Научная статья на тему 'Позиция автора в дискурсе современной российской прессы'

Позиция автора в дискурсе современной российской прессы Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
178
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВТОР / ЧИТАТЕЛЬ / ТЕКСТ / ДИСКУРС / AUTHOR / READER / TEXT / DISCOURSE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Некрасова Марина Сергеевна

Статья «Позиция автора в дискурсе современной российской прессы» касается специфики функции автора газетного текста в современной России. Автор обобщает информацию по данному вопросу, делая акцент на аспекте когнитивного изучения проблемы. Статья обращает внимание читателя на своеобразие как коллективного, так и индивидуального образа автора газетного текста современной России. Автор затрагивает следующие аспекты: влияние автора на адресата, влияние адресата на автора, совместное творчество потребителей и создателей медиатекста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The authors position in the modern Russian Press Discourse

The article «The authors position in the modern Russian press dicourse» concerns about the press author specific function in modern Russia.The author resumes information about this topic accentuating the cognitive aspect of this problem.In the article it is paid attention to the unique combination of collective and individual press author image in modern Russia. The author outlines the following aspects: the press author influence on an addressee, the addressee influence on the press author, common creativity of media text makers and consumes.

Текст научной работы на тему «Позиция автора в дискурсе современной российской прессы»

УДК Д 27

ББК 81-7 + 81.2

М. С. Некрасова Позиция автора в дискурсе современной российской прессы

Статья «Позиция автора в дискурсе современной российской прессы» касается специфики функции автора газетного текста в современной России. Автор обобщает информацию по данному вопросу, делая акцент на аспекте когнитивного изучения проблемы.

Статья обращает внимание читателя на своеобразие как коллективного, так и индивидуального образа автора газетного текста современной России. Автор затрагивает следующие аспекты: влияние автора на адресата, влияние адресата на автора, совместное творчество потребителей и создателей медиатекста.

Ключевые слова: автор, читатель, текст, дискурс.

M. S. Nekrasova The author's position in the modern Russian Press Discourse

The article «The author's position in the modern Russian press dicourse» concerns about the press author specific function in modern Russia.The author resumes information about this topic accentuating the cognitive aspect of this problem.In the article it is paid attention to the unique combination of collective and individual press author image in modern Russia. The author outlines the following aspects: the press author influence on an addressee, the addressee influence on the press author, common creativity of media text makers and consumes.

Keywords: author, reader, text, discourse.

Теория дискурса, возникшая в результате интенсивного развития лингвистики текста (И. Г. Гальперин, М. М. Бахтин, Н. С. Волгина, Ю. М. Лотман и др.), предоставила ученым возможность более широко взглянуть на речь не только как на процесс и результат коммуникативной деятельности людей, но и как на итог общечеловеческого и индивидуального знания участников коммуникации. Концентрация внимания лингвистов на возможности изучения языковых процессов в их взаимосвязи с социальными, культурными, политико-экономическими аспектами человеческого бытия открывает новые возможности для исследования творческих и познавательных процессов, свойственных человечеству в условиях всеобщей глобализации.

Большое влияние на поиск механизмов когнитивного исследования дискурса оказали работы Т. А. ван Дейка. Ученый понимает дискурс как реализацию языковой сущности - текста. Определение европейского лингвиста положило начало формированию когнитивно-ориентированной традиции дискурсивного анализа и стало отправной точкой многих фундаментальных исследований теории дискурса (Ю. Н. Караулов, В. В. Петров).

В структуре дискурса принято рассматривать три основных компонента: говоря-

щий (автор), слушающий (адресат), передаваемая информация (текст). При этом следует понимать, что каждая из этих составляющих взаимосвязана с двумя другими и влияет как на содержание, так и на форму речи [1].

Согласно такому подходу, условный дискурс определяется через условный текст. Соответственно, дискурс современных русских газет следует анализировать посредством анализа текстов прессы. Именно в тексте следует искать признаки тех или иных динамических процессов, чаще относящихся к экстралингвистическим категориям, которые происходят в личностном или массовом (социальном, социокультурном) сознании носителей языка и которые воздействуют на формирование речевой культуры, при этом подвергаясь и ее воздействию.

