Научная статья на тему 'ПОЖАРЫ НА СУДНЕ, КАК ПРИЧИНА ГИБЕЛИ МОРЯКОВ'

ПОЖАРЫ НА СУДНЕ, КАК ПРИЧИНА ГИБЕЛИ МОРЯКОВ Текст научной статьи по специальности «Прочие медицинские науки»

CC BY
3
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
пожар / аварийность на флоте / безопасность мореплавания / авария / fire / accidents in the fleet / safety of navigation / accident

Аннотация научной статьи по прочим медицинским наукам, автор научной работы — В Е. Гречишников, В В. Ганнесен

Данная работа посвящена одному из наиболее распространённых видов аварий на судах – пожарам. В работе рассмотрена статистика по пожарам на судах за последние годы, причины возникновения пожаров и факторы, представляющие опасность для людей во время пожара. Также рассматриваются материалы расследования судовых пожаров, повлекших человеческие жертвы среди членов экипажа. В ходе исследования были сделаны выводы о том, что в подавляющем большинстве случаев виной гибели человека при пожаре, и, непосредственно причиной пожара, служит человеческий фактор. А именно: халатное отношение к технике пожарной безопасности, а также недостаточная подготовка членов экипажа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FIRES ON THE SHIP AS A CAUSE OF DEATH OF SAILORS

This work is devoted to one of the most common types of accidents on ships – fires. The paper considers statistics on fires on ships in recent years, the causes of fires and factors that pose a danger to people during a fire. The materials of the investigation of ship fires that caused human casualties among the crew members are also being considered. In the course of the study, it was concluded that in the vast majority of cases, the human factor is responsible for the death of a person in a fire, and the direct cause of the fire is the human factor. Namely: negligent attitude to fire safety equipment, as well as insufficient training of crew members.

Текст научной работы на тему «ПОЖАРЫ НА СУДНЕ, КАК ПРИЧИНА ГИБЕЛИ МОРЯКОВ»

ПОЖАРЫ НА СУДНЕ, КАК ПРИЧИНА ГИБЕЛИ МОРЯКОВ

В.Е. Гречишников, курсант

Научный руководитель: В.В. Ганнесен, доцент

Дальневосточный государственный технический рыбохозяйственный университет (Россия, г. Владивосток)

DOI:10.24412/2500-1000-2024-11-2-164-168

Аннотация. Данная работа посвящена одному из наиболее распространённых видов аварий на судах - пожарам. В работе рассмотрена статистика по пожарам на судах за последние годы, причины возникновения пожаров и факторы, представляющие опасность для людей во время пожара. Также рассматриваются материалы расследования судовых пожаров, повлекших человеческие жертвы среди членов экипажа. В ходе исследования были сделаны выводы о том, что в подавляющем большинстве случаев виной гибели человека при пожаре, и, непосредственно причиной пожара, служит человеческий фактор. А именно: халатное отношение к технике пожарной безопасности, а также недостаточная подготовка членов экипажа.

Ключевые слова: пожар, аварийность на флоте, безопасность мореплавания, авария.

Пожары на морских судах являются самой большой проблемой безопасности в судоходной отрасли. По данным ИМО (2021), 270 из 1400 аварий, зарегистрированных в период с 2013 по 2023 год, были связаны с пожарами и взрывами, что составляет 19,2% зарегистрированных инцидентов [1]. Пожар на судне является очень серьёзной аварией, так как далеко не всегда возгорание происходит в зоне действия какой-либо системы объёмного пожаротушения и, зачастую, требует тушения вручную. Из опыта предыдущих аварий можно сделать вывод, что первые 15 минут борьбы с огнём на судне критически важны. Если за это время не удаётся совладать с огнём, то судно обычно гибнет. Объясняется это тем фактом, что внутри корпуса и надстроек задействовано большое количество таких мате-

ю

риалов, как: дерево, ткань, пластик, краски и пр., которые очень хорошо поддерживают горение, зачастую выделяя при этом отравляющие вещества.

