УДК 327.7: 504.06 DOI: 10.24412/2658-6703-2024-4-4-15
EDN: MQMWID
Позиция России на климатическом саммите COP29 и роль природных экосистем в балансе парниковых газов в стране
11 Нефедова Людмила Вениаминовна [0000-0002-6022-0617], 2,2 Соловьев Дмитрий Александрович [0000-0001-5591-3067]
1 Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, Москва, Россия, 2 Институт океанологии им. П.П. Ширшова РАН, Москва, Россия
E-mail: [email protected], [email protected]
Аннотация. В статье представлен обзор основных обсуждавшихся вопросов и решений международной конференции по изменению климата в Баку в ноябре 2024 г. Изложена позиция России по направлениям финансирования мер по снижению антропогенного воздействия, а такжесмягченияпо-следствийи адаптации наименее развитых стран к глобальным климатическим изменениям. Подробно рассмотрен вопрос оценок параметров выбросов и поглощения углекислого газа природными экосистемами на территории России в стратегии низкоуглеродного развития страны.
Ключевые слова: эмиссия углекислого газа, климатические изменения, адаптация, поглощение СО2 лесами, международное финансирование
1 Введение
Глобальные климатические изменения являются одной из основных проблем современности. Международное сообщество ежегодно проводит конференции под эгидой Рамочной конвенции Организации Объединенных Наций об изменении климата (РКИК ООН), посвященные вопросам борьбы с климатическими изменениями, смягчения рисков изменений и адаптации к их последствиям. В городе Баку (Азербайджан) с 11 по 22 ноября 2024 года состоялась 29-я сессия Конференции сторон Рамочной конвенции ООН об изменении климата (COP29). В этом крупнейшем мероприятии принимали участие более 70 тысяч человек из 200 стран. Участники конференции вели дискуссии по широкому спектру вопросов, посвященных уменьшению последствий изменения климата, а также по вопросам финансовой поддержки развивающихся стран. Большой делегацией на
СОР29 былапредставлена и Российская Федерация. В состав делегации, возглавляемой премьер-министром РФ Михаилом Мишустиным, вошли представители различных министерств, госструктур, научных кругов самых разных направлений. В «Голубой зоне», где проходят важные мероприятия с участием высокопоставленных лиц, также был открыт российский павильон.
Цели и задачи данного исследования — проследить позиции представителей различных стран и коалиций по вопросам глобальных климатических изменений, мер по смягчению их последствий и адаптации наименее развитых в экономическом отношении стран, выделить основные решения, принятые на данной конференции и их значение для мирового сообщества, рассмотреть позицию Российской Федерации по направлению оценки суммарного антропогенного воздействия на окружающую среду и мер для достижения углеродной нейтральности экономики.
При работе над статьей использованы информационные материалы сайтов Рамочной конвенции Организации Объединенных Наций об изменении климата (иОТССС), Еврокомиссии (ЕС), Евразийской экономической комиссии, Минэкономразвития РФ, Росстата, Российского экологического общества, а также публикации и сообщения научных организаций: Института глобального климата и экологии и пилотного проекта Министерства науки и высшего образования Российской Федерации «Карбоновые полигоны».
2 Темы обсуждения, позиции сторон и основные итоги СОР29
На климатической конференции обсуждались вопросы финансовой поддержки развивающихся стран, международной торговли углеродными квотами, национальных планов адаптации к климатическим изменениям и участия в них коренных народов, отчетности и прозрачности действий стран-участниц. Высказывались и сомнения в эффективности мер по предотвращению климатических изменений. Так, участники саммита выразили беспокойство темпами снижения выбросов, которые всё ещё недостаточны для предотвращения климатического кризиса. Текущий год, по прогнозам, станет самым теплым за всю историю наблюдений, что подтверждают растущие последствия изменения климата: наводнения в Африке унесли тысячи жизней и лишили миллионы людей продовольствия; оползни в Азии уничтожили целые деревни; засуха в Южной Америке привела к обмелению рек, критически важных для транспорта и сельского хозяйства; вызванные дождями наводнения в Испании и США привели к сотням погибших и значительным экономическим потерям.
