки диагноза до начала лечебного курса химиотерапии. Повторное исследование реализовано через три месяца интенсивной фазы химиотерапии с использованием тех же психодиагностических методик.

Использовались следующие психодиагностические тесты:

1. Для изучения уровня внимания применялась методика «Корректурная проба».

2. Для изучения словесной памяти использовалась методика «Заучивания 10 слов» А.Р. Лурия.

3. Методика «Запомни рисунки» применялась для определения объема кратковременной зрительной памяти.

4. Матрицы Равена использовались для изучения логичности мышления.

5. Факторы интеллектуальной сферы из методики «Комплексный личностный опросник» (КЛО), адаптирован Леевик на основе 16-факторного личностного опросника Кеттела.

6. Субсфера «Познавательные функции» анкеты MOS SF 36.

При обработке результатов в соответствии с ключами подсчитывались индивидуальные баллы, которые соотносились с уровневыми характеристиками нормативных данных разработчиков методик [16].

Публикация подготовлена в рамках регионального конкурса «Российское могущество прирастать будет Сибирью и Ледовитым океаном», поддержанного РФФИ научного проекта № 17-16-55012.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Перед началом химиотерапии внимание, измеренное с помощью методики «Корректурная проба» (таблица 1), характеризуется преобладанием среднего уровня (у 60% пациентов). При повторной диагностике в результате приема курса химиотерапии внимание пациентов статистически значимо снизилось, и преобладающим уровнем стал низкий (у 56%). Таким образом, в результате приема противотуберкулезных препаратов пациентам сложнее концентрировать внимание.

По результатам методики заучивания десяти слов А.Р. Лурия, преобладающим уровнем словесной памяти (таблица 1) при первичной диагностике является средний (у 60% респондентов). Повторная диагностика выявила преобладание низкого уровня (52%) и статистически значимое снижение характеристик вербальной памяти.

При анализе динамики запоминания обнаружилось, что у 12 респондентов (24%) при повторных воспроизведениях не увеличивается количество слов, что говорит об эмоциональной вялости пациентов. Об истощаемости нервных процессов, неустойчивости и колебаниях внимания у 20% больных свидетельствует то увеличение, то уменьшение количества вспоминаемых слов. Таким образом, химиотерапия туберкулеза негативно влияет на словесную память.

Первичная диагностика с помощью методики «Запомни рисунки» (таблица) выявила преобладание (у 40%) средних показателей объема зрительной памяти. Повторная диагностика выявила статистически значимое снижение уровня признака - преобладающим (у 60%) стал низкий

ТАБЛИЦА.

Динамика познавательных функций пациентов до и в ходе лечения

Познавательные функции Уровни До, человек (%) В ходе лечения, человек (%)

Очень высокий 4 (8%) 2 (4%)

Высокий 12 (24%) 6 (12%)

Внимание Средний 30 (60%) 14 (28%)

Низкий 4 (8%) 28 (56%)

Очень низкий 0 0

Очень высокий 4 (8%) 0

Высокий 10 (20%) 2 (4%)

Словесная память Средний 30 (60%) 10 (20%)

Низкий 6 (12%) 26 (52%)

Очень низкий 0 12 (24%)

Очень высокий 6 (12%) 0

Высокий 16 (32%) 4 (8%)

Зрительная память Средний 20 (40%) 10 (20%)

Низкий 8 (16%) 30 (60%)

Очень низкий 0 6 (12%)

Незаурядный 4 (4%) 0

Интеллект Средний 22 (44%) 12 (24%)

Ниже среднего 18 (36%) 20 (40%)

Дефектный 8 (16%) 18 (36%)

НЕВРОЛОГИЯ И ПСИХИАТРИЯ

уровень кратковременной зрительной памяти. Таким образом, в результате химиотерапии туберкулеза пациенты хуже запоминают и зрительные образы.

Констатирующая диагностика логичности мышления (таблица) выявила, что преобладающим (44%) является средний уровень интеллекта. Несколько меньшее количество пациентов (36%) характеризуются низким уровнем интеллекта. В группе обследуемых выявлена и дефектная интеллектуальная способность (у 16%), и незаурядный интеллект (4%). В результате химиотерапии показатели логичности мышления значимо уменьшились. Наиболее распространенным (у 40%) стал интеллект ниже среднего. Таким образом, химиотерапия туберкулеза негативно влияет на логическое мышление пациентов.