Причины пожара могут быть различными (самовозгорание груза и ГСМ, тепловое проявление электрической энергии, и т.д.), однако, чаще всего это - человеческий фактор. Большинство специалистов считают, что пожары в 70% случаев возникают по вине личного состава экипажа. Пренебрежение правилами пожарной безопасности, небрежность, безответственность - факторы, способствующие возникновению пожаров, влекущих за собой гибель членов экипажа и, возможно, судна целиком [2]. Таким образом, пожары на судах возникают по многим причинам (рис. 1).

■ 1. Повреждение электрооборудования - 30%

2. Неправильное обращение е огнем - 20%

3. Нарушение правил хранения горючих и

смазочных материалов - 15%

4. Короткое замыкание - 10%

■ 5. Сбои в системе пожаротушения - 8%

6. Проблемы с кухонным оборудованием - 5%

■ 7. Проведение сварочных работ - 4%

■ 8. Неправильная эксплуатация оборудования - 3%

■ 9. Неисправности в системах отопления - 2%

■10. Другие причины - 3%

Рис. 1. Причины возникновения пожаров на борту судна International Journal of Humanities and Natural Sciences, vol. 11-2 (98), 2024

Пожар на судне всегда требует от членов экипажа больших усилий для борьбы с ним. Ставит под угрозу жизни моряков и создаёт чрезвычайно опасную ситуацию для судна.

С точки зрения воздействия пожара на человека к опасным факторам [3] пожара отно-

сится выделение едких газов, пониженная концентрация кислорода, высокая температура, непосредственный контакт с огнём, взрывы и задымленность (рис. 2).

Открытый огонь

Опасные лучистые потоки, испускаемые пламенем

Температура среды

Опасны вдыхание горючего воздуха

и ожоги кожи

Токсичные продукты горения

Опасны окись углерода, а также продукты горения

Потеря видимое™ Вследствие задымления

Опасно нарушение организованного движения (эвакуация) людей

Понижение концентрации кислорода

Опасно уменьшение концентрации кислорода В воздухе при сгорании различных веществ И материалов

Рис. 2. Воздействие факторов пожара на человека

Наибольшее количество токсических газов образуется при горении полимерных материалов (статистика: 70-90% людей гибнет по причине отравления токсическими продуктами горения полимерных материалов) [4].

Обращаясь к материалам расследования пожара [5], произошедшего 21.04.2023 на среднем добывающем судне (СДС) «КАЛ-ТАН», находившемся в территориальных водах Республики Корея, необходимо выделить пару ошибок, не обозначенных в «извлечённых уроках и выводах» расследования. Несмотря на то, что экипаж СДС принимал действия по ликвидации пожара, все они оказались безрезультатными, так как быстро распространяющееся пламя и токсичный дым быстро заполнили жилые помещения, коридоры и ходовой мостик ввиду открытых иллюминаторов и дверей. В процессе тушения пожара выяснилось, что ящик с баллонами аппарата сжатого воздуха (АСВ) находился в огне, а добраться до снаряжения пожарного не представлялось возможным из-за задымления и огня в коридоре. Отсутствие доступа к снаряжению повлекло за собой смерть 4-х че-

ловек, так как не было возможности должным образом провести герметизацию помещений и эвакуацию членов экипажа. На основании чего нужно сделать вывод о том, что по крайней мере один из постов хранения снаряжения пожарного должен иметь доступ с верхней палубы. Кроме того, в отделке судовых помещений применялись материалы, при горении которых выделяется обилие едкого, токсичного дыма. Использование материалов, неудобренных регистром, в свою очередь, тоже является нарушением, не обозначенным в «выводах» расследования.

Ещё одним случаем, когда халатное отношение к серьёзным вещам послужило причиной гибели членов экипажа, является пожар на рыболовном судне «КАПИТАН СУЛИ-МОВ» в Норвежском море 13.07.2017.

