Научная статья на тему 'Появление партии «Центр» на политической арене Германии'

Появление партии «Центр» на политической арене Германии Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
932
128
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАРТИЯ «ЦЕНТР» / ЛЮДВИГ ВИНДТХОРСТ / ВЫБОРЫ В РЕЙХСТАГ 1871 Г. / ХРИСТИАНСКИЙ СОЦИАЛИЗМ / THE CENTRE PARTY / REICHSTAG ELECTIONS OF 1871 / CHRISTIAN SOCIALISM / LUDWIG WINDTHORST

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ольховская О. В.

Зародившись на заре Германской империи, партия «Центр» оставила заметный след в немецкой истории. В политической жизни страны партия занимала особое место. В традиционную систему либерализм, консерватизм, социализм вошло совершенно новое для Германии политическое направление христианский социализм.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Centre Party, which had emerged at dawn of the German Empire, left an evident trace in german history. This party took a particular place in political life of the country. In german traditional system of liberalism, conservatism and socialism appeared a cardinally new political course the so-called Christian socialisms.

Текст научной работы на тему «Появление партии «Центр» на политической арене Германии»

УДК-943.08

ПОЯВЛЕНИЕ ПАРТИИ «ЦЕНТР» НА ПОЛИТИЧЕСКОЙ АРЕНЕ ГЕРМАНИИ

О.В. Ольховская

Зародившись на заре Германской империи, партия «Центр» оставила заметный след в немецкой истории. В политической жизни страны партия занимала особое место. В традиционную систему - либерализм, консерватизм, социализм - вошло совершенно новое для Германии политическое направление - христианский социализм.

Ключевые слова: партия «Центр», Людвиг Виндтхорст, выборы в рейхстаг 1871 г., христианский социализм.

Победа Пруссии в войне с Австрией в 1866 г. практически положила конец надеждам на объединение немцев по «великогерманскому пути». При «малогерманском варианте» католики оказывались в положении конфессионального меньшинства. Радикально настроенные евангелисты посчитали, что настало время для «похода на Рим». Положение усугублялось неприязнью населения Западной и Южной Германии (значительную часть составляли католики) к Пруссии, которая стремилась взять под контроль эти земли. Вопрос о политическом объединении католиков и необходимости защиты интересов католической церкви вновь стал актуальным.

В ноябре 1870 г. состоялись выборы в прусскую палату, результат которых был благоприятен для католической части населения (избраны 52 парламентария). Депутаты-католики представляли интересы всех сословий и всех частей страны, вследствие чего часть из них придерживались консервативной точки зрения в политике, другим же были не чужды демократические идеи.

Для создания общей политической платформы перед выборами в рейхстаг Карл Фридрих фон Савиньи и Петер Райхеншпергер организовали встречу в Берлине. 13 декабря политики достигли договоренности по созданию новой фракции в прусской палате депутатов, что фактически обозначало появление новой партии. При обсуждении названия возник небольшой спор, который ясно показывает наличие совершенно разных политических взглядов у членов фракции. Маллинкродт настаивал на варианте «Католическая народная партия» или «Консервативная народная партия». Если бы был принят первый вариант, это сразу бы оттолкнуло избирателей других вероисповеданий и подвергло бы новое политическое образование нападкам со стороны других партий. Название «Консервативная народная партия» предполагало наличие наряду с консерватизмом и демократических идей. Рассматривался вариант «Антилиберальная партия». Дело в том, что большинство католического населения выступало за федеративное оформление единого немецкого государства с предоставлением широкой самостоятельности его членам. В этом вопросе католики противопоставляют себя либеральным стремлениям власти. Впоследствии один из основателей «Центра» епископ Майнца Кеттелер писал: «Борьба должна вестись против централизации, к которой стремится либерализм...» [8, 8. 12]. Августом Райхеншпергером и господином фон Савиньи было предложено имя «Центр (конституционная партия)». Уточнение «конституционная партия» давалось для того, что не путать новое политическое образование со старым католическим Центром. Основатели «Центра» пытались подчеркнуть неконфессиональный характер партии.