В интеллектуальной сфере, по результатам методики КЛО, значимых изменений практически не выявлено. Исключение составляет только шкала логического интеллекта. Перед началом лечения у пациентов преобладает средний уровень. В результате химиотерапии выявлен низкий уровень логического интеллекта, слабые познавательные интересы, больные медленно обучаются, многое понимают буквально и конкретно (по шкале В 8,1±2,3). Различий по полу не выявлено (иэмп=47), но очень большие различия между отдельными опрошенными людьми. Результаты по шкале М - практичный/мечтательный стили мышления характеризуются средним уровнем (6,7±1,8). Как на начало исследования, так и при повторной диагностике наиболее характерен промежуточный (не практичный, не мечтательный) стиль мышления. Разброс индивидуальных значений в выборке средний. Для данной категории людей характерен средний уровень консерватизма, как и стремление к новому, присущий большинству людей (по шкале Q1 7,2±1,8). Значимых различий не выявлено (иэмп=31,5).

Субсфера «Познавательные функции» (F5) по результатам анкеты MOS SF 36 не претерпела статистически значимых изменений и демонстрирует у больных туберкулезом достаточно высокое (14,65±3,24) мнение о собственном мышлении, способности усваивать новое (обучаться), памяти, способности к концентрации внимания и к принятию решений. Не низко, не высоко оценивают свою память (F5.1) абсолютное большинство опрошенных людей: 49,09% (3,35±0,76). При этом важна в средней мере способность усваивать и помнить важную информацию (Imp5.1), 43,64% респондентов дали данный ответ, параметры распределения - 3,69±0,86. В основном удовлетворены своей способностью усваивать новое (F5.2) около половины респондентов, болеющих туберкулезом (52,73%), параметры распределения подтверждают выявленную тенденцию (3,85±0,88). Пациенты считают, что средне (36,36%) и относительно хорошо (46,36%) могут

концентрировать свое внимание ^5.3), что проявляется в средних параметрах распределения 3,57±0,82. Способность к концентрации внимания (1тр5.3) важна в средней степени для 48,18% респондентов (3,66±0,83). В основном удовлетворены своей способностью принимать решения ^5.4) - 58,18% дали подобный ответ, параметры распределения - 3,86±0,78. При этом способность разбираться с ежедневными проблемами и принимать решения (1тр5.2) важна в средней мере: наиболее распространен средний ответ (45,45%) - 3,66+0,86. Таким образом, результаты анкетирования продемонстрировали постепенность и незаметность для людей ухудшения их познавательных процессов, выявляемые с помощью объективных тестовых проб.

ВЫВОДЫ

Исследования динамики познавательных процессов в результате химиотерапии туберкулеза выявили снижение показателей памяти, внимания, мышления, однако изменения больным обычно не замечаются из-за постепенности. Поэтому при работе с данной категорией пациентов медицинский персонал должен доносить информацию о состоянии здоровья и лечебных процедурах на доступном уровне (из-за снижения логического мышления), повторяя несколько раз (из-за плохой словесной памяти), информация должна быть образной, наглядной (зрительная память в меньшей степени снижается), стараться привлекать внимание яркими образами и нестандартной формой предъявления. В силу особенностей интеллектуальной сферы всю информацию необходимо преподносить в доступной форме, дозировано по объему и на конкретных примерах. Вследствие умеренного уровня консерватизма, возможно, убедить их в необходимости перестроиться в сторону здорового образа: заниматься физической культурой, перестать курить, регулярно питаться.

ЛИТЕРАТУРА

1. Нечаева О.Б., Скачкова Е.И., Кучерявая Д.А. Мониторинг туберкулеза в Российской Федерации. Туберкулез и болезни легких. 2013. № 12. С. 40-49.

Nechaeva O.B., Skachkova E.I., Kucheryavaya D.A. Monitoring tuberkuleza v Rossijskoj Federacii. Tuberkulez i bolezni legkix. 2013. № 12. S. 40-49.

2. Пузырёва Л.В., Мордык А.В., Иванова О.Г., Руднева С.Н., Татаринцева М.П. Динамика основных показателей, характеризующих эпидемиологическую ситуацию по туберкулезу в Омской области. Эпидемиология и вакцино-профилактика. 2017. Т. 16. № 4 (95). С. 87-92.

