Секция «Фундаментальные; и прикладные проблемы гуманитарных наук»
УДК 004.93
ПОЗИЦИОНИРОВАНИЕ ТЕРРИТОРИИ СРЕДСТВАМИ ЦИФРОВЫХ
ТЕХНОЛОГИЙ
Н.Н. Додобоев Научный руководитель - А. Н. Городищева
Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31
Ешай: [email protected]
Статья посвящена влиянию ИКТ на формирование туристической отрасли и повышение доступности привлекательности для туристов Таджикистана.
Ключевые слова: цифровые технологии в туризме, большие данные, мобильные сервисы, Таджикистан.
POSITIONING THE TERRITORY BY MEANS OF DIGITAL TECHNOLOGIES
N.N. Dodoboev Scientific supervisor - A. N. Gorodischeva
Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarskii rabochii prospekt, Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation
Еmail: [email protected]
The article is devoted to the influence of ICT on the formation of the tourism industry and increasing the availability of attractiveness for tourists in Tajikistan.
Key words: digital technologies in tourism, big data, mobile services, Tajikistan.
Продвижение территории достаточно сложный социо-экономический процесс. Для того, чтобы сделать территорию привлекательной для инвестиций, для начала необходимо определиться с отраслями, которые станут наиболее привлекательными для инвесторов и людей, которые будут готовы осваивать эти инвестиции. Уровень развития туризма и сервиса является одним из параметров, характеризующих социально-экономическое развитие стран и степень благосостояния населения. Британский туристический журнал «Вандерласт» («Wanderlast») в 2012 году наряду с десятью странами мира объявил Республику Таджикистан одной из привлекательнейших для посещения туристами. Таджикистан - единственная из стран СНГ, которая попала в список десяти привлекательных для туристов стран [1]. Поэтому Таджикистан - небольшая горная страна, не имеющая выходов к морю, планирует в стратегии национального развития до 2030 года в общем направлении экономического развития туризм [2]. Развитие туристской индустрии должно помочь реализовать множество возможностей привлечения финансовых ресурсов туристическими компаниями в страну, путем интеграции цифровых технологий в процесс оказания туристский услуг. Следовательно, для тех, кто работает в туристической отрасли, необходимо понять, почему доступность информации стала одним из основных факторов привлекательности территории, и как использовать информационные сервисы для туристических организаций.
Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2021. Том 3
Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) интегрированные в туристическую отрасль, особенно воздействуют на тех, кто живет в городах или местах, которые претерпевают быстрые изменения и быстро становятся привлекательными для туристов. В контексте туризма территория и поселения становятся привлекательными, когда в них вложены инвестиции в человеческий и социальный капитал, традиционные (транспортные) и современные коммуникации, инфраструктуру и качество жизни. Такие места становятся достопримечательностями для других, привлекают большое количество туристов, которые приезжают в такие места не только в гости, но и в поисках работы и лучшего качества жизни.
Первое, что традиционно делается - это сервисы, повышающие осведомленность людей о культурном наследии, которое существует не только в городах, но и в неизвестных для туристов территориях. Это можно решить, например, с помощью цифровых инструментов, которые позволяют получить «трехмерное» изображение культурного наследия на карте. Или создать мобильное приложение о достопримечательностях территории. Вариант такого приложения был разработан автором в бакалаврской работе [3]. Однако в технологическом контексте под цифровыми технологиями туризма понимается и множество индивидуальных продуктов для получения уникального туристического опыта. В перечень цифровых технологий для туризма включают:
- Инфраструктуры ИКТ, такие как облачные вычисления и Интернет вещей (IoT). Это структуры, которые позволяют объектам, устройствам и оборудованию, используемому каждый день людьми (гаджеты и любое носимое оборудование), интегрироваться в местные «умные решения», и которые должны постоянно обновляться и совершенствоваться. Доступность подобных решений позволяет легко покупать товары и услуги через мобильные устройства, а туристическим структурам получать информацию о клиенте;
- Услуги, которые используют глобальное местоположение - технологии системы (GPS), которые позволяют разрабатывать приложения для ориентации на местности, отслеживать маршруты транспорта, находить достопримечательности и др. Эти приложения могут быть интегрированы с маяками, которые подключаются к другим электронным устройствам и POS-системам. Например, такая система может быть подключена к платежной платформе (такой как PayPal);
Системы рекомендаций - это инструменты, предназначенные для помощи пользователям в выборе наиболее подходящих продуктов. Система позволяет идентифицировать предпочтения туристов, а также может предлагать соответствующие элементы для каждого пользователя. Эти консультационные платформы (например, TripAdvisor), которые предлагают отзывы других путешественников для планирования своих поездок [4].
Вместе с тем разработки в сфере информатизации процессов, протекающих в туристической отрасли, и их разрозненность показывают, что не каждая территория Таджикистана имеет возможность применять информационные технологии туризма. Вариантом развития могут стать различные подобные сервисы, для связывания вместе различных продуктов по образцу Expedia.com, Travelocity, Orbitz, Priceline, где туристы смогут указать цену гостиничных номеров, места в самолете или другие услуги, которые они ищут, а также уровень обслуживания и приблизительное местоположение, а компании на местах затем решают, смогут ли они принять предложение. До тех пор пока не принято решение туристы не могут увидеть точное название принимающей фирмы и местоположение бизнеса, пока сделка не будет завершена [5]. Такого плана сервисы генерируют большой объем данных.
«Большие данные» в туризме представляют собой потоки данных, формируемые в результате поиска информации туристами, а также системных транзакций. Турист может генерировать и вносить огромный объем данных, которые показывают потенциальные индикаторы предпочтений, мотивации туристов, полученный опыт и т.п., что служит
Секция ««Фундаментальные и приееладные проблеме! гуманитарные наук»»
основой для разработки программ продвижения территорий. «Большие данные» можно привязать к мобильным приложениям, чем обеспечить туристам связь с местным жизненным пространством. Этой цели можно достичь, освоив разработку интерактивных сервисов, которые могут связать местные организации друг с другом и тем самым предоставить местным жителям и туристам быстрый доступ к услугам, вовлечь их в качестве активных участников в процессы развития территории.
Библиографические ссылки
1. Шодиева З. Н. Инновационные методы продвижения туристических услуг в Таджикистане // Инновационные доминанты социально-трудовой сферы: экономика и управление. 2019. С. 315-320.
2. Izawa I. K., Yamano T., Safarov D., Jorgen B. Technical and vocational education and training in Tajikistan and other countries in central Asia : key findings and policy options. [Электронный ресурс]. URL: https://www.adb.org/sites/default/files/publication/691671/tvet-tajikistan-central-asia.pdf (MARCH 2021) DOI: http://dx.doi.org/10.22617/TCS210003 (дата обращения: 08.04.2021).
3. Додобоев Н. Н. Разработка мобильного приложения «Достопримечательности республики Таджикистан» : бакалавр. работа. Сибирский федеральный университет, 2019. [Электронный ресурс]. URL: http://elib.sfu-kras.ru/bitstream/handle/2311/112558/dodoboev_n.n._pz_0.pdf?sequence=1(дата обращения: 08.04.2021).
4. da Costa Liberato P. M., Alen-Gonzalez E., de Azevedo Liberato D. F. V. Digital technology in a smart tourist destination: the case of Porto // Journal of Urban Technology. 2018. Т. 25. №. 1. С. 75-97.
5. Шполянская И. Ю., Степанов Н. С. Стратегия электронного туризма: проблемы и перспективы // Проблемы и перспективы развития туризма в Южном федеральном округе. 2019. С. 309-315.
© Додобоев Н.Н., 2021