УДК 159.922
Вестник СПбГУ. Сер. 16. 2014. Вып. 2
М. Д. Александрова
ПОЖИЛОЙ ЧЕЛОВЕК И ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЗАНЯТОСТИ. К ИСТОРИИ ВОПРОСА
В статье представлен глубокий обзор исследований конца 1980-х годов в области психологии старения, в частности в связи с проблемой профессиональной занятости и выхода на пенсию пожилого человека. Делается акцент на том, что следует различать понятия «занятость» и «профессиональная занятость», в особенности применительно к пожилому человеку. Проведенное исследование показывает, что профессиональное развитие в пожилом возрасте во многом определяется личностным фактором.
В качестве методов исследования были взяты хорошо разработанные в социологии и социальной психологии анкетирование, интервью, лонгитюдинальные наблюдения за жизнью и трудом отдельных пенсионеров, самонаблюдение.
Из полученных данных видно, что главной ценностью для опрошенных людей пожилого возраста выступает сам труд, возможность осуществлять выработанную годами привычку к труду, которая стала насущной потребностью. Теснейшим образом с трудом как активной целенаправленной деятельностью связана возможность и необходимость общения, характеризующая сознательность личности. Библиогр. 6. Табл. 2.
Ключевые слова: старение, профессиональное развитие, личностные факторы.
M. D. Alexandrova
THE AGING PERSON AND PROBLEMS OF PROFESSIONAL EMPLOYMENT. TO THE HISTORY OF A QUESTION
Present article provides deep analysis of research in the field of aging and in particular concerning problems of professional employment and retirement of an aging person in the late 1980s. Paper emphasizes that there is a significant difference between the notions of activity and professional employment, especially in regard with aging person. The methods used were well-developed in sociology and social psychology— questionnaires, interviews, longitudinal observations of life and work of some aging people and introspection. The participants were 880 pensioners. Among them 613 were positive about continuing working, 222 negative, 45 neutral or didn't answer at all. Out of 613 people having positive attitude towards employment, 256 were currently employed, 357 unemployed; 185 men and 485 women; 244 aged 50-59, 206 aged 60-64, 160 aged 65-69. The main value, as we can see from the data, was the work itself, ability to continue doing what a person was used to during his whole life which became a need. Work as active goal-oriented activity and need for communication, as a characteristic of a conscious personality, appeared to be closely related. Refs 6. Tables 2.
Keywords: aging, professional development, personality factors.
Как показала Перепись населения 1970 г., у нас в стране количество лиц старше 66 лет по сравнению со всем населением составило 11,8%, в настоящее время этот показатель возрос до 17% и в дальнейшем будет продолжать расти. И если 10 лет тому назад социологи мало интересовались проблемами старения — проблемой номер один была молодежь, — то теперь направленность на изучение старых людей значительно расширилась. Иначе и быть не могло: во-первых, потому что к 2000 г., а может быть, и раньше, число лиц пенсионного возраста составит четверть от всего населения (в некоторых городах, например в Ленинграде, в республиках — в Эстонии
Александрова Мария Даниловна — кандидат психологических наук, с 1957 г. по 1981 г. — доцент кафедры общей психологии факультета психологии Ленинградского государственного университета.
Alexandrova Maria D. — Ph.D. in Psychology, in 1957-1981 associate professor at general psychology department, Faculty of Psychology, Saint Petersburg State University (former Leningrad State University).
87
такой процент достигнут в настоящее время); во-вторых, потому что страна остро нуждается в рабочих кадрах, а пенсионеры представляют собой колоссальный резерв рабочей силы; в-третьих, Конституцией СССР особое внимание уделяется правам и обязанностям людей пожилого возраста.
Пионерами в разработке социальных проблем старения, несомненно, являются врачи и гигиенисты. Уже в 1949 г. З. Г. Френкель поставил вопрос о деятельной старости, о труде как факторе долголетия и возможности сохранения ценнейших трудовых резервов (см. об этом: [1]). Работа в этом направлении проводилась в ЛИЭТИНе и была продолжена М. И. Хвелицкой, З. З. Шнитниковой, Н. С. Косинской и др. Исследования проводились на ленинградском Кировском заводе и были направлены на изучение трудоспособности рабочих, продолжающих работать по своей квалификации в возрасте от 60 до 80 лет. Позже в ЛИЭТИНе образовался возглавляемый
A. А. Дыскиным отдел трудоустройства, который ведет широкие комплексные исследования, направленные на возможность трудовой реабилитации и трудоустройства пенсионеров и инвалидов.