Puzyryova L.V., Mordyk A.V., Ivanova O.G., Rudneva S.N., Tatarinceva M.P. Dinamika osnovnyx pokazatelej, xarakterizuyushhix ehpidemiologicheskuyu situaciyupo tuberkulezu vOmskojoblasti. Epidemiologiya ivakcinoprofilaktika. 2017. T. 16. № 4 (95). S. 87-92.

3. Пузырева Л.В., Мордык А.В., Татаринцева М.П., Руднева С.Н. Вклад ВИЧ-инфекции в развитие эпидемической ситуации по туберкулезу на территории региона Западной Сибири. Дальневосточный медицинский журнал. 2017. № 4. С. 36-40.

НЕВРОЛОГИЯ И ПСИХИАТРИЯ

Puzyreva L.V., Mordyk A.V., Tatarinceva M.P., Rudneva S.N. Vklad VICH-infekcii v razvitie ehpidemicheskoj situacii po tuberkulezu na territorii regiona Zapadnoj Sibiri. Dal'nevostochnyj medicinskij zhurnal. 2017. № 4. S. 36-40.

4. Брюханова Н.С., Мордык А.В. Диагностика и коррекция пограничных психических расстройств у больных впервые выявленным инфильтративным туберкулезом легких. Туберкулез и болезни легких. 2011. Т. 88. № 4. С. 71-72.

Bryuxanova N.S., Mordyk A.V. Diagnostika i korrekciya pogranichnyx psixicheskix rasstrojstv u bol'nyx vpervye vyyavlennym infil'trativnym tuberkulezom legkix. Tuberkulez i bolezni legkix. 2011. T. 88. № 4. S. 71-72.

5. Руденко С.А., Мордык А.В., Багишева Н.В., Емельянова Ю.А. Сравнительные аспекты бактериологической диагностики, течения и результатов лечения впервые выявленного туберкулеза, изолированного и при его сочетании с хронической обструктивной болезнью легких. Курский научно-практический вестник. Человек и его здоровье. 2017. № 3. С. 49-54.

Rudenko S.A., MordykA.V., Bagisheva N.V., Emel'yanova Yu.A. Sravnitel'nye aspekty bakteriologicheskoj diagnostiki, techeniya i rezul'tatov lecheniya vpervye vyyavlennogo tuberkuleza, izolirovannogo i pri ego sochetanii s xronicheskoj obstruktivnoj bolezn'yu legkix. Kurskij nauchno-prakticheskij vestnik Chelovek i ego zdorov'e. 2017. № 3. S. 49-54.

6. Скорняков С.Н., Шульгина М.В., Журавлев В.Ю., Тотолян А.А. Фтизиатрия. Национальные клинические рекомендации. Под ред. Яблонского П.К.. Москва, 2015. 240 с.

Skornyakov S.N., Shul'gina M.V., Zhuravlev V.Yu, Totolyan A.A. Ftiziatriya. Nacional'nye klinicheskie rekomendacii. Pod red. Yablonskogo P.K. Moskva, 2015. 240 s.

7. Гурова Я.В., Мордык А.В. Инфильтративный туберкулез легких: иммуно-патогенетические механизмы развития и нарушение метаболизма ксенобиотиков. Молекулярная медицина. 2017. Т. 15. № 2. С. 8-13.

Gurova Ya.V., Mordyk A.V. Infil'trativnyj tuberkulez legkix: immunopatogeneticheskie mekhanizmy razvitiya i narushenie metabolizma ksenobiotikov. Molekulyarnaya medicina. 2017. T. 15. № 2. S. 8-13.

8. Кондря А.В., Мордык А.В., Руденко С.А. Побочные реакции на противотуберкулезные препараты и факторы, способствующие их развитию, у больных с длительно текущим туберкулезом легких. Врач. 2016. № 11. С. 5-9.

Kondrya A.V., Mordyk A.V, Rudenko S.A. Pobochnye reakcii na protivotuberkuleznye preparaty i faktory, sposobstvuyushhie ix razvitiyu, u bol'nyx s dlitel'no tekushhim tuberkulezom legkix. Vrach. 2016. № 11. S. 5-9.

