ПОЗИЦИИ КОРПУСА И РУК КАК КРИТЕРИЙ ОЦЕНКИ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОГО МАСТЕРСТВА В СПОРТИВНО-ТАНЦЕВАЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ «СТАНДАРТ» (STANDART)
УДК/UDC 793.319.53
Хэ Вэймин1
1Российский университет спорта «ГЦОЛИФК», Москва
Цель исследования - выявить и обосновать критерии оценки исполнительского мастерства в спортивно-танцевальной дисциплине «Стандарт» (STANDART).
Методика и организация исследования. В работе проводился анализ системы оценки соревнований по бальным танцам 2.1 Всемирной ассоциации танцевального спорта WDSF с учетом показателей технической подготовленности спортсмена и анализа уровня его исполнительского мастерства. Результаты исследования и выводы. Выявлено, что среди критериев первого уровня трех показателей исполнительского мастерства бального танца статическая техника является основной и определяет потенциал развития исполнительских способностей. Техника движения обеспечивает демонстрационную платформу для танцевальных движений. Техника исполнения является последним показателем мастерства спортсмена.
Ключевые слова: техническая подготовленность, танцевальный спорт, критерии оценки, исполнительское мастерство.
POSITIONS OF THE BODY AND HANDS AS A CRITERION FOR ASSESSING PERFORMANCE SKILLS IN THE SPORTS AND DANCE DISCIPLINE "STANDARD"
He Weiming1
'Russian University of Sport (SCOLIPE), Moscow Abstract
Objective of the study was to identify and substantiate the criteria for assessing performance skills in the sports and dance discipline "Standard".
Methods and structure of the study. The paper analyzes the system for evaluating competitions in ballroom dancing 2.1 of the World Dance Sport Association
WDSF, taking into account the indicators of the technical preparedness of the athlete and the analysis of the level of his performing skills.
Results and conclusions. It was revealed that among the criteria of the first level of the three indicators of the performance skills of ballroom dance, static
technique is the main one and determines the potential for the development of performing abilities. The Movement Technique provides a demonstration
platform for dance moves. Technique is the last indicator of an athlete's skill.
Keywords: technical readiness, dance sport, evaluation criteria, performance skills.
Введение. Навыки исполнения танцоров являются основным фактором, влияющим на результаты спортсменов на соревнованиях. В настоящее время существует недостаток исследований, связанных с технической подготовкой в танцевальном спорте. Данное исследование связано с системой оценки в спортивных бальных танцах 2.1 Всемирной ассоциации танцевального спорта WDSF с учетом показателей технической подготовки и анализа уровня исполнительского мастерства.
Цель исследования - выявить и обосновать критерии оценки исполнительского мастерства в спортивно-танцевальной дисциплине «Стандарт» (STANDART).
Методика и организация исследования. В работе использовались методы: анализа литературных данных, экспертных интервью, Delphi, математической статистики. Проводился анализ системы оценки соревнований по бальным танцам 2.1 Всемирной ассоциации танцевального спорта WDSF с учетом показателей технической подготовленности спортсмена и анализа уровня его исполнительского мастерства.
Результаты исследования и их обсуждение. Основываясь на правилах подсчета очков в фигурном катании, WDSF в 2014 году разработана система подсчета очков в соревнованиях JudgingSystem 2.1 в танцевальном спорте. Критерии оценки разделены на четыре независимые части, а именно:
- техническое качество (TQ),
- движения под музыку (MM),
- навыки партнерства (PS),
- хореография и презентация (CP) (см. таблицу).
В предлагаемой системе подсчета очков при фактическом выполнении действий и оценке техники исполнения бальных танцев часто накладывается и соединяется несколько технических параметров, и независимая оценка технических действий не может быть проведена, как показано на рис. 1.
При оценке техники исполнения в танцевальном спорте используют «интуитивный» подход в классификации технических действий, который ближе к логике оценки техники в спортивных танцах.
Анализ временных показателей движений в бальных танцах позволил выделить две части: позу и движение. Поза - мгновенна и одностороння и может существовать в статическом состоянии; движение - непрерывно и целостно. Таким образом, техника исполнения бальных танцев может быть разделена на статическую технику (поза) и динамическую технику (движения).
В структуре движений танцевальной дисциплины «Стандарт» (Standart) с точки зрения динамической техники можно выделить два типа: периодическую и непериодическую.
Периодическая техника основана на движениях ног танцора для завершения пространственного перемещения спортсмена, главным образом на движениях верхней части тела танцоров, а «непериодическая» техника придает танцу разнообразие эстетических выражений и визуальных эффектов.