Представители бизнеса и эксперты, обсуждали в рамка саммита широкий круг вопросов, связанных с климатическим регулированием и будущим населения Планеты. В рамках первого заседания Евразийского климатического клуба участники дискуссии, среди которых были помощник президента РФ, специальный
представитель по вопросам климата Руслан Эдельгериев, член Коллегии (министр) по торговле ЕЭК Андрей Слепнев, старший вице-президент по Б8в ПАО «Сбербанк» Татьяна Липская, обсудили единые подходы к углеродному регулированию внутри объединения и выразили свою готовность к всестороннему международному диалогу. Не меньшее внимание было уделено ивопросам развития городской среды и инноваций с ориентиром на человека. Так, например, в рамках сессии «Есть ли будущее у человека в «умном» городе в эпоху климатического кризиса?» эксперты из Бразилии, Индии, Нигерии, Турции и России поделились своим опытом в области создания комфортной, инновационной и климатически нейтральной городской среды.
СОР29 стал третьей подряд конференцией, проведенной в стране, активно добывающей ископаемое топливо. Представители Азербайджана и ОПЕК акцентировали внимание на важности нефтегазовых ресурсов, назвав их «даром Божьим». Значимых решений по сокращению использования ископаемого топлива или увеличению мощностей возобновляемой энергетики принято не было. Развивающиеся страны подняли вопрос о влиянии климатических торговых барьеров на их экономику. Они заявили, что высокая стоимость подобных инициатив препятствует их усилиям по «озеленению» экономики. Особое внимание было уделено углеродному налогу на границе, который планируется ввести в Европейском Союзе (ЕС). Однако не меньшую тревогу вызвала возможность введения США новых пошлин на импорт при администрации Дональда Трампа. Было принято решение рассмотреть этот вопрос на будущих саммитах [1].
Председатель Правительства России Михаил Мишустин выступил на саммите мировых лидеров по вопросам климатических действий в рамках 29-й сессии Конференции Сторон Рамочной конвенции ООН об изменении климата. В своем выступлении 13 декабря 2024 г. Председатель Правительства России отметил, что Россия активно участвует в мерах, которые принимает международное сообщество для противостояния глобальным изменениям климата. Далее Михаил Мишустин подчеркнул, что Россия выступает за объединение усилий в борьбе с изменениями климата, где он выделил четыре приоритета:
1. Согласование новой коллективной цели в области климатического финансирования в интересах развивающихся государств.
2. Плавный переход к низко-эмиссионной энергетике.
3. Внедрение практических механизмов реализации международных договорённостей.
4. Налаживание кооперации научных сообществ.
Также М. Мишустин сообщил, что России удалось сократить выбросы парниковых газов более чем в два раза от уровня 1990 года. «К 2060-му страна планирует выйти на углеродную нейтральность. Упор делается на повышение энергетической эффективности, развитие электротранспорта, внедрение современных решений в сельское и лесное хозяйство. В России уже 85% энергобаланса обеспечивается чистой, низко-эмиссионной генерацией. Это в первую очередь газовая, атомная энергетика, а также энергия из возобновляемых источников. В стране наращиваются собственные технологии и производственные мощности
для декарбонизации отраслей. Используются и природные возможности. В России расположена пятая часть глобальных лесных ресурсов. Объём поглощения превышает 1 млрд тонн эквивалента углекислого газа в год. Россия остаётся приверженной целям низкоуглеродного развития. Мы совершенствуем законодательство, оказываем добровольное содействие уязвимым странам на климатическом направлении и готовы продолжить такую работу в тесном диалоге со всеми заинтересованными государствами» [2]. Поскольку данное значение поглощения парниковых газов (ПГ) природными системами России ранее не указывалось в статистических материалах по балансу парниковых газов и не озвучивалось на международной арене, этот вопрос получил широкое обсуждение в научных и политических кругах. Ниже в статье мы рассмотрим научное обоснование данного значения поглощения парниковых газов в нашей стране. А сейчас рассмотрим основные итоги COP 29.
