ПОЗИЦИОНИРОВАНИЕ ИНСТРУМЕНТОВ ПУБЛИЧНОГО РАЗМЕЩЕНИЯ АКЦИЙ РОССИЙСКИМИ ТРАНСНАЦИОНАЛЬНЫМИ КОМПАНИЯМИ В СТРУКТУРЕ ИСТОЧНИКОВ ВНЕШНЕГО ДОЛЕВОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ
БАБАЕВА А.А.,
аспирантка кафедры мировой экономики и международных отношений, Южный федеральный университет, e-mail: [email protected]
Деятельность ТНК, оптимизируя процессы становления глобальной хозяйственной системы, разрушающей границы национальных экономик, связывающей их в то же время прочными торговыми и финансовыми отношениями, позиционирует инструменты публичного размещения акций.
Высокие темпы экономического роста в стране обуславливают устойчивый рост количества транснациональных компаний, которые удовлетворяют требованиям выхода на публичные размещения и условиям положительного размещения своих акций на фондовом рынке. Увеличивается количество ТНК, которые диверсифицируют источники финансирования, соответственно уменьшая долю более дорогих кредитных средств и увеличивая объем более дешевых средств, привлекаемых за счет продажи акций.
Среди классических видов внешнего финансирования, доступных для российских ТНК, следует отметить долевое финансирование, которое предполагает привлечение дополнительных инвестиций.
Так, преумножая активы вклада путем внешнего финансирования, инвестор, соответственно, получает дополнительную прибыль.
Выбор транснациональными компаниями тех или иных инструментов привлечения финансовых ресурсов определяется соотношением стоимости мобилизуемых средств и рисками, которым подвергается компания при проведении данных операций. В структуре источников внешнего долевого финансирования российскими транснациональными компаниями одним из эффективных инструментов является публичное размещение акций.
Для российских ТНК привлечение необходимых денежных средств через первичное публичное размещение акций, происходит с выходом компании на открытый рынок и размещения акций среди первичных инвесторов. При этом первичное публичное размещение используется как инструмент в структуре источников внешнего долевого финансирования ТНК, что способствует повышению инвестиционной активности и улучшению инвестиционного климата в стране.
Первичное публичное размещение позволяет ТНК получить необходимые финансовые ресурсы для развития бизнеса, но все же в российской экономике существуют факторы, мешающие активному развитию первичного публичного размещения акций. Излишняя концентрация оборота российского рынка ценных бумаг не способствует росту публичного размещения и обращения акций. Публичному размещению акций российскими компаниями мешают неурегулированные вопросы собственности. Недостаточное развитие российских институциональных инвесторов, законодательные запреты на инвестирование пенсионных средств и средств паевых инвестиционных фондов в первичном публичном размещении приводят к сокращению числа участников рынка первичного публичного размещения.
Ключевые слова: транснациональная корпорация; публичное размещение акций; иностранные портфельные инвестиции; глобализация; фондовый рынок.
POSITIONING RUSSIAN MULTINATIONALS IPO TOOLS IN THE STRUCTURE OF EXTERNAL EQUITY FINANCING
BABAEVA A.A.,
Graduate student, Department of World Economy and International Relations, Southern Federal University, e-mail: [email protected]
© А.А. Бабаева, 2013
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2013 ^ Том 11 № 1 Часть 3
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2013 ^ Том 11 № 1 Часть 3
Multinational corporation activity, optimizing processes of formation of the global economic system destroying borders of national economies, connecting their at the same time strong trade and financial relations, positions instruments of public placement of shares.
High rates of economic growth in the country cause the steady growth of number of the multinational companies which meet requirements of an exit of public placements and conditions of positive placement of the actions in stock market. The number of multinational corporation which diversify financing sources increases, respectively reducing a share of more expensive proceeds of credit and increasing the volume of cheaper funds raised at the expense of sale of shares.
Among the classical types of external financing available to the Russian multinational corporations, it should be noted participation financing which assumes attraction of additional investments from external resources of the capital. So increasing greatly contribution assets by external financing, the investor, respectively gets additional profit.
