в Великобритании, Квебек во Франции, национальные республики в Российской Федерации). По отношению к этой группе библиотек, по нашему мнению, было бы корректным использовать определение «этнонациональные библиотеки», чтобы компенсировать тем самым понятийную многозначность термина «национальные»;
- вне зависимости от типа все национальные библиотеки обладают общими признаками, а именно: соответствующим масштабом; характером формирования (учреждаются государством в лице правительств региона, области, республики); правом на обязательный экземпляр; обязанностью консолидировать, сохранять и передавать из поколения в поколение письменные памятники культуры страны (региона). Едины и функции национальных библиотек: универсальный библиографический контроль в соответствующей сфере; формирование полных фондов отечественных документов; организация международного обмена.
Литература
1. Крысин Л. П. Толковый словарь иноязычных слов. М., 2008.
2. Грицанов А. А. Новейший философский словарь. М., 1998.
3. Ожегов С. И., ШведоваН. Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1997. С. 1112.
4. Тюлина Н. И. Национальная библиотека. М., 1988. C. 8-9.
5. Fell-Smith Ch. John Dee: 1527-1608. London: Constable and Company, 1905. URL: http://www. johndee.org/charlotte
6. Vitiello G. Alessandrie d’Europa. Storie e vi-sioni di biblioteche nazionali. Milano, 2002.
7. Naude G. Avvertenze per la costituzione di una biblioteca. Bologna, 1994.
8. Александрийская библиотека // Энциклопе-
дический словарь Брокгауза и Ефрона. URL: http:// www.slovopedia.com/10/209/981056.html; Фролов
Э. Д. Античный Мусейон в его развитии от частноправового института к государственному учреждению // Античное общество: Власть и общество в античности. Вып. 4. СПб., 2001. С. 17 и др.
9. Guillermo G. El deposito legal de obras impre-sas en Espana; su historia, su reorganization y resul-tados, 1958-1961. Madrid, 1962; Lariviere J. Guidelines for legal deposit legislation. Paris, 2000.
10. Григорьев Ю. В. Система обязательного экземпляра произведений печати в СССР. М., 1959.
11. Там же. С. 28; См. также: Григорьев Ю. В. Версии происхождения системы обязательного экземпляра // Мир библиографии. 1999. N° 5. С. 59-67.
12. Григорьев Ю. В. Система обязательного экземпляра ... С. 40.
13. Самарин А. Ю. Неизвестный указ Екатерины II о доставке обязательного экземпляра в Библиотеку Петербургской Академии наук // Вторые Лупповские чтения. М., 2006. С. 81-88.
14. Информационно-библиотечная сфера: международные акты и рекомендации: сб. спра-воч.-нормативн. и рекомендательн. материалов. М., 2001. С. 60.
15. Harrodl. The librarian’s glossary. L., 1938. P. 105.
16. Esdaile A. National libraries of the world. L., 1934; 2 ed.: L., 1957.
17. National libraries: their problems and prospects. Paris, 1960. P. 2.
18. Burston G. National libraries: an analysis // International libraries review. 1973. Vol. V. № 2. P. 183-194.
19. National libraries. L., 1979 and other books.
20. Социологический энциклопедический словарь. М., 2009. С. 724.
N. в. chizhova. the notion «national library»: theoretical and methodological BASES IN international AND DoMESTIC pRACTICES
On the basis of the review and generalization of information about the history and typology of the world and this country's largest libraries, the categorical status of the notion «ethnic and national library» is proved in the article.
Key words: library science, libraries' typology, national libraries.
Д. А. ПУСТАРНАКОВА
ПОЯВЛЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИХ ЖЕНСКИХ ЖУРНАЛОВ В РОССИИ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ xix ВЕКА
Анализируя первый женский общественно-политический журнал «Рассвет», автор сосредоточивает внимание на отражении в нем идеалов женского движения, обобщает в этом ракурсе характер опубликованных на страницах этого издания материалов.
Ключевые слова: дореволюционная периодика России, женское движение, общественно-политические женские журналы, журнал «Рассвет».
В первом этапе отечественного женского движения (1850-1890-е гг.) социологи выделяют несколько фаз, каждая из которых оказала особое влияние на формирование прессы для женщин и обсуждение женского вопроса. По мнению И. И. Юкиной, обозначенный период можно дополнительно структурировать следующим образом.
С середины 1850-х до начала 1860-х годов протекала латентная фаза: были сформулированы проблемы определенных социальных групп (крепостных, бедноты), в это время протест адресовался и представителям власти, и социальной системе в целом. Российское женское движение переживало эту фазу на волне общедемократического подъема в ситуации
социально-экономического и политического кризиса. Во второй фазе (начало 1860-х - конец 1880-х) происходила формализация, «создание организационных структур движения», направляющих коллективные действия. Третью фазу (с 1880-х) характеризовала институализация движения - «процесс приспособления <...> к существующим социальным институтам. Женское движение России 1858-1905 годов институализировалось как благотворительно-просветительское <...> Оно само, по сути дела, стало <...> институтом социального призрения и поддержания образования женщин различных слоев и групп» [1].