1. Главной темой COP29 в Баку стало финансирование борьбы с изменением климата. На мероприятии собрались представители 200 стран, и было достигнуто прогрессивное соглашение, которое позволит втрое увеличить климатическое финансирование для развивающихся стран, что соответствует увеличению с объемов прежней согласованной в рамках переговоров по климату цели в 100 миллиардов долларов США в год до 300 миллиардов долларов США в год к 2035 году. Это укрепит усилия по взаимодействию всех участников климатического процесса с целью увеличения объема финансирования для развивающихся стран из государственных и частных источников до 1,3 триллиона долларов США в год к 2035 году. Эта так называемая Новая коллективная количественная цель (НККЦ) по финансированию климата — NewCoUectiveQuantifiedGoalonQimate-Finance (NCQG) — была согласована после двух недель интенсивных переговоров и нескольких лет подготовительной работы, в ходе которой все страны должны были единогласно согласовать все детали соглашения. Однако развивающиеся государства сочли эту сумму недостаточной для масштабных преобразований, необходимых для перехода к чистой энергии. Кроме того, многие представители этих стран критиковали отсрочку на десятилетие, заявляя, что это только замедлит переход к устойчивым источникам энергии. Дополнительное недовольство вызвали предложения о включении взносов развивающихся стран в общий целевой показатель, что особенно активно оспаривала Индия.
Однако, по мнению Саймона Стила, исполнительного секретаря РКИК ООН, «Эта новая финансовая цель представляет собой "страховой полис" для человечества на фоне ухудшающихся последствий изменения климата, затрагивающих все страны. Но, как и любая другая страховка, она работает только в том случае, если взносы выплачиваются полностью и в срок. Кроме того, это соглашение позволит сохранить масштабный рост чистой энергии и поможет всем странам воспользоваться его существенными преимуществами: увеличением числа рабочих мест, укреплением роста, удешевлением чистой энергии для всех» [3]. Данная финансовая цель основывается на значимых успехах в осуществлении мер по борьбе с изменением климата, согласованных на COP27, в ходе которой был дан
старт работе первого в своем роде Фонда по компенсации потерь и ущерба, вызванных последствиями изменения климата, а также СОР28, где было достигнуто глобальное соглашение о скорейшем и справедливом переходе от ископаемого топлива в энергетических системах, увеличении в три раза объема возобновляемых источников энергии и укреплении климатической устойчивости.
Необходимо отметить, что по оценкам Международного энергетического агентства, в 2024 году объем глобальных инвестиций в чистую энергетику впервые превысит 2 триллиона долларов США.
2. На COP29 было достигнуто соглашение по углеродным рынкам в рамках Парижского соглашения, которое не удавалось заключить на нескольких предыдущих конференциях по климату. Благодаря этому торговля между странами и механизм углеродного кредитования смогут в полной мере начать функционировать. Решение данной климатической конференции-29 по торговле между странами (Статья 6.2) обеспечивает ясность в отношении того, как страны будут авторизовывать торговлю углеродными кредитами, и как будут действовать реестры, в которых это будет отражено. Кроме того, появилось понимание того, что будет обеспечен изначальный учет экологических факторов благодаря проведению технических проверок в рамках прозрачного процесса. Это позволит странам привлекать финансирование, компенсировать выбросы или торговать ими на бирже. Соответствующие соглашения помогут странам быстрее и с меньшими финансовыми затратами реализовать свои климатические планы и быстрее добиться прогресса в сокращении глобальных выбросов в два раза уже в этом десятилетии, как того требуют результаты научных исследований.
3. Саммит в Баку стал важной вехой для адаптации к климатическим изменениям, поскольку на нем было достигнуто несколько ключевых результатов на данном направлении. Решение СОР29 по вопросам, касающимся наименее развитых стран, содержит положение о создании программы поддержки для осуществления Национальных планов по адаптации (НПА) для наименее развитых стран. В ходе Диалога высокого уровня по НПА министры из наименее развитых стран и малых островных развивающихся государств, финансовые эксперты и международные доноры встретились для преодоления становящейся все более неотложной проблемы адаптации к изменению климата. В ходе дискуссий обсуждались вопросы инновационного финансирования, технической поддержки и ускорения принятия мер для соблюдения сроков представления НПА к 2025 году. Мероприятие завершилось призывом к принятию мер по ускорению подготовки НПА и воплощению планов в практические результаты. Результат по Глобальной цели по адаптации прочертил четкую дорогу вперед на пути к С0Р30 для рабочей программы по индикаторам, подготовив процесс, в ходе которого эксперты смогут продолжить свою техническую работу до «передачи эстафеты» Сторонам [3]. На СОР29 также была запущена Бакинская дорожная карта по адаптации и Бакинский диалог высокого уровня по адаптации с целью укрепить осуществление Рамочной программы ОАЭ 2023 г.