The choice the multinational companies of these or those instruments of attraction of financial resources is defined by a ratio of cost of mobilized means and risks to which the company is exposed when carrying out these operations. In structure of sources of external participation financing the Russian multinational companies one of effective tools is public placement of shares.
For the Russian multinational corporations attraction of necessary money through initial public offering, happens to an entry of the company into the open market and placements of shares among primary investors.
Thus primary public placement is used as the tool in structure of sources of external participation financing of multinational corporation that promotes increase of investment activity and improvement of investment climate in the country.
Primary public placement allows multinational corporation to receive necessary financial resources for business development, but nevertheless in the Russian economy there are the factors disturbing to active development of initial public offering. Excessive concentration of a turn of the Russian securities market doesn't promote growth of public placement and the circulation of stocks. To public placement of shares by the Russian companies stir not settled questions of property. Insufficient development of the Russian institutional investors, legislative ban on investment of pension means and means of mutual investment funds in primary public placement lead to reduction of number of participants of the market of primary public placement.
Keywords: multinational corporation; public placement of shares; foreign portfolio investments; globalization; stock market.
JEL classification: F21, F23, F36, G15.
В современных условиях динамичного развития глобализации, прогрессирующей открытости и скоррелиро-ванности национальных экономик умножается значимость транснациональных корпораций. При формировании новейшего типа мировых финансовых отношений, эти сложнейшие механизмы выступают и как ключевые элементы и как активные рычаги международной экономики.
В первую очередь, из всех разнообразных подходов, дифференцирующих финансовые ресурсы транснациональных компаний, необходимо подчеркнуть внутренние и внешние. Это можно обосновать как отличиями в этно-национальных условиях деятельности отдельных организаций, входящих в корпорацию, так и сложнейшей организационной структурой транснациональной компании с ее разнообразной функциональной структурой, холлархией и взаимосвязями.
В сравнении с традиционными региональными предпринимательскими структурами у ТНК внешние финансовые ресурсы более диверсифицированы и потенциально дешевле. Сопряжено это с тем, что транснациональные корпорации, функционирующие как на мировом, так и на региональных фондовых рынках, способны извлекать пользу из расхождения в процентных ставках. Немаловажно и то, что ТНК располагают существенной финансовой устойчивостью и являются отличными заемщиками.
Для ТНК внешние финансовые ресурсы располагают рядом преимуществ в сравнении с внутренними финансовыми ресурсами. Во-первых, обеспечивают максимальную приспосабливаемость к региональным финансовым и валютным условиям, например налогам, контролю, валютным курсам (Слепов, Мамедов, 2004). Во-вторых, в максимальной степени оберегают финансы корпораций от инфляции. В-третьих, возможности их изменения разнообразнее, чем у внутренних финансовых ресурсов.
Итак, внешние финансовые ресурсы заметно диверсифицированны, емкие, интенсивные и эффективные, и особенно важны в период генезиса корпорации, когда необходимо максимальное сосредоточение финансовых ресурсов.
Для большинства транснациональных корпораций энергичное применение внешних финансовых ресурсов является экономическим приоритетом. Следовательно, если ТНК анализирует возможности мобилизации внешнего финансирования, тогда перед корпорацией стоит сложный выбор наиболее подходящих финансовых инструментов из множества существующих. Действительно, с развитием фондовых рынков и инвестиционной
деятельности, в последнее время в передовых развитых странах возникло большое многообразие финансовых инструментов. По этой причине, правильно подобрать из имеющегося разнообразия наиболее подходящий инструмент достаточно важная и труднейшая задача. Выбор транснациональными компаниями тех или иных инструментов привлечения финансовых ресурсов можно определить соотношением стоимости мобилизуемых средств и рисками, которым подвержена ТНК при проведении данных операций. В структуре источников внешнего долевого финансирования российскими транснациональными компаниями одним из инструментов является публичное размещение акций.
Первичное публичное размещение акций является продуктивным механизмом мобилизации нужных денежных средств методом выхода ТНК на публичный рынок и размещения акций среди первичных инвесторов. При этом первичное публичное размещение используется не только как инструмент финансирования деятельности ТНК, но и содействует увеличению инвестиционной активности и совершенствованию инвестиционного климата в стране.