Правление Александра II внесло изменения в общественную жизнь и в сферу журналистики: были сняты многие запреты прежнего правительства, 16 января 1858 года вышли правила, разрешившие печатную полемику по важнейшим государственным проблемам, в том числе и крестьянскому вопросу. Пресса активно откликнулась на это разрешение. И поскольку женский вопрос, в числе прочих, мыслился как проблема государственной важности, закономерным стало появление первых специальных изданий, посвященных данной тематике.
Отечественная пресса размышляла о том, какой быть современной женщине. В центр дискуссий были поставлены:
- статус женщины как матери, жены, воспитательницы своих детей, работницы;
- проблема бесправия и неравенства женщины в семье и обществе;
- значение женщины в общественном прогрессе, в профессиональной деятельности;
- определение путей женского развития в свете идеала европеизированного («жорж-зандизм», «сенсимонизм») или православного («добрая жена»);
- отношение мужчины, «как субъекта социального действия, к положению женщины в стране» [2].
Отечественное женское движение пошло по либерально-демократическому пути. Эмансипация в глазах его деятельниц предполагала снятие ограничений, налагаемых на женщину обязанностями жены и матери, освобождение от диктата мужчин во всех сферах жизни, признание морального и социального равноправия представителей разных полов.
Не обходилось без перегибов и ложной эмансипации, которая проявлялась в стремлении женщин внешне подражать мужчинам - в одежде, привычках, стиле поведения. Не случайно в ходе развернувшихся споров о женском вопросе общественная мысль настойчиво пыталась определить идеальный тип русской женщины. Для публицистов «Русского слова», «Отечественных записок» таковым идеалом закономерно стала героиня романа Н. Г. Чернышевского «Что делать?» Вера Павловна. Для консервативных (в лучшем смысле этого слова) журналистов воплощением черт национального самосознания русского народа, носительницей истинно женских свойств и качеств продолжала оставаться пушкинская Татьяна Ларина. Как показала история, позиция «Русского слова», «Отечественных записок» имела наиболее значительное влияние и большую популярность у представительниц женского движения.
Активный интерес к положению женщины в обществе, как мы уже говорили, спровоцировал появление специализированных женских изданий
литературно-общественного типа, которые можно охарактеризовать и как первые общественно-политические. В 1859 году, чтобы «пробудить женщину», артиллерийский офицер В. А. Кремпин начал выпускать журнал «Рассвет». Приведем слова, характеризовавшие его издательскую концепцию:
«Наконец, на рассвете нового дня для России, подлетает гений к спящей русской женщине и будит ее, указывая на тот путь, по которому она должна идти, чтобы сделаться гражданкою и приготовить себя к высокому долгу, - быть воспитательницею нового возрождающегося поколения <.> “Мое назначение быть матерью, женой и хозяйкой в доме мужа”, - говорит русская женщина.
- И гражданкой в своем отечестве, повторяет ей современное общество, то есть женщина должна вникнуть в современные идеи, сочувствовать им и, по возможности, принимать участие в общем движении вперед» [3].
Широкому читателю журнал «Рассвет» известен прежде всего потому, что раздел «Библиография» в нем вел Д. И. Писарев (до того как перешел в «Русское слово»). Рецензируя различные книги и статьи, которые могли заинтересовать читательницу, он высказал и свое мнение по женскому вопросу. Характеризуя работы первых радетелей женского движения, критик писал, что «подобные мысли, проведенные в жизнь, способны сформировать женщину гармонически развитую, способную приносить пользу, нравственно свободную и следовательно счастливую» [4].
Не менее любопытны и остальные материалы издания, в которых редакция опытным путем пыталась нащупать кратчайшие и наиболее доходчивые пути к умам читательниц.
Первые номера 1859 года были преимущественно литературными: не случайно в первом номере сразу после программной статьи «От редакции» шел материал некоего Разина о пользе чтения. Круг полезного (в смысле формирования нового женского сознания) чтения и стремилась определить редакция, публикуя произведения зарубежной литературы, затрагивающие проблемы эмансипации («Дочь лавочника» - новость о несчастной судьбе девушки должна была стать уроком для читательниц), семейного благополучия («Бедный дворянин» - «прелестная картина семейного счастия, мира и любви» [5]) и др.