4. На СОР29 был сделан также решительный шаг вперед для повышения роли коренных народов и местных общин в мерах по борьбе с изменением климата.
Был принят Бакинский рабочий план и продлен мандат Рабочей группы по содействию Платформы местных общин и коренных народов. Эти меры подчеркивают необходимость более активного вовлечения местных сообществ и коренных народов в глобальные процессы адаптации и борьбы с изменением климата. Их знания и опыт в области природопользования признаны важным ресурсом, который необходимо интегрировать в национальные планы по адаптации[4].
3 Россия - на пути к углеродной нейтральности
После подписания Россией Парижского соглашения по климату в 2016 г. перед научным сообществом встал вопрос о необходимости оценки потоков парниковых газов от всех экосистем России. Обсуждался запрос о возможности представления в кадастре отчетности по всем экосистемам. В определенных кругах получила распространение идея о климатическом «донорстве» России и, как следствие, об отсутствии необходимости в сокращении антропогенных выбросов парниковых газов. Минприроды России заказало соответствующую научно-исследовательскую работу в 2017 году коллективу ученых, в который вошли ведущие ученые МГУ, институтов РАН (ИГ РАН, ИФХиБПП РАН, ИЛАН РАН) и Росгидромета (ИГКЭ).
Результаты проведенных исследований были опубликованы в 2023 г. в монографии под редакцией директора института Глобального климата и Института глобального климата и экологии имени академика Ю.А. Израэля (ФГБУ ИГКЭ) члена-корр. РАН А.А. Романовской [5]. Эта монография является первым опытом комплексной оценки баланса всех основных парниковых газов (CO2, СШ, N2O) на территории России методом «снизу-вверх», т.е. на основе наземных экспериментальных данных, методов математического моделирования и расчетной оценки в соответствии с международно -признанными методиками МГЭИК. В ней обобщены данные по чистому (нетто) поглощению/выбросам парниковых газов по различным типам природных экосистем субъектов РФ.
Согласно представленным расчетам, часть природных экосистем Российской Федерации выступает в качестве чистого поглотителя парниковых газов. К таким экосистемам относятся леса, степи и болота, которые обеспечивали нетто-погло-щение в количестве 775,2, 420,3 и 119,2 млн тонн СО2-экв. в год, соответственно. Также в ИГКЭ были получены результаты, показывающие, что другая часть природных экосистем Российской Федерации выступает в качестве нетто-источника парниковых газов. К ним относятся тундры, луга и пресноводные экосистемы, которые эмитировали 64,7, 61,8 и 151,7 млн тонн СО2-экв. в год, соответственно. В целом, по расчетам, представленным в данной монографии, природные экосистемы РФ выступают нетто-поглотителями парниковых газов в количестве 1036,4 млн тонн СО2-экв. в год. Именно это значение поглощения парниковых газов природными экосистемами на территории России и было озвучено М. Ми-шустиным на климатическом саммите COP29. Рис.1 наглядно иллюстрирует вклад природных экосистем России в поглощение и выброс парниковых газов.
Зеленые столбцы представляют экосистемы-поглотители (леса, степи, болота), а красные столбцы — экосистемы-источники выбросов (тундры, луга, пресноводные экосистемы). Линия с аннотацией отмечает общий результат поглощения (+1036,4 млн тонн СО2-экв. в год) всеми экосистемами России. Разработки других научных коллективов по проблематике поглотительной способности углекислого газа лесными экосистемами России и их современной и перспективной роли в достижении углеродной нейтральности страны подробно рассмотрены в статье акад. РАН В.В.Клименко с соавторами [6].
