Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 6. №8. 2020
https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/57
УДК 94 https://doi.org/10.33619/2414-2948/57/36
ПОЗИТИВНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ УЗБЕКИСТАНА (1991-2019 гг., на примере южных регионов)
©Ярматов Ф. Д., канд. ист. наук, Термезский государственный университет, г. Термез, Узбекистан, [email protected]
POSITIVE CHANGES IN THE SYSTEM OF SOCIAL PROTECTION OF THE POPULATION OF UZBEKISTAN (IN 1991-2019, ON THE EXAMPLE OF THE SOUTHERN REGIONS)
©Yarmatov F., Ph.D., Termez State University, Termez, Uzbekistan, [email protected]
Аннотация. В данной статье анализируются позитивные изменения в системе социальной защиты населения Узбекистана и достижения в этой области на примере южных регионов и дается исчерпывающая информация.
Abstract. This article analyzes the positive changes in the social protection system of Uzbekistan and the achievements in this area on the example of the southern regions and provides comprehensive information.
Ключевые слова: Узбекистан, Сурхандарья, Кашкадарья, социальная защита, Карши, Термез, Шахрисабз, Шерабад, Денау, Нуроний, малообеспеченные, материальная помощь, пенсионеры, малоимущие, инвалиды, многодетные семьи.
Keywords: Uzbekistan, Surkhandarya, Kashkadarya, social protection, Karshi, Termez, Shahrisabz, Sherabad, Denau, Nuroniy, needy, financial assistance, pensioners, the needy, the disabled, large families.
За годы независимости была проделана гораздо более эффективная работа по созданию подлинной истории, объективному изучению социально-политических, экономических событий и событий. Несомненно, одним из важнейших исторических событий прошедшего периода являются реформы, проводимые в области социальной защиты и благосостояния населения. Президент Республики Узбекистан Ш. М. Мирзиёев затронул этот вопрос и сказал: «Масштабные реформы, проводимые в нашей стране, поддерживаются нашим народом. Первые результаты этих изменений четко отражены в жизни и повседневной жизни наших людей. Общественная активность нашей страны, уверенность в завтрашнем дне растет» [1, с. 2].
Накануне обретения независимости, социально-экономической ситуации в стране, особенно в южных регионах, ситуация с обеспечением социальной защиты была очень сложной. Поэтому политика социальной защиты была объявлена приоритетом государственной политики с первых дней независимости. Целью этого направления являются, прежде всего, интересы человека, его полное удовлетворение. Сильная социальная политика, регулирование отношений в социальной сфере, полное выражение человеческого фактора, создание достойных условий жизни для населения стали стратегической задачей руководства
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 6. №8. 2020
https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/57
страны. Социальная защита бедных, нуждающихся, инвалидов, пенсионеров, одиноких пожилых людей, а также финансовая и моральная поддержка женщин с маленькими детьми, несомненно, начали приносить результаты.
За прошедший период независимости в стране социальная защита населения осуществлялась в основном по трем направлениям:
Сначала была либерализация цен, девальвация имущества. В этих условиях минимальный и средний уровень доходов населения неуклонно растет.
Во-вторых, меры, принятые для защиты внутреннего потребительского рынка, для поддержания определенного уровня потребления основных видов продовольственных и непродовольственных товаров, обеспечивали социальную защиту населения.
В-третьих, были приняты меры по обеспечению социальной защиты пенсионеров, инвалидов, малообеспеченных, многодетных и малообеспеченных семей, безработных.
Эта социальная политика реализуется в Республике Узбекистан на основе единой концепции, научно обоснованного плана. Но все территориальные единицы страны имели свои особенности, разные аспекты. Существовали конкретные пути и средства достижения стратегической цели на национальном уровне, и их местный научный анализ имел большое значение.
Политика социальной защиты была реализована в южных регионах Республики Узбекистан — Сурхандарьинской и Кашкадарьинской. В целом следует отметить, что Сурхандарьинская и Кашкадарьинская области имеют площадь 49,7 тыс кв. км, что составляет 11% территории страны. Население обоих регионов составило более 4 миллионов человек, что составило 15,2% от общей численности населения Узбекистана [2, с. 123-151].