З. З. Френкель, будучи не только демографом, но и гигиенистом, задал направление для развития специальной области — герогигиены (соответствующий отдел в Киевском институте геронтологии возглавляет Е. С. Стеженская).
Нельзя не отметить также, что в 60-х годах активную деятельность в области геронтологии вело Московское общество испытателей природы, в биологический отдел которого входила секция геронтологии. «Труд, а не отсутствие труда сохраняет и продлевает жизнь... Трудовой коллектив является наилучшей поддержкой для старика», — писал А. Н. Рубакин, председатель этой секции, и продолжал: «Нужно сохранять старых специалистов как "золотой фонд" нашего народного хозяйства».
Следует всегда помнить, что хотя социальные проблемы геронтологии и не нашли официальной почвы для широких исследований, они, тем не менее, были поставлены вышеназванными учеными, а позднее их изучение продолжили в своих трудах Е. И. Стеженская, Н. Н. Сачук, А. А. Дыскина, М. Д. Александрова, их сотрудники и многие другие.
В 70-х годах количество работ, посвященных социальным проблемам старения, возросло, и большое внимание было обращено на психологическую сторону занятости пожилых людей. Г. П. Сергеева, изучая возрастные особенности занятости, выявила различия между мотивами молодых и пожилых людей при выборе профессии, а также общую трудовую направленность тех и других [2].
Наиболее полно проблемы пенсионного возраста описаны в монографии
B. Д. Шапиро «Человек на пенсии: социальные проблемы и образ жизни» [3], где представлен многообразный материал. Во-первых, пенсионеры описываются как социально-демографическая группа. Выход на пенсию определяется как социальное событие и социальный процесс. Рассматривается адаптация пожилого человека к роли пенсионера. Специальная глава посвящается личностным характеристикам, причем в качестве исходного положения выступает диспозиционная гипотеза, разработанная В. Я. Ядовым. Диспозиция личности трактуется как трехуровневая система: нижний уровень — ситуативные ценности, средний уровень — общая направленность интересов и, наконец, высший уровень — ценностные ориентации. Третий — высший — уровень состоит из представления человека о главных целях его жизни и способах их реализации. В основе, по словам В. Д. Шапиро, лежат
88
фундаментальные социальные и психологические потребности субъекта, сформированные в данных конкретно-исторических условиях. Разработанную В. А. Ядо-вым диспозиционную гипотезу личности В. Д. Шапиро берет за теоретическую основу для анализа конкретного социально-психологического материала, полученного при разностороннем изучении человека-пенсионера.
Большой интерес представляет недавно вышедшая монография А. В. Дмитриева «Социальные проблемы людей пожилого возраста» [4]. Автор монографии исходит из основных положений исторического материализма, требующего понимания всех социально-экономических явлений как осуществленных, опосредованных исторической эпохой. В связи с этим А. В. Дмитриев рассматривает демографическую структуру общества в условиях развитого социализма и место в этой структуре людей пожилого возраста.
Всестороннее изучение процессов старения учеными мира, накопление огромного количества фактов позволили подойти к проблеме на уровне философского обобщения, что и попыталась сделать Т. В. Карсаевская с соавтором (Л. Т. Шаталовым) [5]. Т. В. Карсаевская, в отличие от А. В. Дмитриева, не абсолютизирует при анализе явлений старения ни один из уровней (социальный, биологический с его подуровнями).
Д. И. Валентей призывает к изучению демографических законов в их взаимосвязи с другими социально-экономическими явлениями общества в целях управления ими. Работа Д. И. Валентей [6] являет собой попытку применения глубокого системного анализа демографических фактов и показывает перспективу для комплексного подхода к изучению и управлению старением как биологическим и социальным явлением, давая тем самым возможность утвердить позицию Б. Г. Ананьева в науке о человекознании и определить место психолога в комплексном изучении стареющего и старого человека.