Наиболее весомая цель публичного размещения это привлечение капитала, которое реализовывается для решения конкретных задач. Таковыми являются потребности в инвестиционных ресурсах для исполнения стратегии органического роста (увеличение производства, открытие филиалов) или финансирование сделок слияний и поглощений, модернизация производства или реструктуризация задолженности. Для российских ТНК первичное публичное размещение стало одним из важных инструментов инвестиционного развития бизнеса. По данным маркетинговых документов, более 85% ТНК отмечают инвестиционный характер использования выручки от размещения, примерно 15% компаний полностью или частично направляли средства на реструктуризацию долга. И лишь в 5% сделок не выпускались новые акции (без учета размещений по схеме «старые на новые») (Напольнов, 2011).
Первичное публичное размещение как инструмент финансирования транснациональных компаний имеет ряд существенных преимуществ перед такими инструментами привлечения инвестиций, как банковские кредиты и выпуск корпоративных облигаций.
Проведение первичного публичного размещения позволяет привлечь недорогие инвестиционные ресурсы на длительный период времени в отличие от дорогостоящих банковских кредитов и среднесрочных облигационных займов. В результате у транснациональной компании представляется возможность финансировать крупные долгосрочные инвестиционные проекты. Возрастает уровень капитализации ТНК, следовательно, увеличивается рост стоимости компании на фондовом рынке, повышается ликвидность и привлекательность акций компании для инвесторов. Выпуск дополнительных акций увеличивает собственный капитал компании, что создает улучшенное финансовое состояние и в будущем возможность привлечения более дешевого финансирования. Необходимо отметить, что при открытом размещении акций возрастают требования к корпоративному управлению и прозрачности структуры бизнеса. Компании необходимо постоянно готовить отчетность в соответствии со стандартами IAS или GAAP, также иметь отлаженные связи с инвестиционным сообществом (Сергеева, 2007).
Для того чтобы лучше понять достоинства и преимущества первичного публичного размещения как инструмента в структуре источников внешнего финансирования российскими транснациональными компаниями необходимо сравнить его с альтернативными источниками привлечения капитала.
На сегодняшний день источником инвестиций могут быть и нераспределенная прибыль, (это наиболее распространенный источник финансирования инвестиционных проектов), и бюджетные средства, и государственные ссуды, нужно отметить, что это довольно емкий источник, однако доступ к нему весьма проблематичен. Источником инвестиций выступают и банковские кредиты, которые в условиях сравнительно быстрого расширения банковской системы становятся популярными, а также облигационные займы, которые размещаются компаниями на открытом рынке. Настоящие источники инвестиций относятся к категории известных и широко распространенных.
Проанализируем и сопоставим названные источники привлечения капитала с механизмом первичного публичного размещения. Нераспределенная прибыль взаимозависима от формирующейся экономической конъюнктуры, финансово-производственного положения предприятия. Поэтому достаточно рискованно полагаться на этот источник при выполнении долгосрочного проекта, отдача от которого станет ощутимой через несколько лет. Следующий источник - получение бюджетных средств - это наличие значимых временных издержек, связанных с бесчисленными бюрократическими процедурами. Поэтому данный источник подходит крупным по-лугосударственным компаниям. Банковские кредиты как источник, это излишняя зависимость от кредитора, и неизбежность возврата привлеченных средств по довольно высоким процентным ставкам (Петров, 2005a). Облигационные займы предполагают обеспечение необходимого потока платежей по купонным выплатам, и это в долгосрочном проекте становиться обременительным. Помимо того, в российских условиях облигационные займы довольно часто сопровождаются требованием оферты, что также усложняет их применения для финансирования капиталоемких проектов.
Таким образом, первичное публичное размещение привлекает на практически безвозвратной основе крупные объемы финансовых ресурсов, которые в свою очередь в перспективе могут быть использованы для развития бизнеса. Достоинства первичного публичного размещения перед другими инвестиционными источниками представлены в табл. 1.