Негласно в 1871 г. председателем фракции стал Карл Фридрих Савиньи, который сыграл важную роль в основании «Центра». Его политические требования отличались умеренностью и неконфликтностью по отношению к власти: он выступал как за гегемонию Пруссии в Германии, так и за интересы католических части населения в новой империи. Заслуга Савиньи в том, что он сумел разные политические взгляды членов партии «Центр» свести к некому среднему значению.

48 депутатов стало членами конституционной партии. Это были одни из самых талантливых политиков того времени: Герман фон Маллинкродт, Франц фон Баллестрем, Клеменс фон Хеерманн, Рудольф Пробст, Петер и Август Райхеншпергеры, Вильгельм Эммануэль Фрайхерр фон Кеттелер...[10, 8. 99].

Людвиг Виндтхорст, впоследствии ставший лидером партии, присоединился к ним лишь в 1871 г. перед выборами в рейхстаг. В 1876 г. на заседании рейхстага в полемике с депутатом Ласкером он вынужден был заметить: «.Я не образовывал фракцию «Центр». Это произошло без

моего участия. Меня лишь пригласили присоединиться. И до сих пор я рад, что принял это приглашение» [11, 8. 345]. Уже в 1874 г. он стал признанным лидером и оставался таковым до самой смерти (1891 г). Очень высокую оценку в своих мемуарах дает Виндтхорсту как политическому деятелю кайзер Вильгельм I: «.«Центр», в лице своего лидера Виндтхорста, имел в парламенте выдающегося представителя.» [1, с. 21]. Трудно подыскать человека, который бы превосходил его в умении быстро ориентироваться в политической жизни и пользоваться этим для целей своей партии [2, с. 136]. Он отличался красноречием, тактом, деловитостью. По своим убеждениям Людвиг Виндтхорст принадлежал к сторонникам «великогерманского пути». Он считал, что в 1866 г. «Бисмарк привел власть к победе над правом» [12, 8. 323]. В учреждающем рейхстаге Виндтхорст выступал за ответственное министерство, двухпалатную парламентскую систему и расширение национальных прав. Лидер «Центра» пользовался громадным влиянием в своей партии, и естественно, что его идеи во многом определили политику партии. Однако, возможно, именно фигура бывшего ганноверского министра в рядах партии «Центр» стала одним из факторов, вызвавших недоверие и даже открытую неприязнь со стороны железного канцлера. Испытывая постоянные нападки на заседаниях рейхстага со стороны блестящего оратора, каким и являлся Виндтхорст, несколько косноязычный Бисмарк видел в нем своего личного врага.

В феврале 1871г. партия «Центр» выступила со своей программой, авторами которой стали Карл Фридрих фон Савиньи и епископ Майнца фон Кеттелер, известный как приверженец идеям христианского социализма.

Первым пунктом программы оговаривалось «безусловное признание власти Германской империи в ее нынешних правовых границах» [6, с. 61]. Исходя из христианского вероучения, любая власть исходит от Бога: «Государственный порядок - это не голое творение рук человеческих, а божественное произведение. Бог предписал, чтобы люди жили в упорядоченных отношениях друг с другом, начальственная сила среди них должна существовать...» [9, 8. 50]. Следовательно, факт создания Германской империи принимался как промысел Божий. Таким образом, члены «Центра» заявили о своей изначальной готовности к сотрудничеству с правительством. Далее судьба государства зависит уже от людей, стоящих у власти: либо это будет общество на основе свободы и взаимопомощи, либо на основе эгоизма, который ведет к «абсолютизму и ошибочной централизации» [9, 8. 41]. Депутаты «Центра» выступили за «соблюдение автономии входящих в Германскую империю отдельных земель насколько это допускает единство империи и имперские законы». «В германской империи должны быть установлены подлинно германские формы конституционного устройства (...); они должны охватить в интересах народа весь его общественный строй; следует создать корпоративные объединения в противовес механическим конституциям либерализма и осуществить самоуправление в противовес голому бюрократизму» [6, 8. 61-62].