О личностном отношении (ценностных ориентациях, мотивах) пенсионеров по старости к занятости и факторах, на него воздействующих. Для того, чтобы выяснить, что стоит за субъективным фактором «хочу работать», мы воспользовались данными, полученными сотрудниками отдела трудоустройства ЛИЭТИНа, возглавляемого А. А. Дыскиным.
Среди пенсионеров сельской местности Ленинградской, Калининской и других областей были распространены анкеты с вопросами, направленными на выяснение образа жизни, семейного положения, материального благополучия, состояния здоровья, а также отношения к занятости. Последнее составило для нас особый предмет исследования. Мы воспользовались результатами первичной обработки анкет и фиксированного интервью, проведенного С. Н. Шелухиным, и подвергли эти данные социальному анализу.
Через анкетирование и интервью прошло более 1000 человек. Было отобрано 880 анкет.
Ряд вопросов анкеты специально направлен на выяснение личностного отношения к занятости, например: «Что заставляет Вас работать, будучи в пенсионном возрасте?» Опрашиваемым предлагалось выбрать одну или несколько среди указанных в анкете причин, некоторые из которых носят сугубо материальный характер: возможность повысить размер пенсии через перерасчет, возможность быть более обеспеченным материально, — а другие касаются духовных ценностей: потребность
89
трудиться, любовь, интерес к работе, желание почувствовать себя полезным обществу, желание находиться в коллективе. (Можно было указать и другие причины.)
Безусловно, крайне интересен уже тот факт, что позитивное отношение к трудовой деятельности продемонстрировали 68,8% от всего количества опрошенных пенсионеров по старости. Наличие тенденции к продолжению трудовой деятельности чрезвычайно важно с точки зрения выявления, во-первых, трудовых резервов села, а во-вторых — психологического фактора занятости: мы видим, что одной из существенных личностных характеристик советского человека, труженика села является его трудовая направленность. При этом другая часть пенсионеров по старости (26,2%) обнаружила в интервью нежелание работать и страх перед повышением пенсионного возраста мужчин до 65 лет; 5% дали неопределенный ответ на вопрос.
Об объекте и предмете исследования. Основные понятия. В качестве объекта исследования выступает реально существующая группа людей, которая именуется пенсионерами по старости, в отличие от других категорий пенсионеров.
Понятие «пенсионер» неоднородно. Следует различать: 1) пенсионеров по инвалидности; 2) пенсионеров по выслуге лет (среди военнослужащих, особой категории рабочих, ученых и др.), т. е. людей, которые имеют право выйти на пенсию, не достигнув 55-60 лет; 3) пенсионеров по старости — это женщины, достигшие 55 лет, мужчины — 60 лет. С такой формулировкой производится запись в трудовую книжку.
Объектом нашего рассмотрения являются главным образом работоспособные пенсионеры по старости, которые имеют законное право «уйти на заслуженный отдых», но в то же время, при желании, могут быть занятыми. Во всяком случае по закону любой пенсионер по старости, получая полную пенсию, имеет право работать по найму 2 месяца в году. Как правило, это женщины от 55 до 65 лет и мужчины от 60 до 70 лет.
Занятость как профессиональный труд по найму отличается от других видов общественно полезной деятельности. Занятость — понятие социально-экономическое; ему может противостоять незанятость как безработица или незанятость по закону, т. е. право не работать. В свою очередь понятие «общественно полезная деятельность» шире понятия «занятость». Оно включает в себя как занятость, так и все виды общественной работы, домашний труд, работу на личном земельном участке, уход за больными членами семьи и многое другое. Здесь вопрос рассматривается лишь в рамках занятости, т. е. профессионального труда по найму.