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2013 ^ Том 11 № 1 Часть 3
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2013 ^ Том 11 № 1 Часть 3
Таблица 1
Достоинства первичного публичного размещения перед другими инвестиционными источниками (Петров, 2005Ь)
Инвестиционные источники Достоинства первичного публичного размещения
Нераспределенная прибыль Крупное разовое поступление капитала. Независимость от будущей экономической конъюнктуры
Бюджетные средства и государственные ссуды Оперативность поступления ресурсов, отсутствие бюрократических процедур
Отсутствие обязательств, в том числе и по социальным программам
Банковские кредиты Независимость от конкретного финансового института. Отсутствие будущих выплат
Облигационные займы Отсутствие обязательств по обслуживанию займа. Неограниченный срок привлечения капитала
Для транснациональных компаний выход на публичный рынок может сулить свои положительные и отрицательные стороны. Специалисты считают, что осуществление публичного размещения акций на бирже дает компании ряд неоспоримых преимуществ перед обычным размещением (Лосев, Миркин, 2006a. Плахов, 2006).
Прежде всего, это получение крупнейших денежных ресурсов с временным горизонтом свыше одного года, (Миркин, Лосев, 2006). что выстраивает возможности для осуществления капиталоемких инвестиций ТНК в расширение производства, в усиление его операционной способности в сфере оптовой и розничной торговли, в развивание экспортного потенциала.
К положительным моментам можно отнести и обширные возможности финансового конструирования, переход ТНК к проектированию серий финансовых продуктов, условия которых изменяются в зависимости от состояния рынка и продуктовых линий. В частности, использование конвертируемых ценных бумаг. А также публичное раскрытие информации и обращение на рынке ценных бумаг создает для ТНК национальный канал маркетинга компании (Миркин, 2004). И повышение инвестиционной привлекательности ТНК в связи с возникновением внешнего мониторинга, осуществляемого со стороны рынка. Инвесторы как лица, заинтересованные в возвратности вложенных средств, стремится реагировать (естественно в пределах собственных возможностей) на результаты деятельности ТНК. Повышение рисков, в ощущениях инвесторов, неизбежно сопровождается продажами акций, падением их курсов, ростом издержек на привлечение капитала, ухудшением ликвидности финансовых продуктов, выпускаемых компанией. Следовательно, образуется «контроль» рынка за действиями менеджмента, побуждающий его к более взвешенным решениям, направленным на поддержание позитивного мнения рынка об экономике и финансах ТНК.
Но все же, при всех благоприятных моментах публичного размещения акций ТНК существует и ряд неблагоприятных факторов (Геддес, 2007).
Например, Лосев С.В., Миркин Я.М. к недостаткам первичного публичного размещения для ТНК относят возникновение проблемы разводнения капитала (решается тем, что первичное публичное размещение включает до 10-20% акций, контроль над бизнесом со стороны главных акционеров не меняется), и потребность публичного раскрытия информации об эмитенте, предприятие становиться информационно более открытым, снижаются его риски, но все же требуются дополнительные затраты, связанные с раскрытием информации. Считается, что первичное публичное размещение/облигационные займы содержат высокие регулятивные издержки сравнительно с другими финансовыми инструментами, такими как государственная регистрация выпусков, более тяжелая налоговая нагрузка, обязательное раскрытие информации и т.п. Затраты эмитента состоят не только из дивидендов по акциям, но и из дополнительных издержек, которые объединенны с подготовкой, размещением и обслуживанием выпуска, финансовым посредничеством, также выделяется как недостаток. К недостаткам относят и то, что первичное публичное размещение сопряжено с более большими расходами на финансовое посредничество в сравнении с уровнем, вызванным величиной рисков, которые лежат на эмитенте (плата за «вход на рынок» эмитента, который является относительно неизвестным, чьи финансовые инструменты не имеют биржевой истории). Минус и изрядно долгий срок на подготовку привлечения капитала, по сравнению с индивидуальными кредитными сделками. Это, связано с прохождением процедур государственной регистрации выпусков ценных бумаг, раскрытия информации по ним, предварительной работы с потенциальными инвесторами, подготовки первичного размещения на организованном рынке.