Текущая климатическая цель и международные обязательства России сформулированы следующим образом: «обеспечить к 2030 году сокращение объема выбросов ПГ до 70% относительно уровня 1990 года с учетом максимально возможной поглощающей способности лесов и иных экосистем и при условии устойчивого и сбалансированного социально-экономического развития» [7]. Дальнейшая политика низкоуглеродного развития экономики страны была представлена в «Стратегии социально-экономического развития с низким выбросом парниковых газов на период до 2050 г.» [8].
Важно отметить, что принятый в 2021 году Федеральный закон «Об ограничении выбросов парниковых газов» ввел в России обязательную отчетность с 2023 г. о выбросах ПГ для крупнейших компаний-эмитентов и создал возможности для реализации климатических проектов [9].
В России в феврале 2022 г. по указу Президента утверждена Федеральная программа в области экологического развития и климатических изменений до 2030 года, которая подразумевает разработку системы мониторинга потоков ПГ и углеродного цикла [10].
Рис. 1.Поглощение и выброс парниковых газов природными экосистемами России (млн тонн СО2-экв. в год, составлено авторами по данным [5]
Для реализации Стратегии развития с низким выбросом парниковых газов [8] требуется соответствующее аналитическое сопровождение. Для этого правительство сформировало и финансирует важнейший инновационный проект государственного значения (ВИП ГЗ) по созданию системы мониторинга климатически активных веществ. Куратором проекта является Минэкономразвития. Этот проект реализуется 50 различными институтами Российской академии наук, Росгидромета и университетами. Его задача заключается в том, чтобы со всех сторон обеспечить процесс выработки решений в области климатической политики: и со стороны экономики, и со стороны экосистем, и со стороны мониторинга глобального изменения климата. Система позволит повысить качество мер по декарбонизации и связать их с решениями, принимаемыми не только в области климата, но и по развитию всей российской экономики [11].
Для разработки системы мониторинга было принято решение о создании Кар-боновых полигонов на территории России для оценки потоков парниковых газов в природных экосистемах страны. Этот пилотный проект, реализуемый Минобр-науки России, представляет собой интересное и перспективное направление климатической политики России. Он позволит не только внести вклад в формирование надежной национальной системы мониторинга потоков парниковых газов в экосистемах России, но и увеличить доверие к российским климатическим проектам. В конце августа 2022 г. четыре российских научно-образовательных центра мирового уровня (НОЦ) и восемь университетов подписали соглашение о развитии инициатив по обучению, исследованиям и прикладным разработкам в области климатических проектов и снижению воздействия на климат и окружающую среду.
V
*
Рис. 2. Схема размещения карбоновых полигонов при организациях Минобрнауки России, [12]
Исследования на карбоновых полигонах России (Рис.2) должны внести вклад в формирование надежной национальной системы мониторинга потоков парниковых газов (ПГ) в экосистемах страны и углеродного цикла. Они будут способствовать поиску, разработке и внедрению экономически и климатически эффективных технологий поглощения (секвестрации) атмосферного углерода природными экосистемами России с учетом различных почвенных и климатических условий, типа растительности, рельефа местности, видов землепользования и других факторов [12].
4 Заключение
Климатический саммит СОР29 подтвердил необходимость ускоренных мер по борьбе с изменением климата и адаптации к его последствиям. Ключевым итогом стало согласование новой цели по климатическому финансированию — увеличению объемов поддержки развивающихся стран до 1,3 трлн долларов США к 2035 году. Это решение должно ускорить переход к устойчивой энергетике, хотя вызвало обеспокоенность из-за длительности переходного периода.
Значимым шагом стало соглашение по углеродным рынкам, которое создаёт возможности для торговли углеродными квотами и компенсации выбросов, что упрощает реализацию климатических инициатив. Доработка вопросов прозрачности и структуры реестров требует дальнейших переговоров и согласований на последующих саммитах.
Особое внимание на СОР29 уделено защите прав коренных народов и уязвимых групп. Приняты Бакинский рабочий план и решения по поддержке национальных планов адаптации, что усиливает вовлечение местных сообществ в глобальные климатические процессы.