Вся программа «Центра» была сформулирована, исходя из принципа свободы, братства, равенства, которые «обозначают наивысшее задание людей, соответствуют самым возвышенным правдам христианства». Но свобода в трактовке христианства и либерализма несколько отличаются. С точки зрения христианского социализма «свобода человека - это отражение божественного существа в человеческой душе» [9, 8. 1-19]. Истинный христианин, пользуясь своей свободой, будет направлять свои помыслы на благо ближнего своего. В трактовке либерализма свобода ведет, прежде всего, к удовлетворению собственных интересов.

В следующем пункте программы подчеркивалось, что «христианская религия как в империи, так и в отдельных государствах, во всех своих делах при отправлении культа должна основываться на праве свободы» [6, 8. 61].

Свободное самоопределение и выбор - это также необходимая предпосылка политической и социальной свободы. Поэтому «признанные христианские конфессиональные организации должны самостоятельно управлять своими делами и сохранять право собственности на культовые, учебные и благотворительные заведения и фонды». «На принципах самоуправления должно быть организовано и внутреннее земельное, окружное и общинное управление» [6, 8. 61-62].

Депутаты «Центра» в своей политике исходили из того, что «верной основой государства и гражданского общества являются религия, нравственность и справедливость» [8, 8. 4]. В противовес этому существует государство, которое основывается на принципах чистой пользы и целесообразности для себя, а не для общества в целом. Идеи такого государства, по мнению сторонников христианского социализма, легли в основу либерализма, который под маркой «теории пользы, использует человеческий класс для того, чтобы навязать ее особые интересы всему народу». «Либерализм имеет свою внутреннюю природу, которая принуждает его к унификации

всего мира и всех людей до последнего школьника, как в Китае, так и в Германии». «Поэтому борьба должна вестись против централизации, к которой стремится либерализм как в отношениях между имперской силой и правительством отдельных стран, так и во всем внутреннем законодательстве» [8, 8. 8-12]. В одном из своих трудов епископ Майнца заявил, что «законодательство является поистине возвышенным правом государственной власти. Оно должно быть не только справедливым, но и простым». «Современное государство стало фабрикой законодательства. Законы текут рекой, и бесчисленные палаты постоянно делают новые законы, бесчисленные правительственные распоряжения, объявляют новые предписания» [9, 8. 43-46]. Согласно предвыборной программе «Центра» «в Германской империи должны господствовать германское право и германская свобода в смысле правовой обеспеченности индивидуальной и коллективной свободы, в отличие от лживой свободы абсолютизма и либерализма, которая уничтожает свободу личности и коллектива» [6, 8. 62].

«Истинная свобода не должна относиться только к самым непосредственным личным делам индивидуума, а должна распространяться на те социальные союзы, в которых идет жизнь. Человек социален от природы, он не может жить только для себя. С самого рождения он связан узами семьи. С течением времени вокруг него нарастают дальнейшие круги кооперативной связи» [9, 8. 36]. То есть сама природа нам подсказывает правильный вариант общественного устройства, а именно устройства общества и его институтов на корпоративных началах (крепкий институт семьи, корпорации рабочих, основанные на принципах взаимопомощи и т. д.). «Христос и его церковь учат, что Бог сотворил человека как картину, которая похожа на него. В каждом человеке есть частичка его божественного существа, его божественной правды и его божественной любви человеческой природы. Из этого воззрения следует необходимость наивысшего внимания ко всем людям» [9, 8. 5]. В программе были предложены меры по решению социальных проблем общества: «законодательная защита женского и детского труда от эксплуатации их властью капитала. Защита трудящихся посредством издания законов о рабочем времени и воскресном отдыхе. Законодательная защита здоровья и жилищ, принадлежащих трудящимся в рабочих поселках. Учреждение инспекции, контролирующей соблюдение законов о защите рабочего сословия» [6, 8. 62]. Реализуя идеи равенства и справедливости в христианстве, депутаты «Центра» выступали за «уменьшение государственного налогового бремени; равномерное налогообложение». Традиционно для католиков большое внимание уделялось школе: «нет такого вопроса, который был бы важнее для будущего, чем вопрос о правовом положении школы» [9, 8. 201]. Депутаты «Центра» как и представители духовенства опасались стремления власти отделить школу от церкви, сто привело бы к уменьшению возможностей последней влиять на массы. В свою защиту католическая церковь обращала внимание общества на то, что «среди германских народов матерью и основательницей школ стала именно церковь. Она привлекала детей из всех сословий, чтобы дать им более высокое образования» [9, 8. 201]. Согласно христианским воззрениям «школа - это не самостоятельное учреждение нарду с институтом семьи, государством, церковью, а зависимая от них помощница. Такое положение школы предоставлено ей самой природой и религией» [9, 8. 209]. Таким образом, в деле образования людей одновременно участвуют и семья, и государство, и церковь. В ответ на стремление власти к единоличному контролю за школой в программе «Центра» предлагалось решение школьного вопроса с позиции нравственной и политической свободы, а также права личного выбора: «свобода высшего, среднего и начального образования под законодательно регулируемым надзором государства и организация государственных школ, но не по произволу государственных властей, а в соответствии с реальными, религиозными, духовными и нравственными потребностями народа» [6, 8. 62].