9. Романова М.А., Мордык А.В., Мерко Е.А., Леонтьева Е.С. Изучение связи сопутствующих заболеваний с переносимостью химиотерапии у детей с активным туберкулезом: результаты ретроспективного когортного исследования. Педиатрическая фармакология. 2016. Т. 13. № 2. С. 95-100.

Romanova M.A., Mordyk A.V., Merko E.A., Leont'eva E.S. Izuchenie svyazi soputstvuyushhix zabolevanij s perenosimost'yu ximioterapii u detej s aktivnym tuberkulezom: rezul'taty retrospektivnogo kogortnogo issledovaniya. Pediatricheskaya farmakologiya. 2016. T. 13. № 2. S. 95-100.

10. Мордык А.В., Брюханова Н.С., Казаков А.В. Изменения психического статуса пациентов при непереносимости противотуберкулезных препаратов. Туберкулез и болезни легких. 2009. Т. 86. № 3. С. 38-41.

Mordyk A.V., Bryukhanova N.S., Kazakov A.V. Izmeneniya psixicheskogo statusa pacientov pri neperenosimosti protivotuberkuleznyx preparatov. Tuberkulez i bolezni legkix. 2009. T. 86. № 3. S. 38-41.

11. Удалова Т.Ю., Багишева Н.В., Мордык А.В., Моисеева М.В., Руденко С.А., Ароян А.Р., Иванова О.Г. Пограничные психические расстройства у пациентов с сочетанной патологией бронхолегочной системы. Медицинский альманах. 2017. № 5 (50). С. 150-154.

Udalova T.Yu, Bagisheva N.V., MordykA.V., Moiseeva M.V., Rudenko S.A., Aroyan A.R., Ivanova O.G. Pogranichnye psixicheskie rasstrojstva u pacientovs sochetannoj patologiej bronxolegochnoj sistemy. Medicinskij al'manax. 2017. № 5(50). S. 150-154.

12. Багишева Н.В., Мордык А.В., Иванова О.Г., Батищева Т.Л. Туберкулез и ХОБЛ: проблемы коморбидности. Медицинский вестник Северного Кавказа. 2014. Т. 9. № 4 (36). С. 329-331.

Bagisheva N.V., Mordyk A.V., Ivanova O.G., Batishheva T.L. Tuberkulez i XOBL: problemy komorbidnosti. Medicinskij vestnik Severnogo Kavkaza. 2014. T. 9. № 4 (36). S. 329-331.

13. Бекмухамбетова Н.В., Иванова О.Г., Мордык А.В., Багишева Н.В. Некоторые особенности клинического течения туберкулеза органов дыхания и сопутствующей соматической патологии. Омский научный вестник. 2014. Т. 134. № 2. С. 8-10.

Bekmuxambetova N.V., Ivanova O.G., Mordyk A.V., Bagisheva N.V. Nekotorye osobennostiklinicheskogo techeniya tuberkuleza organov dyxaniya i soputstvuyushhej somaticheskoj patologii. Omskij nauchnyj vestnik. 2014. T. 134. № 2. S. 8-10.

14. Мордык А.В., Иванова О.Г., Сулим Д.А., Багишева Н.В. Хроническая обструктивная болезнь легких и сопутствующая инфекционная патология. Лечащий врач. 2014. № 10. С. 14.

Mordyk A.V., Ivanova O.G., Sulim D.A., Bagisheva N.V. Xronicheskaya obstruktivnaya bolezn' legkix i soputstvuyushhaya infekcionnaya patologiya. Lechashhij vrach. 2014. № 10. S. 14.

15. Стрельцова Е.Н., Степанова Н.А., Курамшин Д.А., Вирина Е.Б. Приверженность к лечению у впервые выявленных больных туберкулезом легких. Астраханский медицинский журнал. 2013. Т. 8. № 3. С. 130-132.

Strel'cova E.N., Stepanova N.A., Kuramshin D.A., Virina E.B. Priverzhennost' k lecheniyu u vpervye vyyavlennyx bol'nyx tuberkulezom legkix. Astraxanskij medicinskij zhurnal. 2013. T. 8. № 3. S. 130-132.

16. Диагностика здоровья. Психологический практикум. Под ред. Г.С. Никифорова. СПб.: Речь, 2007. 950 с.

Diagnostika zdorov'ya. Psixologicheskij praktikum. Pod red. G.S. Nikiforova. SPb.: Rech', 2007. 950 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.