Предметом нашего рассмотрения выступают некоторые личностные характеристики пенсионеров по старости, связанные с одной из самых главных жизненных позиций человека — его отношением к труду как важнейшей ценности общества. Теория отношений, разработанная В. Н. Мясищевым, выдвигает в качестве основы, характеризующей личность, систему отношений человека. В. Н. Мясищев развивает идею Маркса о том, что личность отражает в себе как производственные, так и специальные человеческие отношения. Б. Г. Ананьев в своих трудах о человеке поддерживает социальную сущность личности, В. Я. Ядов — мысль о том, что ценностные ориентации составляют высшую содержательную основу личности. Идеи, высказанные каждым из авторов, не вступают в противоречие, а напротив, дополняют друг друга.
Исследование отношения пенсионеров по старости к занятости составляет одну из задач социальной психологии и социальной геронтологии. Специфика психологии
90
пенсионера как личности в системе ее отношений состоит именно в свободе выбора: работать или не работать. Это важнейший психологический момент, который требует специального изучения.
Однако свободный выбор (субъективный фактор: «хочу» — «не хочу») не может быть единственным при решении вопроса о занятости пенсионера, так как этот субъективный фактор сталкивается с другими как субъективными, так и объективными факторами. Он сталкивается с фактором «может» по медицинским и производственным показателям и с фактором «нужен», который объединяет в себе как субъективный, так и объективный момент. Соотношение факторов «хочет — может — нужен» должно составить предмет специального рассмотрения с психологической точки зрения.
Позитивные или негативные позиции пенсионеров в вышеназванной системе потребовали рассмотрения ценностных ориентаций, отношения к труду и влияния на них возраста пенсионера, пола, образования, самого участия в труде и т. п.
О методах исследования. В качестве методов исследования были взяты хорошо разработанные в социологии и социальной психологии анкетирование, интервью, лонгитюдинальные наблюдения за жизнью и трудом отдельных пенсионеров, самонаблюдение (автор — пенсионер по старости).
О субъективных и объективных факторах занятости пенсионера по старости. Решающую роль в вопросе о том, будет ли человек, достигший 55-60 лет, продолжать трудиться по найму — быть занятым, играет прежде всего его субъективное желание или нежелание. Это ведущий фактор, который мы обозначим словом «хочу», сокращенно — «Х».
Лица, приближающиеся к пенсионному возрасту или достигшие его, решают этот вопрос совершенно по-разному: одни хотят продолжать работать и страшатся перейти в новую социальную категорию «пенсионер», тем более «по старости», другие, напротив, радуются возможности освободиться от повседневного труда — «не хочу больше работать». Данные анкетирования показывают, что встречаются и нейтральные ответы «не знаю», «не задумывался», и уклонение от ответа на прямо поставленный вопрос. Такие ответы мы рассматривать не будем, а возьмем лишь позитивное и негативное отношение к занятости.
Однако для того, чтобы быть занятым, мало одного субъективного фактора «хочу» — «не хочу». Есть и другие факторы, без сочетания с которыми занятость не станет реальностью. Хотеть работать по своей квалификации, не будучи инвалидом, недостаточно — нужно еще и «мочь», как по медицинским и психофизиологическим (например, следует учитывать увеличение времени реакции, некоторое снижение слуха, несколько повышенный тремор и многое другое), так и по производственным показателям, т. е. здесь выступает фактор «М»: «может» — «не может».
И наконец, следует иметь в виду не менее существенный — а скорее даже более существенный — фактор «нужен» — «не нужен». Этот фактор неоднороден и включает в себя как объективный момент — сокращение штатов, упразднение специальности, закрытие предприятия, учреждения и т. п., так и еще более важный субъективный момент — «нужен или не нужен», вернее, «угоден» или «не угоден» пенсионер по старости начальнику, администрации, от которых зависят расстановка и подбор кадров. В некоторых случаях этот субъективный фактор (иногда его называют волевым) становится решающим.
91
Таким образом, всегда сталкиваются три фактора: «хочет — не хочет» («Х» — «не Х», «может — не может» ( «М» — «не М») и «нужен — не нужен» ( «Н» — «не Н»).
Разберем возможные, чисто теоретические, варианты и увидим, что за ними стоят вполне реальные человеческие отношения, скрываются важные личностные черты.
Случай 1-а: «Х — М — Н»,
Случай 1-б: «не Х — не М — не Н».