Таким образом, государственное и общественное устройство видится идеологами «Центра» с позиции христианского социализма.

Программа 1871 г. носила универсальный характер, что сделало ее основой политики партии на несколько десятилетий. Периодически партия «Центр» выступала перед избирателями с предвыборными обращениями, в которых в дополнение к действующей программе провозглашались приоритетными для своей дальнейшей деятельности актуальные на тот момент проблемы.

Отличительной чертой новой партии стала ее социальная гетерогенность. Программа «Центра», написанная на идеях христианского социализма нашла отклик среди всех слоев населения. Среди электората партии можно выделить как минимум 4 больших социальных группы: католическая аристократия и духовенство, крупная буржуазия, мелкая и средняя буржуазия, часть рабочего класса. Не смотря на то, что основатели «Центра» не позиционировали

партию как католическую, именно религия стала связующим звеном между порой совершенно противоположными элементами.

В 1871 г. доля избирателей-католиков, проголосовавших за партию Центра, была наиболее низкой. Это можно объяснить тем, что партия только оформлялась, поэтому была плохо известна за пределами Западной и Южной Германии. В период же культуркампфа до 80 % католического населения голосовало за партию Виндтхорста.

Таблица 1

Степень поддержки партии Центра избирателями-католиками [13, 8. 74]

Год Доля избирателей католиков от общего населения (в %) Доля избирателей-католиков, отдавших голоса партии Центра (в %)

1871 34,1 57,2

1874 35,9 83

1877 31,7 83

1878 29,9 80,9

1881 27,8 86,3

1884 29 80

Специс жческой чертой электората партии «Центр» стала его концентрация в отдельных

районах Германской империи: Бавария, Аахен, Швабия, Кельн, Трир, Оппельн, Нижняя Франкония, Мюнстер, Верхний Пфальц. Естественно, что в этих районах партия «Центр» имела наибольшую поддержку. Подобное территориальное рассредоточение электората позволяло партии несколько десятилетий сохранять стабильное число мест в рейхстаге.

Наибольшую приверженность к Центру с самого начала проявляли католики, проживающие в правительственном округе Мюнстер (Вестфалия). В последние десятилетия XIX века доля его избирателей превышала там удельный вес католического населения. Это означает, что по ряду причин за кандидатов «Центра» голосовала и часть консервативно настроенных протестантов [3, с. 272]. Так, например, к по сути католической партии примыкала группа «ганноверских патриотов», идеалом которых является восстановление Ганноверского королевства, в 1866 г. проглоченного Пруссией. За «вельфов» голосуют около 100 тыс. избирателей [2, с. 143]. Это лютеране. С «Центром» их связывал лидер партии, бывший ганноверский министр Людвиг Виндтхорст, который на протяжении всей своей жизни оставался верным ганноверскому королевскому дому.

В 1871 г. за партию «Центр» проголосовало 718 тыс. избирателей, что позволило ей иметь в рейхстаге 63 представителя. Таким образом, католики уступили лишь либералам, которые получили 125 депутатских мест [14, в. 85-86]. С каждыми следующими выборами «Центр» закреплял свой успех и на протяжении десятилетий стабильно имел 100 мандатов.

Таблица 2

Результаты выборов в рейхстаг ведущих политических партий (1871-1881 гг.) [4, с.