Россия подтвердила приверженность принципам РКИК ООН и Парижского соглашения, подчеркнув необходимость справедливого распределения климатической ответственности. Российская Федерация настаивает на соблюдении принципа «общей, но дифференцированной ответственности», согласно которому развитые страны должны выполнять свои обязательства по финансированию климатических мер, а развивающимся странам следует предоставлять возможность вносить вклад на добровольной основе.
В итоговых документах Конференции делегации от России также удалось не допустить пересмотра договоренностей прошлого года и отстоять важность использования переходного топлива - газа, самого низкоуглеродного из ископаемых видов топлива. Это важно для всех развивающихся стран, чтобы они могли обеспечить достаточный для экономики объем энергии по доступной цене
В российской энергетической политике упор делается на повышение энергетической эффективности, развитие электротранспорта, внедрение современных решений в сельское и лесное хозяйство. В России уже 85% энергобаланса обеспечивается чистой, низкоэмиссионной генерацией. Учитывая значительные площади лесных массивов и других природных экосистем в стране в рамках клима-
тической стратегии России большое внимание уделяется расширениювозможно-стей по учету объемов поглощения углекислого газа природными экосистемами, такими как леса, степи и болота, что становится важным элементом при определении выполнения национальных обязательств (NDCs) в рамках Парижского соглашения.
Природные экосистемы России играют ключевую роль в поглощении парниковых газов, что позволяет укреплять её климатическую позицию на международной арене. Леса, болота и степи выступают основными поглотителями парниковых газов, способствуя ежегодному нетто-поглощению более 1 млрд тонн CO2-эквивалента. На СОР29 российская делегация подчеркнула важность учёта вклада экосистем в национальные цели по снижению выбросов. Карбоновые полигоны, созданные в России, будут способствовать усилению аналитического и научного потенциала страны в этой области. Благодаря карбоновым полигонам, Россия сможет более точно учитывать объемы поглощения углекислого газа своими природными экосистемами, что станет ключевым фактором в международных переговорах по учету национальных вкладов в рамках Парижского соглашения.
Дальнейшее развитие климатической политики требует от России активного взаимодействия с международными организациями и другими странами-участниками РКИК ООН. Прогресс в создании национальной системы мониторинга парниковых газов, разработка углеродных полигонов и принятие мер по декарбонизации промышленности позволят России не только выполнить свои международные обязательства, но и укрепить свою позицию на мировой арене в качестве лидера по борьбе с изменением климата.
Благодарность
Работа выполнена в рамках Госзадания № 121051400082-4 и при поддержке Министерства науки и высшего образования Российской Федерации (госзада-ние№ FMWE-2024-0017)
Литература
1. Официальный сайт Еврокомиссии https://commission.europa.eu/strategy-and-policy/pri-orities-2019-2024/european-green-deaVclimate-actюn-and-green-deal/eu-un-climate-change-conference_en
2. Официальный сайт Правительства РФ http://government.ru/news/53292/
3. Официальный сайт Рамочной конвенции Организации Объединенных Наций об изменении климата. https://unfccc.int/news/cop29-un-climate-conference-agrees-to-triple-fmance-to-developing-countries-protecting-lives-and
4. Официальный сайт Рамочной конвенции Организации Объединенных Наций об изменении климата.https://unfccc.int/news/cop29-adopts-baku-workplan-to-elevate-voices-of-indigenous-peoples-and-local-communities-in-climate
5. Оценка штоюэв парниюзвых ra3oB в эюзшстемах регташв Рoccийcкoй Федерации. / Под pедaкцией чл.-Kopp. PAHA.A. Pомaновской. MocKBa: ИГКЭ, OOO «^m«», 2023. 346 с.
6. Дорога к климатической нейтральности: через леса под землю. Клименко В., Клименко А., Терешин А., Локтионов О.//Энергетическая политика. 2023. № 7 (185). С. 825.
7. Указ Президента Российской Федерации от 04.11.2020 N 666 «О сокращении выбросов парниковых газов»
8. Стратегия социально-экономического развития с низким выбросом парниковых газов, на период до 2050 г. Распоряжение Правительства России № 3052-р от 29 октября 2021 г.