Была проделана определенная работа по обеспечению социальной защиты престарелых, одиноких пенсионеров с низким доходом. В конце 1991 г. в стране насчитывалось 30 573 одиноких престарелых, из которых 1861 человек проживали в Сурхандарьинской и 1717 человек в Кашкадарьинской области [3, с. 120].
В 1994 году в Кашкадарьинской области был открыт специальный счет для оказания финансовой помощи ветеранам войны, семьям погибших солдат и рабочим, находящимся за линией фронта во время войны. Строгое соблюдение равенства, справедливости и прозрачности было определено в качестве основных условий предоставления финансовой помощи [4, с. 241].
В 1998 г. сотрудники Фонда Нуроний Сурхандарьинской области доставили 38 инвалидных колясок, 35 слуховых аппаратов и 764 инвалидных коляски. В том же году 92 ветерана-инвалида восстановили здоровье в таких санаториях, как Семашко и Сурхан. В 2006 году в доме «Саховат» в Яккабагском районе Кашкадарьинской области проживали 158 пожилых людей, ветеранов войны и труда, а также инвалиды I и II групп. Усилиями руководства Мубарекского газоперерабатывающего завода строительство и ввод в эксплуатацию бани на 160 человек и нового спортивного комплекса для дома «Саховат» стало большим событием [5, с. 12].
В начале 1990-х гг. Кашкадарьинская область установила ограниченные цены на продажу муки, макарон, риса, растительного масла, чая, сахара, яиц, мяса и мясных продуктов, хозяйственного мыла, хлопчатобумажных тканей и разработала способы продажи его нуждающимся по сниженным ценам [6, с. 43].
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 6. №8. 2020
https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/57
Согласно данным за 1994 г., в Кашкадарьинской области насчитывалось 13 715 пенсионеров, из которых 8 615 нуждались в социальной защите по причине старости, 3275 из-за инвалидности и 1825 из-за потери кормильца. В Сурхандарьинской области их число составляет 10 667 человек; 7416; 1989; 1262 человека [7, с. 2].
В 2007-2008 гг. 644 молодых семьи в Сурхандарьинской области обратились за льготными кредитами на покупку и строительство жилья. Их документы были изучены рабочими группами, и 471 молодым семьям были предоставлены льготные кредиты. 61 из них получил кредиты от областной администрации Ипотека-банка на сумму 963 млн 102 тыс сумов [8, с. 3].
В 2009 г. потребительские кредиты были выданы 220 молодым семьям, а микрокредиты — 1669 молодым семьям в Сурхандарьинской области. Их общая сумма составила 4,2 млрд сумов. Кроме того, 759 малообеспеченных молодых семей в регионе получили бесплатный скот на сумму 979 млн сумов за счет спонсорства. Кроме того, 1465 молодым семьям были предоставлены льготные кредиты на покупку крупного рогатого скота за счет государственных коммерческих банков и Государственного фонда содействия занятости населения [9, с. 2].
Согласно коллективным договорам, заключенным профсоюзами, 58 молодых людей с ограниченными возможностями и 127 нуждающихся получили благотворительную помощь на сумму 57 миллионов сумов [10, с. 2].
В Кашкадарьинской области было выделено 54 млрд сумов матерям, ухаживающим за детьми в возрасте до 2 лет, 51 млрд сумов семьям с детьми до 18 лет и 4,3 млрд сумов семьям с низкими доходами [11, с. 3].
В Кашкадарьинской области в 2006 г. 75 100 школьников получили зимнюю одежду, 150 семей в каждом районе получили по одному скоту, отремонтировано 25 одиноких домов престарелых, 12 219 малообеспеченных семей, а также 2100 одиноким пожилым людям, пенсионерам и инвалидам была оказана финансовая помощь [12, с. 3].
В Сурхандарьинской области дополнительная финансовая помощь была оказана 2080 нуждающимся, отремонтированы дома 14 одиноких пожилых людей [13, с. 7].