____________________________________2701._____________________________________________

од Консерват оры ал-либе Тацион залы Левые либералы «Центр » сдпг

% Ч ел. ел. ел. ел. ел.

871 2 3 9 4 0 25 ,3 7 8,6 3 ,2

874 1 4,1 5 5 9,7 55 0 7,8 1 ,8

877 1 7,7 7 8 7,2 28 ,5 9 4,8 3 ,1 2

878 2 6,6 1 16 3,1 9 ,8 9 3,1 4 ,5

881 2 3,7 7 8 4,6 7 3,1 15 3,2 00 ,1 2

,£ак видно из таблицы, депутаты «Центра» представляли значительную часть рейхстага, которую Бисмарк не мог не замечать. Появление новой партии канцлер встретил с настороженностью: «С самого начала я рассматривал...образование конфессиональной фракции в политическом собрании, как абсурдное явление. Тем не менее, вернувшись из Франции, я

находился под впечатлением и надеждой, что мы будем иметь в католической церкви опору - хотя, может быть, беспокойную и требующую осторожного обращения. В первой сессии рейхстага я тщательно воздерживался от всяких заявлений по этому вопросу; я говорил себе: вопрос слишком важен, я подожду, как разовьется эта партия, дружественно или враждебно; я молчал». [5, с. 193]. В партии «Центр» Бисмарк видел оплот всем антипрусским и антиимперским тенденциям. Фигура Виндтхорста, ранее занимавшего пост министра в уничтоженном Пруссией Ганновере, лишь убеждала канцлера в изначальной оппозиционности политического образования католиков правительству. Бисмарк при поддержке консерваторов и национал-либералов начал политику культуркампфа. «Центр» оказался в оппозиции правительству. Вопреки ожиданиям канцлера, гонения лишь укрепили авторитет партии, сделали ее более сплоченной. «Центр» стал настоящей партией масс.

Несколько десятилетий партия католиков определяла политику Германии. С приходом к власти фашистов в 1933 г. «Центр» самораспустился. Однако уже весной-летом 1945 г. большинство его выживших членов основали надконфессиональное христианское сообщество, которое вскоре преобразовалось в Христианский демократический союз Германии.

The Centre Party, which had emerged at dawn of the German Empire, left an evident trace in german history. This party took a particular place in political life of the country. In german traditional system of liberalism, conservatism and socialism appeared a cardinally new political course - the so-called Christian socialisms.

The key words are: the Centre Party, Reichstag elections of 1871, Christian socialism, Ludwig Windthorst.

Список литературы

1. Вильгельм I. Мемуары. Петроград. 1923.

2. Новгородцев Л.В. Германии и ее политическая жизнь. СПБ., 1904.

3. Ходорковский Д. Католицизм и рабочий класс Германии 1871-1933. М., 1978.

4. История Германии. Документы и материалы. Т. 3. М., 2008. .

5. Градовский А. Д. Государство и церковь в Пруссии, 15 лет «культуркампфа» 1870-1886 // Вестник Европы № 7-8, СПб., 1886.

6. Deutsche Parteiprogramme 1861-1961 // Hrsg. Treue W., В., 1956.

7. Husgen E. Ludwig Windthorst. Koln, 1970.

8. Ketteler W. E. Die Zentrums Fraktion auf dem ersten Deutschen Reichstage. Mainz, 1872.

9. Ketteler W. E. Freiheit, Autoritat und Kirche. Erorterungen uber die groBen Probleme der Gegenwart. Mainz, 1862.

10.Hoffman R. Geschichte der deutschen Parteien: Von der Kaiserzeit bis zur Gegenwart. Munchen, 1993.

11.Stenographische Berichte uber Verhandlungen des Reichstags. B., 1876. S. 740.

12. Lill R. Zur Politik Ludwig Windthorsts // Politische Ideologien und nationalstaatliche Ordnung. Munchen, 1968.

13.Schauff J. Katholische Wahler und Zentrumspartei // Wahlerbewegung in der deutschen Geschichte. Berlin, 1978.

14.Rehm H. Deutschlands politische Parteien. Ein Grundriss der Parteienlehre und der Wahlsysteme. Jena, Fischer, 1912.

Об авторе

Ольховская О.В. - аспирант Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.