В чем же заключается своеобразие дискурса российской прессы? Весомый вклад в поиск ответа на поставленный вопрос вносит теория российского медиатекста, изучаемая В. В. Богуславской, Т. Г. Добросклон-ской, В. И. Коньковым, В. Г. Костомаровым, А. Д. Кривоносовым, С. И. Сметаниной, Г. Я. Солгаником, Д. Н. Шмелевым и другими учеными, которые подчеркивают значимость института СМИ для сохранения и развития общественной культуры, духовных и

нравственных ориентиров, других компонентов массового и индивидуального сознания носителей языка. Общественно значимую ценность СМИ отмечают в своих работах Л. П. Громова, Г. В. Лазуткина, Е. В. Ерофеева, Г. В. Жирков, М. Н. Ким, Ю. И. Ми-рошникова, Г. Н. Петров, Г. Я. Солганик и др. Суммируя опыт исследовательских работ вышеназванных авторов, представляется возможным выделить наиболее существенные особенности позиции (категории) автора в структуре медиадискурса.

Категория автора в современной российской прессе «рассматривается как сложная структура, обладающая двойственной субъектно-объектной природой» [3, с. 59]. В текущей действительности эта категория характеризуется, прежде всего, усилением роли личностного и творческого начала, которое проявляется, в частности, в распространении в современной прессе эссе, комментария, прогноза, исповеди, а также в доминировании над другими и трансформации аналитических жанров (статья, рецензия, обзор, обозрение и пр.). Автор современного газетного текста стремится обладать собственным лицом, узнаваемым «почерком» и, что представляется наиболее существенным, - собственным читателем. На наш взгляд, усиление творческого журналистского «я» в природе современного газетного дискурса гармонирует с подобной в современной литературе и массовой культуре (дневниковые жанры прозы, рост популярности Интернет-блогов и пр.) (Г. Д. Ахметова).

Приведем два начальных фрагмента стандартного газетного текста (новости), написанных по одному и тому же информационному поводу разными авторами.

«Дмитрий Медведев вместе в реформой МВД предложил сменить и название органов правопорядка. На общественное обсуждение новый законопроект вывешен в Интернете» (Владимир Кузьмин, «Обеспечить правопорядок», «Российская газета» от 12 августа 2010 года).

«В интернете на суд общественности выложен проект нового закона «О полиции», который заменит «Закон о милиции» 1991 года. Текст не окончательный (его еще подправит и администрация президента, и Госдума), но название уже говорит о

многом. Милиция, судя по всему, приходит к своему концу, да здравствует полиция!»

(Владимир Волошин, «Зачем в России милицию меняют на полицию?», газета «Комсомольская правда» от 12 августа 2010 года).

Оба еженедельника размещают материалы на вторых, т.е. информационных полосах. Оба автора преподносят новостные тексты, тематически относящиеся к категории официальных сообщений, в довольно свободной форме. Однако разница авторских позиций очевидна: первый пытается сохранить «нейтралитет» к излагаемому факту, второй снабжает сообщение собственной оценкой, несколько иронично интерпретируя сам факт (подправит, название говорит о многом, судя по всему), а заодно и выражая негативное отношение к одному из действующих лиц (Милиция приходит к своему концу, да здравствует полиция!). Надо полагать, приведенные тексты окажут разное влияние на предполагаемого читателя.

Следует, кстати, отметить факт нарушения норм литературного языка в обоих приведенных текстах, который демонстрирует один из аспектов взаимодействия журналиста и читателя - аспект формирования и сохранения современной речевой культуры (оба действующих лица терпимо относятся к данному факту).

Воздействие автора современной прессы на мировоззрение адресата исследовано в работах Г. В. Грачева, Ю. А. Ермакова, Д. В. Ольшанского, Е. Е. Прониной, Т. В. Чернышовой и других. Специалисты указывают на необходимости всестороннего анализа проблемы.