В 2017 г. 972 женщины с ограниченными возможностями были обеспечены швейными машинами для работы на дому, что стало для них постоянным источником дохода.
Особое внимание было уделено вопросу социальной защиты молодежи в нашей стране. Президент Республики Узбекистан Ш. Мирзиёев сказал: «Время требует, чтобы мы подняли нашу работу на новый уровень, направленный на создание современных рабочих мест для наших детей и обеспечение их достойного места в жизни.
Мы будем решительно проводить государственную политику в отношении молодежи без каких-либо отклонений. Мы не только продолжим, но и поднимем эту политику до того высокого уровня, который необходим в наши дни как наш главный приоритет.
Мы мобилизуем все силы и возможности нашего государства и общества для развития и счастья наших молодых людей, которые являются независимыми, имеют высокий интеллектуальный и духовный потенциал и не бездельничают по отношению к своим сверстникам в любой области мира» [14, с. 14].
В настоящее время 32% или 10 миллионов населения нашей страны моложе 30 лет. В 2016 году около 10 миллионов детей прошли медицинские осмотры и выздоровели. В частности, Республиканский специализированный научно-практический медицинский центр педиатрии выполнил операции кохлеарной имплантации более 350 детям с нарушениями слуха, на эти цели было потрачено 21 млрд сумов [14, с. 13].
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 6. №8. 2020
https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/57
Термезский государственный университет также имеет современные учебные корпуса, студенческие общежития, спортивные сооружения и полностью оборудован. Открытие студенческого общежития на 400 мест и современного стадиона 8 ноября 2019 года также стало примером высокого уровня внимания, уделяемого молодежи.
За последние пять лет в Сурхандарьинской области было построено 1570 километров водопроводных сетей и 210 скважин и реконструировано 91 скважина за счет средств бюджета. В результате улучшилось снабжение чистой питьевой водой более 620 000 человек, достигнув 67% в регионе [14, с. 290-291].
В Кашкадарьинской области за последние пять лет за счет бюджета было восстановлено и реконструировано 822 км водопроводных сетей. В результате улучшилось снабжение питьевой водой более 200 000 человек через централизованные сети [14, с. 324]. Создание 376 000 новых рабочих мест в Сурхандарьинской области за последние пять лет на основе принятых ежегодных программ по созданию рабочих мест и занятости является важным практическим шагом в решении этой важной проблемы. Благодаря этим мерам уровень жизни и качество жизни населения повышаются [14, с. 282].
Более 1200 малообеспеченных людей с ограниченными возможностями, нуждающихся в жилье, были обеспечены контрактами на доступное жилье, а для первоначальных взносов было выделено более 22 миллиардов сумов [15]. Строительство жилья также является примером того внимания, которое уделяется обеспечению благосостояния наших людей [16].
Кроме того, 1207 женщинам-инвалидам, нуждающимся в жилье, было предоставлено доступное жилье [17].
Выступая на церемонии, посвященной 26-й годовщине Конституции Республики Узбекистан, президент Шавкат Мирзиёев заявил, что «модель социальной защиты в Узбекистане должна быть поднята до уровня общепризнанных международных стандартов на основе реальных требований» [18].
Масштабы работы по оказанию медицинских услуг населению также значительно расширились: создание более 400 частных медицинских учреждений только в 2018 г. является примером высокого внимания, уделяемого обеспечению здоровья наших граждан.
В 2019 г. в сельской местности было построено 17 100 домов, в городах — 17 600, что в целом составило 34 700, или почти в 3 раза больше, чем в 2016 г.
Более 116 млрд сумов было выплачено 5000 малообеспеченным семьям, нуждающимся в улучшении жилищных условий, в том числе женщинам-инвалидам, для приобретения доступного жилья на основе ипотечных кредитов. Реформы, которые мы проводим, высоко оцениваются мировым сообществом. В частности, одно из ведущих мировых изданий -журнал «Экономист» признал Узбекистан в 2019 г. как страну с самыми быстрыми реформам — «Страну года» [19].
Итак, реформы, проведенные в Узбекистане за годы независимости в системе социальной защиты, дали положительные результаты и играют важную роль в обеспечении благополучия нашего народа.