Эволюционирование отечественных ТНК и всего российского финансового рынка достигло уровня необходимости диверсификации его источников финансирования. Заметно умножилась роль долевого финансирования, в том числе через публичное размещение компанией-эмитентом своих акций. Благоприятная экономическая ситуация в России, высокие темпы экономического роста обуславливает устойчивый рост количества компаний, которые, с одной стороны, желают диверсифицировать источники финансирования, оптимизируя тем самым структуру пассивов - уменьшая долю более дорогих кредитных средств и увеличивая объем более дешевых средств, привлекаемых за счет продажи акций. Растет количество российских ТНК, которые удовлетворяют правилам выхода бизнеса на публичные размещения и условиям благополучного размещения своих акций на фондовом рынке (Гвардин, 2007. C. 264). Несомненно, что процедуру первичного публичного размещения реализовали крупные российские транснациональные компании, имеющие высокий уровень капитализации. В 2007-2012 гг. свыше пятидесяти российских компаний стали публичными, а в 2007 г. Россия стала лидером среди стран Европы по количеству первичных публичных размещений. Российские ТНК провели первичные предложения акций почти на $30 млрд., тогда как в Великобритании рынок составил $22 млрд, а Германии - $11 млрд. По мнению специалистов, в 2010 г. только 11 российских компаний провели первичное публичное размещение, в результате которых было привлечено $2,2 млрд, из них всего 8 компаний привлекали капитал исключительно из России - $1 млрд. Следовательно, происходит утрата заинтересованности к российскому рынку
и исчезновению первичного рынка, который является одним из основных элементов фондового рынка. В качестве примера рассмотрим компанию «РУСАЛ», которая привлекла $2,2 млрд, фактически компания российская, но с точки зрения первичного рынка это компания не российская и привлекла она средства за рубежом (Сайт «Росбизнесконсалтинг»...). В начале 2011 г. из семи российских компаний шесть последовали примеру РУСАЛА - создали холдинги за рубежом, где и привлекли средства. В 2012 г. объем первичных размещений акций на мировом рынке снизился до минимального уровня с начала финансового кризиса на фоне ослабления темпов глобального экономического подъема. Совокупный объем публичного размещения в 2012 г. составил $112 млрд - это самый низкий уровень с 2008 г. Что касается российских компаний, то в 2012 г. проводили публичное размещение только 6 компаний, представленные в таблице (Портал PREQVECA...).
Таблица 2
Первичное публичное размещение российских компаний в 2012 г.
Эмитент Дата Процент IPO, % Цена размещения Площадка Объем IPO, млн
Московская Биржа 15.02.13 12.0 55 руб. Московская Биржа 15000 руб.
Мультисистема 27.12.12 10.0 9,8 руб. Московская Биржа 980 руб.
МегаФон 28.11.12 15.2 $20 (GDR) 1^, Московская Биржа 1700 $
MD Medical Group 12.10.12 32.1 12 $ 1^ 289.218 $
Facebook 18.05.12 None $38 NASDAQ 16000 $
RusPetro Plc 16.01.2012 2.05 1^ 250
Можно отметить, что размещение проходило на таких зарубежных площадках как LSE и NASDAQ. Размещение RusPetro Plc и MD Medical Group проходило на зарубежной площадке LSE. Публичное размещение компании RusPetro Plc более походило на частное размещение бумаг: на 10 инвесторов приходится 80% объема сделки. Согласно документам, RusPetro направит $179 млн от общего объема средств на финансирование бурения и развитие нфра-структуры, $45 млн - на погашение долга перед Сбербанком (РТС: SBER). Компанией MD Medical Group , инвесторам было предложено 12,5 млн новых акций, принадлежащих MD Medical Group, и 13,4 млн акций (с учетом опциона для банков-организаторов) продал основатель группы. Всего в ходе первичного публичного размещения группа смогла привлечь $311 млн. Вся MD Medical Group тем самым была оценена в $888,5 млн. (Портал PREQVECA...).