Современные исследователи (Ю. Н. Караулов, Чокою Анка-Михаела и др.), отмечают значительные изменения тактики общения авторов газетных текстов с читателями, обусловленные стремлением журналистов привлечь внимание читателя к своему материалу, повысить выразительность своей речи, сопроводить факты личными комментариями и оценками. Категория адресата отличается повышением ее значимости в функционировании современного газетного дискурса, а также в преобразовании образа массового читателя в образ читателя-личности. И это не может не оказывать влияния на специфику авторской позиции.

Новизна взаимодействия автора газетного текста и его потенциального читателя заключается в заметном усилении интенсивности их совместного творчества - в стремлении обеих сторон к диалогическому взаимодействию (Г. В. Лазуткина). На это указывает, например, широкое распространение на газетных полосах заголовков в форме вопросов, прямых обращений к читателю. Так, на одном развороте газеты «Экстра» авторы каждого из трех публикаций начали тексты, поделившись с читателем вопросами: «Как правильно доить корову?»; «Праздники закончились, а на столах и мебели остались следы веселых застолий. Как привести квартиру в надлежащий вид?»; «Обморожение: что делать?». Можно отметить и использование 2-го лица в заголовках: «Таблетки выбирайте сами»; «Хотите похудеть?» (Российская газета).

Образ адресата (читателя) вышел на страницы современной российской прессы и стал частью своеобразного «портрета» каждого из изданий. Подобное совместное творчество делает текст современной газеты в высокой степени насыщенным абстрактными величинами, требующих и от автора, и от читателя извлечения из памяти сходных контекстов (ситуаций). Влияние сегодняшней читательской аудитории СМИ России на ее автора, возможно, достигло своего рекордного уровня, ведь журналист пишет то, что востребовано обществом, и пишет так, как того требует общество. На основополагающей роли адресата в структуре дискурса современных СМИ

настаивают О. В. Александрова, Н. Д. Арутюнова, Т. Г. Винокур, В. З. Демьянков, И. М. Кобозева, Л. П. Крысин, Т. В. Чернышева и другие российские ученые.

Газетный текст порождается его автором и его читателем не только и не столько по причине общности их социокультурной среды на одинаковом временном этапе. «Коллективный» авторский образ сегодняшних СМИ имеет гораздо более глубокую природу и, по Ван Дейку, «основан на взаимодействии между репрезентациями и операциями в памяти» [1, с. 139]. Действительно, категория современного газетного текста (передаваемой информации, фактического материала) отличается высокой степенью абстрагированности (прецендент-ность, метафоричность, образность). Лингвисты отмечают, например, единомыслие автора и читателя прессы, базирующееся на сходных интенциях диалога: «информационные потоки медиатекста смещены в сторону деструкции...» [2, с. 18]. Все эти объединяющие автора и читателя СМИ качества обусловлены наличием общей для них когнитивной базы, мыслительных процессов, отражающих схожесть представлений участников медиадискурса о современной действительности и их отношения к ней. Справедливым поэтому видится мнение Ю. Н. Караулова о том, что тексты СМИ представляют собой национальный поток сознания современного человека [4]. Из чего следует, что текст современной российской газеты этот поток фиксирует.

Список литературы

1. Ван Дейк Т. А. Язык. Познание. Коммуникация / под ред. В. И. Герасимова ; пер. с англ. М. : Прогресс, 1989. 312 с.

2. Ерофеева И. В. Аксиология медиатекста в российской культуре (репрезентация ценностей в журналистике начала XXI в.) : автореф. дис. ... д-ра филол. наук. СПб., 2010. 38 с.

3. Журавлева Е. А. Категория автора в текстах политических мемуаров // Герценовские чтения. Иностранные языки : мат-лы межвуз. науч. конф., 28-29 апреля 2010 г. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2010. 351 с.

4. Чернышева Т. В. Тексты СМИ в ментально-языковом пространстве современной России : моногр. М. : URSS, 2007. 296 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.