Входе расследования было установлено, что в порту была произведена погрузка гоф-тары в ненадлежащее помещение, предназначенное для перевозки рыбной муки. Укладка была выполнена с явным нарушением условий хранения грузов данного типа: штабель гофтары по высоте достигал подволока, где

соприкасался со светильника, не имеющего защитной сетки и плафона. Как следствие -возник пожар, который был потушен членами аварийной партии с помощью водопожарной системы и системы объемного паротушения. Выждав время и убедившись, что температура в помещении не растет, на разведку отправились два человека, экипированные в СИЗОД (средство индивидуальной защиты органов дыхания), их страхование снаружи обеспечивали два матроса в лепестковых респираторах, что, опять же, является прямым нарушением техники безопасности. Спустя некоторое время обеспечивающие спустились вниз для освещения входа переносной лампой. Один из матросов, не имеющий СИЗОД потерял сознание. К нему на помощь отправились два члена экипажа, но, почувствовав удушье, выбрались наружу. Несмотря на очевидную опасность в загазованное помещение капитаном были отправлены еще 3 человека без СИ-ЗОД, которые вскоре там потеряли сознание. Подняв пострадавших из загазованного помещения, члены экипажа под руководством судового врача приступили к реанимационным действиям, однако, они не привели к положительному результату -судовой врач констатировал смерть четырёх человек.

Грубые нарушения со стороны лиц командного состава во главе с капитаном судна стали причиной гибели 4-х человек. Анализируя материалы расследования [5], можно сказать, что человеческих жертв можно было избежать, учитывая следующее:

- погрузка опасных грузов (в данном случае - гофтары) на судно должна осуществляться в соответствии с правилами пожарной безопасности и не должна препятствовать условиям безопасной эксплуатации судна;

- нахождение членов экипажа в загазованном помещении допускается исключительно в аппаратах, изолирующих органы дыхания;

- аварийный случай на судне является стрессовой ситуацией, требующей от экипажа, особенно от членов аварийной партии, должной психологической подготовки.

В целях предупреждения подобных инцидентов в будущем, необходимо принимать во внимание вышеперечисленные факторы и осуществлять более качественный контроль операций при работе с опасным грузом.

Рассматривая так же возгорание на рыболовном судне «ЭНИГМА АСТРАЛИС», произошедшее 21.01.2020 в Охотском море [5], следует отметить, что несмотря на то, что людских жертв удалось избежать, было произведено пагубное влияние на экологическую обстановку в результате гибели судна. Возгорание, предположительно произошло по причине короткого замыкания проводки за обшивкой подволока судовых помещений. Пожар быстро распространился по судну, помещения заполнил едкий черный дым и значительно выросла температура. Огонь перекинулся на надстройки и верхнюю палубу, учитывая сложность тушения огня, капитан принял решение спустить все спасательные плоты для оставления судна экипажем. Из-за невозможности продолжения борьбы с огнём все члены экипажа были эвакуированы на подошедший на помощь СРТМ «ЮМИР», а позже доставлены на КРКПБ «ВСЕВОЛОД СИБИРЦЕВ»

После эвакуации всех членов экипажа, судно продолжило дрейфовать, после чего затонуло с тралом, полным улова (150 т) и другими орудиями лова, мороженной рыбной продукцией в трюмах (364 т), а также топливом и смазочным маслом в танках. Причиной возгорания, предположительно, стало короткое замыкание электропроводки за обшивкой подволока внутренних помещений. Способствующими аварии факторами послужило фиктивное проведение тревог по борьбе за живучесть и отсутствие практических занятий по борьбе с пожаром, как следствие, экипаж не был готов к чрезвычайной ситуации, причинившей серьёзный экономический и экологический ущерб.

Аварией, так же послужившей выведению судна из эксплуатации ввиду нецелесообразности его ремонта является пожар на рыболовном судне «КАПИТАН ЧЕРНОВ», в Охотском море 18.05.2017. Согласно материалам расследования [5], возгорание произошло в результате короткого замыкания кабельных трасс судна, эксплуатация которых производилась в аварийном режиме. При обнаружении запаха дыма, на судне была объявлена общесудовая тревога. Экипаж начал разведку очага возгорания, который был установлен в районе расположения силового щита и подволока над ним на уровне верхней