Эти варианты не требуют специального рассмотрения, так как все факторы совпадают — в случае 1-а позитивно, в случае 1-б негативно.
Случай 2-а: «Х — не М — Н»,
Случай 2-б: «не Х — не М — Н».
В случае 2-а, когда пенсионер нужен и хочет работать, но не может — не справляется, администрация найдет способ оставить данного работника на старом месте (иногда во вред производству) или предоставит ему посильную работу в том же учреждении, цехе, кафедре и т. п.
В случае же 2-б, когда пенсионер не хочет и не может работать, но по каким-то причинам он нужен, администрации приходится преодолевать его «не хочу», — впрочем, скорее всего, пенсионера оставят в покое.
Случай 3-а: «Х — М — не Н»,
Случай 3-б: « не Х — М — не Н».
Случай 3-а наиболее интересен с психологической точки зрения. Пенсионер хочет работать, вполне справляется, но он не нужен. Другое дело, когда он не угоден, не нужен начальнику, несмотря на все свое позитивное отношение к труду и на высокие производственные показатели. Начальник будет искать повод, чтобы уволить этого человека, воспользуется и старостью как мотивом для увольнения. Таким образом, между начальником и подчиненным возникает конфронтация.
Какие здесь могут быть причины? Конечно, такая социально-психологическая ситуация является типично конфликтной. По-разному она будет разрешаться на предприятии, в медицинском, научном или учебном учреждении, но главное — это человеческий фактор. Прежде всего, возникает вопрос: каков был статус сотрудника до пенсионного возраста, каков статус начальника? Какова степень компетентности того и другого? А главное: какие ценности и мотивы стоят за «не хочу» пенсионера, которого выживает начальник? Ответить на этот вопрос однозначно невозможно, так как здесь играют роль многие причины, некоторые из которых будут рассмотрены ниже.
Случай 3-б («не Х — М — не Н») вполне обойдется без конфликта: пенсионер может быть приглашен на другое место работы, где и будет использовать свое «может».
Случай 4-а: «Х — не М — не Н»,
Случай 4-б: «не Х — М — Н».
Случаи 4-а и 4-б, безусловно, заслуживают внимания психолога. Действительно, интересно рассмотреть как позитивное, так и негативное отношение к работе.
В случае 4-б начальник, администрация будут всеми силами стараться удержать пенсионера по старости из-за недостатка кадров, по производственным или субъективным причинам (например, где найдешь честного, хорошего главного бухгалтера или кто будет замещать начальника, если последний часто вынужден бывать в командировках). Причин для удержания пенсионера на работе множество. Однако
92
наряду с ними здесь действует фактор «не хочу». Негативный фактор «не Х» содержит в себе ряд личностных характеристик — систему отношений, ценностных ори-ентаций. В. Шапиро в своей книге [3] приводит некоторые из них.
Определенное место здесь занимает не столь типичное для советского человека полное отсутствие ценностной ориентации на занятость, чаще же негативное отношение к занятости вызывается мотивом: для женщин — необходимостью посвятить себя домашнему хозяйству, внукам; для мужчин — желанием посвятить себя домашним делам, хобби. Наряду с вышеназванными причинами негативного отношения к занятости немалую роль играет отношение к рабочей группе (плохой психологический климат) и непосредственно к начальнику. Плохой начальник — важнейший мотив для ухода на пенсию. Для пенсионера по старости фигура начальника представляет ценность, он на нее ориентируется. Это особый вопрос для социально-психологического исследования.
Характеристика выборки. Из 880 человек высказали положительное отношение к занятости («хочу работать») 613 человек, или 68,8%; 222 человека (26,2%) высказали негативное отношение; 45 человек (5%) ответили неопределенно или вовсе не ответили.
Из 613 человек, имеющих положительную установку к занятости, оказалось 256 работающих и 357 неработающих; 244 чел. в возрасте 55-59 лет, 206 чел. — 6064 года, 163 чел. — 65-69 лет.
Фактор образования. 356 чел. (мужчин и женщин) имеют начальное образование, 183 чел. — среднее, 74 чел. — среднее и высшее.