Во время всех реализованных первичных публичных размещений российские ТНК особенно предпочитали зарубежные площадки, хотя нередко, если ТНК размещалась на иностранной площадке, проводилась процедура размещения также и на российской площадке, но не в обратном порядке. На сегодняшний день, распространена практика одновременного размещения на нескольких биржевых площадках, а также совмещение биржевого и внебиржевого размещения. Например, первичное публичное размещение компании «Роснефть», которое осуществилось на Лондонской фондовой бирже (London Stock Exchange (LSE), и на тот момент на необъединенных биржах РТС и ММВБ. В процессе размещения было привлечено $10,6 млрд (Напольнов, 2011. С. 60-69).
Необходимо отметить, что при использовании инструмента публичного размещения акций российские ТНК отдают преимущества зарубежным биржевым площадкам, а не российским. Среди российских ТНК значительной популярностью пользуются площадки Лондонской биржи (LSE/AIM), они составляют 47% от общего числа предпочтений эмитентов, которые выбрали размещения на международных площадках.
Можно выделить основные преимущества размещения на зарубежных площадках. Прежде всего, это существование крупного инвестиционного капитала, который может «переварить» различное размещение, далее прогрессивность и совершенствование фондового рынка, в следствии, высокая ликвидность российских ценных бумаг (Гвардин, 2007. C. 269). Положительный момент, это и расширенный круг инвесторов, популяризация компании за рубежом, и вероятность снижения стоимости дальнейшей мобилизации средств на зарубежном долговом рынке. Также к преимуществам можно отнести и улучшенную ликвидность акций ТНК, которые можно использовать при расчетах, залогах и других операциях. Плюс и осуществимость переноса страновых рисков в международное пространство.
На сегодняшний день стабильный рост количества российских компаний, которые используют публичное размещение в качестве привлечения инвестиций в развитие бизнеса, демонстрируют наличие потенциала, кадрового, интеллектуального, технологического, также свидетельствуют о том, что российские компании стремятся входить в структуру глобальных рынков.
Первичное публичное размещение - инструмент, позволяющий ТНК продать широкому кругу инвесторов свой пакет акций или его часть по цене более высокой, чем они заплатили в момент приобретения этих бумаг, до того как компания стала публичной.
Из этого следует, что задача ТНК не только аккумулирование внутренних ресурсов, но и мобилизация внешних, процесс осуществления которых происходит в процессах воздействия и взаимной обусловленности с иностранными банками и мировыми финансовыми организациями. Институт публичного размещения акций именно один из таких механизмов, который позволяет российским ТНК привлечь капитал как региональных, так и мировых инвесторов. Вместе с тем, публичный статус ТНК допускает впоследствии вернуться на рынки акционерного капитала путем продажи дополнительных акций. Учитывая
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2013 ^ Том 11 № 1 Часть 3
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2013 ^ Том 11 № 1 Часть 3
то, что крупнейшая доля проведенных публичных размещений имеют своей целью мобилизацию инвестиционных ресурсов, наличествование развитого института первичного публичного размещения акций носит системную значимость для современной российской экономики. Вместе с тем доля российского капитала в общем объеме привлекаемых через первичное размещение акций средств недостаточно велика, вопреки этому все же присутствуют возможности использования российской инфраструктуры. Поэтому позиционирование инструментов публичного размещения акций в структуре источников внешнего долевого финансирования российскими транснациональными компаниями очень важно.
В настоящее время становится наиболее реальным с помощью инструментов публичного размещения акций мобилизовать ресурсы внутри страны, потому как растет ликвидность рынка, усовершенствуется инфраструктура, развивается законодательная и нормативно-правовая база. Положительная мировая конъюнктура и, вследствие этого значительный приток экспортной выручки, часть которой приходит на биржевые площадки, продолжают поднимать выше акции российских ТНК. Компетентная, правильная и энергичная политика государственных органов, прежде всего ФСФР, и внесение надлежащих правовых изменений способны изменить ситуацию и привлечь максимальное количество российских компаний к размещениям внутри страны.
ЛИТЕРАТУРА
Гвардин С.В. (2007). IPO: стратегия, перспективы и опыт российских компаний. М.: Вершина, С. 264.
ГеддесР. (2007). IPO и последующие размещения. М.: Олимп-Бизнес - Экмос, С . 352.
Лосев С.В., Миркин Я.М. (2006). IPO «за» и «против» для эмитента. Корпоративные стратегии, № 2.