Таким образом, технику в бальных танцах можно разделить на технику смещения, основанную на периоди-
Технические показатели уровня исполнительского мастерства
Основная часть Критерии
Показатели 1. Поза 2. Танцевальные «захваты» 3. «Центр» 4. Баланс 5. Работа ног
6. Движения тела 7. Приводное действие 8. Подготовка к переходу 9. Изоляция/ координация 10. Подъем и спуск
11. «Качели» 12. Поворот/ Поворотное действие/Непрерывное вращение 13. Типичные фигуры танца
Движение под музыку 1. Хронометраж / Время перемешивания 2. Ритм 3. Музыкальная структура
Навыки «партнерства» 1. Физическая коммуникация 2. Перевес/противовес/Удержание/ сбрасывание 3. Время и пространство 4. Согласованность
Хореография и «презентация» 1. Структура и композиция 2. NVC 3. Позиционирование напольного покрытия 4. Характеристика 5. Применение энергии
6. Атмосфера
ческих движениях, и технику исполнения, основанную на непериодических движениях.
Выделяют три технических показателя: статическую позу, перемещение и экспрессивность, логическая взаимосвязь которых показана на рис. 2.
При анализе конкретных данных (26 судейских протоколов) в системе оценок 2 1 были исключены три показателя: «музыкальная структура», «структура композиции» и позиционирование floor craft", что показало тесную связь с построением соревновательной программы.
Техника баланса имеет одинаковое значение в статических и динамических движениях танца, но исполнение и направленность техники баланса в статических и динамических движениях не одинаковы, поэтому баланс делится на два второстепенных показателя: статический баланс и динамический баланс. Существует 25 идентифицированных вторичных показателей.
Корреляционный анализ показателей первого уровня и показателей второго уровня показал:
- Статическая техника представляет собой базовую позу удержания танцора и необходимую технику для поддержания базовой позы в движении.
- Пять показателей уровня 2, которые окончательно определены для включения, - это осанка, движение тела, хват, центр и статическое равновесие. Они описы-
Рис. 1. Взаимосвязь технических показателей и оценка исполнительского мастерства спортсменов-танцоров
вают требования к движению основных поз современного танца с разных сторон.
- Техника периодического смещения - это техника движения с целью перемещения на танцполе в бальных танцах.
- Особого упоминания заслуживает техника подъема и «спуска» для вертикального движения, которая привносит в движение «третье» измерение - пространственные изменения вверх и вниз, благодаря чему пространственное перемещение танцоров формирует трехмерную структуру движений.
Можно выделить восемь показателей, включенных в окончательный вариант: навыки работы ногами, «ведение», подготовка к движению, подъем и спуск, замах, ритм, динамическое равновесие.
Выводы. Среди критериев первого уровня трех показателей исполнительского мастерства бального танца:
- статическая техника является основной и определяет потенциал развития исполнительских способностей;
- техника движения обеспечивает демонстрационную платформу для танцевальных движений;
Экспрессивной технологии
ч__
Рис. 2. Взаимосвязь показателей исполнительского мастерства в танцевальном спорте
- техника исполнения является последним показателем мастерства спортсмена.
Литература
1. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры (общие основы теории и методики физического воспитания; теоретико-методические аспекты спорта и профессионально-прикладных форм физической культуры): учеб. для ин-тов физ. культуры / Л.П. Матвеев. - Москва: Физкультура и спорт, 1991. - 543 с.
2. Матвеев. Л. П. Основы спортивной тренировки: учеб. пособие для ин-тов физической культуры / Л. П. Матвеев. - Москва: Физкультура и спорт, 1977.
3. Мэри. Метафора и интерпретация концепции спортивной технологии, метафорическое исследование четырех элементов мастерства, которые трудно сделать красивыми: специальность 49.06.01 «Физическая культура и спорт»: дис. ... канд. пед. наук / Мэри; Пекинский университет физического воспитания. - Пекин, 2005. - 89 с.
4. Вей-Вей. Предварительное исследование базового содержания обучения технологии латиноамериканских танцев: специальность 49.06.01 «Физическая культура и спорт»: Диссертация на соискание кандидата педагогических наук / Вей-Вей; Уханьский институт физического воспитания. -Ухань, 2007. - 102 с.
5. Чэнь Шудэ Элементы физического воспитания и танцевальных занятий / Чэнь Шудэ // Журнал Тяньцзиньского института физического воспитания. - 1999. - № 3. - С. 23-24.
6. Хэ Чжун. О нескольких ключевых технологиях, влияющих на повышение уровня спортивных и танцевальных атлетов / Хэ Чжун // Журнал академии Сянфань. - 2022. - № 2. - С. 68-69.
References
1. Matveev L.P. Teoriya i metodika fizicheskoy kultury (obshchi-ye osnovy teorii i metodiki fizicheskogo vospitaniya; teoretika-metodicheskiye aspekty sporta i professionalno-prikladnykh
form fizicheskoy kultury) [Theory and methodology of physical culture (general foundations of the theory and methodology of physical education; theoretical and methodological aspects of sports and professionally applied forms of physical culture)]. Textbook. Moscow: Fizkultura i sport publ., 1991. 543 p.