Результаты подсчета ответов 613 человек, позитивно настроенных к занятости, позволили проследить за соотношением причин, побуждающих к трудовой деятельности, и факторов, на них влияющих (табл. 1).
Таблица 1
Сравнение материальных и духовных ценностных ориентаций и факторов,
на них воздействующих (в %)
№ Ценностные ориентации ФАКТОРЫ Среднее
Занятость Возраст Образование Пол
Работающие Неработ. 55-59 60-64 65-69 Начальное Среднее Высшее М Ж
1 Материальные ценности 35 29 29 32 33 31 32 19 28 31 30
2 Духовные ценности 65 71 71 68 67 69 68 81 72 69 70
Из табл. 1 видно, во-первых, что материальные ценности составляют 30% от всех названных (подчеркнутых в анкете), а духовные — взятые суммарно — составляют 70%. Сам по себе этот факт очень интересен, из него следует, что позитивное отношение к занятости у пенсионеров по старости обусловлено не только необходимостью поддержания материальной стороны жизни, но и направленностью на другие ценности. Во-вторых, на материальную заинтересованность более всего оказывают влияние сам фактор занятости (35%) и фактор образования. Люди с высшим образованием, главным образом интеллигенция села, обнаруживают наименьшую материальную заинтересованность (19%) по сравнению с духовной.
Оказывается, что с возрастом ориентация на материальные ценности возрастает (29% — 32% — 33%); у женщин эта ориентация немного выше, чем у мужчин (31% — 28%).
93
Следует отметить, что ценностные ориентации, как на это указывает В. Шапиро и как мы установили из интервью и бесед, связаны с необходимостью, желанием помочь главным образом внукам. Большинство среди опрошенных занятых пенсионеров, выдвинувших материальную ценность в качестве единственной, ради которой работает человек, имеют семью. Семья чаще всего трехступенная: дед, отец, внук — и заработок деда (бабки) составляет существенную часть бюджета. В случае нуклеарной семьи (дед и бабка живут отдельно) пенсионеры по старости все равно помогают детям и внукам (у нас имеются материалы по лонгитюдному наблюдению за рядом семей). Таким образом, материальная ценностная ориентация обращается, по сути дела, в духовную.
В пунктах анкеты были представлены наиболее важные духовные ценности, на которые ориентируется человек. У пенсионеров по старости имеется своя специфика в иерархии ценностных ориентаций и воздействующих на них факторов (табл. 2).
Таблица 2
Соотношение между духовными ценностными ориентациями (мотивами) занятости между собой и факторами, на них воздействующими (в %)*
Ценностные ориентации, мотивы занято спи Фатсторы М
занятость Возраст Образование пол
раб не раб 55-59 69-64 65-69 Нач. Сред. Специальное и высшее М Ж
1 Потребность трудиться 211 241 211 22й 241 22° 271 16ш 25] 221 22.41
2. Желание быть е коллективе 1эп 18ш 141У 261 14° 241 19ш 281 21й 19™ 22.2П
3. Желание быть полезным обществу |4ш 23° 19п 18ш 241 16™ 23й 26й |7ш 20" 20.0Ш
4. Любовь интерес к своей работе 21У 17™ Ю™ 7IV 91У И™ 91у 81" 9 3П'
Всего 65 71 71 68 67 69 68 81 72 69 71.9
* Римскими цифрами обозначено ранговое место в иерархии ценностных ориентаций.
Из табл. 2 видно, что потребность трудиться достаточно высока, и по средним показателям она дает наивысший процент (22,4%). Факторами, более всего воздействующими на эту потребность, оказываются образование и возраст. У лиц со средним образованием показатель по этой потребности наивысший (27%); напротив, у лиц со специальным и высшим образованием в качестве основного мотива занятости выступает не сама потребность трудиться (16%), а другие потребности. У неработающих лиц потребность трудиться выше, чем у работающих, у мужчин выше, чем у женщин. Стремление к общению в коллективе у лиц со средним образованием ниже, чем у лиц с высшим образованием, для которых коллектив и общественная полезность составляют наибольшую ценность. По среднему показателю полезность и общение имеют равное значение, а содержание самого труда имеет наименьшее значение по сравнению с другими ценностями1.