9. Федеральный закон от 02.07.2021 N 296-ФЗ «Об ограничении выбросов парниковых газов»
10. Постановление Правительства Российской Федерации от 08.02.2022 N 133 «Об утверждении Федеральной научно-технической программы в области экологического развития Российской Федерации и климатических изменений на 2021-2030 годы»
11. Интервью с директором Института Народнохозяйственного прогнозирования А.А.Шировым. Информация с портала «Научная Россия» https://scientificrussia.ru/arti-clesMimaticeskaa-pohtika-ekonomiceskoe-resenie-intervu-s-dkektorom-inp-ran-aleksan-drom-sirovym
12. Официальный сайт Министерства образования и науки РФ https://minobr-nauki.gov.ru/press-center/news/nauka/57285/
References
1. Official website of the European Commission https://commission.europa.eu/strategy-and-policy/priorities-2019-2024/european-green-deal/climate-action-and-green-deal/eu-un-cli-mate-change-conference_en
2. Official website of the Government of the Russian Federation http://govern-ment.ru/news/53292/
3. Official website of the United Nations Framework Convention on Climate Change (UNFCCC) https://unfccc.int/news/cop29-un-climate-conference-agrees-to-triple-finance-to-developing-countries-protecting-lives-and
4. Official website of the United Nations Framework Convention on Climate Change (UNFCCC) https://unfccc.int/news/cop29-adopts-baku-workplan-to-elevate-voices-of-in-digenous-peoples-and-local-communities-in-climate
5. Assessment of greenhouse gas flows in the ecosystems of the regions of the Russian Federation. / Edited by Corresponding Member of the Russian Academy of Sciences A.A. Roma-novskaya. Moscow: IGCE, Print LLC, 2023. 346 p.
6. The road to climate neutrality: through forests underground. Klimenko V., Klimenko A., Tereshin A., Loktionov O.//Energy Policy. 2023. No. 7 (185). pp. 8-25.
7. Decree of the President of the Russian Federation dated November 4, 2020, No. 666 "On the Reduction of Greenhouse Gas Emissions".
8. Strategy for socio-economic development with low greenhouse gas emissions for the period up to 2050. Order of the Government of Russia No. 3052-r dated October 29, 2021.
9. Federal Law of July 2, 2021, No. 296-FZ "On the Limitation of Greenhouse Gas Emissions".
10. Resolution of the Government of the Russian Federation dated February 8, 2022, No. 133 "On the Approval of the Federal Scientific and Technical Program in the Field of Environmental Development of the Russian Federation and Climate Change for 2021-2030".
11. Interview with the Director of the Institute of Economic Forecasting A.A. Shirov. Information from the Scientific Russia portal https://scientificrussia.ru/articles/klimaticeskaa-politika-ekonomiceskoe-resenie-intervu-s-direktorom-inp-ran-aleksandrom-sirovym
12. Official website of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation https://minobrnauki.gov.ru/press-center/news/nauka/57285/
The Position of Russia at the COP29 Climate Summit and the Role of Natural Ecosystems in the Country's Greenhouse Gas Balance
uLiudmila Nefedova,2,2Dmitry Solovyev
1 Lomonosov Moscow State University, Moscow, Russia, 2Shirshov Institute of Oceanology, Russian Academy of Sciences, Moscow, Russia
E-mail: 1 [email protected], 2 [email protected]
Abstract. The article presents an overview of the main issues and decisions discussed at the international climate change conference in Baku in November 2024. It outlines Russia's position on the financing of measures to reduce anthropogenic impact, mitigation, and adaptation of least developed countries to global climate change. The article provides a detailed analysis of the assessment of carbon dioxide emissions and absorption parameters by natural ecosystems within Russia's low-carbon development strategy.
Keywords: carbon dioxide emissions, climate change, adaptation, CO2 absorption by forests, international financing.
Acknowledgements
This work was supported by the State Assignment No.121051400082-4 and the Ministry of Science and Higher Education of the Russian Federation (State Assignment No. FMWE-2024-0017).