Миркин Я.М. (2004). Руководство по организации эмиссии и обращения корпоративных облигаций. Я.М. Миркин, С.В. Лосев, Б.Б. Рубцов, И.В. Добашина, З.А. Воробьева. М.: Альпина Бизнес Букс, С. 538.
Миркин Я.М., Лосев С.В. (2006). Методические рекомендации для эмитентов по подготовке и реализации IPO. Я.М. Миркин. М.: ИКЕврофинансы, С. 76.
Напольнов А.В. (2011). Мировой и российский рынки IPO: анализ тенденций и перспектив развития. А.В. На-польнов, Б.Б. Рубцов. Эффективное антикризисное управление. СПб., № 5 (68), С. 60-69.
Плахов А. (2006). Развивающиеся страны разогрели рынок IPO. Коммерсант, № 240.
Петров В. (2005). Преимущества IPO перед прочими источниками инвестиций // Рынок ценных бумаг, № 15, С. 52-53.
Сергеева И.Г. (2007). IPO как инструмент финансирования российских компаний. Сборник научных трудов «Социально-экономические проблемы развития России и процессы глобализации: потенциал возможного». СПб.: Институт бизнеса и права, С. 254.
СлеповВ.А.,МамедовА.О. (2004). Особенности формирования финансовых ресурсов транснациональных корпораций. Финансовый менеджмент, № 5.
Эксперты комментируют IPO «Русала». Доступно на: http://top.rbc.ru.
Портал PREQVECA. Доступно на: http://www.preqveca.ru.
Сайт Bloomberg. Доступно на: http://www.bloomberg.com.
Сайт «Росбизнесконсалтинг». Доступно на: http:// www.rbc.ru.
Сайт «Финнам». Доступно на: www.finam.ru.
REFERENCES
Experts make comments on IPO Rusal Available at: (In Russian) http://top.rbc.ru. (In Russian).
Gvardin S.V. (2007). IPO: strategy, prospects and experience of the Russian companies. M: Top, pp. 264. (In Russian).
Geddes P. (2007). IPO and subsequent placements. M: Olymp-business - Ekmos, pp. 352. (In Russian).
Losev S.V., Mirkin Ya.M. (2006). IPO of pros and cons" for the issuer. Corporate strategy, No. 2. (In Russian).
Mirkin YA.M. (2004). Guide to the organization of issue and address corporate Bonds. Ya.M. Mirkin, S.V. Losev, B.B. Hems, I.V Dobashina, Z.A. Vorobyov. M: Alpina Business Buks, pp. 538. (In Russian).
Mirkin Ya. M, Losev S.V. (2006). Methodical recommendations for issuers on preparation and IPO realization. Y.M. Mirkin. M: Ikevrofinansa, pp. 76. (In Russian).
Napolnov A.V. (2011). World and Russian IPO markets: the analysis of tendencies and prospects development. A.V.Napolnov, B.B.Rubtsov. Effective crisis management. SPb., No. 5 (68), pp. 60-69. (In Russian).
Plakhov A. (2006). Developing countries warmed the IPO market // The Businessman, No. 240. (In Russian)
Petrov V. (2005). Advantages of IPO before other sources of investments. Securities market, No. 15, pp. 52 - 53. (In Russian).
PREQVECA Available at: (In Russian) http://www.preqveca.ru portal. (In Russian).
Russian IPO Pioners-4: an analysis & review of 2008 Russian & CIS IPOs, PNB, 2009. Available at: (In Russian) http:// www.pbnco.com. (In Russian).
SergeyevaI.G. (2007). IPO as instrument of financing of the Russian companies. Collection of scientific works "Social and economic problems of development of Russia and globalization processes: potential possible", SPb.: Institute of business and right, pp. 254. (In Russian).
Slepov V.A. MamedovA.O. (2004) Features of formation of financial resources of multinational corporations. Financial management, No. 5. (In Russian).
Site Bloomberg. Available at: (In Russian) http://www.bloomberg.com. (In Russian).
Site «RosBusinessConsulting». Available at: (In Russian) http://www.rbc.ru. (In Russian).
Site to «Finns». Available at: (In Russian) www.finam.ru. (In Russian).