Список литературы:
1. Из обращения Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиёева к Олий Мажлису от 22 декабря 2017 года. Заря Сурхана. 27 декабря 2017 г.
2. Республика Узбекистан. Ташкент, 2002. С. 123-151.
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 6. №8. 2020
https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/57
3. ЦГА Республики Узбекистан М-15, оп. 1, д. 91, л. 120.
4. Государственный архив Кашкадарьинской области. Ф. 142, оп. 3, л. 241.
5. Саховат. Ташкент, 2006. №3-4. С. 12.
6. Государственный архив Кашкадарьинской области. Ф. 142, оп. 3, д. 460, с. 43.
7. Государственный архив Кашкадарьинской области. Ф. 142, оп. 3, д. 471, л. 2.
8. Заря Сурхана. 29 марта 2008 г.
9. Народное слово 25 февраля 2009 г.
10. Общество. 17 апреля 2009 г.
11. Уверенность. 3 марта 2009 г.
12. Действующий архив Главного управления труда и социальной защиты населения Кашкадарьинской области. Папка с данными 2006 г. С. 3.
13. Народное слово. 4 января 2008 г.
14. Мирзиёев Ш. Мы все вместе построим свободное, демократическое и процветающее государство Узбекистан. Ташкент, 2016.
15. Термезский университет. 18 ноября 2019 года.
16. Народное слово. 8 декабря 2017 г.
17. Женщина и время. 20 февраля 2018 г.
18. Народная речь. 8 декабря 2018 г.
19. Из Послания Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиёева в палаты Олий Мажлиса. 25 января 2020 г. Народная речь. 26 января 2020 года.
References:
1. From the address of the President of the Republic of Uzbekistan Shavkat Mirziyoyev to the Oliy Majlis of December 22, 2017. Dawn of Surkhan. December 27, 2017.
2. Republic of Uzbekistan. Tashkent, 2002. P. 123-151.
3. Central State Archive of the Republic of Uzbekistan M-15, inv. 1, fil. 91, l. 120.
4. State archive of the Kashkadarya region. F. 142, inv. 3, l. 241.
5. Sakhovat. Tashkent, 2006. No. 3-4. P. 12.
6. State archive of the Kashkadarya region. F. 142, inv. 3, fil. 460, l. 43.
7. State archive of the Kashkadarya region. F. 142, inv. 3, fil. 471, l. 2.
8. Dawn of Surkhan. March 29, 2008.
9. People's word. February 25, 2009.
10. Society. April 17, 2009.
11. Confidence. March 3, 2009.
12. The current archive of the Main Department of Labor and Social Protection of the Population of the Kashkadarya Region. 2006 data folder p. 3.
13. People's word. January 4, 2008.
14. Mirziyoyev Sh. Together we will build a free, democratic and prosperous state of Uzbekistan. Tashkent, 2016.
15. Termez University. November 18, 2019.
16. People's word. December 8, 2017.
17. Woman and time. 20 February 2018.
18. Folk speech. December 8, 2018.
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 6. №8. 2020
https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/57
19. From the Message of the President of the Republic of Uzbekistan Shavkat Mirziyoyev to the chambers of the Oliy Majlis. January 25, 2020 Folk speech. January 26, 2020.
Работа поступила Принята к публикации
в редакцию 12.07.2020 г. 17.07.2020 г.
Ссылка для цитирования:
Ярматов Ф. Д. Позитивные изменения в системе социальной защиты населения Узбекистана (1991-2019 гг., на примере южных регионов) // Бюллетень науки и практики. 2020. Т. 6. №8. С. 295-300. https://doi.org/10.33619/2414-2948/57/36
Cite as (APA):
Yarmatov, F. (2020). Positive Changes in the System of Social Protection of the Population of Uzbekistan (in 1991-2019, on the Example of the Southern Regions). Bulletin of Science and Practice, 6(8), 295-300. (in Russian). https://doi.org/10.33619/2414-2948/57/36
1(2) ©I I
ß^ieie Тип лицензии CC: Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)