За цифрами, приведенными в таблицах, стоят ответы реальных людей, которые попытались определить свое отношение к трудовой деятельности, к занятости.
1 Имеется в виду отсутствие статистически значимых различий. — Прим. Л. А. Головей,
О. Ю. Стрижицкой.
94
Главной ценностью, как видно из данных, выступает сам труд, возможность осуществлять выработанную годами привычку к труду, которая стала насущной потребностью. Теснейшим образом с трудом как активной целенаправленной деятельностью связана возможность и необходимость общения, характеризующая сознательность личности. Человек — личность постольку, поскольку он соотносит себя с другими личностями. Коллектив дает возможность проявить себя как личность, в этом и состоит ценность общения в коллективе. Осознание себя как члена общества, полезного этому обществу, присуще советскому человеку. Беспомощность, ненужность особенно тяготят старого человека, заслуженный отдых не всегда дает удовлетворение. Наконец, содержание самого труда, интерес к нему составляют огромную ценность.
Выход в практику. Смена и взаимоотношения поколений, образ жизни и занятость являются проблемами, связанными в единую систему. Сюда относятся, например, такие глобальные вопросы, как начало трудовой деятельности (с 14, 15 или 16 лет) и окончание ее. Что считать пенсионным возрастом для мужчины — 60 или 65 лет? Для женщины — 50-55, а может быть, 60 лет? В случае повышения рождаемости (обязательно по 2 ребенка в семье) кто должен обеспечивать уход за детьми, их воспитание? Каков удельный вес государственных учреждений по сравнению с домашним воспитанием? Что лучше: чтобы бабушка-пенсионерка пополнила ряды рабочих или дома воспитывала будущее поколение?
Встает множество больших и трудноразрешимых проблем, над которыми задумываются партийные и государственные деятели, с одной стороны, и ученые — демографы, юристы, экономисты, социологи, гигиенисты, врачи, психологи и др. — с другой. Изучение смены и взаимодействия поколений, образа жизни и занятости требует учета научных факторов и построения теории и имеет прямой выход в практику, который реализуется в планировании социального развития как страны в целом, так и отдельных ее звеньев.
В качестве одной из практических задач геронтологии выступает задача изучения трудоспособности и трудоустройства пенсионеров по старости. Существует немного учреждений, специально предназначенных для решения этих задач. Таким учреждением, в частности, является Ленинградский институт экспертизы и трудоустройства инвалидов (ЛИЭТИН) — учреждение, находящееся в ведении министерства социального обеспечения. Решать вопросы, связанные с применением труда пенсионеров, можно лишь комплексно. Такие исследования и ведутся отделом трудоустройства ЛИЭТИНа.
Знание психологической стороны проблемы трудоустройства пенсионеров по старости остро необходимо при решении кадровых вопросов, изыскании способов привлечения работоспособных пенсионеров к труду. При организации разъяснительной работы, выработке различного рода рекомендаций необходим индивидуальный подход наряду с выявлением общих тенденций, характерных для пенсионеров по старости как социальной группы.
Литература2
1. Александрова М. Д. О возрастных лимитах трудоспособности // Возрастная психология взрослых. Вып. 2 / под ред. Б. Г. Ананьева, Е. И. Степановой. Л.: Изд-во ЛГУ, 1971. С. 123-127.
2 Список источников частично восстановлен О. Ю. Стрижицкой.
95
2. Сергеева Г. П. Возрастные особенности занятости // Демографические проблемы занятости. М., 1970. С. 33-42.
3. Шапиро В. Д. Человек на пенсии: социальные проблемы и образ жизни. М.: Мысль, 1980. 208 с.
4. Дмитриев А. В. Социальные проблемы людей пожилого возраста. Л.: Наука, 1980. 232 с.
5. Карсаевская Т. В., Шаталов А. Т. Философские аспекты геронтологии: монография. М.: Наука, 1978. 216 с.
6. Валентей Д. И., Зверева Н. В. Изучение народонаселения: вопросы методологии. М.: Изд-во МГУ, 1987. 156 с.
96