палубы. Аварийная партия приступила к тушению пожара вначале пенными и углекис-лотными огнетушителями, затем забортной водой. Ввиду того, что воздух в дыхательных аппаратах закончился, аварийная партия не успела полностью ликвидировать очаг возгорания и была вынуждена покинуть помещение. Далее, из-за короткого замыкания прекратил работу один из пожарных насосов. Поняв, что силами экипажа устранить пожар не удается, капитан судна передал сигнал бедствия, на который откликнулось рыболовное судно СРТМ «РЕАЛ». Аварийная партия продолжила сдерживать распространение огня с помощью преданных с СРТМ «РЕАЛ» средств, а также работы пожарного насоса этого судна. Позже, ввиду неэффективности была прекращена борьба с пожаром, экипаж был эвакуирован, а терпящее бедствие судно взято на буксировку. В результате спасательной операции, все члены экипажа остались живы и были успешно эвакуированы, а судно отбуксировано в порт. Необходимо упомянуть, что экипаж судна не был укомплектован в соответствии с руководящими документами, что послужило безуспешности борьбы с пожаром на начальной его стадии и допуску недипломированных лиц к оборудованию и механизмам. Помимо этого, противопожарное оборудование содержалось в ненадлежащих условиях, а именно - один из баллонов АСВ

число людей, задействованных в борьбе с пожаром.

Заключение

Подводя итог, следует сказать, что пожар на судне - чрезвычайно опасное происшествие, которое может повлечь за собой серьёзные убытки из-за простоя судна на ремонте, а, самое главное - людские жертвы. Особенностью пожара так же является также то, что в большинстве случаев судно теряет ход/возможность управляться, а, следовательно, многократно повышается вероятность его гибели (в результате выброса на мель, опрокидывания или столкновения).

Исходя из материалов расследования пожаров на судах, можно сделать вывод о том, что несмотря на непосредственную причину возгорания, тяжесть последствий определяется грамотностью действий экипажа, которая в свою очередь основывается на подготовке. Так же немаловажную роль играет контроль за содержанием средств для борьбы с пожаром и инструктаж аварийных партий.

В связи с тем, что человеческий фактор лежит в основе большинства аварий, общее их количество и тяжесть их последствий можно сократить путём качественной подготовки экипажа. Важна как теоретическая составляющая, так и практическая отработка навыков на специализированных тренажёрах, максимально приближенных к реальным условиям.

не был готов к использованию, что сократило

Библиографический список

1. Ганнесен В.В., Петрова Е.Е. О специфике пожаров в машинном отделении // Научные труды Дальрыбвтуза. - 2024. - Т. 69, № 3. - С. 215-222. - Б01 10.48612ШгуЫиг/2024-69-21. -ББК УШКУИ.

2. Чемакина Т.Л., Опанащук Н.Б., Решетнев М.А. Применение системы пенотушения на нефтеналивных судах // Фундаментальные и прикладные проблемы техники и технологии. -2022. - № 4 (354). - С. 83-88.

3. Колегаев М.А. Иванов Б.Н. Басанец Н.Г. Безопасность жизнедеятельности и выживание на море. Учебное пособие. - Одесса, 2008. - 355 с.

4. Бордюг А.С., Частоколян А.В. Подготовка к борьбе с пожаром по расширенной программе. - Керчь, 2019.

5. Официальный сайт Госморречнадзор Gosmorrechnadzor. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://rostransnadzor.gov.ru/rostransnadzor/podrazdeleniya/sea (дата обраще-ния:14.09.2024).

- TexnuHecKue nayHU -

FIRES ON THE SHIP AS A CAUSE OF DEATH OF SAILORS

V.E. Grechishnikov, Cadet Supervisor: V.V. Gannesen, Associate Professor Far Eastern State Technical Fisheries University (Russia, Vladivostok)

Abstract. This work is devoted to one of the most common types of accidents on ships - fires. The paper considers statistics on fires on ships in recent years, the causes offires and factors that pose a danger to people during a fire. The materials of the investigation of ship fires that caused human casualties among the crew members are also being considered. In the course of the study, it was concluded that in the vast majority of cases, the human factor is responsible for the death of a person in a fire, and the direct cause of the fire is the human factor. Namely: negligent attitude to fire safety equipment, as well as insufficient training of crew members.

Keywords: fire, accidents in the fleet, safety of navigation, accident.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.