2. Matveev L.P. Osnovy sportivnoy trenirovki [Fundamentals of sports training]. Textbook. Moscow: Fizkultura i sport publ., 1977.
3. Mary. Metafora i interpretatsiya kontseptsii sportivnoy tekhnologii, metaforicheskoye issledovaniye chetyrekh elementov masterstva, kotoryye trudno sdelat krasivymi [Metaphor and interpretation of the concept of sports technology, a metaphorical study of four elements of skill that are difficult to make beautiful]. PhD diss. Beijing University of Physical Education. Beijing, 2005. 89 p.
4. Wei-Wei. Predvaritelnoye issledovaniye bazovogo soderzhaniya obucheniya tekhnologii latinoamerikanskikh tantsev [Preliminary study of the basic content of teaching the technology of Latin American dances]. PhD diss. Wuhan Institute of Physical Education. Wuhan, 2007. 102 p.
5. Chen Shude Elementy fizicheskogo vospitaniya i tantsevalnykh zanyatiy [Elements of physical education and dance classes]. Zhurnal Tyantszinskogo instituta fizicheskogo vospitaniya. 1999. No. 3. pp. 23-24.
6. He Zhong O neskolkikh klyuchevykh tekhnologiyakh, vliyayush-chikh na povysheniye urovnya sportivnykh i tantsevalnykh atle-tov [On several key technologies influencing the improvement of the level of sports and dance athletes]. Zhurnal akademii Syan-fan. 2022. No. 2. pp. 68-69.
7. Hulbert S., Ashburn A., Roberts L. Dance for Parkinson's: the effects on whole body coordination during turning around. Complementary Therapies in Medicine. 2017. No. 32. pp. 91-97.
8. Prpsen J., James N., Dimitriou L. A time-motion analysis of turns performed by highly ranked Viennese Waltz dancers. Journal of Human Kinetics. 2013. No. 37. pp. 55-62.
В Информация для связи с автором: [email protected] Поступила в редакцию 18.05.2023 г.
УЧЕНЫЕ - ПРАКТИКАМ
ВЕДУЩИЕ ПРИЗНАКИ НЕУСТОЙЧИВОСТИ ПСИХИКИ СТУДЕНТОВ КИТАЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ БОЛЕВЫМ ПРИЕМАМ САМОЗАЩИТЫ В САМБО
УДК/UDC 796.85
Аспирант Чэн Лун1 Аспирант Мао Вэньцзе1
'Российский университет спорта «ГЦОЛИФК», Москва
Ключевые слова: студенты, самбо, самозащита, обучение, болевые приемы, неустойчивость психики.
Цель исследования - ведущие признаки неустойчивости психики студентов Китая при обучении болевым приемам самозащиты в самбо.
Методика и организация исследования. Анализ спортивно-тренировочной деятельности студентов Китая, занимающихся самбо, свидетельствует, что в течение года количество соревнований не всегда соответствует их потребностям в реализации своего двигательного потенциала. В процессе занятий самбо студенты Китая овладевают достаточно широким спектром различных болевых приемов самозащиты, а в соревнованиях происходит их совершенствование. Тренировочная и соревновательная деятельность у студентов всегда ассоциируется с чувством боязни, ответственности, тревоги, которые порой доминируют в работе центральной нервной системы и затормаживают ее функциональную деятельность, вызывают состояние напряженности всех систем организма и психики студента.
Признаками этого состояния являются: замедление или ускорение простой двигательной реакции и т.д.; по-
вышение частоты пульса и дыхания; потливость ладоней; раскоординация движений; увеличение тремора рук.
Вывод. Представленные признаки неустойчивости психики студентов создают отрицательную доминанту, которая негативно влияет на технику выполнения упражнения, затормаживает проявление непрочно сформировавшихся двигательных навыков. При этом наблюдаются ошибки в технике выполнения болевых приемов самозащиты, что в конечном итоге негативно отражается на соревновательных результатах. В этой связи целесообразно в тренировке студентов Китая применять средства регуляции психического состояния, что позволяет добиться серьезных результатов в овладении болевыми приемами самозащиты в самбо.
Литература
1. Баркалов С.Н. Боевые приемы борьбы: общие принципы построения комбинаций и тактических особенностей их применения / С.Н. Баркалов, С.М. Струганов // Наука-2020. - 2019. - №6. - С. 56-64.
2. Губа В.П. Идентификация моторных и психологических личностных признаков спортивного таланта / В.П. Губа, П.В. Макеев, К. Кромке // Спортивный психолог. - 2021. - № 2 (59). - С. 16-21.
И Информация для связи с автором: [email protected] Поступила в редакцию 01.05.2023 г.