В 1860 году в журнале стало больше публицистики и научно-познавательных материалов, также адаптированных к восприятию женщин: авторы увлекательно, через понятные дамам аналогии рассказывают о сложных природных явлениях и живой природе. В этом отношении особенно примечательно опубликованное в 3-4-м номерах естественнонаучное сочинение Мишле «Насекомое». «Тысячи предметов, представляющихся страшными, когда мы смотрим на них простыми глазами, изменяются в поразительно-нежные и вдыхают в нас высшее чувство изящного <.> если, например, мы возьмем каплю крови, вещества красновато-кирпичного цвета, не представляющего на первый раз ничего особенного и, засушив ее, потом взглянем на нее чрез увеличительное стекло, то увидим великолепные розовые узоры, и, притом, такие нежные, что после них ветви коралла покажутся некрасивыми и даже грубыми» [6]. Не менее привлекательно описана и
бабочка моли: «Возьмем только той легкой пыли, которая покрывает ее крылышки, и мы изумимся, когда увидим, что природа истощает все свои усилия для того, чтобы дать этому ничтожному существу все средства летать вдоволь и без утомления. Для этого она усеяла его крылышки не пылью, как это нам кажется, а бесчисленным множеством воздушных пузырьков. Таким образом, крылышки служат ему чем-то вроде парашютов, орудий, очень удобных для полета. Раскрытые крылышки поддерживают малютку-аэронавта в воздухе без утомления на неопределенное время» [7].
К общественной жизни издатели приобщали своих современниц через исторические примеры, взятые из биографий великих женщин прошлого (Е. Р. Дашкова, Шарлотта Корде, королева Мария-Антуанетта) и выдающихся мужчин (Т. Н. Грановский, М. В. Ломоносов, Г. Р. Державин, Д. И. Фонвизин и др.). Однако немалое внимание уделялось и поступкам женщин, ничем особенным не выделявшихся: читательницам проще было экстраполировать их жизненные истории на собственную судьбу. В таком духе написаны «Образцы труда английских женщин последнего полустолетия» К. Л. Бельфур - книга, «заключающая в себе биографии нескольких женщин, замечательных по своей деятельности, обращенной на пользу общественную, и живших в исходе прошедшего и начале нынешнего столетия <...> Представляя образцы прекрасно употребленной женской деятельности в разных родах и на разных поприщах, она фактически уясняет вопрос “о женском труде”, о том, к каким занятиям может или не может быть способна женщина» [8]. Редакция подчеркивала, что именно эти вопросы ныне занимают умы передовых читательниц.
Заметное место в журнале отводилось рубрике «История современных политических событий», призванной расширять женский кругозор в об-
ласти внешней и внутренней политики. И здесь материалы имели оттенок занимательности, что не наносило урона познавательности (приведем в пример очерк Е. Карнович «Римские папы в былое и в настоящее время»).
Женский общественно-политический журнал «Рассвет» просуществовал сравнительно недолго -с 1859-го по 1862 год. Тем не менее, на первых шагах он дал бесценный опыт формулировки проблем, волновавших представительниц отечественного женского движения, положил начало поиску адекватных форм донесения новых идей до широкой женской общественности. Он начал претворять в реальность программу просвещения «новой женщины», деятельно служил привлечению этой новой категории читателей и обогащению знаниями из различных областей жизни.
Литература
1. Юкина И. И. Историко-социологический анализ женского движения России середины XIX - начала ХХ в.: дис. ... канд. социол. наук. СПб., 2000. С. 114.
2. Березкина Е. П. Типология женских образов в народническом романе: на материале творчества Н. А. Арнольди, С. И. Смирновой, Н. Д. Хвощин-ской, О. А. Шапир: дис. ... канд. филол. наук. Улан-Удэ, 2004. С. 17.
3. От редакции // Рассвет. 1859. № 1. С. 3.
4. Библиография // Рассвет. 1859. № 11. С. 60.
5. Косьянс Г. Бедный дворянин (сцены из фламандской жизни) // Рассвет. 1859. № 1. С. 103.
6. Мишле. Насекомое // Рассвет. 1860. № 3.
С. 381-382.
7. Там же. С. 382.
8 Бельфур К. Л. Образцы труда английских женщин последнего полустолетия // Рассвет. 1860. № 4. С. 447.
D. A. puSTARNAKovA. EMERGENCE oF SoCIAL AND poLITICAL woMEN'S MAGAziNES IN RuSSIA
in the second half of the xix century
Analyzing the first social and political women's magazine «Rassvet» the author pays attention to the reflection of ideals of the women's movement in it and generalizes the character of the material published in the magazine from this point.
Key words: pre-revolutionary periodical press in Russia, women's movement, social and political women's magazines, magazine «Rassvet».
Ю. С. ФИОШИНА
ДУХОВНОЕ В ИСКУССТВЕ ХХ ВЕКА: АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ РЕФЛЕКСИИ В. КАНДИНСКОГО
Предпринята попытка осмысления идей В. Кандинского с позиций современной философии и эстетики искусства, в контексте актуализации идеационального типа культуры вXXвеке. Предлагая собственную трактовку сущности духовного в концепции Кандинского, автор статьи находит параллели между его мыслями и направленностью творчества современных художников - выявляет актуальные для современного искусствознания методологические аспекты.
Ключевые слова: идеациональная культура, кризис духовного, абстракция, принцип внутренней необходимости, «грамматика живописи».
Утверждения об искусстве ХХ века как принад- кам построения произведения заметно доминируют
лежащем культуре чувственного типа, акцентиро- в искусствоведческой литературе. Между тем ре-
ванное внимание к телесности, к способам и техни- альное состояние искусства являет более сложную,